Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА: ПОНЯТИЙНЫЙ АСПЕКТ'

УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА: ПОНЯТИЙНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕРМИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблева Анна Александровна, Яковина Максим Юрьевич, Курнышова Анна Юрьевна, Бойко Наталья Александровна

Современные тенденции исследований экономической безопасности регионов в России являются сравнительно новой областью научного знания, как и понятийный аппарат, на который они опираются. В частности, исследователи повсеместно используют такие понятия, как «управление» и «обеспечение» экономической безопасности, не имея четкого представления об их сходствах и различиях. В данной статье приведены примеры того, в каком контексте авторы применяют данные определения и какими характеристиками их наделяют. Кроме того, эти понятия проанализированы с точки зрения категорий, на которые они опираются, а также функциональных элементов, которые формируют каждую из них. На основании проведенного исследования в работе представлен результат сравнительного анализа определений и их компонентов, таких как цели, объекты, методы и механизмы. Выявлено, что существенные различия в понятиях выражены нечетко и используются они для описания одного и того же процесса в рамках управления экономической безопасностью региона. В то же время, для будущих исследований и в целях разграничения понятий «обеспечение безопасности» может использоваться как целевой параметр функции «управления безопасностью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кораблева Анна Александровна, Яковина Максим Юрьевич, Курнышова Анна Юрьевна, Бойко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT AND PROVISION OF THE REGION ECONOMIC SECURITY: A CONCEPTUAL ASPECT

Modern trends studying the regions’ economic security in Russia are a relatively new area of scientific knowledge, as well as the conceptual apparatus being their basis. In particular, researchers generally use concepts such as economic security “management” and “provision”, without having a clear idea of their similarities and differences. This article provides examples of the context the authors apply these definitions and the characteristics they endow. In addition, these concepts are analyzed in terms of the categories on which they rely, as well as the functional parts that form each of them. Based on the conducted research, the work presents the result of a comparative analysis of definitions and their components, such as goals, objects, methods and mechanisms. It is revealed that there are no significant differences in the concepts and they are used to describe the same process in the framework of the management of the economic security of the region. At the same time, for future research and in order to delineate the concepts of “security” can be used as a target parameter of the “security management” function.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА: ПОНЯТИЙНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 332.02 й01: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.23

Ж: М, G3

А. А. Кораблева1, М. Ю. Яковина1, А. Ю. Курнышова 2, Н. А. Бойко2

'Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, г. Омск, Российская Федерация

2Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Омск, Ро

Российская Федерация

Управление и обеспечение экономической безопасности региона:

понятийный аспект

Аннотация. Современные тенденции исследований экономической безопасности регионов в России являются сравнительно новой областью научного знания, как и понятийный аппарат, на который они опираются. В частности, исследователи повсеместно используют такие понятия, как «управление» и «обеспечение» экономической безопасности, не имея четкого представления об их сходствах и различиях. В данной статье приведены примеры того, в каком контексте авторы применяют данные определения и какими характеристиками их наделяют. Кроме того, эти понятия проанализированы с точки зрения категорий, на которые они опираются, а также функциональных элементов, которые формируют каждую из них. На основании проведенного исследования в работе представлен результат сравнительного анализа определений и их компонентов, таких как цели, объекты, методы и механизмы. Выявлено, что существенные различия в понятиях выражены нечетко и используются они для описания одного и того же процесса в рамках управления экономической безопасностью региона. В то же время, для будущих исследований и в целях разграничения понятий «обеспечение безопасности» может использоваться как целевой параметр функции «управления безопасностью».

Ключевые слова: экономическая безопасность, управление, региональная экономика, терминология.

Дата поступления статьи:15 марта 2021 г.

Для цитирования: Кораблева А. А., Яковина М. Ю., Курнышова А. Ю., Бойко Н. А. (2021). Управление и обеспечение экономической безопасности региона: понятийный аспект // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 2. С. 186-195. DOI: l0Л72з8/issm998-5320.202l.l5.2.23.

Работа выполнена в рамках государственного задания Омского научного центра СО РАН (номер госрегистрации проекта 121022000112-2)

Проблема и цель. В вопросах обеспечения национальной безопасности значительную роль играет состояние экономики государства, где помимо общей оценки угроз на федеральном уровне всё большее значение приобретают исследования региональной экономической безопасности. Несмотря на множество научных публикаций по данному направлению, наблюдается смешение таких понятий, как «управление» и «обеспечение» экономической безопасности региона (далее ЭБР), что требует анализа и обобщения представлений различных исследователей на сущность этих категорий.

