УДК: 332.021
Развитие инновационной системы Республики Башкортостан: проблемы
и механизмы их решения
Development innovation system of the Republic Of Bashkortostan: problems
and ways of their solution
Печаткин В.В.
кандидат экономических наук, доцент, зав. сектором «Экономическая безопасность», Института социально-экономических исследований
Уфимского научного центра РАН
Pechatkin V.V. candidate of economic Sciences, associate Professor, head. sector "Economic security", Institute for social and economic research Ufa scientific center of RAS
Аннотация
В статье выделены этапы формирования инновационной системы Республики Башкортостан, выделены ключевые проблемы ее развития в условиях усиления геополитической напряженности. Предложены концептуальная схема и принципы инновационной политики Республики Башкортостан, а также комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности использования инновационного потенциала.
Abstract
The article highlights the stages of formation of innovative system of the Republic of Bashkortostan, highlights the key problems of its development in conditions of strengthening of geopolitical tensions. The proposed conceptual framework and the principles of innovative policy of Republic Bashkortostan, and
also a complex of the actions directed on increase of efficiency of use of innovative potential.
Ключевые слова: регион, инновации, инновационная система, инновационный потенциал, инновационная политика.
Keywords: region, innovation, innovation system, innovation potential, innovation policy.
Выявление проблем, сдерживающих инновационное развитие регионов России и поиск путей их решения является очень актуальной задачей. Более того, в условиях усиления геополитической напряженности и продления санкций ряда стран запада в отношении России, данная задача стала одной из приоритетных и в особенности для старопромышленных регионов страны, к которым можно отнести и Республику Башкортостан.
Характерной чертой развития старопромышленных регионов России в последние годы являются: стагнация и падение темпов роста промышленного производства; тенденция к увеличению износа основных фондов, превышающего критические отметки в 50 %; увеличение зависимости от импортных технологий и оборудования. В связи с этим развитие инновационной системы в регионах России, которая способствовала бы повышению эффективности использования инновационного потенциала территорий и укреплению национальной безопасности требует неотлагательного решения.
Проблемам инновационного развития посвящены труды многих отечественных ученых: Абалкина Л.И. [1] Бигловой Г.Ф. [2] Бодрунова С.Д. [3], Гайнанова Д.А. [4], Глазьева С.Ю. [5], Лавриковой Ю.Д. [6], Мухамедьярова А.М. [7], Романовой О.А. [8], Рязанова В.Т. [9], Фаттахова Р.В. [10] и др.
В их трудах нашли отражения отдельные аспекты характеризующие проблемы формирования и развития инновационной системы как на макроуровне (на уровне страны), так и на микроуровне (на уровне
предприятий). Наименее изученной является проблема развития инновационной системы на мезоуровне (на уровне регионов) и в особенности старопромышленных регионов в условиях санкций западных стран.
В связи с этим целью статьи является выявление ключевых проблем развития инновационной системы Республики Башкортостан и разработка концепции инновационной политики региона направленной на повышение эффективности использования инновационного потенциала.
Начало формирования инновационной системы Республики Башкортостан положено в 2005-2010 гг. в рамках реализации Программы социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2010 года.
Наиболее активно инновационная система республики получила свое развитие в 2010-2014 гг. в соответствии с реализацией приоритетной задачи, определенной Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 г. № 370 и долгосрочной целевой инновационной программой Республики Башкортостан на 2011-2015 годы.
В этот период в этом направлении достигнут ряд успехов, в том числе созданы субъекты инновационной инфраструктуры: 7 технопарков, центры трансферта технологий, 4 бизнес инкубатора, 2 центра коллективного пользования уникальным оборудованием, центр кластерного развития, сформированы 5 кластерных инициатив, создан территориальный центр инноваций Республики Башкортостан, производственно-технологические центры субъектов малого предпринимательства - 14, в том числе в г. Уфе - 5. Функционирует единый информационно-консультационный сектор поддержки инновационной деятельности в Республике Башкортостан, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан и др. Ежегодно в республике растет число инновационных предприятий.
Республика Башкортостан вошла в состав регионов-участников Ассоциации инновационных регионов России, что увеличивает возможности по развитию научной и инновационной сферы.
