Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность Республики Северная Осетия-Алания: современное состояние и тенденции изменения'

Инвестиционная привлекательность Республики Северная Осетия-Алания: современное состояние и тенденции изменения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инвестиционный климат / инвестиционная привлекательность / инвестиционные риски / инвестиционный потенциал / управление инвестициями / Республика Северная Осетия-Алания / стратегия развития / investment climate / investment attractiveness / investment risks / investment potential / investment management / Republic of North Ossetia-Alania / development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздов Виктор Викторович, Кусов Георгий Заурбекович

В статье рассматриваются тенденции изменения инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания в 2000-2020 годах. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на улучшение качества инвестиционной политики в данном регионе, его оценки инвестиционной привлекательности в рассматриваемый период мало изменились и остаются на низком уровне. На инвестиционную привлекательность региона негативно влияют высокий уровень коррупции, клановость и элементы политической нестабильности. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания предполагает улучшение макроэкономической ситуации в стране, активизацию реализации национальных проектов, выход из затяжного кризиса недофинансирования экономики региона, умелое использование инструментов управления рисками, борьбу с экономической преступностью и стабилизацию общественно-политической жизни. Продолжает оставаться актуальным и снижение административных барьеров для бизнеса, а также создание на территории региона зон с особыми экономическими режимами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment attractiveness of the Republic of North Ossetia— Alania: current state and trends

The article discusses trends in investment attractiveness of the Republic of North Ossetia-Alania in 2000-2020. The authors conclude that, despite the improvement in the quality of investment policy in this region, its estimates of investment attractiveness in the period under review have changed little and remain at a low level. The region's investment attractiveness is negatively affected by high levels of corruption, clanneshness, and elements of political instability. Increasing investment attractiveness of the Republic of North Ossetia-Alania implies improving the macroeconomic situation in the country, activating the implementation of national projects, overcoming the protracted crisis of underfunding the region's economy, skilful use of risk management tools, fighting economic crime and stabilizing social and political life. The reduction of administrative barriers to business, as well as the creation of zones with special economic regimes on the territory of the region, continues to be relevant

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность Республики Северная Осетия-Алания: современное состояние и тенденции изменения»

Инвестиционная привлекательность Республики Северная Осетия-Алания: современное состояние и тенденции изменения

Дроздов Виктор Викторович

д.э.н., профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», drozdov@econ.msu.ru

Кусов Георгий Заурбекович

аспирант, ФГБОУ Во «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», g.kusov@yandex.ru

В статье рассматриваются тенденции изменения инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания в 2000-2020 годах. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на улучшение качества инвестиционной политики в данном регионе, его оценки инвестиционной привлекательности в рассматриваемый период мало изменились и остаются на низком уровне. На инвестиционную привлекательность региона негативно влияют высокий уровень коррупции, клановость и элементы политической нестабильности. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания предполагает улучшение макроэкономической ситуации в стране, активизацию реализации национальных проектов, выход из затяжного кризиса недофинансирования экономики региона, умелое использование инструментов управления рисками, борьбу с экономической преступностью и стабилизацию общественно-политической жизни. Продолжает оставаться актуальным и снижение административных барьеров для бизнеса, а также создание на территории региона зон с особыми экономическими режимами.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционные риски, инвестиционный потенциал, управление инвестициями, Республика Северная Осетия-Алания, стратегия развития.

о см о см

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

Проблема привлечения инвестиций в экономику Северо-Кавказского федерального округа, к которому относится Республика Северная Осетия-Алания (РСО-Алания), продолжает оставаться довольно острой. Без ее решения невозможны преодоление кризисных явлений в экономике региона и его модернизация с учетом современных тенденций и потребностей социально-экономического развития. Одним из самых ответственных моментов инвестиционного процесса является выбор регионов, в которые направляются инвестиционные ресурсы. Этот выбор, как правило, во многом бывает продиктован показателем высокой инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.

Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов, базирующиеся на разных концептуальных подходах, достаточно хорошо разработаны [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. К числу недостаточно разработанных относятся методики оценки инвестиционной привлекательности отраслей и секторов промышленности, а также факторов, ее определяющих.