Цель данной статьи - определить различия между понятиями «обеспечение» и «управление» экономической безопасностью региона, а также установить, являются ли различия между ними существенными для исследований.

Методология. В первую очередь рассмотрим основу обозначенной тематики с позиции управления экономической безопасностью. В данном контексте можно выделить два подхода, раскрывающих сущность управления ЭБР, - институциональный и функциональный. При этом необходимо сделать обзор и проанализировать целый набор понятий, таких как цель ЭБР, этапы управления, субъект и предмет ЭБР, методы и принципы управления экономической безопасностью.

С точки зрения функционального подхода экономическая безопасность региона представляет собой совокупность процессов обеспечения экономических интересов территории [1] с целью развития экономики региона и её защиты от внешних и внутренних угроз [2-3]. Институциональный подход описывает ЭБР как деятельность системы органов власти, направленную на

защиту интересов экономических субъектов [3] за счет реализации мер по повышению качества жизни населения.

Следует отметить, что непосредственно процессу управления ЭБР предшествует целый ряд этапов, заключающихся в создании системы управления ЭБР, а также этапы, сопровождающие и корректирующие этот процесс, такие как: мониторинг угроз, корректировка системы индикаторов, разработка методов и механизмов противодействия угрозам в экономической, социальной, финансовой и иных сферах региональной безопасности. При этом субфедеральный уровень управления ЭБР охватывает в том числе отношения субъекта РФ с муниципальными образованиями.

Приведённые выше определения управления ЭБР демонстрируют, что субъектом этого процесса являются органы законодательной и исполнительной власти регионального значения, а его сущность раскрывается через целевую функцию, объект и предмет управления. Российская Федерация, в соответствии с Конституцией, представляет собой социальное государство, среди важнейших целей которого - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека [4]. Опираясь на этот принцип, некоторые авторы связывают цель управления ЭБР с совершенствованием личности и обеспечением высокого уровня и качества жизни населения. Но встречаются и другие подходы в определении цели ЭБР, например, с акцентом на сопротивление социально-экономической системы региона опасности ущерба путем предотвращения угроз и поддержания устойчивости регионального развития [5-7].

На фоне множества определений сущности управления ЭБР и её целей, в отношении предмета управления ЭБР в большинстве случаев наблюдается единство мнений. Устойчивое социально-экономическое развитие региона определяет предмет управления ЭБР, который также включает в себя управление системой отношений между участниками этого процесса. В то же время объект управления ЭБР экономисты трактуют разнообразно, что объясняется выбранным подходом к определению. Таким образом, согласно институциональному подходу объектом управления ЭБР являются участники экономиче-

ской системы, такие как домохозяйства, работодатели, налогоплательщики и т. д. Функциональный же подход описывает объекты управления, отталкиваясь от интересов территорий.

В любом случае управление ЭБР опирается на конкретные методы воздействия на обозначенные объекты управления. Среди таких методов в ряде публикаций упоминаются экономические, административные, институциональные методы. К экономическим методам относят государственные закупки и систему налогообложения, лицензирование и сертификация ближе по своему смыслу к административным способам воздействия на экономику, а к институциональному направлению - регулирование цен. Встречаются и другие классификации методов управления ЭБР, например, в зависимости от степени управляемости негативных факторов, которым необходимо противостоять, или по отношению к стратегическому и тактическому управлению. Разработка унифицированного набора методов является одной из важнейших функций управления ЭБР. При этом анализ источников показал, что не существует каких-то специфических методов управления ЭБР, неизвестных в других областях управления региональным развитием.

Дальнейшие исследования приводят к принципам управления ЭБР. Здесь выделяют общие принципы, такие как, во-первых, принцип единства и непрерывности достижения установленных целей и задач, и, во-вторых, принцип взаимодействия, означающего сотрудничество участников управленческого и исполнительного уровней. Приведенные выше принципы являются следствием того, что характерными чертами управления ЭБР являются системность и процессность. Помимо вышеперечисленных выделяются и специфические принципы, подразделяемые на социальное и экономическое направления, что в совокупности означает поиск оптимального соотношения между затратами и результатами с учётом интересов экономических субъектов и общества в целом.

