Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ О ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ОРГАНИЗАТОРАМИ PR-МЕРОПРИЯТИЙ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА'

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ О ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ОРГАНИЗАТОРАМИ PR-МЕРОПРИЯТИЙ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PR-ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мащенко Ирина Владимировна

Статья посвящена исследованию социальной коммуникации в современном российском обществе и роли организаторов PR-воздействия. Данный аспект в современном информационном обществе охватывает несколько основных стратегических задачи, которые ставятся перед организаторами PR-воздействия. Выделена актуальность планирование и прогнозирование дальнейших PR-мероприятий, в отношении которых наблюдается устойчивая политическая, экономическая, социальная или духовная потребность. Подчеркивается важность работы специалистов паблик рилейшнз в ситуации конфликта, которая требует учета множества факторов, как способствующих эскалации противостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING INFORMATION ABOUT THE TARGET AUDIENCE BY THE ORGANIZERS OF PR-ACTIVITY IN A CONFLICT SITUATION

The article is devoted to the study of social communication in modern Russian society and the role of organizers of PR-influence. This aspect in the modern information society covers several main strategic tasks that are set before the organizers of PR-impact. The urgency of planning and forecasting further PR events, in relation to which there is a stable political, economic, social or spiritual need, is highlighted. The importance of the work of public relations specialists in a conflict situation is emphasized, which requires taking into account many factors that contribute to the escalation of the confrontation.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ О ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ОРГАНИЗАТОРАМИ PR-МЕРОПРИЯТИЙ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА»

УДК 316.48

DOI 10.23672/SAE.2023.75.51.030

Мащенко Ирина Владимировна

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России [email protected]

Irina V. Mashchenko

Senior Lecturer of the Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

Управление информацией

о целевой аудитории организаторами pr-мероприятий в ситуации конфликта

Managing information about

the target audience

by the organizers of pr-activity

in a conflict situation

Аннотация. Статья посвящена исследованию социальной коммуникации в современном российском обществе и роли организаторов PR-воздействия. Данный аспект в современном информационном обществе охватывает несколько основных стратегических задачи, которые ставятся перед организаторами PR-воздействия. Выделена актуальность планирование и прогнозирование дальнейших PR-ме-роприятий, в отношении которых наблюдается устойчивая политическая, экономическая, социальная или духовная потребность. Подчеркивается важность работы специалистов паблик рилейшнз в ситуации конфликта, которая требует учета множества факторов, как способствующих эскалации противостояния.

Ключевые слова: социальный конфликт, государственное управление, PR-воздействие, коммуникация, социологический анализ.

Annotation. The article is devoted to the study of social communication in modern Russian society and the role of organizers of PR-influence. This aspect in the modern information society covers several main strategic tasks that are set before the organizers of PR-impact. The urgency of planning and forecasting further PR events, in relation to which there is a stable political, economic, social or spiritual need, is highlighted. The importance of the work of public relations specialists in a conflict situation is emphasized, which requires taking into account many factors that contribute to the escalation of the confrontation.

Keywords: social conflict, public governance, PR-impact, communication, sociological analysis.

Современное общество - сложная, многоуровневая системная целостность, характеризующаяся постепенным переходом от социально-стратификационных к социально-диффе-ренциационным конструкциям [1]. Если на протяжении веков общество отличалось закрытостью каналов социальной мобильности, отчуждением значительной части населения от власти, принятия властных решений, недоступностью важной информации, то в конце XX - начале XXI вв. ситуация существенно изменяется.

Информационное общество нередко называют «открытым», так как речь идет не только и не столько об информационно-коммуникационной открытости, сколько о трансформации политической системы, общей демократизации социума и т.п. В таких условиях люди начинают ощущать свой изменившийся статус, усиление своего социально-политического веса и, соответственно, у них изменяются социальные потребности и интересы.

Следует обратить внимание на то, что в социуме XXI в. на первый план выходит социальная

коммуникация как интегративная система, обеспечивающая порядок, гармонию, стабильность действия и взаимодействия отдельных людей, групп, общностей и т.п. Открытость общества во в многом ассоциируется со свободным информационным обменом [2]. Именно коммуникация становится атрибутивной характеристикой общества, именуемого постиндустриальным, информационным и т.д. Соответственно, преимущество получает тот, кто умеет грамотно управлять распространением информации, влиять на сознание массовой аудитории и, что вполне закономерно, на ее поведение.

В современном информационном обществе перед организаторами РЯ-воздействия актуализируются три основные стратегические задачи:

- во-первых, использование знаний о социокультурной матрице целевой аудитории в целях повышения эффективности традиционных, «классических» мероприятий паблик рилейшнз, история которых насчитывает несколько десятилетий;

- во-вторых, верификация общеизвестных данных о социокультурной матрице на практике, так как перманентные социальные изменения способствуют устареванию подобной информации;

- в-третьих, важен и ответ на вопрос о том, как социокультурные особенности нашли свое отражение в установках сторон социального конфликта [3].

Одновременно, коммуникатору необходимо отдавать себе отчет в том, какие именно выгоды он может получить, используя результаты социологических исследований социокультурной матрицы целевой аудитории - прежде всего, на эмпирическом уровне анализа.

