Научная статья на тему 'Управление физическим состоянием студентов педагогического вуза'

Управление физическим состоянием студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / PHYSICAL CONDITION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворский Владимир Миронович, Юречко Ольга Валентиновна, Добровольский Сергей Славич

Показано, что управление физическим состоянием студентов педагогического вуза обусловлено необходимостью формирования устойчивой потребности будущих педагогов в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью. Обоснована целесообразность дополнительного физкультурного образования в педагогическом университете, положительно влияющего на физическое состояние студентов. Представлена технология управления физическим состоянием будущего специалиста-педагога с заданными качествами.The article makes the case for an additional sports education at the Pedagogical University, allowing you to have a positive impact on the physical condition of the students. Provided the future physical condition management technology specialist-teacher with the specified characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яворский Владимир Миронович, Юречко Ольга Валентиновна, Добровольский Сергей Славич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление физическим состоянием студентов педагогического вуза»

УДК 378. 796/799

B.М. Яворский, О.В. Юречко,

Благовещенский государственный педагогический университет

C.С. Добровольский,

Дальневосточная государственная академия физической культуры (г. Хабаровск)

Управление физическим состоянием студентов педагогического вуза

Условия жизни и профессиональной деятельности на современном этапе развития общества предъявляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям молодежи.

Прежде всего это относится к студентам вузов. На всех этапах жизненного пути специалисты должны обладать высокой профессиональной квалификацией и работоспособностью. Поэтому уровень физического развития и состояние здоровья являются весьма важными факторами плодотворной деятельности молодых людей на протяжении всего периода обучения и последующей работы по профессии. В связи с этим актуальной проблемой является повышение качества управления физической деятельностью студента. В свою очередь, это требует разработки системы планирования, диагностики и использования целенаправленных управляющих воздействий для улучшения физического состояния студентов в процессе обучения в вузе, что особенно важно на старших курсах.

На наш взгляд, назрела необходимость введения в вузах, особенно педагогических, дополнительного образования в области физической культуры, реально способствующего физическому развитию и повышению уровня знаний и умений студентов. Дополнительное образование откроет возможности для того, чтобы будущий специалист индивидуально подходил к выбору допол-

Благовещенский государственный педагогический университет

нительно оказываемых ему образовательных услуг с учетом своих способностей и интересов, что окажет благотворное влияние на формирование позитивного отношения обучающихся к своим будущим профессиональным обязанностям и положительно отразится на качестве их подготовки.

Учитель, облик которого представляет своего рода образец для обучающихся, должен быть всесторонне образованным в своей области знаний. Он призван состояться не только как профессионал, но и как личность, вовлеченная в физкультурно-оздоровительную деятельность.

Значимость фактора физкультурной образованности и подго-

товленности специалистов-учителей находится в противоречии с их относительно с невысокой вовлеченностью в занятия физическими упражнениями и непрерывным пополнением знаний о физической культуре. Это противоречие побудило нас к созданию для студентов педагогических вузов экспериментальной технологии управления физическим состоянием, реализация которой способствует формированию стойкой потребности в физкуль-турно-спортивной деятельности, что, в свою очередь, увеличивает их двигательную активность и самостоятельность, повышает уровень психофизического состояния будущих педагогов.

© Яворский В.М., Юречко О.В., Добровольский С.С., 2017

ВЛАДИМИР МИРОНОВИЧ ЯВОРСКИИ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Благовещенского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: физическое воспитание студентов. Автор более 20 публикаций

ОЛЬГА

ВАЛЕНТИНОВНА ЮРЕЧКО

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физического воспитания и спорта Благовещенского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: физическое воспитание студентов. Автор более160 публикаций

Анализ физического состояния и двигательной активности студентов Благовещенского государственного педагогического университета свидетельствует о незначительном повышении их уровня на первых курсах и снижении на последующих. У будущих учителей отсутствует потребность в самостоятельных систематических занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью, а к концу обучения в вузе доля студентов, занимающихся физическими упражнениями, еще более снижается. Исследования показали, что наиболее значимые мотивы, побуждающие студентов к активной двигательной деятельности, связаны с развитием физических качеств (86%) и укреплением здоровья (64%). Желание развлечься и получить удоволь-

СЕРГЕИ СЛАВИЧ

ДОБРОВОЛЬСКИЙ

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Дальневосточной государственной академии физической культуры (г. Хабаровск). Сфера научных интересов: теория и методика физического воспитания и спорта, адаптивной и оздоровительной физической культуры, биомеханика двигательной активности. Автор более190 публикаций

ствие от двигательной деятельности отметили 22% студентов. 18% респондентов хотят улучшить возможности функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, мышечной и др.), а также снять нервное напряжение и умственное утомление после учебы.