Приведенные выше категории управления образуют систему взаимосвязанных элементов, которую можно развить до уровня конкретных алгоритмов действий по применению методов и инструментов управления с обратными связями от объектов управления ЭБР (рисунок 1).

Этапы

Создание системы

управления

4

Мониторинг угроз

Внесение изменений б

систему

*

Противодействие

угрозам

Управление ЭБР

Функциональный подход

Институциональный подход

Цели

Задачи

Принципы

О&ъект управления

Главные элементы экономической системы

Экономические интересы территории

Субъект управления

Органы власти

Рис. 1. Элементы системы управления ЭБР

Следовательно, для функционирования всей системы управления экономической безопасностью необходимо создание нормативной базы федерального, регионального и местного уровней, направленной на повышение качества жизни населения и уровня ЭБР в целом.

Далее перейдем к исследованию трактовки понятия «обеспечение экономической безопасности региона». Для этого рассмотрим предлагаемые в научной литературе задачи, инструменты и механизмы обеспечения ЭБР.

Учитывая, что экономическая безопасность выступает неотъемлемым элементом национальной безопасности, для обеспечения ЭБР возникает необходимость мониторинга угроз, находящихся в самых разнообразных сферах жизни региона: социально-экономической, экологической, общественной, информационной и иных. Несмотря на то, что в научной литературе наблюдается дискуссия о перечне направлений, которые должны учитываться при обеспечении ЭБР, оно зависит от решения ряда задач на уровне региона, которые относительно одинаково понимаются различными авторами. К ним относятся [5]:

• региональная и национальная экономическая стабильность и независимость;

• сбалансированность экономической системы;

• рост саморазвития региона;

• расширение инновационных тенденций;

• развитие инфраструктуры;

• обеспечение условий для комфортного проживания населения;

• поддержка перспективных направлений развития бизнеса;

Решение задач экономической безопасности, в свою очередь, зависит от полномочий региональных органов власти влиять на региональный рынок, развитие межотраслевых связей, рынков труда и капитала, сглаживание на региональном уровне последствий мировых и национальных кризисов, снижение политической и этнической напряжённости, создание условий для оптимизации структуры и объёмов налоговых доходов регионального бюджета и др. [8].

Формированию перечня инструментов обеспечения ЭБР может содействовать понимание сущности механизма обеспечения ЭБР. По мнению Е. А. Чуриковой, он представляет собой совокупность инструментов в виде методов, рычагов и стимулов, позволяющих федеральным и региональным органам власти обеспечивать устойчивое развитие территорий, соответствующее политике и стратегии экономического роста страны [9]. В свою очередь, А. Д. Пивень выделяет в механизме обеспечения ЭБР три следующих компо-

нента и соответствующий инструментарий [10].

1) Правовой механизм:

• принятие общих нормативных актов в социально-экономической сфере;

• обработка нормативных актов специального и протекционного характера;

• внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты.

2) Организационный механизм:

• уточнение функций органов обеспечения экономической безопасности;

• уточнение уровней подчиненности и делегирования;

• изменение структуры органов на региональном уровне.

3) Финансовый механизм:

• оптимизация системы смешанного «перекрестного» финансирования;

• изменения в системе налогообложения;

• изменение нормативов бюджетного финансирования;

• внедрение инвестиционных программ различного уровня и финансирования.

Данные компоненты в основном описывают механизм обеспечения ЭБР, который осуществляется со стороны государства, когда экономическая угроза не была вовремя обнаружена, и необходимо избавиться от последствий ее воздействия. С другой стороны, механизм ЭБР можно свести к комплексу экономических и нормативных мер мониторинга экономических угроз, который будет включать в себя:

• наблюдение за факторами экономических угроз;

• создание пороговых значений в целях контроля экономической безопасности;

• мониторинг угроз безопасности;

• экспертиза принимаемых решений в части финансов и экономики с позиции безопасности.

Соответственно, механизм обеспечения ЭБР предполагает не только создание предупредительных мер контроля, но и системы работы с возможными последствиями. Создание такого механизма включает в себя целый ряд этапов, раскрытых в работе Е. Е. Матвеевой [6].

Механизм обеспечения экономической безопасности становится «работоспособным» при наполнении его определенными мерами, которым посвящено немало публикаций отечествен-

ных ученых. В них выделяются меры как организационно-управленческого и экономического характера, так и правового, включая меры, связанные с ведением оперативно-разыскной работы и уголовных дел. Помимо органов региональной власти, на ЭБР оказывают влияние меры со стороны федерального центра, такие как оценка и прогнозирование уровня социально-экономического развития субъектов РФ, качественное развитие нормативной базы, разработка антикризисных программ и т. д. [11]. Таким образом, проведённое обобщение мер обеспечения ЭБР не выявило среди них специфических инструментов, которые бы принципиально отличались от общеизвестных в практике и теории государственного управления.

