Научная статья на тему 'Анализ капитала издательства и оценка эффективности его использования'

Анализ капитала издательства и оценка эффективности его использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
889
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О. О., Бирюков В. А.

Данной статьей завершается рассмотрение особенностей анализа капитала и оценки его эффективности использования на примере конкретного издательства, начатого в предыдущем номере журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова О. О., Бирюков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ капитала издательства и оценка эффективности его использования»

ЭКОНОМиМЕСКий АНАЛИЗ

АНАЛИЗ КАПИТАЛА ИЗДАТЕЛЬСТВА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ*

О.О. Иванова, В.А. Бирюков

Московский государственный университет печати

Важно проанализировать эффективность использования капитала предприятия. Анализ эффективности использования капитала организации представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации бухгалтерского учета и отчетности.

Он проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. При существующем положении наиболее приемлемыми для анализа являются дескриптивные модели. При этом не снимаются проблемы применения для анализа эффективности использования собственного и заемного капиталов предикативных и нормативных моделей.

Дескриптивные модели, или модели описательного характера, применяются как для проведения анализа капитала, так и для оценки финансового состояния организации. К ним относятся: построение системы отчетных балансов; представление бухгалтерской отчетности в различных аналитических разрезах; структурный и динамический анализ отчетности; коэффициентный и факторный анализ; аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Для анализа эффективности и интенсивности использования капитала издательства «Альфа» будем использовать дескриптивные модели, в частности коэффициентный и факторный анализ.

Коэффициентный анализ — ведущий метод анализа эффективности использования капитала организации, применяемый различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, инвесторами, кредиторами и др.

* Начало см. в № 5 (89) 2006 г.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую.

На первой стадии организация приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на второй — часть средств в форме запасов поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Заканчивается эта стадия выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется, и на счет организации поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли от бизнеса.

Следовательно, чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше организация получит и реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени.

Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния организации.

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением.

Если производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачива-

емости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и «проеданию» капитала. Из сказанного следует, что нужно стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на 1 руб. капитала. Повышение доходности капитала достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т. е. с прибылью. Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) — отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме основного и оборотного капиталов.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами.

При анализе рентабельности надо исчислить отдельные показатели рентабельности в отчетном и предыдущем периодах, установить тенденцию их изменения и определить влияние отдельных факторов на каждый из показателей рентабельности.

Источником информации для расчета показателей рентабельности служат формы № 1 и 2 бухгалтерской отчетности.

Рентабельность всего капитала организации характеризует сумму прибыли на 1 руб. капитала и определяется отношением прибыли до налогообложения (чистой прибыли) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала организации (валюты баланса), т. е.

я = Е^ж. х100% или Як = Е х100%, 4 ВБ КВБ

где Як — рентабельность всего капитала организации;

Пд нал — прибыль до налогообложения;

Пц — чистая прибыль;

ВБ — среднегодовая стоимость всего ин-

вестированного капитала организации (валюты баланса).

Если темпы роста прибыли выше темпов роста средней величины капитала, то имеет место повышение рентабельности капитала, и наоборот.

Для анализа влияния отдельных факторов на рентабельность капитала существует несколько различных факторных моделей.

Рентабельность капитала можно представить в виде следующей модели, которая позволяет определить влияние изменения рентабельности продаж и оборачиваемости капитала:

Я = Ед.нал = Ед.нал х Оеыр

ВБ О

еъ

ВБ

где Qвыр — выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб.

Отношение

Е

Оеъ

характеризует сумму при-

были до налогообложения на 1 руб. выручки от продажи продукции, т. е. рентабельность продаж О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я , а отношение — оборачиваемость капи-

выр ВБ

тала О„в целом, т. е. Я, = Я х О„

К ^ ' к выр К

По издательству «Альфа» имеется следующая информация (табл. 7).

