УДК 316.48
DOI 10.23672/SAE.2023.91.28.001
Мащенко Ирина Владимировна
Адыгейский государственный университет [email protected]
Irina V. Mashchenko
Adygea State University [email protected]
Управление социальными
конфликтами как основа взаимодействия органов власти и российского общества
Management of social conflicts
as a basis for interaction between authorities and russian society
Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимодействия органов власти с обществом для управления социальными конфликтами. Данный аспект охватывает государственное управление и местное самоуправление, систему параметров, характеризующих участников конфликта, совокупность проявлений самого процесса конфликта, нормативно-правовое и организационное пространство. Выделена актуальность механизмов государственного управления конфликтами как осуществление действий, которые помогают достигать поставленную цель, ориентируют общество на нивелирование нарастающих в нем противоречий. Подчеркивается важность управления социальным конфликтом, где роль органов власти, в том числе и местного самоуправления, создавать дополнительные рычаги развития регионов страны.
Ключевые слова: социальный конфликт, государственное, управление, российское общество, механизм государственного управления, органы власти.
Annotation. The article is devoted to the study of the interaction of authorities with society for the management of social conflicts. This aspect covers public administration and local self-government, the system of parameters characterizing the participants in the conflict, the totality of manifestations of the conflict process itself, the regulatory and organizational space. The relevance of the mechanisms of state conflict management is highlighted as the implementation of actions that help to achieve the set goal, orient society to leveling the contradictions that are growing in it. The importance of managing social conflict is emphasized, where the role of authorities, including local self-government, is to create additional levers for the development of the country's regions.
Keywords: social conflict, state, governance, Russian society, mechanism of public administration, authorities.
Социальный конфликт - это форма проявления антагонистического противоречия, которая возникает между субъектами общественно-исторического процесса и требует немедленного решения как мера общественных противоречий, их решение предопределяет новую стадию, как собственного развития, так и общества в целом [1]. Очевидно, что конфликтность как фундаментальная характеристика жизни неизбежна и естественна, ведь конфликт - это разноплановый, полиструктурный процесс взаимодействия и трансформации глубинных факторов человеческой деятельности.
В рамках социального анализа конфликта необходимо выделять комплекс взаимосвязанных понятий: условия формирования (содержащие описание существующего устройства общества, традиционных взаимоотношений между социальными институтами в нем); характеристика субъектов противодействия (восприятие друг друга, стереотипы) мотивация; методы решения [2].
Относительно механизма государственного управления конфликтным взаимодействием представителей власти и общественности необходимо отметить следующее. Эффективным
является комплексный подход к управлению конфликтами. На уровне государства это проявляется в том, что все системы приводятся в активное действие, что позволяет вовремя разрешить накопившиеся социальные противоречия. Государство применяет меры, которые направлены на улучшение благосостояния общества и каждого его члена, что позволяет удовлетворить интерес каждого. Тем самым, становится меньше уровень социального риска. Государство осуществляет свою деятельность на основах социальной справедливости, поэтому конфликтов удается избегать. В этом состоит суть социального управления.
Для определения сущности механизмов государственного управления конфликтным взаимодействием представителей власти и общественности и усовершенствование важно остановиться на определении понятия «механизм» в государственном управлении. А.А. Одинцов отмечала, что механизм управления представляет собой метод решения проблем, которые могут привести к конфликту. Под этим подразумевается осуществление действий, которые помогают достигать поставленную цель, ориентируют исполнителя на реализацию необходимых для этого
задач [3]. Механизмы управления могут быть разными (социальные, экономические, организационные, политические, социально-психологические, морально-этические и другие).
Механизмы государственного управления наиболее полно описывает в своих трудах Ю.В. Юдина Она отмечает, что в государственном управлении целесообразно рассматривать методы исследования - общие, логические, эмпирические, а также, методы государственного управления, которые разделены на административные, экономические, правовые и социально-психологические [4].
В современной науке методы государственного управления классифицируются по двум критериям.
Первый критерий касается основных сфер управленческой деятельности (административная, экономическая, юридическая и социально-психологическая), по которым целесообразно рассматривать методы:
- по содержанию (организационно-распределительные, экономические, правовые, социально-психологические),
- направленностью (организованные на общегосударственном уровне, различные структуры, относительно отдельных предпринимателей или работников) и по характеру (прямые или косвенные).
Второй критерий определяется возможностью воздействия на человека, его сознание и поведение. Согласно второму критерию, методы делятся :
- на специальные (специфические) методы исследования (анализ систем, организационное регламентирование, организационное нормирование, организационное проектирование, линейное, квадратичное и динамическое программирование, анализ входов и выходов);
- статистические и т.д. [5].
