ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
Управление инновационным развитием Омской области
С. Н. Кужева,
к. э. н., доцент кафедры менеджмента, докторант, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Результаты, средства, источники и условия развития Омской области свидетельствуют о создании предпосылок для перехода к инновационному типу социально-экономического развития региона.
It is time to get social and economic developing within Omsk region innovated as the corresponding performance, means, sources and terms show.
Рост экономического потенциала, обеспечивающий социальное благополучие населения, в требованиях настоящего времени невозможен без учета влияния инновационного фактора, ему способствует возникновение в национальных хозяйствах принципиально новых организмов — инновационных систем, функционирующих благодаря высокой научной активности предпринимательского сектора и политике государства, стимулирующей инновационные процессы [3].
Обсуждая проблему региональной специфики инновационного развития можно предположить, что в открытой и динамичной экономической системе не существует географических границ для новых плодотворных научно-технических идей и разработок. Тем не менее, в печати и научных дискуссиях в нашей стране и за рубежом все чаще встречаются понятия «региональная инновационная политика», «региональная инновационная система». Дело, очевидно, в сложившейся по различным причинам (природным, демографическим, историческим и др.) неравномерности экономического развития отдельных территорий, разного удельного веса производств, принадлежащих к различным технологическим укладам. Объективный характер существующих различий и вызываемые ими противоречия заставляют органы государственного управления и местные вла-
сти различного уровня дифференцировать подход к выбору пути перехода к высшим технологическим укладам, искать дополнительные резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития. Большое внимание уделяется при этом такому практически неисчерпаемому ресурсу, как научно-технический прогресс, внедрение инноваций [4-7].
Особая роль при переходе к инновационному развитию отводится государственной инновационной политике. Она призвана создать экономические условия и стимулы для широкого распространения и внедрения наукоемких технологий, и в силу взаимообусловленности развития разноуровневых социально-экономических систем, обеспечить эффективное использование и развитие научно-технического потенциала регионов.
В то же время возрастает роль территориальных органов власти в развитии инновационных процессов, наукоемких отраслей промышленности, что требует от них гибкости, быстрого принятия решений, сотрудничества в реализации крупномасштабных проектов. Один из факторов развития региона — способность генерировать, распространять и внедрять инновации, то есть функционирование региональной инновационной системы. Она представляет систему взаимосвязанных организаций, занятых производ-
ством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий; а также институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы, нацеленных на создание, хранение и трансферт знаний и навыков, лежащих в основе новых технологий. Необходима также региональная научно-инновационная политика, как совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.
Формирование территории инновационного развития предусматривает дополнение федерального законодательства принятием региональных нормативных актов [1], разработку адекватных механизмов поддержки инновационной деятельности, учета тенденций технологического развития, требований рынка, конкурентных преимуществ территории, в частности, наличие сформированных кластеров.
13 июля 2004 г. принят закон № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области». Согласно п. 1 ст. 2 данного закона «инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий» [1]. Это деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) не новизны ради и не с целью подтверждения возможности практического использования нового, а исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т. п.). «Инновация — конверсия нового знания в экономические и социальные блага» [2]. Сущность экономической категории «инновация», причина ее возникновения — стремление завоевать потребителя через производимый товар/услугу, которую он воспримет или предпочтет аналогичному конкурирующему товару/услуге.
Научно-инновационная политика в регионе реализует все значимые аспекты государственной научно-технической политики и не может быть представлена как простое сведение планов научно-технического развития отраслей. Она осуществляется при учете недопущения развития одной отрасли за счет ущемления возможностей научно-технического развития других отраслей в регионе; важности технологической дополняемости отраслей, обеспечивающей комплексное развитие региона; соответствия технико-экономических параметров отраслей специализации региона и технических параметров имеющейся инфраструктуры, обслуживающих и вспомогательных производств; региональных особенностей и требований к научно-техническим, проектным и инженерным решениям, конструкциям машин и оборудования, применяемым материалам и видам энергии на всех стадиях разработки и осуществления инноваций; нацеленности ее на создание благоприятных социально-экономических и экологических условий в регионе; особенности периода ее осуществления. Реализу-
ется инновационная политика и обеспечивается функционирование региональной инновационной системы с помощью прямых и косвенных методов, стимулов.
