Научная статья на тему 'Влияние правовых аспектов на организационное продвижение инноваций'

Влияние правовых аспектов на организационное продвижение инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галицын Андрей Анатольевич, Поляков Сергей Геннадьевич

Данная статья посвящена анализу современного осуществления одной из основополагающих функций государственной поддержки инновационного развития в рамках создания национальной инновационной системы и обеспечения базовых условий деятельности предприятий и организаций - правового регулирования и развития благоприятной экономической и правовой среды, обеспечивающей внедрение результатов интеллектуальной деятельности в части их охраны, защиты и использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article is dedicated to the analysis of one of the basic functions of innovational development state support and to its realization nowadays provided the national innovational system is made and the basic enterprise and organization activity conditions are given, that is to the legal regulation and the development of favorable economical and legal environment which ensures the application of intellectual activity results in the field of their protection and use.

Текст научной работы на тему «Влияние правовых аспектов на организационное продвижение инноваций»

Влияние правовых аспектов на организационное продвижение инноваций

А. А. Галицын,

старший преподаватель Рязанской государственной радиотехнической академии

Данная статья посвящена анализу современного осуществления одной из основополагающих функций государственной поддержки инновационного развития в рамках создания национальной инновационной системы и обеспечения базовых условий деятельности предприятий и организаций — правового регулирования и развития благоприятной экономической и правовой среды, обеспечивающей внедрение результатов интеллектуальной деятельности в части их охраны, защиты и использования.

Развитие инноваций и их лидерство в экономике являются общемировой тенденцией развития научно-технической политики, причем этот процесс не зависит ни от типа государства, ни от политического режима. Инновационная деятельность успешно развивается и в федеративных государствах (США, Германия), и в унитарных (Франция), и в условиях конституционной монархии (Великобритания, Нидерланды, Испания). Однако уровень использования инноваций в отдельных странах мира и регионах неравномерен. Как правило, он зависит от готовности конкретного государства орга-

С. Г. Поляков,

д. э. н., заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

The given article is dedicated to the analysis of one of the basic functions of innovational development state support and to its realization nowadays provided the national innovational system is made and the basic enterprise and organization activity conditions are given, that is to the legal regulation and the development of favorable economical and legal environment which ensures the application of intellectual activity results in the field of their protection and use.

низовывать инновационный процесс, управлять этим процессом и регулировать возникающие отношения в инновационной сфере.

В современном мире инновации не происходят сами по себе. На постоянной основе они внедряются лишь там, где имеются соответствующие условия для возникновения идей и понимания их ценности и значения, для обеспечения их осуществления. Формирование таких условий призвана осуществлять государственная инновационная политика как механизм регулирования собственно инновационной деятельности. В соответствии с этим особое значение при-

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

обретают аспекты правового характера, регулирующие вопросы обеспечения развития инноваций, начиная с момента появления идеи и заканчивая процессами коммерциализации инноваций и распределения результатов инновационной деятельности (рис. 1).

Государственная инновационная политика является составной частью государственной социальноэкономической политики и направлена на развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она определяет цели, направления, формы и методы деятельности органов государственной власти в отношении всех этапов инновационного цикла вплоть до использования нововведений в хозяйственной деятельности субъектов экономики.

По вопросам, в каких пропорциях должны сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов: от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Но в любом случае необходимость выполнения государством определенных функций не подвергается сомнению.

Как и во всех других сферах деятельности, в инновационной сфере существуют области и монополизма, и свободной конкуренции. Так, свободная конкуренция заставляет компании оптимизировать усилия, разрабатывать более совершенные, чем у конкурентов, товары. Однако наличие множества частных фирм может привести к дублированию НИОКР, неэффективному расходованию средств и даже преждевременным попыткам изобретательства в стремлении сделать открытие первым (что ведет к большому неоправданному расходованию ресурсов).

Монополия обладает преимуществами по сравнению со свободной конкуренцией — налаженное финансирование, большой спектр разнообразных проектов, позволяющий легко переживать неудачи отдельных НИОКР, возможность быстро использовать нововведения и т. д. Однако крупная организация достаточно неповоротлива и, если она уже заняла прочную позицию, считает себя защищенной и теряет стимулы к изобретательству.

Свои недостатки имеет и вариант олигополии: малое число фирм может привести к большому числу дублирующих НИОКР без реального их разнообразия, так как главная цель — обеспечить продукт, схожий с продуктами конкурентов.

