Научная статья на тему 'Факторы инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания в контексте подходов к развитию институциональной среды'

Факторы инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания в контексте подходов к развитию институциональной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багаев Рихард Акимович

Статья посвящена исследованию факторов инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания, особый акцент сделан на инновационный и управленческий факторы. Автором проведен анализ распределения организаций по оценке факторов, стимулирующих и ограничивающих инвестиционную деятельность, обоснован вывод о необходимости развития новых институтов финансирования инноваций и формировании инновационной институциональной среды на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания в контексте подходов к развитию институциональной среды»

Факторы инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания в контексте подходов к развитию институциональной среды

INVESTMENT HIGHLIGHTS OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA IN THE CONTEXT OF APPROACHES TO THE

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Багаев Рихард Акимович, научный сотрудник НИЦ социально-экономических исследований Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова

e-mail: richard@lkwservice.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию факторов инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания, особый акцент сделан на инновационный и управленческий факторы. Автором проведен анализ распределения организаций по оценке факторов, стимулирующих и ограничивающих инвестиционную деятельность, обоснован вывод о необходимости развития новых институтов финансирования инноваций и формировании инновационной институциональной среды на региональном уровне.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционная привлекательность, факторы инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания.

Abstract. The article deals with factors of investment attractiveness of the Republic of North Ossetia-Alania, a special emphasis is placed on innovation and management factors. The author analyzes the distribution organizations to assess factors driving and limiting investment, justified conclusion on the need for new institutions of finance for innovation and building innovation institutional environment at the regional level.

Keywords: investment, investment attractiveness, the factors of investment attractiveness of the Republic of North Ossetia-Alania.

Сборники Федеральной службы государственной статистики «Инвестиции в России» предоставляют данные выборочных обследований инвестиционной активности 10 тыс. организаций в 83 субъектах Российской Федерации, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В рамках обследования проводилось взвешивание ответов респондентов по числу занятых и распространение итогов на всю совокупность единиц статистического наблюдения[1].

Нижеприведенные диаграммы (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3) распределения ответов организаций по поводу факторов, влияющих на инвестиционную деятельность и целей инвестирования построены на основе этих данных.

По результатам исследования факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность, хотя и отмечается снижение веса повышенного спроса на продукцию, тем не менее, на всем диапазоне исследования (2000-2004 гг.) сохраняющего первое по важности место. Условно назовем первый по значимости фактор «маркетинговый»

Как только среди пунктов исследования появился фактор наличия научно-технологических разработок - он сразу занял второе место по значимости, что свидетельствует о необходимости поддержки инновационных разработок как меры способствующей привлечению инвестиций. Условно назовем второй по значимости фактор «инновационный»

И далее примерно равными по значимости факторами следуют:

• наличие собственных финансовых средств «фактор финансов»

• удовлетворительное состояние технической базы «технологический фактор»

• стабильная прибыльность инвестиций в основной капитал свидетельствующая о качестве менеджмента («управленческий фактор»)

По результатам исследования факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность фактор финансов (недостаток собственных средств) все-таки является самым определяющим. Далее по значимости отмечаются высокий процент коммерческого кредита для инвестиционных проектов и неопределенность экономической ситуации в стране «фактор неопределенности».

Следующая диаграмма (Рисунок 3) показывает распределение организаций участвующих в исследовании в оценке целей инвестирования. На наш взгляд из этой диаграммы можно сделать два основных вывода:

• На первом по значимости месте стоит замена изношенной техники и оборудования.

• Учитывая самые значимые факторы из предыдущих диаграмм, можно сделать вывод о ключевой роли в плане увеличения инвестиционной активности предприятий доступных им лизинговых механизмов финансирования обновления своего парка оборудования.

И второе. Также учитывая значимость научно-технологических разработок для привлечения инвестиций, из данной диаграммы четко просматривается конкретный перечень самых значимых тем инновационных разработок, интересующих предприятия, в первую очередь это автоматизация технологических процессов, улучшение экологичности и энергоэффективности своего производства и разработки, способствующие снижению себестоимости продукции.