В настоящее время в республике сформированы отдельные элементы региональной инновационной системы, включающей в себя:
- управленческий сектор (разработка и реализация инновационной политики в регионе);
- финансовый сектор (финансовая поддержка инновационной деятельности и инновационных проектов);
- информационно-консультативный сектор (информационная и консультационная поддержка);
- сектор разработки и использования инноваций (консультационная, информационная, научно-исследовательская, организаторская, производственная);
- научно-исследовательский сектор (функции: НИОКР, научно-техническая поддержка и участие в реализации проектов).
Однако в развитии инновационной системы имеется широкий спектр нерешенных проблем, основными из которых являются:
- низкий спрос на результаты научной и инновационной деятельности со стороны реального сектора экономики;
- неразвитый рынок интеллектуальной собственности;
- отсутствие системы мониторинга и аудита субъектов инновационной инфраструктуры;
- высокая дифференциация развития инновационной инфраструктуры по городам и районам республики, с ее концентрацией, преимущественно, в крупных городах и, в особенности, в г. Уфе;
Среди комплекса имеющихся проблем ключевой является проблема повышения эффективности использования инновационного потенциала в Республике Башкортостан.
Башкортостан по итогам 2011-2015 гг. не является лидером среди российских инновационно-активных субъектов Российской Федерации, но стабильно занимает 11 - 12 места в рейтинге регионов. По ряду показателей республика находится в первой десятке субъектов Российской Федерации, в
том числе: поступление патентных заявок (6 место) выдача патентов (8 место), использование передовых производственных технологий (7 место), объем инновационных товаров и услуг (8 место). По ряду важных показателей республика занимает среднее место, в том числе: созданные передовые технологии (39 место); объем инновационных товаров в ВРП (22 место) и доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП (36 место) (таблица 1).
Таблица 1
Положение Республики Башкортостан среди инновационно-активных регионов Российской Федерации по основным показателям результативности научной и инновационной деятельности по итогам 2014 года
Наименование показателя Регион-лидер Доля лидера в РФ, % Регион-лидер (без г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской области) Положение РБ, место Доля РБ в РФ, %
1 2 3 4 5 6
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками г. Москва 32,80% Нижегородская область 15 1,14%
Численность исследователей с учеными степенями г. Москва 41,80% Новосибирская область 13 1,15%
Внутренние затраты на научные исследования и разработки г. Москва 35,20% Нижегородская область 17 0,98%
Выпуск из аспирантуры г. Москва 29,50% Ростовская область 9 2,04%
Выпуск из докторантуры г. Москва 24,30% Томская область 14 2,00%
Затраты на технологические инновации г. Москва 14,60% Республика Татарстан 12 2,48%
Доля затрат на научные исследования и Нижегородска я область - Нижегородская область 36 -
разработки в ВРП (2013 г.)
Поступление патентных заявок г. Москва 28,40% Республика Татарстан 6 2,60%
Выдача патентов г. Москва 33,27% Республика Татарстан 8 2,10%
Созданные передовые производственные технологии г. Санкт-Петербург 16,25% Челябинская область 39 0,50%
Используемые передовые производственные технологии Московская область 8,40% Нижегородская область 7 3,50%
Объем инновационных товаров работ и услуг г. Москва 15,40% Сахалинская область 8 3,10%
Объем инновационных товаров работ и услуг в ВРП Сахалинская область - Сахалинская область 22 -
Интегральная оценка по Республике Башкортостан за 2012 г. 12 -
Интегральная оценка по Республике Башкортостан за 2013 г. 12 -
Интегральная оценка по Республике Башкортостан за 2014 г. 11 -
Интегральная оценка по Республике Башкортостан за 2015 г. 11 -
Рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации
В целом Республика Башкортостан в научной и инновационной сферах уступает, как и большинство остальных регионов, г. Москве и г. Санкт-Петербургу, а также нескольким субъектам Российской Федерации - лидерам в научной и инновационной сферах. В Республике Башкортостан имеется дисбаланс между патентной активностью хозяйствующих субъектов (место в 1-ой десятке регионов Российской Федерации) и объемом инновационной продукции в ВРП (место в третьем десятке регионов Российской Федерации), что косвенно свидетельствует о том, что имеется проблема с доведением результатов исследований до конкретного продукта.
