Бизнес в законе
5’2013
16.3. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В СИСТЕМЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
Щербаков В. Н., д.э.н., профессор,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
sherbakov@mail.msiu.ru Виштунц А. В., соискатель, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Москва
Аннотация: В статье раскрываются вопросы управления инновационным потенциалом в системе промышленного воспроизводства.
Ключевые слова: модернизация, экономический рост, экономический потенциал, инновационный потенциал.
MANAGEMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL IN SYSTEM OF INDUSTRIAL REPRODUCTION
Scherbakov V. N., The Doctor of Economics, the professor, Place of employment: Federal State budgetary educational institution The maximum vocational training «The Moscow state industrial university», Moscow
sherbakov@mail.msiu.ru
Vishtunts Arina V., competitor, Federal State budgetary educational institution The maximum vocational training «The Moscow state industrial university», Moscow
Annotation: In article questions of management of innovative potential in system of industrial reproduction reveal.
Keywords: modernization, economic growth, economic
potential, innovative potential.
Закономерности современного воспроизводства обуславливают поиск новых принципов управления
инновационной активностью. Толчком к началу осуществления радикальных преобразований системы управления инновационным потенциалом послужило осознание растущего технологического отставания
России от уровня передовых зарубежных стран. Сегодня внимание сконцентрировалось на вопросах создания рыночных институтов организации общественного
производства, а вопросы НТП отошли на второй план. Сложилось даже мнение, что развитие рынка само собой решит проблемы технологического отставания производства.
Осуществляемые в настоящее время практические попытки организации рыночных отношений сплошь и рядом приводят к эрозии научно-технического
потенциала и дальнейшему углублению диспропорций. В условиях высокой монополизации общественного производства, тотального дефицита, стимулирующей расточительное ресурсопотребление и других особенностей действующей системы управления, расширение самостоятельности хозяйствующих
субъектов и не может дать иного результата.
Исторический опыт свидетельствует об огромной роли инновационного процесса в создании предпосылок для накопления и реализации национального научнотехнического потенциала, в стимулировании и обеспечении инновационной активности
самостоятельных хозяйствующих субъектов. Во всех странах с развитой рыночной экономикой, за счет государственных расходов финансируется значительная (от трети до половины) часть совокупных расходов на НИОКР, на создание и поддержание информационной инфраструктуры и другие виды деятельности обеспечения НТП, в реализации которых хозяйствующие субъекты не заинтересованы вследствие невозможности извлечения прибыли из ее результатов.
Институты государственного регулирования активно влияют на процесс снижения неопределенности в развитии перспективных направлений НТП. Посредством организации процедур выбора приоритетных направлений НТП, частично или полного субсидирования и льготного кредитования затрат предпринимателей на осуществление рискованных нововведений, активного распространения научно-технической информации соответствующие государственные органы существенно
снижают совокупные издержки на обеспечение технико-
1
экономического развития .
Функции государственного управления отражает фундаментальное значение форм организации и стимулирования инновационной деятельности в современной рыночной экономике. Поэтому попытки пересадить хорошо зарекомендовавшие себя институты государственного управления рыночной экономикой (программно-целевые методы организации НИОКР, рисковое финансирование, льготное кредитование и т.п.) в условия административной организации общественного производства обычно заканчивались провалом. В рамках последней отсутствуют базисные механизмы НТП, обеспечивающие снятие неопределенности, конкуренцию предпринимателей, своевременное перераспределение ресурсов из устаревающих производств в новые. Для нее характерны воспроизводящаяся технологическая многоукладность и имитационный тип НТП, ориентированный на более или менее удачное воспроизводство траекторий техникоэкономического развития, ранее пройденных странами с рыночной экономикой.
Стимулом инновационных служит возможность получения равновесного развития за счет эффективного использования экономического потенциала. Если нововведение оказывается успешным, то затраты на его освоение сменяются лавинообразным образом нарастанием эффекта в результате его распространения. Этот эффект распределяется между секторами экономик, позволяет удержать конкурентность позиций каждой из сторон. Очевидно, что чем больше в секторе возможностей для удержания инновационного потенциала от использования нововведений, тем больше стимулов к их разработке и внедрению. Если таких возможностей недостаточно, то нововведения могут оказаться неэффективными - большая часть прибыли от распространения нововведения будет присвоена последователями, и новатор не сможет окупить понесенные им затраты на разработку и внедрение новшества. Понятно, что в этом случае от экономических субъектов нельзя ожидать высокой активности в разработке нововведения.
Со становлением нового технологического уклада эффективная организация поддержания и расширения научно-технического потенциала становится одним из
1Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. - М.: Наука, 2002, с. 26
Щербаков В. Н., Виштунц А. В.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В СИСТЕМЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
ключевых факторов повышения эффективности производства.