С целью исследования отношения студентов педагогического вуза со второго по пятый курсы и уже работающих в течение

одного-трех лет учителей к занятиям физическими упражнениями в 2004-2007 годах был проведен опрос. В нем приняли участие 804 человека. Было изучено отношение респондентов к физической культуре, ее значению в профессиональной деятельности. Установлено, что положительное отношение студентов к занятиям физической культурой более характерно для студентов старших курсов и уже работающих педагогов (рис. 1).

На втором курсе студенты достаточно высоко оценивают значение физической культуры для физического развития и здоровья. Но на третьем и четвертом курсах значимость физической культуры для студентов падает. Это связано с отсутствием знаний в области физической культуры и недостаточным опытом в сфере будущей профессиональной деятельности, а также обусловлено тем, что у многих студентов наблюдается низкий уровень двигательной активности и, как следствие, плохое физическое состояние.

На пятом курсе студенты проходят педагогическую практику, что, безусловно, не только расширяет их познания в теории и практике учительской профессии, но и вызывает потребность в занятиях физическими упражнениями для будущей профессиональной деятельности. Как представляется, именно поэтому, отвечая на вопрос о необходимости дополнительного образования в сфере физической культуры, 80,3% опрошенных сочли такое образование необходимым. Они отме-

V-

''а Р^ \=*ш

□ ОтрШ ЭТЕЛЬ HUE

□ «зргслкчшн

2 курс

3 курс

4 курс

5курс

работающие

Рис. 1. Отношение студентов и работающих педагогов к занятиям физической культурой

Показано, что управление физическим состоянием студентов педагогического вуза обусловлено необходимостью формирования устойчивой потребности будущих педагогов в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью. Обоснована целесообразность дополнительного физкультурного образования в педагогическом университете, положительно влияющего на физическое состояние студентов. Представлена технология управления физическим состоянием будущего специалиста-педагога с заданными качествами.

Ключевые слова: студенты, технология, физическое состояние, управление.

The article makes the case for an additional sports education at the Pedagogical University, allowing you to have a positive impact on the physical condition of the students. Provided the future physical condition management technology specialist-teacher with the specified characteristics.

Key words: students, technology, physical condition, management.

Рис. 2. Блок-схема алгоритма технологии управления физическим состоянием будущего специалиста-педагога с заданными качествами

тили, что необходимо развивать и поддерживать физическую форму, иметь систему знаний о влиянии физических упражнений на организм и уметь их использовать в физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты исследования выявили, что средние значения физической подготовленности студентов, отнесенных к основной группе здоровья, имеют отрицательную динамику на протяжении всего периода обучения. Вместе с тем динамика физической подготовленности студентов, систематически занимающихся избранным видом спорта (имеющих высокий и средний уровни двигательной активности), значительно отличается в лучшую сторону от этих средних показателей. Студенты, которые в течение всего срока обучения активно зани-

мались избранным видом спорта, повышали спортивную квалификацию, даже на старших курсах имели высокие уровни физической подготовленности и знаний в области физической культуры и спорта. Корреляционный анализ выявил характерные взаимосвязи объема двигательной активности студентов с показателями их физического состояния, его результаты говорят о влиянии силовых (г = 0,86) и координационных (г = 0,91) физических упражнений на преимущественное и поэтапное формирование организма в процессе обучения в вузе, что может быть использовано для построения более эффективных программ по физической культуре.

Для решения задач, связанных с дополнительным физкультурным образованием студентов педагогических вузов, нами иссле-

дованы данные по студентам, которые имеют различные уровни психофизического состояния и профессионального образования. При подготовке данных для обучения на основе аналитической системы «NeuroPro 0.25» использовалась также экспертная оценка успешности будущего специалиста-педагога, принятая в качестве выходного параметра. Нейронная сеть решает задачу нахождения зависимости между различными параметрами психофизического состояния студента, его личностными качествами и успешностью профессиональной деятельности, что дает возможность получить необходимые для дальнейшего управления модельные характеристики.

