Научная статья на тему 'Управление инновационным процессом общеобразовательной школы'

Управление инновационным процессом общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко О. В.

В современных условиях осуществляется разностороннее планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности образовательных учреждений. Низкая удовлетворенность качеством общего образования и осознание насущной необходимости коренных преобразований в средней школе обусловили массовый характер инновационных процессов. Статья призвана помочь выработать единство подходов к управлению педагогической инноватикой, что сделает инновационную деятельность в школах более эффективной. Актуальность работы обусловлена необходимостью грамотного управления инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным процессом общеобразовательной школы»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Хоменко О.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 7, г. Североморска

В современных условиях осуществляется разностороннее планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности образовательных учреждений. Низкая удовлетворенность качеством общего образования и осознание насущной необходимости коренных преобразований в средней школе обусловили массовый характер инновационных процессов. Статья призвана помочь выработать единство подходов к управлению педагогической инноватикой, что сделает инновационную деятельность в школах более эффективной. Актуальность работы обусловлена необходимостью грамотного управления инновационными процессами.

В настоящее время проблема инновационной деятельности достаточно широко рассматривается в литературе. Практически общепринятым считается, что современная школа может быть только инновационной. Отсюда вытекают высокие требования к выработке стратегии, ведь без творческого отношения к процессу, стратегического мышления и планирования, особой корпоративной структуры и культуры инновационная деятельность невозможна [1, с. 115].

Для успешной реализации инновационного процесса и уменьшения сопротивления инновациям необходима реорганизация управления инновационной деятельностью, которая предполагает создание организационных отношений, позволяющих наиболее эффективно использовать творческий потенциал коллектива. Каковы же принципы управления, обеспечивающие благоприятный инновационный климат? Во-первых, высокий уровень циркуляции информации между подразделениями и отдельными сотрудниками и постоянное совершенствование коммуникаций. Во-вторых, использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения инновационной деятельности, и, кроме того, широкий набор мер социально-психологического воздействия на педагогов, так как наибольшую творческую активность люди проявляют в том случае, если администрация школы поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста. В-третьих, вовлечение работников во все фазы инновационного процесса, что предупреждает сопротивление персонала нововведениям, способствует улучшению показателей деятельности. Нельзя забывать и про непрерывность повышения квалификации, так как

* Заместитель директора по УВР.

высокий профессионализм педагогов, их способность и желание творчески осваивать современные технологии, разрабатывать новые программы превращаются в важнейший фактор успеха.

Однако решающее значение для обеспечения инновационного климата в организации имеет поддержка новаторства со стороны руководства школы. Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей к проявлению потенциальных возможностей, предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации устремлений. В настоящее время основной задачей директора становится не столько умение единолично находить правильные ответы и брать на себя решение всех вопросов, сколько способность создать атмосферу творческого поиска в руководимом коллективе. «В этом кроется большой смысл, так как сами подчиненные вовлекаются в процесс разработки, а главное - реализации решения, воспринимаемого ими или как собственное, или как лучшее из всех» [2, с. 67]. Таким образом, в школе для осуществления новаторства должна быть создана инновационная среда - определённая морально-психологическая обстановка, подкреплённая комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс [3, с. 89].

Благодаря использованию данных принципов и созданию инновационной среды, в нашей школе успешно решаются задачи по организации научно-экспериментальной, инновационной деятельности педагогов. Коллектив школы отличает высокий научно-методический уровень, стремление к инновационной деятельности. 75 % учителей участвуют в инновациях, имеют научно-методические публикации, более 80 % готовы к обновлению своей деятельности, 95 % учителей на сегодняшний день прошли курсы повышения квалификации за последние пять лет.

Учителя участвуют в федеральном эксперименте по внедрению программы «Одаренные дети», что даёт возможность способствовать реализации потенциальных возможностей обучающихся. Для воплощения в жизнь намеченной программы педагоги внедряют технологии исследований, ежегодно готовят победителей и призеров творческих городских, областных и всероссийских конкурсов; обобщают опыт работы по организации исследовательской деятельности на региональных научно-практических конференциях, всероссийских конкурсах.

