Научная статья на тему 'Управление инновационным потенциалом производственного предприятия'

Управление инновационным потенциалом производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разуваева Татьяна Александровна

Высокие темпы развития технологий и распространения знаний, а также ограничения доступа к определенным технологиям или активам в области высоких и стратегически значимых технологий со стороны развитых стран и транснациональных корпораций, актуализируют вопрос об инновационном потенциале в каждом предприятии. Так как наличие инновационного потенциала у предприятий России является основным фактором реализации политики инновационного развития экономики. Анализ инновационного потенциала позволяет выделить факторы, которые влияют на эффективное обеспечение ускоренного развития инновационного потенциала предприятия, позволяет найти эффективный механизм управления, обеспечивающий формирование и инновационное развитие. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным потенциалом производственного предприятия»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Разуваева Т.А.

Разуваева Татьяна Александровна — студент-балалавр, кафедра экономики управления предприятием, Волгоградскийгосударственный университет, г. Волгоград

Аннотация: высокие темпы развития технологий и распространения знаний, а также ограничения доступа к определенным технологиям или активам в области высоких и стратегически значимых технологий со стороны развитых стран и транснациональных корпораций, актуализируют вопрос об инновационном потенциале в каждом предприятии. Так как наличие инновационного потенциала у предприятий России является основным фактором реализации политики инновационного развития экономики.

Анализ инновационного потенциала позволяет выделить факторы, которые влияют на эффективное обеспечение ускоренного развития инновационного потенциала предприятия, позволяет найти эффективный механизм управления, обеспечивающий формирование и инновационное развитие. Этим и обуславливается актуальность данной работы. Ключевые слова: инновационный потенциал.

Инновационный потенциал страны, региона, отрасли, организации рассматривается как совокупность таких факторов как: научно-технические, технологические, финансовые, инфраструктурные, правовые, социо-культурные и иные, которые влияют на инновационный процесс.

Эти возможности, прежде всего, основаны на распоряжении страны, региона, отрасли или организации определенной совокупности взаимосвязанных ресурсов и условий для наиболее эффективного использования и для реализации различных видов инновационной деятельности, т.е. переустройства новшеств в инновациях, ее тиражирования и доведение до рынка или потребителя [2].

Следует также выделить основные составляющие инновационного потенциала организации (см. рисунок 1).

Рис. 1. Основные факторы инновационного потенциала предприятия

Источник: [1].

Инновационный потенциал любого предприятия можно представить виде нескольких блоков (см. таблицу 1).

Таблица 1. Структура инновационного потенциала предприятия

Блок 1. Факторы инновационного развития Блок 2. Активность предприятий Блок 3. Результаты инновационной деятельности

Кадровые ресурсы: - численнгость лиц, защитивших кандидатские и докторские диссертации в расчете на 1000 чел.; - удельный вес лиц в возрасте 30-34 лет,%; - удельный вес лиц в возрсте 20-24 лет, % Инвестиции: - внутренние затраты на исследования и разработки в предпринимательском секторе в процентах к ВВП; - удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме выполненных работ, услуг, % Инновационные предприятия: - предприятия, осуществляющие не технологические инновации; - число быстрорастущих инновационных предприятий.

Финансирование: - внутренние затраты на исследования и разработки в государственном секторе и секторе высшего образованияв процентах к ВВП; - объем венчурного капитала в процентах к ВВП Интеллектуальная собственность: - число патентных заявок на изобретения; - число товарных знаков в расчете на 1 млрд ВВП (по паритету покупавтельной способности евро); - число промышленных образцов Экономические эыыекты: - удельный вес занятых в наукоемких секторах в общей чиленности званятых в экономике, %; - удельный вес средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта, % - удельный вес экспорта наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг, % - удельный вес вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям инновационных товаров, %; - поступления от экспорта технологий, в процентах к ВВП

Источник: [6].

Существует два подхода к оценке инновационного потенциала: диагностический и детальный [3].

Диагностический подход предполагает анализ и диагностику инновационного потенциала в условиях недостатка информации и чаще всего представляет собой методику экспертных оценок (см. рисунок 2).

Рис. 2. Пример диагностического подхода Источник: составлено автором.

Детальный подход является более точным и эффективным. Установление фактического состояния инновационного потенциала происходит при последовательном численном вычислении потенциала каждого из компонентов и параметров.

я о.

I-

Л

Уровень профессиональной конкурентом

Уровень инновационной конкурентоспособности

Укш

У1ук"роф*Уми

7>

Стадия готовности к инновационной деятельности

■ ■

Ресурсная стадия

Стадия волможносте й

■ ■ ■ ■ • Техника, технологии, нематериальные активы Персонал

Рис. 3. Пример детального подхода

Источник: [4].

Для эффективного осуществления возможностей инновационного потенциала недостаточно данной оценки. Появляется необходимость в использовании механизмов для управления инновационным потенциалом.

