Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / МОДЕЛЬ / DEPRESSED REGION / INNOVATION POLICY / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / INNOVATION DEVELOPMENT STRATEGY / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пущина О.А.

В настоящей статье рассматриваются особенности понятия «депрессивный регион», а также принципы формирования региональной инновационной политики в отношении депрессивных регионов. Рассмотрены возможности перехода депрессивного региона к фазе устойчивого развития на основе создания модуля региональной инновационной системы, базирующейся на кластерном подходе. В качестве ориентира для республики, как и для страны в целом целесообразно принять стратегию инновационного развития экономики. Автором предложена модель региональной инновационной системы депрессивного региона на примере Республики Северная Осетия-Алания. По мнению автора, по итогам разработки и реализации стратегии инновационного развития депрессивного региона будут созданы новые условия функционирования экономического и социального комплексов республики Северная Осетия-Алания, что будет иметь определяющее значение для решения социально-экономических проблем. В ходе реализации приоритетных проектов предполагается создание новых, высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест, уменьшение интенсивности миграции, усовершенствование структуры региональной экономики. Также целесообразно сформировать на республиканском уровне исполнительной власти эффективный орган управления инновационной модернизацией, формирования региональной научно-инновационной системы для решения практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пущина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A DEPRESSED REGION ON EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA ALANIA

In the present article the features of the concept of a depressed region and principles of regional innovation policy are considered. The possibilities of transition of a depressed region to the phase of sustainable development based on the creation of a module of a regional innovation system based on a cluster approach are considered. As a benchmark for the republic, as well as for the country as a whole, it was proposed to adopt a strategy for innovative development of the economy. The author proposes a model of the regional innovation system of a depressed region on the example of the Republic of North Ossetia-Alania. According to the author, based on the results of the development and implementation of the strategy of innovative development of the depressed region, new conditions for the functioning of the economic and social complexes of the Republic of North Ossetia-Alania will be created, which will be of decisive importance for solving socio-economic problems. In the course of the implementation of priority projects, it is planned to create new, high-tech and highly productive jobs, reduce the intensity of migration, and improve the structure of the regional economy. It is also advisable to form an effective management body for innovative modernization at the republican level of the executive power, the formation of a regional scientific and innovative system for solving practical problems.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ»

Управление инновационным развитием депрессивного региона на примере Республики Северная Осетия-Алания

Пущина Ольга Александровна,

заместитель генерального директора, Владикавказский технологический центр «Баспик», olgap509@gmail.com

В настоящей статье рассматриваются особенности понятия «депрессивный регион», а также принципы формирования региональной инновационной политики в отношении депрессивных регионов. Рассмотрены возможности перехода депрессивного региона к фазе устойчивого развития на основе создания модуля региональной инновационной системы, базирующейся на кластерном подходе. В качестве ориентира для республики, как и для страны в целом целесообразно принять стратегию инновационного развития экономики. Автором предложена модель региональной инновационной системы депрессивного региона на примере Республики Северная Осетия-Алания. По мнению автора, по итогам разработки и реализации стратегии инновационного развития депрессивного региона будут созданы новые условия функционирования экономического и социального комплексов республики Северная Осетия-Алания, что будет иметь определяющее значение для решения социально-экономических проблем. В ходе реализации приоритетных проектов предполагается создание новых, высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест, уменьшение интенсивности миграции, усовершенствование структуры региональной экономики. Также целесообразно сформировать на республиканском уровне исполнительной власти эффективный орган управления инновационной модернизацией, формирования региональной научно-инновационной системы для решения практических задач.

Ключевые слова: депрессивный регион, инновационная политика, региональная инновационная система, стратегия инновационного развития, модель.

Многочисленные исследования посвящены изучению проблем развития депрессивных регионов. В современных условиях развития и модернизации российской экономики важно не допустить чрезмерного неравенства регионов страны по уровню развития социально-экономических показателей. При этом, необходимо соблюдение соотвествующих территориальных пропорций. Однако наблюдается тенденция повышения различий в уровне развития регионов России, вследствии чего проявляется отставание превалирующей группы субъектов. Наиболее проблемные регионы в их числе принято обозначать депрессивными [3, с.9]. Вместе с термином «депрессивный» предлагаются следующие формулировки: слаборазвитый, маргинальный, кризисный, старопромышленный и др. Главным признаком, определяющим соответствие региона типу депрессивных, являются темпы развития.