В школе созданы реальные условия, обеспечивающие выявление и развитие талантливых детей: на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей и подростков сформирован банк данных о творческих способностях обучающихся, их одаренности; функционирует научное общество школьников; реализуется дистанционное обучение победителей региональных олимпиад по дополнительным образовательным программам в об-

ластной очно-заочной школе дополнительного образования «А-Элита» на базе Мурманского областного центра дополнительного образования детей и юношества «Лапландия»; победители региональных олимпиад входят в состав Регионального научного общества школьников Мурманской области.

Обучающиеся МБОУСОШ № 7 - ежегодные участники и призеры всех конкурсов, смотров, проводимых в городе. Активно участвуют в мероприятиях Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее»: за последние 4 года на региональном этапе завоевали 5 призовых мест, на муниципальном этапе - 26. В 2011/2012 уч. году обучающиеся школы стали победителями на федеральном уровне.

Школьники ежегодно принимают результативное участие во Всероссийской олимпиаде. За последние 3 года - 12 победителей, 9 призёров муниципального этапа. На региональном этапе в 2010/2011 уч. году К. Семен-ченко, 10 класс, стала победителем по экологии, в 2011/2012 уч. году Н. Нагибин - победитель по математике и призер по физике и астрономии.

В 2009/2010 уч. году на региональном этапе Всероссийской Олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек-Земля-Космос» победили К. Семенченко, 9 класс, и Л. Потахов, 11 класс. Семенченко К. завоевала 2 место на федеральном этапе данного конкурса. В 2010/2011 учебном году О. Подобряева, 8Б, стала победителем регионального этапа в секции «Человек и космос», участником XII Всероссийской олимпиады (г. Королёв); К. Семенченко, 10А - призёр регионального этапа в секции «Флора и фауна», Н. Степанова, 9А - призёр регионального этапа в секции «Сохраним Землю».

Обучающиеся школы принимают результативное участие в Олимпиаде вузов Росрыболовства: в 2010/2011 г. Н. Нагибин (10А) стал победителем заключительного этапа олимпиады по математике и физике; Е. Полякова, Н. Степанова, В. Голубева (9 класс) - призёры заключительного этапа предметной олимпиады по химии; Е. Чугуева (10А) - призёр заключительного этапа олимпиады по биологии.

На олимпиаде школьников «Научные кадры будущего» К. Вахрамеев, 8А, получил сертификат участника I (регионального) этапа и диплом III степени, К. Семенченко, 11А, сертификат участника I (регионального) и II (всероссийского) этапа. Нагибин Н.,11А, набрал наибольшее количество баллов по итогам II этапа олимпиады по математике, кроме того, обучающийся результативно участвовал и в таких мероприятиях Всероссийского уровня, как онлайн-тур Олимпиады «Физтех-2012» (победитель по математике, призер по физике); Олимпиада по физике Башкирского института нефти и газа - призер.

Повышению познавательной активности школьников, развитию интереса к учебным предметам способствует и активное участие в таких международных интеллектуальных играх-конкурсах, как «Русский Медвежонок -

языкознание для всех», «КИТ - компьютеры, информатика, технологии», «Британский Бульдог», «Золотое Руно», «Кенгуру - математика для всех», «Кенгуру - выпускникам», «Человек и природа». Кроме того, тестовая форма заданий конкурсов является одной из эффективных форм подготовки учащихся к ЕГЭ, дополняет систему работы педагогов с одарёнными и слабоуспевающими детьми.

Педагоги участвуют в федеральном эксперименте по введению новых форм итоговой аттестации выпускников, что позволяет анализировать уровень подготовки выпускников 9-х и 11-х классов на основе независимой и объективной системы оценки качества. 100 % выпускников 11 классов справляются с заданиями итоговой аттестации по русскому языку, 98 % - по математике, показывая при этом качество знаний за последние 3 года от 57 % до 69 % по русскому языку и от 49 % до 56 % по математике.

Наряду с введением ЕГЭ, проведением государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования, с участием региональной экзаменационной комиссии (ГИА) в школе развиваются современные механизмы оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования.

Педагоги начальной школы участвуют в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ - начальная школа - средняя школа». Учителя держат связь с Центром деятельностного подхода (г Москва), работают под руководством Л.Г. Петерсон, апробируют программу по математике по ФГОС, осваивают надпредметный курс «Мир деятельности». Педагоги являются слушателями вибинаров; получая методические рекомендации, выполняют творческие домашние задания центра. В течение года учителя начальной школы прослушали 8 обучающих вебинаров по теме «Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС». Социальным эффектом, наблюдаемым в результате осуществления инновационной деятельности, является овладение обучающихся приёмами получения знаний, мотивацией обучения, нравственными качествами.