Прямые методы регулирования представлены двумя формами: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами (прежде всего, о бюджете), принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям — финансирование деятельности научно-исследовательских организаций и учреждений образования. Программно-целевая форма регулирования инноваций предполагает конкурсное и контрактное финансирование последних посредством целевых программ поддержки нововведений; созданием системы государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг (госзакупки); предоставлением фирмам кредитных льгот для осуществления нововведений и т. д.
Особое место в системе «прямых» мер воздействия на инновационный бизнес, преимущественно в виде специальных программ, занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных фирм в области НИОКР и кооперацию высшей школы с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых идей до стадий их коммерческой реализации, с другой, — создания условий заинтересованности промышленности в финансировании академических и поисковых исследований, подготовке высококвалифицированных специалистов. Здесь просматривается перспективная направленность инновационной политики, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций.
Косвенные методы нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой, — на создание благоприятного общехозяйственного социально-политического климата для новаторской деятельности. Косвенные методы весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику, реализуются через принятие законодательных норм. Амортизационное законодательство позволяет использовать преимущества ускоренной амортизации для стимулирования обновления основных фондов. Либерализация налогового законодательства поощряет самостоятельное финансирование НИОКР частным сектором, если найдена оптимальная модель налогообложения прибыли. Вводится налоговая скидка на приращение вложений в НИОКР или «налогового кредита», при использовании которого общая налогооблагаемая база изменяется в зависимости от годового приращения расходов на НИОКР, а также отсрочки в налогообложении за изобретательский доход, налоговое стимулирование развития малого инновационного предпринимательства, использование пониженных ставок за использование местных ресурсов. Чисто психологически наличие данных норм налогообложения заставляет более благожелательно относиться к плани-
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
руемому росту ассигнований на исследования и разработки и положительно воздействует на инновационную активность.
Патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия — интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Благоприятно сказывается на повышении научной активности в стране положение, позволяющее изобретателю, подобно землевладельцу, получать «инновационную ренту», то есть плату за пользование его изобретением. Для более активного использования патентной системы в целях усиления инновационного потенциала и конкурентоспособности необходима гармонизация патентной системы в рамках СНГ для снижения дублирования и расширения помощи малым и средним фирмам; обеспечение недорогой патентной охраны, отвечающей нуждам заявителей, включая снижение патентных пошлин; популяризация и облегчение доступа к патентной информации.
Антимонопольное законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы — важного фактора стимулирования инновационной активности. Запрещение антиконкурентных соглашений и злоупотребления господствующим положением на рынке; понижение порога доминирования (позиция предприятия может быть признана доминирующей, если оно захватило более 40% рынка).
В систему правового регулирования инновационной сферы должны входить законодательные и нормативные акты в области авторских прав, о научнотехнической политике, статусе научных учреждений и научных работников, свободное от проявлений частных интересов регулирование стандартизации. Упрощение разработки стандартов, стимулирование установления коммерчески опробованных стандартов (в отличие от директивно устанавливаемых) способствует инновационному развитию.
Создание социальной инфраструктуры включает в себя развитие региональной транспортной, телекоммуникационной сетей, а также обеспечение доступа к национальным сетям. Формирование единой информационной системы тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельных функционально обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, маркетинг, сбыт. Взаимодействия участников инновационной системы могут обеспечиваться путем создания различных ассоциаций, организаций государственной системы научнотехнической информации.
Мероприятия инфраструктурной направленности — строительство социальных объектов (жилье, сфера обслуживания), развитие региональных транспортной, телекоммуникационной сетей, обеспечение доступа к национальным сетям, создание консорциумов, центров трансферта технологий, инженерных центров, фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фондов стартового и венчурного финансирования, научных и технологических парков и других перспективных фор-
мирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи. Благодаря эффективности государственной поддержки таких идей, различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инноваций, но и реально ощущают преимущества совместной работы.
Проблема подготовки общественного мнения, информирования общественности по принципиальным вопросам научной и инновационной политики в последнее время рассматривается как важное условие формирования климата, благоприятствующего распространению научно-технических достижений. Особенно важно формирование позитивного общественного мнения на переломных этапах НТП.