На законодательном уровне понятие и критерии де-прессивности не закреплены. Критерии определения региональной депрессивности нашли отражение в проекте Федерального закона "Об основах федеральной поддержки депрессивных территории Российской Федерации".

Весьма актуальным видится исследование вопросов диагностики социально-экономического развития депрессивных регионов Российской Федерации, а также возможностей их перехода к фазе устойчивого развития на основе создания модуля региональной инновационной системы.

Особенности понятия «депрессивный регион»

В настоящий момент в регионалистике нет единства мнений в понимании сущности термина «депрессивный регион». На современном этапе развития науки существует два типа понимания указанного термина: "широкое" и "узкое". Согласно первому подходу, к депрессивным относятся такие регионы, в которых наблюдается существенный застой в развитии. Определение термина в соответствии со вторым подходом, базируется на особенности медленного выхода из кризисного состояния регионов, которые в предыдущие годы демонстрировали высокий уровень темпов развития. [1,с. 33].

В региональной научной теории представлены различные теоретические и методологические подходы к выделению регионов депрессивного типа. Диагностика региональной депрессивной социально-экономической ситуации осуществляется в различных интервалах времени и с помощью оценки множества показателей. Таким образом, в процессе отнесения того или иного региона к ряду депрессивных, итоги нескольких исследований могут разниться, что объясняется применением различных аналитических методик оценки данных, индикаторов, типов ранжирования.

Степень отличия в уровне развития депрессивных регионов характеризуется взаимосвязанным комплексом внешних и внутренних факторов и условий. В совре-

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

менных условиях скорость протекания глобальных процессов в мире и обществе стремительно увеличивается, что приводит к форсированию движения материальных, инвестиционных, научно-технологических, кадровых, интеллектуальных ресурсов. Таким образом, распределение ресурсов на разных территориях может происходить неравномерно. На некоторых из них производственные факторы находятся в избытке, а на остальных наблюдается их острый недостаток.

В результате деструктивных процессов и неравномерного территориального распределения основных произодственных факторов, в России сложился определенный пласт депрессивных регионов. Подобные территории характеризуются целым рядом взаимосвязанных кризисных явлений, среди которых: снижение уровня жизни, низкий уровень валового регионального продукта, снижение уровня доходов населения, миграционный отток рабочей силы, высокий уровень дотаций, высокий уровень безработицы, инфраструктурные ограничения и т.д.

По оценкам агентства "Эксперт РА" в 2019 году российские регионы в качестве дотаций получили более 675 миллиардов рублей.

Важнейшее значение в настоящее время приобретает проблема перевода национальной и региональной экономики с ресурсно-затратной на инновационную модель развития. Инновационный сценарий развития на основе построения новой современной модели индустриальной экономики является практически единственным способом ухода от депрессивности многих регионов России и решения системных проблем. Для целей привлечения инвестиций неоходима реализация имеющегося научного, интеллектуального, производственного-технического и технологического базиса региона.

Республика Северная Осетия-Алания является типичным депрессивным дотационным регионом, в котором в упадке находится ряд базовых отраслей, таких как: металлургическая, горнодобывающая, электронная промышленность. Тем не менее, созданы и существуют предпосылки восстановления и развития комплекса инновационно-ориентированных отраслей новых технологических укладов и сокращения уровня дотационности республики.

Базовыми условиями реформирования экономики являются региональная инновационная система и региональная инновационная политика, формируемые на принципах отлаженных механизмов государственно-частного партнерства. В ходе создания базовых условий следует:

1. Выделить ключевые конкурентные преимущества исследуемого субъекта Федерации;

2. Использовать прогрессивные технологические решения для реализации имеющегося потенциала региона в соответствии с принципом тройной спирали;

3. Позиционировать создание региональных инновационно-промышленных кластеров как приоритетную задачу по переводу экономики на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности, качества и производительности труда, создания высокопроизводительных рабочих мест;

4. Предусмотреть предельную концентрацию финансовых ресурсов всех видов бюджета на развитие приоритетных и конкурентоспособных направлений региональной инновационной системы;

5. Применять инструменты привлечения инвестиций с учетом тенденций современного финансового

рынка и институтов, национальных проектов, соответствующих государственных программ поддержки и конкурсов.