Между тем технологический уклад с самого начала формируется в рамках всей мировой экономики. Составляющие его технологические цепи имеют глобальный характер. В этих условиях внутренняя и внешняя экономическая и научно-техническая политика оказываются тесно взаимосвязанными. Подобно тому, как предприниматель, первым внедрившим новшество, получает временную монопольную сверхприбыль, страна, добившаяся устойчивых преимуществ в той или иной сфере НИОКР, получает монопольную ренту от распространения разработанных в ней нововведений. Специализация на научно-исследовательских разработках и высоких технологиях является в условиях нового технологического уклада наиболее эффективной. Поэтому реконструкция народного хозяйства и государственная научно-техническая политика должны быть ориентированы на завоевание преимущественных позиций в отдельных сферах НИОКР и высоких технологий, позволяющих извлекать монопольную сверхприбыль от внешнеэкономических операций.
Ориентация на автаркичное развитие в условиях современных международных кооперации обрекает страну на рост технологического отставания и неэквивалентный внешнеэкономический обмен. В рамках сохраняющейся технологии административного хозяйственного планирования внешнеэкономической деятельности государство выполняет функции компенсатора внутренних дефицитов и диспропорций2. Задачи внешней торговли формируются в результате свода ведомственных потребностей и экспортных возможностей, а не исходя из целей эффективной интеграции в международное разделение труда. Неизбежным результатом пассивной
внешнеэкономической политики становится сырьевая специализация нашего экспорта и
высокотехнологическая специализация импорта, сопровождающаяся нарастающим вымыванием национального богатства.
Эффективная интеграция в международное
разделение труда зависит не только от внутренней научно-технической и структурной политики, но и от внешних условий. В периоды расширения доминирующих технологических укладов, когда техникоэкономическое развитие совершается по
установившимся технологическим траекториям и направляется странами, закрепившими свои технологические преимущества в монопольном положении на рынке обмена технологиями, для отставшей страны эффективной интеграции в международное разделение труда крайне затруднена. «Окна» для включения в число мировых технологических лидеров открываются в периоды замещения доминирующих технологических укладов, когда наиболее развитые страны отягощены грузом устаревших мощностей, перенакоплением капитала в технологических цепях замещаемого технологического уклада. В это время для стран, ранее отстававших, но накопивших относительные преимущества в некоторых базисных отраслях нового технологического уклада,
открываются возможности для совершения технологического скачка путем концентрации ресурсов в направлении конкурентных преимуществ и
капитализации монопольной сверхприбыли от их использования. Разумеется для своевременного накопления относительных преимуществ в
производствах формирующегося технологического уклада в стране необходимо иметь развитые институты долгосрочного технико-экономического прогнозирования, осуществляющие интеграцию и направление усилий научного сообщества и промышленности в поиске новых технологических возможностей.
Адекватной содержанию процессов
внешнеэкономического развития является программноцелевая технология прогнозирования, ориентированная на определение перспективных проблем экономического развития и организацию их решения путем стимулирования активности предприятий. Составные элементы этой технологии: долгосрочное
прогнозирование, индикативное планирование
вероятных технологических траекторий, выявление ключевых проблем развития экономики, их выбор, оценка и реализация. При этом последняя организуется по программно-целевому принципу на основе косвенного, а также избирательного прямого воздействия на хозяйствующие субъекты.
Сложившиеся условия предопределяют
необходимость одновременной реконструкции всей экономической системы. Значительная часть производственного и научно-технического потенциала
страны, связанная в технологических цепях устаревших технологических укладов подверглась обесцениванию. В свою очередь это привело к резкому снижению
инновационного потенциала последнего и дальнейшему углублению технологического разрыва между современной Россией и странами с развитой рыночной экономикой, растущему вымыванию национального общественного богатства в неэквивалентном внешнеэкономическом обмене. Поэтому становление институтов смешанной организации производства должно проходить постепенно, под жестким общественным контролем, поддерживающим равновесие имеющегося научно-технического и производственного потенциала и предохраняющим их от разрушения под влиянием текущей конъюнктуры национального и мирового развития.
Список литературы:
1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. - М.: Наука, 2002.
2. Глазьев С.Ю. Стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ /Труды вольного экономического общества - М: Вольное экономическое общество 2008.
Reference list:
1. Abalkin L.I. Russia: self-determination search. - M: Science, 2002.
2. GlazyevS.Yu. Strategy and the concept of social and economic development of Russia till 2020: economic analyses/works of free economic society - M: Free economic society 2008.
2Глазьев С.Ю. Стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ /Труды вольного экономического общества - М: Вольное экономическое общество 2008, с. 54