Получить представление о динамике инвестиций в нефинансовые активы можно по статистическим данным, содержащимся в разделе 22 «Статистического ежегодника Республики Северная Осетия-Алания» за 2019 г. [8]. В нем представлена информация об инвестиционной активности в регионе за 2000, 2005, 2010 - 2018 гг., а по некоторым показателям - за 1990 и 1995 гг. Эти данные свидетельствуют о том, что в 2000 - 2018 гг. в РСО-Алания наблюдался рост объема инвестиций практически во всех отраслях. Если в 2000 г. совокупные инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и инвестиций, не учитываемых прямыми статистическими методами) не превышали 1,26 млрд руб., то уже в 2010 г. они составили порядка 9,72 млрд руб., а в 2018 г. превысили 18,82 млрд руб. При этом имел место рост не только инвестиций, профинансированных за счет привлеченных средств (бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, кредитов банков, заемных средств других организаций и др.), но и вложений в основной капитал собственных средств региональных инвесторов (табл. 1).

Качество инвестиционной политики хозяйствующих субъектов РФ не всегда находится на достойном уровне, удовлетворяющем современным требованиям развития территорий. По данным выборочных исследований, проведенных в РСО - Алания в 2018 г. среди организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, 44% организаций главной целью инвестирования в основной капитал назвали замену изношенной техники и оборудования и лишь 10% - внедрение новых производственных технологий, 2% - создание новых рабочих мест [8, с. 291].

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал в Республике Северная Осе-

2000 г. 2010 г. 2018 г.

Всего 1260,1 9719,5 18825,2

в том числе по источникам финансирования:

собственные средства 167,1 2112,7 3667,9

привлеченные средства 1093,0 7606,8 15157,3

из них:

кредиты банков 4,2 211,3 216,0

заемные средства других организаций 25,7 243,7 6551,1

бюджетные средства 863,3 3806,3 7337,0

в том числе:

федерального бюджета 748,1 3004,0 6146,8

республиканского и местного бюджетов 115,2 802,3 1190,2

средства внебюджетных фондов 21,1 41,2 97,2

прочие 178,7 3304,3 956,0

Источник: Статистический ежегодник Республики Северная Осетия - Алания за 2019 г. [8, С. 288].

По данным тех же исследований факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность и имеющими отношение к инвестиционному климату, для многих хозяйствующих субъектов РСО - Алания является неопределенность экономической ситуации в стране (57% от общего числа организаций), сложный механизм получения кредитов (47%), инвестиционные риски (45%) (табл. 2).

Таблица 2

Распределение организаций Республики Северная Осетия -Алания по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную

2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность

Недостаточный спрос на продукцию 39 37 13 67 53 14

Недостаток собственных финансовых средств 82 61 92 100 60 42

Высокий процент коммерческого кредита 38 27 22 74 40 22

Сложный механизм получения кредитов для реализации 33 14 11 69 25 47

Инвестиционные риски 12 6 2 1 41 45

Неудовлетворительное состояние технической базы 16 2 15 31 11 22

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 4 12 3 20 11 41

Неопределенность экономической ситуации в стране 27 19 21 86 57 57

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 1 2 2 76 9 38

Источник: Статистический ежегодник Республики Северная Осетия - Алания за 2019 г. [8, с. 291].

Динамика приведенных в табл. 2 показателей, характеризующих факторы, ограничивающие инвестиционную активность организаций региона, неоднозначна. В то же время нельзя не заметить, что в 2010 - 2018 гг. существенно выросла процентная доля организаций, назвавших в качестве таких факторов несовершенство нормативно-правовой базы (с 1% в 2010 г. до 76% в 2016 г. и 38% в 2018 г.). Увеличилась и доля организаций, инвестиционная активность которых сдерживается неопределенностью экономической ситуации в стране (с 27% в 2010 г. до 86% в 2016 г. и 57% в 2018 г.). Заметно больше организаций стали ограничивать свою инвестиционную деятельность из-за инвестиционных рисков (в 2010 г. их доля составляла 12%, а в 2017 и 2018 гг. соответственно 41 и 45%).

