Научная статья на тему 'Реализация кластерной политики на государственном и региональном уровне'

Реализация кластерной политики на государственном и региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕГИОН / ECONOMIC GROWTH / TERRITORIAL CLUSTER / INNOVATION / CLUSTER POLICY / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качмазов Герман Эльбрусович

Кластерная политика является важной составляющей в инновационном развитии отдельных регионов и государств. Повышение эффективности производства и достижение экономического роста за счет составляющих кластера является основной целью реализации кластерной политики. В статье рассмотрены результаты внедрения кластерной политики в России, некоторые результаты работы правительства Российской Федерации в области кластерной политики. Приведен зарубежный опыт реализации кластерной политики. Также рассмотрены проблемы и перспективы развития территориальных кластеров. Выделены экономически важные для Республики Северная Осетия Алания кластеры: энергетический, туристический и агропромышленный, реализация которых даст экономический рост РСО-Алания, повысит уровень жизни населения, создаст огромное количество рабочих мест, а также снизит социальную напряженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Качмазов Герман Эльбрусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Implementation of Cluster Policy at the State and Regional Levels

Cluster policy is an important component in the innovative development of certain regions and States. Improving the efficiency of production and achieving economic growth through cluster components is the main goal of the cluster policy implementation. In the article the results of the implementation of cluster policy in Russia. Given the international experience of realization of cluster policy. Given the international experience of implementation of cluster policy. Also examines the problems and prospects of development of territorial clusters. Selected economically important for the Republic of North Ossetia-Alania clusters: energy, tourism and agribusiness. The implementation of which will enable the economic growth of North Ossetia-Alania, will improve the quality of life of the population will create a tremendous number of jobs and reduce social tensions.

Текст научной работы на тему «Реализация кластерной политики на государственном и региональном уровне»

Вестник Челябинского государственного университета.

2016. № 2 (384). Экономические науки. Вып. 52. С. 233—240.

УДК 338.2

ББК 65.01165.050.2

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ИА ГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Г. Э. Качмазов

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (горно-технологический университет),

Владикавказ, Россия

Кластерная политика является важной составляющей в инновационном развитии отдельных регионов и государств. Повышение эффективности производства и достижение экономического роста за счет составляющих кластера является основной целью реализации кластерной политики. В статье рассмотрены результаты внедрения кластерной политики в России, некоторые результаты работы правительства Российской Федерации в области кластерной политики. Приведен зарубежный опыт реализации кластерной политики. Также рассмотрены проблемы и перспективы развития территориальных кластеров. Выделены экономически важные для Республики Северная Осетия — Алания кластеры: энергетический, туристический и агропромышленный, — реализация которых даст экономический рост РСО-Алания, повысит уровень жизни населения, создаст огромное количество рабочих мест, а также снизит социальную напряженность.

Ключевые слова: территориальный кластер, инновации, кластерная политика, экономический рост, регион.

Реализация политики устойчивого развития российской экономики в настоящее время невозможна без модернизации и роста инновационной активности хозяйствующих субъектов. Внедрение инновационной политики должно происходить с учетом региональной специфики. По мнению О. А. Матвеевой и В. Л. Василенка, «основными направлениями развития региона являются увеличение роста валового внутреннего продукта, инвестиций в производство, человеческий капитал, повышение эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения, а также конкурентоспособности как региона в отдельности, так и всей страны» [1; 2]. Западные и российские эксперты сходятся в том, что одним из инструментов успешной реализации инновационной политики является кластерный подход, в основе которого лежит пространственная расположенность и инновационная активность регионов. Целью данной статьи является анализ актуальных проблем реализации кластерной политики на государственном и региональном уровнях.

На сегодняшний день трудности реализации кластерной политики широко представлены в специальных литературных источниках. В частности, можно отметить научные публикации О. А. Матвеевой [1], В. Л. Абашкина [4], Э. Н. Валеевой [13]. Кластеры и кластерная политика в последнее десятилетие стали важными составляющими стратегий и концепций иннова-

ционного развития отдельных регионов и государств. Кластерная политика представляет собой взаимодействие федеральных и муниципальных органов власти для внедрения программ развития кластеров на конкретных территориях. Данная деятельность осуществляется на основе финансовых и инвестиционных механизмов.

