Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью крупного промышленного региона'

Управление инновационной деятельностью крупного промышленного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ / КЛАСТЕРЫ / КЛАССИФИКАТОР РЕГИОНОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / СИНХРОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нигматуллин Ш.И.

В статье рассмотрена систематика инновационных процессов в Республике Башкортостан в контексте социально-экономических преобразований и индикаторов, отражающих тенденции на основе статистических данных. Сформулированы и развернуты перспективные направления и основные подходы к модернизации промышленных многоотраслевых систем, даются их характеристики с позиций оптимизации инновационного управления регионом. Исследованы тенденции синхронизации институциональной, инновационной, научно-технологической, опытно-конструкторской и промышленной деятельности, образующих архитектуру формирования экосистемы регионального экономического пространства. Паспортизированы экономические данные региона, отражающие все аспекты инновационных процессов как платформы опережающего развития Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью крупного промышленного региона»

Управление инновационной деятельностью крупного промышленного региона

Нигматуллин Шамиль Ирекович,

аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический университет, shamilnigmatullin@mail.ru

В статье рассмотрена систематика инновационных процессов в Республике Башкортостан в контексте социально-экономических преобразований и индикаторов, отражающих тенденции на основе статистических данных. Сформулированы и развернуты перспективные направления и основные подходы к модернизации промышленных многоотраслевых систем, даются их характеристики с позиций оптимизации инновационного управления регионом.

Исследованы тенденции синхронизации институциональной, инновационной, научно-технологической, опытно-

конструкторской и промышленной деятельности, образующих архитектуру формирования экосистемы регионального экономического пространства. Паспортизированы экономические данные региона, отражающие все аспекты инновационных процессов как платформы опережающего развития Республики Башкортостан.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность, индикаторы, кластеры, классификатор регионов, региональная экономика, Республика Башкортостан, синхронизация.

Конструирование инновационной архитектуры региона

В экономической архитектуре регионов сегодня происходят глубинные трансформационные перемены, тектонические сдвиги в модернизации промышленных отраслей, развитие инновационных сегментов которых оказывает влияние на их конкурентоспособность.

Следует признать, что в регионах России недостаточно наработан опыт формирования инновационной инфраструктуры, в том числе инжиниринговых практик управления инновационной деятельностью, достаточных для прорывного наращивания ВРП и значительного увеличения национальной конкурентоспособности.

Анализ конструктивного наполнения понятия «регион» показывает его многомерный характер, определяющийся экономическим статусом, развитием промышленного потенциала, вхождением в «клуб» лидеров производственных отраслей, объемами внешнеэкономической деятельности, привлеченных инвестиций, доступностью минерально-сырьевых ресурсов, энергетической и транспортно-логистической обеспеченностью, качеством человеческого капитала, уровнем социального благополучия, особенностями этнокультурных и конфессиональных парадигм. Безусловно, все эти слагаемые являются обязательными элементами устойчивого развития практически любой большой территории. Однако без развития инновационных видов деятельности, перехода на ресурсно-инновационную модель развития региона и мобилизации всего потенциала региона и его концентрации на фокусе инновационного развития неизбежно будут происходить утрата инженерно-технических компетенций, устаревание инфраструктуры, снижение человеческого капитала, которые могут необратимо привести его к депрессивному состоянию. Отсутствие инновационных процессов - это фактор, способствующий реальному ухудшению экономической ситуации региона.

Согласно определению А.Л. Абаева, научно-инновационный потенциал региона представляет собой «... совокупность научно-технических, производственных, технологических, кадровых, ин-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю О

м о

а>

о

см

0

01

О Ш

т

X

<

т о х

X

фраструктурных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих субъектов региона, обеспечивающих разработку, производство, восприятие и диффузию инноваций. Потенциал обеспечивает способность и готовность региона осуществлять инновационную деятельность. Способность - это наличие и сбалансированность структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности). Готовность -достаточность уровня развития потенциала (имеющихся ресурсов) для осуществления инновационной деятельности. Шкалы параметров готовности к ней могут изменяться в диапазоне от нуля до определенного максимума с позиции современных требований» [1, с. 19].

М.В. Брагинец, определяя базовые элементы региональной инновационной инфраструктуры, выделяет их «... в виде сети взаимосвязанных организаций, обеспечивающих благоприятные условия для инновационного процесса в регионе, а также создающих предпосылки эффективной инновационной деятельности. Ядром этой сети являются НИИ и университеты, в которых на основе фундаментальных и прикладных исследований рождается востребованная на рынке инновационная продукция - новые материалы, технологии, программное обеспечение, процессы управления» [2, с. 11].

В настоящей статье мы предлагаем авторскую дефиницию «инновационный регион», архитектура инновационной экосистемы которого включает деятельность управленческих команд, научно-образовательных и инжиниринговых центров в части развития инновационной инфраструктуры, формирования институциональной среды, синхронизации процессов кластерного развития, реализации механизмов преференциальной поддержки, предусматривающей «налоговые каникулы» для компаний, инвестирующих в строительство объектов инновационных производств.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации, призванная ответить на стоящие перед страной вызовы и угрозы в сфере инновационного развития и предусматривающая проведение инновационной политики на региональном уровне, выделяет основной набор инструментов ее реализации в регионах, в числе которых:

«- разработка и реализация программ развития на регулярной основе конкуренции субъектов РФ;

- предоставление субсидий организациям малого и среднего бизнеса на цели активизации инновационной деятельности, в том числе оплату прикладных НИОКР, инжиниринговых услуг, проведение маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции, выхода на внешний рынок, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса;

- предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры;

- стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

- реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений и т. д.;

- предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций;

- поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, что в дальнейшем способно обеспечить развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности;

- содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности» [8].