Отметим, что в своей работе мы применяли системный подход к управлению физическим состоянием студента (рис. 2), который в нашем случае предусматривает: прогнозирование модельных характеристик исходного состояния подготовленности студента, необходимых для достижения планируемого результата; разработку программы-модели, раскрывающей содержание педагогического процесса с учетом исходного индивидуального уровня подготовленности студента; организацию системы контроля выполнения запланированной программы и сравнение полученных результатов с промежуточными модельными характеристиками; коррекцию разработанной программы и использование эффективных управляющих воздействий.

Комплексное тестирование эмоционального состояния, психофизических возможностей и знаний студентов в области физической культуры и спорта с различным уровнем успешности позволило оценить их состояние (рис. 3), что в дальнейшем определило пути формирования оптимального уровня данных показателей.

Модельный уровень

10 0 -10

-20

-40

-50 -60

Нами предполагалось, что наличие разницы в средних исследуемых показателях между группами студентов, имеющих различный уровень успешности, укажет на определенные специальные качества, которые необходимо развивать с целью достижения наивысшего индивидуального результата.

В этом случае показатели студентов с более высоким уровнем успешности являются моделью специальной подготовленности, которой нужно достичь студентам со средним уровнем в процессе дальнейшего совершенствования.

Анализ показал, что студенты с меньшей степенью успешности значительно отстают от более успешных студентов: в проявлении: ловкости на 8,3-25,9% (р<0,01; тесты 2, 8), силы на 44,2% (р<0,01; тест 5), быстроты на 14,3% (р<0,05; тест 7), ско-ростно-силовых качеств на 2,93,9% (р<0,05; тест 1 и 4), двигательной активности на 50,9% и ее эффективность на 40% (тесты 9,10). Это, видимо, является одной из причин относительно низких результатов, показываемых средними студентами при получении профессионального образования.

тесты

7 8 9 10 11 12 13

Вместе с тем студенты со средней успешностью по показателям выносливости, гибкости и скоростных качеств незначительно отличаются от самых успешных, что показывает на небольшой вклад этих факторов в успешность в данном периоде подготовки к профессиональной деятельности. Следует отметить, что более успешные студенты имеют и более высокую двигательную активность, которая ими реализована в избранном виде спорта в виде спортивных достижений.

С целью уточнения модели успешного студента-выпускника нами изучена двигательная деятельность учителей, имеющих высокий и средний уровень успешности (как уже отмечалось, в опросе и тестировании участвовали выпускники педагогического университета последних трех лет).

Выявлено, что на эффективность профессиональной деятельности учителей значительное влияние оказывает предшествующий двигательный опыт, полученный в студенческом возрасте. Так, 92% бывших студентов, а ныне успешных профессионалов, занимались спортом; 65% из них продолжают поддерживать активный двигательный режим, связанный с выполнением упражнений сило-

вой и координационной направленности.

К главным факторам, влияющим на продолжение активной двигательной деятельности после окончания вуза, успешные специалисты отнесли: высокую самостоятельность и целеустремленность при принятии решения заниматься физическими упражнениями (86%); двигательный опыт, приобретенный ранее (82%); наличие интереса и знаний о положительном воздействии физических упражнений на состояние здоровья и психофизическую сферу личности (68%); сформированный в процессе занятий спортом активный здоровый образ жизни (56%); наличие мотивации к достижению цели и успеху (55%). Среди выпускников среднего уровня лишь 48% в студенческом возрасте систематически выполняли физические упражнения, а пассивный образ жизни ныне ведут 96% данной категории специалистов. Основными причинами этой пассивности опрошенные работающие учителя назвали нехватку времени (96%), отсутствие ранее приобретенного двигательного опыта (75%), недостаток специальных знаний об особенностях влияния физических упражнений на организм занимающегося (69%), привычный пассивный образ жизни (54%), низкую самостоятельность в двигательной деятельности (52%), лень (32%), плохое состояние здоровья (28%) и др.

Одной из причин уменьшения двигательной активности данной категории специалистов является неправильный (случайный) выбор вида спорта в студенческие годы, в котором они не добились желаемого успеха, что говорит о важности спортивной ориентации, где характер упражнений соответствовал бы индивидуальной двигательной одаренности человека.