Повышение эффективности производства и достижение экономического роста за счет составляющих кластера является основной целью реализации кластерной политики.

Согласно М. Портеру, кластерные компоненты с позиций географических и производственных таксонов имеют ряд экономических преимуществ, в частности доступ к квалифицированным человеческим ресурсам, специализированным поставщикам, получение и распространение опыта и знаний, формирование долгосрочных партнерских отношений со специализированными клиентами и поставщиками [3].

Кластеры в современном мире являются важными элементами экономического развития, поскольку создают ощутимые экономические выгоды:

Во-первых, компании могут работать с более высоким уровнем эффективности, опираясь на более специализированные активы и поставщиков, которые за более короткий период доставляют необходимые компоненты для производства продукции, нежели если бы компания работала в одиночку.

Во-вторых, компании и научно-исследова-тельские институты могут достичь более высоких уровней инновационных разработок. Распространение знаний и тесное взаимодействие с клиентами и другими компаниями создают все новые и новые идеи, а также дают возможность экспериментировать в производстве инновационной продукции, так как среда кластера снижает стоимость эксперимента.

В-третьих, уровень бизнес-образований, как правило, выше в группах. Стартапы более зависят от внешних поставщиков и партнеров, но, так как все они находятся в кластере, данная зависимость намного уменьшается. Кластеры также снижают расходы в случае провала какого-либо нововведения, а компании, работающие вне кластера, в аналогичной ситуации могут попросту обанкротиться.

Начиная с 1970—80-х гг. во многих регионах уже существовали программы, подобные кластерам: Австрия (Штирия), Италия (Венето) и т. д. В 1990 г. в отдельных странах начали разрабатываться национальные программы кластерного развития, а в 2000 г. в 26 государствах Европейского Союза уже существовали национальные программы по развитию кластеров.

На сегодняшний день правительства стран Южной и Северной Америки, Европы и Азии проводят политику развития и поддержки территориальных кластеров.

О том, что кластерная политика имеет высокую эффективность, говорит результат программы ВюЯе§ю (Германия). За счет развития данной программы стало возможным создание около 9 тыс. дополнительных рабочих мест, а также в четыре раза увеличилось число компаний [4].

Благодаря этому Германия на международном рынке является лидером в области биотехнологий, соединяя на своей территории более 500 биотехнологических предприятий.

Развитие кластеров европейских государств основывается на следующих факторах:

• во-первых, большей частью кластерная политика ориентирована на поддержку высокотехнологичных секторов (биотехнологий, информационных технологий и др.); реже в объектив кластерной политики попадают отрасли промышленности и сельского хозяйства;

• во-вторых, необходимо предоставление сведений о кластерах — для участия их в отборе;

• в-третьих, особое значение имеет принцип конкуренции; поддержку государства в виде фи-

нансовых вливаний получают экономически важные проекты [5];

• в-четвертых, государство делает ставку на развитие малого и среднего бизнеса; как показывает опыт Франции, 54 % бюджета программы Les pôles de compétitivité было направлено на поддержку малого и среднего бизнеса;

• в-пятых, в странах Европы за реализацию кластерной политики параллельно отвечают несколько национальных ведомств (семь — в Ирландии, восемь — в Финляндии).

По мнению Е. С. Куценко и Д. С. Тюменцевой, «внедряя кластерную политику в России, нужно учитывать национальный характер ведения хозяйства, что позволит выявить и устранить слабые места данной политики в целях ее эффективной реализации» [6].

В 2008 г. Правительство Российской Федерации приняло программу долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. В данном документе говорится о переходе к инновационному типу экономического развития Российской Федерации. Предполагается создание двух видов кластеров: 1) кластеры высокотехнологичного производства, которые должны располагаться в урбанизированных регионах (не менее 6—8); 2) территориально-производственные кластеры, деятельность которых будет заключаться в глубокой переработке сырья и производстве энергии с использованием современных технологий, а располагаться они должны на слабо освоенных территориях [7].

По мнению М. А. Ерохина, «государство проявляет большой интерес к кластерам, считая их инструментом создания конкурентоспособных регионов, а в дальнейшем и всей страны» [8]. Так, в 2012 г. было объявлено о проведении конкурсного отбора пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. В адрес Министерства экономического развития РФ было направлено 94 конкурсные заявки. Экспертами, которые оценивали программы, являлись представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-образовательных организаций, бизнес-сообщества.