Основная причина такого дисбаланса не только в том, что низок спрос на результаты научной деятельности со стороны реального сектора экономики, но и в том, что направления научных исследований
ориентированы в основном на будущие потребности новых высокотехнологичных отраслей экономики 5 и 6 технологического укладов, которые в настоящее время практически отсутствуют не только в Башкортостане, но и в других регионах России. К тому же большинство отраслевых научно-исследовательских Институтов в 90-е годы не прошли проверку рыночной экономикой и без поддержки государства прекратили свое существование. В результате цепочка от фундаментальных научных результатов до конкретных продуктов без промежуточного звена в виде отраслевых институтов была нарушена.
Особенностью инновационной системы Республики Башкортостан является то обстоятельство, что большинство академических научно-исследовательских учреждений, ответственных за развитие фундаментальной науки являются федеральными, в то время как отраслевые институты региональными или частными. В результате имеет место разобщенность не только научных учреждений и бизнеса, но самих научно-исследовательских учреждений между собой, что зачастую приводит к дублированию научных направлений и тем исследования. В конечном итоге финансовые ресурсы используются недостаточно эффективно.
Для решения этой проблемы требуется дальнейшее развитие региональной инновационной системы республики, отвечающей современным и будущим потребностям реального сектора экономики, которая способствовала решению обозначенных выше проблем. Это потребует корректировки в проводимой инновационной политике с расширением целевых установок и задач с использованием передового зарубежного и отечественного опыта.
В США и европейских странах для стимулирования инновационной активности наиболее популярна кластерная политика. В Российской Федерации и Республике Башкортостан, в частности, с учетом зарубежного опыта осуществляется государственная поддержка кластерных инициатив. Однако этого крайне недостаточно для инновационного прорыва.
Учитывая значительное отставание Российской Федерации по уровню инновационного развития от развитых стран мира и спектра проблем имеющихся в данной сфере предлагается использовать элементы, различных типов инновационной политики, в том числе, способствующих повышению эффективности использования инновационного потенциала:
- политики, ориентированной на государственную поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований в государственных и негосударственных НИИ, ВУЗах, инновационных предприятиях, ориентированных на повышение темпов экономического роста и обеспечение национальной безопасности;
- политики, ориентированной на внедрение результатов НИР в реальный сектор экономики;
- политики стимулирования спроса хозяйствующих субъектов на инновации, способствующей повышению инновационной активности хозяйствующих субъектов, включая расширение рамочных условий инновационной деятельности.
В настоящее время, в Республике Башкортостан используется лишь элементы кластерной политики (субсидирование части затрат на научные исследования и оборудование хозяйствующих субъектов, входящих в кластеры) и точечная поддержка фундаментальных и прикладных исследований. Фактически не используются мероприятия по
стимулированию спроса хозяйствующих субъектов на инновации и внедрению результатов НИР в реальный сектор экономики.
В связи с этим предлагается к реализации концептуальная модель инновационной политики Республики Башкортостан включающая в себя элементы политики, ориентированной на спрос на научно-технические разработки со стороны хозяйствующих субъектов реального сектора экономики Республики Башкортостан и Российской Федерации, политики ориентированной на экономический рост и обеспечение национальной безопасности и кластерной модели социально-экономического развития.
Государственное регулирование научной и инновационной деятельности региона может осуществляться на следующих принципах, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Принципы стратегического управления научной и инновационной деятельностью в Республике Башкортостан
№ п/п Наименование принципа Сущностная характеристика принципа
1. Приоритетност и научной и инновационной деятельности Признание приоритетного значения научной и инновационной деятельности для обеспечения национальной безопасности, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения.
2. Системности Рассмотрение научной и инновационной сферы региона в виде целостной системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов научной и инновационной деятельности, являющихся участниками инновационного процесса, выполняющих четко обозначенные функции необходимые для достижения конечного результата.