Инновационная система депрессивного региона может создаваться по нескольким моделям, в зависимости от уровня промышленного развития, [3, с. 31] а именно:

1. Промышленное развитие с применением технологических инноваций и создания инновационно-промышленных кластеров, объединяющих на компактной территории юридически независимых производителей товаров и услуг, совместно действующих ради достижения общих целей на основе взаимовыгодной кооперации и учета мнений всех заинтересованных сторон;

2. Развитие фундаментальных и прикладных исследований, что предполагает образование пула внедренческих компаний для реализации заключительной стадии научно-производственного цикла освоения инноваций с целью активизации производства промышленной продукции;

3. Инновационные разработки компаний, позволяющие улучшить финансово-экономические показатели и повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой продукции.

Региональная инновационная система согласно первой модели соответствует таким регионам, в которых значительно развит научно-технический инновационный потенциал и уровень промышленного производства. Отмечается высокий уровень инновационной активности компаний, развит инновационный климат, что способствует созданию малых инновационых предприятий. Формируются производственно-технологические связи с крупными индустриальными предприятиями, развиты элементы инновационной инфраструктуры. Высокие показатели инновационной деятельности указанных регионов позволяют отнести их к группе лидеров.

Согласно второй модели формируется инновационная система регионов депрессивного типа с недостаточным научно-техническим и производственным потенциалом и, соответственно, низким уровнем промышленного производства. Значительная часть квалифицированных кадров сконцентрированна в учреждениях высшего образования и отраслевых научно-исследовательских институтах. Основное направление инновационной деятельности компаний подобных регионов заключается в приобретении основных средств, машин, оборудования. Формирование региональной инновационной системы с ацентом на фундаментальные и прикладные исследования принято за основу во многих российских депрессивных регионах.

Модель инновационной региональной системы третьего типа характерна для территорий, значительная часть инновационно-технологических отраслей которых находится в кризисном состоянии. Институты, инновационная инфраструктура имеет фрагментарный характер, что влечет за собой отток квалифицированного персонала.

Современные вызовы в управлении депрессивными территориями и необходимость смены парадигмы развития требуют поиска обновленных диверсификацион-ных моделей. Одна из таких моделей базируется на эффективной технологии управления региональным развитием - кластерном подходе [4, с. 3] - и может быть реализована в настоящий период развития Республики Северная Осетия-Алания.

Особенности развития научно-инновационной и

промышленной сфер Республики Северная Осетия-Алания.

Республика Северная Осетия-Алания на современном этапе находится в группе регионов депрессивного типа, что вызвано низким уровнем межрегиональной конкурентоспособности.

Согласно данным за 2019 год, республика находится на 23 месте по показателю финансовой поддержки из федерального бюджета.

Основными проблемами научно-инновационного и промышленного развития республики являются:

1. Недостаточный уровень развития кооперации, интеграционных связей;

2. Низкий уровень инновационного развития экономики;

3. Отставание предприятий промышленности во внедрении инновационных технологий;

4. Низкий уровень конкурентоспособности промышленных отраслей, определяемый показателями степени износа основных фондов и низким коэффициентом обновления;

5. Недостаточные темпы внедрения инноваций и применения современного технологического оборудования в промышленности;

6. Низкая кредитоспособность предприятий.

Объем валового регионального продукта в республике низкий, и его темпы роста ниже остальных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Главным фактором отставания является отсутствие роста промышленного производства. В республике наблюдается спад ранее успешных отраслей промышленности: электронной, электротехнической и других. Показатель объема инновационной продукции в республике ниже соответствующего среднероссийского, что свидетельствует о недостаточной результативности инновационной деятельности в экономике субъекта. Уровень внедрения технологических инноваций в РСО-Алания соответствует 79 месту в стране, седьмому месту в федеральном округе. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный рейтинг республики характеризуется низкими показателями. Бюджетная система региона отличается высокой зависимостью от трансфертов из федерального бюджета.

Одной из ключевых проблем сферы научных разработок отмечается старение научно-исследовательских кадров, снижение доли исследователей в возрасте до 39 лет. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки превалируют внебюджетные источники, доля которых ежегодно увеличивается.

По оценке Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), республика занимает 59-е место в российском рейтинге инновационной активности и позиционируется как субъект с умеренным уровнем инновационной активности. По итогам рейтинга инновационного развития субъектов РФ, составленным Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», республика находится на 64 месте.

Низкие показатели объема финансирования научно-образовательного комплекса являются определяющим фактором снижения уровня его развития. Дополнительными сдерживающими факторами развития являются: отставание качественного состава научных сотрудников и преподавателей, числа докторов и кандидатов наук в расчете на тысячу занятых в экономике от средних показателей в России.