Сегодня большинство регионов заинтересованно участвуют в конкурентном соперничестве за привлечение инвестиционных капиталов и завоевание выгодных статусов (способность региональных экономик и присутствующих на их территориях кластеров, объединяющих передовые компании и предприятия, производить продукцию высоких переделов, востребованную собственными промышленными комплексами, народонаселением и соответствующую национальным и международным экспортным стандартам; создавать благоприятные условия для привлечения внешних инвестиций в моногорода и территории опережающего экономического развития).

Промышленным регионам Российской Федерации, особенно там, где присутствуют предприятия вертикально-интегрированных компаний, дивизионов, присущи все атрибуты инновационного развития, которые могли бы обеспечить социально-экономический эффект и развитие территорий.

Возможно, основным результатом конкуренции регионов за лидерство в технологических компетенциях станет ускорение инновационных процессов на производствах их регионов, что приведет к их межтерриториальному выравниванию.

Классификатор регионов по уровню инновационного развития, предложенный нами, определяется характером и отраслевой спецификой, доминантными компетенциями, многомерной ресурсной обеспеченностью, созданием условий для привлечения инвесторов, образующих потенциал экономического роста региона и его конкурентоспособность:

- первая группа регионов с развитыми кластерными индустриями - в области нефтегазохи-мии, машиностроительных, металлургических комплексов (например, нефтепереработки и хи-

мической промышленности, производства металла и материалов из него, металлообработка, авиа-двигателестроения и т.д.), создающих градообразующие производства и являющихся опорными в развитии территорий регионов. Эти регионы, характеризующиеся инновационной самодостаточностью, способны обеспечивать наиболее эффективное вложение инвестиционных ресурсов в инновационное развитие промышленных комплексов при условии разработки и реализации инструментов государственно-корпоративной поддержки перспективных проектов строительства инфраструктуры производства продукции высоких переделов;

- вторая группа регионов отличается тем, что имеет развитый старопромышленный потенциал, мощные индустриальные ресурсы, но для их перевода в инновационное качество необходимы межотраслевая кооперация и межрегиональное сотрудничество, что требует выработки не только региональных мер стимулирования инновационной деятельности, но и включения механизмов федеральной государственной поддержки критических направлений отраслей экономики, включая элементы «плановой экономики»;

- в третью группу входят регионы, которые с «чистого листа» начинают развивать новейшие промышленные компетенции, оперируя инвестиционными ресурсами, создавая индустриальные высокопроизводительные площадки, нацеленные на обеспечение инновационной продукцией потребителей внутреннего рынка. Успех начала их истории во многом связан с тем, что расчет делается не на старопромышленный потенциал территории и его модернизацию, а создание инновационных производств, выполняющих заказ на выпуск современной продукции, привлечение узких специалистов без необходимости их переобучения и т. д.;

- в четвертой группе находятся регионы со вспомогательным инновационным потенциалом, на территориях которых размещены предприятия, имеющие моноспециализации, однако со временем по причине локализации всех производственных циклов в едином центре, например, находящихся в других регионах, утрачивают свои компетенции, теряют заказы головных компаний и становятся депрессивными. Выход из кризиса состоит в модернизации ресурсного потенциала, обновлении своих компетенций путем диверсификации производств, сотрудничества с НОЦ, участия в кластерных проектах с последующим выпуском инновационной продукции;

- пятая группа по инновационному развитию включает регионы, экономический рост которых связан с локализацией импортозамещающих производств, развитием промышленного инжиниринга в интересах крупных промышленных комплексов, в том числе удаленных, находящихся в

других богатыми минерально-сырьевыми ресурсами регионов;

- к шестой группе можно отнести регионы, обладающие уникальными природно-рекреационными, ландшафтными, минерально-водными, климатическими, сельскохозяйственными особенностями, культивирование брендов которых связано с эффективным развитием инновационных технологий - в области АПК, медицины, оздоровления, туризма.

В то же время при оценке инновационного развития регионов России выявлены и отрицательные тенденции, связанные со снижением концентрации высокопроизводительного человеческого потенциала, уровня интеллектуальных ресурсов и технологических компетенций в точках роста, большого оттока молодежи в урбанистические центры, где траектории личностного развития во многом зависят от персонифицированных возможностей в индустриально развитых территориях. Эти факторы заметно сдерживают инновационное развитие регионов и их экономик в целом.

Что касается разработки региональных программ инновационного развития, то, как правило, их элементы инкорпорированы в стратегии социально-экономического развития территорий, а также развития конкретных отраслей экономики региона. Однако они, если будут приниматься формально, в отрыве от экономических и промышленных систем, не будут являться действительно работающими инструментами роста инновационного сектора промышленности. Они могут эффективно функционировать исключительно в качестве единого каркаса построения регионального инновационного процесса. В целом стратеги-рование инновационного развития региональной экономики нацелено на долгосрочную экономическую динамику и рост конкурентоспособности.

Фактором, сдерживающим инновационное развитие российских регионов, можно назвать недостаточное развитие кластерных объединений, в результате чего самоизоляция производственных компаний приводит к сокращению инвестиций в НИКОР и воспроизводство инновационного потенциала.

