На сегодняшний день одной из важнейших проблем организаций в большинстве случаев выступает разрыв между основными критериями оценки при подборе и требованиями к конкурентоспособности персонала, выдвигаемыми стратегией развития самой организации. Сложившаяся российская практика в области управления человеческими ресурсами свидетельствует о том, что те экономические субъекты, где кадровая политика представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя подбор, учет, подготовку, расстановку кадров, получают конкурентное преимущество перед другими. Именно те организации, которые заинтересованы в конкурентоспособном персонале, будут постоянно стремиться к инновационному обновлению системы управления человеческими ресурсами, уходить от стандартов поведения, искать новые подходы к управлению. Следование именно таким правилам станет основным способом выживания организаций в условиях сложившейся жесткой конкуренции.
Использованные источники:
1. Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: Пять уроков эффективного НК-менеджмента. М.: Издательство: Дело, 2008. - 231 с.
2. Егоршин А. П. Управление персоналом. М.: ИНФРА-М, 2008.318с.
3. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М,2009.
Курочкин В. Н., д.тн., с.н.с. профессор кафедры экономики и управления
в образовании Южный федеральный университет
Роот А. М. гл. бухгалтер ООО «Печенье Морозова» Россия, г. Ростов-на-Дону УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Управление финансовой устойчивостью на её основе анализа и оценки рассмотрены в трудах академика М.И. Баканова, профессоров А.Д. Шеремета, А.П. Калининой, И.Н. Мазуровой, В.Я. Позднякова, В.М. Прудникова, Е.В. Негашева и др. Вместе с тем, коммерческие организации различных видов деятельности различаются по методам и результатам анализа [1-5]. Интерес представляют развивающиеся в настоящее время на Юге Российской Федерации пищевые производства.
Цель исследования: выявление резервов управления финансовой устойчивостью коммерческой организации и обоснование мероприятий по их реализации.
Методику управления финансовой устойчивостью уточнили на
примере коммерческой организации с видом экономической деятельности: изготовление хлебобулочных изделий и их реализация.
Предмет исследования - закономерности и факторы анализа и оценки финансовой устойчивости коммерческой организации.
Для решения поставленных задач использованы методы теории экономического анализа и финансового менеджмента [1 - 3].
Использовано свободное программное обеспечение для персональных компьютеров.
В качестве эмпирической базы использованы материалы бухгалтерского учета.
Объект исследований - хозяйственные процессы в коммерческих организациях на материалах частного общества с ограниченной ответственностью, расположенного в г. Ростове-на-Дону.
Научная гипотеза: возможно улучшение финансовых результатов деятельности коммерческой организации на основе анализа и оценки её финансовой деятельности.
Финансовая устойчивость — составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию, она во многом определяет финансовую независимость организации [2, с. 359-404].
Финансовая устойчивость является показателем платёжеспособности в длительном промежутке времени.
Ликвидность и платежеспособность относятся как к критериям финансового состояния, но используются также в анализе финансовой устойчивости. Это объясняется единой базой составления финансового анализа (а именно, бухгалтерской отчетностью, в частности балансом). Для расчета этих показателей используют три основных метода [1, с.380-404]. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации (табл. 1) позволяет говорить о значительном запасе прочности, обусловленном высоким уровнем собственного капитала (фактического), который на конец анализируемого периода составил 0,859 (при рекомендуемом значении не менее 0,600). Таким образом, к концу анализируемого периода у предприятия имелись широкие возможности привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости.
Увеличение уровня собственного капитала (фактического) за анализируемый период способствовало росту финансовой устойчивости предприятия (см. табл.1).
Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом (фактическим) на конец периода составил 1,241 (на начало 1,201) (при рекомендуемом для соблюдения требования финансовой устойчивости значении не менее >0). Следовательно, на конец анализируемого периода все
долгосрочные активы финансируются за счет долгосрочных источников, что может обеспечить относительно высокий уровень платежеспособности предприятия в долгосрочном периоде. При этом динамика данного показателя может быть оценена как позитивная [3, с. 325-416].
