Научная статья на тему 'Генезис концептуальных подходов к контроллингу'

Генезис концептуальных подходов к контроллингу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Светлана Анатольевна

В статье дано определение понятия «контроллинг». Представлена история возникновения контроллинга, этапы его развития. Изучены основные школы. Проведен анализ концептуальных положений контроллинга. Рассмотрены основные подходы к определению категории «контроллинг» в экономической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис концептуальных подходов к контроллингу»

Раздел II. ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 657

СА. Виноградова ГЕНЕЗИС КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ

К КОНТРОЛЛИНГУ

Аннотация. В статье дано определение понятия «контроллинг». Представлена история возникновения контроллинга, этапы его развития. Изучены основные школы. Проведен анализ концептуальных положений контроллинга. Рассмотрены основные подходы к определению категории «контроллинг» в экономической литературе. Ключевые слова: возникновение контроллинга, концепции контроллинга, контроллер.

Sve«ana Vinogradova GENESIS OF CONCEPTUAL APPROACHES

TO CONTROLLING

Annotation. In the article concept «controlling» definition is given. The history of emergence of controlling, stages of its development is presented. The main schools are studied. The analysis of conceptual provisions of controlling is carried out the main approaches to category «controlling» definition in economic literature аre considered. Keywords: emergence of controlling, controlling concept, controller.

Появление понятия «контроллинг» предопределено развитием рыночной экономики, требующей в условиях высокой конкуренции и меняющейся внешней среды новых подходов, технологий, методов и инструментов организации управления предприятием [2; 13; 14; 16; 17; 18; 32]. По мере развития рыночных отношений выбор наиболее оптимального направления развития любой организации (в том числе торгового предприятия) усложняется, ей все труднее ориентироваться в рыночной экономике [3; 5; 6; 7; 29; 30; 31]. В свою очередь, усложнение ориентации предприятия привело не просто к возрастанию роли управления, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления [4; 10; 11; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 28].

Контроллинг получает свое развитие в США, первоначально применяется на промышленных предприятиях. Одна из главных причин появления и формирования системы контроллинга в США -промышленный рост в конце XIX - начале XX в., вызвавший усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления. В 1778 г. в США учреждено ведомство «Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts», основными задачами которого были управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств. В 1880 г. в США создана система «Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System». Контроллинг используется для решения финансово-экономических задач, управления основным капиталом и финансовыми вложениями. В 1892 г. компания «Generei Electric Company» (США) вводит должность контроллера. Важную роль в развитии системы контроллинга сыграл Controllers Institute of America, созданный в 1931 г. (в 1962 г. переименован в Financial Executive Institute (FEI)), созданный как профессиональная организация контроллеров [9].

Развитие американской промышленности и рост размеров отдельных предприятий и сложности производства влекут за собой необходимость появления новых подходов планирования и улуч-

© Виноградова С.А., 2014

шения методов управления. Усложнение экономической системы управления приводит к необходимости создания службы контроллинга и передаче ей ряда специфических функций (финансовый контроль, анализ, планирование и др.). На развитие системы контроллинга оказал влияние мировой экономический кризис, руководство многих компаний пришли к пониманию необходимости формирования системы внутреннего планирования, учета и контроля.

Затем контроллинг из США переходит в Западную Европу: в конце 1950 г. в Германии появляются первые подразделения контроллинга. Это связывается с высокими темпами роста экономики страны, предприятия получали хорошую прибыль и не ставили перед собой конкретных целей роста стоимости бизнеса. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. по Европе пронеслась волна банкротств, что привело руководителей к пониманию необходимости разработки и внедрения на предприятиях новых методов планирования и управления. Большие предприятия начинают децентрализацию управления, вследствие чего увеличилась дифференциация внутренних структур предприятий. Это повлекло за собой необходимость внедрения системы, которая должна координировать деятельность этих структур, разработки информационных систем, обеспечивающих менеджеров оперативной достоверной информацией о состоянии организации во всех сферах ее деятельности. В это же время определяется перечень обязанностей подразделений контроллинга.

Повышение спроса на услуги в области контроллинга приводит к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возникает Controller-Institut zur Ausbilding in Unternehmensplanung und Rechnungswesen GmbH, Cauting (Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета), занимающийся вопросами подготовками кадров в сфере планирования предприятия и учета. С 1971 г. частные и общественные семинары проводит Controller-Akademie (Академия контроллеров). В 1975 г. основан Controller-Verein е. V. (Союз контроллеров). Еще один этап на пути внедрения идей и философии контроллинга - основание журнала «Controller» (1989 г.) [8]. Контроллинг становится неотъемлемой частью работы менеджеров. В Германии, например, не только крупные, но и средние, а в последнее время и малые предприятия приглашают на работу контроллеров - специалистов, способных реализовывать задачи и функции контроллинга.