Исходя из актуального среза состояния инновационного развития регионов России, предполагаем в качестве основных причин несовершенства системы управления территориальными производственными системами и то, что в регионах недостаточно результативно развиваются многоотраслевые кластеры, где были бы эффективно интегрированы государственные и корпоративные системы и комбинированные типы управления инновационной деятельностью.

В то же время необходимо принимать во внимание, что отдельно взятый регион не способен

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю О

м о

да

о

см

0

01

о ш

В

X

<

В

О X X

обеспечить лидерство по всем направлениям инновационного развития.

На наш взгляд, управленческим командам регионов России следует взять курс на формирование «дорожных карт», включающих механизмы интеграции и взаимодействия всех участников отраслевых кластерных структур и промышленных комплексов для достижения синергетического эффекта в виде получения максимально эффективных результатов по формированию множества точек роста образования инновационных регионов.

Организация кластерного и межкластерного сетевого взаимодействия всех инновационных предприятий и компаний, инжиниринговых центров, структурирующих сложную инновационную инфраструктуру, предполагает стандартизацию элементной базы концепции построения региональной инновационной системы, включающую:

- принятие комплекса мер, которые будут направлены на активный рост доли новых технологий, перспективных научных исследований и т. п.;

- обеспечение всех инновационно-активных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры высококвалифицированными трудовыми ресурсами, а также содействие росту профессиональной квалификации персонала;

- развитие сети бизнес-инкубаторов для поддержки стартап-компаний;

- содействие созданию эффективных механизмов функционирования системы взаимодействия и сотрудничества региональных инновационных компаний, исследовательских организаций и государственных учреждений;

- создание коммуникационных площадок для региональной бизнес-элиты и содействие ее межрегиональным контактам;

- формирование в рамках региональных инновационных систем формальных и неформальных сетевых организаций, способных быстро адаптироваться и перестраиваться с учетов динамики инновационного развития и изменения целей и задач в новых условиях;

- содействие активному притоку венчурного капитала в регион (в том числе на ранних этапах финансирования - создание сетей «бизнес-ангелов») [10].

Т. Оганесяном и другими учеными национальная инновационная система интерпретируется как исторически сложившаяся подсистема национальной экономики, состоящая из институциональных и экономических структур, сообщающих динамику темпам и направлениям технологических изменений в обществе [5].

Однако формирование элементов архитектуры инновационного региона не терпит хаоса и спонтанных решений. Поэтому организация системы кластерных и межкластерных взаимодействий инфраструктурных объектов - промышленных

предприятий, встроенных в транспортно-логистические и энергетические коммуникации, должно предполагать детальное стратегическое и тактическое планирование.

Национальный проект «Наука», разработанный по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, рассчитан до 2024 года и предполагает динамические процессы в инновационно активных регионах в части поддержки научных школ и повышения привлекательности научной работы для молодых перспективных исследователей; рост конкуренции за вхождение десятку ведущих регионов России по критериям инновационного и промышленного роста.

В настоящее время понятие «регион» становится более многомерным, наполняется новым конкретным содержанием.

Инновационное пространство республики Башкортостан

Анализируемый нами регион - субъект Республика Башкортостан обладает комплексом конкурентных преимуществ, способствующих ее устойчивому развитию, а также признаками и факторами, которые возможно перевести из категории проблемных в сильные стороны экономического подъема.

Индикативные показатели Республики Башкортостан:

Численность населения - 4057,1 тыс. человек, 7 место в России.

Валовый региональный продукт - 1450,8 млрд. рублей.

Инвестиции в основной капитал - 267,9 млрд. рублей, 16 место в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс промышленного производства по итогам первого полугодия 2019 года составил 104,4% при прогнозе на 2019 год в 102,6%. Рост обусловлен позитивной динамикой производства в таких ключевых видах экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (111,9%), обрабатывающие производства (101,1%), в том числе нефтепереработка (118,4%), производство химических продуктов (103%), электрического оборудования (155,9%), транспортных средств и оборудования (152,1%), компьютеров, электронных и оптических изделий (140,6%). Растущая динамика обеспечена в электроэнергетике (104,4%) и водоснабжении (104,9%).

Внутренние затраты на исследования и разработки - 10087,1 млн. рублей, 18 место в России.

Количество выданных патентов на изобретения - 543, 12 место в России.

Нефтегазовые компетенции Республики Башкортостан: 1-е место по объему нефтепереработки, 9-е место по добыче нефти, 4-е место по объему производства химической промышленности; нефтепереработка и нефтегазохимия совокупно образуют 40% прибыли промышленности региона.

По данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации - 2018, Башкортостан занял 16-е место, улучшив результаты по сравнению с предыдущим годом на 7 позиций.

Результаты рейтингов развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации за 2018-2019 гг., рассчитываемых Аналитическим центром «Росинфра» и АНО «Национальный Центр ГЧП» - платформы поддержки инфраструктурных проектов по определению позиций Башкортостана, коррелируются друг с другом, что подтверждает их объективность и независимость. Так, согласно первому рейтингу этот регион занимает четвертое место [6], согласно второму - пятое [7], что свидетельствует о достаточно высокой инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан.

Для понимания сущности управления происходящими экономическими трансформациями необходим объективный анализ преобразований, которые приводили к амплитуде их изменений в связи со сменой форм хозяйствования в стране и ее регионах. Целесообразность в его проведении обусловлена, с одной стороны, значимостью преемственности в формировании промышленного инновационного потенциала и, с другой стороны, поиском новых векторов развития отраслей и инновационных индустрий как драйверов современного экономического роста.