Таблица 1 - Финансовая устойчивость коммерческой организации
Наименование показателя 2011 г. 2012 г. Отклонение
Соотношение заемного и собственного 0,308 0,164 -0,144
капитала (фактического)
Уровень собственного капитала 0,764 0,859 0,095
(фактического)
Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом 1,201 1,241 0,040
(фактическим)
Коэффициент обеспеченности собственными 0,351 0,542 0,191
средствами
Коэффициент покрытия 1,542 2,184 0,642
Промежуточный коэффициент покрытия 0,376 0,630 0,255
Коэффициент срочной ликвидности 0,010 0,128 0,118
Коэффициент покрытия обязательств 1,034 1,264 0,230
притоком денежных средств (коэффициент Бивера)
Интервал самофинансирования, дни 9,531 10,367 0,837
Коэффициент обеспеченности собственными средствами составил на конец периода 0,542, что лучше установленного нормативного значения (0,10). Соотношение заемного и собственного капитала (фактического) на начало анализируемого периода равнялось 0,308, на конец периода 0,164 (при рекомендуемом значении менее 0,700).
Коэффициент срочной ликвидности (отражающий долю текущих обязательств, покрываемых за счет денежных средств и реализации краткосрочных ценных бумаг) на конец периода составил 0,128, что на 0,118 пунктов выше его значения на начало периода (0,010) при рекомендуемом значении от 0,20 до 0,40.
Промежуточный коэффициент покрытия (отражающий долю текущих обязательств, покрываемых оборотными активами за вычетом запасов) на конец периода составил 0,630, что на 0,255 пунктов выше его значения на начало периода (0,376) при рекомендуемом значении от 0,50 до 0,80. Коэффициент покрытия краткосрочной задолженности оборотными активами на конец периода составил 2,184, что на 0,642 пунктов выше его значения на начало периода (1,542) при рекомендуемом значении от 1,00 до 2,00. Таким образом, за анализируемый период предприятие сохранило способность погасить текущие обязательства за счет производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.
Однако, на конец анализируемого периода данный показатель не укладывается в диапазон рекомендуемых значений.
Коэффициент Бивера, равный отношению притока денежных средств к общей сумме задолженности, на конец анализируемого периода составил 1,264, на начало 1,034. По международным стандартам рекомендуемое значение данного показателя находится в интервале 0,170 - 0,400. Полученное значение показателя позволяет отнести предприятие к низкой группе «риска потери платежеспособности», т.е. уровень покрытия задолженности суммой чистой прибыли и амортизации у предприятия высокий.
Из теории известны следующие группы по устойчивости: минимальная, низкая, средняя и высокая вероятность банкротства.
Интервал самофинансирования (или платежеспособности) предприятия Коммерческой организации на конец периода составил 10 дней (на начало периода 10 дней), что свидетельствует о низком уровне резервов у предприятия для финансирования своих затрат (без амортизации) в составе себестоимости и прочих издержек за счет имеющихся денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и поступлений от дебиторов. В международной практике считается нормальным, если данный показатель превышает 360 дней. Рассмотрели платежеспособность коммерческой организации (табл. 2).
Таблица 2 - Оценка финансового состояния коммерческой организации
Наименование показателя Группы*
1 2 3 4
Рентабельность собственного > 0,000 0,000 - 0,000 0.001 - <= 0
капитала (ROE, приведённая к 0,001
году), % 18,970
Уровень собственного капитала, >= 70 60 - 69.999 50 - 59.999 < 50
% 85,920
Коэффициент покрытия > 1.1 1.0 - 1.1 0.8 - 0.999 < 0.8
внеоборотных активов 1,241
собственным капиталом
Длительность оборота 1 - 60 61 - 90 91 - 180 > 180; = 0
краткосрочной задолженности по 12
денежным платежам, дни
Длительность оборота чистого 1 - 30 > 30; (-10) - (-30) - (-11) < -30; = 0
производственного оборотного (-1)
капитала, дни 15
Цена интервала 5 3 1 0
Сумма баллов 25
После получения данных результатов провели комплексную оценку хозяйственной деятельности коммерческой организации, которая представляла собой ее характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о
результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения предшествующих периодов развития.
Из таблицы (2) мы видим, что коммерческая организация относится к первой группе инвестиционной привлекательности, она рентабельна и финансово устойчива (табл. 3). Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Имеются отличные шансы для дальнейшего развития Коммерческой организации.
