УДК 355.58 Л.Е. АСАДЧИХ
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
В связи с возрастанием роли организационной культуры в обеспечении устойчивого развития общеобразовательного учреждения чрезвычайную актуальность приобретает вопрос осмысления технологии внесения изменений в организационную культуру.
К числу основных этапов технологии формирования инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения следует отнести: ориентационно-теоретический, этап про-блематизации, проектировочный, внедренческий.
Ключевые слова: технология развития общеобразовательного учреждения, ценностно-ориентированное управление, инновационная организационная культура, инновационная организационная структура, культурный профиль общеобразовательного учреждения.
В связи с возрастанием роли организационной культуры в обеспечении устойчивого развития образовательного учреждения чрезвычайную актуальность приобретает вопрос осмысления технологии внесения изменений в организационную культуру школы.
Под технологией принято понимать систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированных во времени и пространстве и приводящих к намеченным результатам. И.Ф. Исаев рассматривает педагогическую технологию как интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем, планирования и обеспечения управления и решения [1]. Г. К. Селевко трактует педагогическую технологию как систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированных во времени и приводящих к намеченным результатам [2]. По мнению Т.М. Давыденко, технология должна создавать в ходе своего функционирования возможности для коррекции первоначально поставленных целей, содержания, способов взаимодействия [3].
Мы разделяем взгляд Т.И. Шамовой на технологию как на процессную систему совместной деятельности субъектов по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с
целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам
[4].
Однако управленческая технология предполагает не только интерактивное взаимодействие субъектов процесса управления, но и имеет свою специфику, так как она затрагивает аспект взаимодействия управленческой и управляемой подсистем. Причём применительно к организационной культуре наибольшее значение имеет позиция субъектов процесса управления, так как они являются носителями доминирующих ценностей организационной культуры, создателями новых ценностей и тем самым формируют культурный профиль общеобразовательного учреждения.
В рамках данной статьи предлагается обозначить основные этапы технологии формирования инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения.
Первый этап (ориентационно-теоретический) включает в себя решение следующих задач: овладение управленческими кадрами образовательного учреждения методологическими, теоретическими знаниями по вопросам формирования инновационной организационной культуры, становление у сотрудников личностных смыслов в наращивании инновационного потенциала педагогической и управленческой деятельности, мотивация персонала школы к участию в инновационной деятельности.
Для решения данных задач в общеобразо-
© Л.Е. Асадчих, 2009
9
Педагогика
вательном учреждении необходимо создать обучающую среду, которая позволит сформировать у субъектов процесса управления теоретические представления о сущности организационной культуры, её структуре, ценностно-смысловом контексте, а также источниках, типологии, принципах формирования инновационной организационной культуры.
Мы считаем, что важным направлением работы на данном этапе является повышение мотивации сотрудников к инновационной деятельности. Для решения этой задачи большое значение отводится формированию у субъектов процесса управления чувства убеждённости в успехе инновационных изменений. Это проявляется, прежде всего, в эмоциональной и профессиональной поддержке педагогов при переживаниях и сомнениях, педагогической отзывчивости, готовности к оказанию профессиональной взаимопомощи, в уважительном отношении к профессиональным достижениям коллег, сопереживании профессионального успеха, конструктивном разрешении профессиональных проблем, готовности субъектов процесса управления к активному профессиональному взаимодействию.
Второй этап (проблематизации) технологии формирования инновационной организационной культуры предусматривает изучение степени готовности руководителей общеобразовательного учреждения, линейных менеджеров к осуществлению проблемно-ориентированного анализа организационной культуры школы; SWOT-анализа; ПЭСТ - анализа; выявление степени мотивированности сотрудников к изменению культурного профиля организации, к освоению инновационного педагогического и управленческого репертуара.