Система управления научно-инновационной сферой Омского региона представляет собой совокупность органов федерального и регионального управления, оказывающую согласованное воздействие на субъекты научно-инновационной деятельности. Содержание системы управления определяется характером организационно-экономических отношений в научно-инновационной сфере региона. В последнее время управление научно-инновационной сферой в Омском регионе подвергается изменениям. К основным тенденциям изменений можно отнести следующее:
► регионализм, как широкий спектр политических, экономических, культурных процессов в регионе, проявляющихся в децентрализации власти и управления, укреплении экономической самостоятельности, сохранении и развитии культурных и этнических традиций, в учете на федеральном уровне потребностей и интересов регионов;
► развитие системы местного самоуправления, в том числе составление местного бюджета за счет собственных источников его пополнения;
► наличие законодательного органа, принимающего нормативные акты местного значения в рамках своей компетенции для решения актуальных региональных проблем самостоятельно хозяйствующими субъектами и в научно-инновационной сфере;
► повышение ответственности региональных властей за состояние и развитие в регионе научно-инновационного потенциала, формирование и функционирование региональной инновационной системы;
► демократизация организации научной деятельности, реализуемая системой общественных научных организаций;
► функционирование в научно-инновационной сфере региона самостоятельно хозяйствующих субъектов различных форм собственности, независимых от центральных, ведомственных и региональных властей, предопределяющее широкое использование экономических методов управления;
► развитие научно-инновационной сферы региона как подсистемы научно-инновационной сферы страны и как подсистемы социально-экономической сферы региона, развитие региональной инновационной системы как подсистемы национальной инновационной системы.
Элементы хозяйственной системы и их изменение в реальном времени характеризуется количе-
ственными показателями, а закономерности связей между ними выявляют, прежде всего, статистические зависимости. Развитие как многомерный процесс, включающий изменения во многих сферах жизни, характеризуют результаты, средства, источники и условия.
Рост промышленного производства в Омской области достигается за счет повышения совокупной производительности факторов производства. Результаты развития характеризуются следующим. За последние три года объем промышленной продукции увеличился на 52,1%, в тоже время фондоотдача повысилась на 60,2%, а производительность труда — на 59,4%. Производство промышленной продукции на одного работника увеличилось в топливной промышленности на 56,7%, машиностроении и металлообработке — на 88,2%, лесной и деревообрабатывающей промышленности — на 247,1%, промышленности строительных материалов — на 71,9%, легкой промышленности — на 51,1%, пищевой промышленности — на 67,7%, электроэнергетике — на 10,6%, химической и нефтехимической промышленности — на 12% [6].
Вместе с тем происходящие в последние годы сдвиги в промышленности не привели к изменению позиции отдельных отраслей, в соответствии с потребностями перехода к инновационной модели развития. В структуре промышленного производства доля электроэнергетики и топливной промышленности увеличилась с 28,7 до 30,8%, машиностроения и металлообработки — с 14,5 до 15,5%. Доля химической и нефтехимической промышленности уменьшилась с 16,9 до 14,7%, пищевой промышленности — с 29 до 27,5%. При этом увеличилась доля инвестиций в крупные и средние предприятия топливно-энергетического комплекса с 13,8 до 22,7%, промышленности строительных материалов — с 0,2 до 1,2%, сократилась доля предприятий машиностроения и металлообработки с 1,5 до 0,9%, лесной и деревообрабатывающей — с 0,2 до 0,1%, пищевой промышленности — с 13,3 до 5,9%, а также легкой промышленности, доля химической и нефтехимической промышленности осталась равной 2,7% [6].
Средства развития включают материальные, трудовые, финансово-кредитные и денежные ресурсы. Согласно ст. 9 Закона «Об инновационной деятельности на территории Омской области» финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных средств субъектов инновационной деятельности, средств областного бюджета, внебюджетных источников и иностранных инвестиций [1].
Бюджетом области поддерживаются 24 комплексные программы развития. Это, программы по производству оборудования для организаций ТЭК, информатизации управления в рамках программы «Электронная Россия», технического перевооружения сельского хозяйства, энергосбережения. Начиная с 2005 г. действует целевая программа «Омский сапропель», затраты на реализацию которой составят более 19 млн руб. Потребителями продукции являются организации и соседних регионов. Получение новых продуктов переработки сапропеля и патентов
на них дополнят имущественный комплекс области. Система формирования и использования комплекса инновационных проектов, ориентированных на трансферт высоких технологий и разработок имеет место и в социальном секторе экономики. Это, например, областная целевая программа развития донорства и службы крови на 2004-2010 гг. (12 млн руб./год) направлена на решение проблем трансфузиологии. На разработку и внедрение инновационных программ и проектов в сфере образования (поддержка образовательных инициатив и проектной деятельности образовательных учреждений, развитие федеральных и областных экспериментальных площадок, организация и разработка национально-регионального компонента ГОС общего образования) предусмотрены расходы более 100 млн руб. [6].
