УДК 33
Экономические науки
Маркова Ангелина Александровна, студент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет
Петра Великого" Симакова Зоя Леонидовна, старший преподаватель Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования " Санкт-Петербургский политехнический университет
Петра Великого"
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Аннотация: В статье рассматриваются государственные закупки с точки зрения влияния их на развитие экономики Российской Федерации. Проанализированы недостатки современной системы управления государственными закупками, определены возможные способы их устранения и развития рассматриваемой системы.
Ключевые слова: государственные закупки, госзакупки, заказчик, поставщик, товарно-материальные ценности.
Abstract: The article discusses public procurement from the point of view of their impact on the development of the economy of the Russian Federation. The shortcomings of the modern public procurement management system are analyzed, possible ways of their elimination and development of the system under consideration are determined.
Key words: public procurement, customer, supplier, inventory.
Закупочная логистика занимает центральное место в системном и
бесперебойном обеспечении предприятия товарно-материальными ценностями (ТМЦ). Важно отметить, что обеспечение ТМЦ должно осуществляться в нужном количестве и нужном качестве, при этом учитывая фактор наименьших затрат. Вот почему остро стоит проблема эффективного выбора источника приобретения ТМЦ в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Поэтому, несомненно, приобретение ТМЦ при помощи электронных торгов часто способствуют сокращению стоимости ресурсов, которые необходимо закупить. Проблема заключается в том, что осуществление эффективной закупки у поставщика некачественных ресурсов очень сомнительно.
На сегодняшний день система осуществления государственных закупок способствует развитию экономики России, поскольку при повышении эффективности госзакупок развиваются финансовая и социальная политика государства, а также растет импортозамещение. Безусловно, от того насколько эффективно расходуются средства бюджета зависит устойчивое и долгосрочное развитие экономики страны, а также процесс обновления основных производственных фондов страны [1, с. 3]. Согласно Российскому законодательству в области госзакупок главная цель развития государственных закупок - это повышение их прозрачности и результативности, что в свою очередь, направлено на снижение уровня коррупции и сокращение расходов посредством использования средств бюджета. Также госзакупки способствуют формированию конкурентной среды для поставщика, а также предоставление качественных товаров, услуг и работ в необходимые сроки. Важной функцией госзакупок является создание доступной и несложной системы для осуществления процедуры государственных закупок не только для поставщика, но и заказчика [2]. Но подтверждается ли это на практике?
В системе государственных закупок России прослеживается очень много сложных моментов, которые Российское законодательство не регулирует, например не при каждой госзакупке у участников есть возможность принимать участие на равных условиях; не все поставщики успевают за нововведениями в
системе госзакупок. Данная проблема проглядывается и у заказчиков, и это создает дополнительные трудности, ведь допущенная ошибка может впоследствии привести к административной или даже уголовной ответственности. Безусловно, существует официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС Закупки), который призван регулировать осуществление государственных закупок. Но начинающие участники по причине отсутствия опыта работы в госзакупках могут допустить значительные ошибки. В данной ситуации возможно создание специализированных форумов, где участники могли бы делиться возникающими перед ними трудностями в ходе осуществления госзакупок.
Также одной из наиболее насущных проблем является коррупция. Это происходит в тех случаях, когда в контракте прописаны такие условия, которым изначально соответствует только одна организация. И в таком случае, несмотря на то что конкурс проведен, а все требования исполнены, наблюдается ситуация, что конкурса как такового не было, ведь выигрывает заведомо выбранный поставщик. Заметим, что для нашей страны свойственна такая проблема, как монополизация крупнейших отраслей, например тяжелая промышленность. Как правило крупными государственными заказами занимаются одна-две организации. В результате монополизации данной отрасли, новым организациям очень трудно либо невозможно попасть на этот рынок и развиваться там. Именно поэтому компании-монополисты в отсутствии конкуренции могут устанавливать свои условия для государственных заказов. Часто встречаются такая проблема, как «вторичные» закупки [3]. В данном случае текущая закупка представляет собой продолжение для закупки, которая ей предшествовала. Это происходит из-за того, что товары, например, не могут иметь аналогов, и в данной ситуации заказчик вынужден заключать контракт с предыдущим поставщиком. В этом случае возможен сговор заказчика и поставщик, при котором они осуществляют значительный демпинг начальной цены, чтобы заключить в последствии контракты по цене, которая выше реальной. Для решения этих проблем можно
сократить количество оснований закупки у единственного поставщика.
Важно заметить, что в немалом количестве госзакупок участвуют иностранные компании. Это представляет собой большую проблему для экономики нашей страны, поскольку российские производители имеют меньше возможности реализации своих товаров, услуг или работ. Это сказывается том, что бюджеты не получают потенциальные доходы, ведь они не дополучили налоги с этих доходов. Следующей проблемой госзакупок является то, что многие организации направляют свои ресурсы не на повышение качества услуг, работ и товаров, которые поставляют заказчику, а на то, чтобы выиграть ценовую борьбу. Для решения данной проблемы стоит ввести определенные регламенты для контроля соответствия предоставленных товаров, работ или услуг поставщиком тем показателям, которые были запрошены заказчиком.
Дополнительной проблемой является тот факт, что заказчики иногда не полностью отображают все требования, либо условия в документах по госзакупке разнятся. Много предложений отклоняется из-за того, что они не соответствуют тем требованиям, которые изначально были не прописаны или были прописаны некорректно. Также это может стать проблемой в тот момент, когда договор подписан, и поставщик приступает к работе, а в этот момент появляется много непредвиденных факторов. Согласно данным ЕИС Закупки [4] была собрана статистика подданных жалоб за первое полугодие 2022 год на рисунке 1.
