УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КОНТРОЛЛИНГА
Т. О. ЕДИСЕЕВА, кандидат экономических наук, ученый секретарь Институт региональной экономики Севера
Анализируется переход к новому типу экономического развития, который характеризуется новаторскими целями и инновационными результатами, инновационными средствами достижения целей и инновационным управлением. Для обеспечения управляемости сложных территориальных социально-экономических систем необходим новый подход на основе контроллинга как функционально обособленное направление, метод управленческой деятельности, обеспечивающий принятие и реализацию оперативных и стратегических решений.
Ключевые слова: контроллинг,управление, инновационное развитие, регион.
Формирование социально ориентированной рыночной экономики, быстрые изменения внутренней и внешней среды территориальных социально-экономических систем, вывод экономики субъектов Российской Федерации на траекторию устойчивого развития требуют обновления системы регионального управления. В последние годы трансформация управления территориями связана с демонтажем административной системы экономического воспроизводства, которая осуществляется посредством институциональных преобразований, изменением экономических отношений. Открывшиеся в связи с этим возможности повышения качества и эффективности управления экономикой регионов реализованы лишь в незначительной степени. Сегодня признано, что экономическое развитие региональных хозяйственных систем связано не только с эффективностью производства, но и успехами в конкурентной среде, экономической устойчивостью, отражающей особое состояние экономики в рыночной среде и вектор ее движения в перспективе. Важнейшими составляющими экономической устойчивости регионов в современных условиях являются конкурентоспособность продукции и производства, инновационная и инвестиционная активность. Состояние экономической устойчивости как интегрированного свойства целостного
хозяйственного механизма в значительной степени характеризует тип его развития.
Выход регионов из экономического кризиса возможен при условии перехода к новому типу экономического развития, который характеризуется новаторскими целями и инновационными результатами, инновационными средствами достижения целей, инновационным управлением. В настоящее время новации, касающиеся качества управления, имеют фрагментарный характер, локальное значение, мало скоординированы, не обеспечены научной и организационной поддержкой. Для обеспечения управляемости сложных территориальных социально-экономических систем необходимы новые подходы, соответствующие экономической среде. Новым словом в теории и практике управления становится контроллинг как функционально обособленное направление, метод управленческой деятельности, обеспечивающий принятие и реализацию оперативных и стратегических решений. Проблемы трансформируемой экономики субъектов федерации обусловлены не только объективными причинами, связанными со спецификой переходного периода, но зачастую и неспособностью региональных органов управления обеспечить активное развитие рыночных конкурентных отношений.
В последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг анализирует, корректирует и управляет оперативными и стратегическими аспектами в планировании, формирует и координирует систему учета и внутреннюю отчетность. В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятиями, отраслями и комплексами региона. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ориентирована на реформирование организации.
Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга. Важную роль контроллинг должен сыграть в развивающихся инновационных процессах региона. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом.
Необходимо отметить, что контроллинг нельзя отождествлять с функцией контроля, так как последний несет лишь его незначительную частную функцию. Итак, контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента, которая включает [3]:
• планирование и постановку цели (глобальных
и локальных стратегий);
• сбор, анализ внутренней и внешней информации;
• целенаправленное управление, координацию
и контроль.
Контроллинг призван создать систему эффективного управления фирмой, направленную на поступательное, эффективное, экономичное и рентабельное ее развитие. В последние годы усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой. Такое разнообразие подходов объясняется историческими, экономическими, национальными особенностями развития систем контроллинга. Сегодня не вызывает споров и сомнений, что контроллинг — важнейшая функция управления и поддержки управления.
Формирование национальной концепции контроллинга невозможно без опыта мирового сообщества. В экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции, центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах: документальной, плановой, контрольной. В отличие от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается в подробном анализе проблем внешнего учета и внешней среды: в немецкой более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования и контроля. По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости опти-
мизации результата с учетом гарантии ликвидности. В данной концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета. Также Д. Хан выделяет и специальные задачи контроллинга [4]:
1) пользовательские задачи:
• планирование и контроль на предприятии (планово-контрольные расчеты);
• планирование и контроль за целями;
• стратегическое планирование и контроль;
• оперативное планирование и контроль;
• координация всех частных планов;
• учет и отчетность;
• информация;
• формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей;
2) организационные задачи:
• принятие решений;
• участие в принятии решений.
В соответствии с перечисленным, Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга (рис. 1).
Приведенная система разграничения задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:
• генеральное целевое планирование: анализ и контроль за внутренней и внешней средой; выработка альтернативных локальных целей и стратегий; многовариантное планирование; система показателей планирования и контроллинга;
• оперативное планирование: планирование и контроль за программой; имитационное моделирование; реинжиниринг бизнеса;
• стратегическое планирование: портфельные матрицы, инвестиционные планы и проекты; инновационные планы; расчеты функционально-стоимостного анализа (ФСА); анализ и контроль за внешней и внутренней средой; разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий;
• финансовый и управленческий учет: анализ эффективности производства; анализ платежес-
Рис. 1. Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану)
оборота, позволяющих осуществить предварительный и текущий контроль.