Высокий уровень концентрации рассмотренных выше смысловых сущностей содержится в определении «системы ЭБР» [8]. Она понимается как комплекс условий, факторов и инструментов, институтов и механизмов, направленных на защиту социально-экономического регионального развития от угроз и улучшение качества жизни населения. Многие авторы связывают экономическую безопасность региона с её стратегией [12], в основе которой лежат региональная политика, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов власти по обеспечению экономической безопасности, мероприятий, направленных на борьбу с теневой экономикой, экономической преступностью, развитие региональной экономики, финансов, социальной сферы. При этом важно проводить мониторинг таких угроз региональной безопасности, как [13-14]:

• банкротство предприятий, в том числе ввиду применения неразвитых технологий и недостатка оборотных средств, что приводит к свертыванию прогрессивной структурной перестройки экономики региона на собственной материальной базе;

• снижение научно-технического потенциала, снижение государственных дотаций и заказов на высокотехнологическую продукцию, переход высококвалифицированных специалистов в более высокооплачиваемые сферы;

• обострение ценовых различий между промышленностью и сельским хозяйством, открытость внутреннего рынка для импортных продуктов при ухудше-

нии условий развития отечественных производителей (приводит к нестабильному обеспечению населения продуктами, зависимости от поставок из других регионов страны, разрушению собственного сельскохозяйственного комплекса);

• рост безработицы, снижение качества жизни населения;

• переход экономики в теневую сферу, рост экономических преступлений, необоснованные бюрократические преграды для выхода на рынок и закрепления на нем;

• ухудшение экологической обстановки.

Для снижения угроз экономической безопасности требуется осуществлять мониторинг пороговых показателей и отслеживать состояние экономики в целом. На рисунке 2 представлены основные элементы системы обеспечения экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасном региона реализуется посредством одновременного использования всех представленных выше вариантов, начиная с основ обеспечения ЭБР и заканчивая её инструментарием и методами контроля, с учетом соответствия требовани-

ям нормативных актов. Некоторые элементы управления ЭБР пересекаются с обеспечением ЭБР, другие служат дополнением и формируют целостную картину категориального аппарата. Существующие же различия могут трактоваться следующим образом.

Экономическая безопасность региона есть совокупность возможностей и способности региона в лице органов законодательной и исполнительной власти обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность, защиту от внешних и внутренних угроз - с целью повышения качества жизни населения. Отталкиваясь от данного определения, обеспечение ЭБР выступает самостоятельной целью. Общая же цель управления ЭБР заключается в обеспечении такого состояния регионального развития, которое бы отвечало заданным условиям. В то же время элементы управления и обеспечения ЭБР во многом совпадают, что устраняет их понятийный конфликт. Так, методы управления ЭБР пересекаются с мерами её обеспечения. В обоих случаях категории используется для реализации некоего процесса и имеют общие черты с понятием «инструментарий».

Рис. 2. Элементы системы обеспечения ЭБР

Part 3. Economic Science

Таблица 1 - Сопоставление компонентов понятий управления и обеспечения ЭБР

Управление ЭБР

Обеспечение ЭБР

Методы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономические

Административные

Институциональные

Стратегического

планирования

Правовые

Организационно-управленческие

Экономические

Предупредительно-

профилактические

Оперативно-розыскные

Уголовно-процессуальные

Политика, направления влияния

Инвестиционная Кластерная Антикоррупционная Финансово-кредитная

Развитие общественно важных отраслей производства Расширение поддержки градообразующих компаний Создание системы обеспечения экономической безопасности и регулировании работы правоохранительных органов

Механизмы, меры, этапы

Алгоритмы управления Методы управления Инструменты управления Формы обратной связи с объектами управления

Механизмы: Правовой Организационный Финансовый

Меры:

Мониторинг факторов дестабилизации, порождающих угрозы

Разработка пороговых значений индикаторов ЭБР и критериев их оценки

Этапы:

Создание концепции Определение ключевых целей и задач регионального развития и безопасности

Разработка перечня индикаторов ЭБР

Оценка пороговых значений Анализ угроз социально-экономическому развитию региона

Формирование механизма обеспечения ЭБР Правовое и методическое сопровождение механизма обеспечения ЭБР на постоянной основе

Некоторую сложность для восприятия представляют определения механизмов, способов, методов, мер и инструментария обеспечения безопасности региона. Для наглядности сведём их таблицу сравнительного описания и состава.