Следовательно, государство обязано способствовать обеспечению рационального использования инновационного потенциала, не нарушая сложившегося рыночного равновесия и не упуская из вида такие важные направления, как обеспечение обороноспособности страны, поддержку социальной сферы, сохранение экологии и т. п.

Инновационная сфера имеет особенности, которые обусловливают необходимость государственного регулирования:

^ отдельные предприятия не в состоянии осуществлять дорогостоящие проекты, например проводить фундаментальные научно-исследователь-

Изобретения Определение Защита

и инновации возможности интеллектуальной

Связь Идея + Потребности собственности

Открытие клиентов = Патенты

Изобретение = Бизнес-концепция Торговые марки

Применение Копирайт

(авторские права)

Торговые секреты

Создание

предприятия

Бизнес-план

Создание

предприятия

Первая точка I принятия I важного I

Разработка

продукта

Создание патентного образца Тестирование осуществимости технологии

Рис. 1. Процесс развития инноваций

ские работы, которые не дают непосредственного экономического эффекта;

^ часто инновационные проекты характеризуются достаточно длительным сроком окупаемости и высокой степенью риска, что останавливает частных инвесторов;

^ существуют инновации, вообще не имеющие коммерческого измерения: фундаментальные, социальные, экологические, военные исследования и т. п.;

^ часто научные достижения могут оказаться эффективными лишь в случае крупномасштабного внедрения. У отдельного хозяйствующего субъекта ограничены производственная база и рынки сбыта, поэтому у предприятия-«одиночки» инновационные инвестиции могут оказаться недостаточно прибыльными;

^ экономический эффект от инноваций нельзя измерить одной прибылью, он определяется результатами деятельности, выходящими за рамки отдельных предприятий. Значительная доля инновационных эффектов проявляется вне сферы приложения средств первоначального инвестора;

^ государственное вмешательство должно регулировать стремление предприятий-инноваторов монополизировать эффект от научно-технических достижений, защищая права как инновационного предприятия, так и общества в целом. Регулирующая роль государства в инновационной сфере определяется его функциями (рис. 2).

Функции государственного управления меняются на различных этапах развития общества, отражая как появление новых глобальных тенденций, так и специфику конкретного общества. Так, в середине XIX века процессы индустриализации повлекли появление феномена государственного промышленного протекционизма. В первой половине XX века основной функцией государства было регулирование денежной системы. Во второй половине XX века государство столкнулось с необходимостью стимулировать разработку и использование нововведений.

Регулирующие функции государства

Формирование единого правового поля

Обеспечение стабильности и гибкости законодательных механизмов (механизм защиты прав инноваторов, охрана прав интеллектуальной и промышленной собственности)

Кадровое обеспечение инноваций

Обеспечение развития творческого потенциала и готовности специалистов работать с инновациями и их коммерциализацией

Консолидация средств для финансирования науки и техники

Реализация путем аккумуляции финансовых ресурсов через бюджет; стимулирование создания частных инвестиционных фондов; предоставление льгот предприятиям, направляющим средства на инновации

Стимулирование

Обеспечение здоровой конкуренции; предоставление субсидий, льгот; государственное страхование инноваций

Формирование научноинформационной структуры и институциональное обеспечение инновационных _______процессов______

Создание инновационных структур, обеспечивающих выполнение НИОКР общегосударственного характера (оборона, здравоохранение, космос и т. п.), а также способствующих наиболее эффективному распространению и внедрению инноваций

Координация

инновационной

деятельности

Содействие кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций

Обеспечение социальной и экологической составляющих

Поддержка инноваций с целью обеспечения социальной стабильности и экологического равновесия

Региональное и международное регулирование инновационных процессов

Содействие полному использованию инновационных ресурсов, рациональному размещению научнотехнического потенциала, распространению инноваций внутри страны; определение форм и приоритетов в международном инновационном сотрудничестве, разработка программы кооперации с другими странами

Рис. 2. Функции государства в регулировании инновационной деятельности

Тем не менее, первостепенная функция государственной поддержки (не только в отношении научно-технического развития, но и в целом) заключается в создании четко прописанных правовых условий функционирования той или иной сферы. Правовая среда задает базовые условия деятельности организаций, а также определяет степень государственной поддержки.

В развитых странах методы государственной поддержки разделяются на три направления: поддержка научно-технической, инвестиционной и инновационной сфер. Методы государственной поддержки, предусмотренные российским законодательством, соответствуют этим направлениям.

1. Поддержка научно-технической деятельности:

♦ государственное финансирование сферы высшего профессионального образования;

♦ государственное финансирование фундаментальной науки;

♦ субсидирование, грантовая поддержка, льготное кредитование и иные виды финансовой помощи, предоставляемой на проведение прикладных исследований и разработок;

♦ льготное налогообложение.