На базе школы работает региональная экспериментальная площадка «Апробация учебника М.В. Вербицкой. Английский язык. 2 класс». Целью данной деятельности является экспериментальная проверка возможности формирования и развития ключевых компетентностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в начальной школе по УМК М.В. Вербицкой («Форвард»). Актуальность опытно--экспериментальной работы заключается в необходимости изучить и апробировать дидактические возможности формирования и развития ключевых компетентностей младшего школьника в соответствии с ФГОС, заложенных в УМК.

С ноября 2011 годы мы приступили к реализации практического этапа эксперимента, во время которого будет происходить разработка и накопление опытно-экспериментальных материалов.

УМК серии «Форвард» включает материалы, расширяющие представления младших школьников о России и формирующие чувство гордости за свою страну и её достижения в разных сферах. В соответствии с интересами и уровнем развития учащихся начальной школы на уроках с учениками обсуждаются, например, следующие темы: разнообразие природных условий и животного мира России; достижения России в области освоения космоса; Москва - столица нашей родины; великий русский художник В. Васнецов и т.д., то есть учебники данной серии реализуют подход, позволяющий младшим школьникам осознать особенности культуры своей страны, презентовать ее в ходе общения с представителями иной культуры. Таким образом, осуществляется основная педагогическая цель, сформулированная в проекте стандартов нового поколения - воспитание гражданина России, укорененного в национальных культурных и духовных традициях своего народа.

В целях трансляции инновационного опыта, 27 октября 2011 года в рамках проведения семинара «Реализация ключевых положений ФГОС в УМК нового поколения М.В. Вербицкой (Серия «Форвард»)» в г. Североморске учителем Л.П. Сидорма было дано открытое занятие. 20 декабря 2011 года Любовь Павловна выступила на областном семинаре «Использование современных средств, стратегий и технологий как инструмента обучения всем видам речевой деятельности на уроках иностранного языка» по теме «Опыт организации экспериментальной деятельности по апробации УМК М.В. Вербицкой «Английский язык» («Форвард») для 2-4 классов». 24 апреля 2012 года Л.П. Сидорма приняла участие в научно-практической конференции «Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ФГОС» по теме «Формирование ключевых компетентностей младшего школьника на уроках английского языка в условиях введения ФГОС».

29 % педагогов от общего количества работников МО учителей начальной школы участвуют в экспериментальной деятельности по апробации программы «Разговор о правильном питании». Авторы программы, предназначенной для учащихся 1-2 классов, М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А.Г. Макеева. Главная цель программы, способствующей воспитанию у детей культуры здоровья, - сформировать у младших школьников основы рационального питания. В нашей школе курс введен со второй четверти. В первых классах в форме сюжетно-ролевой игры, игры-соревнования, игры-обсуждения, игры-инсценировки проведено 4 занятия: «Если хочешь быть здоров», «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Удивительные превращения пирожка». Программа предусматривает работу детей в рабочих тетрадях.

В текущем учебном году школа приняла участие в работе региональной экспериментальной площадки по направлению «Построение единого ин-

формационного образовательного пространства на основе комплексной информационной системы «Сетевой Город. Образование». Результатами работы является создание системы школьного документооборота; ведение ка-лендарно-тематических планов; организация (возможность оперативно учитывать изменения в учебно-воспитательном процессе) и мониторинг учебного процесса (автоматическое получение всех видов отчётности, отражающей результативность образовательной деятельности учреждения), формирование данных по итоговой аттестации выпускников; работа с учебными курсами и системами тестирования; развитие технологических условий дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса; общение по внутрисистемной почте с сотрудниками школ, обучающимися и их родителями; возможность осуществления дистанционного обучения; предоставление информации родителям о качестве образовательного процесса; обмен педагогов методическими наработками; создание порт-фолио педагогов и обучающихся - коллекции работ, которая демонстрирует достижения в одной или более областях; размещение материалов в школьных ресурсах; использование материалов школьных ресурсов и т.д. Участие в проекте информационной системы «Сетевой Город. Образование» способствует созданию единой среды обмена информацией, которая улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.