То есть, авторы каждый конкретный механизм управления определяют как совокупность взаимосвязанных методов управления, а не как перечисление средств и стимулов.
Механизм государственного управления конфликтами охватывает государственное управление и местное самоуправление, систему параметров, характеризующих участников конфликта, совокупность проявлений самого процесса конфликта, нормативно-правовой и организационный пространство (ресурсы и возможности участников), а также информационные потоки и обратная связь в системе взаимодействия органов власти и общественности [6].
В нашем исследовании выделены следующие механизмы государственного управления конфликтами, как организационно-правовой и социально-психологический с учетом объективных (организационно-правовых) и субъективных
(социально-психологических и коммуникативных) факторов.
Следовательно, задачи органов исполнительной власти состоят в следующем:
- учет вариативности форм государственного управления и профилактики конфликтов (применение традиционных институтов для управления конфликтов, инновационных - медиации и линейных менеджеров в деятельности фискальной службы) учета требований к содержанию профессиональной компетентности субъектов осуществления профилактической деятельности в зависимости от специфики кризисных признаков состояния региона;
- актуальными векторами реализации организационно-правового механизма государственного управления социальными конфликтами во взаимодействии органов власти и общественности на региональном уровне в России (институциональный уровень) должны быть направлены на взаимодействие субъектов и объектов профилактической деятельности, как основополагающий принцип применяют:
- во-первых, новую методологию деятельности органов власти;
- во-вторых, организацию форм государственного обучения, где избирается вариативность форм государственного обучение бесконфликтной взаимодействия;
- в-третьих, территориальную институализцию региональной профилактики и управления конфликтами во взаимодействии органов власти и общественности (центры медиации, кабинеты медиации, на примере опыта создания таких центров и кабинетов в регионах и внедрение системы линейных региональных менеджеров в деятельности фискальной службы);
- актуальными векторами реализации социально-психологического механизма государственного управления конфликтами во взаимодействии органов власти и общественности на региональном уровне в России (коммуникационный уровень) должны быть такие направления взаимодействия субъектов и объектов, как социальные коммуникации, медиа-коммуникации (социальная журналистика, социальная реклама, социальные сети онлайн) и общественные коммуникации (проекты, центры психосоциального диалога, культурно-массовые воспитательные, развивающие мероприятия и тренинги).
Отметим, что важную роль в функционировании механизма государственного управления социальными конфликтами играет региональный уровень, выполняет функцию именно предоставление дополнительных рычагов развития регионов страны. Процессы управления, в этом случае, происходят уже с учетом кризисного состояния и особенностей развития отдельного региона.
Таким образом, роль региона по управлению социальными конфликтами на институциональном уровне заключается:
- во внесении предложений относительно целей, задач, приоритетов;
- в участии в разработке механизмов управления;
- в предложениях по разработке нормативно-правовых актов;
- в создании условий для надлежащей действенной профилактики конфликтов;
- в согласовании национальных, региональных и местных интересов;
- в осуществлении управления с помощью механизмов;
- в налаживании взаимодействия органов власти и общественности с целью эффективного управления конфликтами на региональном уровне.
Литература:
1. Соломатина Е.Н. Социология конфликта : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. С. 81.
2. Васильева В.М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. М. : Юрайт, 2022. С. 134.
3. Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность : учебник. М. : Экзамен, 2007. C. 88.
4. Юдина Ю.В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю.В. Юдина; Под общей ред. Н.А. Омельченко. М. : Издательство Юрайт, 2023. C. 122.
5. Борщевский Г.А. Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2022. С. 138.
6. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2022. С. 92.
Literature:
1. Solomatina E.N. Sociology of conflict: a textbook for universities. 2nd ed., ispr. and add. M. : Yurayt, 2022. P. 81.
2. Vasilyeva V.M. State policy and management : textbook and workshop for universities / V.M. Vasilyeva, E.A. Kolesneva, I.A. Inshakov. M. : Yurayt, 2022. P. 134.
3. Odintsovo A.A. State and municipal management: introduction to the specialty : textbook. M. : Exam, 2007. P. 88.
4. Yudina Yu.V. State and municipal administration: textbook for universities / Yu.V. Yudin; Under the general editorship of N.A. Omelchenko. M. : Yurite Publishing House, 2023. P. 122.
5. Borshchevsky G.A. Public relations in government: textbook and workshop for universities. M. : Yurayt, 2022. P. 138.
6. Adamyants T.Z. Social communications : textbook for universities. 2nd ed., reprint. and additional. M. :Yurayt, 2022. P. 92.
3б