Судить об инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации и о ее динамике можно по рейтингам, публикуемым рейтинговыми агентствами. Согласно концепции Национального рейтингового агентства «понятие инвестиционной привлекательности региона шире понятия инвестиционного климата и включает не только аспекты регулирования и сопровождения инвестиционной деятельности, но и фундаментальные факторы, характеризующие ресурсный и инфраструктурный потенциал регионов России» [7]. По итогам 2017 г. рейтинг инвестиционной привлекательности РСО -Алания этим агентством был понижен по сравнению с 2016 г. до IC9 (категория «регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности», «умеренная инвестиционная привлекательность - третий уровень»). Этот рейтинг был подтвержден по итогам 2018 и 2019 гг. [5; 7; 9].

Широко известны более информативные рейтинги инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, публикуемые рейтинговым агентством «РАЭКС-Аналитика». Эти рейтинги строятся на основе официальных статистических данных Росстата и федеральных ведомств (Минфина, МВД, Минприроды, Банка России и Минсвязи).

В соответствии с методикой агентства «РАЭКС-Аналитика» инвестиционная привлекательность региона оценивается по двум параметрам - инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску. Первый параметр - инвестиционный потенциал - это доля региона в общероссийском инвестиционном потенциале. В суммарный потенциал входят 9 его частных составляющих: трудовая, финансовая, производственная, потребительская, институциональная, инфраструктурная, природно-ресурсная, туристическая, инновационная. Второй параметр - инвестиционный риск - отражает масштабы региональных проблем, с которыми с высокой долей вероятности столкнется потенциальный инвестор. В интегральный риск входят 6 частных рисков (финансовый, социальный, управленческий, экономический, экологический, криминальный) [6].

По данным на 1 января 2019 г. составители вышеупомянутого рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России относят рСо - Алания к группе регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и высоким риском (3С1). В эту группу вошли также Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика. Из республик Северного Кавказа более низкий рейтинг (группа регионов с низким инвестиционным потенциалом и экстремальным риском (3D)) был присвоен Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Чеченской Республике.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м о

о см

0 см

01

О Ш

т

X

<

т О X X

Ранги инвестиционного потенциала и инвестиционного риска РСО - Алания в 2018 и 2019 гг. не изменились и составили соответственно 62 и 80 (из 85). Из компонентов инвестиционного потенциала наиболее высокий ранг (7) присвоен инвестициям в инфраструктуру, наименьшие ранги - производственным и природно-ре-сурсным инвестициям (соответственно 78 и 77). Ранги других компонентов (трудового, потребительского, финансового, институционального, инновационного, туристического) находились в диапазоне от 59 до 74. Низкий ранг был зафиксирован в отношении следующих компонентов инвестиционного риска: социального - 77, экономического - 81, финансового - 78, криминального - 82, экологического 48, управленческого - 76 [6].

По данным за 2019 г. давление на бизнес со стороны органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность (КНД), в РСО - Алания было меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении организаций бизнеса в республике составило 1,88 (в РФ - 2,14), доля компаний, в которых проводились проверки со стороны Роструда, - 6,72% (в РФ - 11,45%), а тех, которые столкнулись с давлением со стороны со стороны органов КНД, - 5,71% (в РФ - 5,99%) [10].

Руководство РСО-Алания уделяет серьезное внимание мониторингу инвестиционного климата. За последние годы было немало сделано для активизации диалога власти и бизнеса и совершенствования оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на республиканском и муниципальном уровнях. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что согласно рейтингу, опубликованному Министерством экономического развития РФ в начале 2019 г., Республика Северная Осетия - Алания вошла в группу с «Высшим» уровнем качества проведения процедуры ОРВ и заняла 23 место среди 85 регионов РФ (в 2012 г. - 82 место). В настоящее время процедура оценки регулирующего воздействия закреплена на законодательном уровне [11].