В школе продолжается инновационная деятельность по внедрению свободного программного обеспечения. На компьютеры установлена вторая операционная система - Линукс, поэтому обучающиеся осваивают технологию работы в прикладных средах с учетом особенностей имеющихся операционных систем. Линукс, благодаря высокой стабильности, надежности, гибкости и безопасности, представляет любому пользователю компьютера высокие возможности для развития и образования. Безусловным плюсом является и отсутствие необходимости устанавливать дополнительные программы и драйвера, так как в этой системе есть все необходимые компоненты, множество программ, которые успешно используются как на уроках,так и во внеурочной деятельности.

На базе школы созданы условия для работы городских временных творческих коллективов (ВТК) по освоению новых курсов, УМК, технологий обучения и воспитания, с целью накопления передового педагогического опыта: - «Внедрение в практику работы учебника биологии нового поколения», руководитель Н.Г. Семенченко. ВТК сформирован в сентябре 2010 года по решению ГМО учителей биологии, таким образом, экспериментальная деятельность с целью анализа и совершенствования содержания учебного материала ведется второй год.

В течение 2011/2012 уч. года по учебнику «Биология. 7 класс», написанному в соответствии с программой С.П. Шаталовой, Т.С. Суховой, рассчитанной на 70 часов, занимался 7А класс. Ведение дневника апробации, оценка

содержания, методических подходов, используемых в УМК Т.С. Суховой, помогли выявить, что предметное содержание учебников данной линии обосновано, в изложении материала присутствуют логика и последовательность. Количество информации достаточное, нет перегруженности текста понятиями и терминами, то есть понятийный аппарат соответствует запасу знаний обучающихся, опыту их познавательной и практической деятельности. Лексика и стиль изложения соответствуют возрастным возможностям семиклас-ников. Имеющиеся условные знаки позволяют определить назначение задания - проведение опыта, наблюдения, выполнение дома или в классе. Приложения и таблицы в конце каждого учебника содержат материал для итоговых уроков. Дополнительный материал учебника позволяет расширять знания об отдельных свойствах животных, выделения курсивом и жирным шрифтом привлекают внимание к главным моментам содержания; выделенные рамкой в конце параграфов понятия можно использовать при мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся, для конструирования проблемных элементов урока, обобщения и систематизации знаний.

Наличие словаря экономит время, позволяет систематизировать знания, способствует формированию умения работать с литературой. Приложения с заданиями для самопроверки также сохраняют время учителя и акцентируют внимание обучающихся на ключевые моменты изучаемого материала.

Благодаря параграфам «Подведём итоги» ученики могут оценить свой уровень знаний. Кроме того, задания этих параграфов предполагают ответ, основанный на знании закономерностей процессов и явлений в живой природе, на умении рассуждать, анализировать, делать умозаключения. Многие из них направлены на обоснование собственной точки зрения обучающегося.

Рисунки и схемы, помещённые в тексте, чёткие, конкретные, отвечающие содержанию, соответствуют учебным целям и задачам, возрастным и психо-физическим особенностям обучающихся, оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние подростков. Важно и то, что они дополняют материал о строении и процессах жизнедеятельности животных по ходу его изучения, а не при обобщении, как это прослеживается в некоторых других учебниках.

Элементы дидактического аппарата (вопросы и задания, лабораторные работы) можно использовать для мотивации обучения, для углубления и обобщения материала, организации практической деятельности, дифференцированного обучения, организации самостоятельной работы учащихся, самоконтроля и самооценки, выполнения домашних заданий творческого и исследовательского характера.

Учебники актуальны, так как разделение курса биологии на биологию растений, грибов, лишайников (6 класс) и биологию животных (7 класс) позволяет предмету стать более доступным, интересным. Даёт возможность ученику рационально организовать деятельность, эффективно осуществлять

поиск информации, совмещать управление познавательной деятельностью с самоуправлением, формировать навыки самоорганизации, самоконтроля и самооценки, определять уровень усвоения знаний; помогает учителю инди-визуализировать работу.