Поскольку одними из наиболее значащих факторов, стимулирующих инвестиции названы повышенный спрос на продукцию и стабильная прибыльность в основной капитал, то на основе данных за 2004-2010 гг. того же источника [1] построим еще одну диаграмму доходности по видам экономической деятельности (Рисунок 4), косвенно указывающие на виды деятельности, стимулирующие инвестиционную деятельность.

Экспертная оценка инвестиционной привлекательности

Общераспространенной мировой практикой стало при инвестировании инвестиционными институтами временно свободного капитала учитывать комплекс факторов, которые принято объединять понятием «инвестиционный климат», отражающим степень благоприятности ситуации в регионе по отношению к инвестициям. Оценка инвестиционного климата складывается из 2 главных составляющих: инвестиционной

привлекательности и инвестиционного риска, которые в зависимости от используемых методик могут включать разный набор факторов. Популярными в России являются методики рейтингового агентства «Эксперт РА». [2] Диаграммы, построенные нами на основе рейтинговых оценок этого агентства с 1995 по 2010 год, представлены на рисунках ниже (Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9).

Динамика интегральных рейтингов инвестиционного потенциала и инвестиционного риска Республики Северная Осетия-Алания, после существенного понижения 1995-1996 гг., что с одной стороны можно объяснить с одной стороны изменением в методике исследования (перестала учитываться интеллектуальная составляющая), с другой - она близка нисходящей динамике именно инновационной составляющей инвестиционного потенциала (рис.5), что также можно считать сигналом важности поддержки инновационной направленности выстраиваемых на региональном уровне институтов развития.

Дальнейший тренд интегрального рейтинга инвестиционного потенциала (Рисунок 6), хотя не имеет существенного роста, тем не менее, достаточно стабильный, что, на наш взгляд, косвенно свидетельствует о преемственности модели управления регионом, сформировавшейся в начале 1990-х.

Если рассматривать составляющие инвестиционного риска (Рисунок 8), то обращает на себя внимание небольшое улучшение рейтинговой оценки интегрального риска с улучшением экономической составляющей и принятием местного инвестиционного законодательства.

Норм.-правовая база, четко регулирующая взаимоотношения на инвестиционном рынке

Стабильность экономической ситуации в стране

Стабильная прибыльность инвестиций в основной капитал

Удовлетворительное состояние технической базы

Наличие научно-технологических разработок

Доступный механизм получения кредитов для инвестиционных проектов

Приемлемый процент коммерческого кредита

Наличие собственных финансовых средств

)4; 3%

)3; 4% 302; 5% 3001; 7% 300; 6%

: 10% : 10%

29%

000; 37%

| 2000; 3

001; 4 8%

2004; 2003; 2; 24%

30%

30%

200 І2003; 8 002; 79 1; 3%

Э; 3%

2004; 8 2003; 002; 79 1; 4% 00: 6%

Уо

10%

2004; 22% 21% .9%

41%

Ю0; 46%

Повышенный спрос на продукцию

И 2004 И 2003 У 2002 Н2001 Н2000

7%

6%

6%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Несовершенство нормативноправовой базы, регулирующей инвестиционные процесс

Неопределенность экономической ситуации в стране

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

Неудовлетворительное состояние технической базы

ООО; 3 А 2010;32%

Инвестиционные риски

Сложный механизм получения кредитов для инвестиционных проектов

Высокий процент коммерческого кредита

Недостаток собственных финансовых средств

Недостаточный спрос на продукцию

2009;

I

2000

49%

%

39%

6%

000; 47%

Ооо

52

20

2; 14 10%

19% 2009; 008; 18% 2005;21%

%

2000;41%

29%

2010;

■9; 63% 008; 6 05; 6 2002;

67%

5%

|%

68%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

и 2010 Н 2009 И 2008 У 2005 И 2002

12000

Охрана окружающей среды

Создание новых рабочих мест

Замена изношенной техники и оборудования

Экономия энергоресурсов

Снижение себестоимости продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение новых производственных технологий