Более конкретная постановка проблемы инвестиционного климата в регионе неизбежно приводит к необходимости выявления и оценки инвестиционных возможностей отдельных видов экономической деятельности, а также связанных с ними рисков. Остановимся на частных оценках инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности в РСО-Алания, полученных Л.Г. Битаровым и описанных в его автореферате [1].

Уточняя понятие инвестиционной привлекательности региона, Лавер Битаров подчеркивает, что ее определяют не только «условия ведения инвестиционной деятельности в регионе» (инвестиционный потенциал и инвестиционный риск), но и «условия ведения инвестиционной деятельности в виде экономической деятельности». К последним автор относит «условия формирования инвестиционной деятельности» и «финансирование и его распределение в практике инвестиционной деятельности», соответствующие виду экономической деятельности.

Л.Г. Битаров считает, что условия формирования инвестиционной деятельности в конкретных видах экономической деятельности характеризуются такими показателями, как наличие основных фондов, индекс производства, индекс цен производителей продукции, рентабельность проданных товаров, рентабельность активов, удельный вес прибыльных и убыточных организаций. Показателями финансирования и его распределения в практике инвестиционной деятельности, относящимися к виду экономической деятельности, являются инвестиции в основной капитал, доля в общем объеме инвестиций в экономику региона,

доля прямых иностранных инвестиций. Оценки инвестиционной привлекательности вида экономической деятельности ранжируются по регионам, причем наименьшее значение ранга присваивается региону, для которого оценка инвестиционной привлекательности этого вида оказалась наивысшей [1, с. 10, 12, 13].

Просуммировав по каждому региону ранги инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности, необходимо ранжировать регионы по полученным суммам, присваивая региону с меньшей суммой меньший ранг. Рассчитанные ранги будут характеризовать распределение регионов кластера по частным оценкам инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности в регионах. При сложении этих оценок с их общими оценками инвестиционной привлекательности получаются совокупные оценки инвестиционной привлекательности регионов [1, с. 12, 13].

По расчетам Л.Г. Битарова, получаются следующие значения рангов инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности РСО—Алания на фоне других регионов, имеющих такую же оценку общей привлекательности инвестиционной деятельности (табл. 3):

Таблица 3

Ранги инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности в регионах Российской Федерации, относящихся к одному кластеру регионов с характеристикой общей инвестиционной привлекательности «незначительный потенциал - высокий риск»

Частные оценки видов экономической деятельности

Сель- Ры До- Об- Про- Ст Оптовая и Го Тр Фи Опера-

ское бо быч ра- извод- ро- розничная ст ан на ции с

хо- ло а ба- ство и ит торговля, ин сп нс недви-

зяй- вс по- ты- рас- ел ремонт авто- иц ор ов жимым

ство, тв лез ва- пре- ьст транспорт- ы т и ая имуще-

Субъект охота о ных ющ деле- во ных средств, и св де ством,

РФ и лес- ис- ие ние мотоциклов, ре- яз ят аренда

ное ко- про элек- бытовых из- ст ь ел и

хо- па- из- тро- делий и ор ьн предо-

зяй- ем вод энер- предметов ан ос ставле-

ство ых ств а гии, газа и воды личного пользования ы ть ние услуг

Ивановская область 1 5 4 5 1 3 4 3 3 2 4

Ненецкий автоном- 4 3 5 2 2 2 2 2 2 3 2

ный округ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Калмыкия 5 8 8 10 9 9 7 8 10 10 9

Астраханская об- 4 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1

ласть

Кара-

чаево— Черкесская Республика 7 9 6 6 10 9 8 10 7 11 6

РСО—Алания 6 4 5 4 5 6 5 5 8 9 8

Камчатский край 2 2 3 3 7 5 1 4 3 4 6

Магадан-

ская об- 6 4 5 9 4 4 3 6 6 8 5

ласть

Сахалин-

ская об- 3 6 5 7 8 6 4 8 4 5 4

ласть

Еврейская автономная 5 7 7 8 6 8 6 9 9 7 7

область

Чукотский автоном- 4 3 2 4 3 7 5 7 5 6 3

ный округ

Источник: [1, с. 14].