Особенности учебника были охарактеризованы в выступлении Н.Г. Се-менченко на заседании городского МО учителей биологии с докладом «Сравнение УМК Н.И. Сонина, В.В. Пасечника, Т.С. Суховой (12.04.2012 г.). Кроме того, учителя биологии Мурманской области имели возможность оценить работу обучающихся по УМК Т. С. Суховой на открытом уроке по теме «Многообразие птиц» (7 класс) в рамках областного выездного тематического занятия «Современный урок биологии с учётом требований компе-тентностного и системно-деятельностного подходов» (10.03.2012 г.).

- Временный творческий коллектив «Методическое сопровождение преподавания ИЗО по программе Б.М. Неменского» (руководитель С.К. Гродь) создан 20.10.2010 года. Коллектив работает по теме «Реализация мировоззренческих основ программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского». Цель работы ВТК в 2011/2012 уч. году - создание методических пособий по разделу программы 6 класса «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». За отчетный период участниками группы были выполнены 8 презентаций для обучающихся 6-х и 9-х классов, разработаны методические пособия по разделу «Портрет», «Натюрморт»; созданы презентации по декоративно-прикладному искусству России. Все наработки записаны на диск и предложены учителям изо на ГМО.

В целях осуществления действенной индивидуальной помощи педагогическим работникам на базе школы продолжена работа городского консультационного пункта по физической культуре, ответственный А.Н Новиков, учитель физической культуры.

В школе разработаны и осуществляются инновационные проекты:

- «Развертывание единой информационной образовательной среды школы». Цель проекта: переход в новое качественное состояние путем создания организационных, технических, социальных условий функционирования единого ИКТ пространства.

Уровень обеспеченности компьютерной техникой учащихся 1-11 классов составляет 11 человек на компьютер. В текущем учебном году приобретено 22 компьютера, 9 ноутбуков, 1 интерактивный комплекс; списано 7 компьютеров.

Функционирует школьная локальная сеть, охватывающая все учебные кабинеты, таким образом, выполнена основная задача программы информатизации - создание единого информационного пространства школы. Практически все школьные компьютеры имеют выход в Интернет.

Проводится работа по организации дистанционного обучения школьников. В текущем учебном году наши учителя под руководством Равенковой О.И. и Хоменко О.В. использовали материалы системы СТАТГРАД для тестирования обучающихся по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, географии. Всего дистанционным тестированием было охвачено 224 обучающихся (параллели 7-х, 8-х, 9-х,11-х классов).

Ступак Н., 8Б, завоевал 3 место в дистанционном Всероссийском конкурсе детского рисунка «Весна в русской поэзии». Во Всероссийском конкурсе «КИТ-2011» приняли участие 48 обучающихся (32 - 3,4 классы; 16 - 5-9 классы). Награждены грамотами А. Махинич, обучающаяся 5А кл., за I место в районе; А. Милашюс и П. Чернявская, обучающиеся ЗА кл, за II место в регионе. Ученики М. Матяш,8А, А. Мамонова,8Б, успешно участвовали во Всероссийском этапе дистанционной олимпиады Ломоносова. Ученицы 5 класса Я. Талова и С. Калашникова приняли участие в Международном Интернет-конкурсе по английскому языку «Amber Star 2011-2012». Дорофеева А., 9Б, Лемешкина Ж., 5В, с 5 по 12 апреля 2012 года участвовали в областной интернет-викторине «Недаром помнит вся Россия», посвященной 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Обучающиеся Т. Виноградова, 7В, А. Матвейчук, 8А, В. Клёстова, З. Румянцева, 8А, М. Вятки-на, 8А, И. Абдулаева, 8А, участвовали во II Всероссийском конкурсе презентаций «Топ-Слайд».

Продолжается работа по созданию школьной медиатеки - учителя школы собирают в копилку свои наработки. Модернизирован школьный сайт. В настоящее время он соответствует всем параметрам официального сайта образовательного учреждения, регулярно обновляется.

- «Предпрофильная подготовка и профильное обучение». Цель проекта: создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников в целях построения индивидуальных образовательных программ и завершения профильного и профессионального самоопределения.

С целью предпрофильной подготовки обучающихся 8-х и 9-х классов проводятся факультативные занятия «Экологическая экспертиза», консультации по физике и математике в 8 классе, 9 - «Методы решения физических задач». В 7-х, 8-х и 9-х классах проводятся факультативные занятия «Углубление основного курса математики». На занятиях учителя углубляют знания по предмету за счет включения более сложных задач при минимальном расширении теоретического материала, развивают интерес, готовят учащихся к профильному изучению выбранного предмета.