Недостаточная востребованность результатов научно-технической деятельности исследователей республики определяется низким количеством инновационно активных малых предприятий, ограниченностью финансовых средств промышленных предприятий.

Слабое развитие производства промышленной продукции, определяющее низкий спрос предприятий на технологические инновации, прерывает интегральный комплекс задач по продвижению новшеств на рынок. Вследствие финансовой неустойчивости многих предприятий, сложности при получении банковских кредитов, затрудняется внедрение новых технологий на промышленных предприятиях.

Оценка показателей сферы инновационного развития РСО-Алания, базовых условий создания региональной инновационной системы, объема финансирования научно-образовательного комплекса свидетельствует о том, что по базовым показателям республика заметно отстает от экономичеки развитых регионов Российской Федерации.

Формирование инновационной системы региона.

В целях повышения конкурентоспособности депрессивных территорий, приоритет инвестиционных затрат следует отнести к решению инновационно-технологических задач, соответствующим отраслям и производству. Национальный приоритет приобретает инновационная модернизация страны и регионов с акцентом на науку, образование и высокие технологии.

Инновационная модернизация республики Северная Осетия-Алания заключается в формировании и реализации комплекса разнообразных задач создания новых производительных сил и производственно-технологических отношений. Основным стратегическим документом в данной области может стать стратегия инновационного развития РСО-Алания с преобладающим акцентом на создание кластеров инновационно-промышленной направленности.

На первой стадии реализации стратегии предполагается создание основных условий модернизации экономики депрессивного региона - региональную инновационную систему (РИС) и региональную инновационную политику (РИП). На данном этапе определяются приоритеты промышленной политики и принимаются к реализации крупные инновационные проекты по созданию кластеров на основе приоритетных направлений реформирования промышленности.

Следующий период посвящен формированию базовых технологических платформ и дорожных карт, реализации намеченных к осуществлению приоритетных инновационных проектов и развитию кластерных инициатив. На 2 стадии происходит маркетинговое освоение инноваций, формирование кооперационных связей на межотраслевом уровне, развитие объектов инновационной ифраструктуры.

На заключительном этапе происходит активное развитие по выбранным приоритетным направлениям повышения конкурентоспособности, обладающих маркетинговым потенциалом. Предполагается, что инновационная модель станет катализатором и ведущей силой положительных изменений в республиканской экономике и социальной сфере.

В числе необходимых и достаточных условий инновационной модернизации следует выделить основные из них: развитие инновационного потенциала, инновационной активности региона, формирование благоприятного инновационного климата и имиджа республики.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

<

m О X X

Принимая во внимание комплексность подхода по реализации предложенных инициатив, целесообразно осуществить переход к инновационной модели экономики на базе формирования региональной инновационной системы.

Определяющим звеном в системе создания конкурентоспособной и ликвидной инновационной продукции, технологических процессов и их последующего внедрения, становится процесс формирования связей между участниками региональной инновационной системы.

Структура разрабатываемой модели региональной инновационной системы РСО-Алания может включать три взаимозависимых базовых уровня:

1. Основная деятельность

2. Содержательная деятельность

3. Система управления

В структуре основной деятельности отражен производственный процесс, обеспечивающий основной объем высокотехнологичной продукции. На данном уровне выделяется малый, средний и крупный бизнес, а также уровень прикладной науки. В рамках основной деятельности выделены сегменты продуктов и услуг, что позволяет определить уровень специфики региона.

В процессе содержательной деятельности на втором уровне системы происходит управление функционированием инновационного процесса в регионе. Выделяется элемент образования - как источник квалифицированных кадров, сфера фундаментальной науки, реализуемая как в вузовских, так и в академических государственных институтах и элементы инновационной инфраструктуры (финансовое, информационное, консалтинговое и маркетинговое обеспечение).

Третий уровень модели соответствует уровню регионального управления, в рамках которого происходит координация и стимулирование инновационной деятельности в масштабах региона, и формируется стратегическая инновационная политика территории.

Маркетинговые исследования, потенциальные и имеющиеся рынки сбыта основной деятельности становятся неотъемлемой частью системы, как внешней, так и внутренней. Эффективность основной деятельности определяется также наличием институциональных связей со всеми элементами представленной системы. Ресурсный потенциал региональной инновационный системы определяется совокупностью входных и выходных показателей.