Автоматизация или механизация существующего производственного процесса

Увеличение производственных мощностей с расширением номенклатуры продукции

Увеличение производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции

2010; В7%

----- 36%

" 008; 46%

2065; 50%

ы 40%

2000; 48%

2010; 18%

09' 16%

608; 22% 2005; 25% 02: 17%

2000; 30%

010; 67% 109-64% 00£; 70% ~С5; 73% 02; 68% ; 56%

5%

,„°/о

2б05;49% —Ё7% " 1

2000; 39%

|2010; 38%

""" 1; 39%

008; 46% 20б5 49%

; 39%

2000; 42%

20І0: 32%

~ 33%

008'42%

2 0 О 5; 46% 002; 42% 2000; 41%

2010; 46% 09:45% 2608; 51% 2005:51$ 02;4ё% 2000; 51%

12008; 39%

2005;: 38%

12:128%

2000; 34%

. 2010:32%

2009; 29%

2008; 29%

— 28%

2; 35%

2000; 42%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

В 2010 В2009 В 2008 У 2005 В 2002 В 2000

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство рыболовство, рыбоводство

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

добыча полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака текстильное и швейное производство производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

обработка древесины и производство изделий из дерева

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них издательская и полиграфическая деятельность тиражирование записанных носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов химическое производство

производство резиновых ипластмассовых изделий

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

металлургическое производство производство готовых металлических изделий

производство машин и оборудования!)

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

производство транспортных средств и оборудования производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля ; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного...

гостиницы и рестораны транспорт и связь в том числе свя зь

финансовая деятельность

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

из них научные исследования и разработки

образование

здравоохранение и п редоставл ение социал ьных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных и п ерсонал ьных услуг из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

В 2005 Н 2008 У 2009 В 2010

і 2010; 10,5%

: * 2003;

■ ------------------------І 2ІІ

Рисунок 4 Доходность финансовых вложений организаций по видам экономической

деятельности (в процентах)

* -по предприятиям не являющимся субъектами малого предпринимательства

Учет основных факторов в контексте подходов к развитию институциональной среды

Полагаем, что результаты выборочных обследований инвестиционной активности (диаграммы на Рисунок 1 и Рисунок 2) показывают, что для привлечения инвестиций на региональном уровне помимо присутствующих финансовых продуктов в виде инвестиционных кредитов необходимо развивать инфраструктуру и программу имиджевых мероприятий по продвижению товарной продукции предприятий республики в других регионах России и за рубежом, программу исследования российских и зарубежных рынков продукции значимых для экономики республики предприятий (условно назовем их «системообразующими рынками»), выстраивать институты привлечения и консолидации финансовых ресурсов: формировать финансово-промышленные группы (в т.ч. с партнерами из стран СНГ), профилировать их в общероссийском и международном разделении труда и развивать разнообразие форматов финансирования инвестиционных проектов. В целом считаем, что в дополнение к существующим федеральным финансовым институтам [3] и региональным (банки, Фонд микрофинансирования РСО-Алания, Фонд поддержки малого бизнеса, Гарантийный фонд и т.д.) нужно формировать полноценные институты привлечения частных финансовых ресурсов. В первую очередь это паевые инвестиционные фонды, поскольку странно, что попытки привлечения инвесторов в регион не замечают собственных потенциальных инвестиционных источников; венчурные фонды и фонды целевого финансирования (т.н. «эндаументы»).

Неопределенность экономической ситуации в целом в стране, на уровне региона разумеется не разрешается. Но по Норту [4] институты и являются цивилизационной реакцией на неопределенность. То есть, устанавливая долгосрочные четкие правила игры с прозрачными структурами и внятными горизонтами планирования (институциональную среду) на местном рынке привлечения инвестиций, региональные органы власти могут в какой-то степени нивелировать воздействие фактора неопределенности экономической ситуации в стране.

Здесь хотелось бы еще раз отметить возможности финансовопромышленной группы [5]:

1) Во-первых, этот формат объединения законодательно проработан. В рамках финансово-промышленной группы становятся доступными многие механизмы, недоступные 15-20 республиканским периферийным предприятиям электронного комплекса Северной Осетии. Как минимум, их мелкие инвестиционные предложения (мелкие, потому что если взять просто среднеарифметические суммы подписанных инвестиционных соглашений наших основных инвестиционных форумов в Сочи, Махачкале, Красноярске и Санкт-Петербурге, то это порядки от 1 млрд. рублей, и очень редко когда наши 50-300 млн.) можно было бы консолидировать в более актуальный и интересный для крупных инвесторов, для программ федеральной целевой поддержки пакет.