В отсутствие плановой экономики, которая была догмой экономической реальности и конструирования промышленности страны на протяжении нескольких десятилетий советского периода, современным регионам приходится совершать маневры для привлечения крупных инвестиций на реализацию процессов апгрейда региональных экономик. Проведение параллелей с выстраиванием закономерных связей между историей и современностью осложнено разными способами хозяйствования. Например, с Башкирской АССР связан промышленный подъём народнохозяйственных страны, интенсификация развития нефтедобычи, нефтепереработки и нефтегазохимии, авиадвигателестроения, металлургии и т. д. Благодаря своему мощному промышленному потенциалу Башкирская АССР в 1980-е годы по прорывному уровню развитых отраслей, числу крупных производств, строительных гигантов, научных институтов обогнала большинство союзных республик. Башкирия стала признанным центром «большой нефти». Республика занимала первое место в стране по переработке нефти и третье - по ее добыче. Однако крушение модели плановой экономики в масштабах большого Союза привело к затяжной стагнации целых отраслей, конверсии выпускаемой продукции, долговременной утрате компетенций, на восстановление которых до конкурентоспособного уровня затрачен продолжительный период.

Сегодня развитие отечественной экономики в регионах связано с реализацией национальных проектов, ростом инвестиционной привлекательности регионов, образованием территорий опережающего экономического развития, особых экономических зон, как правило, выводящих из депрессивных состояний моногорода, развитием кластеров, деятельностью дочерних предприятий крупных компаний, поддержкой инновационных процессов и др.

Так, в целях достижения высокого уровня конкурентоспособности региона принят Указ Главы Республики Башкортостан «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года». Его основные положения концентрируются на реализации приоритетных задач, связанных с увеличением объема ВРП до 2 трлн. рублей и вхождением республики в число регионов-лидеров по следующим пяти ключевым направлениям: «Развитие человеческого потенциала», «Формирование комфортной среды для жизни», «Обеспечение устойчивого экономического роста», «Формирование благоприятного инвестиционного климата и создание условий для развития предпринимательства», «Улучшение региональной инфраструктуры».

Что касается инновационного сегмента развития экономики, то в этом указе просматривается готовность сделать его центром всех преобразований.

В свою очередь, это предполагает «организацию объекта инновационной инфраструктуры -регионального оператора «Сколково»; реализацию 100 инновационных проектов в экономике и социальной сфере; открытие 2-х научно-образовательных центров на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики; создание действенных мер государственной поддержки организаций, осуществляющих технологические инновации; диверсификацию продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса и увеличение до 30% доли производства гражданского и двойного назначения; создание 50 индустриальных, агропромышленных и технопарков; обеспечение охвата акселерационными программами более 500 стартапов; создание 25 коворкингов для ИТ-предпринимателей и инновационных стартапов, кластера креативных индустрий» [9] и т. д. Таким образом, правительственные центры администрирования нацеливают свои усилия на развитии инновационных компетенций, которые способны вывести регионы в лидеры по основным экономическим индексам.

Концепция Башкирской технологической инициативы, разработанная в рамках реализации Национальной технологической инициативы и стратегических программ страны и Республики

х

X

о

го А

с.

X

го т

о

ю О

м о

да

о

см

0

01

о ш т

X

<

т О X X

Башкортостан, нацелена на реализацию научно-технологических приоритетов в развитии пространственной экономики региона. Ее целями являются создание фундаментальных научных основ, проведение прикладных научных исследований и внедрение критических технологий в производство для достижения и улучшения целевых показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан, обеспечения лидирующих позиций в рейтингах по уровню технологического развития в приоритетных отраслях экономики [4].

Большие перспективы за направлениями инновационного прорыва, технологические компетенции в области которых наработаны в Республике Башкортостан: это, прежде всего, внедрение цифровых технологий при добыче и разработке углеводородов, создание высокотехнологичной персонифицированной медицины, разработка перспективных силовых установок летательных аппаратов и наземных энергосистем, так называемых гибридных двигателей.

К числу положительных факторов, создающих предпосылки для устойчивого инновационного развития Республики Башкортостан, относятся следующие:

- позитивный гудвилл региона - известная деловая репутация, инвестиционная безопасность, развитые системы государственных и корпоративных заказов, внешнеэкономических международных и межрегиональных связей;

- большая сосредоточенность кластеров различных отраслей экономики, широкая представленность вертикально-интегрированных компаний нефтегазового и химического, энергомашиностроительных профилей.

Сдерживающими факторами, характерными для Республики Башкортостан, выступают:

- недостаточные темпы международной сертификации и внешнеэкономического позиционирования выпускаемой в регионе инновационной продукции;

- недоинвестированность различных видов инновационной деятельности в промышленных масштабах;

- низкий уровень энергетической обеспеченности труднодоступных территорий, отличающихся значительным инновационным, промышленным и ресурсным потенциалом;

- недостаточная диверсификация инновационного производства, вследствие чего имеется по факту низкая доля отгруженной инновационной, несырьевой продукции в товарной номенклатуре региона;

- институциональный потенциал, выражающийся в наличии всех регуляторов, необходимых для успешной инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона и продвижении продукции на международных рынках;

- фрагментарная деятельность по организации перехода на цифровую трансформацию ведущих отраслей экономики региона.