Метод цепных подстановок позволяет определить влияние этих факторов:

1) влияние изменения рентабельности продаж на рентабельность капитала:

ДЯкЯ = (0,2528-0,3120) х 1,0165 = (-0,0592) х 1,0165 = -0,0601, или -6,01 %;

2) влияние изменения оборачиваемости капитала на рентабельность капитала:

ДЯко = 0,2528 х (0,9571-1,0165) = 0,2528 х (-0,0593) = — 0,0150, или -1,5 %. Общее влияние: -7,51 %.

Рентабельность капитала в 2005г. уменьшилась на 7,51 % по сравнению с 2004г. Это связано со снижением прибыли до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж на 18,97 % и уменьшением оборачиваемости капитала организации на 5,84 %.

Таблица 7

Анализ рентабельности капитала издательства «Альфа»

наименование показателя За 2005 г. За 2004 г. отклонение (+, -)

1. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 277 158 324 736 -47578

2. Средняя величина капитала (валюта баланса), тыс. руб. 1 145 497,5 1 024 099 + 121 398,5

3. Рентабельность капитала, % (стр. 1:стр. 2 х 100) 24,20 31,71 -7,51

4. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 1 096 359 1 040 946 +55 413

5. Прибыль до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж, руб. (стр. 1:стр. 4) 0,2528 0,3120 -0,0592

6. Оборачиваемость капитала (число оборотов) (стр. 4:стр. 2) 0,9571 1,0165 -0,0593

Рентабельность капитала можно представить другой факторной моделью, которая позволяет определить влияние четырех факторов: изменения структуры прибыли, рентабельности продаж, оборачиваемости оборотных активов, структуры капитала.

^ = Пд.нал = Пд.нал ^ Ппрод ^ Qmp ^ ОА

ВБ П;

прод

ОА ВБ

где Ппрод — прибыль от продаж, тыс. руб.; ОА — оборотные активы.

Отношение

П

П

характеризует структуру

прод

прибыли Спрб, т. е. соотношение между прибылью до налогообложения и прибылью от продаж;

отношение Ппрод показывает рентабельность

Qвыр

продаж Япрод, т. е. сумму прибыли от продаж на 1 руб. выручки от продаж;

QвЪ

отношение

ОА

характеризует оборачивае-

3) влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на рентабельность капитала:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Щ = 0,9087 х 0,2782 х 0,0295 х 0,8923 = 0,0066;

4) влияние изменения структуры капитала на рентабельность капитала:

ДЯк = 0,9087 х 0,2782 х 1,1687 х (-0,0733) = -0,0216.

Общее влияние четырех факторов составило: (-1,21) + (-4,8) + 0,66+ (-2,16) = -7,51 %.

Таким образом, рентабельность капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшилась за счет снижения рентабельности продаж на 15,75 %, изменения в структуре капитала и прибыли. Изменение оборачиваемости оборотных активов оказало несущественное влияние.

Целесообразно рассчитать и проанализировать рентабельность производственного капитала Япк, которая определяется отношением прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, т. е.

мость оборотных активов (число оборотов) О ; ОА

отношение-показывает структуру капитала

ВБ

организации СК.

Таким образом, получаем следующую факторную модель:

Я, = С . х я , х О х С„

к приб прод оа К

По издательству «Альфа» имеется следующая информация (табл. 8):

С помощью метода цепных подстановок определим влияние этих четырех факторов на рентабельность капитала:

1) влияние изменения структуры прибыли на рентабельность капитала:

АЯк = (-0,0362) х 0,3301 х 1,1392 х 0,8923 = -0,0121;

2) влияние изменения рентабельности продаж на рентабельность капитала:

ДЯк = 0,9087 х (-0,0520) х 1,1392 х 0,8923 = -0,048; к

Рентабельность капитала

=

П

прод

-х100%,

(Фос„ + Фоб ) где Ппрод — прибыль от продаж;

Фосн — средняя стоимость основных средств;

Фоб — средние остатки материальных оборотных средств.