Особенность аналитической деятельности состоит в том, что она позволяет взглянуть на проблемы с двух сторон. С одной стороны, анализ проблем развития школы дает возможность оценить, какова была стратегия развития общеобразовательного учреждения, насколько эффективно использовались его ресурсы. С другой стороны, в ходе анализа выделяются проблемы, противоречия, препятствующие эффективному развитию школы, а неиспользованные возможности и ресурсы выступают как источники совершенствования управления.
В качестве объектов для анализа организационной культуры школы избирается система цен-
ностей, установок, убеждений сотрудников, традиции, нормы поведения, стиль взаимоотношений персонала, степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса организацией жизнедеятельности школы.
Третий этап (проектировочный) включает в себя концептуализацию управленческой деятельности, проектирование инновационной организационной культуры, отвечающей этапу развития общеобразовательного учреждения; разработку инновационной организационной структуры управления школой, определение состава функций, критериев, педагогических условий, предполагаемых результатов формирования инновационной организационной культуры.
Мы считаем, что на данном этапе необходимо вовлекать персонал в процесс формирования организационной культуры посредством включения его в деятельность инновационных организационных структур; расширение состава должностных обязанностей педагогов, наполнение их инновационным содержанием; проведение опережающей подготовки сотрудников по проблемам инновационной деятельности в рамках корпоративного обучения. Акцент в деятельности руководителя школой перемещается в плоскость развития интеллектуальных активов организации, формирования работников-инвес-торов, «работников по знаниям» с целью обеспечения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения. Поощрение творчества сотрудников, культивирование предпринимательского типа поведения; стимулирование разработки и активного участия субъектов процесса управления в реализации инновационных решений в сфере их компетенции становятся первоочередными задачами этого этапа. В результате создаются условия для креативного сотрудничества педагогических кадров в обновлении существующей в общеобразовательном учреждении организационной культуры.
Четвёртый этап (внедренческий) предполагает реализацию управленческих и педагогических проектов, модернизацию организационной структуры управления школой, внедрение этического кодекса общеобразовательного учреждения, регулирующего нормы, традиции, стиль взаимоотношений и поведения всех участников образовательного процесса.
Большое значение на данном этапе придаётся созданию ресурсного обеспечения форми-
10
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
рования инновационной организационной культуры (нормативно-правового, информационного, кадрового, программно-методического, материально-технического, финансово-экономического), которое позволяет в полной мере реализовать человекоориентированную направленность процесса управления, гуманизировать культурно-образовательную среду в общеобразовательном учреждении, создать многомерное пространство для проявления креативности, профессионально-личностного саморазвития, самореализации субъектов процесса управления. На этом этапе происходят изменения в системе ценностей педагогического коллектива, переход от технократической к инновационной организационной культуре.
В ходе реализации внедренческого этапа мы считаем необходимым осуществление рефлексии процесса формирования инновационной организационной культуры. Она должна включать в себя рефлексию качества инновационной деятельности субъектов процесса управления, рефлексию готовности руководителей общеобразовательного учреждения проектировать инновационную организационную культуру; рефлексию профессиональной компетентности менеджеров образования в вопросах формирования инновационной организационной культуры; развитие у руководителей умения осуществлять самоанализ, самооценку инновационной управленческой деятельности.
Таким образом, для успешного управления формированием инновационной организацион-
ной культуры общеобразовательного учреждения необходимо сформировать у руководителей чёткое представление об оптимальных способах развития организационной культуры; культивировать управленческую рефлексию, направленную на непрерывную ревизию собственных профессионально-педагогических и управленческих ценностей, целей управленческой деятельности как необходимого условия повышения эффективности процесса управления, наращивать инновационный контекст профессиональной компетентности в вопросах перехода от функционально-ориентированного к ценностно-ориентированному управлению, т.е. обеспечить его готовность к внесению изменений в саму философию управления современным общеобразовательным учреждением.
Библиографический список
1. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М.; Белгород, 1993. - 219с.
2. Селевко Г К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2-х т. Т 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
3. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - Москва - Белгород, 1995. - 251 с.
4. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
11