Научная статья на тему 'Практика реализации взаимодействия гражданского общества и государственной власти (на примере региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок товаров)'

Практика реализации взаимодействия гражданского общества и государственной власти (на примере региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок товаров) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАКУПКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалов Иван Александрович

В статье рассматриваются нововведения в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг. Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» предусматривает создание единой информационной системы и вводит ряд новых данных, которые должны быть опубликованы в единой информационной системе. В рамках реализации закона Правительством РФ подготовлен проект Единых требований к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the innovations in regional and municipal information systems in the field of procurement of goods, works and services. Federal Law № 44-FZ "On the contract system" provides the establishment of a unified information system and binds new data to be published in the system. Within the framework of the law Russian government developed a project of unified requirements for regional and municipal state procurement information systems.

Текст научной работы на тему «Практика реализации взаимодействия гражданского общества и государственной власти (на примере региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок товаров)»

КОНОВАЛОВ И. А. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО общества и государственной власти (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ) Аннотация. В статье рассматриваются нововведения в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг. Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» предусматривает создание единой информационной системы и вводит ряд новых данных, которые должны быть опубликованы в единой информационной системе. В рамках реализации закона Правительством РФ подготовлен проект Единых требований к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок.

Ключевые слова: гражданское общество, федеральный закон, информационные системы, информационная безопасность, закупки.

KONOVALOV I. A.

PRACTICE OF COOPERATION BETWEEN CIVIL SOCIETY AND GOVERNMENT: A STUDY OF REGIONAL AND MUNICIPAL STATE PROCUREMENT INFORMATION SYSTEMS Abstract. The article considers the innovations in regional and municipal information systems in the field of procurement of goods, works and services. Federal Law № 44-FZ "On the contract system" provides the establishment of a unified information system and binds new data to be published in the system. Within the framework of the law Russian government developed a project of unified requirements for regional and municipal state procurement information systems.

Keywords: civil society, federal law, information systems, information security, state procurement.

Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти представляет собой одну из важнейших проблем современной отечественной политологии. В XXI веке в этом процессе возникли новые тенденции, полностью изменившие механизм сотрудничества. Широкое применение новых информационных технологий привело к возникновению феномена электронного правительства, которое позволяет гражданам преодолеть негативное воздействие многочисленных административных барьеров. Одним из примеров реализации этой программы стала работа по созданию электронных систем в сфере закупок товаров.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующему сегодня систему государственных и муниципальных закупок. 44-ФЗ - это первый шаг к созданию единой контрактной системы в сфере госзаказа.

В ходе принятия и обсуждения закона было рассмотрено свыше 1000 предложений и поправок, которые вносили как крупные федеральные заказчики, так и простые граждане РФ, заинтересованные в реформе госзакупок.

В числе главных новаций Федерального закона № 44-ФЗ - введение новых институтов общественного контроля и участия общественности в процедурах закупок для государственных и муниципальных нужд.

В статье 4 Федерального закона №44-ФЗ по аналогии с Законом № 94-ФЗ определено и уточнено информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок.

Федеральным законом №44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (ЕИС). ЕИС -это совокупность содержащейся в базах данных информации. ЕИС является развитием идеи информационного портала закупок (zakupki.gov.ru).

Единая информационная система позволяет сопоставлять и контролировать информацию, содержащуюся, например, в плане закупок, плане-графике закупок и в документации о закупках, условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика.

Наряду с остающимися документами и реестрами, введенными согласно Закону № 94-ФЗ, дополнительно вводятся следующие новые документы и информационные системы:

■ планы закупок;

■ информация о реализации планов закупок и планов-графиков;

■ перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

■ информация о закупках, предусмотренная Законом № 44-ФЗ, об исполнении контрактов;

■ библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;

■ реестр банковских гарантий;

■ перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

■ результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

■ отчеты заказчиков, предусмотренные Законом № 44-ФЗ;

■ каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (т. е. вместо классификаторов планируются каталоги);

■ информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ запросах цен товаров, работ, услуг;

■ иные информация и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено Законом № 44-ФЗ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Таким образом, ЕИС будет интегрирована и с закупками по Закону № 223-ФЗ [1].

Положениями Закона № 44-ФЗ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право создавать региональные и муниципальные информационные системы (РМИС) в сфере закупок, интегрированные с ЕИС. При этом единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются Правительством РФ.

В целях реализации положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу с 01.01.2014, а именно части 8 статьи 4 разработан проект «Единых требований к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Единые требования устанавливаются:

■ к обеспечению интеграции РМИС с единой информационной системой и взаимодействию РМИС с иными информационными системами;

■ к функциям региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок;

■ к информации, размещаемой в РМИС и программному обеспечению РМИС;

■ к информационной безопасности РМИС;

■ к режимам работы РМИС, к правовым и организационным средствам обеспечения пользования РМИС [2].

В соответствии с Требованиями, интеграция РМИС с единой информационной системой обеспечивается посредством ее регистрации в ЕИС в установленном порядке и осуществляется сроком на три года. Все документы и вся информация, передаваемая из РМИС в ЕИС, должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

Интеграция РМИС с ЕИС и взаимодействие РМИС с иными информационными системами должны обеспечивать формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы, контроль соответствия информации.

РМИС должны обеспечивать формирование и передачу в ЕИС ряда необходимой информации и документов, а также обеспечивать доступ пользователей к информации, содержащейся в базах данных ЕИС [3].

Информация, содержащаяся в РМИС должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией. Информация предоставляется безвозмездно, а также должна быть полной и достоверной, должна быть доступна пользователям информацией без использования дополнительного платного программного обеспечения, не зашифрована или защищена от доступа. Информация размещается в общедоступной части РМИС только после подписания документа, на русском языке, а также на других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

Информационная безопасность РМИС должна обеспечиваться комплексом мероприятий. При создании и эксплуатации РМИС должны использоваться средства защиты информации от неправомерных действий, средства обнаружения вредоносного программного обеспечения, средства контроля доступа к информации, в том числе средств обнаружения компьютерных атак, средства фильтрации и блокирования сетевого трафика, сертифицированные ФСБ России и (или) ФСТЭК России с учетом их компетенции.

Требования к режимам работы РМИС, к правовым и организационным средствам обеспечения пользования РМИС регламентируют длительность плановых перерывов в работе РМИС, порядок действий в случае возникновения технических неполадок, порядок передачи из РМИС в ЕИС информации и документов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ [4].

Таким образом, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.

При этом единая информационная система обеспечивает максимальный уровень прозрачности всего цикла закупок, проводимых в рамках Закона № 44-ФЗ, от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, что может предотвратить коррупцию и другие злоупотребления.

В целом, можно утверждать, что работа по реализации информационных механизмов взаимодействия власти и гражданского общества еще далека от завершения. Однако принятие рассмотренных в этой статье Федеральных законов следует рассматривать в качестве важного шага на этом пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 05.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении единых требований к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок" (по состоянию на 30.10.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

3. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zakupki.gov.ru.

4. Институт госзакупок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.roszakupki.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.