Эта формула позволяет определить влияние трех количественных факторов на рентабельность производственного капитала, а именно: изменения суммы прибыли от продаж, величины основных и оборотных средств.

Анализ влияния отдельных факторов на рентабельность производственного капитала издательства «Альфа» покажем на примере данных, приведенных в табл. 9.

С помощью метода цепных подстановок определим влияние трех количественных факторов на рентабельность производственного капитала:

1) влияние изменения суммы прибыли от продаж на рентабельность производственного капитала:

Таблица 8

издательства «Альфа»

Наименование показателя За 2005 г. За 2004 г. Отклонение (+, -)

1. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 277 158 324 736 -47 578

2. Прибыль от продаж, тыс. руб. 304 992 343 665 -38 673

3. Выручка от продаж, тыс. руб. 1 096 359 1 040 946 +55 413

4. Средняя величина капитала (валюта баланса), тыс. руб. 1 145 497,5 1 024 099 + 121 398,5

5. Средняя величина оборотных активов, тыс. руб. 938 086 913 756 24 330

6. Структура прибыли (стр. 1:стр. 2) 0,9087 0,9449 -0,0362

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Рентабельность продаж (стр. 2:стр. 3) 0,2782 0,3301 -0,0520

8. Оборачиваемость оборотных активов (число оборотов) (стр. 3:стр. 5) 1,1687 1,1392 +0,0295

9. Структура капитала (стр. 5:стр. 4) 0,8189 0,8923 -0,0733

Таблица 9

рентабельность производственного капитала

наименование показателя За 2005 г. За 2004 г. отклонение (+, -)

1. Прибыль от продаж, тыс. руб. 304 992 343 665 -38 673

2.Средняя стоимость основных средств, тыс. руб. 8 679 9 789 -1 110

3. Средние остатки материальных оборотных средств, тыс. руб. 537 599 593 563,5 -55 964,5

4. Рентабельность производственного капитала (стр. 1 х 100) / (стр. 2 + стр. 3) 55,83 56,96 -1,13

ДЛпк = (-38 673) / (97 89+593 563,5) = (-38 673) / 603 352",5 = -0,0641;

2) влияние изменения средней стоимости основных средств на рентабельность производственного капитала:

ДЯ.пк = 304 992/(8 679+593 563,5)-304 992/ (9 789 + 593 563,5) = 304 992/602 242,5-304 992/603352,5 = 0,5064-0,5055 = 0,0009;

3) влияние изменения средних остатков материальных оборотных средств на рентабельность производственного капитала:

ДЯк = 304 992/(8 679+537 599)-304 992/ (8 679+5593 563,5) = 304 992/546 278-304 992/602 242,5 = 0,5583-0,5064 = 0,0519.

Общее влияние трех факторов составило: (-6,41) +0,09+5,19 = — 1,13 %.

Рентабельность производственного капитала уменьшилась на 1,13 % в связи со снижением суммы прибыли от продаж на 11,25 %.

Также существует модель для анализа рентабельности капитала (активов) организации:

Я _ Ед.нал

Е

АК ВА + ОА' где Як — рентабельность активов (капитала);

Пд нал — прибыль до налогообложения;

АК — средняя стоимость активов;

ВА — средняя стоимость внеоборотных активов;

ОА — средняя стоимость оборотных активов.

Данные для расчета рентабельности капитала (активов) организации приведены в табл. 10.

Для определения влияния отдельных факторов следует в приведенной формуле базовый уровень каждого фактора постепенно заменять на фактический, т. е. использовать метод цепных подстановок:

1) влияние изменения прибыли до налогообложения на рентабельность капитала:

ДЯк = (-47 578) / (110 343+913 756) = (-47 578) / 102 4099 = -0,0464;

2) влияние изменения средней за период стоимости внеоборотных активов на рентабельность капитала:

ДЯк = 277 158/ (207 411+913 756)-277 158/ (110 343+913756) = 277 158/1 121 167-277 158/1 024 099 = 0,2472-0,2706 = -0,0234;

3) влияние изменения средней за период стоимости оборотных активов на рентабельность капитала:

ДЯк = 277 158/ (207 411+938 086)-277 158/ (207 411+913 756) = 277 158/1 145 497-277 158/1 121 167 = 0,2419-0,2472 =-0,0053.

