Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленцова С.Ю., Галюта О.Н.

П р е д м е т. Финансовое обеспечение национальных проектов Российской Федерации. Т е м а . Управление финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации: опыт и перспективы Ц е л и . Анализ управления финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации: опыт и перспективы М е т о д о л о г и я . Методы логического и сравнительного анализа динамики и опыта управления финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации. Р е з у л ь т а т ы . На основе анализа и оценки управления финансовым обеспечением национальных проектов выявлены недостатки, устранение которых будет способствовать объективной оценке использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что существенным образом повысит эффективность мероприятий при реализации национальных проектов и обеспечит высокое качество управления национальными проектами. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Сфера управления финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации.В ы в о д ы . Управление финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации осуществляется строго в соответствии с требованиями российского законодательства, но требует повышения качества освоения бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зеленцова С.Ю., Галюта О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT MANAGEMENT OF NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: EXPERIENCE AND PROSPECTS

S u b j e c t. Financial support of national projects of the Russian Federation. T o p i c . Financial support management of national projects of the Russian Federation: experience and prospects G o a l s . Analysis of financial support management of national projects of the Russian Federation: experience and prospects M e t h o d o l o g y. Methods of logical and comparative analysis of dynamics and experience of financial support management of national projects of the Russian Federation. R e s u l t s . Based on the analysis and evaluation of the financial support management of national projects, shortcomings have been identified, the elimination of which will contribute to an objective assessment of the use of budget funds of the budgetary system of the Russian Federation, which will significantly increase the effectiveness of measures in the implementation of national projects and ensure high quality of national project management. S c o p e o f a p p l i c a t i o n . The sphere of financial support management of national projects of the Russian Federation. C o n c l u s i o n s . Financial support management of national projects of the Russian Federation is carried out strictly in accordance with the requirements of Russian legislation, but requires improving the quality of budget disbursement.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

региональная экономическая политика и механизмы ее реализации

УДК 338.22

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Коды JEL: J24, M 12, R 58

Зеленцова С. Ю., кандидат экономических наук, доцент, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия E-mail: svetlana-zel@yandex.ru SPIN-код: 1892-0167

Галюта О. Н., кандидат экономических наук, доцент, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия

E-mail: galyuta_on@surgu.ru SPIN-код: 5091-4146

Поступила в редакцию 20.04.2022. Принята к публикации 07.05.2022. Аннотация

Предмет. Финансовое обеспечение национальных проектов Российской Федерации. Тема. Управление финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации: опыт и перспективы

Цели. Анализ управления финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации: опыт и перспективы

Методология. Методы логического и сравнительного анализа динамики и опыта управления финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации.

Результаты. На основе анализа и оценки управления финансовым обеспечением национальных проектов выявлены недостатки, устранение которых будет способствовать объективной оценке использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что существенным образом повысит эффективность мероприятий при реализации национальных проектов и обеспечит высокое качество управления национальными проектами.

Область применения. Сфера управления финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации.

Выводы. Управление финансовым обеспечением национальных проектов Российской Федерации осуществляется строго в соответствии с требованиями российского законодательства, но требует повышения качества освоения бюджетных средств.

Ключевые слова: управление, эффективность, финансовое обеспечение, национальные проекты.

UDC 338.22

FINANCIAL SUPPORT MANAGEMENT OF NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: EXPERIENCE AND PROSPECTS

JEL Codes: J24, M 12, R 58

Zelentsova S. Yu., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Surgut State University, Surgut, Russia

E-mail: svetlana-zel@yandex.ru SPIN-код: 1892-0167

Galyuta O. N., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Surgut State University, Surgut, Russia

E-mail: galyuta_on@surgu.ru

SPIN5091-4146

Annotation

Subject. Financial support of national projects of the Russian Federation.

