Научная статья на тему 'PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ'

PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
773
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PR / КОНФЛИКТЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / АГРЕССИЯ / КОНСЕНСУС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мащенко Ирина Владимировна

Автор отмечает, что взаимодействие между людьми носит социальный характер, в связи с чем общественное мнение является неотъемлемой частью жизнедеятельности социума. Кризисы и конфликты также невозможно исключить из жизни современного общества. В связи с этим одной из основных задач PR является управление конфликтами и их дальнейшее урегулирование. У PR нет однозначного понятия, и автор, приводя различные подходы к определению PR, солидаризируется с отдельными исследователями данной проблемы, рассматривающими паблик рилейшнз в качестве инструмента воздействия на общественные процессы. Массовая коммуникация современности в условиях информационного общества в управлении конфликтами использует широкий спектр различных видов, способов, технологий воздействия на сознание и поведение массовой аудитории. Конфликты являются следствием нарушения общепринятых норм, рассогласования ценностей, а следовательно, и компонентов общественного мнения. В этой связи развитие конфликтной ситуации напрямую связано с деятельностью PR: компромисс, локализация конфликта и недопущение его разрастания, или наиболее нежелательная его фаза - катастрофа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мащенко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR ACTIVITIES IN CONFLICT MANAGEMENT

The interaction between people is social in nature. In this connection, public opinion is an integral part of the life of society. Crises and conflicts also cannot be excluded from modern society. In this regard, one of the main tasks of PR is conflict management and their further settlement. PR does not have an unambiguous concept, and the author, citing various approaches to PR definition, associates himself with individual researchers of this problem, who consider the public relations as a tool for influencing social processes. Mass communication in the context of the information society in conflict management uses a wide range of different types, methods, technologies for influencing the consciousness and behavior of a mass audience. Conflicts are the result of a violation of generally accepted norms, a mismatch of values, and therefore components of public opinion. In this regard, the development of the conflict situation is directly related to PR activities: compromise, localization of the conflict and prevention of its growth, or its most undesirable phase - a catastrophe.

Текст научной работы на тему «PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ»

Научная статья

УДК [070:316.77]:316.48

ББК 60.524.224.5

М 38

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-64-69

PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ

(Рецензирована)

Ирина Владимировна Мащенко

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

3787230@mail.ru

Аннотация. Автор отмечает, что взаимодействие между людьми носит социальный характер, в связи с чем общественное мнение является неотъемлемой частью жизнедеятельности социума. Кризисы и конфликты также невозможно исключить из жизни современного общества. В связи с этим одной из основных задач PR является управление конфликтами и их дальнейшее урегулирование. У PR нет однозначного понятия, и автор, приводя различные подходы к определению PR, солидаризируется с отдельными исследователями данной проблемы, рассматривающими паблик рилейшнз в качестве инструмента воздействия на общественные процессы.

Массовая коммуникация современности в условиях информационного общества в управлении конфликтами использует широкий спектр различных видов, способов, технологий воздействия на сознание и поведение массовой аудитории. Конфликты являются следствием нарушения общепринятых норм, рассогласования ценностей, а следовательно, и компонентов общественного мнения. В этой связи развитие конфликтной ситуации напрямую связано с деятельностью PR: компромисс, локализация конфликта и недопущение его разрастания, или наиболее нежелательная его фаза - катастрофа.

Ключевые слова: связи с общественностью, PR, конфликты, общественное мнение, массовая коммуникация, информационное общество, агрессия, консенсус.

Для цитирования: Мащенко И.В./PR-деятельность в управлении конфликтами// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 4 (289). С. 64-69. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-64-69

Original Research Paper

PR ACTIVITIES IN CONFLICT MANAGEMENT

Irina V. Mashchenko

Adyghe State University, Maykop, Russia

3787230@mail.ru

Abstract. The interaction between people is social in nature. In this connection, public opinion is an integral part of the life of society. Crises and conflicts also cannot be excluded from modern society. In this regard, one of the main tasks of PR is conflict management and their further settlement. PR does not have an unambiguous concept, and the author, citing various approaches to PR definition, associates himself with individual researchers of this problem, who consider the public relations as a tool for influencing social processes.

Mass communication in the context of the information society in conflict management uses a wide range of different types, methods, technologies for influencing the consciousness and behavior of a mass audience. Conflicts are the result of a violation of generally accepted norms, a mismatch of values, and therefore components of public opinion. In this regard, the development of the conflict situation is directly related to PR activities: compromise, localization of the conflict and prevention of its growth, or its most undesirable phase - a catastrophe.