Общее влияние трех факторов составило: (-4,64) + (-2,34) + (-0,53) = -7,51 %.

Итак, рентабельность капитала в отчетном году составила 24,2 % по сравнению с предыдущим годом 31,71 %, т. е. на 7,51 % меньше.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уменьшение рентабельности капитала в наибольшей степени оказало влияние уменьшение прибыли до налогообложения на 14,65% и увеличение средней за период стоимости внеоборотных активов на 87,97%, незначительное влияние оказало изменение средней за период стоимости оборотных активов.

В современных условиях разработка и выбор оптимальных вариантов источников финансирования деятельности организации — наиболее важные и сложные проблемы, изучаемые в рамках финансового анализа. В основе процесса принятия оптимальных решений в области долгосрочного финансирования лежат анализ, оценка и сравнение объема планируемых источников финансирования и ожидаемых результатов.

Следует определить уточненную сумму собственного капитала и заемных средств. Это связано с тем, что в разд. V «Краткосрочные обязательства»

Таблица 10

рентабельность капитала (активов) издательства «Альфа»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наименование показателя За 2005 г. За 2004 г. отклонение (+, -)

1. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 277 158 324 736 -47 578

2. Средняя за период стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. 207 411 110 343 97 068

3. Средняя за период стоимость оборотных активов, тыс. руб. 938 086 913 756 24 330

4. Рентабельность капитала 0,2420 0,3171 -0,0751

бухгалтерского баланса отражаются средства, которые не являются финансовыми обязательствами предприятия, а именно: доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов. Поэтому суммы по этим статьям надо отнести к собственному капиталу и вычесть из заемного капитала, как это показано в табл. 11 и 12.

На основе анализа важно установить стратегию предприятия в отношении накопления собственного капитала. Для этого следует рассчитать коэффициент накопления собственного капитала Кн по формуле:

РК+НП

К, =

УСК '

где РК — резервный капитал;

НП — нераспределенная прибыль;

УСК — уточненная величина собственного капитала.

Данный показатель характеризует долю источников собственных средств, направленных на развитие основной деятельности. Положительная динамика коэффициента свидетельствует о поступательном накоплении собственного капитала, отрицательная динамика (при неизменном уставном капитале) — о потере собственного капитала.

По анализируемому издательству коэффициент накопления собственного капитала на начало года равен 0,9791(Кн = (15+831552) /849 321), а на конец года - 0,9746"(Кн = (15+ 949 378) / 974 144), т. е. снижение коэффициента накопления собственного капитала на конец года свидетельствует о потере собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования инвестированного собственниками капитала и сравнить с возможным получением прибыли от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Исчисляется она

как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала, т. е.

О _ Пчист

СК '

где Як — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль;

чист Г '

СК — среднегодовая стоимость собственного капитала.

Этот показатель характеризует, сколько прибыли получено с каждой единицы вложенных собственниками средств.

Рентабельность собственного капитала можно представить в виде следующей модели, которая позволяет определить влияние изменения рентабельности продаж, оборачиваемости заемного капитала и коэффициента финансовой задолженности:

^ _

П

П Q ЗК

11 чист ^-Л-

СК 0 ЗК СК

Ярод хОж х КЛз,

где Япрод — рентабельность продаж;

О — оборачиваемость заемного капитала;

зк г '

К^ — коэффициент финансовой задолженности.

По издательству «Альфа» имеется следующая информация (табл. 13).