Таблица 3 - Рентабельность производства коммерческой организации
Наименование статей 2011 2012 Отклонение
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения % 0,263 0,200 -0,064
Рентабельность всех операций по прибыли до налогообложения % 0,071 0,047 -0,024
Рентабельность всех операций по чистой прибыли % 0,052 0,037 -0,015
Рентабельность производственных активов по результатам от основной деятельности % 0,295 0,237 -0,058
Рентабельность продаж (основной деятельности)% 0,080 0,055 -0,025
Рентабельность продаж по чистой прибыли % 0,052 0,037 -0,015
Рентабельность собственного капитала (фактического) % 0,252 0,190 -0,062
Рентабельность активов по чистой прибыли % 0,192 0,157 -0,035
Оборачиваемость активов % 3,695 4,215 0,520
Оборачиваемость производственных активов % 3,699 4,286 0,587
Оборачиваемость запасов и прочих оборотных активов % 13,430 19,708 6,278
Длительность оборота запасов и прочих оборотных активов, дни % 26,806 18,266 -8,539
Оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности % 42,795 43,880 1,084
Длительность оборота краткосрочной дебиторской задолженности, дни % 8,412 8,204 -0,208
Оборачиваемость кредиторской задолженности % 20,154 30,851 10,697
Длительность оборота кредиторской задолженности, дни % 17,863 11,669 -6,193
Чистый производственный оборотный капитал тыс.р. 14 543,00 17 820,00 3 277,000
Длительность оборота чистого производственного оборотного капитала, дни тыс.руб. 17,355 14,802 -2,554
Чистый оборотный капитал (за вычетом 14 732,00 19 976,00 5 244,00
кредиторская задолженность) тыс.руб.
Установлено, что основную часть в структуре имущества занимали внеоборотные активы, причем отставание темпов роста оборотных активов от внеоборотных активов может свидетельствовать о сокращении основной (производственной) деятельности предприятия.
Чистые активы коммерческой организации на начало анализируемого периода составили 62 483 тыс. руб., а в конце периода были равны 103 004 тыс. руб. Доля основных средств в имуществе на конец анализируемого периода составила 69,26 %.
Собственный капитал предприятия за анализируемый период увеличился. Прирост собственного капитала произошел за счет увеличения уставного капитала (фактического) на 75 506 тыс. руб. (с 188 до 75 694 тыс. руб.) или 40162,77 % при одновременном снижении добавочного капитала на 13638 тыс. руб. (с 13638 до 0 тыс. руб.) или 100 %, резервов, фондов и нераспределенной прибыли (фактических) на 21 347 тыс. руб. (с 48 657 до 27310 тыс. руб.) или 43,87 % .
В целом, сокращение резервов, фондов и нераспределенной прибыли свидетельствует о падении деловой активности предприятия (в том случае, если оно не использовало собственные средства для финансирования). Необходимо дополнительно проанализировать направления расходования собственных средств предприятия.Динамика оборачиваемости активов, которая показывает, с какой скоростью совершается полный цикл производства и обращения, а также отражает уровень деловой активности предприятия, положительна (за анализируемый период отмечается резкое увеличение значения показателя с 3,695 до 4,215)
Положительное влияние роста оборачиваемости активов заключается не только в том, что увеличивается показатель рентабельности активов, но и в том, что предприятию не требуется изыскивать дополнительные финансовые ресурсы для содержания активов, которые приносят достаточную отдачу.
Установленные в результате анализа резервы, изложенные в таблице (4), позволяют сделать прогноз показателей рентабельности на 2014 год в предположении, что резервы будут реализованы, и лучшие до настоящего времени показатели рентабельности соответственно будут улучшены.
