СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК: 332.1
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
В. В. ПЕЧАТКИН, кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором экономической безопасности
E-mail:Pechatkin08 @rambler. ru Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
В статье анализируются ключевые проблемы инновационного развития регионов России, обосновывается необходимость корректировки проводимой в стране кластерной политики. Приведены потенциальные инновационные кластеры в Республике Башкортостан, показана ключевая роль в их развитии научно-образовательного комплекса. Предложен ряд мероприятий, способствующих внедрению научных результатов фундаментальных и прикладных исследований в инновационное развитие регионов.
Ключевые слова: инновации, кластер, кластерная политика, конкурентоспособность, институциональная среда, субсидии, частно-государственное партнерство.
Дальнейшее социально-экономическое развитие Российской Федерации связано с необходимостью активизации инновационной деятельности по приоритетным направлениям, способствующим повышению конкурентоспособности экономики страны и качества жизни населения. как показала практика наиболее конкурентоспособных стран мира, именно инновационная деятельность способствует ускорению темпов экономического роста и решению проблем в социальной сфере.
одним из ключевых нерешенных вопросов, который стоит на повестке в России на протяжении последних десятилетий, является наиболее полное использование достижений фундаментальной и прикладной науки в реальном секторе экономики. Данная проблема связана прежде всего с отсутствием спроса на научные достижения со стороны бизнеса, несоответствием многих направлений исследований потребностям реального сектора экономики, неразвитостью институциональной среды и инновационной инфраструктуры, приводящими к разобщенности науки, образования, бизнеса и органов государственного управления.
В связи с этим необходимо максимально использовать возможности формирования научно-инновационного пространства регионов России на основе интеграции науки, образования, высокотехнологичного сектора экономики и региональных органов власти, что может способствовать повышению конкурентоспособности страны.
одним из современных инструментов такого взаимодействия, хорошо зарекомендовавшего себя в различных странах мира, является кластерная технология. она обусловлена наличием уникальных сущностных признаков кластеров, позволяющих
связать воедино разрозненные элементы экономического пространства региона, а именно:
• ускоренное распространение новшеств за счет развитой сети передачи информации;
• наличие лидирующих фирм, способных иметь существенную долю на внутреннем и внешнем рынках, дополненных специализированными обслуживающими организациями;
• концентрация участников кластера на ограниченной территории, предоставляющей уникальные преимущества;
• взаимодействие участников кластера между собой с целью выпуска конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Заинтересованность в формировании и развитии
конкурентоспособных кластеров очевидна для всех потенциальных его участников: для научных учреждений выгода заключается в расширении возможностей внедрения результатов исследований на практике, возможности участия в крупномасштабных инвестиционных проектах, привлечении внебюджетных средств, повышении уровня квалификации кадров и качества подготовки специалистов; для бизнеса - это снижение издержек производства и сбыта продукции, совместная закупка и использование оборудования, сокращение транспортных и трансакционных издержек, экономия на совместной рекламе, государственная поддержка (налоговые льготы, инвестиции), увеличение инновационной активности предприятий (совместные исследования, обмен «ноу-хау» и др.); для государства - это увеличение доходов бюджета за счет роста налоговых поступлений, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности регионов и др.; для финансовых учреждений - предоставление кредитов под крупномасштабные инвестиционные проекты, возможность участия в кластерных проектах.