Производственно-инновационный потенциал Республики Башкортостан представлен крупными предприятиями промышленного региона, в том числе градообразующих, основных отраслей с развитыми компетенциями (нефтегазохимия, машиностроение, металлообработка, радиоэлектроника, пищевая промышленность, лесоперера-ботка). Большинство из них представляют собой крупные структуры вертикально-интегрированных компаний Газпром и Роснефть, авиационного кластера государственной корпорации Ростех, работающих в основном на масштабирование результатов инновационной деятельности.

Уфимская агломерация обладает развитым научно-образовательным комплексом и значительным промышленно-индустриальным и инновационным потенциалом, стратегическими целями которой являются:

- развитие территориальных инновационных кластеров;

- повышение конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности в составе кластерных образований в сравнении с аналогичными внекластерными субъектами;

- увеличение объемов реализации инновационной продукции на национальном и международных рынках;

- обеспечение соответствия инновационной деятельности субъектов экономической деятельности глобальным трендам - кластеризация, концентрация, диверсификация, цифровизация, декарбонизация;

- формирование механизмов устойчивого инновационного развития территорий согласно своей уникальной спецификации;

- развитие и позиционирование территорий опережающего экономического развития как межрегионального центра генерации инноваций.

Дополнение основных приоритетов стратеги-рования устойчивого социально-экономического развития региона на среднесрочный период предполагает:

- создание условий для непрерывного роста профессиональных компетенций по стандартам Worldskills;

- выравнивание уровня развития инновационной инфраструктуры с переходом от точечной локализации инновационных производств к их масштабному развертыванию с образованием архитектуры инновационного пространства региона;

- переход от отдельных участков, выпускающих элементы инновационной продукции, к полному циклу ее производства;

- приведение регионального законодательства, стимулирующего развитие инновационной

деятельности, в соответствие со стандартами АСИ;

- совершенствование инжиниринга инновационной деятельности;

- формирование эффективных механизмов управления ресурсами в процессе инновационной деятельности;

- разработка и создание линеек инновационной продукции в рамках реализации программ импортозамещения.

Кроме того, Уфа обладает наработанными компетенциями для эффективного развития энергомашиностроения и нефтегазохимии в регионе, то есть для промышленного подъема смежных отраслей в контексте их сопряженного развития имеются необходимые предпосылки. Таким образом, сбалансированное развитие территориальных нефтегазохимического и энергомашиностроительного кластеров в партнерстве с промышленными комплексами позволяет достичь мультипликативного эффекта, как в масштабах региона, так и всей национальной экономики.

На территориях Республики Башкортостан по векторам - юг, север, восток - рассредоточены пять территорий опережающего социально-экономического развития, в том числе города Са-лават и Ишимбай, известные своими промышленными компетенциями.

В перспективе образование особой экономической зоны на территориях Ишимбайского и Стерли-тамакского районов с готовыми индустриальными площадками для развития промышленного потенциала приведет к привлечению иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала, развитию экспортной базы, импортозамещению. Развертывание инновационных производств этих территорий как индустриальных агломераций как «якорных» проектов промышленного развития позволяет произвести их системную реновацию, поскольку в отрыве от инновационных процессов старопромышленный потенциал не будет способен обеспечивать устойчивое развитие, поскольку выпускаемая продукция должна обладать превосходными свойствами, чтобы быть конкурентоспособной на международных рынках. Кроме того, это позволит преодолеть одно из основных препятствий развития инновационного бизнеса на отдаленных от урбанистических центров индустриальных площадках, нивелируя коммуникационно-цифровую, транспортно-логистическую разобщенность. Таким образом, наличие развитых отраслей и их предприятий на территории региона является одним из значимых факторов формирования благоприятного климата для внедрения инноваций.

По нашему мнению, при развитии инновационной экосистемы городских агломераций чрезвычайно важно правильное проектирование урбани-

стического и производственного ландшафтов, что дает возможность в значительной степени нивелировать угрозы экологической безопасности на территории города и прилегающих местностей.

Сбалансированное сочетание всех видов ресурсов, промышленных инфраструктур, возможностей роста вкупе с проведением государственной и корпоративной инновационной политикой в разрезе отраслей экономики и их трансформация в качественные инвестиционные проекты, позволяет Республике Башкортостан в производственных секторах претендовать на лидерские позиции в собственном инновационном развитии и по отношению другим регионам:

- мировой центр нефтегазохимии (компетенции - история, образование, наука, бизнес, инфраструктура, сырьевые ресурсы);

- импортозамещение в базовых для республики отраслях экономики (нефтегазовая, АПК, ОПК, радиоэлектроника).

В частности, нефтегазохимический кластер -это сеть предприятий, обладающих уникальными технологиями и компетенциями, обеспечивающих производство наукоемкой продукции высоких переделов.

В свою очередь реализация программы модернизации аграрного сектора предполагает развитие биотехнологий путем создания сети селекционных площадок, объединяющих науку и бизнес, предприятия по глубокой переработке зерна, что будет способствовать расширению в регионах производства экологически чистого продовольствия, позиционированию продукции на внутренних и международных рынках.

На наш взгляд, в Республике Башкортостан представляется перспективной идея учреждения межкластерной ассоциации как многопрофильного делового совета, в состав которого войдут представители органов государственной власти, руководители кластеров, предприятий, инжиниринговых компаний, ученые, эксперты. Их заинтересованный диалог позволит сконцентрировать потоки инвестиций на реализации высокотехнологичных инновационных проектах.