Рейтинговым агентством «Moody’s Interfax Rating Agency» Омской области присвоены два кредитных рейтинга по национальной шкале — долгосрочный и краткосрочный. Первый А1 RUS соответствует третьей ступени в первой группе рейтингов и означает высокую кредитоспособность относительно других заемщиков. Значение краткосрочного рейтинга RUS 1 обозначает высокую кредитоспособность и по краткосрочным обязательствам [6]. Это позволяет привлекать к реализации проектов иностранных инвесторов. ОАО «Сибнефть — Омский НПЗ» в сотрудничестве с компанией «Shell» совершенствует систему управления производственными процессами нефтепереработки. ООО «Группа компаний «Титан» по соглашению с итальянской компанией «Technimont SpA» реализует капиталоемкий инвестиционный проект строительства завода по производству полипропилена.
Источником развития является научно-технический научный потенциал, который по данным областного комитета статистики Омской области характеризуется следующим. Число организаций, выполнявших исследования и разработки, за последние 5 лет остается на уровне 48-54, из них 18 отраслевых НИИ,
14 КБ и 9 вузов. Численность занятых исследованиями и разработками стабильно увеличивается на 1113% в год и составляет более 9,5 тыс. человек. Большое внимание уделяется подготовке научных кадров. В полтора раза увеличилось число организаций, ведущих такую подготовку, на 30% увеличилась численность докторантов и аспирантов, которая приближается к двум тысячам человек, на 50% увеличилась численность выпуска из аспирантуры, почти в два раза число защитивших кандидатские диссертации. Но доля защитивших диссертацию в численности закончивших аспирантуру, оставаясь на среднероссийском уровне, невысока и составляет 25%, по докторантуре и того меньше — 20%. Финансирование науки из средств федерального бюджета по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» увеличилось за последние три года в 1,65 раза, но составляет всего 0,1% валового регионального продукта и 0,6% расходов федерального бюджета. Внутренние затраты на исследования и разработки за этот же период увеличились более чем в два раза, превысив 1% валового регионального продукта.
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
Анализ инновационных процессов в регионе выявил их положительную динамику. Стоимость отгруженной инновационной продукции крупными и средними промышленными предприятиями Омской области в 2004 г. увеличилась по сравнению с 2003 г. на 17% и составила 1003,4 млн руб. По количеству инновационно активных предприятий (около 6%) и по объему новой продукции в них (порядка 8%) область находится на уровне среднего по стране. Число используемых передовых производственных технологий, увеличиваясь на 5% в год, превысило 1880, из них внедренных в течение трех лет по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 13%, обладающих патентами — в два раза. Получено 314 патентов. По количеству на душу «изобретающего люда» это не меньше, чем в традиционно научных центрах — Новосибирске и Томске. О качестве их можно судить по тому, что число омских соглашений на экспорт технологий за рубеж в 2002 г. составившее 23 единицы на сумму контрактов 1,8 млн руб., в 2003 достигло 41 единицы на 71 млн руб. [6].
Большое значение в развитии экономики региона, наряду с промышленным производством, имеет использование научно-технических достижений в отраслях агропромышленного комплекса. Одним из успешных направлений инновационной деятельности является селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур. По всем 13 селектируемым культурам в Государственный реестр селекционных достижений РФ включено 82 сорта, республики Казахстан — 18. Стабильная, результативная работа омских селекционеров, селекционных школ позволила создать ценные сорта по основным сельскохозяйственным культурам. Доля сортов местной селекции в производстве области составляет 70-90%. Адаптация разработанных технологий производства зерна в области позволит обеспечить повышение урожайности на 30-40%, снижение трудозатрат на 25-30%, ресурсозатрат — на 15-20%. Весом вклад ученых и в то, что Омская область является крупным производителем животноводческой продукции (создан сибирский тип красной степной породы крупного рогатого скота, завершаются работы по созданию внут-рипородного зонального типа черно-пестрого скота). Образцом грамотного и эффективного ведения инновационной работы в сельскохозяйственном производстве является группа предприятий «Омский бекон». Используя самые современные достижения генетики животных, технологии содержания, кормления, производства кормов, новейшие информационные технологии, хозяйство на протяжении ряда лет является самым успешным и эффективным среди трехсот лучших предприятий РФ [6].