В данном направлении ведется определенная работа как на уровне Российской Федерации, так и на уровне отдельных регионов. Принят ряд нормативно-правовых актов, способствующих формированию и развитию кластеров, в том числе:
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Создание особых экономических зон в России способствует развитию инфраструктуры для формирования и развития кластерных инициатив, в том числе предоставление налоговых и таможенных льгот, государственное финансирование строительства объектов транспортной, инженерной и социальной инфра-
структуры создают предпосылки для концентрации в рамках ограниченной территории инновационных предприятий, обслуживающих организаций и др. потенциальных участников кластеров;
- распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «Программа создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Технопарки как объекты инновационной инфраструктуры призваны обеспечивать поддержку развития инновационных предприятий, содействовать эффективному трансферту технологий. Технопарки могут стать важным элементом инновационной инфраструктуры для развития кластеров;
- распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 166-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В концепции в качестве в одного из приоритетов РФ в области сбалансированного пространственного развития обозначено формирование и развитие высокотехнологичных инновационных кластеров;
- порядок формирования перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, одобренный решением рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 22.02.2012 № 6-АК). В порядке обозначены критерии отбора пилотных программ развития инновационных кластеров для их последующего финансирования, а также регламентируется порядок действий исполнительных органов власти, ответственных за реализацию кластерной политики. Это стимулирует хозяйствующие субъекты и региональные органы власти на продвижение кластерных инициатив;
- приказ Минэкономразвития России от 23.04.2012 № 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставлаяются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации». Одной из предпосылок формирования кластеров является развитие малого и среднего бизнеса, которому будут способствовать мероприятия государственной поддержки предпринимательства;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Реализация мер по повышению инвестиционной привлекательности страны, снижению административных
барьеров и уровня коррупции, стимулированию инновационной активности будет способствовать улучшению условий предпринимательской и инновационной деятельности, что является необходимым условием формирования инновационных кластеров;
- постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров». Государственная поддержка кластерных инициатив в России в условиях дефицита финансовых ресурсов региональных и местных бюджетов и собственных средств предприятий является необходимой мерой для формирования и развития кластеров в стране.
однако большинство кластеров, получающих государственную поддержку, крайне мало задействуют имеющийся инновационный потенциал учреждений Российской академии наук и отраслевых научно-исследовательских институтов. Также существует проблема взаимодействия между регионами, что препятствует формированию межрегиональных кластеров. К тому же государственные субсидии для реализации кластерных инициатив получают из года в год узкий круг регионов и городов. Тем
самым закладывается основа для дальнейшего роста дифференциации российских регионов по уровню социально-экономического развития, которая в настоящее время одна из самых больших в мире и может, подобно бомбе замедленного действия, иметь разрушительные последствия для единого социально-экономического пространства страны, на что в своих работах указывал А. Г. Гранберг [1].
Так, перечень субъектов Российской Федерации -получателей субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки развития пилотных инновационных территориальных кластеров, прошедших конкурсный отбор, включает 13 субъектов РФ из 4 федеральных округов, в числе которых г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург, Татарстан, Самарская, Новосибирская, Нижегородская и Томская области (см. таблицу) [3].
Большинство из представленных регионов являются лидерами как по привлечению инвестиций из федерального бюджета на инновационную деятельность, так и по уровню социально-экономического развития. Субъекты трех федеральных округов - Уральского, Дальневосточного и Южного, а также ряд других субъектов Федерации не смогли пройти конкурсный отбор, несмотря на то, что имеют предпосылки для формирования и развития инновационных кластеров.
Субъекты РФ, получающие субсидии из федерального бюджета на поддержку развития пилотных инновационных территориальных кластеров
Субъект РФ Наименование инновационного территориального кластера
Центральный федеральный округ
Калужская область Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск)
г Москва Кластер «Зеленоград»
Московская область Кластер ядерно-физическихи нанотехнологий (г Дубна)
Московская область Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино
Московская область Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки)
Северо-Западный федеральный округ
г Санкт-Петербург Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий
Ленинградская область Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий
Приволжский федеральный округ
Нижегородская область Саровский инновационный кластер
Республика Мордовия Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением
Республика Татарстан Камский инновационный территориально-производственный кластер
Самарская область Инновационный территориальный аэрокосмический кластер
Ульяновская область Ядерно-инновационный кластер (г. Димитровград)
Сибирский федеральный округ
Красноярский край Кластер инновационных технологий ЗАТО (г Железногорск)
Новосибирская область Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий
Томская область Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии
Источник: составлено автором в соответствии со справкой к постановлению Правительства РФ от 06.03.2013 № 188.
Так, например, Республика Башкортостан, в которой функционирует развитый многопрофильный научно-образовательный комплекс, имеет потенциал для участия в инновационных кластерных проектах.
