Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА'

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ДИСПОЗИЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ И НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ ВУЗА / РАБОТНИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончарук С.В., Гончарук Я.А., Миронова Т.А., Жилина Л.В.

Цель исследования - выявление отношения преподавателей и научных сотрудников к возможностям реализации проектного управления в условиях физкультурно-образовательного пространства вуза. Методика и организация исследования. Социологическое исследование охватило семь вузов Белгородской, Курской, Липецкой областей, состояло из анкетного опроса основных акторов физкультурно-образовательного пространства вуза и их глубинного интервьюирования методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, 140 работников администрации вуза. Цель эмпирического социологического исследования заключалась в выявлении особенностей диспозиций респондентов в отношении применения технологии проектного подхода. Результаты исследования и выводы. Для применения технологии проектного управления в развитии физкультурно-образовательного пространства вуза необходимо преодолеть ряд барьеров через привлечение участников в продолжительные пилотные проекты, не требующие кардиальных изменений в деятельности сотрудника. В качестве основных проблем, возникающих в ходе применения проектного подхода к управлению развитием физкультурно-оздоровительной деятельности, выявлены следующие: 1) отсутствие системности и последовательности в процессах внедрения методов управления; 2) недостаточная теоретическая подготовка управляющего персонала; 3) недостаточный уровень формализации процессов проектного управления. Преодоление барьеров применения технологии проектного управления возможно через привлечение участников физкультурно-оздоровительной деятельности в продолжительные пилотные проекты, не требующие кардиальных изменений в деятельности сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гончарук С.В., Гончарук Я.А., Миронова Т.А., Жилина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION BASED ON THE PROJECT APPROACH

Objective of the study was to identify the attitude of teachers and researchers to the possibilities of implementing project management in the conditions of the sports and educational space of the university.Methods and structure of the study. The sociological study covered seven universities in the Belgorod, Kursk, Lipetsk regions, consisted of a questionnaire survey of the main actors in the sports and educational space of the university and their indepth interviewing using the focus group method. The study involved 300 teachers and researchers of the university, 140 employees of the university administration. The purpose of the empirical sociological study was to identify the characteristics of the respondents' dispositions regarding the application of the technology of the project approach.Results and conclusions. To apply the project management technology in the development of the sports and educational space of the university, it is necessary to overcome a number of barriers by involving participants in longterm pilot projects that do not require fundamental changes in the employee's activities. As the main problems that arise in the course of applying the project approach to managing the development of sports and recreational activities, the following were identified: 1) lack of consistency and consistency in the processes of introducing management methods; 2) insufficient theoretical training of management personnel; 3) insufficient level of formalization of project management processes. Overcoming the barriers to the application of project management technology is possible through the involvement of participants in physical culture and recreation activities in longterm pilot projects that do not require cardinal changes in the employee's activities.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА»

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА

УДК/UDC 37.013

Поступила в редакцию 30.03.2022 г.

Информация для связи с автором: goncharuk_ya@bsu.edu.ru

Кандидат социологических наук, доцент С.В. Гончарук1

Кандидат социологических наук Я.А. Гончарук1

Кандидат педагогических наук Т.А. Миронова1

Доцент Л.В. Жилина1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

MANAGEMENT OF PHYSiCAL CULTURE AND HEALTH iMPROViNG ACTiViTIES iN THE HiGHER EDUCATiON iNSTiTUTiON BASED ON THE PROJECT APPROACH