Keywords: public relations, PR, conflicts, public opinion, mass communication, information society, aggression, consensus.

For citation: Mashchenko I.V./ PR activities in conflict management//Bulletin of the Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2021. 4 (289). P. 6469 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-64-69

Общество с момента его формирования представляет собой различные формы взаимодействия людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Как только начинает формироваться общество - формируется и общественное мнение, которое необходимо постоянно поддерживать, регулировать и изменять, в связи с чем и возникает потребность в связях с общественностью, или паблик рилейшнз (РИ).

Следует отметить, что единого общепринятого определения понятия «связи с общественностью» или «РИ» не существует. РИ как многогранное общественное явление имеет множество определений, но мы склонны придерживаться позиции профессора в области РИ Сэма Блэка, который убежден, что: «РИ - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» [1]. Таким образом, Блэк настаивал на том, что только путем налаживания контактов с обществом можно

достичь взаимопонимания. С течением времени средства связи и информирования эволюционировали, и человечество перешло от рисунков углем на стене до огромных билбордов, от глашатаев на улицах до опытных ораторов и ведущих на телевидении, от голубиной почты до Интернета, доставляющего ту или иную информацию за секунды во все уголки мира. Следует отметить, что на сегодняшний день насчитывается огромное количество каналов связи, среди которых наиболее распространенными считаются СМИ, Интернет, социальные проекты и специальные мероприятия. Информационное общество, полный переход к которому еще не завершен, требует существенного роста значимости информации, информационных ресурсов и информационно-компьютерных технологий, возрастает значимость грамотного, эффективного, научно обоснованного управления коммуникативными потоками. В этой связи вполне закономерным стало появление новых средств, способов

и каналов воздействия на массовую аудиторию, среди которых оказались и паблик рилейшнз.

На сегодняшний день насчитывается около 500 подходов к пониманию PR. Разнообразие и неопределенность данного понятия вызвана тем, что PR, в зависимости от объекта, на который он направлен, имеет определенную специфику: политический, социальный, коммерческий. Политический PR - это вид деятельности, который устанавливает связь между общественностью и политическими деятелями, группами, организациями. Социальный PR ориентирован на формирование у членов общества позитивных моделей поведения по отношению к представителям данного социума, объектам, событиям, идеям. Коммерческий PR (или маркетинговый PR) - вид пиара, который нацелен на продвижение товара, услуги, бренда, улучшение имиджа компании. От того, как будет проведена коммерческая пиар-кампания, зависит и уровень

продаж, и популярность продвигаемого объекта.

Современная система массовой коммуникации включает в себя различные виды, способы, технологии воздействия на сознание и поведение массовой аудитории. Именно PR во многом соответствует формату открытого информационного общества XXI в., где с каждым годом усиливается информационная составляющая жизни социума, снижается эффективность привычных форм и видов коммуникации. По данным Фонда общественного мнения [2], в феврале 2021 года 56% россиян для знакомства с информационными сообщениями используют Интернет. Наиболее популярный источник новостей -поисковики, их используют 39% опрошенных, 31% респондентов черпают новостные сообщения из соцсетей и мессенджеров, 13% концентрируют свое внимание на новостных видео, лишь 11% опрошенных читают интернет-СМИ

Поисковики Соцсети и мессенджеры Новостные видео Интернат-СМИ

Рисунок 1. Востребованные источники информации в Интернете, %1.

1 Составлено автором по данным ФОМ [2].

Паблик рилейшнз обладают способностью к решению широкого круга коммуникативных задач, в том числе и посредством управления социальным конфликтом. В таких условиях от деятельности РИ зависит, с одной стороны, снижение уровня напряженности, с другой стороны, - эффективный поиск консенсуса между сторонами конфликта.