Метод цепных подстановок позволяет определить влияние этих факторов:

1) влияние изменения рентабельности продаж на рентабельность собственного капитала:

ДЯск = (-0,0376) х 0,7772 х 0,4199 = -0,0122;

2) влияние изменения оборачиваемости заемного капитала на рентабельность собственного капитала:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЯ = 0,1886 х 0,0366 х 0,4199 = 0,0028;

ск

3) влияние изменения коэффициента финансовой задолженности на рентабельность собственного капитала:

ДЯ = 0,1886 х 0,8137 х (-0,1349) = -0,0207.

Уточненная величина собственного капитала, тыс. руб.

Таблица 11

Наименование показателя На начало 2005 г. На конец 2005 г.

1. Капитал и резервы (итого по разд. III баланса) 832 536 950 362

2. Доходы будущих периодов (стр. 640) - -

3. Резервы предстоящих расходов (стр. 650) 16 785 23 782

4. Уточненная величина собственного капитала (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3) 849 321 974 144

Таблица 12 Уточненная величина заемного капитала, тыс. руб.

Наименование показателя На начало 2005 г. На конец 2005 г.

1. Долгосрочные обязательства (итого по разд. IV баланса) - -

2. Краткосрочные обязательства (итого по разд. V баланса) 291 290 216 807

3. Доходы будущих периодов (стр. 640) - -

4. Резервы предстоящих расходов (стр. 650) 16 785 23 782

5. Уточненная величина заемного капитала (стр. 1 + стр. 2-стр. 3-стр. 4) 274 505 193 025

Таблица 13

Анализ рентабельности собственного капитала издательства «Альфа»

наименование показателя За 2005 г. За 2004 г. отклонение (+, -)

1. Чистая прибыль, тыс. руб. 206 727 235 378 -28 651

2. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 1 096 359 1 040 946 55 413

3. Средняя за период величина заемного капитала, тыс. руб. 254 048,5 302 864,5 -48 816

4. Средняя за период величина собственного капитала, тыс. руб. 891 449 721 230,5 170 218,5

5. Рентабельность продаж (стр. 1:стр. 2) 0,1886 0,2261 -0,0376

6. Оборачиваемость заемного капитала (стр. 1:стр. 3) 0,8137 0,7772 0,0366

7. Коэффициент финансовой задолженности (стр. 3: стр. 4) 0,2850 0,4199 -0,1349

8. Рентабельность собственного капитала (стр. 5 х стр. 6 х стр. 7) 0,0437 0,0738 -0,0301

Общее влияние трех факторов составило: (-1,22) + 0,28 + (-2,07) = -3,01 %.

Таким образом, рентабельность собственного капитала в отчетном году составила 4,37% по сравнению с предыдущим годом 7,38 %, т. е. на 3,01 % меньше. На уменьшение рентабельности собственного капитала в 2005 г. оказало влияние снижение рентабельности продаж на 16,63 % и уменьшение коэффициента финансовой задолженности на 32,13 %. Увеличение оборачиваемости заемного капитала оказало незначительное положительное влияние.

Рентабельность заемного капитала позволяет определить эффективность использования заемного капитала. Исчисляется она как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости заемного капитала, т. е.

Язк _

Е

ЗК '

Приведенные отношения в модели характеризуют:

П,„„„ (Х) — рентабельность продаж;

Опрод Опрод

~ОА

(У) — коэффициент оборачиваемости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Як — рентабельность заемного капитала;

П — чистая прибыль;

чист Г '

ЗК — среднегодовая стоимость заемного капитала.

Этот показатель характеризует, сколько прибыли получено с каждой единицы заемных средств.