Социологический анализ данного пласта весьма перспективен - как в гносеологическом, так и в эвристическом аспектах. Теоретико-прикладное исследование ценностей, ценностных ориентаций, а также связанных с ними идеалов (ценностей-целей) и учет особенностей действия антиценностей может предоставить организаторам РЯ-воз-действия весьма важную информацию, которая позволит избежать ряда ошибок [4]. В частности, шаблонная апелляция к ценностям в сообщении может при определенных обстоятельствах вызвать реакции аудитории, прямо противоположные ожидаемым коммуникаторами.

Вместе с тем, большинство существующих методов и методик эмпирического социологического анализа ценностей не выглядят оптимальными и характеризуются наличием ряда слабых мест. Количественный анализ, вследствие своей упрощенности и формализации, предполагает крайне сложный инструментарий для респондента (при этом игнорируется тот факт, что конструкты обыденного сознания относительно ценностей могут не быть такими сложными и многоуровневыми). Фактически, исследователь в данной ситуации навязывает свою модель реальности респонденту, пытаясь перевести его сознание с обыденного на специализированный, научный уровень, что является методологическим просчетом.

Работа специалистов паблик рилейшнз в ситуации конфликта требует учета множества факторов, как способствующих эскалации противостояния, так и, напротив, снижению напряженности во взаимоотношениях. Стратегической задачей паб-лик рилейшнз выступает максимальное использование факторов снижения напряжения и, соответственно, минимальное обращение к тем факторам (чаще всего информационным пластам, прямо или косвенно способных активизировать негативные факторы), которые способны привести к обострению конфликтной ситуации [5].

В ситуации конфликта особенно опасен эффект именно социокультурного противостояния, именно тогда конфликт проникает в мировоззренческую, ценностную, идеологическую сферу,

Литература:

1. Макаренко В.В. Стратификация в обществе / В.В. Макаренко, А.В. Федосеенков // European science. 2018. № 9(41). С. 57.

становится трудноразрешим. В этой связи стоит отметить, что одним из первоочередных действий социолога, работающего над организацией РЯ-воздействия на аудиторию, становится понимание сути конфликта, в частности, проник ли он в духовную сферу, насколько глубоко затронул социокультурные основы.

Для объективной оценки подобных факторов необходима интеграция системы социологических исследований (особенно эмпирических) в единый мониторинговый комплекс под контролем государственного или муниципального управления, который работает на постоянной основе и позволяет поддерживать обратную связь с целевой аудиторией, различными сторонами конфликта [6].

В качестве итогов, отмечается перспективность такого направления научного социологического анализа, как сегментация целевой аудитории, что в ситуации конфликта, например, может позволить обнаружить в составе целевой аудитории ранних принимающих и априори отторгающих идеи компромисса, т.е. определить полюса в противоборстве сторон, чтобы в последующем корректировать стратегию и тактику РЯ-воздействия.

Важное значение имеет и социологическое тестирование эффективности материалов РЯ с точки зрения их апелляции к духовно-нравственным ориентирам целевой аудитории, а также, поиск средств их улучшения в условиях конфликтного противостояния [3]. Для социолога-исследователя ключевое значение имеет замер действенности итогового РЯ-воздействия с целью последующего принятия его концепции или, напротив, корректировки.

Безусловно, большое значение имеет планирование и прогнозирование дальнейших РЯ-меропри-ятий, в отношении которых наблюдается устойчивая политическая, экономическая, социальная или духовная потребность. Процесс планирования должен опираться на объективные знания о социокультурной специфике целевой аудитории, на выявленные факты социокультурной динамики - как на микро-, так и на макроуровнях.

Информация о социокультурных особенностях аудитории имеет важное значение при нынешнем развитии социальной системы - «открытого» общества XXI в. Отсутствие или недостаточная глубина, низкая релевантность, необъективность такой информации у специалистов по паблик рилейшнз негативно сказывается на их профессиональной деятельности, снижает эффективность воздействия на целевую аудиторию. Однако наиболее негативные последствия «информационного голода» проявляются в ситуации социального конфликта, что выдвигает повышенные требования к совместной работе специалистов паблик рилейшнз и социологов, активному внедрению социально-инженерных разработок.

Literature:

1. Makarenko V.V. Stratification in society / V.V. Makarenko, A.V. Fedoseenkov // European science. 2018. № 9(41). P. 57.

2. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2022. С. 103.

3. ЧумиковА.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов : учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2023. С. 63.

4. Борщевский Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2022. С. 138.

5. Соломатина Е.Н. Социология конфликта: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. С. 74.

6. Юдина Ю.В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю.В. Юдина; Под общей ред. Н.А. Омельченко. М. : Издательство Юрайт, 2023. C. 111.

2. Adamyants T.Z. Social communications : textbook for universities. 2nd ed., reprint. and additional. M. : Yurayt, 2022. P. 103.

3. Chumakov A.N. State PR: public relations for state organizations and projects : textbook / A.N. Chumikov, M.P. Bocharov. 3rd ed., reprint. and add. M. : INFRA-M, 2023. P. 63.

4. Borshchevsky G.A. Public relations in government : textbook and workshop for universities. M. : Yurayt, 2022. P. 86.

5. Solomatina E.N. Sociology of conflict : textbook for universities. 2nd ed., ispr. and add. M. : Yurayt, 2022. P. 74.

6. Yudina Yu.V. State and municipal management: a textbook for universities / Yu.V. Yudin; Under the general editorship of N.A. Omelchenko. M. : Yurait Publishing House, 2023. P. 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.