Учебный план для 9-х классов составлен с учетом предпрофильной подготовки. Часы учебного предмета «Технология» переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки. В рамках профилизации выделен 1 час на элективные курсы по биоло-

гии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» и химии «Способы решения расчётных задач по химии». Цель курсов - развитие и укрепление интереса обучающихся к таким предметам как химия и биология, создание условий для самооценки их подготовленности и желания углубленно изучать данные предметы в профильной школе, обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии и биологии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы.

В целях создания условий для успешного обучения, сохранения психологического и физического здоровья, классный руководитель 6А класса совместно со школьным психологом ведут экспериментальную работу по теме «Обучение истории и обществознанию, основанное на учёте особенностей интеллектуальных возможностей «право- и левополушарных» детей». На первом диагностическом этапе было выявлено ведущее полушарие каждого обучающегося 6А класса, затем определены специальные способности школьников: учебные, мотивационные, творческие и лидерские. По результатам составлена карта индивидуальных особенностей учеников.

Следующий этап направлен на создание условий по формированию у детей успеха в обучении. Классный руководитель ознакомлен с результатами психодиагностических обследований и обучен кинезиологическому методу, который используется на уроках в качестве динамических пауз как метод по развитию и коррекции интеллекта и здоровьесберегающей технологии. Совместно с классным руководителем сформирована организация ситуации успеха на уроках с учётом психофизиологических особенностей по системе, предложенной Л.А. Сиротюк. Для успешного усвоения информации на уроках учитывается организация пространства (рассадка обучающихся), цветовая организация (тетради с цветными обложками и однотонными). Результаты изучения специальных способностей учеников экспериментального класса показывают положительную динамику, позволяющую считать, что, используя в обучении дифференцированный подход с учётом психофизиологических особенностей, мы создаём условия для успешной учебы, сохраняя психологическое и физическое здоровье детей.

Инновационная деятельность педагогов помогает наиболее полно реализовать Программу развития школы, выявить приоритетные проблемы образования и воспитания на ближайшую перспективу. Разработка таких школьных целевых подпрограмм, как «Программа здоровья», «Одаренные дети», претворение инновационных проектов помогает структурировать подходы к содержанию образовательной деятельности школы и привлекает внимание к основным проблемам, требующим первостепенного решения.

Список литературы:

1. Желобанова И.Н. Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием. - М.: «Высшая школа», 2005 - 203 с.

2. Парадигма управления проектами. Мир управления / Под ред. Х. Реш-ко, Х. Шелле. - М.: « Аланс», 2004. - 304 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сла-стенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП изд-во «Магистр», 1997. - 224 с.

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Щемерова О.Г.*, Исмагилова Г.В.*

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

В данной статье предложен методический подход к оценке эффективности инновационной деятельности на разных стадиях инновационного процесса. В частности представлены группы показателей оценки стадии НИР, производства, коммерциализации, показатели финансовой и инвестиционной эффективности, что позволит повысит качество принимаемых решений в управлении инновациями.

Понятие эффективности инновационной деятельности является одним из самых спорных и проблемных аспектов инновационного менеджмента. Общеизвестно, что инновационная деятельность способна обеспечить долгосрочное устойчивое развитие деятельности организации. Вместе с тем инновационная деятельность требует значительных затрат и сопряжена с высокой степенью риска. В связи с этим возникает необходимость оценки экономической эффективности инновационной деятельности, которая может возникать в следующих ситуациях:

- обоснование научных исследований;

- при определении статуса организации (высокотехнологичная, наукоёмкая инновационная организация), вероятность получения госзаказа на исследования выше у высокотехнологичной организации;

- оценка влияния инновационной деятельности на эффективность предприятия;

- выбор эффективных методов осуществления инновационной деятельности;

- на начальной стадии разработки инновационного проекта, когда в проектно-целевой группе возникает несколько альтернативных про-

* Старший преподаватель кафедры Экономики и управления на металлургических предприятиях Института Высшей школы экономики и менеджмента.

* Доцент кафедры Экономики и управления на металлургических предприятиях Института Высшей школы экономики и менеджмента, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.