Общий характер поступательного экономического развития регионов страны объясняется синхронизацией инвестиционных потоков и реализацией приоритетных наукоемких проектов, способных совокупно трансформировать промышленную архитектуру региона.

Эффективное построение пространства инновационной системы экономики региона возможно только при условии наличия развитой инновационной инфраструктуры, включающей региональные промышленные комплексы 4-6.0, на формирование и развитие которой влияют многочисленные факторы. Доминантными факторами в развитии инновационной инфраструктуры выступает сопряженная деятельность органов власти,

X X

о

го А

с.

X

го т

о

ю О

м о

да

о

см

0

01

о ш т

X

<

т О X X

структур управления отраслевыми кластерами и корпорациями, взаимодействие которых позволяет эффективно управлять инвестициями в точках инновационного роста.

Технологические компетенции как основа инновационного развития региона

В современном мире уже практически невозможна полная технологическая независимость. Однако экономический суверенитет государства и его вхождение в клуб развитых стран определяется возможностями национальных компаний генерировать инновации, создавать за счет глубоких переделов минерально-сырьевых ресурсов продукты совершенно нового качества, повышать энергоэффективность, совершать энергопереход, в том числе на низкоуглеродную энергетику.

Коммерциализация использования инноваций представляет собой конвертирование знаний и технологий в появление продуктов высоких переделов, которые создают высокопроизводительные кадры или роботизированные производства на инновационных индустриях.

Инновационные процессы в России происходят на фоне преодоления через реализацию национальных проектов стагнационных процессов в отечественной экономике, что позволяет обеспечить масштабное развертывание и ускоренную реализацию инновационного потенциала в регионах страны. Комплекс промышленных отраслей, особенно в области машиностроения и нефтегазохимии, поддерживает инновационную активность на высоком уровне, обеспечивая конкурентоспособность, как минимум, на аналоговом мировом уровне.

Человеческий капитал является доминантным ресурсом формирования инновационной архитектуры региона, движущей силой НИОКР.

Фундаментом инновационной экономики являются человеческий капитал и технологии. В рамках национального проекта «Образование» в регионах создаются центры опережающей подготовки и переподготовки по стандартам «^огМБУ^». Заинтересованность бизнеса в молодых профессионалах, которые владеют специализированными компетенциями, выходящими за рамки универсальной специальности, побуждает учреждения среднего профессионального образования проводить выпускные испытания не только по учебным требованиям, но и международным стандартам этой некоммерческой ассоциации. Предприятия заинтересованы в привлечении рабочих кадров, обладающих высоким уровнем не только знаний, но и компетенций. Также в интересах внедрения стандартов WorldSkills на промышленных предприятиях целесообразно создание региональных и межрегиональных центров развития промышленных компетенций.

Влияние трендов глобализации на тенденции в регионах ведет к возрастанию конкуренции, цифровизации и роботизации, образованию кластеров и технопарков, переходу от функциональной к проектной деятельности, трансформирующей архитектуру экономического пространства региона. В этом контексте возрастает спрос на специалистов новых профессий. Так, Агентство стратегических инициатив разработало «Атлас новых профессий», где футуристические описания профессий будущего должны заинтересовать молодежь и послужить опорой для выбора профессиональных траекторий. Всё чаще говорят о замене в будущем изнурительной физической или просто рутинной работы на труд роботов, управлении многими процессами искусственным интеллектом, но, когда речь идет об изобретательности, творческом воображении, умении находить нестандартные решения, человеку нет равных. Для креативной молодежи открывается безграничное поле деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мировая экономика неизбежно движется в сторону все большей интеграции при одновременном углублении страновой и региональной экономической специализации. Профессионалам предстоит трудиться в мультиязычных и мульти-культурных средах. Распространенным стандартом становится трудовая занятость в распределенных командах, поэтому в таких регионах, как Республика Башкортостан и Республика Татарстан, учитывая их развитые международные связи, начинает реализовываться модель полилинг-вального образования.

На «закате» ХХ века профессионалу еще было достаточно единожды стать обладателем высшей или рабочей квалификации, полученной до 25 лет и подтвержденной дипломом университета или колледжа, чтобы оставаться конкурентоспособным. Однако в настоящее время предложенная Жаком Делором модель перехода от образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь» стала аксиомой для непрерывного формирования личности специалиста, обладающего развитыми компетенциями, инновационным мышлением, поведением и способного к различным видам технологической деятельности [3, с. 32].

При формировании условий развития инновационного региона, на наш взгляд, целесообразно учитывать отличительные ресурсные, индустриальные особенности и технологические возможности самого региона, его перспективные компетенции, которые во многом способны сформировать архитектуру инновационного развития конкретной территории.

Необходимо также учесть, что в передовых регионах - лидерах по промышленному развитию и инновационной активности формируются региональные инновационные системы, в том числе в рамках проектов Национальной технологической

инициативы, предусматривающей системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций, с учетом основных трендов мирового развития.

Переход к экономике знаний и компетенций, конвертируемых в производство инновационных продуктов, требует формирования в регионах страны целостной архитектуры инновационных преобразований современной экономики, которую образуют институты развития, промышленные кластеры и агломерации, технопарки, территории опережающего развития, модернизированные энергетические системы, вовлеченные в сложные процессы смены консервативных сценариев на ресурсно-инновационный подход.