Как видно из таблицы 2, прикладное применение элементов обеспечения ЭБР строится на разнице их использования и степени детализации процессов. Можно констатировать, что в научном сообществе нет принципиального различения между управлением и обеспечением ЭБР, зачастую они приравниваются. То есть управление экономической безопасностью представляет собой комплекс механизмов и мероприятий по обеспечению безопасности, иными словами - защите экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз.

Таблица 2 - Сравнительное описание элементов

обеспечения ЭБР

Результаты. Предмет, объект и субъект ЭБР играют значительную роль как самостоятельные категории в управлении, создавая предметно-практические отношения между лицами, принимающими решения, и регионом. Кроме этого, обеспечение ЭБР основывается на таком же взаимодействии данных элементов, как и в случае с управлением, что характеризует их общеприменимость при раздельном изучении управления и обеспечения ЭБР.

Элементы Прикладное Примеры

определение

Система правил, Принятие общих

решений, за нормативных

счёт которых актов в социально-

достигается экономической сфере.

правильное Уточнение функций

Механизмы функционирование органов экономической

системы безопасности.

обеспечения ЭБР Оптимизация системы смешанного «перекрестного» финансирования

Образ действий, Поддержание

приёмов для стабильности

осуществления, экономики и

достижения ЭБР независимости региона в отдельности и страны в целом. Соблюдение

Способы сбалансированности экономической системы. Рост уровня саморазвития региона. Рост объема внедрений и использования инноваций

Совокупность Планирование

приёмов познания действий,

и освоения направленных на

действительности, борьбу в сфере теневой

направленных на экономики.

Методы обеспечение ЭБР Стимулирование физических и юридических лиц в сфере сбора налогов. Нормы и правила экономической деятельности

2

3

Приёмы для Определение

достижения социально-

ЭБР. Составные экономического

характеристики развития субъектов РФ.

степени Повышение

обеспечения ЭБР социальной,

Меры экономической

эффективности

управления

регионами РФ.

Качественное

улучшение нормативно-

правовой базы

Приёмы, Развитие

алгоритмы, регионального рынка

используемые как составляющей

для целевого комплексного рынка

воздействия на России.

объект или процесс Развитие

горизонтальных

связей в регионах,

Инструменты формирование

регионального рынка

труда.

Исключение

последствий мирового

кризиса.

Исключение

неустойчивости в

политическом аспекте

Рис. 3. Обеспечение ЭБР как целевой ориентир управления ЭБР

С нашей стороны попытка разграничить ряд понятий привела к следующей схеме: обеспечение и повышение ЭБР предлагается трактовать как целевые установки и задачи в процессе управления ЭБР, сменяющие друг друга во времени (рисунок з).

Пусть в момент времени и целевая установка управления ЭБР - поддержание её текущего состояния, т.е. обеспечение ЭБР на условном уровне «1». Но когда социально-экономическое развитие региона позволяет сместить границы, определяющие зоны «опасности» и «безопасности», то в момент времени t2 возникает задача повышения уровня ЭБР для достижения новой цели - обеспечения ЭБР на более высоком уровне «2». При такой интерпретации целевая установка имеет количественное выражение, задача ориентирует на достижение количественной цели.

Выводы. Однозначное разделение понятий возможно, если мы говорим об одном индикаторе ЭБР. Если же выйти на уровень интегрального индекса ЭБР, включающего несколько десятков индикаторов, то, скорее всего, окажется, что только часть из них находится в безопасной зоне. И для того, чтобы обеспечить заданный уровень ЭБР в целом, необходимо проводить в том числе мероприятия по повышению ряда индикаторов ЭБР. Отсюда можно сделать вывод, что отличия между указанными понятиями незначительны. Это дает право опираться в дальнейшем не только на наработки в области механизмов обеспечения ЭБР, но и в области управления этими процессами.

Источники

1. Третьяков Д. В. Формирование системы управления экономической безопасностью агропромышленного региона // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1 (35). С. 166-168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17919644 (дата обращения: 25.01.2021).

