УДК 316.485.6 : 659.3 ББК 60.524.228 М 38
И.В. Мащенко,
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия, e-mail:
PR-ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИТУАЦИЮ КОНФЛИКТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
( Рецензирована)
Аннотация. Автор в данной статье размышляет о специфике ситуации конфликта в условиях информационного общества и о воздействии паблик рилейшнз на данную ситуацию. Информационное общество предъявляет требование обеспечения всеобщего доступа к информации как необходимого условия обеспечения социальных изменений. Автор отмечает, что отношение у исследователей к информации неоднозначно - от источника преодоления кризисов и конфликтов до средства обогащения для отдельных социальных групп. Автор отмечает, что массовая коммуникация может рассматриваться в качестве принуждения к действию одного члена социума другим, что оказывается возможным благодаря внедрению различных оценок протекающих событий в массовое сознание. В ответ на увеличение значимости коммуникации и информации в обществе возникает такой социальный институт, как паблик рилейшнз, основным предназначением которого становится установление доброжелательных отношений с обществом.
Автор фокусирует свой научный интерес именно на ситуации конфликта и отграничивает манипулятивные технологии в управлении ситуацией конфликта от воздействия на ценностно-нормативные установки, мировоззренческие и идеологические принципы целевой аудитории разных ситуаций конфликта.
Ключевые слова: информационное общество, ситуация конфликта, паблик рилейшнз, общественное сознание, массовая коммуникация, манипуляция, ценности, мировоззрение.
I.V. Mashchenko,
Adyghe State University, Maykop, Russia, [email protected]
PR IMPACT ON CONFLICT IN THE INFORMATION SOCIETY
Abstract. The author in this article reflects on the specifics of the conflict situation in the information society and on the impact of public relations on this situation. The information society requires universal access to information as a prerequisite for social change. The author notes that the attitude of researchers to information is ambiguous - from the source of overcoming crises and conflicts to the means of wealth accumulation for individual social groups. The author points out that mass communication can act as coercive to the action of one member of the society by another, which is possible due to the introduction of various assessments of events in the mass consciousness. In response to the increasing importance of communication and information in society, a social institution, such as the Public Relations, is emerging, the main purpose of which is to establish friendly relations with society.
The author focuses his scientific interest precisely on conflict situation and delimits manipulative technologies in managing the conflict situation from influencing
value-normative attitudes, worldview and ideological principles of the target audience by various situations of conflict.
Keywords: information society, conflict situation, public relations, public consciousness, mass communication, manipulation, values, worldview.
Проблема типизации общества была всегда актуальной в социологической науке, что объясняется стремлением ученых выявить закономерности изменения социума в различные периоды его развития. Так появляется и идея информационного общества, впервые выдвинутая профессором Токийского университета Е. Масуда (1980 г.) [1], считавшего, что создание и контроль информационных потоков позволяет отдельным представителям человеческого рода оказывать мощное влияние на все общество в целом. Информацию Масуда рассматривает в качестве эффективного средства преодоления социальных конфликтов, считая, что главными ценностями будущего станут информация и время.
Отношение к информации в обществе первой четверти XXI века позволяет согласиться с японским исследователем, прогноз повышения значимости информации в обществе будущего которого отчасти реализовался, а надежды на сглаживание социальных конфликтов посредством рассредоточения информации на всех членов социума не оправдались.
В современном обществе информация приобрела онтологический статус: быстро развивающаяся и изменяющаяся информационная реальность оказывает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Процесс воспроизводства, хранения и распространения информации получил название «массовая коммуникация». Почепцов Г.Г. отмечает, что исторически сложившейся функцией коммуникации является принуждение к действию: «...для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого» [2; 14]. Можно не соглашаться
с мнением приведенного выше автора о принудительном характере коммуникации, однако отрицать линейность информационного воздействия, субъект-объектное поле взаимодействия коммуникантов считаем неверным. В условиях информационного общества коммуникация представляет собой инструмент управления обществом, реализуемый посредством внедрения в массовое сознание таких оценок протекающих событий, которые признаются актуальными определенными представителями различных социальных интересов.