Topic. Financial support management of national projects of the Russian Federation: experience and prospects

Goals. Analysis of financial support management of national projects of the Russian Federation: experience and prospects

Methodology. Methods of logical and comparative analysis of dynamics and experience of financial support management of national projects of the Russian Federation.

Results. Based on the analysis and evaluation of the financial support management of national projects, shortcomings have been identified, the elimination of which will contribute to an objective assessment of the use of budget funds of the budgetary system of the Russian Federation, which will significantly increase the effectiveness of measures in the implementation of national projects and ensure high quality of national project management.

Scope of application. The sphere of financial support management of national projects of the Russian Federation.

Conclusions. Financial support management of national projects of the Russian Federation is carried out strictly in accordance with the requirements of Russian legislation, but requires improving the quality of budget disbursement.

Keywords: management, efficiency, financial support, national projects.

Введение

В условиях, обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации, крайне остро стоит вопрос о роли национальных проектов, как нового инструмента обеспечения вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира до 2024 года. Паспорта национальных проектов были опубликованы на сайте Правительства Российской Федерации 7 февраля 2019 года и представляют основные целевые показатели и ожидаемые результаты реализации 12 национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт»1.

Финансовое обеспечение национальных проектов Российской Федерации

Существенная часть средств, выделенных в рамках национальных проектов — это расходы, которые производили и раньше, за счет финансирования из федерального бюджета.

1 Национальные проекты [Электронный ресурс]. URL: Ьй^://национальныепроекты.рф/

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-57-2-38-42

Как показывает анализ паспортов федеральных проектов, входящих в национальные проекты, система финансового обеспечения национальных проектов за счет средств федерального бюджета включает в себя десять разновидностей, а именно:

1) межбюджетные трансферты в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (ст. 132 БК РФ);

2) межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов (ст. 129 БК РФ);

3) межбюджетные трансферты в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (ст. 133 БК РФ);

4) иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации (ст. 132.1 БК РФ);

5) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (ст. 78 БК РФ);

6) субсидии другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 79.1 БК РФ);

7) субсидии (кроме субсидий на осуществле -ние капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение

объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями (ст. 78.1 БК РФ), включая субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями, субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (помимо финансового обеспечения выполнения ими государственного (муниципального) задания), гранты в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями;

8) прямые расходные обязательства федерального бюджета, включая бюджетные ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 72 БК РФ)10;

9) бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 80 БК РФ);

10) бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 79 БК РФ).

Наиболее распространенным видом финансового обеспечения национальных проектов за счет средств федерального бюджета являются прямые расходные обязательства федерального бюджета, вторая по распространенности мера — межбюджетные трансферты в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, на третьем месте — субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. На четвертом и пятом местах, соответственно, — субсидии некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, и бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В 2021 году расходы по реализации национальных проектов были исполнены на 80 % с общим финансированием 2,2 триллиона рублей.

В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, увеличились расходы по национальному проекту «Здравоохранение» (на 10 %) в 2020 и 2021 годах за счет существенного сокращения затрат по национальным проектам «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт», «Наука» в 2020-м и 2021-м на 25 и 20 % соответственно, а также небольшого снижения на 10 % по на-

циональному проекту «Демография» в 2020-м и 2021-м, за счет уменьшения количества обращений за материнским капиталом, и по остальным на 10 % в 2020-м. Общий объем израсходованных средств в 2020 году на 150 млрд рублей меньше запланированного, в 2021-м — на 100 млрд рублей.

На исполнение национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Демография» и «Наука» выделено денежных средств на общую сумму в 6,3 трлн рублей, национального проекта «Культура» выделено 113,5 млрд рублей, проект «Экология» 4 трлн рублей, национальные проекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Цифровая экономика», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» 12,8 трлн рублей, национальные проекты по поддержки малого и среднего предпринимательства, производительности и поддержки занятости, а также по международной кооперации и развитию экспорта 1,5 трлн рублей. Финансирование национальных проектов велось из четырех источников: 13,2 трлн рублей федеральный бюджет, 7,5 трлн рублей из внебюджетных ресурсов (30 %), 4,9 трлн рублей выделят регионы (20 %), а еще 147,8 млрд — из государственных внебюджетных фондов.