3. Комплексности Всесторонний охват всех элементов инновационной системы региона. Учет всех элементов, всех направлений, всех свойств инновационного процесса в регионе.
4. Открытости Открытость инновационной системы Республики Башкортостан, обеспечивающая диффузию инноваций в территориальном и отраслевом разрезах.
5. Встроенности в национальную инновационную систему Встроенность региональной инновационной системы в национальную инновационную систему, позволяющая активно привлекать внешние ресурсы для развития научной и инновационной сфер Башкортостана, обеспечивающих эффективную реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития республики и страны в целом.
6. Концентрации ресурсов Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического и инновационного развития Республики Башкортостан с учетом имеющихся компетенций и спроса на инновации.
7. Прогнозирования Управление формированием и развитием инновационной системы Башкортостана с позиций планируемого состояния в будущем при использовании технологического форсайта
8. Кластеризации Кластеризация экономики, способствующая интеграции региональных органов исполнительной власти и управления, науки, образования и реального сектора экономики, в том числе -развитию технологической интеграции региональных компаний, адаптирующей бизнес и существующие системы к новым технологиям.
Концептуальная модель инновационной политики Республики Башкортостан представлена на рис. 1.
Координационный сектор
Правительство Республики Башкортостан
Совет по научно-технической и инновационной политике Республики Башкортостан
Министерства и ведомства
Государственный заказ
Политика, ориентированная на спрос
Сектор негосударственных НИР и инноваций
Негосударственные субъекты научной и инновационной деятельности Республики Башкортостан
Финансирование государственных НИИ
Базовое
Конкурсное
Политика, ориентированная на экономический рост и национальную безопасность
Предпринимательский сектор
Крупные, средние и малые инновационные предприятия
Кластерная политика (импортозамещающая и экспортоориентированная)
Государственный научно образовательный сектор
Академический сектор
ГБНУ АН РБ
Отраслевой сектор
НИИ
Образовательный сектор
ВУЗы
Государственные НИР и инновации
УНЦ РАН
Сектор инновационной инфраструктуры
Субъекты инновационной инфраструктуры
Рис. 1. Концептуальная модель инновационной политики Республики Башкортостан
Структурно концептуальная модель инновационной политики Республики Башкортостан включает 5 взаимосвязанных блока:
Координационный сектор, в том числе: Правительство Республики Башкортостан, Совет по научно-технической и инновационной политике в Республике Башкортостан, министерства и ведомства Республики Башкортостан, реализующие политику в научной и инновационной сферах.
Координационный сектор вырабатывает основные принципы, цели и задачи инновационной политики, координирует процессы по реализации Стратегии научной и инновационной деятельности Республики Башкортостан, участвует в формировании государственного заказа на научные исследования, способствующих экономическому росту республики и обеспечению национальной безопасности страны;
• Государственный научно-образовательный сектор, включающий государственные научно-исследовательские учреждения, институты и лаборатории вузов, осуществляющих фундаментальные и прикладные научные исследования;
• Сектор негосударственных НИР и инноваций, включающий негосударственные субъекты научной и инновационной деятельности Республики Башкортостан, осуществляющих преимущественно прикладные исследования и разработки для реального сектора экономики.
• Сектор инновационной инфраструктуры, включающий как материальные элементы, такие как технопарки и технополисы, так и нематериальные элементы, в том числе сети. Сектор инновационной инфраструктуры должен способствовать реализации научных достижений в реальном секторе экономики.
• Предпринимательский сектор, занимающийся масштабным производством инновационных товаров и услуг, реализующий их на внутреннем и внешнем рынках, и включающий как крупный, так и средний и малый бизнес. Предпринимательский сектор должен занимать центральное звено в инновационной системе Республики Башкортостан.