Рентабельность заемного капитала можно представить в виде следующей модели, которая позволяет определить влияние изменения шести факторов:

я _ Е^ _ х ои х ОА х КЗ. х ДЗ х ЧА

^ ЗК О^ ОА КЗ ДЗ ЧА ЗК' где П — чистая прибыль;

чист

ОО-прод — выручка от продаж;

ОА — средняя за период величина оборотных активов;

КЗ — средняя за период величина кредиторской задолженности;

ДЗ—средняя за период величина дебиторской задолженности;

ЧА — средняя за период величина чистых активов;

ЗК — средняя за период величина заемного капитала.

оборотных активов; ОА

-(7) — коэффициент покрытия оборотны-

КЗ

ми активами кредиторской задолженности;

КЗ — коэффициент соотношения кред-

ДЗ

иторской и дебиторской задолженности; ДЗ

(е) — доля дебиторской задолженности в

ЧА

чистых активах предприятия; ЧА

(т) — коэффициент покрытия чистыми

ЗК

активами взятых в долг средств (заемного капитала).

Используя обозначения отдельных отношений, получим следующую мультипликативную модель рентабельности заемного капитала: Яж = х х у х г х q х е х т.

Все приведенные факторы модели прямо пропорционально оказывают влияние на изменения рентабельности заемного капитала.

Исходные данные для определения отдельных факторов на рентабельность заемного капитала приведены в табл. 14.

Метод цепных подстановок позволяет определить влияние этих факторов:

1) снижение рентабельности продаж уменьшило рентабельность заемного капитала на -0,1292:

ДЯ =-0,0376 х 1,1392 х 3,7610 х 0,8937 х 0,3769 х

зк '

2,3814=-0,1292;

2) увеличение оборачиваемости оборотных активов увеличило рентабельность заемного капитала на 0,0167:

ДЯзк = 0,1886 х 0,0295 х 3,7610 х 0,8937 х 0,3769 х 2,3814= 0,0167;

3) повышение коэффициента покрытия оборотными активами кредиторской задолженности

Таблица 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ рентабельности заемного капитала издательства «Альфа»

Наименование показателя За 2005 г. За 2004 г. Отклонение (+, -)

1. Чистая прибыль, тыс. руб. 206 727 235 378 -28 651

2. Средняя за период величина заемного капитала, тыс. руб. 254 048,5 302 864,5 -48 816

3. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 109 6359 104 0946 55 413

4. Средняя величина оборотных активов, тыс. руб. 938 086 913 756 24 330

5. Средняя величина кредиторской задолженности, тыс. руб. 191 265 242 954,5 -51 689,5

6.Средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб. 323 583 271843 51 740

7.Средняя за период величина чистых активов, тыс. руб. 891 449 721 230,5 170 218,5

8. Рентабельность заемного капитала (стр. 1:стр. 2) 0,8137 0,7772 0,0366

9. Рентабельность продаж (стр. 1:стр. 3) 0,1886 0,2261 -0,0376

10. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (стр. 3:стр. 4) 1,1687 1,1392 0,0295

11. Коэффициент покрытия оборотными активами кредиторской задолженности (стр. 4:стр. 5) 4,9046 3,7610 1,1436

12. Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности (стр. 5:стр. 6) 0,5911 0,8937 -0,3026

13. Доля дебиторской задолженности в чистых активах организации (стр. 6:стр. 7) 0,3630 0,3769 -0,0139

14. Коэффициент покрытия чистыми активами взятых в долг средств (стр. 7:стр. 2) 3,5090 2,3814 1,1276

увеличило рентабельность заемного капитала на 0,2021:

ДЯ =0,1886 х, 1687 х 1,1436 х 0,8937 х 0,3769 х

зк

2,3814=0,2021;

4) снижение коэффициента соотношения кредиторской и дебиторской задолженности уменьшило рентабельность заемного капитала на -0,2936:

ДЯзк =0,1886 х 1,1687 х 4,9046 х (-0,3026) х 0,3769 хк2,3814=-0,2936;

5) уменьшаемая доля дебиторской задолженности в чистых активах организации снизила рентабельность заемного капитала на — 0,0211:

ДЯ =0,1886 х 1,1687 х 4,9046 х 0,5911 х

зк

(-0,0139) х 2,3814=-0,0211;

6) повышение коэффициента покрытия чистыми активами взятых в долг средств увеличило рентабельность заемного капитала на 0,2617:

ДЯзк=0,1886 х 1,1687 х 4,9046 х 0,5911 х 0,3630 х 1,1276 = 0,2617.