К условиям развития относятся качество продукции, работ, услуг, научно-технических разработок, основных фондов, трудовых ресурсов; уровень использования имеющихся ресурсов; организационноправовые формы хозяйственного механизма. Немаловажная роль в укреплении позиций промышленного производства Омской области отведена развитию инновационной структуры нефтехимиии и нефтепереработки, углублению переработки исходного
сырья, внедрению современных технологических процессов и расширению ассортимента выпускаемой продукции.
В Омской области имеются правовые предпосылки развития инновационной деятельности: приняты правовые акты, обеспечивающие необходимые рамки развития инновационной сферы Омской области, создан и функционирует Научный координационный совет Омской области.
И как отмечено в резолюции межрегиональной научно-практической конференции «Экономика региона: комплексные инновационные подходы и решения» [6] повысить практическую отдачу инновационных разработок Омской области позволит деятельность в следующих ключевых направлениях:
► развитие инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей формирование рынка инновационных разработок в различных отраслях экономики, взаимодействие между разработчиками, потенциальными инвесторами и внедряющими организациями, экспертную оценку инновационных проектов, а также их отбор для государственного инвестирования на основе единой методики оценки их эффективности;
► максимальное использование существующего инновационного потенциала и внедрение новых организационных форм стимулирования процессов его развития; интеграция ресурсов и организаций, их сосредоточение на приоритетных направлениях развития инновационной сферы;
► привлечение частного капитала к финансированию отраслевых проектов технологического перевооружения промышленности и других отраслей экономики, использование частно-государственного партнерства; формирование инновационно-ориентированных организационных структур на предприятиях, являющихся базой для внедрения инноваций; создание системы грантов на разработку и внедрение инновационных технологий;
► формирование информационной базы существующей инновационной продукции, портфеля инновационных проектов организаций по видам деятельности для оказания содействия при выводе продукции на рынок, обеспечение доступности информации по инновационной деятельности;
► кадровое обеспечение инновационных проектов, выявление потребности в кадрах, организация переподготовки и повышения квалификации, целевое обучение студентов;
► маркетинговое сопровождение инновационной деятельности (ярмарки, выставки, сайты), привлечение маркетинговой ассоциации для выхода на межрегиональные и международные рынки. Любое государство заинтересовано в выравнивании (в лучшую сторону) экономического положения входящих в него территорий, поскольку благодаря этому обеспечивается большая политическая стабильность. Однако далеко не каждое федеральное правительство имеет возможность выделить на нужды регионального развития необходимые и часто значительные финансовые и материально-технические
ресурсы. Создание экономических условий и стимулов для широкого распространения и внедрения наукоемких технологий в силу взаимообусловленности развития разноуровневых хозяйственных систем, позволяет обеспечить эффективное использование и развитие научно-технического потенциала регионов.
Можно констатировать, что Омская область обладает интеллектуальным капиталом, являющимся необходимым средством, условием и источником развития. Создана база для реализации региональной экономической политики. В настоящее время в Омской области имеются предпосылки для увеличения вклада инноваций в динамичное социально-экономическое развитие. К конкурентным преимуществам территории можно отнести сформированные инновационно-производственные комплексы, обеспечивающие связь между наукой, инжинирингом и производством, в том числе, машиностроительный, включая приборостроительный; нефтеперерабатывающий и нефтехимический; агропромышленный. Учет тенденций технологического развития, использование и развитие накопленного научно-технического потен-
циала, взаимодействие региональных и федеральных органов управления позволит достичь поставленных целей инновационного развития региональной хозяйственной системы.
Литература
1. М. В. Волынкина. Инновационное законодательство России. М.: Аспект Пресс, 2005.
2. И. И. Ганчеренок. Инновационная деятельность и высшее образование: европейское видение до 2020 г.// Инновации в образовании, № 2, 2005.
3. О. Голиченко. Российская инновационная система: проблемы развития//Вопросы экономики, № 12, 2004.
4. Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области: Межведомственная программа. Томск, 2003.
5. Регион: экономические и правовые проблемы и перспективы развития. Материалы всерос. научно-практ. конф. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005.
6. Экономика региона: комплексные инновационные подходы и решения. Материалы межрег. научно-практ. конф. Омск: Правительство Омской обл., 2005.
7. В. В. Яновский. Формирование благоприятного инновационного климата и ориентиры развития региона//Личность. Культура. Общество, вып. 2 (26), 2005.