2. Поддержка инвестиционной деятельности:

♦ ускоренная амортизация оборудования и результатов НИОКР;

♦ льготные условия финансирования инвестиционной деятельности, в том числе за счет государственных средств;

♦ стимулирование лизинговой деятельности, включая организацию лизинговых фондов за государственный счет.

3. Поддержка инновационной инфраструктуры:

♦ оказание поддержки на начальных этапах развития инновационных предприятий;

♦ организация за государственный счет центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам;

♦ стимулирование коммерциализации нововведений путем бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, являющихся федеральной собственностью;

♦ государственная поддержка (финансовая, информационная и др.) создания и развития структур, способствующих кооперации науки и производства, — исследовательских и промышленных парков, технополисов и т. п., включая международные.

Указанные выше методы государственной поддержки определяются действующими законодательными актами, большинство из которых в России принимаются на федеральном уровне, значительно меньше — на региональном и совсем незначительная часть — на муниципальном.

Существующие законодательные акты условно разбиваются по следующим направлениям:

1) декларативные (указы, концепции, законы, постановления, соглашения, федеральные и местные программы развития);

2) постановления и распоряжения (определяют функции органов исполнительной власти в плане поддержки инновационной деятельности);

3) правовые акты, регулирующие вопросы инновационной сферы (носят общий характер и не имеют отношения к конкретной поддержке инновационной деятельности);

4) фискальные законодательные акты (определяют налоговые, таможенные и иные льготы);

5) общефинансовые (определяют размеры отчислений на финансирование государственных научных учреждений, системы высшего образования, федеральных фондов, например, федеральные, отраслевые, ведомственные бюджеты);

6) структурные (инструкции, положения и иные акты, определяющие исполнительные органы, непосредственно занимающиеся оказанием помощи, а также конкретизирующие направления и объемы деятельности);

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

7) программные (документы, определяющие порядок организации инфраструктуры поддержки, проведения конкурсов, оказания поддержки в участии в международных проектах, источники и размеры финансирования указанных направлений).

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научнопроизводственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т. ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенный рост.

Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т. д.), то есть все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социальноэкономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

Все мы знаем, что главной проблемой в российской экономике в настоящее время является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инноваци-

онная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий. Тем не менее, одним из важных направлений государственной инновационной политики является разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

Так, законодательство должно предусматривать разработку соответствующих правовых актов как основы для формирования законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, создать предпосылки для дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью обеспечения выгодных условий для ведения инновационной деятельности. В связи с этим необходима система государственной поддержки и стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.

Однако отсутствие четкой стратегии общегосударственного инновационного развития приводит к законодательным ошибкам. Действующие законодательные акты часто противоречат друг другу и в большинстве случаев ограничиваются общими словами — «улучшить, обеспечить, достичь...» Идет разработка либо тактики — в отсутствии стратегии, либо наоборот, — стратегии без тактики. Кроме того, отсутствует единый понятийный аппарат, что ведет к непониманию сути проблем.

Государственные и региональные программы поддержки пытаются охватить и решить одновременно все проблемы, однако фактически этот процесс осуществляется фрагментарно — либо предоставляется материальная база, либо помощь аналитического или правового характера и т. п.

Анализ нормативно-правовой базы субъектов РФ показывает, что многие регионы до сих пор не определили правовые основы, цели и содержание системы прогнозирования, программ социально-экономического развития, а также общий порядок их разработки. Не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию документов, в соответствии с которыми осуществляется плановое регулирование регионального социально-экономического развития. Только в 18 субъектах (менее чем в 1/3) приняты ре-

гиональные законы о прогнозировании и программах социально-экономического развития. Лишь в половине субъектов имеются законы или нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку региональных целевых программ. Таким образом, нормативно-правовая база регионального планирования находится пока на этапе формирования, и направления ее не заданы федеральным законом.

Таким образом, несмотря на внешнее сходство российской государственной политики с политикой развитых стран, ее практическое применение оставляет желать лучшего.

Основные вопросы инновационного развития сегодня регламентируются Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23 августа 1996 года (в ред. от 30.06.2005 г.), и судить об общем отношении государства к инновационной сфере можно именно по этому документу.

Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» «.государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники».