Три наиболее дорогостоящих национальных проекта — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» 6,3 трлн рублей, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 4,7 трлн рублей и «Экология» 4 трлн рублей. Меньше всего потратят на развитие малого предпринимательства 481,5 млрд рублей, культуру 113,5 млрд рублей и на поддержку занятости 52,1 млрд рублей.

Расходы на нацпроекты в ближайшие три года планируется увеличить на 340 млрд рублей, или на 4 % относительно заложенных ранее уровней. Таким образом, в 2022— 2024 годах траты на приоритетные цели составят 8,4 трлн рублей. Планировалось, что в 2022 году на национальные проекты потратят 2,7 трлн, в 2023-м — 2,8 трлн, а в 2024-м — 2,9 трлн рублей. В общей сложности за три года ассигнования достигнут 8,4 трлн, что на 340 млрд, или 4 %, больше, чем планировалось ранее1.

Подводя общие итоги реализации национальных проектов в 2021 году можно отметить, что большинство поставленных задач решены и цели достигнуты. По каждому из националь-

1 В Госдуму внесен проект бюджета на 2022—2024 годы [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/09/30/v-gosdumu-vnesen-proekt-biudzheta-na-2022—2024-gody.html

ных проектов есть значительны результаты, которые можно отметить как позитивные в сложившихся социально-экономических условиях развития государства1.

Вместе с тем финансирование отдельных проектов подвергнется резким изменениям. Так, сильнее всего сократят траты на Комплексный план модернизации и развития магистральной инфраструктуры — на 39 %, или 335 млрд рублей. Большая часть суммы 231 млрд рублей должна была пойти на строительство автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань, однако ее уже профинансировали в 2019—2020 годах. Сократят траты на национальный проект «Жилье и городская среда» — на 11 %, или 61 млрд рублей. На 3 млрд рублей снизят финансирование бюджетного строительства и на 113 млрд рублей — на расселение граждан из аварийного жилья, которое признали таковым до 2017 года. В то же время на сокращение непригодного для проживания фонда, который получил этот статус после 2017-го, наоборот, добавят 44 млрд рублей в 2022—2023 годах. Кроме того, уменьшат финансирование национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Оно снизится на 8 %, или 41 млрд рублей.

На ряд национальных проектов ассигнования увеличат. На 68 %, или 52 млрд рублей, вырастут траты на национальный проект «Культура»: капремонт сельских домов культуры, модернизацию библиотек, реконструкцию музеев, производство государственного контента, направленного на формирование гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи. Вырастут траты и на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — на 60 %, или 497 млрд рублей. На 16 %, или 48 млрд рублей, увеличатся расходы на национальный проект «Экология» — эти средства направят на имущественный взнос государства в компанию по обращению с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Также на 16 % повысят финансирование национального проекта «Образование» 73 млрд рублей, на 7 % 30 млрд рублей вырастут ассигнования на «Науку и университеты» и почти на 3 % 70 млрд рублей — на национальный проект «Демография». Кроме того, на 1 %, или на 7 млрд рублей, вырастут расходы на национальный проект «Здравоохранение».

Некоторые национальные проекты оставили практически без изменений — «МСП и поддержке индивидуальной предпринимательской

1 Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы. Эксперт. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/national_project_2021/

инициативы» и «Производительности труда». Первый сохранил запланированное финансирование, а второй увеличил его на 0,01 %, или 2 млн рублей. Суммарный объем средств, которые были предусмотрены в бюджете до 2024 года на реализацию нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» 41 млрд рублей в 2021 году, при этом средства будут перенесены из финансирования, запланированного на 2022—2024 годы, в связи с реализацией отдельных мероприятий проекта с опережением плана.