Все описанные выше неоднозначные процессы коммуникации обусловили необходимость возникновения такого социального института, как РИ (паблик рилейшнз, связи с общественностью), основным предназначением которого становится установление доброжелательных отношений с обществом. Известный специалист в области РИ Ф. Хеслоу конкретизирует данное понятие коммуникацией некоей организации и ее общественного окружения [3; 18]. Российский исследователь А.Н. Чумиков, говоря о паблик ри-лейшнз, называет такие плоскости данного явления, как:
- абстрактная общественная гармония (альтруистический подход), где речь идет не о конкретных целях организации Х, а о достижении понимания между данной организацией и ее социальным окружением;
- убеждение (компромиссный подход), которое предполагает удовлетворение конкретных интересов организации Х, нацеленное на изменение поведения/убеждений людей в отношении указанной организации;
- гармонизация взаимоотношений (прагматический подход) между организацией Х и ее внешним окружением по поводу конкретного
проекта, достигаемая посредством системы информационно-аналитических и процедурно-технологических действий [4; 14].
Опираясь на классификацию РИ Чумикова А.Н., автор данной статьи соглашается с известным специалистом в области паблик рилейшнз С. Блэком [5; 28], который рассматриваемое явление понимает как содействие управлению, средство достижения понимания на разных уровнях, а мы конкретизируем данное понимание РИ созданием имиджа организации, продвижением товаров и услуг, взаимодействием с общественностью.
Таким образом, круг проблем, решаемых паблик рилейшнз, включает в себя: прогноз, анализ и интерпретацию общественного мнения, настроений социального окружения и возникающих в связи с этим проблем, влияющих на действия организаций; информационное сопровождение принятых руководством решений с целью их популяризации в широких кругах; управление протекающими в обществе процессами в нужном для руководства русле. Перечисленный функционал паблик рилейшнз позволяет рассматривать данный феномен в качестве инструмента управления общественным мнением. Данное обстоятельство объясняется тем, что невзирая на всеобщую информатизацию населения, компетентность разных людей по поводу тех или иных вопросов вариативна, что позволяет, используя различные РИ-технологии, управлять общественным мнением. Сегодня процесс информирования упрощен благодаря всемирной сети Интернет, в связи с чем Интернет приобретает статус одного из наиболее значимых и влиятельных инструментов РИ. Интернет предполагает возможность обратной связи и дает возможность участвовать в принятии различных решений. Информированным населением сложно манипулировать, на него сложно давить в процессе принятия жизненно
важных решений, информированное население сложнее поддается структурному насилию. Однако после информирования носители информации переходят к интерпретациям событий и процессов, которые стали информационным поводом в данной конкретной ситуации, именно в этот момент и включается РИ.
По мнению Чумикова А.Н. [4], РИ в зависимости от ситуации может принимать стратегическое направление - формирование общественного мнения в отношении долгосрочных планов; тактическое -формирование определенной системы ценностей у различных целевых групп по отношению к различным проектам, и аварийное направление - когда в фокус РИ попадают кризисные и конфликтные ситуации.
В данном исследовании мы обращаем свое внимание на аварийное направление паблик рилейшнз, согласно квалификации РИ, предложенной Чумиковым А.Н., которое акцентирует свое внимание на конфликтных ситуациях. Чем обусловлен подобный выбор проблемного поля? Социальной потребностью. Стремительные социальные изменения, протекающие в современном обществе, погрузили социум в ситуацию перманентного конфликта. С одной стороны, ситуация конфликта фокусирует внимание общества на проблеме, мотивирует искать способы ее разрешения, консолидирует различные социальные группы вокруг необходимости разрешения данного конфликта, а с другой стороны, вовремя не локализованные и нивелированные конфликты дестабилизируют общество, раскачивают его фундаментальные устои. Конфликты традиционно выступают объектом специалистов в области паблик рилейшнз, что обусловлено широким вниманием общественности к ситуации конфликта. Чаще обычного РИ имеет дело не с самим конфликтом, а с его отражением в общественном мнении, которое напрямую зависит от информационного
сопровождения конфликтной ситуации. В этой связи следует отметить значимую роль средств массовой информации как инструмента формирования общественного мнения, «. ведь замалчивание событий, предоставление неполной или недостоверной информации, отказ комментировать происходящее или вступать в контакты с представителями печатных и электронных средств массовой информации могут нанести непоправимый ущерб.» [6; 156]. Ситуация конфликта предъявляет серьезные требования к слухам и борьбе с ними, появление которых, как правило, является следствием дефицита достоверной информации. Лишь информационный поток, даже в случае отсутствия существенных изменений в развитии ситуации конфликта, может пресечь распространение слухов.