Показатели, приведенные в таблице 3, позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемом кластере регионов с характеристикой общей инвестиционной привлекательности «незначительный потенциал - высокий риск» для инвестирования средств в сельское хозяйство наиболее целесообразно выбрать Ивановскую область, в строительство - Астраханскую область (ранг 1). Среди регионов данного кластера у РСО - Алания средний и низкий уровень привлекательности по видам экономической деятельности (ранги от 4 до 9), причем средний уровень (ранги 4 и 5) республика имеет по обрабатывающей промышленности и рыболовству, добыче полезных ископаемых, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, торговле, услугам по ремонту, гостиничному и ресторанному бизнесу. Инвесторы, которые хотят вложить средства в транспорт и связь, финансовую деятельность и операции с недвижимостью, должны будут учитывать тот факт, что среди регионов рассматриваемого кластера РСо-Алания имеет низкий уровень инвестиционной привлекательности (ранг 8 и 9).

Безусловно, модель, в основу которой положена интегральная оценка инвестиционной привлекательности региона, включающая в себя и частные оценки инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности, дает инвесторам и региональным органам власти, осуществляющим бюджетное финансирование, более точные и надежные ориентиры в выборе приоритетов. В этой модели возможен анализ как по всем видам экономической деятельности, осуществляемой в регионе, так и по некоторым из них, представляющим инвестиционный интерес.

На Российском инвестиционном форуме «Сочи-2019» были презентованы 32 перспективных инвестиционных проекта РСО - Алания в области промышленности, сельскохозяйственного производства и социальной сферы. К числу этих проектов относятся проект по производству светотехнической продукции (ООО «Заря Осетии»), создание горно-рекреационного комплекса «Мамисон», производство строительных материалов и дождевальных машин, выращивание нишевых овощей и ягод, закладка виноградников, развитие рыбоводства (форелевого хозяйства) и др. В рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 в РСО - Алания создаются фельдшерско-акушерские пункты, детские сады и ясли, школы, спортивные объекты; реализуются экологические и другие проекты. Эти проекты, ориентированные на реализацию стратегии социально-экономического развития республики до 2030 г. [12], определяют основные точки роста экономики региона. В своем выступлении на форуме руководитель республики В.З. Би-таров констатировал, что в настоящее время РСО -Алания - «территория, благоприятная для жизни, ведения бизнеса, профессионального и карьерного роста» [13].

По результатам стратегической диагностики на основе методики AV Galaxy, разработанной Консорциумом «Леонтьевский центр - AV Group» и являющейся методической базой «Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года» (Далее - «Стратегия 2030») [12, с. 7], Республика Северная Осетия-Алания входит в последнюю (третью) группу полюсов роста Российской Федерации с индексом конкурентоспособности AVRCI менее 1,5. В этой группе она относится к Южному полюсу роста, в котором лидерами являются Краснодарский край (AVRCI

4,28), Ростовская область (2,82), Ставропольский край (2,50) и Волгоградская область (2,34). «Группой сравнения» среди регионов Южного полюса для РСО-Алания (AVRCI 0,82) являются Астраханская область (1,20), Республика Дагестан (0,89), Кабардино-Балкарская Республика (0,60), Республика Калмыкия (0,10) и Республика Ингушетия (0,06) [8, с. 9, 10].

Одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности региона в соответствии со «Стратегией 2030» является НК 7 «Инвестиции и финансовый капитал» (по классификации AV Galaxy). Реализация этого направления предполагает создание в РСО-Алания «максимально благоприятных условий для ведения бизнеса, жизнедеятельности и отдыха» [12, с. 18].

Эту масштабную задачу региону предстоит решать в 2020-е гг. Между тем, по оценке экспертов, разработавших «Стратегию 2030», для РСО-Алания характерна «низкая конкурентоспособность ключевых и неконкурентоспособность неключевых экономических комплексов» (НК1: Рынки), а по ключевому направлению (НК7: Инвестиции и финансовый капитал) - зависимость региона от трансфертов из федерального бюджета «при недостаточном качестве внутренней системы управления финансами и привлечения инвестиций», низкий уровень кредитоспособности хозяйствующих субъектов, приори-тизация инвестиций в жилищное строительство и объекты торговли. Межрегиональная конкурентоспособность РСО-Алания снижается из-за наличия системных проблем в привлечении инвестиций, а также в использовании природных ресурсов и в развитии человеческого капитала. В то же время эксперты признают, что в этом регионе есть перспективные инвестиционные площадки для развития отраслей агропромышленного комплекса, бальнеологии и туризма [12, с. 19, 22, 24].

