УДК 34
Юридические науки
Самохина Александра Викторовна, студент 3-го курса Самарский Государственный Экономический Институт Права
НОВОВВЕДЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧАСТНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Аннотация: Формирование и развитие добросовестной конкуренции на микроуровне основано на системе практических процедур и мер, разработанной в интересах государственного заказчика (и общества вообще) при соблюдении необходимых правил и ограничений, получившей название прокьюремент (Procurement). В современной экономике система госзакупок -обязательный элемент управления государственными финансами и прочими ресурсами общественного сектора экономики. Система госзакупок осуществляет функции обеспечения потребностей общества и государственного регулирования экономики, этим обусловлена актуальность данной статьи. В данной статье дается общее понятие государственных закупок, правовая основа системы государственных закупок, а также нововведения в законодательстве по отношению к участникам государственных закупок.
Ключевые слова: государственные закупи, нововведения, электронная форма, участники госзакупок, порядок расчёта.
Annotation: Formation and development of fair competition at the microlevel is based on the system of practical procedures and measures developed for the benefit of the state customer (and societies in general) at observance of necessary rules and restrictions, which received the name procurement (Procurement). In modern economy the system of state procurements - an obligatory control element public finances and other resources of the public sector of economy. The system of state
procurements carries out functions of ensuring requirements of society and state regulation of economy, it caused relevance of this article. In this article the general concept of government procurement, a legal basis of a system of government procurement and also innovations of the legislation in relation to participants of government procurement is given.
Keywords: state buy, innovations, an electronic form, participants of state procurements, a procedure of payments.
Прокьюремент, или конкурентная закупка - система, главной целью которой является эффективное удовлетворение необходимых потребностей предприятия (государства) в работах, услугах и товарах посредством закупки их на рынке конкурентов [3, c. 12]. В мировой практике уделяется пристальное внимание государственным закупкам для решения вопросов по рациональному использованию финансовых средств, поскольку в данной сфере находят резервы по повышению эффективности экономики. Согласно аналитическим оценкам, в технически отлаженном производстве 50—60% потенциальной экономии находится в сфере материально-технического обеспечения, 30% - в сфере сбыта и 10-20% - непосредственно в сфере производства.
В настоящее время система государственных закупок Российской Федерации основывается на:
. Конституции РФ (ст. 65, 66, 72, 73, 130, 131, 132);
• Гражданском кодексе Российской Федерации (часть 1,2);
• Федеральном Законе № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
• Бюджетном кодексе Российской Федерации и иных законодательных актах, в том числе антимонопольном законодательстве.
С 1 января 2019 г. вступили в действие следующие изменения в порядок проведения закупок товаров, работ, услуг для муниципальных и государственных нужд.
Нововведением для проведения госзакупок стал перевод процедур госзакупок в электронную форму. Данная работа началась еще в 2018 году, с 1 июля 2018 г. проведение закупок в электронной форме было правом заказчика. С 1 января 2019 г. данное требование стало обязательным [1, а 17]. Закупки должны проводиться в электронном виде в формах: аукциона; конкурса; запроса котировок; запроса предложений.
В отдельных случаях разрешается проводить закупки в «бумажном виде». Это касается закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций, их перечень определен Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»:
• оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);
• обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);
• проведение закрытых закупок (ст. 84);
• оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);
• поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст.
111);
• проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93).
С 1 января 2019 года вступили в силу положения ст. 24.2 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Данная статья предусматривает обязательную регистрацию всех участников торгов в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС создан Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), в который автоматически вносится информация об участниках, прошедших регистрацию. Федеральное казначейство назначено ответственным за создание и ведение ЕРУЗ. Регистрация в ЕИС осуществляется в электронной форме, для прохождения ее участникам закупок необходима квалифицированная электронная подпись.
Регистрация проводится бесплатно, срок действия регистрации составляет 3 года, ее можно продлить не ранее чем за 6 месяцев до истечения
срока регистрации. Компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, не имеют права на регистрацию в ЕИС и участие в госзакупках [5, с. 35].
С 1 января 2019 года перестала действовать статья 61 Закона № 44-ФЗ, которая регламентировала аккредитацию участников электронных площадок. В то же время прекратил действие порядок аккредитации, по которому участники закупок должны были осуществить процедуру аккредитации на всех электронных площадках. С 1 января 2019 года аккредитацию на ЭП можно получить, только зарегистрировшись в ЕИС.
Участники госзакупок, которые прошли регистрацию в ЕИС, внесены в ЕРУЗ, получают аккредитацию автоматически на всех торговых электронных площадках, получивших допуск к работе с государственными закупками. Аккредитация производится в течении одного рабочего дня после окончания регистрации в ЕИС операторами электронных площадок [6, с. 332].
С 1 января 2019 года действует Закон № 303 от 03.08.2018 г., которым предусматривается повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20 процентов. Остается неизменной льготная ставка НДС 10 % для перечня отдельных видов продуктов, лекарств, детских товаров. Заказчиками должна учитываться действующая ставка НДС при расчетах начальных максимальных цен контрактов (НМЦК) при закупках с 2019 года.