Итогом конкурса стало создание проекта перечня, в который вошли 25 из 94 программ развития территориальных кластеров (табл. 1).

Далее в зависимости от проработанности представленных программ, а также от их инновационного и производственного потенциала были образованы две группы. В первую вошли кластеры,

Таблица 1

Перечень пилотных территориальных кластеров*

№ Субъект РФ Наименование инновационного территориального кластера Основная специализация

Первая группа

1 Калужская область Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (Обнинск) Медицина и фармацевтика, радиационные технологии

2 Москва Кластер «Зеленоград» Информационно-коммуникаци-онные технологии, электроника

3 Московская область Кластер ядерно-физических и нанотехно-логий в Дубне Ядерные технологии, новые материалы

4 Московская область Биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино» Медицина и фармацевтика, биотехнологии

5 Санкт-Петербург, Ленинградская область Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга Радиационные технологии, медицина и фармацевтика

6 Нижегородская область Саровский инновационный кластер Ядерные технологии, суперкомпьютерные технологии, лазерные технологии

7 Республика Мордовия Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением Приборостроение

8 Республика Татарстан Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан Нефтегазопереработка и нефтега-зохимия, автомобилестроение

9 Самарская область Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области Производство летательных и космических аппаратов

10 Ульяновская область Ядерно-инновационный кластер Димит-ровграда Ульяновской области Ядерные технологии, радиационные технологии, новые материалы

11 Красноярский край Кластер инновационных технологий ЗАТО Железногорск Ядерные технологии, производство летательных и космических аппаратов

12 Новосибирская область Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области Информационно-коммуникационные технологии, медицина и фармацевтика

13 Томская область Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области Медицина и фармацевтика, ин-формационно-коммуникацион-ные технологии, электроника

Вторая группа

14 Москва Новые материалы, лазерные и радиационные технологии (Троицк) Новые материалы, ядерные технологии

15 Московская область Кластер «Физтех XXI» (Долгопрудный, Химки) Новые материалы, медицина и фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии

16 Архангельская область Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области Судостроение

17 Санкт-Петербург Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфо-телекоммуникаций Санкт-Петербурга Информационно-коммуникаци-онные технологии, электроника, приборостроение

* Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.

Окончание табл. 1

№ Субъект РФ Наименование инновационного территориального кластера Основная специализация

18 Нижегородская область Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии Нефтегазопереработка и нефтега-зохимия, автомобилестроение

19 Пермский край Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис "Новый Звездный"» Производство летательных и космических аппаратов, двигателе-строение, новые материалы

20 Республика Башкортостан Нефтехимический территориальный кластер Нефтегазопереработка и нефтега-зохимия

21 Ульяновская область Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа"» Производство летательных и космических аппаратов, новые материалы

22 Свердловская область Титановый кластер Свердловской области Новые материалы

23 Алтайский край Алтайский биофармацевтический кластер Медицина и фармацевтика

24 Кемеровская область Комплексная переработка угля и техногенных отходов в Кемеровской области Химическая промышленность, энергетика

25 Хабаровский край Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края Производство летательных и космических аппаратов, судостроение

поддержка которых будет заключаться в предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектов РФ, на территории которых они базируются. Кластеры, программы которых нуждаются в доработке, вошли во вторую группу: для данных кластеров не предполагается выделение межбюджетных субсидий на первом этапе реализации.

Анализируя данные, представленные в табл. 1, можно сказать, что наибольший процент территориальных кластеров, вошедших в перечень пилотных программ развития, находится в Москве и Московской области — 20 %, следом идут Санкт-Петербург, Ленинградская область, Нижегородская область и Ульяновская область по 8 %.

Также особое внимание государство уделяет развитию кластеров, продукция которых связана с медициной, ядерными технологиями, энергетикой, химической промышленностью, судострои-тельством, разработкой и производством космических аппаратов, нефтегазовой отраслью.

О том, что правительство РФ возлагает большие надежды на кластерную политику, говорит уровень финансовой поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров (табл. 2).