Таблица 4 - Прогноз рентабельности производства при условии реализации резервов коммерческой организации на 2014 гг._
Наименование статей 2014 Резерв
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения % 0.33 0,064
Рентабельность всех операций по прибыли до налогообложения % 0.095 0,024
Рентабельность всех операций по чистой прибыли % 0.067 0,015
Рентабельность производственных активов по результатам от основной деятельности % 0.343 ,058
Рентабельность продаж (основной деятельности) % 0.105 0,025
Рентабельность продаж по чистой прибыли % 0.067 0,015
Рентабельность собственного капитала (фактического) % 0.314 0,062
Рентабельность активов по чистой прибыли % 0.227 0,035
Оборачиваемость активов % 4.22 0,520
Оборачиваемость производственных активов % 4.29 0,587
Оборачиваемость запасов и прочих оборотных активов % 19.71 6,278
Длительность оборота запасов и прочих оборотных активов, дни % 35.25 8,539
Оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности % 43.88 1,084
Длительность оборота краткосрочной дебиторской задолженности, дни % 8.44 0,208
Оборачиваемость кредиторской задолженности % 31.01 10,697
Длительность оборота кредиторской задолженности, дни % 24.06 6,193
Чистый производственный оборотный капитал тыс.р. 17820 3 277,000
Длительность оборота чистого производственного оборотного капитала, дни тыс.руб. 17.36 2,554
Чистый оборотный капитал (за вычетом кред. задолж.) тыс.руб. 19.98 5 244,00
Оценку эффективности управления финансовой устойчивостью предприятия (с точки зрения извлечения прибыли) дает показатель рентабельности, рассчитываемый по результатам от основной деятельности.
Рентабельность производственных активов (показывающая, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в производственные активы предприятия) в начале анализируемого периода равнялась 29,52 %, а на конец периода составляла 23,70 %. Данная величина показателя рентабельности складывается из рентабельности продаж (основной деятельности), которая в конце анализируемого периода составила 5,53 %, и оборачиваемости производственных активов, равной 4,286 оборота за год .
Снижение рентабельности продаж в сложившейся ситуации свидетельствует о необходимости снижения затрат, в первую очередь, себестоимости продукции.
Рентабельность всех операций (по прибыли до налогообложения) предприятия в конце анализируемого периода составила 4,74 % и была на
0,79 пунктов ниже показателя рентабельности продаж (основной деятельности). Таким образом, предприятие теряет часть своей эффективности за счет прочей деятельности.
Соотношение чистой прибыли и выручки от продаж, то есть показатель рентабельности продаж по чистой прибыли, отражает ту часть поступлений, которая остается в распоряжении предприятия с каждого рубля реализованной продукции. Значение показателя в анализируемом периоде снизилось с 5,21 % до 3,72 %.
Таким образом, если тенденция сохранится, предприятие лишится возможности самостоятельно финансировать свою деятельность и получать прибыль. Данный коэффициент рассматривают в сочетании с такими показателями, как объем продаж и чистая прибыль в расчете на одного работника, объем продаж в расчете на единицу площади и т.п.
Необходимо проведение следующих мероприятий по улучшению финансовых результатов коммерческой организации. Во-первых, рекламные мероприятия по улучшению финансовых результатов коммерческой организации классифицировали на несколько групп, всего в месяц на них требуется дополнительно 40,0 тыс. руб.
Во-вторых, предполагается рост выручки за счет усиления отдела маркетинга, эффект от предложенных мероприятий (введение штатной единицы маркетолога и финансового менеджера, усиление аналитической работы и связанного с этим увеличения затрат на программное обеспечение) сведен в таблицу (5).
Таблица 5 - Результаты расчета финансовых показателей
Доходы и расходы по обычным видам деятельности 2014 год
За месяц, тыс. руб. За год, тыс. руб.
Выручка от продажи товаров, продукции, услуг 195,0 2340,0
НДС (18 %) 35,1 421,2
Чистая выручка 159,9 1918,8
Итого издержки 142,9 1714,8
Балансовая прибыль 17,0 204,0
Налог на прибыль 3,4 40,8
Чистая прибыль 13,6 163,2
На основании выявленных резервов возможно прогнозирование увеличения прибыли. Возможные риски и источники их возникновения: коммерческие риски: риск, связанный с реализацией товара; - риск, связанный с доставкой товара. Источники возникновения рисков: -недостаточное изучение рынка сбыта; недооценка конкурентов; падение спроса на товар. Предлагаются: меры по сокращению риска; детальное изучение рынка; анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия; страхование имущества; рекомендации по увеличению средней цены реализации, что связано с маркетинговой политикой, которая составляет третью отдельную группу мероприятий.
Весьма значимым является внедрение системы анализа на базе информационных технологий с введением в должностные обязанности финансового анализа одному из бухгалтеров (переквалифицировав его бухгалтера по экономическому анализу).