В России интерес к контроллингу появился в конце 1990 гг. Первоначально он применялся в банках, в наиболее динамично развивающемся секторе экономики, а потом - и в других хозяйствующих субъектах в самых разных сферах экономики, хотя пока известны лишь единичные случаи деятельности служб контроллинга.

Эволюцию взглядов на контроллинг в России можно представить следующим образом:

- 1991-1995 гг. - контроллинг отождествляется с учетом затрат;

- 1996-1997 гг. - контроллинг понимался как учет затрат и результатов;

- 1998-2000 гг. - контроллинг - это бюджетирование, планирование и управление затратами;

с 2000 г. преобладает понимание контроллинга как поставщика и интерпретатора информации для руководства, а также координатора оперативной деятельности предприятия.

В качестве объединяющей формы взаимодействия теоретиков и практиков, занимающихся контроллингом, создано Объединение контроллеров [15]. Решение о создании Объединения Контроллеров было принято 9 ноября 2000 г. на Симпозиуме «Контроллинг как философия и методология эффективного управления государственных организаций и частного бизнеса», посвященном 170-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана. Некоммерческое партнерство «Объединение Контроллеров» зарегистрировано в Московской Регистрационной Палате 21 марта 2001 г. В Объединение Контроллеров могут вступать люди, профессионально работающие в области контроллинга на предприятиях и организациях различных отраслей народного хозяйства.

Основные цели Объединения контроллеров:

- содействие распространению на предприятиях и в организациях философии и методологии контроллинга с целью повышения эффективности функционирования и роста уровня конкурентоспособности народного хозяйства России;

- обеспечение обмена профессиональной информацией и коммуникаций среди специалистов, занимающихся проблемами разработки и внедрения контроллинга, а также подготовкой кадров для предприятий и организаций;

- содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов в области контроллинга.

Основными задачами Объединения контроллеров служат:

- выработка единой терминологии в области контроллинга;

- установление контактов с Союзами и Ассоциациями Контроллеров за рубежом;

- издание и распространение материалов Объединения Контроллеров по актуальным вопросам контроллинга;

- проведение регулярных (не реже двух раз в год) заседаний членов Объединения Контроллеров для обсуждения проблем в области теории и практики контроллинга;

- выработка рекомендаций для работников подразделений контроллинга на предприятиях и учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов по контроллингу.

Современная методологическая и теоретическая база контроллинга характеризуется разнообразием концепций. Их развитие связано с тем, какому аспекту отдавался приоритет: с 1930-х до 1960-х гг. - экономической системе (концепция с ориентацией на бухгалтерский учет, учетная концепция); к 1970-1980 гг. - информационной системе (концепция с ориентацией на информацию); с начала 1990-х гг. - концепция с ориентацией на планирование и контроль; с середины 1990-х гг. -координации в системе управления (концепция с ориентацией на координацию); с конца 1990-х гг. -контроллинг как управление управлением; с 2000-х гг. - контроллинг как система координации процесса принятия решений.

В результате анализа литературных источников можно выделить основные группы концепций, сформировавшихся к настоящему времени. Первая группа концепций предполагает использование данных бухгалтерского учета; ориентирована на показатели успеха (прибыли) в денежном выражении. Представители этой концепции Д. Шнайдер, Х.-Ю. Кюппер, Ю. Вебер и др.

Вторая группа концепций выходит за рамки подхода, ориентированного на бухгалтерский учет, и охватывает всю целевую систему предприятия, включая не только денежные величины. Представитель Т. Райхман особое внимание уделяет ориентации контроллинга на результат, основная задача заключается в сборе и обработке информации в процессе разработки, координации и контроля за выполнением планов на предприятии. К третьей группе концепций относится Д. Хан, последователь немецкой модели контроллинга, основой которой являются задачи внутреннего учета. Концепция развивает положения школы научного управления, рассматривающей процессный подход к управлению в виде циклов планирования, организации, контроля, мотивации. Четвертая группа концепций базируется на понимании того, что основной функцией контроллинга является координация либо с ориентацией на отдельные управленческие функции, например, планирование и контроль, либо с ориентацией на управленческую систему в целом. П. Хорват считает, что контроллинг должен обеспечивать руководство предприятия информацией и настраивать его на координирование, реагирование и адаптацию к меняющимся внутренним и внешним условиям с тем, чтобы реализовать намеченные цели. Пятая группа концепций определяет контроллинг как управление управлением, т.е. как метасистему управления. Предметная область и сопутствующий понятийный аппарат расширяется, контроллингу отводится все большая роль на предприятии, что может привести к тому, что возник-

нут трудности с формулировкой рассматриваемой дефиниции и в связи с этим - возникновение неопределенности в практике управления организацией. Шестая группа концепций представляет контроллинг как систему координации процесса принятия решений. Согласно этой концепции контроллинг представляет собой систему информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений.