Построение модели с использованием нейронных сетей пока-

♦ Средний уровень ■ "Высокий уровень

Рис. 3. Разница средних показателей двигательных возможностей (в %) студентов, имеющих различную успешность

Цифрами по горизонтальной оси обозначены: 1 - бег 100 м, 2 - челночный бег 3 - бег 3000 м, 4 - прыжок в длину с места, 5 - подтягивания на перекладине, 6 - наклон вперед, 7 - реакция на свет, 8 - двигательная память, 9 - двигательная активность, 10 - эффективность двигательной активности, 11- уровень знаний, 12 - вегетативный коэффициент, 13 - АТ норма

зало, что у более успешных специалистов самостоятельность, воображение, самоконтроль, ловкость, силовые и координационные способности, двигательная активность и ее эффективность значительно выше, чем у специалистов, имеющих средний уровень профессиональной деятельности.

Значение самооценки, общительности, тревожности и других, не отмеченных выше личностных качеств, а также уровень развития гибкости и выносливости не имеет столь большого влияния на успешность профессиональной и двигательной деятельности учителя.

Прогнозирование развития полученной модели позволило выявить значимость основных факторов (рис. 4), определяющих содержание экспериментальной методики (табл. 1).

Методика представляет собой совокупность средств и методов, которые поэтапно и последовательно (1-й этап - выбор характера индивидуальной двигательной деятельности, 2-й этап - обучение для приобретения двигательного опыта с развитием координационных и силовых способностей, 3-й этап - совершенствование в избранном виде спорта и формирование си-

стемы знаний, умений и навыков) используются с целью: определения двигательной одаренности; формирования мотивации к достижению цели и успеха; улучшения способности накапливать энергию при комфортности занятиями физическими упражнениями; увеличения двигательной активности и ее эффективности; развития ловкости и силовых качеств; получения необходимых системных знаний о методике и влиянии тренировки; приобретения практического опыта проведения групповых и индивидуальных занятий; развития самостоятельности, воображения и самоконтроля.

Методика реализовывалась в рамках курса по выбору для студентов четвертого и пятого курсов при изучении факультативной дисциплины «Физическая культура личности и активный здоровый образ жизни». Программный материал факультативного курса включал теоретический раздел, направленный на углубленное изучение влияния физических упражнений на организм занимающихся и здоровый образ жизни, самостоятельное использование средств физической культуры для профессиональной деятельности и на профилактику

Рис. 4. Прогнозируемая значимость показателей успешности студентов-выпускников и учителей общеобразовательной школы

Цифрами по горизонтальной оси обозначены: 1 - мотивация к цели, успеху,

2 - знания о влиянии физических упражнений на психофизическое состояние,

3 - знания о методике тренировки, 4 - практический опыт проведения занятий, 5 - самостоятельность, 6 - воображение, 7 - самоконтроль, 8 - ловкость, 9 - силовые качества, 10 - двигательная активность, 11 - эффективность двигательной активности, 12 - способность накапливать энергию, 13 - комфортность

заболеваний. Практический раздел состоял из учебно-тренировочного и методико-практическо-го подразделов.

В исследовании, направленном на обоснование разработанной методики, участвовали две группы студентов четвертого курса по 15 человек (контрольная и экспериментальная), эксперимент длился два года при трехразовых занятиях в неделю. Контрольная группа (КГ) занималась по традиционной методике общей физической подготовки, где подбирались виды упражнений, направленные на гармоничное развитие всех физических качеств и укрепление здоровья. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по разработанной нами методике с использованием технологии управления индивидуальным психофизическим состоянием студента.

Анализ результатов исследования показал, что после внедрения методики у студентов экспериментальной группы на 22% повысился уровень знаний, умений и навыков, на 31,4% и 28,6% возросли двигательная активность и ее эффективность, а также улучшилась физическая подготовленность. Наибольшие положительные изменения наблюдались в показателях, характеризующих ловкость (на 11,5-20,6%), силу (на 29,2%), в меньшей степени показатели быстроты (на 16% при р<0,05), скоростно-силовые способности (на 2,1-3,8% при р<0,01). Наблюдаемая тенденция, видимо, связана с направленностью тренировочных занятий, проводимых в экспериментальной группе, где для выбора характера упражнений учитывалась двигательная одаренность участников эксперимента.