Конфликты являются неотъемлемой частью жизни общества, еще в XVI-XVП столетиях английский философ Т. Гоббс [3] характеризовал человека в качестве существа изначально эгоистичного, завистливого и ленивого, а такая природа человека, отмечает ученый, выступает благодатной почвой для социальных конфликтов. На конфликт как неотъемлемый атрибут жизни общества указывал в XX веке один из основоположников социологии конфликта Р. Дарендорф [4], отмечавший, что динамичный социум пронизан рассогласованием и конфликтом. Он указывает на то, что каждое общество основано на господстве, на том, что одни принуждают и подчиняют других; в свою очередь это способствует острому неравенству, что служит причиной конфликтов. Л. Козер разработал концепцию,

50

акцентирующую внимание на позитивных функциях конфликта в обществе. Ученый полагал, что конфликт далеко не всегда дисфункционален. Одновременно он весьма важен в процессе становления группы. Л. Козер рассматривал конфликт в качестве элемента социальной системы, априори присущего ей - такова природа отношений между социальными группами и отдельными личностями. Л. Козер был убежден в том, что у социума, стремящегося устранить конфликты, нет будущего [5]. Особенно остро конфликтная природа человека ощущается в первой четверти XXI века, о чем, со ссылкой на исследование ВЦИОМ, пишет А.А. Голов в своей работе «Вмешательства в повседневные конфликты: готовность и опыт» [6]. Конфликты сопровождают повседневную жизнь людей: на улице, в транспорте, однако реакции на подобные действия у всех разные. Вмешаться в конфликтную ситуацию готовы 26% респондентов, в зависимости от обстоятельств готовы вмешаться - 48%, к «социально пассивным» отнесли себя 26%, которые ни при каких обстоятельствах не вмешаются в конфликтную ситуацию (рис. 2).

43

26 26

25

12,5

О

Безусловно, да Скорее, да, смотря по обстоятельствам Никогда не готов

Рисунок 2. Готовность вмешательства в повседневные конфликты, %.

Конфликтная ситуация всегда стартует с нарушения существующей в данном обществе нормы, что приводит к напряженным отношениям и выражению проблемы в вербальном виде. Следующий этап - столкновение. Следующее развитие конфликта - кризис или катастрофа - поле деятельности РК Паблик рилейшнз в силу своего статуса в коммуникационной системе, ориентации на диалог, обладают уникальными особенностями, дающими возможность решать широкий круг социальных проблем. При нарастающей напряженности, агрессивности сторон конфликта от паблик ри-лейшнз требуются продуманные, научно обоснованные действия по поиску консенсуса и проведению особой коммуникационной политики, которая способствовала бы согласию конфликтующих сторон.

Паблик рилейшнз выступают одним из элементов системы управления, ориентированной на разрешение

конфликта, чаще всего действуя на уровне социальных коммуникаций, управляя распространением информации, целенаправленно, системно воздействуя на сознание участников конфликта. В данном случае стратегическая цель паблик рилейшнз остается неизменной - поиск оснований для диалога, преодоления конфронтации (или, как минимум, предельного нивелирования факторов, обостряющих конфликт).

Таким образом, основной целью РК в управлении конфликтом выступает поиск компромисса между участниками, локализация конфликта и недопущение его разрастания, в том числе и вследствие агрессивной, непродуманной коммуникации. В этой связи особую важность приобретают действия по закреплению позитивных образов и внедрению конструктивных идей в массовое сознание, а также поиск компромиссов, в том числе и на основе информационного воздействия, коммуникации, социального диалога.

Примечания:

1. Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? М.: Новости, 1990. 239 с.

2. Источники информации: Интернет /Фонд общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14538 (дата обращения: 09.11.2021).

3. Гоббс Т. Левиафан. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1964. Т. 2.

4. Дарендорф Р. Современный конфликт. Очерки политической свободы. М., 2002.

5. Козер Л. Функции социального конфликта // Психология конфликта. СПб: Питер, 2001.

6. Голов А.А. Вмешательства в повседневные конфликты: готовность и опыт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2001/06/18/vmeshatelstva-v-povsednevnye-konflikty-gotovnost-i-opyt/ (дата обращения: 10.11.2021).

References:

1. Black S. Public Relations: What is it? M.: Novosti, 1990. 239 pp.

2. Sources of information: Internet/Public Opinion Foundation. [Electronic resource]. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14538 (accessed date: 09.11.2021).

3. Hobbes T. Leviathan. Selected works. In 2 vols. M., 1964. T. 2.

4. Dahrendorf R. Modern conflict. Essays on political freedom. M., 2002.

5. Coser L. The Functions of Social Conflict//Psychology of Conflict. St. Petersburg: Peter, 2001.

6. Golov A.A. Interventions in everyday conflicts: readiness and experience. [Electronic resource]. URL: https://www.levada.ru/2001/06/18/vmeshatelstva-v-povsednevnye-konflikty-gotovnost-i-opyt/ (accessed date: 10.11.2021).

Статья поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 22.11.2021.

The paper was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 22.11.2021.

© И.В. Мащенко, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.