В организационном плане необходимо осуществить синхронизацию и координацию бизнес процессов в научной и инновационной сфере,
обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие инновационной системы, способствующей комплексному развитию хозяйствующих субъектов в научной и инновационной сферах Республики Башкортостан, а также непрерывности инновационного процесса от фундаментальных исследований до массового производства посредством:
- аудита всех ключевых элементов регионального модуля НИС, с выделением проблем и комплекса мероприятий по их решению;
- совершенствования системы управления научной и инновационной деятельностью в Республике Башкортостан с формированием общего перечня элементов региональной инновационной инфраструктуры и созданием общего центра координации их деятельности, разработкой регламентов их взаимодействия, четким разделением сфер деятельности;
- создания системы мониторинга и контроля эффективности расходования бюджетных средств хозяйствующими субъектами в научной и инновационной сферах и обеспечения независимой ежегодной оценки их деятельности;
- разработки и реализации пятилетних программ деятельности хозяйствующих субъектов в научной и инновационной сферах;
- создания и развития при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающих элементов инновационной инфраструктуры;
- содействия развитию внешних связей организаций в научной и инновационной сферах;
- формирования пакета приоритетных инновационных проектов, планируемых к реализации в Республике Башкортостан на средне- и долгосрочную перспективу;
Назрела необходимость формирования и развития рынка интеллектуальной собственности, в том числе включающую:
- разработку концепции развития рынка интеллектуальной собственности Республики Башкортостан;
- стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе, технологическое перевооружение компаний, организацию выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции;
- создание правовых условий деятельности регионального рынка интеллектуальной собственности;
- стимулирование хозяйствующих субъектов по использованию отечественных передовых технологий.
В целом для развития инновационной системы требуется обеспечить как количественное, так и качественное приращение элементов инновационной системы Республики Башкортостан, способствующих динамичному инновационному развитию республики.
Необходимо также продолжить работу по содействию формированию и развитию конкурентоспособных инновационных кластеров, сконцентрировав ресурсы на тех, которые могут дать наибольший социальный, экономический и бюджетный эффекты в среднесрочной перспективе. Ядром кластеров может являться как предпринимательский сектор, научно-технический сектор, в лице учреждений Академии наук Республики Башкортостан и Уфимского научного центра РАН, так и Совет по научной и научно-технической политике при Правительстве Республики Башкортостан.
Технологической платформой для реализации кластерных инициатив могут выступать: научно-технический сектор, центр кластерного развития, технопарки, вузы и др. субъекты инновационной инфраструктуры, отобранные на конкурсной основе, и имеющие необходимый для этого потенциал.
Список литературы:
1. Абалкин Л. Экономическая политика и ее ответственность за развитие науки (методологические размышления) // Экономист. 2009. №5. С 21.
2. Биглова Г.Ф. Некоторые аспекты управления инновационным процессом в экономике на региональном и национальном уровнях// Экономической возрождение России. 2015. №4 (46). С 121-130.
3. Бодрунов С.Д. Модернизация России - политический лозунг дня. // Экономическое возрождение России №4 2012. С 4 - 14.
4. Гайнанов Д.А., Печаткин В.В., Сафиуллин Р.Г., Макова М.М., Гаймалова С.М., Ахметов Т.Р., Усов В.А./ Формирование и развитие кластеров в регионе: теоретико-методологические и прикладные аспекты (на примере Республики Башкортостан). Уфа, 2009.
5. Глазьев С.Ю., Наумов Е.А., Понукалин А.А. Институциональные проблемы устойчивого социально-экономического развития: парадигма формирования научно-образовательных и инновационных структур// Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3. С. 100 - 113.
6. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. 232 с.
7. Мухамедьяров А.М. Методолого-методические основы оценки уровня инновационного потенциала// Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009№1. С. 58-64.
8. Романова О.А., Бухвалов Н.Ю. Реиндустриализация как определяющая тенденция экономического развития промышленных территорий// Фундаментальные исследования. 2014. №6. С. 151-155.
9. Рязанов В. Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие приоритеты // Экономическое возрождение России. 2014. № 2 (40). С. 17-25.
10. Фаттахов Р.В., Тульчинский Г.Л., Дончевский Г.Н., Нещадин А.А., Маврин Е.В., Низамутдинов М.М., Шагиахметов М.Р., Колбасов А.С., Фаттахов М.Р., Строев П.В. Инновационные кластеры - точки роста XXI века: теоретические подходы, методологические и методические основы их формирования и развития/ Москва, 2013.