2. Кострова Ю. Б., Минат В. Н. Региональная экономическая безопасность и антикоррупционная политика: оценка, управление, совершенствование: монография / Ю. Б. Кострова, В. Н. Минат. Рязань : Издательство «Концепция», 2014. 312 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21777423 (дата обращения: 23.01.2021).

3. Долганова Я. А., Руденко М. Н. Механизм регулирования экономической безопасности регионов (субъектов Российской Федерации) // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). С. 97-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29101768 (дата обращения: 26.01.2021).

4. Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.01.2021).

5. Горшкова Е. Ю. Подходы и методы к обеспечению экономической безопасности региона // Дельта наука 2018. № 1. С. 49-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35396089 (дата обращения: 19.01.2021).

6. Матвеева Е. Е. Механизм обеспечения экономической безопасности региона // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 282-288. DOI: 10.24411/2073-0454-2018-10056. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37750369 (дата обращения: 11.02.2021).

7. Хасанов Р.Х., Кораблева А.А. Индекс экономической безопасности как инструмент оценки развития агропромышленных регионов // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 6. С. 82-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4i66iii7 DOI: 10.18288/1994-5124-2019-6-82-101 (дата обращения: 21.01.2021)

8. Новоселов С.В., Панихидников С.А. Системная оценка экономической безопасности региона // Уголь. 2018. №12 (1113). С. 48-53. DOI: 10.18796/0041-5790-2018-12-48-53. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=36514054 (дата обращения: 25.02.2021)

9. Чурикова Е. А. Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-1. С. 42-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25980941 (дата обращения: 21.01.2021).

10. Пивень А. Д. Формирование организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона // Ученые записки крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Том 2 (68). № 4. С. 99-105. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30025806 (дата обращения: 15.02.2021).

11. Попова Е. А., Крестьянинова Е. Н. Организационная культура в системе обеспечения экономической безопасности на уровне регионов страны // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 200-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24300573 (дата обращения: 29.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Императивы бизнеса / под ред. Ю. Н. Клещевского, И. А. Кудряшовой; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. 280 с.

13. Кондрашова И. С., Андросов В. В. Проблемы экономической безопасности региона (на примере Тамбовской области) // Научные труды кубанского государственного технологического университета. 2018. № 6. С. 710-717. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35382766 (дата обращения: 03.02.2021).

14. Zitek V., Klimovâ V. Regional Resilience Redefinition: Postpandemic Challenge // Scientific Papers of the University of Pardubice. Series D, Faculty of Economics & Administration. - 2020. - Т. 28. - № 4. - P. 1136. DOI: 10.46585/sp28041136 (дата обращения: 05.03.2021).

Информация об авторах

Кораблева Анна Александровна

Кандидат экономических наук, зав. сектором методов исследования проблем развития регионов. Омский научный центр СО РАН (644024, РФ, г. Омск, пр. Карла Маркса, 15). ORCID ID: https:// 0rcid.0rg/0000-0003-4453-9748. Scopus Author ID: 57199327604. РИНЦ Author ID: 214697. E-mail: [email protected]

Яковина Максим Юрьевич

Инженер сектора методов исследования проблем развития регионов. Омский научный центр СО РАН (644024, РФ, г. Омск, пр. Карла Маркса, 15). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4050-337X. Researcher ID: ABE-9070-2020. E-mail: [email protected]

Курнышова Анна Юрьевна

Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (644099, РФ, г. Омск, Партизанская ул., 6). E-mail: [email protected]

Бойко Наталья Александровна

Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (644099, РФ, г. Омск, Партизанская ул., 6). E-mail: [email protected]

A. A. Korableva1, M. Yu. Yakovina1, A. Yu. Kurnishova2, N. A. Boyko2

'Omsk Scientific Center SB RAS, Omsk, Russian Federation financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk Branch, Russian Federation

Management and provision of the region economic security: a conceptual aspect

Abstract. Modern trends studying the regions' economic security in Russia are a relatively new area of scientific knowledge, as well as the conceptual apparatus being their basis. In particular, researchers generally use concepts such as economic security "management" and "provision", without having a clear idea of their similarities and differences. This article provides examples of the context the authors apply these definitions and the characteristics they endow. In addition, these concepts are analyzed in terms of the categories on which they rely, as well as the functional parts that form each of them. Based on the conducted research, the work presents the result of a comparative analysis of definitions and their components, such as goals, objects, methods and mechanisms. It is revealed that there are no significant differences in the concepts and they are used to describe the same process in the framework of the management of the economic security of the region. At the same time, for future research and in order to delineate the concepts of "security" can be used as a target parameter of the "security management" function.