PhD, Associate Professor S.V. Goncharuk1 PhD Ya.A. Goncharuk1 PhD T.A. Mironova1

Associate Professor L.V. Zhilina1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - выявление отношения преподавателей и научных сотрудников к возможностям реализации проектного управления в условиях физкультурно-образовательного пространства вуза. Методика и организация исследования. Социологическое исследование охватило семь вузов Белгородской, Курской, Липецкой областей, состояло из анкетного опроса основных акторов физкультурно-образовательного пространства вуза и их глубинного интервьюирования методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, 140 работников администрации вуза. Цель эмпирического социологического исследования заключалась в выявлении особенностей диспозиций респондентов в отношении применения технологии проектного подхода. Результаты исследования и выводы. Для применения технологии проектного управления в развитии физкультурно-образовательного пространства вуза необходимо преодолеть ряд барьеров через привлечение участников в продолжительные пилотные проекты, не требующие кардиальных изменений в деятельности сотрудника. В качестве основных проблем, возникающих в ходе применения проектного подхода к управлению развитием физкультурно-оздоровительной деятельности, выявлены следующие: 1) отсутствие системности и последовательности в процессах внедрения методов управления; 2) недостаточная теоретическая подготовка управляющего персонала; 3) недостаточный уровень формализации процессов проектного управления. Преодоление барьеров применения технологии проектного управления возможно через привлечение участников физкультурно-оздоровительной деятельности в продолжительные пилотные проекты, не требующие кардиальных изменений в деятельности сотрудника.

Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство вуза, физкультурно-оздоровительная деятельность, технология проектного управления, диспозиции, преподаватели и научные сотрудники вуза, работники администрации вуза.

Abstract

Objective of the study was to identify the attitude of teachers and researchers to the possibilities of implementing project management in the conditions of the sports and educational space of the university.

Methods and structure of the study. The sociological study covered seven universities in the Belgorod, Kursk, Lipetsk regions, consisted of a questionnaire survey of the main actors in the sports and educational space of the university and their in-depth interviewing using the focus group method. The study involved 300 teachers and researchers of the university, 140 employees of the university administration. The purpose of the empirical sociological study was to identify the characteristics of the respondents' dispositions regarding the application of the technology of the project approach.

Results and conclusions. To apply the project management technology in the development of the sports and educational space of the university, it is necessary to overcome a number of barriers by involving participants in long-term pilot projects that do not require fundamental changes in the employee's activities. As the main problems that arise in the course of applying the project approach to managing the development of sports and recreational activities, the following were identified: 1) lack of consistency and consistency in the processes of introducing management methods; 2) insufficient theoretical training of management personnel; 3) insufficient level of formalization of project management processes. Overcoming the barriers to the application of project management technology is possible through the involvement of participants in physical culture and recreation activities in long-term pilot projects that do not require cardinal changes in the employee's activities.

Keywords: sports and educational space of the university, sports and recreational activities, project management technology, dispositions, teachers and researchers of the university, employees of the university administration.

Введение. В рамках системного подхода управление развитием физкультурно-образовательного пространства вуза (ФОПВ) представляет собой согласованную скоординированную деятельность различных институций, целью которой является обеспечение оптимального развития всех элементов физкультурно-образовательного пространства и системы в целом. В процессе управления развитием ФОПВ следует учитывать: 1) специфику взаимоотношения между его субъектами; 2) уровень структуры и материального оснащения ФОПВ; 3) образовательные (учебные) программы,

направления подготовки, специальные курсы и прочие научно-методические компоненты; 4) мотивационные элементы и ценностные аспекты деятельности акторов в ФОПВ [1].

Целесообразность применения проектного подхода к управлению развитием ФОПВ определяется рядом обстоятельств, среди которых: создание в процессе работы над проектом условий для переосмысления субъектом своих диспозиций; расширение пространства свободы выбора субъектом норм поведения; увеличение возможностей взаимодействия представителей различных институций; форми-

рование у проектантов ощущения реальности перемен, в том числе и перемен в собственных ценностно-целевых установках; появление у акторов дополнительной мотивации к изменению диспозиций как следствие ожидания вознаграждения за успешный проект [5]. Однако эффективность применения технологии проектного управления в процессе развития ФОПВ напрямую зависит от особенностей отношения к ней преподавателей, научных сотрудников и работников администрации вуза.

Цель исследования - выявление отношения преподавателей и научных сотрудников к возможностям реализации проектного управления в условиях физкультурно-образова-тельного пространства вуза.