На основе разработанного инструментария выделения кластеров, представленного в работах автора [4, 5], при координации Центра кластерного развития Республики Башкортостан, Министерства экономического развития Республики Башкортостан и Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан идентифицированы и сформированы потенциальные кластеры Республики Башкортостан. В них могут участвовать учреждения Уфимского научного центра РАН (далее -УНЦ РАН) и Башкирской академии наук в рамках федеральных целевых программ и долгосрочной целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2011 № 55 [2].
Рассмотрим перспективные кластерные проекты, в которых учреждения УНЦ РАН и Башкирской академии наук, а также отраслевые НИИ могут выступать в качестве катализаторов инновационного процесса производства конкурентоспособной продукции.
1. Нефтехимический территориальный кластер (проект на стадии реализации).
Ключевые компетенции (продукция) - поливи-нилхлорид, каустическая сода, малотоннажная химия, производство адсорбентов и молекулярных сит, продукция органического синтеза и полимеров.
Ядро кластера - промышленные предприятия, образующие многопрофильный узел: ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Каустик» (г. Стерлита-мак), ОАО «Синтез-Каучук» (г. Стерлитамак), ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод», ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов», ООО «Башпласт».
Координаторы - Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Центр кластерного развития Республики Башкортостан, Агентство территориального развития Республики Башкорто стан.
Инновационное обеспечение - Институт нефтехимии и катализа РАН, Институт проблем сверхпластичности металлов РАН, Институт органической химии УНЦ РАН, Институт нефтегазовых технологий и новых материалов Республики Башкортостан,
Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан, Башкирский государственный институт по проектированию предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, Институт проблем транспорта энергоресурсов, Институт не-фтехимпереработки Республики Башкортостан.
Инфраструктура кластера - Индустриальный парк «Салават», Индустриальный парк «Химтер-ра», Технопарк «ИНМАШ», Индустриальный парк «Велес», Стерлитамакский производственно-технологический центр.
Подготовка персонала - Уфимский государственный нефтяной технический университет, Башкирский государственный университет, Стер-литамакский политехнический техникум и Ишим-байский нефтяной колледж.
Модель кластера - японско-китайская модель1 с несколькими ядрами кластера.
Тип кластера - инновационный, межотраслевой, промышленный, региональный, функционирующий, крупный.
2. Биотехнологический кластер.
Ключевые компетенции (продукция) - герби-цидные и фунгицидные препараты для защиты основных сельскохозяйственных культур, проби-отиков (биопрепаратов), биологически активных препаратов для ветеринарии на основе нуклеидов и пептидов животного (тканевого) происхождения.
Ядро кластера - научно-исследовательский комплекс:
- Академия наук Республики Башкортостан;
- Уфимский научный центр РАН;
- Институт биохимии и генетики УНЦ РАН;
- Институт нефтехимии и катализа РАН;
- Институт биологии УНЦ РАН;
- Институт органической химии УНЦ РАН;
- Научно-исследовательский институт гербицидов Академии наук Республики Башкортостан.
Координаторы - Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерс-
1 В соответствии с японско-китайской моделью в кластере существует несколько фирм-лидеров, которые имеют потенциал для масштабного производства инновационной продукции или технологии, что позволяет интегрировать большое количество поставщиков на различных стадиях технологической цепочки. Этапу формирования кластера в данной модели предшествует создание технопарков, которые способствуют развитию деловых и научно-технических связей при активной государственной поддержке. Технопарки становятся основой образования будущих кластеров.
тво сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, Центр кластерного развития Республики Башкортостан.
Промышленная среда - ГУП «Башплодородие» Республики Башкортостан.
Подготовка персонала - Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный университет.
Инфраструктура кластера - ООО «Поливит», ООО «Экохимтех», ООО «Агромастер», ООО НПП «БИОФОРТ», ООО «Инновационный центр института нефтехимии и катализа», ООО НВП «БашИн-ком», ООО «АХК-АГРО».
Модель кластера - японско-китайская модель с несколькими ядрами кластера.
Тип кластера - инновационный, межотраслевой, региональный, потенциальный (на этапе разработки технико-экономического обоснования), средний.
3. Кластер фармацевтической и медицинской промышленности Республики Башкортостан.
Ключевые компетенции (продукция) - «активные молекулы» - прототипы инновационных лекарственных средств.