Ядром системы оперативного контроллинга должен стать нормативный метод учета затрат на производство, так как он обеспечивает своевременного предупреждения нерационального расходования материальных ресурсов на предприятии при помощи четко организованной и документально
пособности; анализ рентабельности; анализ ROI; анализ производственного результата;
• сбыт, производство, снабжение: реинжиниринг; функционально-стоимостный анализ; покрытие издержек; управление ассортиментной политикой; анализ безубыточности;
• ревизия и другие штабные функции: планирование и контроль по местам возникновения затрат; внутренний аудит.
Таким образом, для достижения поставленных стратегических целей рекомендуется осуществить на предприятиях промышленности региона постановку системы стратегического и тактического контроллинга, предназначенных для управления достижением соответствующих целей (концепция контроллинга представлена на рис. 2) [1].
Процесс создания «следящей системы» включает следующие основные блоки [2]:
• выделение подконтрольных показателей, на которые могут оказать влияние менеджеры центров ответственности (см. таблицу); выбор из схемы организационной
структуры предприятия элемента-контроллера, основная задача которого состоит в определении отклонения фактических значений от плановых, выявлении причины и виновников, составлении рапортов (контрольных отчетов) в установленные сроки (контрольные периоды) для руководящего состава центра ответственности;
• разработка и внедрение на предприятии процедур и систем документо-
обоснованной системы учета отклонений. При проведении работы над повышением уровня обоснованности этих норм применение данного метода позволяет выявить внутрипроизводственные резервы предприятия региона. Внедрение нормативного метода организации учета затрат содействует:
• повышению достоверности учета, полному использованию данных учета;
• улучшению планирования и анализа затрат на материалы;
• своевременному выявлению и предупреждению нерационального расходования материальных ресурсов;
• выявлению имеющихся в производстве резервов снижения материалоемкости и, соответственно, себестоимости продукции;
Рис. 2. Схема постановки управленческого учета и системы контроллинга
Выбор подконтрольных показателей
Область Контролируемый параметр вне- Возможные причины Подконтрольные
шней и внутренней среды показатели (область
действий)
Производс- • Оборот продукции; • Ассортимент, не отвечающий требованиям • Статистика сбыта;
твенная • доля рынка; рынка; • заявки и заказ;
программа и • уменьшение доходов; • неправильная политика сбыта, продажи; • отчеты филиалов
рынок • портфель заказов; освоение рынка, новое внедрение • изменение спроса; • недостаточное планирование и управление сбытом; • конкуренция
Связь с кли- • Удовлетворенность покупате- • Недостаточность обслуживания клиен- • Сообщение о потере
ентами лей; тов; клиентов;
• рекламации; • неудовлетворительная работа персонала; • статистика оборота;
• реклама и информация; • неправильная политика в отношении ас- • сообщение о завозе
• ассортимент сортимента; • отбор и обучение персонала • товаров; доступ клиентов
Персонал • Часы простоя; заболеваемость; • Недостаточное руководство персоналом • недостаточная мотивация работников; • Кадровая статистика;
• текучесть; • недостаточное обучение и подготовка; • сравнение произво-
• работоспособность; • неэффективная система оплаты труда; дительности
• достижение цели работниками • неблагоприятные условия труда на предприятии
Запасы • Излишки; • Недостаточное планирование сбыта и • Отчеты о заказах
• недостача; производства; • статистика складских
• оборачиваемость складских • отсталая складская техника; запасов;
запасов; • неэффективная политика закупок • радиус действия учета
• время складирования
Расходы, • Расходы; • Рост расходов; • Показатели из систе-
доходы и • взносы покрытия по объемам • неправильная политика цен; мы расчета баланса;
ликвидность поступлений; • негибкая и дорогостоящая организация; • прибыли и убытки
• прибыль • неправильное планирование
• установлению причин и виновников отклонений фактических расходов от нормативных по сырью и основным материалам и принятию оперативных решений по их устранению. Учитывая, что российская экономика находится в финансово-экономическом кризисе, программа правительства по стабилизации экономики включает ряд рациональных мер по выходу страны из кризиса на основе инновационного развития страны. Мировой опыт показывает, что выход из кризиса облегчается за счет «новых» технологий управления бизнесом — долгосрочного планирования и системы контроллинга. Технология действительно новая, несмотря на более чем 70-летний опыт в долгосрочном планировании в России. Дело в том, что современное долгосрочное планирование от социалистического отличается по ряду параметров. Главное — планировать необходимо не в плановой экономике, а в условиях рынка. Поэтому планирование должно быть построено на основе многоальтернативности. Основа планирования полностью меняется. Все, что мы планируем (показатели, тенденции, мероприятия), должно поддаваться оперативному и стратегическому
учету, контролю и управлению. Долгосрочное планирование должно базироваться на стройной системе учета. Главный девиз: «планировать то, что поддается учету, контролю и управлению».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Едисеева Т. О. Управление формированием инновационного потенциала промышленных предприятий. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Якутск. 2005. 143 с.
2. Едисеева Т. О. Контроллинг как система совершенствования управления инновационным потенциалом региона. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки в России». — Кузнецк: Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий. 2007. С. 213.
3. Смирнов С.А. Контроллинг. М.: МЭСИ. 2002. 10 с.
4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. — М.: Финансы и статистика. 1997. 54 с.