Таким образом, повышение рентабельности заемного капитала было обусловлено ростом коэффициента оборачиваемости оборотных активов, коэффициента покрытия оборотными активами кредиторской задолженности, коэффициента покрытия чистыми активами взятых в долг средств, остальные факторы в свою очередь оказали отрицательное влияние, в том числе в наибольшей степени - снижение коэффициента соотношения кредиторской и дебиторской задолженности.

Важно оценивать эффективность использования заемного капитала. Для оценки эффективности использования заемного капитала используется эффект финансового рычага (ЭФР).

Данный показатель определяется по формуле:

эр——=(р—ха-к_ксо хсс,

где Я.ап _

П

Ср.Капит

— рентабельность совокупного

капитала предприятия до уплаты налогов; Ср. Капит — средняя величина капитала организации;

Налоги

К _

П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— коэффициент налогообло-

жения;

СП — ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом;

ЗК — заемный капитал;

СК — собственный капитал.

Если рентабельность совокупного капитала организации выше ссудного процента, то возникает эффект финансового рычага. Он показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность совокупного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот организации.

Таким образом, эффект финансового рычага включает два компонента:

разность между рентабельностью совокупного капитала после уплаты налога и ставкой процента за кредиты (Якап х (1-К)-СП);

ЗК

плечо финансового рычага-, характери-

СК

зующего заемный и собственный капитал.

Положительный эффект финансового рычага возникает в том случаи, если рентабельность собственного капитала после уплаты налогов превыша-

ет процентную ставку за кредитные ресурсы, т. е. (R х (1-К )-СП > 0. В этом случае повышение

4 кап 4 нал' ^

доли заемного капитала позволит увеличить рентабельность собственного капитала.

Если R х (1-К )-СП < 0, то создается отри-

кап нал

цательный эффект финансового рычага, в результате чего происходит «проедание» собственного капитала и это может стать причиной банкротства предприятия.

Рассчитаем эффект финансового рычага для анализируемого нами издательства. Исходные данные для расчета эффекта финансового рычага представлены в табл. 15.

Как показывают приведенные данные, в отчетном году рентабельность капитала за счет привлечения заемных средств в оборот организации увеличилась на 0,68 %, а в предыдущем году на 3,4 %. Также можно сказать о положительном эффекте финансового рычага организации, поскольку разность между рентабельностью капитала и ставкой процента за кредит и в отчетном году — 2,292, и в предыдущем году — 8,0996 оказывается больше нуля, что свидетельствует о том, что издательство может повысить долю заемного капитала, что, в свою очередь, позволит увеличить рентабельность капитала.

Таким образом, внешняя задолженность — акселератор развития организации. Привлекая заемные средства, организация может быстрее и масштабнее реализовывать свои цели.

Однако в современных условиях хозяйствования необходимо учитывать влияние инфляции. В условиях инфляции, если долги и проценты по ним не индексируются, эффект финансового рычага и рентабельность собственного капитала увеличиваются, поскольку обслуживание долга и сам долг оплачиваются уже обесцененными деньгами.

Тогда эффект финансового рычага будет ра-

ЗК И х зк

х---ч-

СК (1 + И )х ск

х100%,

вен:

ЭФР = (Яеп -

СП 1 + И

) х (1 и Кнал )х

где И — уровень инфляции.

Если в балансе организации сумма собственного капитала проиндексирована на уровень инфляции, то эффект финансового рычага определяется по формуле:

ЭФР = (Я иШ.)х(1 и К )х — + ИхЗКх100%.