Статьей 11 определяются основные цели и принципы государственной научно-технической политики — развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Целью государственной политики в области развития национальной инновационной системы является формирование экономики, способной за счет вывода на рынок инновационной продукции (услуг) и ее коммерциализации обеспечить реализацию обозначенных Президентом РФ в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» стратегических национальных приоритетов: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе установления взаимовыгодного сотрудничества.

Для достижения цели государственной политики в области развития национальной инновационной

системы необходимо, прежде всего, усилить государственную поддержку и обеспечить совместную с предпринимательским сектором экономики реализацию важнейших инновационных проектов государственного значения (инновационных проектов национального значения) в приоритетных конкурентоспособных секторах внутреннего и мирового рынков высокотехнологичной продукции; обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной, производственной деятельности для экономически эффективной реализации программ повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке.

Тем не менее, достижение этой глобальной цели невозможно без создания благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационной деятельности и совершенствования системы государственной поддержки коммерциализации результатов инновационной деятельности, подготовки производства и вывода на рынок инновационной продукции (услуг), включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности. В связи с этим должны быть отработаны основные правовые механизмы реализации государственной политики в области развития национальной инновационной системы, к которым относят:

^ формирование в законодательстве целостной системы организационно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности;

^ переход от отраслевого принципа государственной поддержки инновационной деятельности к программно-целевому путем координации федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых целевых программ, а также программ социально-экономического, научно-технологического и инновационного развития страны, включая поддержку инновационной деятельности в государственных академиях;

^ увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере продвижения результатов интеллектуальной деятельности к реализации инновационных проектов на рынке;

^ формирование критериев выбора приоритетов инновационной политики и выявления конкурентоспособной продукции (услуг) на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Таким образом, ставя в основу создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационного процесса, меры по совершенствованию форм и методов государственной поддержки в этом плане сводятся:

^ к развитию и совершенствованию нормативноправовой базы, обеспечивающей введение результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот в части охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, на основе закрепления прав на эти результаты за организациями-исполнителями;

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

^ к определению правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданскими секторами экономики.

Кроме того, совершенствование законодательной базы в области инновационной деятельности направлено:

^ на разработку и реализацию мер налоговой, таможенной, тарифной и технической политики, нацеленных на стимулирование внедрения в производство новых технологий;

^ на разработку нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективное развитие и использование инновационного потенциала малых предприятий в научно-технической сфере;

^ на создание нормативно-правовой базы, способствующей привлечению частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности и совместного финансирования инновационных проектов за счет федерального бюджета и средств частных инвесторов.

Эффективность текущей государственной поддержки и результативность научной деятельности можно оценить по показателю числа патентуемых изобретений (рис. 3). В 2004 г. российские заявители направили в Роспатент 22 985 заявок, что на 1984 заявки меньше, чем в 2003 году, и соответствует уровню 1999 г. Динамика свидетельствует о некоторой стабилизации научной деятельности, но не дает информации о дальнейших коммерческих перспективах.

На протяжении последних лет интенсивность патентования российских изобретателей по классам международной патентной классификации (МПК) остается достаточно постоянной, что в определенной мере свидетельствует о стабильности их научно-технических приоритетов.

Тематические направления, где изобретательская активность наиболее высока, в России в настоящее время связаны с экспортными приоритетами — это добыча полезных ископаемых, металлургия и литье металлов. Областями высокой изобретательской активности являются также такие направления, как медицина и фармацевтика, биотехнология, производство лекарственных препаратов.

Уровень правовой защищенности разработок по важнейшим направлениям научно-технического развития, связанных с критическими технологиями, чрезвычайно неоднороден. По ряду критических технологий Россия может быть отнесена к числу мировых лидеров (например, атомная энергетика и сопровождающие технологии), однако по ряду критических технологий федерального уровня, например по технологиям химико-фармацевтического и генноинженерного направлений, пока наблюдается значительное отставание российских разработок, что отражается и на уровне их патентования.

Вопросы защиты интеллектуальной собственности, которая создается в рамках реализации иннова-

и бумага

Рис. 3. Структура патентов, выданных в России, по разделам международной патентной классификации в 2004 г, %

ционных проектов, особенно актуальны для сегодняшней России. Например, для одной только интегральной микросхемы можно сформировать комплекс из определенного числа патентов, которые будут составлять систему защиты интеллектуальной собственности данного продукта (рис. 4).

Наличие объектов интеллектуальной собственности позволяет получать доходы в виде увеличения объемов продаж отдельных товаров предприятия или всей его продукции, повышения цены вследствие повышения качества продукции, использующей объекты интеллектуальной собственности, экономии издержек в производстве, выручки от реализации самих объектов интеллектуальной собственности и др.