Keywords: economic security, management, regional economics, terminology.

Paper submitted: March 15, 2021.

For citation: Korableva A. A., Yakovina M. Yu., Kurnishova A. Yu., Boyko N. A. (2021). Management and provision of the region economic security: a conceptual aspect. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 2, pp. 186-195. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.23.

This work was carried out within the governmental order for Omsk Scientific Center SB RAS (project registration number 121022000112-2)

References

1. Tretyakov D. V. Formation of a management system for the economic security of the agro-industrial region. Socioeconomic phenomena and processes. 2012, no. 1 (35), pp. 166-168.

2. Kostrova Yu. B., Minat V. N. Regional economic security and anti - corruption policy: assessment, management, improvement: monograph / Yu. B. Kostrova V.N. Minat. Ryazan, Concept Publ., 2014. 312 p.

3. Dolganova Ya. A., Rudenko M. N. Mechanism for regulating the economic security of regions (subjects of the Russian Federation). Bulletin of the Prikamsky social institute. 2017, no. 1 (76), pp. 97-108.

4. The Constitution of the Russian Federation. [Electronic resource]. SPS Consultant Plus. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed: 17.01.2021).

5. Gorshkova E.Yu. Approaches and methods to ensure the economic security of the region. Delta Science, 2018, no. 1, pp. 49-52.

6. Matveeva E. E. Mechanism of ensuring the economic security of the region. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 6, pp. 282-288. DOI: 10.24411/2073-0454-2018-10056.

7. Khasanov R. K. Korableva A. A. Economic security index as a tool to assess the development of agroindustrial regions. Economic Policy, 2019, vol. 14, no. 6, pp. 82-101. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-6-82-101.

8. Novoselov S. V. Panikhidnikov S. A. Systematic assessment of the economic security of the region. Ugol, 2018, no. 12 (1113), pp. 48-53. DOI: 10.18796/0041-5790-2018-12-48-53.

9. Churikova E. A. The mechanism of ensuring the economic security of the state and its regions. Bulletin of the Tula State University. Economic and legal sciences, 2016, no. 1-1, pp. 42-48.

10. Piven A. D. Formation of an organizational mechanism for ensuring the economic security of the region. Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Economics and Management, 2016, vol. 2 (68), no. 4, pp. 99-105.

11. Popova E. A. Krestyaninova E. N. Organizational culture in the system of ensuring economic security at the level of regions of the country. State and municipal management. Scientific notes of SKAGS, 2015, no. 3, pp. 200-205.

12. Business imperatives. Ed. by. Yu. N. Kleschevsky I. A. Kudryashova; Kemerovo Institute (branch) of the PRUE G. V. Plekhanov. Kemerovo : Kemerovo Institute (branch) of the PRUE. G. V. Plekhanova, 2017. 280 p.

13. Kondrashova I. S. Androsov V. V. Problems of economic security of the region (on the example of the Tambov region). Scientific works of the Kuban State Technological University, 2018, no. 6, pp. 710-717.

14. Zitek V. Klimova V. Regional Resilience Redefinition: Postpandemic Challenge. Scientific Papers of the University of Pardubice. Series D, Faculty of Economics & Administration, 2020, vol. 28, no. 4, pp. 1136. DOI: 10.46585/sp28041136.

Information about the authors

Anna A. Korableva

Cand. Sc. (Econ.), Head of the sector of research methods for the development of regions. Omsk Scientific Center SB RAS (15 Karl Marx Ave., Omsk, 644024, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4453-9748. Scopus Author ID: 57199327604. RSCI Author ID: 214697. E-mail: [email protected]

Maxim Yu. Yakovina

Engineer. Omsk Scientific Center SB RAS (15 Karl Marx Ave., Omsk, 644024, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4050-337X. Researcher ID: ABE-9070-2020. E-mail: maksim_yakovina@ mail.ru

Anna Yu. Kurnishova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk Branch (6 Partizanskaya St., Omsk, 644099, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Natalia A. Boyko

Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk Branch (6 Partizanskaya St., Omsk, 644099, Russian Federation). E-mail: [email protected]

© A. A. KopaôneBa, M. fô. %KOBUHa, A. fô. KypHbimoBa, H. A. EOÜKO, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.