Методика и организация исследования. В статье приведены данные, полученные в ходе социологического исследования «Диагностика системы управления физкультур-но-образовательным пространством вузов» (2018-2021 гг.). Территория исследования: Белгородская, Курская и Липецкая области. Методы исследования: 1) анкетный опрос акторов ФОПВ: преподаватели и научные сотрудники вузов (п=300), работники администрации вуза (п=140); 2) фокус-групповое интервьюирование: преподавателей и научных сотрудников вузов (п=12) и работников администрации вуза (п=12).

Результаты исследования и их обсуждение. Среди преподавателей и научных работников уровень знаний в области проектного управления недостаточен. Как «высокий», его оценивают 6,3 % опрошенных, как «средний» - 35,3 %, как «низкий» - 29,7 %. Полное отсутствие знаний о технологии проектного управления было обнаружено у 7,7 % опрошенных.

Несмотря на это, существенная часть респондентов достаточно высоко оценила перспективы применения проектной технологии (7,3 балла из 10 возможных). Как и следовало ожидать, показатель ее оценки значительно выше именно в тех вузах, где сложилась практика его реализации.

Почти 39 % преподавателей и научных сотрудников выделяют среди преимуществ технологии проектного управления возможность повышения эффективности реализации поставленных целей и задач. 27,7 % видят ее преимущество в повышении личной ответственности и производительности труда; 7 % - в повышении инициативности сотрудников вуза. При этом среди преподавателей и научных сотрудников только 52,3 % обладают какой-либо информацией о практике проектного подхода к управлению развитием ФОПВ. И лишь 48 % опрошенных имеют личный опыт реализации проектов в сфере ФОПВ. Следовательно, попытка выделить преимущества проектного подхода к управлению развитием ФОПВ у значительной части респондентов носит довольно абстрактный характер.

Преподаватели и научные сотрудники, не принимавшие участие в реализации проектов в сфере ФОПВ, в качестве основных барьеров, препятствующих этому, указывают страх разрушения сложившихся устоев, привычек и принципов деятельности в сфере ФОПВ. Такого мнения придерживаются 22,3 % опрошенных. 18,7 % указывают на недостаточный уровень готовности к изменениям; 14 % - на желание функционировать в прежнем режиме.

Работники администрации вуза демонстрируют некоторую сдержанность в отношении вопроса эффективности проектного подхода к управлению развитием ФОПВ, оценивая ее в 6,6 баллов из 10 возможных. Отметим, что оценка эффективности проектного подхода к управлению развитием ФОПВ среди работников администрации несколько ниже по сравнению с мнением преподавателей и сотрудников вуза. Сдержанное отношение к применению данной технологии мы склонны объяснить наличием опыта управления у работников администрации вуза. Высокой оценки придерживаются работники

администрации вузов, в которых имеется ряд реализуемых и/или завершенных проектов по развитию ФОПВ.

Использование проектного подхода к управлению развитием ФОПВ, как считают работники администрации вузов, продиктовано перспективами повышения инициативности сотрудников (35,7 % респондентов), усиления эффективности реализации поставленных целей и задач (33,6 %), повышения личной ответственности и производительности труда (15,7 %).

К числу наиболее значимых барьеров, возникающих в ходе применения проектного подхода к управлению развитием ФОПВ, 32,9 % работников администрации вуза относят отсутствие системности и последовательности в процессах внедрения методов управления. Данный барьер считает реальным ряд исследователей, например, по мнению Е. Н. Ивах-ненко, «современная система образования испытывает регулярное внешнее директивное вмешательство, что неизбежно образует разрыв преемственности в ее развитии» [2].

В работе «Управление образованием» В. П. Панасюк отмечает, что «о системности и сбалансированности управления образованием и образовательными системами можно говорить в позитивном ключе, если соблюдается соответствие уровней сложности управляющей и управляемой систем; если высшим (федеральному и региональным) уровням управления образованием не приходится в «ручном режиме» решать проблемы, являющиеся, по своей сути, полномочиями муниципальных органов власти и менеджмента образовательных организаций» [4]. Исследователь приходит к выводу, что несовершенство, противоречивость и частая обновляе-мость законодательства порождают невозможность принятия эффективных решений.