Тем не менее, существуют и риски приобретения и использования объектов интеллектуальной собственности, которые связаны с осуществимостью проектов, связанных с использованием этих объектов (патентов, лицензий), с правовой защищенностью интеллектуальной собственности, с маркетинговой проработкой товаров, производимых на основе использования этих активов. Эти риски действуют в совокупности с систематическими рисками.

На сегодняшний день вопросы патентной защиты находятся в ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), которая в соответствии с Патентным законом Российской Федерации № 3517-1 от 23.09.92 г. (в ред. Федерального закона от 07.02.2003 г. № 22-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ), «Вопросами Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 178 от 17.04.2004 г., и Положением «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»,

Рис. 4. Представление о количестве патентов для интегральной микросхемы

утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 299 от 16.06.2004 г., осуществляет прием и рассмотрение заявок на объекты интеллектуальной собственности, экспертизу, выдачу в установленном порядке патентов, государственную регистрацию договоров, публикует официальные сведения, продлевает срок действия патента, издает патентные правила и т. д.

Именно Патентный закон РФ в настоящее время определяет условия патентоспособности.

Патентоспособность определяется как совокупность свойств технического решения, без наличия которых оно не может быть признано изобретением на основе действующего в данной стране законодательства.

Объем и признаки понятия «патентоспособность» зависят от конкретных правил патентного законодательства страны.

В Патентном законе РФ дается перечень объектов интеллектуальной собственности, которые не признаются патентоспособными.

Так, не считаются изобретениями, в частности:

^ открытия, а также научные теории и математические методы;

^ решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

^ правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

^ программы для электронных вычислительных машин;

^ решения, заключающиеся только в представлении информации.

В качестве полезных моделей правовая охрана не предоставляется:

^ решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;

^ топологиям интегральных микросхем;

^ решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения:

^ обусловленные исключительно технической функцией изделия;

^ объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;

^ объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ;

^ изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

В соответствии со ст. 8 Патентного закона РФ патент выдается:

^ автору (авторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца;

^ физическим и(или) юридическим лицам, которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента.

Для получения патента автору, работодателю или их правопреемнику необходимо подать в Государственное патентное ведомство заявку на получение патента.

Заявка на выдачу патента на изобретение должна содержать:

^ заявление о выдаче патента с указанием автора изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент, его местожительства или местонахождения;

^ описание изобретения, достаточно раскрывающее его для осуществления;

^ формулу изобретения, выражающую его сущность и основанную на описании;

^ чертежи или иные материалы, если они необходимы для понимания;

^ сущности изобретения;

^ реферат.

Заявка на получение свидетельства на полезную модель должна содержать:

^ заявление о выдаче свидетельства с указанием авторов изобретения и лиц, на имя которых испрашивается свидетельство, а также их местожительства или местонахождения;

^ описание полезной модели, раскрывающее ее с полнотой, достаточной для осуществления;

^ формулу полезной модели, выражающую ее сущность и полностью основанную на описании;

^ чертежи;

^ реферат.

Заявка на получение патента на промышленный образец должна содержать:

^ заявление о выдаче патента с указанием автора изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент, его местожительства или местонахождения;

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

^ комплект фотографий, отображающих изделие, макет и рисунок, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия;

^ чертеж общего вида изделия;

^ описание промышленного образца, включающее перечень его существенных признаков.

К заявке на получение патента должен быть приложен документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, или основание для освобождения от уплаты пошлины, или основание для уменьшения ее размера.

По истечении двух месяцев с момента поступления заявки Государственное патентное ведомство РФ проводит по ней формальную экспертизу, в ходе которой проверяется наличие необходимых документов, соблюдение установленных требований к ним и рассматривается вопрос о том, относится ли заявленное предложение к объектам, которым предоставляется правовая охрана. На основе результатов формальной экспертизы принимается решение о выдаче патента или об отказе в выдаче патента.

Государственное патентное ведомство РФ после принятия решения о выдаче патента публикует в своем официальном бюллетене сведения о выдаче патента, включающие имя автора (авторов) и патентообладателя, название и формулу изобретения или полезной модели или перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение. Одновременно изобретение, полезная модель или промышленный образец вносятся в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ или Государственный реестр промышленных образцов РФ, соответственно, и после этого выдается патент лицу, на имя которого он испрашивался.

Соответственно статье 23 Патентного закона РФ патент может быть оспорен или признан недействительным в случае:

^ несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом;

^ наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки;

^ неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей).