Согласно «Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года», по базовому сценарию (средний темп прироста 4,9 %) накопленные инвестиции в основной капитал с 2018 г. должны составить в 2024 г. 353 млрд руб., в 2030 г. - 853 млрд руб. По оптимистическому сценарию (средний темп прироста 7,1%) эти показатели должны составить соответственно 381 млрд руб. и 1 трлн руб. За этот период РСО-Алания должна превратиться в «инвестиционно привлекательный регион с эффективной инвестиционной средой, основанной на высоком качестве работы по привлечению внешних ресурсов, со сбалансированным бюджетом, имеющим низкую зависимость от федерального уровня бюджетной системы» [12, с. 100, 102].

Меры по улучшению инвестиционного климата в РСО-Алания, предусмотренные в «Стратегии 2030», соответствуют положениям «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [14]. Предполагается, что в 2020-е гг. будет продолжено активное сотрудничество с созданной в 2011 г. российской АНО «Агентство стратегических инициатив», будет внедряться опыт других регионов по снижению административных барьеров для инвесторов и созданию благоприятных условий для бизнеса. Признано целесообразным привлекать в ближайшее десятилетие инвестиции в РСО-Алания «на основе формирования и управления специализированными объектами инновационно-инвестиционной инфраструктуры», такими как особая экономическая зона, индустри-

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о

CS

о

CS

in

О Ш

m

X

3

<

m О X X

альный парк, технопарк, бизнес-инкубатор, инжиниринговый центр. Намечено повышение конкурентоспособности управляющих компаний в результате предоставления им прав в области распоряжения имуществом объектов инновационно-информационной инфраструктуры. Большие надежды возлагаются на создание на территории РСО-Алания зон с особыми экономическими режимами. Повышению инвестиционной привлекательности региона будут способствовать и меры по продвижению его инвестиционного потенциала в республике и за ее пределами, а также качественное сопровождение инвестиционных проектов, развитие кадрового потенциала региона, стимулирование реализации приоритетных инвестиционных проектов [12, с. 144-147].

Подводя итоги, можно констатировать, что кардинальных изменений в оценках инвестиционной привлекательности РСО-Алания за период 2000-х - 2010-х гг. не произошло, хотя региональная инвестиционная политика стала более ответственной и целенаправленной. Несмотря на то, что благодаря политической воле в хозяйственной жизни региона появились элементы долгосрочного планирования, закрепленные в виде «Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года» и прочих законодательных инициатив, направленных в том числе на активизацию инвестиционной деятельности, ситуация едва ли улучшилась. Реальная жизнь вносит свои коррективы, и ни одна стратегия экономического развития не может в полной мере учесть переменчивость хода вещей. Так, протестные выступления во Владикавказе в апреле 2020 г. в период пандемии коронавируса свидетельствуют о том, что в регионе есть и элементы политической нестабильности, что априори негативно сказывается на инвестиционном климате РСО-Алания.

Низкий уровень инвестиционной привлекательности, из в года в год фиксируемый различными рейтинговыми агентствами, ограничивает возможности привлечения инвестиций в экономику региона. Как и в начале 2000-х гг., на инвестиционной привлекательности данной Северо-Кавказской республики негативно сказываются высокий уровень коррупции и клановости. Повышение инвестиционной привлекательности РСО-Алания предполагает выход из долгого кризиса недофинансирования хозяйства региона, умелое использование инструментов риск-менеджмента, борьбу с экономической преступностью и стабилизацию общественно-политической жизни.

Литература

1. Битаров Л.Г. Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации: ав-тореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.10. - М., 2011. - 26 с.

2. Битаров Л.Г. Инвестиционная привлекательность Республики Северная Осетия - Алания. [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/78 /075/84589.php. (Дата обращения: 22.06.2020).