2) Во-вторых, финансово-промышленная группа, как форма ведения бизнеса, содержит в себе гораздо большие возможности для создания производства с замкнутым циклом.

3) В-третьих, для финансово-промышленной группы более широк выбор профилирующего направления и притом более инновационного, также шире возможности для изменения направления, и - благодаря большей гибкости и консолидированным ресурсам - большие возможности для входа в федеральные программы (судостроительная или авиастроительная программа, модернизацию танкового электронного оборудования и т.п. ).

4) В-четвертых, финансово-промышленная группа уже может выделить ресурсы для проведения более высокоуровневых мероприятий в плане привлечения инвестиций, таких как проведение IPO и др.

Управленческий фактор

Рассмотрим результативность системы управления регионом, или вернее, цену, которую приходится платить за отражающуюся на Рисунок 7 в стабильном тренде инвестиционной привлекательности республики (в седьмом десятке среди регионов Российской Федерации) стабильную низкую эффективность институциональной среды.

Отметим, что за 12 лет статистических наблюдений 7 лет республика показывает отрицательный сальдированный финансовый результат [6]. Кроме того, среди регионов не только России, но даже среди не самых благополучных регионов Северо-Кавказского Федерального Округа, республика стабильно находится среди лидеров по числу убыточных предприятий (39,7% среди всех предприятий на 2010 г.). Как минимум, это не соответствует пониманию термина «устойчивое развитие» и свидетельствует о серьезных недочетах применяемой модели управления и регионом, и вынужденного «играть» по устанавливаемым правилам менеджмента предприятий, а также о недостаточности осуществляемых мероприятий экономического развития. Очевидно, что необходимы меры по качественным системным изменениям (возможно даже кардинальным) на уровне региональной институциональной среды, прежде всего переподготовку управленческих кадров, включая масштабные программы обмена опытом и повышения квалификации управленцев в рамках международно признанных компетентных организаций и ассоциаций, в во-вторых, кардинальное обновление кадрового состава управленцев путем привлечения в региональные проекты и систему регионального менеджмента критической массы высококвалифицированных специалистов и консультантов в области управления.

Инновационный фактор

В последнее время в средствах массовой информации и в научной литературе термины «инвестиции» и «инновации» очень часто употребляются вместе, также зачастую данные о проводимых НИР фигурируют как мероприятия по развитию инновационной экономики.

Между тем прямая зависимость между объемом и результативностью научно-исследовательских работ (НИР) и объемом инвестиций в регион в условиях сложившейся модели отечественной экономической модели так и не определена. Более того, объем прямых иностранных инвестиций в Россию и СНГ существенно ниже, чем в другие развивающиеся страны, несмотря на значительный имеющийся в СНГ научно-исследовательский потенциал, а если говорить конкретно, то некоторые страны Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (Нидерланды, Бельгия, Г онконг, Мексика), имеющие более низкие объемы и занятого в сфере НИР трудовых ресурсов, и финансирования научно-исследовательских работ, (это видно из источника [7]), стабильно являются получателями большего объем прямых иностранных инвестиций, чем Россия [8].

На наш взгляд, если инновационные разработки напрямую связаны с конкурентоспособностью производства в регионе, и как следствие с увеличением вывоза конкурентоспособной продукции на внешние рынки, то только в этом случае они способствуют повышению непосредственно инвестиционной привлекательности. Поэтому, если говорить о влиянии на инвестиции инновационной составляющей, то в контексте выстраиваемой институциональной среды, способствующей и инновациям в частности, и результативности инновационной экономики в общем, следует оценивать в качестве конечного результата показатели «рост уровня конкурентоспособности инновационной продукции, произведенной на предприятии», «рост объемов продукции, поставляемой на внешние рынки». В явном виде это присутствует в мировой экономике в виде конкретного экономического института напрямую отражающего инвестиционную активность в области инноваций - это биржа NASDAQ, где торгуются ценные бумаги более чем 3500 высокотехнологичных компаний. Кардинальным отличием от российских реалий является также то, что, например, в США значительный объем финансовых ресурсов (Рисунок 5), направляемых на инновации имеет источники, гораздо теснее интегрированные в рыночную среду, чем федеральные фонды поддержки исследований у нас. Речь идет, конечно же, о венчурных финансовые институтах.