Патентным законом РФ установлены сроки действия патентов, которые зависят от вида представляемой на государственную регистрацию промышленной собственности.

Так, изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Патент на изобретение действует до истечения двадцати лет с даты подачи заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Срок действия патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется получение в установленном законом порядке разре-

шения, продлевается Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по ходатайству патентообладателя на срок, исчисляемый с даты подачи заявки на изобретение до даты получения первого такого разрешения на применение, за вычетом пяти лет. При этом срок, на который продлевается действие патента на изобретение, не может превышать пяти лет. Указанное ходатайство подается в период действия патента до истечения шести месяцев с даты получения такого разрешения или даты выдачи патента в зависимости от того, какой из этих сроков истекает позднее.

Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. Патент на полезную модель действует до истечения пяти лет с даты подачи заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Срок действия патента на полезную модель может быть продлен вышеуказанным органом по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три года.

Промышленному образцу, под которым понимается художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Патент на промышленный образец действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Срок действия патента на промышленный образец может быть продлен Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.

Порядок продления срока действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец устанавливается Роспатентом.

Кроме того, следует коснуться вопроса охраны прав патентообладателя.

Нарушением исключительного права патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованные изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение или введение в хозяйственный оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение. В случае использования лицом изобретения, полезной модели или промышленного образца, защищенных патентом, с нарушением Патентного закона РФ оно считается нарушителем патента и по требованию патентообладателя обязано прекратить нарушение патента и возместить патентообладателю причиненные убытки в соответствии с законодательством РФ.

Статья 147 Уголовного кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1997 г., определяет уголовную ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, в частности: незаконное использо-

вание изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения до официальной публикации сведений о них, присвоение соавторства или принуждение к соавторству. Если эти деяния причинили крупный ущерб, нарушитель наказывается штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода виновного за период от 2-х до 4-х месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2-х лет. Те же деяния, но совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 400 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 4-х до 8-и месяцев либо арестом на срок от 4-х до 6-и месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения задачи восстановления традиционных российских отраслей промышленности необходим комплексный подход, обеспечить который может объединение усилий всех участников экономической жизни не только на федеральном уровне, но и на уровне региона: органов власти, промышленных предприятий, организаций сферы науки и образования (включая действующие в регионе бизнес-инкубаторы, технопарки и т. п.), непосредственно инновационных фирм, финансовых структур (включая венчурные фонды).

Комплексная поддержка должна включать: информационную поддержку, консультации относительно различных аспектов деятельности — юридические, экономические, научные и др., подготовку персонала, помощь в организации финансирования, предоставление помещений и оборудования и т. п., то есть все то, что перечислено в Федеральном законе «О науке и научно-технической политике». С одним, очень важным дополнением: для успешного решения задачи необходима активная позиция органов, ко-

ординирующих оказание данной поддержки, а также их готовность преодолевать сопротивление сторон.

Реализация представленных выше направлений политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы должна обеспечить к 2010 году существенные структурные преобразования в экономике России, ведущие к росту доли во внутреннем валовом продукте обрабатывающей промышленности, сферы сложных организационных, технических и бытовых услуг, по следующим основным индикаторам:

^ удельный вес инновационной промышленной продукции (услуг) Российской Федерации в экспорте промышленной продукции должен составить не менее 20%;

удельный вес инновационной промышленной продукции (услуг) Российской Федерации в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке должен составить не менее 15%; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций должен составить не менее 20%; удельный вес организаций, осуществляющих организационные инновации, в общем числе организаций должен составить не менее 60%.

К 2010 году объем наукоемкой продукции, производимой малыми предприятиями, должен увеличиться не менее чем в два раза, а также уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичную сферу и повышения конкурентоспособности экономики должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации. Все это должно опираться на благоприятную правовую среду в отношении участников инновационной деятельности и государственную поддержку коммерциализации ее результатов.

предлагает:

ОАО «Трансфер»

Консультационные услуги по коммерциализации и передаче технологий. Управление инновационными проектами.

Подбор технологических решений по запросам промышленных предприятий, подготовку обзоров по рынкам и технологиям.

Информационную поддержку новых разработок, включая подготовку публикаций в журнале «Инновации».

Редакционно-издательские услуги по изданию книг, брошюр, каталогов, рекламно-информационных материалов и другой печатной продукции.

Обращаться в редакцию журнала «Инновации»

Тел./факс: (812) 234-0918; тел. (812) 234-6658. Е-іпаіІ: transfer@eltech.ru

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.