Региональная инновационная система региона является частью как социально-экономической системы региона, так и элементом национальной инновационной системы.

Для эффективного функционирования системы, необходимо выполнение следующих условий:

1. Приоритет на реализации выбранных направлений инновационного развития;

2. Выполнение прикладных исследований;

3. Освоение производства новой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции.

Региональная инновационная система создает благоприятную внешнюю среду и формирует внутренние стимулы для роста социального капитала, технологической модернизации производства и развития отраслей новой экономики.

Финансовое обеспечение процесса перехода депрессивного региона на инновационный путь развития требует поиска инвестиционных ресурсов на развитие научно-технического и образовательного комплексов

территории. Дополнительным источником финансирования, помимо средств федерального бюджета, может и должен стать региональный бюджет.

Мониторинг и контроль процесса реализации выбранных направлений и достижения запланированных показателей целесообразно проводить на уровне исполнительной власти субъекта.

По итогам разработки и реализации стратегии инновационного развития депрессивного региона будут созданы новые условия функционирования экономического и социального комплексов республики Северная Осетия-Алания, что будет иметь определяющее значение для решения социально-экономических проблем. В ходе реализации приоритетных проектов предполагается создание новых, высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест, уменьшение интенсивности миграции, усовершенствование структуры региональной экономики. Целесообразно сформировать на республиканском уровне исполнительной власти эффективный орган управления инновационной модернизацией, формирования региональной научно-инновационной системы для решения практических задач.

Литература

1. Кайгородов А.Г., Шекшуева С.В. Экономика депрессивного региона как фактор его инновационного развития// Вестник Ивановского государственного университета. 2017. №2(32). С. 6-13.

2. Ахмедова М. Р. Конфигурация экономического пространства депрессивного региона и обоснование приоритетов развития Республики Дагестан // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 121-128.

3. Балакина Г.Ф. Особенности инновационного пути развития депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №4.

4. Морозова Т.В., Козырева Г.Б., Сухарев М.В., Белая Р.В. Депрессивные территории России: институциональные модели развития и методологические подходы исследования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, No1 (2016).

5. Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030г., утвержденная Законом Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 года №60-РЗ «О стратегии социально-экономического развития РСО-Алания до 2030 года»

Management of innovative development of a depressed region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

on example of the Republic of North Ossetia Alania Pushchina O.A.

Vladikavkaz Technological Center «Baspik» In the present article the features of the concept of a depressed region and principles of regional innovation policy are considered. The possibilities of transition of a depressed region to the phase of sustainable development based on the creation of a module of a regional innovation system based on a cluster approach are considered. As a benchmark for the republic, as well as for the country as a whole, it was proposed to adopt a strategy for innovative development of the economy. The author proposes a model of the regional innovation system of a depressed region on the example of the Republic of North Ossetia-Alania.

According to the author, based on the results of the development and implementation of the strategy of innovative development of the depressed region, new conditions for the functioning of the economic and social complexes of the Republic of North Ossetia-Alania will be created, which will be of decisive importance for solving socio-economic problems. In the course

of the implementation of priority projects, it is planned to create new, high-tech and highly productive jobs, reduce the intensity of migration, and improve the structure of the regional economy. It is also advisable to form an effective management body for innovative modernization at the republican level of the executive power, the formation of a regional scientific and innovative system for solving practical problems.

Key words: depressed region, innovation policy, regional innovative system, innovation development strategy, model.

References

1. Kaigorodov A.G., Shekshueva S.V. Economy of a depressed

region as a factor of its innovative development // Bulletin of the Ivanovo State University. 2017. No. 2 (32). S. 6-13.

2. Akhmedova MR Configuration of the economic space of a depressive region and substantiation of the development priorities of the Republic of Dagestan // Young scientist. - 2014. - No. 14. - S. 121-128.

3. Balakina G.F. Features of the innovative way of development of

a depressive region // Regional economy: theory and practice. 2009. No. 4.

4. Morozova TV, Kozyreva GB, Sukharev MV, Belaya R.V. Depressive territories of Russia: institutional models of development and methodological approaches of research // Online magazine "Science" Volume 8, No1 (2016).

5. The strategy of socio-economic development of the Republic of

North Ossetia-Alania until 2030, approved by the Law of the Republic of North Ossetia-Alania dated September 18, 2019 No. 60-RZ "On the strategy of socio-economic development of North Ossetia-Alania until 2030"

X X

O

OD >

c.

X

OD m

o

ho o lo o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.