Статистика поданных жалоб по ФЗ-44
Отозванные жалобы Возвращенные жалобы Жалобы на этапе рассмотрения Рассмотренные жалобы
0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000 18000
Рисунок 1. Статистика поданных жалоб по ФЗ-44 Источник: анализ авторов
Статистика приведена за период с 01.01.2022 по 13.07.2022 для всех субъектов РФ. Заметим, что отозванных жалоб больше, чем возвращенных на 7%. Общее количество поданных жалоб составляет 21958 по всем субъектам. Общее количество активных государственных закупок более 11 миллионов. Таким образом, количество жалоб от общего количества госзакупок по ФЗ-44 составляет 0,2%.
Аналогично была составлена статистика поданных жалоб по Ф3-223 за первое полугодие 2022 года (рисунок 2).
Статистика поданных жалоб по Ф3-223
Отозванные жалобы Возвращенные жалобы Жалобы на этапе рассмотрения Рассмотренные жалобы
0123456789 10
Рисунок 2. Статистика поданных жалоб по 223-ФЗ Источник: анализ авторов
Заметим, что по ФЗ-223 жалоб было подано всего 9, что гораздо меньше, чем по ФЗ-44. По отношению к общему количеству активных государственных закупок по ФЗ-44, данное значение ничтожно мало.
В результате анализа было выявлено, что больше всего жалуются на то, что заказчики отклоняли заявки из-за отсутствия в Уставе альтернативного способа подтвердить решение об одобрении крупной сделки, а также по той причине, что Устав не был нотариально заверен [5]. В качестве основных жалоб рассматриваемого периода были озвучены следующие:
1. Неправомерные требования, которые устанавливает заказчик в документации, то есть под требования подходит только один производитель.
2. Неправомерные отклонения участников закупки, например из-за отсутствия копий учредительных документов в заявке.
3. Положения документации, которые не соответствуют требованиям закона, например заказчик не применил условия типового контракта.
Можно ли исправить вышеперечисленные проблемы в системе госзакупок? Рассмотрим некоторые пути их решения:
1. Стоит на законодательном уровне утвердить порядок и основания для привлечения третьих лиц на этапе планирования госзакупки.
2. Учитывать фактор изменений рыночной конъюнктуры при определении начальной цены контракта, которая будет соответствовать действительности. Это возможно при использовании эконометрических методов.
3. Вводить регламенты и больше требования для контроля качества товаров, услуг и работ.
4. Регулировать действия заказчиков для устранения проблем, связанных с несоответствием документации и условиях контракта.
Также отметим, что решения ФАС по идентичным вопросам, возникающим в разных регионах России, отличаются, несмотря на то что работа по унификации таких процессов длится уже долгое время. Это важно, поскольку, прежде чем подать жалобу в ФАС, следует проанализировать практику решения подобных вопросов в своем регионе. Часто в сфере госзакупок встречается недобросовестное поведение поставщиков товаров, работ и услуг, например отмечаются случаи участия поставщика в торгах, чтобы повысить цену контракта.
Для решения проблем также следует ввести единые минимальные требования для участников при любом методе выбора победителя. Также целесообразно вводить санкции не только в отношении заказчика, но и поставщика в ситуациях непредоставления данных, чтобы снизить количество случаев участия фирм-однодневок, а также предотвратить участившиеся случаи коррупции.
Для повышения эффективности функционирования системы госзакупок, безусловно, крайне важен профессионализм сотрудников, осуществляющих
деятельность, связанную с государственными и муниципальными закупками. Обеспечить эффективную и результативную деятельность в сфере госзакупок можно лишь тогда, когда заказчик применяет верную стратегию закупок. Также стоит стимулировать спрос на высокотехнологичные продукты и расширять их перечень в соответствии со статьей 10 ФЗ-44 [6] для обеспечения нужд государственных и муниципальных предприятий. Важно понимать, что для реализации данного метода нужно, чтобы заказчики при закупке по ФЗ-44 делали выбор в пользу инновационных товаров.
Итак, система осуществления государственных закупок неидеальна и не всегда эффективна. Она нуждается в корректировке. Наиболее насущные проблемы госзакупок сегодня - это недобросовестное поведение поставщиков, а также отсутствие профессионализма у заказчиков, часто встречающееся применение неконкурентных методов выбора поставщика, а также достаточно сложная в использовании система законодательного регулирования государственными закупками. Важно принять меры для устранения данных проблем для обеспечения прозрачности госзакупок и повышения эффективности расходования средств бюджета, ведь это поспособствует инновационному развитию страны.
Библиографический список:
1. Кичик, К.В. Государственный заказ России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fictionbook.ru/static/trials/03/29/79/03297915.a6.pdf.
2. Акулич Е. И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. 2015. №4 (274). С.623-634.
3. Международные торги. Первичные, вторичные, третичные торги. торги с предквалификацией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfXsss2007.naшd.ru/end/23.htm#:~:text=Вторичные%20-%20торги%2С%20назначаемые%20во,предмету%20торгов%20данного%20объе кта%20торгов (дата обращения 05.09.2022).
4. Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/aggregate-feedback.html (дата обращения 05.09.2022).
5. На что чаще жалуются участники госзакупок: обзор практики ФАС в регионах [Электронный ресурс]. - https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1347-zhaloby-fas-regionov (дата обращения 05.09.2022).
6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ ст 10 (ред. от 28.06.2022). Статья 10. Принцип стимулирования инноваций [Электронный ресурс]. - https://fzrf.su/zakon/o-kontraktnoj-sisteme-zakupok-44-fz/st-10.php#:~:text=Статья%2010.%20 Федеральный%20закон%20РФ,№/о2044-ФЗ%20(ред.%20от%2011.06.2022) (дата обращения 05.09.2022).