Механизмы функционирования институциональной среды венчурного инвестирования в инновации в зарубежных странах и возможности их переноса в наши условия сами по себе - тема значительного исследования. При этом факт, что в определенных областях инновационной деятельности у России большие приоритеты. Известно, что в 1958 г. в США был принят закона «Об инвестициях в малый бизнес». Считается, что он был прямым следствием озабоченности властей США по поводу технологического приоритета СССР в освоении космоса, и был призван создать условия притока «длинных» денег в небольшие технологические компании через сети частных компаний по инвестициям в малый бизнес.

Пройдя лицензирование в Агентстве малого бизнеса США такие инвестиционные компании получали значительный финансовый рычаг 4:1 к

собственному капиталу за счет доступа к федеральным средствам, выделенным на развитие малого бизнеса, и могли осуществлять венчурные инвестиции в перспективные стартапы. Эта программа частногосударственного партнерства действует в США до сих пор [9].

Рисунок 5 Оборот венчурной индустрии США

СЛОуОуСЛСЛООООООООООО

г-1*-1г-<г-1*-<*’ЧГЧСЧГЧГЧГЧСЧГЧ(ч'1ГЧГЧ

Не менее эффективно работает институциональная среда по привлечению частных компаний в инновационное развитие и в Японии (Чтобы оценить эффективность их институтов вовлечения частных компаний в инновационные разработки достаточно проанализировать первую колонку таблицы 1: поскольку параметры предприятий этой колонки ближе всех к параметрам основной массы из более чем 13 тысяч малых предприятий Северной Осетии-Алании, и 4,6 % предприятий занимающихся НИОКР составило бы 598, что явно контрастирует с 15 организациями по данным Федеральной службы государственной статистики на 2010 год.

Таблица 1), чье послевоенное руководство начало выстраивать новую систему, отвечающую мировому уровню научно-технического развития начиная с 50-х годов XXв. В частности, в 1951 году была создана Японская организация по исследованиям в сфере внешней торговли, благодаря существованию которой были созданы современные отрасли, производящие конкурентоспособные на мировом рынке товары. Безусловно, развитие научно-технического прогресса оказало воздействие на все промышленно-

развитые страны, но японский опыт уникален не столько направлением произошедших перемен, сколько темпами, которыми они происходили [10].

Чтобы оценить эффективность их институтов вовлечения частных компаний в инновационные разработки достаточно проанализировать первую колонку таблицы 1: поскольку параметры предприятий этой колонки ближе всех к параметрам основной массы из более чем 13 тысяч малых предприятий Северной Осетии-Алании, и 4,6 % предприятий занимающихся НИОКР составило бы 598, что явно контрастирует с 15 организациями по данным Федеральной службы государственной статистики на 2010 год.

Таблица 1 Показатели научно-исследовательской и проектной деятельности корпораций, занимавшихся НИОКР в Японии в 1982 г.

Размер корпораций (в йенах* капитала частных бщест венны е корпо рации О бщий показате ль

-10 млн.йен 1 0-100 млн. йен 1 00 млн - 1 млрд.йен -10 млрд. йен 0 млрд. и более

25,6 тыс -$ 51,3 тыс $ 51,3тыс -$ 512,8 тыс $ 512,8 тыс -$ 5,1млн 5,1млн - $ 51 млн олее $ 51 млн

Число корпораций, занимающихся НИОКР 446 1 1030 2 850 49 78 7 1 7468

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение числа корпораций, занимающихся НИОКР, к общему числу корпораций данного размера и типа (в%) ,6 1 2,2 4 1,6 2,7 3,6 5,2 1 1,2

Общая сумма расходов на НИОКР (в млрд. йен) 6,4 2 12,1 3 54,9 71,1 677,3 10,1 3 142,2

Общая сумма расходов на НИОКР (в млн. $) 4,10 1 087,69 1 820,00 954,36 601,54 64,62 1 6 113,85

Отношение суммы расходов на НИОКР к сумме продаж (в %) ,58 1 ,21 1 ,22 ,21 ,8 1 ,54

Отношение суммы расходов на НИОКР в общей сумме прибыли (в %) 9,3 2 6,9 2 4,4 2,8 4,5 2 5,1

