УДК 37.018.46:373.2:37:001.895
С. В. Кораблёва Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
О. А. Мифтахова Детский сад № 42 «Кораблик», г. Йошкар-Ола
Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО
в режиме инновационной деятельности
В условиях, когда инновационная деятельность педагогических коллективов дошкольных организаций и отдельных педагогов приобретает всё более массовый характер, научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся важным элементом развития системы дошкольного образования.
Задача методической службы — создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, образование, методическая работа, инновационная деятельность
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя субъектом социума. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. Ведущую роль в процессе обеспечения эффективности образовательно-воспитательного пространства играет старший воспитатель детского сада.
В. А. Сластенин и Л. С. Подымова [4] охарактеризовали инновационный потенциал коллектива как способность создавать, воспринимать и ре-ализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного. Содержание педагогической деятельности в инновационном режиме существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняются технологии педагогической деятельности. Так, например, современные информационные технологии, применяемые на занятиях, выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности педагога, и в частности, её продуктам — презентациям. Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой
выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка — его активность, креативность и избирательность.
В ходе реализации инновационной площадки «Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к школе с учётом ФГОС» педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания и внедрение современных педагогических технологий, поэтому методическая работа занимает одно из приоритетных мест.
Цель методической работы состоит прежде всего в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ. Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации (в переводе с латинского языка означает «сообщаю стройный вид, устраиваю»).
Методическая работа строится на основе программы развития ДОУ № 42 (2015-2018) и с учетом плана реализации региональной инновационной площадки (2013-2016).
Ежегодно в конце учебного года подводятся итоги работы, осуществляется анализ эффективности педагогической деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности
24
Педагогические науки
родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы дальнейшего раз -вития, а также отмечаются достигнутые результаты образовательного процесса, уровень педагогического мастерства и квалификации педагогов.
К. Ю. Белой [1] выполнен анализ форм методической работы, а именно открытый показ, семинар-практикум, дискуссия, творческие микрогруппы, работа над единой методической темой, круглый стол, эстафета педагогического мастерства и так далее.
Остановимся на практике применения интерактивных форм и методов работы в нашем педагогическом коллективе, а именно:
• Тренинг «Конфликты и пути их решения» апрель 2014 г. (быстрое реагирование на конфликтные ситуации, оперативность в поиске решений конфликта и снятия психоэмоционального дискомфорта и т. д.).
• Педагогический ринг «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе», позволил сориентировать педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике по проблеме мотивации, ознакомил с новинками методической литературы и способствовал применению современных технологий в формировании мотивационной готовности дошкольников. Педагогический ринг помогает совершенствовать навыки логического мышления, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.
• Симпозиум «ТРИЗ в ДОУ», в ходе которого участники обсуждали возможность применения ТРИЗ на занятиях по разным образовательным областям. Выступали с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечали на вопросы аудитории.
• Дебаты «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» способствовали рассмотрению использования детского экспериментирования на занятиях по разным образовательным областям двух противостоящих групп.
• Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская воспитателя старшей группы Е. И. Рыбаковой «Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов», на котором педагог-мастер познакомил педагогический коллектив с опытом работы по данному направлению.
• «Коучинг-сессия» — «Учим детей играть в шахматы» — интерактивное общение, развивающее консультирование и дискуссия (вопрос -ответ). Принцип «сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.
• «Квик-настройка» «Я — педагог-исследователь» — это настрой педагога на работу в инновационном режиме. «Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся, «Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет и стареть не дает», «Трудности закаляют на пути к счастью».
Ценность применения данных форм работы с педагогами — обеспечение обратной связи, откровенный обмен мнениями между сотрудниками, формирование положительного отношения к инновационной деятельности в ДОУ. Стержнем работы с кадрами являются коллективные обсуждения, аргументация и рефлексия, при этом возможно решение следующих задач:
1. Стимулирование мотивации к самообразованию.
2. Повышение уровня самостоятельности и активности.
3. Развитие навыков анализа своей деятельности.
4. Развитие стремления к сотрудничеству.
5. Активное участие в инновационной деятельности.
Ответственность за решение данных задач несёт старший воспитатель детского сада. Л. В. Поздняк [2] разработала профессиограмму старшего воспитателя, где четко сформулировала педагогические умения. Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОО, по мнению Н. Н. Лященко и Л. В. Поздняк, предполагают ряд мероприятий: планирование, организацию, контроль, коррекцию, общение. Уровни профессионального роста методиста ДОО описаны в диссертационном исследовании И. Л. Паршуковой [3].
Дессиминация педагогического опыта представлена на всех уровнях: муниципальном, республиканском, межрегиональном. Педагоги ДОУ № 42 активно принимают участие в различных научно-практических конференциях:
- выступление на научно-практической конференции работников образования города Йошкар-
Олы «Обеспечение качества образовательных услуг в условиях введения ФГОС и реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в муниципальной системе образования города Йошкар-Олы» (О. А. Мифтахова, С. В. Кораблёва);
- выступление с проектом «Здоровье участников образовательного процесса» на VIII научно-практической конференции Министерства здравоохранения Республики Марий Эл «Здоровый образ жизни — веление времени» (О. А. Мифтахова, Е. В. Охотникова). Опубликованы статьи.
Таким образом, организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ в режиме инновационной деятельности предполагает тесное педагогическое взаимодействие как внутри коллектива, так и за его пределами. Работа старшего воспитателя занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все формы направлены на повышение компетентности воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование работы с детьми в инновационном режиме, в соответствии с новыми достижениями в психологической и педагогической науке. Поэтому методическая работа в первую очередь ориентирована на изменения содержательных основ деятельности воспитателя, а также своевременную
помощь педагогам. Наиболее эффективными формами методической работы с воспитателями являются: тренинг, педагогический ринг, дебаты, симпозиум, коучинг-сессия, педагогическое «ателье», квик-настройка и другие. Организатором методической работы в ДОУ является старший воспитатель, который планирует, координирует и контролирует данное направление, поэтому так важна восприимчивость к всему новому в образо -вательной сфере, наличие инновационного потенциала и готовность к изменениям в воспитатльно-образовательном процессе ДОУ.
—Ш—-
1. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
2. Поздняк Л. В., Волобуева Л. М. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2006. № 5. С. 70-78
3. Паршукова И. Л. Методист дошкольного образовательного учреждения как организатор исследования и развития ребенка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.
4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с. Библиогр.: с. 192-196.
1. Belaya K. YU. Metodicheskaya deyatel'nost' v doshkol'noy organizatsii. M.: TTS Sfera, 2014. 128 s.
2. Pozdnyak L. V., Volobueva L. M. Spetsifika upravlencheskoy deyatel'nosti sovremennogo rukovoditelya DOU // Upravlenie DOU. 2006. № 5. S. 70-78
3. Parshukova I. L. Metodist doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak organizator issledovaniya i razvitiya rebionka: Avtoref. dis... kand. ped. nauk SPb, 1999.
4. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: Innovatsion-naya deyatel'nost'. M.: ICHP «Izdatel'stvo Magistr», 1997. 224 s. Bibliogr.: s. 192-196.
S. V. Korableva Mari State University, Yoshkar-Ola
O. A. Miftahova Kindergarten № 42 "Boat", Yoshkar-Ola Organization of work of the senior mentor teachers DOW
in the regime of innovation activity
In conditions where innovation teaching staff pre-school organizations and individual teachers is becoming more widespread, scientific support and evidence-based innovation management is an essential element in the development of the system of preschool education. The methodical task of the service is to create an educational environment in which will be fully implemented creative potential of each teacher, the teachers ' team.
Keywords: teaching activities, education, methodical work, innovational activity.