Как видно из табл. 2, за три года наибольший объем субсидий из федерального бюджета

направлен в бюджет Республики Татарстан — 617 841,6 тыс. р., Московской области — 630 256,4, Новосибирской области — 522 201,5, Самарской области — 697 113,0 тыс. р.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а также в «Стратегии инвестиционного развития Республики Северная Осетия — Алания до 2025 года» предполагается развитие ряда кластерных программ — туристического, энергетического, промышленного, сельскохозяйственного и т. д. [10].

В 2011 г. в Махачкале прошло совещание по вопросам реализации проекта туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). Где был рассмотрен вопрос о создании горнолыжного туристического кластера. Развитие данного проекта обеспечило бы создание современной транспортной, инженерной, туристической и социальной инфраструктуры, а также способствовало бы созданию дополнительных рабочих мест.

В 2013 г. вышел приказ Минэкономразвития РФ № 514 о конкурсе для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию пилотных инновационных территориальных кластеров. Однако в числе пилотных инновационных территориальных кластеров нет ни одного

Таблица 2

Объем субсидий, предоставленных в 2013—2015 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, тыс. р.*

^^^^^ Год Субъект —^__ 2013 2014 (% роста) 2015 (% роста)

Республика Мордовия 112 679,7 202 902,9 (1,8) 84 702,2 (-0,4)

Республика Татарстан 213 153,5 246 055,4 (1,2) 158 632,7 (-0,6)

Красноярский край 18 725,0 111 834,7 (6,0) 31 055,1 (-0,3)

Калужская область 93 333,3 54 465,0 (-0,6) 48 585,6 (-0,9)

Московская область 257 581,9 277 516,6 (1,1) 95 157,9 (-0,3)

Нижегородская область 42 233,3 131 911,8 (3,1) 65 853,1 (-0,5)

Новосибирская область 149 400,0 268 969,0 (1,8) 103 832,5 (-0,4)

Самарская область 328 764,0 232 381,4 (-0,7) 135 967,7 (-0,6)

Томская область 46 783,3 197 490,5 (4,2) 96 634,0 (-0,5)

Ульяновская область 34 328,8 88 800,0 (2,6) 79 950,0 (-0,90

Город Москва 3017,1 198 480,4 (65,8) 66 200,3 (-0,3)

Республика Башкортостан 109 703,1 33 535,1 (-0,3)

Алтайский край 59 850,0 41 422,2 (-0,7)

Пермский край 118 160,0 37 524,7 (-0,3)

Хабаровский край 46 400,0 20 000,0 (-0,4)

Архангельская область 69 261,0 33 164,2 (-0,5)

Кемеровская область 50 397,5 34 341,0 (-0,7)

Ленинградская область 1816,0 4500,4 (2,5)

Свердловская область 19 758,4 37 087,7 (1,9)

Город Санкт-Петербург 13 846,4

Республика Удмуртия 41 853,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 1 300 000,0 2 500 000,0 1 250 000,0

* Составлено автором на основании данных Министерства экономического развития РФ [9].

ни от Республики Северная Осетия — Алания, ни в целом от СКФО.

По мнению Г. Э. Качмазова, Республика Северная Осетия — Алания может реализовать ряд инновационных территориальных кластеров. Из всех предложенных в Стратегии развития РСО-Алания кластеров экономически важными как для республики, так и для страны в целом автор считает энергетический, туристический и агропромышленный кластеры. Развитие этих проектов даст экономический рост РСО-Алания, улучшит уровень жизни населения, создаст огромное количество рабочих мест как для жителей республики, так и для соседних регионов [11; 12].

Для экономического развития республики необходимо привлечь инвесторов, а это требует создания условий, которые позволили бы снизить издержки. И одним из инструментов является дешевая гидроэнергия, что делает освоение гидроэнергетического потенциала республики приоритетной задачей. За счет строительства малых

ГЭС на горных реках, а также развития альтернативных источников энергии республика сможет не только полностью обеспечить себя электрической энергией, но и поставлять ее потребителям за пределами РСО-Алания.

За счет многочисленных горных рек Республика Северная Осетия — Алания обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом — 5,2 млрд кВт ■ час [10].

Наличие дешевой электрической энергии даст мощный толчок развитию туристического кластера [13]. Уникальность природно-климатиче-ских условий и богатые культурно-исторические традиции являются предпосылками развития туристско-рекреационного кластера в республике. Развитие данного кластера даст возможность увеличить доходы бюджета республики, а это, в свою очередь, будет стимулировать ее социальное и экономическое развитие. Туристическая отрасль может быть представлена следующими направлениями: лечебно-оздоровительное,

горно-рекреационное, историко-краеведческое, этно-экологическое, агротуризм.