3. Гуриева Л.К., Хохлов А.В. Анализ инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия - Алания // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 41 (296). - С. 13 - 22.

4. Гуриева Л.К., Хохлов А.В. Инвестиционная привлекательность как фактор промышленного развития регионов Северо-Кавказского федерального округа // Стратегия развития экономики. - 2012. - № 26 (167). - С. 18 - 31.

5. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ra-national.ru/sites/ de-fault/files/analitic_article/IPR-6-06112018.pdf. (Дата обращения: 03.03.2020).

6. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России - 2019: результаты и основные выводы. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/ files/REG_2019_Analytica_Block_Web.pdf. (Дата обращения: 03.03.2020).

7. VII ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ra-national.ru /sites/default/ files/Ob-zor_Rating_Investment_Regions_VII_2020.pdf. (Дата обращения: 03.03.2020).

8. Статистический ежегодник Республики Северная Осетия - Алания. 2019: Статистический сборник. - Владикавказ: ОП Северо-Кавказстата по РСО-Алания, 2019. - 318 с.

9. Итоги V ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ra-national.ru/sites/ de-fault/files/analitic_article/Инвестрегионы%202017. (Дата обращения: 03.03.2020).

10. Национальный Рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Материалы для обсуждения с Рострудом. 3 декабря 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://git11.rostrud.ru/up-load/iblock/ de2/_-_-2019_-20191202-1948.pdf. (Дата обращения: 03.03.2020).

11. Республика Северная Осетия - Алания вошла в «Высший» уровень Рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://econ-omyrso.ru/2348-respublika-severnaya-osetiya-alaniya-voshla-v-vysshij-uroven-rejtinga-kachestva-osushchestvleniya-otsenki-reguliruyushchego-vozdejstviya-v-sub-ektakh-rossijskoj-federatsii.html. (Дата обращения: 03.03.2020).

12. Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года. Утверждена Законом Республики Северная Осетия -Алания от 18 сентября 2019 года № 60-РЗ.

13. Точки роста. Социально-экономическому развитию РСО-А помогут инвестиции. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/other/ 41769214-tochki-rosta-sotsialno-ekonomicheskomu-razvitiyu-rso-a-pomogut-investitsii. (Дата обращения: 03.03.2020.)

14. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. [Электронный ресурс]. URL: https://admtyu-men.ru/files/upload/ OIV/DJpipp/Standart.pdf. (Дата обращения: 25.05.2020).

15. Кукушкина В.В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2012. № 7. С. 62-73.

16. Безпалов В.В. Особенности и проблемы планирования реструктуризации региональной системы управления в РФ на современном этапе // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 5. С. 214-218.

17. Bezpalov V.V., Fedyunin D.V., Avtonomova S.A., Lochan S.A., Solopova N.A. A model for managing the innovation-driven development of a regional industrial

complex // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. T. 6. № 4. C. 1884-1896.

Investment attractiveness of the Republic of North Ossetia—

Alania: current state and trends Drozdov V.V., Kusov G.Z.

Lomonosov Moscow state University

The article discusses trends in investment attractiveness of the Republic of North Ossetia-Alania in 2000-2020. The authors conclude that, despite the improvement in the quality of investment policy in this region, its estimates of investment attractiveness in the period under review have changed little and remain at a low level. The region's investment attractiveness is negatively affected by high levels of corruption, clanneshness, and elements of political instability. Increasing investment attractiveness of the Republic of North Ossetia-Alania implies improving the macroeconomic situation in the country, activating the implementation of national projects, overcoming the protracted crisis of underfunding the region's economy, skilful use of risk management tools, fighting economic crime and stabilizing social and political life. The reduction of administrative barriers to business, as well as the creation of zones with special economic regimes on the territory of the region, continues to be relevant. Keywords: investment climate, investment attractiveness, investment risks, investment potential, investment management, Republic of North Ossetia-Alania, development strategy. References

1. Bitarov L. G. Financial support of investment activity in the subject

of the Russian Federation: autoref. dis. ... kand. ekon. science: 08.00.10. Moscow, 2011, 26 p.