Выводы. На исследуемой коммерческой организации упущены вопросы управления финансовой устойчивостью, хотя технические возможности для этого имеются. По этой причине по ряду показателей финансовые результаты занижены в сравнении с потенциальными возможностями. А они являются достаточными: чистые активы ООО «Печенье Морозова» на начало анализируемого периода составили 62 483 тыс. руб., а в конце периода были равны 103 004 тыс. руб.; доля основных средств в имуществе на конец анализируемого периода составила 69,26 %. Собственный капитал предприятия за анализируемый период увеличился, его прирост произошел за счет увеличения уставного капитала на 75 506 тыс. руб. (с 188 до 75 694 тыс. руб.) или 40162,77 % при одновременном снижении добавочного капитала на 13638 тыс. руб. (с 13638 до 0 тыс. руб.) или 100 %, резервов, фондов и нераспределенной прибыли на 21 347 тыс. руб. (с 48 657 до 27310 тыс. руб.) или 43,87 % .
Сокращение резервов, фондов и нераспределенной прибыли свидетельствует о падении деловой активности предприятия (в том случае, если оно не использовало собственные средства для финансирования). За анализируемый период в структуре собственного капитала доля резервов, фондов и нераспределенной прибыли имела тенденцию к снижению (с 77,87 % до 26,51 %).
От осуществления всех видов деятельности в конце анализируемого периода предприятие получило прибыль в размере 23 619 тыс. руб., что на 9,69 % больше прибыли в начале периода, составившей 21 533 тыс. руб.
За анализируемый период рентабельность активов по чистой прибыли варьировала от 19,23 % до 15,69 %. Значение рентабельности активов по чистой прибыли на конец анализируемого периода свидетельствует о достаточно высокой эффективности использования имущества. Уровень рентабельности активов по чистой прибыли в размере 15,69 % на конец анализируемого периода обеспечивается высокой оборачиваемостью активов, составившей на конец периода 4,215 оборота за год, при средней (3,72 %) доходности всех операций (по чистой прибыли).
Соотношение чистой прибыли и выручки от продаж в анализируемом периоде снизилось с 5,21 % до 3,72 %. Если такая тенденция сохранится, ООО «Печенье Морозова» лишится возможности самостоятельно финансировать свою деятельность и получать прибыль.
Мероприятия по улучшению финансовых результатов коммерческой
организации данного направления деятельности: вначале снижение себестоимости, в т.ч. и за счет оптимизации каналов продвижения продукции на рынок; затем - совершенствование аналитической работы за счет введения штатной единицы бухгалтера по учету и анализу финансовых результатов деятельности. Эффект от предложенных мероприятий составит не менее 200 тыс. руб.
Использованные источники:
1. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учеб. - перераб. и доп. -М.: Проспект, 2010. - 480 с.
2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Под ред. М.А. Вахрушина, (Гриф). - М.: Вузовский учебник, 2011. - 483 с.
3. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности организации /Под ред. Проф. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. - М.: Высшее образование, 2009. - 513 с.
Курочкин В. Н., д.тн., с.н.с. профессор кафедры экономики и управления
в образовании Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону УПРАВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Современные технологии управления коммерческими организациями базируются на анализе и оценке их деятельности, в частности, на анализ рентабельности хозяйственной деятельности. Указанные вопросы рассмотрены в трудах академика М.И. Баканова, А.Д. Шеремета, Е.В. Негашева и др. Вместе с тем, коммерческие организации различных видов деятельности различаются по методам и результатам анализа показателей рентабельности. В частности, интерес представляют развивающиеся в настоящее время пищевые производства.
Методику анализа показателей рентабельности уточнили на примере коммерческой организации (фирмы) с видом экономической деятельности -изготовление хлебобулочных изделий и их реализация.
Научная гипотеза: возможно совершенствование управления коммерческими организациями посредством повышения обоснованности управленческих решений на базе анализа показателей рентабельности.
Цель: выявление резервов рентабельности коммерческой организации и обоснование управленческих решений по их реализации.
Предмет исследования - факторы изменения и закономерности показателей рентабельности деятельности коммерческой организации.
Для решения поставленных задач использованы методы теории