Следует подчеркнуть, что «управление инновациями» в организации возникает, когда появляется необходимость во внедрении инноваций и существует конкретная идея для этого. Другими словами, «управление инновациями» появляется там, где инновации существуют, в проекте или в реальном исполнении. «Управление инновационным потенциалом» предшествует «управлению инновациями». Эти термины тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Для эффективного управления инновационным потенциалом следует выполнить несколько задач, чтобы провести полную оценку инновационного потенциала и оценить возможности (см. рисунок 4).

Оценить инновационный потенциал (диагностическим

или детальным методом);

Выявить наиболее слабые стороны;

Выявить наиболее сильные стороны;

1

Провести анализ сильных и слабых сторон;

1

Разработать и провести мероприятия по нейтрализации

1 наиболее негативных факторов;

Повторно оценить инновационный потенциал;

1

Принять решение о целесообразности внедрения

1 инноваций

Рис. 4. Требования для оценки инновационного потенциала

Источник: [5].

В современном конкурентном пространстве немногие организации уделяют внимание управлению инновационным потенциалом. Именно поэтому, в связи с переходом российской экономики на инновационный путь развития и востребованностью инноваций, данный аспект позволяет предприятию опередить свои приоритеты.

Во-первых, управление инновационным потенциалом позволяет превратить сильные стороны организации в эффективные конкурентные преимущества.

Во-вторых, переход субъекта хозяйственной деятельности на рельсы инновационного развития уже сам по себе предопределяет успех в конкурентной борьбе.

Заключение

Инновационный потенциал существует в скрытом виде и проявляется при определенных условиях, затем образуется путем целенаправленного формирования совокупности взаимосвязанных ресурсов при определенных условиях их наиболее эффективного использования.

В результате исследования выделены факторы, которые образуют инновационный потенциал, при этом выявлена его зависимость от стадии инновационного процесса.

Основой инновационного потенциала являются люди, вовлекаемые в инновационные процессы. Ключевой задачей предприятий становится формирование стимулов для активизации новаторства у персонала, применения передового опыта, достижений образования и науки - это является фактором для экономического развития.

При анализе, можно сделать вывод, что существует необходимость создания гибкой системы вознаграждения, ориентированной на достижение высоких результатов интеллектуально-инновационной деятельности; соответствующее нормирование и тарификация трудового процесса; разработка показателей и правил оценки результатов интеллектуального труда; обеспечение персонала научно-технической информацией, организация патентно-лицензионной деятельности.

Список литературы

1. Управление инновационным потенциалом организации - фактор конкурентоспособности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s005/s005-158.pdf/ (дата обращения: 17.05.2019).

2. Инновационный потенциал: современное состояние иперспективы развития: моногр. / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова. М., 2017. 284 с.

3. Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2011_3/42.pdf/ (дата обращения 17.05.2019).

4. Современные подходы к формированию и развитию инновационного потенциала предприятия (организации). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2015/ekon52.html (дата обращения 17.05.2019).

5. Основы инновационного проектирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bfm-ua.com/osnovy_investicionnogo _proektirovanija.pdf (дата обращения 17.05.2019).

6. Подходы к оценке инновационного капитала. [Электронный ресурс]. Режим доступа:-к-otsenke-innovatsionnogo-potentsiala/ (дата обращения 17.05.2019).

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ Разуваева Т.А.

Разуваева Татьяна Александровна — студент-балалавр, кафедра экономики управления предприятием, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: развитие и техническое усовершенствование производства, внедрение новых видов продукции в условиях рыночной экономики являются основными задачами любого предприятия. Это осуществляется в результате разработки и внедрения предприятием инвестиционных проектов (ИП), от реализации которых во многом зависит эффективность работы и финансовое состояние предприятия.

Инвестиционный проект разрабатывается, базируясь при этом на расчетах капитальных и текущих затрат, прогнозе объемов реализации продукции, примерной прибыли и временных рамок проекта. Как бы тщательно не были произведены и обоснованы эти расчеты, будущее проекта всегда не может быть определено однозначно.

При реализации значительной части инвестиционных проектов не всегда оправдываются начальные ожидания, что и приводит к провалам или срывам проектов. Основными причинами являются примерно не определенный объем проекта, неумение управлением рисками, неспособность установить основные допущения и другие проблемы. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

Ключевые слова: инновыционный проект, экономическая эффективность.

Развитие инвестиционных проектов в России осуществляется в условиях повышенной неопределенности, которая обусловлена не только нестабильной экономической ситуацией, но и особенностями российской экономики: старые мощности и методы производства, непрозрачное и избыточное регулирование, высокий уровень инфляции, несовершенство налогового законодательства - все это создает трудности для прогнозирования и для оценки эффективности инвестиций.

Решение многих проблем предполагает подход к оценке инвестиционных проектов и отбор наиболее выгодных видов анализа, который включает: экономический, финансовый, технический, юридический, экологический и другие виды анализа.

Концептуальная схема оценки эффективности инвестиционных проектов состоит из двух этапов (см. рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.