2. Bitarov L. G. Investment attractiveness of the Republic of North

Ossetia-Alania. [Electronic resource]. URL: https://pan-dia.ru/text/78 /075/84589.php. (Accessed: 22.06.2020).

3. Gurieva L. K., Khokhlov A.V. Analysis of investment activity in the

Republic of North Ossetia-Alania // Economic analysis: theory and practice. - 2012. - № 41 (296). - pp. 13-22.

4. Gurieva L. K., Khokhlov A.V. Investment attractiveness as a fac-

tor of industrial development of the regions of the North Caucasus Federal district / / Strategy of economic development. -2012. - № 26 (167). - pp. 18-31.

5. Rating of investment attractiveness of Russian regions in 2018.

[Electronic resource]. URL: http://www.ra-national.ru/sites/ de-fault/files/analitic_article/IPR-6-06112018.pdf. (Date accessed: 03.03.2020).

6. Rating of investment attractiveness of Russian regions-2019: re-

sults and main conclusions. [Electronic resource]. URL: https://raex-a.ru/ files/REG_2019_Analytica_Block_Web.pdf. (Accessed: 03.03.2020).

7. VII annual rating of investment attractiveness of Russian regions

2019. [Electronic resource]. URL: http://www.ra-national.ru /sites/default/ files/Obzor_Rating_Investment_Re-

gions_VII_2020.pdf. (Date accessed: 03.03.2020).

8. Statistical Yearbook of the Republic of North Ossetia-Alania.

2019: Statistical collection. - Vladikavkaz: OP Severo-Kavkaz-stat po RSO-Alania, 2019. - 318 p.

9. Results of the V annual rating of investment attractiveness of re-

gions of Russia. [Electronic resource]. URL: http://www.ra-na-tional.ru/sites/ de-fault/files/analitic_article/Investment re-gions%202017. (Date accessed: 03.03.2020).

10. National Rating of the state of the investment climate in the subjects of the Russian Federation. Materials for discussion with Rostrud. 3 December 2019 [Electronic resource]. URL: https://git11.rostrud.ru/upload/iblock/ de2/_-_-2019_-20191202-1948.pdf. (Date accessed: 03.03.2020).

11. The Republic of North Ossetia-Alania entered the "Highest" level of the Rating of the quality of regulatory impact assessment in the subjects of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: http://economyrso.ru/2348-respublika-sever-naya-osetiya-alaniya-voshla-v-vysshij-uroven-rejtinga-kachestva-osushchestvleniya-otsenki-reguliruyushchego-vozdejstviya-v-sub-ektakh-rossijskoj-federatsii.html. (Date accessed: 03.03.2020).

12. Strategy of socio-economic development of the Republic of North Ossetia-Alania until 2030. Approved by the Law of the Republic of North Ossetia - Alania dated September 18, 2019 No. 60-RZ.

13. Growth points. Investments will help RSO-A's social and economic development. [Electronic resource]. URL: https://fi-nance.rambler.ru/other/ 41769214-tochki-rosta-sotsialno-ekonomicheskomu-razvitiyu-rso-a-pomogut-investitsii. (Date accessed: 03.03.2020.)

14. The Standard of activity of Executive authorities of the subject of the Russian Federation to ensure a favorable investment climate in the region. [Electronic resource]. URL: https://admtyu-men.ru/files/upload/ OIV/D_ipipp/Standart.pdf. (Date accessed: 25.05.2020).

15. Kukushkina V.V. The model of innovative development of the region: Moscow region // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2012. No. 7. P. 62-73.

16. Bezpalov V.V. Features and problems of planning the restructuring of the regional management system in the Russian Federation at the present stage // Business in law. Journal of Economics and Law. 2014. No. 5. S. 214-218.

17. Bezpalov V.V., Fedyunin D.V., Avtonomova S.A., Lochan S.A., Solopova N.A. A model for managing the innovation-driven development of a regional industrial complex // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019.Vol. 6. No. 4. P. 1884-1896.

X X O 00 A c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

00 m

o

2 O ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.