Цели национального развития предполагается продлить до 2030 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», акцентировав внимание на увеличение продолжительности жизни, борьбу с бедностью, образование, науку, а также защиту окружающей среды и инфраструктуру2. Продление сроков реализации национальных проектов до 2030 года привело к тому, что некоторые ранее сформулированные задачи стали неактуальны. Поэтому необходимо принять ряд мер по актуализации целей и задач, и повышению эффективности реализации национальных проектов с учетом анализа их исполнения в 2019—2021 годах. Так, к числу существенных недостатков следует отнести:3

1. Отсутствие какой-либо предусмотренной к разработке и принятию методической или нормативной базы для проведения оценки эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы при реализации национальных проектов, а также иных предусмотренных оценок (эффективности предлагаемых мероприятий, эффективности механизмов реализации, эффективности деятельности участников и руководителей).

2. Отсутствие каких-либо требований к оценке эффективности предоставления бюджетных средств в части оценки качества и обоснованности выбора соответствующего вида финансового обеспечения национальных проектов, условий осуществления соответствующих

2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ //https:// base.garant.ru/71937200/

3 Куделич М. И. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cistema-normativnyh-trebovanii-k-otsenke-effektivnosti-natsionalnyh-proektov-aktualnye-problemy/viewer

видов расходов федерального бюджета, а также порядка определения их объемов.

3. Отсутствие нормативно закрепленных последствий признания неэффективности использования средств бюджетов бюджетной системы в национальных проектах и деятельности участников национальных проектов или участников федеральных проектов (как по завершении проекта, так и в период его реализации).

4. Отсутствие требований к обоснованию эффективности мероприятий и обоснованию эффективности механизмов их реализации и их изменения (при необходимости).

5. Отсутствие возможности изменения видов и (или) объемов финансового обеспечения по национальным проектам в ходе их реализации в зависимости от результатов промежуточной (текущей) оценки эффективности и (или) мониторинга реализации национальных проектов.

6. Отсутствие обязательно предусмотренной оценки эффективности и результативности деятельности руководителей национальных проектов.

Выводы

Устранение указанных недостатков будет способствовать объективной оценки использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, существенным образом повысит эффективность мероприятий при реализации национальных проектов, и обеспечит высокое качество управления национальными проектами, за счет повышения персональной ответственности и оценки эффективности результативности деятельности руководителей национальных (федеральных) проектов.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальные проекты [Электронный ресурс]. — URL: Ьйр8://национальныепроек-ты.рф/

2. Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы [Электронный ресурс]. — URL: https://raexpert.ru/researches/ national_project_2021/

3. В Госдуму внесен проект бюджета на 2022—2024 годы // Российская газета [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2021/09/30/v-gosdumu-vnesen-proekt-biudzheta-na-2022—2024-gody.html

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ //https://base.garant. ru/71937200/

5. Куделич М. И. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы [Электронный ресурс] / М. И. Куделич. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ cistema-normativnyh-trebovanii-k-otsenke-effektivnosti-natsionalnyh-proektov-aktualnye-problemy/viewer

LIST OF LITERATURE

1. National projects [electronic resource]. — URL: ^Ьй^://национальныепроекты .RF/

2. National projects: expectations, results, prospects [Electronic resource]. — URL: https:// raexpert.ru/researches/national_project_2021/

3. The draft budget for 2022—2024 has been submitted to the State Duma [electronic resource] // Rossiyskaya Gazeta. URL: https://rg.ru/2021/09/30/ v-gosdumu-vnesen-proekt-biudzheta-na-2022— 2024-gody.html

4. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 : Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 N 204 (with amendments and additions) [Electronic resource]. — Access from the GARANT system //https://base. garant.ru/71937200/

5. Kudelich M. I. The system of regulatory requirements for evaluating the effectiveness of national projects: actual problems [Electronic resource] / M. I. Kudelich. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/cistema-normativnyh-trebovanii-k-otsenke-effektivnosti-natsionalnyh-proektov-aktualnye-problemy/viewer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.