Развитие энергетического и туристического кластеров даст старт агропромышленному кластеру. Благодаря недорогим энергоресурсам появится возможность привлечения бизнеса в горные районы, в частности в сельское хозяйство, что обеспечит производство экологически чистых продуктов питания.

По мнению Е. В. Куркудиновой, несмотря на то что кластерная политика стала внедряться в России совсем недавно, можно сказать, что кластеры прочно заняли свое место в российской эко-

номической системе» [14]. Значимые кластерные проекты в сфере ядерных технологий, энергетики, нефтегазовой отрасли, информационных технологий и других даст возможность вывести нашу страну в лидеры технологического развития.

Необходимо также дополнительно проанализировать механизмы развития кластеров, выделить наиболее эффективные меры государственной поддержки [15]. Государство должно иметь обратную связь с участниками кластеров, а также вовремя реагировать на социально-экономические изменения и потребности новых развивающихся территориальных кластеров.

Список литературы

1. Матвеева, О. А. Роль кластеров в развитии экономики / О. А. Матвеева В. Л. Василенок // Экон. науки. — 2013. — № 2. — С. 101—103.

2. Артоболевский, С. С. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / С. САртоболевский, О. Б. Глезер. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. — 297 с.

3. Портер, М. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики / М. Портер, К. Кетелс. М.: ЦСР, 2007.

4. Абашкин, В. Л. Кластерная политика в России: от теории к практике / В. Л. Абашкин, А. Д. Бояров, Е. С. Куценко // Форсайт. — 2012. — Т. 6, № 3. — С. 16—27.

5. Гохберг, Л. М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Л. М. Гохберг, А. Е. Шадрин. — М. : НИУ ВШЭ, 2013.

6. Куценко, Е. С. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования / Е. С. Куценко, Д. С. Тюменцева // Вопр. экономики. — 2011. — № 9. — С. 93—107.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

8. Ерохин, М. А. Место кластерной теории среди современных подходов к региональному развитию / М. А. Ерохин // Вестн. НГУ. — 2011. — Т. 11, № 4. — С. 165—172.

9. Инвестиционная политика [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ : офиц. сайт. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy.

10. Постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 12 декабря 2014 года № 457 «Об утверждении стратегии инвестиционного развития Республики Северная Осетия — Алания до 2025 года».

11. Качмазов, Г. Э. Характеристика социально-экономического состояния горных территорий Пригородного района РСО-Алания / Г. Э. Качмазов // Устойчивое развитие горных территорий. — 2013. № 4. — С. 100—102.

12. Качмазов, Г. Э. Проблемы управления горной зоной / Г. Э. Качмазов // Экономика, социология и право. — 2014. — № 4. — С. 132—135.

13. Валеева, Э. Н. К вопросу формирования кластерной модели развития энергетического комплекса Республики Татарстан / Э. Н. Валеева // Экон. науки. — 2011. — № 12. — С. 217—220.

14. Куркудинова, Е. В. Кластерный подход как технология управления экономическим развитием региона / Е. В. Куркудинова // Экон. науки. — 2010. — № 10. — С. 170—172.

15. Кластеры [Электронный ресурс] // Российская кластерная обсерватория : офиц. сайт. — URL: http://cluster.hse.ru/clusters/.

Сведения об авторе

Качмазов Герман Эльбрусович — аспирант Северо-Кавказского горно-металлургического института (гор-но-технологического университета), Владикавказ, Россия, [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2016. No. 2 (384). Economic Sciences. Iss. 52. Pp. 233—240.

THE IMPLEMENTATION OF CLUSTER POLICY AT THE STATE AND REGIONAL LEVELS

G.E. Kachmazov

North Caucasus Mining and Metallurgical Institute, Vladikavkaz, Russia, [email protected]

Cluster policy is an important component in the innovative development of certain regions and States. Improving the efficiency of production and achieving economic growth through cluster components is the main goal of the cluster policy implementation. In the article the results of the implementation of cluster policy in Russia. Given the international experience of realization of cluster policy. Given the international experience of implementation of cluster policy. Also examines the problems and prospects of development of territorial clusters. Selected economically important for the Republic of North Ossetia-Alania clusters: energy, tourism and agribusiness. The implementation of which will enable the economic growth of North Ossetia-Alania, will improve the quality of life of the population will create a tremendous number of jobs and reduce social tensions.