Также в экономической литературе выделяют две основные школы контроллинга: американскую и немецкую. В Европу контроллинг пришел из США, но как концепция управления получил наибольшее развитие в Германии. Дальнейшее формирование имело двойной характер, выраженный в развитии двух независимых направлений контроллинга: англо-саксонского (американского) и европейского (немецкого). Согласно немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя в основном решение проблем внутреннего учета во всех формах. Немецкая модель контроллинга включает в себя планирование, информационный менеджмент и отчетность, специальные экономические задачи, внутренний учет. Различие между американским и немецким подходами состоит в сущности набора задач, которые призван реализовывать контроллинг [8] (см. табл. 1):

Таблица 1

Перечень задач американской и немецкой школ

Американская школа Европейская (немецкая) школа

составление, координация планов банка, контроль их реализации консультирование и координация при бюджетировании

сравнение полученных результатов с планами и стандартами консультирование и координация при стратегическом планировании

информирование о результатах деятельности и их анализе на всех уровнях управления консультирование и координация при долгосрочном планировании

оценка разных сфер менеджмента, оценка всех процессов на разных фазах на предмет достижения поставленных целей, оценка действенности политики, организационных структур и процессов управление расчетами издержек, результатов

формулировка и использование принципов и методов работы в сфере налогообложения управление внутренней информационной службой

контроль и координация при составлении сообщений для государственных органов консультирование и координация при планировании инвестирования

обеспечение безопасности имущества проведением внутреннего контроля, внутренней ревизии и надзора за страховым обеспечением (защитой) проведение специальных экономических исследований

постоянные исследования экономических, социальных и политических факторов и оценка их влияния на банк

Современный экономический словарь дает следующее определение «контроллинга»:

1) инструмент планирования, учета, анализа состояния дел на фирме, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации;

2) название подразделения фирмы, принятое на промышленных предприятиях в ФРГ, США [1].

В новой экономической энциклопедии контроллинг определяется как «современная комплексная технология управления предприятием, представляющая собой ориентированную на достижение целей интегрированную систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия» [12].

Зарубежные авторы по-разному истолковывают контроллинг. Э. Майер определяет контроллинг как руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования [27]. В свою очередь, Д. Хан считает, что контроллинг - это информационное обеспечение ориентированного на результат управления предприятием [34]. По мнению П. Хорвата, контроллинг - это функция управления, без которой невозможно представить работу ни одной современной компании [33].

Хотелось бы отметить, что отечественные ученые С.Г. Фалько, Л.Ф. Левин рассматривают контроллинг с двух точек зрения: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент:

контроллинг - философия и образ мышления, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе;

- контроллинг - ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия [2].

По мнению таких отечественных ученых, как А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова, контроллинг представляет собой новую концепцию управления, порожденную практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе [19].

Также такие отечественные ученые, как Ю.П. Анискин и А.М. Павлова, считают, что контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц [4].

Проанализировав определения контроллинга зарубежных и отечественных экономистов, их можно классифицировать следующим образом:

- контроллинг как концепция управления предприятием;

- контроллинг как система управления предприятием;

- контроллинг как функция управления;

- контроллинга как система поддержки руководства.

Следует отметить, что помимо множества концепций и определений контроллинга существуют и классификации видов контроллинга. Можно выделить следующие основные классификации видов контроллинга:

- в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта;

- в зависимости от размера предприятия: малое, среднее, крупное; в зависимости от отраслевой принадлежности;

- в зависимости от видов измерений: количественный (контроль показателей, имеющих непосредственное количественное выражение), качественный (контроль показателей, не имеющих количественного выражения).

в зависимости от видов ресурсов производства: контроллинг основных фондов, нематериальных активов, материальных активов;

- в зависимости от объектов: контроллинг маркетинга и сбыта, логистики, финансовый, инвестиций и т.д.;

- в зависимости от видов экономических процессов: контроллинг организационного процесса (создание организационной структуры предприятия и организации движения информационных потоков между подразделениями предприятия с прямой и обратной связью), процесса снабжения (обеспечение производства сырьем и вспомогательными материалами, в их хранении и т.д.), производственного процесса (контроль производства товаров, усовершенствование выпускаемой продукции, разработка новых видов продукции), процесса сбыта (контроль сбытовых операций и качества выпускаемой продукции);

- в зависимости от организационной структуры управления предприятием: централизованная, децентрализованная, линейная, функциональная и т.д.;

- в зависимости пользователей: внутренний, внешний;

- в зависимости от уровня управления: стратегический, оперативный.