Ядро кластера - научно-исследовательский комплекс:
- Академия наук Республики Башкортостан;
- Уфимский научный центр РАН;
- Институт биохимии и генетики УНЦ РАН;
- Институт нефтехимии и катализа РАН;
- Институт биологии УНЦ РАН;
- Институт органической химии УНЦ РАН;
- Башкирский государственный университет;
- Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан;
- Башкирский государственный медицинский университет.
Координаторы - Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Центр кластерного развития Республики Башкортостан.
Промышленная среда - филиал НПО «Микро-ген» Минздравсоцразвития России в г. Уфе - «Им-мунопрепарат».
Подготовка персонала - Башкирский государственный медицинский университет, Башкирский государственный университет.
Инфраструктура кластера - ООО «Травы Башкирии», ООО «Меги», ООО «Лаборатория гемодиализа», ЗАО «Оптимедсервис», ООО «Био-проминвест».
Модель кластера - японско-китайская модель с несколькими ядрами кластера.
Тип кластера - инновационный, межотраслевой, региональный, потенциальный (на этапе разработки технико-экономического обоснования), средний.
4. Нефтесервисный кластер.
Ключевые компетенции кластера - технологии повышения нефтеотдачи на базе выработанных нефтяных пластов, оборудование и технологии нефтегазового инжиниринга.
Ядро кластера - научно-исследовательский комплекс:
- Академия наук Республики Башкортостан;
- Институт проблем транспорта энергоресурсов;
- Институт органической химии УНЦ РАН;
- Институт проблем сверхпластичности металлов УНЦ РАН;
- Институт механики УНЦ РАН;
- Уфимский государственный авиационный технический университет;
- Башкирский государственный университет;
- Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Координаторы - Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Центр кластерного развития Республики Башкортостан.
Промышленная среда - ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» и др.
Подготовка персонала - Уфимский государственный авиационный технический университет, Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Инфраструктура кластера - ООО «Производственно-коммерческая фирма «ГИС Нефтесер-вис», ООО «Моделирование и технологии - Уфа», ООО «Уфимский НтЦ», ООО «Интеко», ООО НПО «Оргнефтегаз», ООО НПП «Керн», ООО НПФ «Пакер», ООО НПФ «ГеоТЭК», ООО «МиТ-Уфа», ЗАО НТК «МодульНефтеГазКомплект», группа компаний «ОЗНА», Башнефтегеофизика, СНЭМА.
Модель кластера - японско-китайская модель с несколькими ядрами кластера.
Тип кластера - инновационный, отраслевой, региональный, потенциальный (на этапе разработки технико-экономического обоснования), средний.
5. Энергомашиностроительный кластер.
Ключевые компетенции кластера - модульные
энергоустановки.
Ядро кластера - ФГУП «Гидравлика», ФГУП «УАПО», ФГУП «Молния».
Координаторы - Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Центр кластерного развития Республики Башкортостан.
Инновационное обеспечение - Институт социально-экономических исследований РАН, Некоммерческое партнерство «Технопарк авиационных технологий», Институт механики РАН, ООО фирма «НИИД 50».
Подготовка персонала - Уфимский государственный авиационный технический университет, Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Инфраструктура кластера - ООО «Курай», ООО «ВМ Энергия», ООО «Станкомонтаж», ООО «Стэди».
Модель кластера - японско-китайская модель с несколькими ядрами кластера.
Тип кластера - традиционный, отраслевой, региональный, потенциальный (на этапе пробного выпуска продукции), средний.
6. Кластер наноматериалов и изделий из них.
Ключевые компетенции кластера:
- технологии и оборудование для производства и применения органических полупроводниковых наноматериалов;
- технологии производства биомедицинских препаратов и лечение ими онкозаболеваний;
- технологии и оборудование производства наноструктурированных катализаторов;
- технологии и оборудование для производства и применения наноструктурированных строительных материалов.
Ядро кластера - научно-исследовательский комплекс:
- Академия наук Республики Башкортостан;
- Уфимский научный центр РАН;
- Институт нефтехимии и катализа РАН;
- Институт онкологии;
- Институт проблем сверхпластичности металлов РАН;
- Республиканский клинический онкологический диспансер;
- Научно-производственное некоммерческое партнерство «Технопарк авиационных технологий».