Что касается человеческого капитала в регионе, то подготовка высокопроизводительных кадров для работы на инновационных производствах на объединенной платформе опорных вузов, корпоративных университетах, научно-технологических полигонах является основным конкурентным преимуществом.

Консолидация потенциалов технических вузов Республики Башкортостан с участием научных организаций и крупнейших предприятий реального сектора экономики позволит им интегрироваться в научно-образовательный центр мирового уровня «Цифровые технологии и новые материалы для повышения эффективности добычи, транспорта и глубокой переработки углеводородного сырья» позволит сфокусировать инновационную деятельность региона на прорывных направлениях развития.

Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Уфа отнесена к перспективным центрам экономического роста, в которых сложились условия для формирования таких НОЦ. По ожидаемым результатам деятельности НОЦ в Башкортостане общий объем инвестиций в экономику региона к 2024 году составит 11 млрд. рублей, прирост валового регионального продукта - 33 млрд. рублей.

Например, УГАТУ и УГНТУ сегодня одни из немногих в России технических университетов с широко диверсифицированными сферами деятельности на рынке образовательных услуг высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, а также в сфере научных исследований и экспертно-аналитической работы.

Реализуемые в университетах программы стратегического развития синхронизированы с тенденциями инновационного развития Республики Башкортостан, ориентированы на увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства до 20 % к 2020 году.

Придать стартовый импульс прорывному экономическому развитию России призваны инновационные регионы, выступающие в роли драйвера инновационно-технологической деятельности промышленных комплексов. Поэтому сбалансированная интеграция действий власти, бизнеса, науки, образования, финансовых инструментов позволяет достигнуть максимально полезного мультипликационного эффекта. Инновационная экономика региона - это экономика конвертации ресурсов, знаний и компетенций, всего высококачественного человеческого капитала в развитие инновационных производств.

Республика Башкортостан обладает достаточно высокими индикативными показателями по развитию человеческого потенциала и в то же время значительно уступает по уровню технологической инфраструктуры формирования инновационной среды.

Инновационный ландшафт регионов России значимо дополняет научная сфера, выступающая в роли драйвера развития образования, промышленности, инфраструктуры. К примеру, региональное научное пространство Республики Башкортостан включает в себя более 70 различных научных организаций: НИИ, конструкторские бюро, малые инновационные предприятия, научно-исследовательские подразделения университетов, крупных промышленных предприятий.

Образование Уфимского федерального исследовательского центра РАН способствует количественному и качественному росту фундаментальных, прикладных исследований и экспериментальных разработок в интересах крупных предприятий экономики региона и России, а также эффективности реализации Башкирской и Национальной технологических инициатив. Он вносит существенный вклад в решение важнейших проблем социально-экономического и культурного развития Башкортостана и России в целом, в том числе в части разработки новых газо-, нефтехимических и материаловедческих технологий, конкурентоспособных катализаторов, фармакологических препаратов.

Выводы и предложения

Развертывание инновационного потенциала как системообразующего элемента инновационных преобразований в регионе позволяет преодолеть оторванность науки и образования от интересов промышленности и региональных рынков.

В экономически развитых регионах приоритетом формирования инновационной среды выступает синхронизация деятельности государства и вертикально-интегрированных корпораций, университетов, НОЦ, малых инновационных предприятий в построении отраслевых кластеров.

Преодоление отставания в формировании технологической инфраструктуры в среднесроч-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю О

м о

да

о

см

0

01

о ш т

X

3

<

т О X X

ной перспективе является единственным условием устойчивого и сбалансированного экономического и инновационного роста региона. Управление инновационной средой региона может быть эффективным при условии построения слаженной архитектуры координации региональных сегментов государственных и корпоративных программ, реализации кластерных проектов, коммерциализации технологических нововведений, привлечения инвестиций для развития инновационных компетенций, поддержки пионерных исследований и внедрения их результатов в производственные сектора экономики.

Формирование инновационной архитектуры региона потребует оптимизации структуры управления сопряженного инновационного развития всех территорий и расположенных на них отраслевых кластеров и производств, привлечения научного потенциала и структур институционального развития, способных за короткий срок трансформировать современные социальные и экономические реалии.

В современных условиях инновационная политика на стыке взаимодействия государственных и корпоративных интересов, сфокусированных в деятельности отраслевых кластеров уровне региона, должна стать главным инструментом экономического и технологического развития, а также обеспечения комплексной безопасности. Центральным звеном инновационной архитектуры региона выступает интегративный блок кластерных коммуникаций, образующих систему государственных и корпоративных регуляторов эффективного функционирования субъектов отраслевых кластеров, фактически вовлеченных во все виды инновационной деятельности его участников.

В качестве наиболее эффективной модели управления региональными инновационными системами выдвигается синхронизация деятельности государственных и корпоративных программ стратегического развития территорий.

На региональных отраслевых рынках необхо -димо стимулирование спроса на инновационную продукцию, которая при использовании в смежных отраслях экономики становится драйвером модернизации промышленной инфраструктуры регионов. Региональные инновационные системы интегрируют макро- и микроуровни, синхронизируют взаимодействие между ними. Это позволяет реализовывать стратегию инновационного прорыва не только в отраслях, в которых занимает лидирующие позиции, но и через развитие технологических компетенций, которые являются принципиально новыми.

Все предприятия, вовлеченные в состав кластерного образования, должны иметь равные права и возможности в проведении мониторинга инновационных процессов, участия в производственно-логистических цепочках, определения

фокуса концентрации своих производительных сил в инновационной деятельности.