Основной проблемой 30,7 % анкетируемых считают нечеткое распределение функциональных обязанностей. Еще 10,7 % опрошенных отмечают недостаточную теоретическую подготовку управляющего персонала. Данный барьер является реальным по мнению многих исследователей системы управления в сфере образования. В. Н. Старцева, в частности, подчеркивает необходимость непрерывного процесса обучения сотрудников администрации вуза, который используется для совершенствования профессиональной компетенции работников [6].

Среди работников администрации вуза 10 % выделяют недостаточный уровень формализации процессов проектного управления. Наличие данного барьера подтверждают и другие исследователи. Так, А. С. Мудунов и К. Н. Цахаева приходят к заключению не только о недостаточном уровне, но и о полном отсутствии формализации процессов проектного управления [3].

Тем не менее, несмотря на перечисленные барьеры, работники администрации вуза считают технологию проектного управления перспективной и обладающей большим потенциалом.

Выводы. Установлено, что применение проектного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза невозможно без тесного взаимодействия всех его участников. Возможности применения проектного управления напрямую зависят от степени интереса к данной технологии всех участников физкультурно-оздоровительной деятельности вуза. Уровень демонстрируемого интереса напрямую зависит от степени вовлеченности участников в работу с проектом. Преподаватели и работники администрации, лично участвовавшие в развитии физкультурно-оздоровительной деятельности, применяя технологию проектного управления, относятся к ней с большей лояльностью.

В качестве основных проблем, возникающих в ходе применения проектного подхода к управлению развитием физкультурно-оздоровительной деятельности, представляется

№5 • 2022 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

возможным определить следующие: 1) отсутствие системности и последовательности в процессах внедрения методов управления; 2) недостаточная теоретическая подготовка управляющего персонала; 3) недостаточный уровень формализации процессов проектного управления.

Преодоление барьеров применения технологии проектного управления возможно через привлечение участников физкультурно-оздоровительной деятельности в продолжительные пилотные проекты, не требующие кардиальных изменений в деятельности сотрудника. Литература

1. Гончарук, Я.А. К вопросу обоснования физкультурно-образова-тельного пространства высшей школы / Я.А. Гончарук // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. - 2019. - № 1. - С. 32-36.

2. Ивахненко, Е.Н. Отечественное образование как система и объект управления / Е.Н. Ивахненко // Высшее образование в России. - 2018. - № 8-9. - С. 18.

3. Мудунов А.С. Основные проблемы внедрения технологий проектного управления в российскую практику / А.С. Мудунов, К.Н Цахаева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 11 (Ч. 7). - С. 1459.

4. Панасюк, В.П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы / В.П. Панасюк // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 2. - С. 79.

5. Полухин, О.Н. Управление развитием физкультурно-образо-вательного пространства вуза на основе проектного подхода / О.Н. Полухин, В.П. Бабинцев, С.В. Гончарук и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 7. - С. 66-68.

6. Старцева, В.Н. Инновационные технологии управления мотивацией персонала как проблема современного менеджмента / В.Н. Старцева // Вестник Нижегородского университета им.

H.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». - 2008. - № 1 (9). - С. 95.

References

1. Goncharuk Ya.A. K voprosu obosnovaniya fizkulturno-obrazovatel-nogo prostranstva vysshej shkoly [On the issue of substantiating the physical culture and educational space of higher education]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Sociologiya. Politologiya. 2019. No.

I. pp. 32-36.

2. Ivakhnenko E.N. Otechestvennoe obrazovanie kak sistema i obekt upravleniya [Domestic education as a system and object of management]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. No. 8-9. p.18.

3. Mudunov A.S., Tsakhaeva K.N. Osnovnye problemy vnedreniya tekh-nologij proektnogo upravleniya v rossijskuyu praktiku [The main problems of introducing project management technologies into Russian practice]. Fundamentalnye issledovaniya. 2015. No. 11(Part 7). p. 1459.