Число персонала, занятого НИОКР (в тыс.чел) ,9 4 0,3 5 1 7,4 63,3 ,2 3 51,3

Число персонала, занятого НИОКР на 10 тыс. занятых (человек) 82 2 23 2 55 99 96 6 2 77

* - Курс йены к доллару в 78 г. =95

Несмотря на более чем 20 лет российских рыночных реформ, в Северной Осетии-Алании НИР проводятся только в формате вузовской науки, Владикавказского научного центра РАН и Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований с соответствующими источниками финансирования. Хотя показатели инновационного развития крайне неудовлетворительные: с 2000 года не создано ни одной технологии относящейся к передовым производственным технологиям. На 2010 год число используемых передовых производственных технологий составляет 18 (по этому показателю республика одна из худших в России - на 78 месте среди всех регионов). Данные по объему и доле инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг приведены в Таблица 2

Таблица 2 Объем инновационных товаров, работ, услуг Республики Северная Осетия-Алания в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.

005 006 007 008 009 010

Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн.руб) 2,7 2,1 5,5 ,9 6,9 44,3

В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг ,1 ,1 ,2 ,4 ,8

Рейтинг среди российских регионов по доле объема инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг 8 5 4 6 1 7

Причем проблема не в квалификации научных и исследовательских кадров, а именно в крайне неудовлетворительной институциональной среде. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели: по числу исследователей с учеными степенями на 1000 жителей - среди 30 лучших регионов России, а по отношению числа исследователей на 1 патент и по отношению суммы внутренних затрат на исследования на 1 патент Северная Осетия-Алания среди 15 самых эффективнейших регионов России (на основе данных [6]. за 2005, 2009 и 2010 гг.

Факторы «новой экономики»

Если говорить о возможностях для привлечения инвесторов, помимо прямых инвестиций, то в первую очередь необходимо исследовать и проанализировать возможности региона по использованию новых тенденций, впервые прямо обозначенных в докладе о мировых инвестициях за 2011 «Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию» (UNCTAD), [11]: там целый раздел посвящен неакционерным способам организации международного производства и их влиянию на экономическое развитие. Среди них подрядное промышленное и сельскохозяйственное производство, аутсорсинг услуг, франшизинг, лицензирование, управленческие контракты и др. Пользуясь ими транснациональные корпорации формируют глобальные производственно-сбытовые цепочки не

участвуя в их капитале, и используя их как среднее звено между ТНК и местными компаниями, причем этот механизм потенциально стимулирует последующие инвестиции, направленные на поддержку своих партнеров, в том числе путем передачи знаний, технологий и ноу-хау. Опять же на уровне региона все эти форматы практически не развиты.

Все это на наш взгляд свидетельствует о «перезревшей» необходимости кардинальных шагов в развитии новых институтов финансирования инноваций и формировании самой инновационной институциональной среды на региональном уровне.

20

30

40

50

60

70

80

199596 1996_97 1997_98 1998_99 1999_00 2000_01 2001_02 2003_04 2004_05 200506 2006_07 2007_08 2008_09 2009_10 2010_11

6 § 8 « 8 • 8 • 8 • 8 11 11 10 8 9 5 10 6

-Природно- ресурсный потенциал •Финансовый •Трудовой ин ститу ци он а л ьн ы й Туристический •ВТ. ч. топливно-сырьевой

Я Производственный ■^^Потребительский -^■Инфраструктурный

— — инновационный -^■интеллек туальный

— —Интегральный рейтинг потенциала Северной Осетии

Рисунок 6 Динамика рангов занимаемых Республикой Северная Осетия-Алания среди всех регионов России по факторам, составляющим интегральный рейтинг инвестиционного потенциала региона с 1995 года по 2011 (вертикальная ось - ранг среди регионов РФ, горизонтальная -годы)

Динамика ранга инвестиционного потенциала регионов Северного Кавказа

<§>

20

30

40

5 X и и О Оса

о 50

0

01 О-

I 60

О.

X

гз

о_

70

80

•У

&

0^

о<°

оъ

с?