Анализируя межгрупповые различия, следует отметить, что показатели силы у студентов экспериментальной группы выше по отношению к показателям сту-

дентов контрольной группы на 29,9% (р<0,01), быстроты на 13,7% (р<0,05), ловкости на 13,1-23,9% (р<0,05), см. рис. 5. Видимо, наличие успеха в избранной двигательной деятельности отразилось и на увеличении двигательной активности и ее эффективности на 29,3% и 18,3%, что положительно повлияло на состояние здоровья молодых людей. В частности, пропуски занятий по болезниу студентовэкспериментальной группы были на 12,5%

ниже, чем у студентов контрольной группы. Контрольная группа лишь по показателям скоростно-сило-вых качеств, выносливости, гибкости смогла приблизиться к модельному уровню. Самые низкие показатели, по которым наблюдается значительная разница с модельным уровнем, связаны с проявлением ловкости, силы, двигательной активности, а также с уровнем знаний, умений и навыков, способностью накапливать энергию, само-

стоятельностью, что указывает на невысокую результативность плохо управляемого традиционного процесса, основанного на использовании средств общей физической подготовки.

Студенты экспериментальной группы в большей мере приблизились к модельным показателям успешного выпускника, чем студенты контрольной группы, а по показателям силы, быстроты, ловкости, самостоятель-

Таблица

Методика оптимизации физического состояния студентов и получения ими дополнительного непрофессионального образования в области физической культуры и спорта

Основные задачи Основные средства и методы

1 этап. Выбор двигательной ориентации и формирование мотивации

1. Определить индивидуальную двигательную «одаренность» и выбрать вид физических упражнений 2. Сформировать мотивацию к достижению цели и успеха 3. Повысить способности к накоплению энергии, увеличить двигательную активность и результативность Специальные и соревновательные упражнения силовых и координационных видов спорта (гиревого спорта, тяжелой атлетики, бодибилдинга, футбола, хоккея, волейбола, баскетбола, тенниса, бадминтона и других игр). Игровой и соревновательный методы Соревнования с рейтинговой оценкой достижений по комплексу видов спорта Биологически обоснованная система спортивной тренировки (БОССТ) и интенсивные методы тренировки в сочетании с восстановительными средствами, упражнения на тренажерах, на открытом воздухе, в лесу и других условиях

2 этап. Обучение разнообразным умениям и навыкам, развитие силовых и координационных способностей, приобретение специальных знаний

1. Обучить технике выполнения упражнений избранных видов спорта 2. Развить силовые способности 3. Развить ловкость, накопить двигательный опыт. Специальные упражнения видов спорта, информационные обучающие технологии. Методы расчлененного и целостного упражнения. Методы слова и наглядного воздействия Силовые упражнения, выполняемые на тренажерах. Методы «максимальных усилий», «ударный», «до отказа», «электростимуляци-онный» и др Игровые упражнения. Тренировка в нескольких игровых видах спорта. Имитационный и идеомоторный методы выполнения упражнений

3 этап. Совершенствование, укрепление здоровья, формирование самостоятельности, самоконтроля и системы знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта

1. Совершенствоваться в избранном виде спорта, повысить эффективность двигательной деятельности 2. Приобрести систему знаний (теоретическая подготовка) 3. Освоить и использовать методические знания, умения и навыки проведения занятий физическими упражнениями ОФП, СФП, соревнования, традиционные методики и инновационные технологии тренировки Лекции, беседы, информационные компьютерные обучающие технологии и др., направленные на получение специальных и медико-биологических знаний в области тренировки и сочетание их с уже полученными педагогическими знаниями Проведение коллективных и самостоятельных тренировочных занятий в избранных видах двигательной деятельности, судейство соревнований. Разработка планов, ведение дневника и паспорта спортсмена

А-

-1 -1 -Ш- 3 5 6 в 9 10 11 У 13 ч - 14

Тв ч ♦

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

▼ V ¥ ♦

30 20 10 о -10 -20 -30 -40

| ♦ Контрольная Модельный Экспериментальна^

Рис. 5. Разница показателей психофизических способностей у студентов экспериментальной и контрольной групп по сравнению с моделью: Цифрами по горизонтали обозначены: 1 - мотивация к достижению цели и успеха, 2 - ловкость, 3 - выносливость, 4 - скоростно-силовые качества, 5 - сила, 6 - гибкость, 7 - быстрота, 8 - двигательная память, 9 - двигательная активность, 10 - эффективность двигательной активности, 11 - уровень знаний, умений и навыков, 12 - способность накапливать энергию, 13 - комфортность, 14 - самостоятельность

ности даже значительно превзошли их. Исследования показали, что у студентов экспериментальной группы сформировалась мотивация к достижению цели и успеха, улучшилась управляемость тренировочным процессом, так как для каждого студента разрабатывались планы с использованием нейросетевого моделирования и индивидуального прогнозирования. Студенты экспериментальной группы значительно повысили двигательную активность и ее эффективность, что привело к улучшению спортивных результатов.