4. Panasyuk V.P. Upravlenie obrazovaniem i obrazovatelnymi siste-mami: sostoyanie, tendencii, problemy i perspektivy [Management of education and educational systems: state, trends, problems and prospects]. Obrazovanie i nauka. 2017. Vol. 19. No. 2. p. 79.

5. Polukhin O.N., Babintsev V.P., Goncharuk S.V. et al. Upravlenie raz-vitiem fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vuza na osnove pro-ektnogo podhoda [Management of the development of the physical culture and educational space of the university based on the project approach]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. pp. 66-68.

6. Startseva V.N. Innovacionnye tekhnologii upravleniya motivaciej personala kak problema sovremennogo menedzhmenta [Innovative technologies for personnel motivation management as a problem of modern management]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya «Socialnye nauki». 2008. No. 1 (9). p. 95.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЮНОШЕЙ ПРИ УГЛУБЛЕННЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Доктор биологических наук, доцент С.Ю. Завалишина1

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1

1Российский государственный социальный университет г Москва

УДМ^С 796.01:612

Ключевые слова: юношеский возраст, мышечная активность, физическая культура, физические возможности, тренированность.

Введение. В современном обществе сохраняется большая потребность повышения общей физической активности молодежи, приступившей к трудовой деятельности или продолжающей образование [1]. Это требует дополнительных исследований по влиянию физической активности на функциональные возможности организма в юношеском возрасте [2].

Цель исследования - оценить влияние углубленных занятий физической активностью на функциональные возможности юношеского организма.

Методика и организация исследования. Обследованы 32 здоровых юноши в возрасте 17-18 лет. Их разделили на группу обследования (16 человек), начавших занятия физической культурой пять раз в течение недели, и группу контроля (16 человек), которая занимались физической культурой два раза в неделю только на университетских занятиях. Исследование вели в течение шести месяцев. Исходно и в конце наблюдения у обследованных регистрировали результаты стандартных функциональных тестов.

Результаты исследования. Исходно у обследованных отмечены невысокие скоростно-силовые и силовые возможности и низкая выносливость. Это доказывалось низкой результативностью теста бега на разные дистанции, теста прыжка в длину, тестами шестиминутного и челночного бега, теста на подтягивания на перекладине и теста прыжков, выполняемых на время со скакалкой. В начале наблюдения у всех обследованных в ходе физической нагрузки быстро на-

FUNCTiONAL CAPABiLiTiES OF YOUNG MEN DURING iN-DEPTH PHYSiCAL ACTiViTY

Dr. Biol., Associate Professor S.Yu. Zavalishina1 Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 04.04.2022 г.

ступало утомление, проходящее только через несколько часов после тренировки.

В конце исследования в группе контроля не выявлено достоверных изменений регистрируемых параметров. В группе обследования через полгода регулярных углубленных занятий физкультурой произошло выраженное уменьшение утомляемости. Это сопровождалось повышением в группе обследования уровня скоростно-силовых возможностей, возрастанием времени бега на разные дистанции - в среднем на 29,2%, ростом силовых характеристик (повысилось на 52,1% число подтягиваний и на 49,6% количество подъемов туловища), улучшением координационных характеристик (ускорился на 25,3% челночный бег, увеличилось количество прыжков со скакалкой за 25 с на 60,3%), повышением уровня выносливости (возросло на 18,3% расстояние, пробегаемое за 6 мин).

Вывод. В период углубленных занятий физической активностью у юношей увеличиваются двигательные возможности, повышается уровень выносливости, скоростных и силовых возможностей. Мышечная активность в традиционном формате только на академических занятиях по физической культуре была неспособна обеспечить данный эффект.

Литература

1. Медведев И.Н. Функциональные особенности сердца у легкоатлетов / И.Н. Медведев, Е.С. Каченкова // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 8. - С. 20-21.

2. Medvedev I.N., Gusev A.V., Malyshev A.V., Mikhailova O.D., Garina E.V., Petina E. Sh., Tagirova N.Dz. Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020; 11(8): р.432-438.

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.