Координаторы - Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Центр кластерного развития Республики Башкортостан.
Промышленная среда - ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение».
Подготовка персонала: Башкирский государственный медицинский университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский государственный авиационный технологический университет.
Инфраструктура кластера - ОАО ИНТЦ «Искра», ООО НПП «Курай», ООО межотраслевое объединение «Лазер и здоровье», ООО «Инновации, образование, наука», ООО «НаноМеТ», ООО НПП «Уралавиаспецтехнология», ООО «Уфимская гипсовая компания, ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов»,
ООО «ЕСМ».
Модель кластера - японско-китайская модель с несколькими ядрами кластера.
Тип кластера - инновационный, межотраслевой, региональный, потенциальный (на этапе разработки технико-экономического обоснования), средний.
Сотрудничество в рамках кластера возможно по направлениям: инжиниринг и инновации, маркетинг, обучение и переподготовка специалистов, заготовка сырья, логистика, управленческие и информационные технологии, финансы и инвестиции, стратегическое планирование, экология, ресурсосбережение и др.
Таким образом, научно-образовательные учреждения Республики Башкортостан в среднесрочной перспективе могут участвовать в развитии как минимум шести региональных и межрегиональных кластеров. Однако усилий региона с привлечением кредитных ресурсов, средств регионального и муниципального бюджетов, к сожалению, недостаточно для развития кластеров и выхода с инновационной продукцией на внутренний и внешний рынки. Необходима поддержка федерального центра.
В связи с тем, что имеющийся механизм распределения субсидий из федерального бюджета является несовершенным, по мнению автора, необходимо ввести лимитирование выделяемых бюджетных средств по регионам страны без привязки к объемам финансирования из региональных и местных бюджетов. Это позволит более равномерно распределять финансовые ресурсы между территориями и повысит возможности для получения субсидий регионам с
дефицитом собственных средств, но имеющим перспективы для развития кластеров. Регионам необходимо оказывать методическую помощь в подготовке документации для участия в конкурсах, повысить информационную открытость их проведения.
В первую очередь необходимо обеспечить федеральную поддержку межрегиональных кластеров, втягивающих в свое развитие ряд сопредельных территорий, что будет способствовать связыванию социально-экономического пространства страны и укреплению экономической безопасности. Для обеспечения целевого использования средств на финансирование кластерных проектов целесообразно усилить контроль выделяемых субсидий.
Также необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном уровне. В частности, целесообразно принятие Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»», проект которого обсуждается в Государственной Думе. В настоящее время в 69 субъектах Российской Федерации действуют законы о частно-государственном партнерстве, которые в большинстве своем носят декларативный характер. Наибольших успехов в реализации механизмов частно-государственного партнерства добились Москва и Санкт-Петербург, поэтому необходимо использовать их опыт. Принятие закона может системно изменить ситуацию в регионах к лучшему, поскольку реализация этого перспективного механизма в «ручном режиме» недостаточно эффективна. В рамках данного закона необходимо введение единого конкурса на весь проект частно-государственного партнерства вместо раздельных на каждый вид работ. Раздельный конкурс на каждый вид работ существенно осложняет реализацию, в том числе и кластерных проектов с
выделением бюджетных средств, как по срокам, так и по исполнителям. Зачастую такие конкурсы в регионах выигрывают недобросовестные исполнители, не заинтересованные в развитии кластера, что является препятствием для кластерообразования в инновационной сфере. Явно недостаточно законов, регулирующих участие государства в партнерстве с коммерческими структурами в рамках особых экономических зон и на основе концессионных соглашений, а также нормативно-правовых актов субъектов Федерации для эффективной реализации кластерной политики в регионах России.
Список литературы
1. Гранберг А. Г. Региональное развитие и региональная экономика в России десять лет спустя // Регион: экономика и социология. 2004. № 1.
2. Об утверждении долгосрочной целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2011-2015 годы: постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2011 № 55.
3. Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров: постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188.
4. Печаткин В. В. Формирование кластерного опорного каркаса регионов как направление повышения конкурентоспособности России // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 34.
5. Печаткин В. В. Методика оценки и анализа потенциала кластеризации экономики регионов // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 28. С. 42-48.