ОР' О$0/ бЛ/ оЕЬ/ оЙ>/ (Су / г> ' (Л ' с\Ь' сФ ' -о

0 С?) гР гР сФ сФ сФ гР гР* сФ г?1 гО"

Сг

Ставропольский край Астраханская область Республика Дагестан Республика Северная Осетия - Алания Кабардино-Балкарская Республика Республика Адыгея Карачаево-Черкесская Республика Республика Ингушетия Чеченская Республика Республика Калмыкия

Рисунок 7 Сопоставление динамики интегральных рейтингов инвестиционного потенциала регионов Северного Кавказа и Юга России с 1995 по 2011 год (вертикальная ось - ранг среди регионов РФ, горизонтальная - годы)

Ранг составляющих инвестиционного риска Республики Северная Осетия-Алания

Экономический X Политический Ж Социальный

экологический 1 криминальный Интегральный рейтинг риска

Законодательный риск •^^■Финансооый риск ^^-Управленческий

Рисунок 8 Динамика рангов занимаемых Республикой Северная Осетия-Алания среди всех регионов России по факторам, составляющим инвестиционный риск региона с 1995 года по 2011 (вертикальная ось - ранг среди регионов РФ, горизонтальная -годы)

Доля в общероссийском инвестиционном потенциале (%)

с;

га

£

э-

х

ї

0 с

1 о

X

и

>2

£■

и

и

0 О.

01 3 да о т к =: о ■=[

1,1

1

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

ОД

-■—Астраханская область -СККабардино-Балкарская Республика -♦—Карачаево-Черкесская Республика -^—Республика Адыгея -^•Республика Дагестан ■—Республика Ингушетия ♦ Республика Калмыкия -^■Республика Северная Осетия - Алания -♦—Ставропольский край -^—Чеченская Республика

199? 98 1998 99 1999 00 2000 01 2001 02 2003 04 2004 05 2005 06 2006 07 2007 08 2008 09 2009 10 2010 11

Рисунок 9 Динамика доли регионов Северного Кавказа и Юга России в общероссийском инвестиционном потенциале (вертикальная ось - доля в процентах от общероссийского потенциала (вся Россия 100%), горизонтальная - годы)

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральная служба государственной статистики. [В Интернете] 2003-2011 r. [Цитировано: 16 05 2012 r.]

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollectio ns/doc_1136971099875.

2. Рейтинговое агенство "Эксперт РА". Регионы России: Республика Северная

Осетия-Алания. Рейтинговое агенство "Эксперт РА" - Рейтинги, исследования, обзоры, конференции. [В Интернете] 2011 r. [Цитировано: 09 07 2012 r.]

http://raexpert.ru/database/regions/ossetia_alan/.

3. Информация об институтах развития РФ. Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания. [В Интернете] 31 03 2011 r. [Цитировано: 12 08 2012 r.] http://economyrso.ru/investment-and-innovation-policy/2011-03-31-13-39-31.

4. Норт, Дуглас. Понимание процесса экономических изменений. Москва : Издательский дом Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2010.

5. Финансово-промышленные группы. Предпринимательское право. [В Интернете]

2010 r. [Цитировано: 18 09 2012 r.] http://pred-

pravo. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=37:2010-06-15-18-53-40&catid=4:2010-06-11-17-31 -26&Itemid=8.

6. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России Социально-экономические показатели 2011. Москва : РОССТАТ, 2011.

7. Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник. Москва : Государственный университет - Высшая школа экономики, 2009.

8. List of countries by received FDI. Wikipedia.org. [В Интернете] 2010 r. http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_received_FDI.

9. Инновационное предпринимательство: как работает венчурная "лестница" /сборник статей. 2010. 64 с. ОАО "Российская Венчурная Компания". Москва : ОАО "Российская Венчурная Компания", "Бизнес журнал", 2010 r.

10. Мильнер Б.З. и др. Японский парадокс. Москва : Мысль, 1985. ББК 65.9(5Я).

11. Доклад о мировых инвестициях 2011. UNATED NATIONS CONFERENCE ON TRADE AND DEVELOPMENT. [В Интернете] UNCTAD Geneve, 07 2011 r. [Цитировано: 12 09 2012 r.] http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2011-0verview-ru.pdf.

12. Информация по комплексу мер, направленных на привлечение внебюджетных инвестиций в проекты, реализуемые и планируемые к реализации на территории Республики Северная Осетия-Алания. Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания. [В Интернете] 31 03 2011 r. [Цитировано: 18 07 2012 r.] http://economyrso.ru/about-the-region/rating-of-investment-attractiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.