Итак, первоначально контроллинг рассматривается исключительно как бухгалтерский (финансовый) учет, основная функция которого - контроль финансовых ресурсов; далее присоединяется управленческий (производственный) учет, оперативное планирование и контроль. Возникает необходимость в стратегическом управлении (стратегическом планировании в долгосрочной перспективе). С течением времени контроллинг становится информационным обеспечением управления и процесса принятия управленческих решений; выступает системой управления предприятием, управлением управления, управленческой философией и концепцией. Можно сказать, что контроллинг, начиная с 1778 г., в процессе своего развития претерпел значительную трансформацию. Концепция контроллинга появляется на пересечении учета, контроля, планирования, консультирования, представляет собой систему, большую чем управленческий учет, включающую в себя процесс информационного и программного обеспечения процесса принятия и исполнения управленческих решений, отдельные управленческие функции и система управления в целом. Развитие концепций контроллинга, многообразие восприятия контроллинга и его сущности продолжаются по настоящее время.

Библиографический список

1. Ананькина Е.А. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 279 с.

2. Бодяко А.В. Разработка внутрифирменных документов по оплате труда и расчетам с работниками в соответствии с новыми требованиями законодательства // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. - С. 153-157.

3. Бодяко А.В. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. -С. 58-70.

4. Бодяко А.В. формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Микроэкономика. - 2011. - № 6. -С. 174-179.

5. Бодяко А.В. Формирование социальной отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с МСФО // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - С. 279.

6. Ворожейкина Т.М. Концепция мониторинга продовольственной безопасности России // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 5. - С. 339-343.

7. Демина И.Д. Сравнительный анализ учета основных средств в коммерческих организациях в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и МСФО (IAS) 16 «Основные средства» // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 12.

8. Карминский A.M. Информационно-аналитическая составляющая бизнеса: методология и практика / A.M. Карминский. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 272 с.

9. Карминский А.М. Контроллинг: учеб. для студентов вузов / А.М. Карминский [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 333 с.

10. Корзоватых Ж.М. Особенности учета импорта работ и услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 22.

11. Корзоватых Ж.М., Подгузова К.В. Дебиторская задолженность предприятия // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 1.

12. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении / Б.Г. Литвак. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2004. -400 с.

13. Мироненко В.М. Методические основы обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. -С. 147-153.

14. Мироненко В.М. Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета деятельности товариществ собственников жилья // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 3. - С. 186-190.

15. Петренко С.Н. Контроллинг: учеб. пособ. / С.Н. Петренко. - Киев: Эльга: Ника- Центр, 2004. - 327 с.

16. Пономарева С.В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 15. - С. 59-68.

17. Пономарева С.В. Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 14. - С. 81-87.

18. Пономарева С.В. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности / С.В. Пономарева, Т.М. Рогуленко. - М., 2011.

19. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг [и др.]. - 5-e изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.

20. Рогуленко Т.М Роль контроля в реализации функций управления рыночной экономикой // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 35-40.

21. Рогуленко Т.М. Влияние глобализационных тенденций развития бизнеса на информационную миссию бухгалтерского учета и отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. - С. 181-185.

22. Рогуленко Т.М. Внутренний аудит и его место в системе внутрихозяйственного контроля // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1. - С. 568-576.

23. Рогуленко Т.М. Методика и технология проведения подтверждающего аудита // Аудиторские ведомости. - 2013. - № 1. - С. 15-32.

24. Рогуленко Т.М. Применение ПБУ 18/02 при расчетах с работниками // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 8. - С. 8-12.

25. Рогуленко Т.М. Теория системности научного познания экономических процессов и ее роль в развитии контроля управления компанией как социально-экономической системы // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3 - С. 173-177.

26. Рожкова Н.К., Блинова У.Ю., Чупеева О.В. Управленческий учет как экономическая категория // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 11. - С 108-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - 4-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2010.

28. Сапожникова Н.Г. Корпоративный учет и отчетность: методология и практика: монография / Н.Г. Сапож-никова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. - 248 с.

29. Сапожникова Н.Г. Проблемы формирования информации о трансакционных издержках корпораций // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 38. - С. 49-58.

30. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 9. - С. 52-56.

31. Слиняков Ю.В. Построение системы корпоративной социальной ответственности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. - С. 227-233.

32. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 3. - С. 275-281.

33. Слуцкин М.Л. Контроллинг как система повышения эффективности управления промышленным предприятием / М.Л. Слуцкин. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 259 с.

34. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан. - М.: Финансы и статистика, 1997. -800 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.