Key words: economic growth, territorial cluster, innovation, cluster policy, economic growth, the region.

References

1. Matveeva O.A., Vasilenok V.L. Rol' klasterov v razvitii economiki [Role of clusters in economy development]. Ekonomicheskiye nauki [Economic sciences], 2013, no. 2, pp. 101—103. (In Russ.).

2. Artobolevskiy S.S., Glezer O.B. Regional'noye razvitiye i regionalnaya politika Rossii v perekhodnyy period [Regional development and regional policy in Russia during the transition period]. Moscow, 2011.297 p. (In Russ.).

3. Porter M., Ketels K. Konkurentosposobnost' na rasput'e: napravleniya razvitiya rossiyskoy ekonomi-ki [Competitiveness at the crossroads: directions of development of the Russian economy], Moscow, 2007. (In Russ.).

4. Abashkin V.L., Boyarov A.D., Kutsenko E.S. Klasternaiyapolitika v Rossii: ot teorii kpraktike [Cluster policy in Russia: from theory to practice]. Forsayt [Foresight], 2012, vol. 6, no. 3, pp. 16—27. (In Russ.).

5. Kohberg L.M., Shadrin A.E. Pilotnye innovatsionnye territorial'nye klastery v Rossiyskoy Federatsii [Pilot innovation territorial clusters in the Russian Federation], Moscow, 2013. (In Russ.).

6. Kutsenko E.S., Tyumentseva D.S. Klastery i innovatsii v sub"ektax RF: rezul'taty empericheskogo issle-dovaniya [Clusters and innovations in constituent entities of the Russian Federation: results of empirical research]. Voprosy ekonomiki [Economic issues], 2011, no. 9, pp. 93—107. (In Russ.).

7. The decree of the RF Government of 17.11.2008 "On approval of the concept long-term socially-economic development of the Russian Federation for the period till 2020". (In Russ.).

8. Yerokhin M.A. Mesto klasternoy teorii sredi sovremennykh podkhodov k regional'nomu razvitiyu [Place of cluster theory in modern approaches to regional development]. VestnikNGU [Bulletin of Novosibirsk State University], 2011, vol. 11, no. 4, pp. 165—172. (In Russ.).

9. Investitsionnaya politika [Investment policy]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitia RF. The official website. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy (In Russ.).

10. The decree of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania dated December 12,2014 no. 457 "About approval of strategy of investment development of the Republic of North Ossetia-Alania up to 2025."

11. Kachmazov G.E. Kharakteristika sotsial'no-ekonomicheskogo sostoyaniya gornykh territoriy Prigorod-nogo rayona RSO-Alaniya [The socio-economic condition of mountain territories of the Prigorodny region of North Ossetia-Alania]. Ustoychivoye razvitiye gornykh territoriy [Sustainable development of mountain territories], 2013, no. 4, pp. 100—102. (In Russ.).

12. Kachmazov G.E. Problemy upravleniya gornoy zonoy [Problems of management of mountain areas], Ekonomika, sotsiologiya ipravo [Economics, sociology, law], 2014, no. 4, pp. 132—135. (In Russ.).

240

r. 3. KauM030e

13. Valeyeva E.N. K voprosu formirovaniya klasternoy modeli razvitiya energeticheskogo kompleksa Re-spubliki Tatarstan [The formation of the cluster model of development of the energy sector of the republic of Tatarstan]. Ekonomicheskiye nauki [Economic sciences], 2011, no. 12, pp. 217—220. (In Russ.).

14. Kurkudinova E.V. Klasternyy podkhod kak tekhnologiya upravleniya economicheskim razvitiyem regio-na [Cluster approach as the region's economic development management technology]. Ekonomicheskiye nauki [Economic sciences], 2010, no. 10, pp. 170—172. (In Russ.).

15. Klastery [The clusters]. Rossiyskaya klasternaya observatoriya [Russian cluster observatory]. Available at: http://cluster.hse.ru/clusters/ (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.