Также с 1 января 2019 года вступили в законную силу изменения в Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление о внесении изменений от 12.05.2018 г. № 572). При проведении госзакупок данными изменениями предоставлено преимущество лекарствам из России и остальных стран ЕАЭС - Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. Лекарственные препараты, производство которых осуществляется на государственной территории членов ЕАЭС, приобретают 15 % ценовые
преференции, которые предусмотрены Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155.
С 1 января 2019 года поменялся расчет объема закупок субъектов малого предпринимательства [8]. Теперь заказчикам разрешено включать в расчет годового совокупного объема закупок при закупках у единственного поставщика - субъекта малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), осуществляющихся в случаях признания конкурентных способов определения несостоявшегося поставщика (среди СМП). Данное нововведение значительно упрощает работу заказчикам, поскольку согласно с действующему законодательству не менее 15 % контрактов необходимо заключать с представителями СМП или СОНКО. С учетом закупок у единственного поставщика, учитывающихся в годовом совокупном объеме, достигать установленную норму в 15 % будет проще. В 2018 году в совокупный объем закупок у СОНКО и СМП контракты, которые заключены с единственным поставщиком, не включались [4, а 328].
С 1 января 2019 года заказчики должны включать в условия контрактов, которые предусматривают аванс, порядок расчетов последующих платежей. Данное нововведение связано со вступлением в действие с 1 января 2019 года Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 г. № 1430 «О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
Допускается два способа расчетов:
1. Не содержащий в себе этапов выполнения работ контракт, либо этапы работ по контракту должны выполняться последовательно, размер последующих платежей должен рассчитываться разницей между стоимостью фактически выполненных работ,поставленных товаров, оказанных услуг и суммой выплаченного ранее авансового платежа [2].
2. Содержащий в себе этапы исполнения контракт, сроки исполнения которого совпадают, размер следующих платежей должен рассчитываться разницей между стоимостью поставленных фактически товаров, оказанных
услуг, выполненных работ и суммой, которая рассчитывается произведением размера авансового платежа, предусмотренного контрактом в процентном выражении и стоимости поставленных фактически товаров, оказанных услуг, выполненных работ.
Вышеуказанный порядок расчетов должен распространяться лишь на федеральных заказчиков. Такой порядок в 2018 году предусматривался для госконтрактов с казначейским сопровождением авансовых платежей [7, с. 33].
С 1 января 2019 года при начальной (максимальной) цене контракта до 15 млн. рублей при снижении цен в процессе торгов больше, чем на 25%, размер обеспечения выполнения контракта повышается в 1,5 раза или информация о добросовестности исполнителя предоставляется одновременно с предоставлением гарантии исполнения контракта в указанном в документации размере.
С 1 января 2019 года муниципальные и государственные учреждения освобождены от необходимости осуществлять обеспечение заявки по участию в процедурах закупок. С 1 января 2019 года не требуется внешняя экспертиза при заключении контракта в результате несостоявшейся электронной процедуры.
С 1 июля 2019 года участники закупкок смогут самостоятельно выбирать способы обеспечения заявок на участие в электронных закупках. Помимо внесения средств на спецсчет будет разрешено использование банковских гарантий обеспечением заявок. Это облегчит доступ к закупкам многим компаниям. Размер обеспечения исполнения контракта с 1 июля 2019 года уменьшится пропорционально стоимости выполненных обязательств, прием и оплата заказчиком которых будет осуществляться в сроки и порядках, предусмотренных контрактом [7, с. 35].
С 1 июля 2019 года в случае отзыва лицензии у банка-гаранта участник закупки должен предоставить новые гарантии исполнения контракта в сроки не позднее 1 месяца после получения уведомления от заказчика. Это положение включается в контракт. Размер обеспечения в данном случае должен уменьшаться на размер исполненных контрактных обязательств.
С 1 октября 2019 года будет работать государственная информационная система (ГИС) «Независимый регистратор». Данная система создана в целях мониторинга работоспособности электронных площадок и ЕИС, фиксации бездействия или действий участников госзакупок в ЕИС и на ЭП и хранения вышеуказанной информации. Применение ГИС «Независимый регистратор» должно повысить прозрачность закупок, снизить количество нарушений проведения закупочных процедур.
Библиографический список:
1. Белов, В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов // Право и экономика - 2018. - № 2. - С.15-20.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 17 июля 2009 г.) // СПС «Гарант», 2016.
3. Горбунов - Посадов, М.М. Электронные государственные закупки . - М., 2017. - 56 с.
4. Гридина, Е.Г. Оценка качества сложных объектов на базе ГИС// Надежность и качество. Труды международного симпозиума. - Пенза, 2017. -328 с.
5. Ельчанинов, Д.В. Информационная поддержка государственных закупок // Экономические науки. - 2018. - № 5. - С. 34-39.
6. Смирнова, В.И. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд. - М.: ГУ-ВШЭ, 2018. -332 с.
7. Тимофеева, О.И. Новые возможности в организации бюджетного процесса на основе информационных технологий// Финансы и статистика. -2018. - № 4. - С. 30-36.
8. Федеральный Закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Гарант», 2018.