^ 1 + И нел СК ск

В условиях инфляционной среды, даже при отрицательной величине дифференциала СП

(Вкеп и -——) < 0 эффект финансового рычага может

быть положительным за счет неиндексации долговых обязательств, что создает дополнительный доход от применения заемных средств и увеличивает сумму собственного капитала.

Таким образом, в условиях инфляции эффект финансового рычага зависит от следующих факторов: разницы между ставкой доходности всего инвестированного капитала и ставкой ссудного процента, уровня налогообложения, суммы долговых обязательств, темпов инфляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенного анализа капитала издательства «Альфа» было установлено, что за рассматриваемый период капитал организации в целом увеличился на 3,9 %, в том числе собственный капитал возрос на 14,2 %, а заемный капитал сократился на 25,6 %.

Произошли положительные изменения в структуре капитала: увеличилась доля собственного капитала на конец отчетного года по сравнению с началом на 7,34 %, и снизилась доля заемного капитала на 7,33 %. Увеличение доли собственного капитала в основном происходило за счет увеличения суммы нераспределенной прибыли на 14 % Зпри неизменном размере уставного, добавочного ирезервного капиталов.

Положительным моментом в структуре заемного капитала является снижение кредиторской

Таблица 15

Эффект финансового рычага

наименование показателя 2005 г. 2004 г.

1.Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 277 158 324 736

2. Среднегодовая сумма всего капитала, тыс. руб. 114 5497,5 1 024 099

3. Рентабельность капитала (стр. 1:стр. 2 х 100) 24,20 31,71

4. Коэффициент налогообложения 0,24 0,24

5. Ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом, % 16 16

6. Средняя за период величина заемного капитала, тыс. руб. 254 048,5 302 864,5

7. Средняя за период величина собственного капитала, тыс. руб. 891 449 721 230,5

8. Эффект финансового рычага, % 0,68 3,4

9. Разность между рентабельностью капитала и ставкой процента за кредиты 2,292 8,0996

задолженности на 17,4 %, среднего срока оборота кредиторской задолженности на 25,3 %, а также то, что все заемные средства предприятия являются краткосрочными.

В отчетном году по сравнению с предыдущим объем продаж увеличился на 5,3 %, прибыль снизилась, и это привело к снижению рентабельности, а за счет повышения себестоимости изготовления заказов повысились материальные затраты.

Проведенный факторный анализ рентабельности капитала позволил выявить влияние отдельных факторов и сделать вывод о том, что в целом рентабельность капитала организации снизилась на 7,51 %. Это обусловлено снижением рентабельности продаж на 16 %, уменьшением оборачиваемости капитала предприятия на 6 % и уменьшением коэффициента финансовой задолженности на 32 %.

Рентабельность собственного капитала снизилась на 40,8 %, это связано со снижением рентабельности продаж и чистой прибыли организации.

Иначе дело обстоит с заемным капиталом. Его рентабельность повысилась. Это обусловлено ростом коэффициентов оборачиваемости оборотных активов, покрытия оборотными активами кредиторской задолженности, покрытия чистыми активами взятых в долг средств.

С помощью эффекта финансового рычага было установлено, что издательству «Альфа» выгоднее использовать заемные средства. Увеличение их доли в составе капитала предприятия повысит рентабельность всего капитала. Привлекая заемные средства, издательство сможет быстрее и масштабнее реализовать свои цели.

Литература

1. Гиляровская Л. Т. и др. Экономический анализ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Дмитриева О. В., Никольская Э. В. Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в издательствах. — М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Донцова Л. В., Никифорова Н. А Анализ финансовой отчетности. — М.: Дело и Сервис,

2005.

4. Ефимова О. В., Мельник М. В. Анализ финансовой отчетности. — М.: ОМЕГА-Л, 2004.

5. Ионова А. Ф., Селезнева Н. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. — М.: Бухгалтерский учет, 2005.

6. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика,

2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.