Некоторые выводы

В результате нашего исследования выявлено, что средние показатели физического состояния студентов, отнесенных к основной группе по показателям здоровья, имеют отрицательную динамику на протяжении всего срока обучения;а в показателях физического состояния студентов, имеющих высокий уровень двигательной активности и систематически занимающихся избранным видом спорта, наблюдается положительная динамика.

Положительное отношение к занятиям физическими упражнениями характерно для студентов старших курсов и уже работающих

педагогов, которые высоко оценивают значимость физической культуры для будущей профессиональной деятельности; при этом лишь у студентов, имеющих высокую двигательную активность, мотивация занятий физическими упражнениями направлена на достижение цели и успеха.

Студенты, которые в течение всего срока обучения активно занимались избранными ви-

дами спорта (преимущественно силовыми и игровыми), даже на старших курсах имели высокие уровни физической подготовленности и знаний в области физической культуры и спорта. Эта категория студентов добивается лучших показателей и при получении профессионального образования, а уже работающие учителя, активно включенные в физкультурно-спортивную деятельность, характеризуются как успешные. Значительное влияние на успешность выпускников педагогического вуза имеют следующие факторы: уровень знаний (когнитивный компонент); наличие методических умений и навыков (операциональный компонент); оптимальный уровень двигательной активности и ее результативность (двигательный компонент); самостоятельность, воображение, самоконтроль, способность накапливать энергию на занятиях, их комфортность (эмоционально-волевой компонент); стремление к достижению цели и успеха (мотивационный компонент). Эти факторы были приняты за

Физкультурно-оздоровительное мероприятие на катке Благовещенского государственного педагогического университета

Занятия физкультурой в группе здоровья вуза

модельные характеристики будущих учителей и положены в основу создания экспериментальной технологии дополнительных занятий по физической культуре.

Разработана технология управления физическим состоянием студента, основанная на основе нейросетевого моделирования и индивидуального про-

гнозирования достижения будущим специалистом оптимальных параметров модельных характеристик. Создана методика оптимизации физического состояния, представляющая собой совокупность средств и методов, где для каждого студента последовательно выбирался характер двигательной деятель-

ности (1-й этап), приобретался разнообразный двигательный опыт с развитием координационных и силовых способностей (2-й этап), происходило совершенствование в избранном виде спорта и формировалась система знаний, умений и навыков (3-й этап). Внедрение этой методики с использованием технологии управления физическим состоянием студента позволило достоверно улучшить показатели в экспериментальной группе: силовые на 29,2%, ловкости на 20,6%, скоростно-силовых качеств на 3,8%, быстроты на 16%; двигательной активности и ее эффективности на 31,4% и 28,6% соответственно; уровня знаний, умений и навыков на 22%.

Таким образом, занятия по программе факультативного курса способствуют положительному отношению студентов к овладению физической культурой, укрепляют здоровье, развивают самостоятельность, воображение и самоконтроль, формируют мотивацию к достижению цели и успеха, что позволяет будущему специалисту приблизиться к модельному уровню успешного выпускника педагогического вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юречко О.В., Лейфа А.В. Влияние физической активности на работоспособность учителя // Высшее образование в России. 2016. №1. С. 136-140.

2. Юречко О.В., Яворский В.М. Подвижные игры и эстафеты в физкультурно-оздоровительной деятельности студентов: учеб. пособие. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008.

3. Яворский В.М. Методика повышения двигательной активности и оптимизация психофизического состояния студентов педагогического вуза / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журн. СПб.: Изд-во СПбГУФК, 2008. С.102-105.

LITERATURA

1. Yurechko O.V., Lejfa A.V. Vliyanie fizicheskoj aktivnosti na rabotosposobnost' uchitelya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 1. S. 136-140.

2. Yurechko O.V. Yavorskij V.M. Podvizhnye igry i ehstafety v fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti studentov: ucheb. posobie ucheb. posobie. Blagoveshchensk:. -Blagoveshchensk: Izd-vo BGPU, 2008.

3. Yavorskij V.M. Metodika povysheniya dvigatel'noj aktivnosti i optimizaciya psihofizicheskogo sostoyaniya studentov pedagogicheskogo vuza vuza // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta: nauch.-teoret. zhurn. SPb.: Izd-vo SPbGUFK, 2008. S. 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.