Профессиональная подготовка кадров по стандартам Worldskills, научные исследования и инновации должны составлять составляют единый базис знаний и компетенций, позволяющих формировать конкурентоспособную инновационную экономику. Практики интеграции фундаментальной науки, прикладных исследований и бизнеса ведут к появлению инновационных предприятий и высокопроизводительных рабочих мест.

В целях интенсификации развития технологической платформы инновационного развития региона целесообразно обеспечить опережающее распространение инновационных технологий чет-вертого-шестого технологических укладов на промышленных комплексах регионов, отвечающих задачам организации производств высоких переделов, исходя из собственных ресурсных преимуществ территорий. Для реализации этой масштабной задачи необходимы технологические инструменты и компетенции в инновационных сегментах региональной экономики.

Также с наибольшей вероятностью можно предположить, что дополнение нормативного тезауруса понятий с приставкой «инновационный» дефиницией «инновационный регион» позволит не только расширить научный оборот и различные технологические классификаторы определения отраслевых спецификаций региона, но и законодательно отрегулировать правовую базу в этой области.

Главная задача инновационного региона, как «якорной» территории трансформации пространственного развития, состоит в формировании многомерной архитектуры инновационной деятельности, образованной на основе интегратив-ных связей между научными организациями, университетами и промышленными производствами, входящими в состав кластерных образований.

Литература

1. Абаев А.Л. Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне: автореферат дис. ... д-ра эконом. наук. - М., 2008. - 50 с.

2. Брагинец М.В. Организационно-экономический механизм формирования и функционирования региональной инновационной системы: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. -СПб., 2011. - 24 с.

3. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. - 1998. - №5. - С. 32.

4. Концепция Башкирской технологической инициативы [Электронный ресурс]. ЫРЬ: http://www.anrb.ru/uploads/files/rasp_prav_rb_689_2 1_06_2017.pdf (дата обращения: 03.09.2019).

5. Оганесян Т., Розмирович С., Медовников Д. Рождение национальной инновационной системы

// Эксперт. - 2010. - № 36 (720) // [Электронный ресурс]. URL:

http://expert.ru/expert/2010/36/rozhdenie_ innovacionoi_sistemy/ (дата обращения: 12.09.2019).

6. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП 2018-2019 [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfra.ru/project/rating (дата обращения: 03.07.2019).

7. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП 2018-2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppi.ru/regions (дата обращения: 03.07.2019).

8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения: 03.07.2019).

9. Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года №УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года» // [Электронный ресурс] URL: https://npa.bashkortostan.ru/25191/ (дата обращения: 25.09.2019).

10. Шавлюк М.В. Роль регионов в инновационном развитии России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74885_ (дата обращения: 03.09.2019).

References

1. Abaev A.L. Organizational and economic mechanism for the

formation of scientific and innovative policies at the regional level: abstract of thesis. ... Dr. Economy. sciences. - M., 2008 .-- 50 p.

2. Braginets M.V. Organizational and economic mechanism for the

formation and functioning of a regional innovation system: author. dis. ... cand. economy sciences. - SPb., 2011 .-- 24 p.

3. Delors J. Education: necessary utopia // Pedagogy. - 1998. -

No. 5. - S. 32.

4. The concept of the Bashkir technological initiative [Electronic

resource]. URL:

http://www.anrb.ru/uploads/files/rasp_prav_rb_689_21_06_20 17.pdf (accessed September 3, 2019).

5. Oganesyan T., Rozmirovich S., Medovnikov D. Birth of the national innovation system // Expert. - 2010. - No. 36 (720) // [Electronic resource]. URL: http://expert.ru/expert/2010/36/rozhdenie_ innovacionoi_sistemy / (accessed: 09/12/2019).

6. Rating of regions according to the level of development of PPP

2018-2019 [Electronic resource]. URL:

https://rosinfra.ru/project/rating (accessed date: 07/03/2019).

7. Rating of regions according to the level of development of PPP

2018-2019 [Electronic resource]. URL:

http://www.pppi.ru/regions (accessed date: 07/03/2019).

8. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020 [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/9282/ (accessed: 07/03/2019).

9. Decree of the Head of the Republic of Bashkortostan dated

September 23, 2019 No. UG-310 "On strategic directions of the socio-economic development of the Republic of Bashkortostan until 2024" // [Electronic resource] URL: https://npa.bashkortostan.ru/25191 / (date of appeal: 09/25/2019).

10. Shavlyuk M.V. The role of regions in the innovative development of Russia // Modern scientific research and innovation. 2016. No. 12 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74885 (accessed date: 09/03/2019).

Innovation management of a large industrial region

Nigmatullin Sh.I,

Ufa state petroleum technological University

The article considers the systematics of innovative processes in the Republic of Bashkortostan in the context of social and economic changes and indicators that reflect the trends based on statistical data. Promising trends and basic approaches to the modernization of industrial diversified systems are formulated and outlined; their characteristics are given from the perspective of optimizing the innovative region management.

The author examines the tendencies in synchronization of institutional, innovative, scientific, technological, experimental design and industrial activities forming the architecture of the development of the regional economic space ecosystem. The economic data of the region are certified, reflecting all aspects of innovation processes as an outstripping development platform for the Republic of Bashkortostan.

Keywords: innovation, innovation process, innovation activity, indicators, clusters, regions classifier, regional economy, the Republic of Bashkortostan, synchronization.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

о

м о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.