УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Абдуназарова Н.Ф.
Абдуназарова Наргиза Фатхуллаевна - проректор по учебной и методической работе,
Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационных управленческих и педагогических процессов. Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность, новые методы, формы, средства.
Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.
Поэтому, в настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления
содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Цель инновационной деятельности -улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования [5].
Тогда инновационная деятельность - это средство стабилизации, управляемости развития социокультурных объектов/систем, в том числе образования как объективной потребности системы в самосохранении, саморазвитии и устойчивости [1].
Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы или модели инновационной работы ДОУ.
Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в ДОУ, с одной стороны, и из прогнозов его развития - с другой.
Отобранные цели и задачи инноваций должны быть согласованы и одобрены большинством педагогического коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, должны повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в современном ДОУ (с учетом прогноза конечных результатов) основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности должны разрабатываться групповым методом [3].
Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется, согласно прогрессивных тенденций в инновационном образовательном процессе, с
учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Анализ проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития дошкольного учреждения [4].
Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.
Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.
Таким образом, реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения -важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств [4].
Поэтому цель управления инновационными процессами в ДОУ, которая возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.
Список литературы
1. Алексанина Н.С. Управление инновационной деятельностью образовательных учреждений в учебном округе // Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 2007. 23 с.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
3. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. М.: Изд. Аркти, 1999. 48 с. С. 8-23.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М. Изд-во «Магистр», 1997. 431 с.
5. Шарафутдинова Э.Р. Социальная сеть работников образования. Инновации в дошкольном образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/03/innovatsii-v-doshkolnom-obrazovanii/ (дата обращения: 01.04.2019).