Несомненной значимостью при построении РИ-стратегии в ситуации конфликта характеризуется обратная связь, позволяющая определять, доходит ли информация до целевых групп, какой эффект достигается посредством донесения данной информации до широкой общественности. Обратная связь позволяет при необходимости вносить изменения в РИ-стратегию управления ситуацией конфликта. Ситуация конфликта требует пристального внимания от РИ-специалистов не только во время конфликта, необходимость создания определенной тональности информационного поля
вокруг данной ситуации конфликта до и после самого конфликта переоценить достаточно сложно. Пур-селл Э. [7; 14] отмечает, что на людей оказывают влияние не реально происшедшие события, а восприятие данных событий через призму общественного мнения, сформированного посредством средств массовой информации.
Таким образом, говоря о формировании общественного мнения и о получении ожидаемого эффекта от информационного сопровождения ситуации конфликта, мы имеем в виду воздействие РИ на данную ситуацию. Однако сразу хотелось бы отграничиться от манипуляции общественным сознанием и не рассматривать такие техники, как: целенаправленное искажение информации, эмоциональное воздействие, избирательная подача материалов, умалчивание информации, «информационный шум», смещение акцентов, создание лжесобытий и т.д. - инструментарий достаточно широкий. Следует сделать упор на воздействии средств массовой информации на становление информационного мировоззрения каждого члена социума посредством изучения ценностно-нормативной, мировоззренческой и идеологической специфики аудитории паблик рилейшнз. Считаем, что данный инструмент позволит повысить эффективность коммуникации конфликтующих сторон в ситуации конфликта.
Примечания:
1. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. [Электронный ресурс]. URL: http://books.google.ru/books?id=ynkmIxF1G3AC&printsec=front-cover&dq=Masuda,+Yoneji.+ The+Information+Society:+as+Post-Industrial+Society (дата обращения: 25.02.2021).
2. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001.
3. Хенслоу Ф. Практическое руководство по паблик рилейшнз / пер. с англ.; под ред. А.Н. Андреевой. СПб : Издательский Дом «Нева»; М.: ПЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
4. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2001.
5. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1990.
6. Варакута С. А. Связи с общественностью. М.: ИНФРА-М, 2003.
7. Пурселл Э. Управление кризисной ситуацией: Практический и теоретический подходы. Нижний Новгород: Штрих, 2001.
References:
1. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. [Electronic Resource]. URL: http://books.google.ru/books?id=ynkmIxF1G3AC&printsec=frontcov-er&dq=Masuda,+Yoneji.+ The+Information+Society:+as+Post-Industrial+Society (date of address: 25.02.2021).
2. Pocheptsov G.G. Theory of Communication. M., 2001.
3. Henslowe Ph. Public Relations: A Practical Guide to the Basics /Translated from English. Ed. A.N. Andreeva. St. Petersburg: Neva Publishing House. M.: PLMA-PRESS Invest, 2003.
4. Chumikov A.N. Public Relations: textbook. 2nd ed., amended and supplemented. M.: Delo, 2001.
5. Black S. Public Relations. What is it? M.: Novosti, 1990.
6. Varakuta S.A. Public Relations. M.: INFRA-M, 2003.
7. Purcell E. Crisis Management: Practical and Theoretical Approaches. Nizhny Novgorod: Shtrikh, 2001.