Научная статья на тему 'Управление финансами вуза инновационного типа (на примере ГУ-ВШЭ)'

Управление финансами вуза инновационного типа (на примере ГУ-ВШЭ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина Елена Михайловна

Получение дополнительных прав в определении стратегии развития и выборе путей достижения стратегических целей в 1990-2000-е годы привнесли в деятельность образовательных учреждений элементы менеджмента. Государственные вузы получили возможность проводить обучение на платной основе, заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно определять объем услуг и их стоимость. Но с расширением возможностей увеличилась и ответственность образовательных учреждений за результаты деятельности и собственное благополучие. Для обеспечения своей финансовой устойчивости в постоянно меняющихся экономических условиях образовательные учреждения должны непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивая одновременно свое положение на этом рынке. В данной статье показано, как перечисленные проблемы решаются в Государственном университете - Высшей школе экономики в рамках организации планирования и управления финансовыми ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление финансами вуза инновационного типа (на примере ГУ-ВШЭ)»

Управление финансами вуза инновационного типа

(на примере ГУ-ВШЭ)

Получение дополнительных прав в определении стратегии развития и выборе путей достижения стратегических целей в 1990-2000 гг. привнесли в деятельность образовательных учреждений элементы менеджмента. Государственные вузы получили возможность проводить обучение на платной основе, заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно определять объем услуг и их стоимость. Но с расширением возможностей увеличилась и ответственность образовательных учреждений за результаты деятельности

Е. М. Юдина,

директор по финансовой работе ГУ-ВШЭ

и собственное благополучие. Для обеспечения своей финансовой устойчивости в постоянно меняющихся экономических условиях образовательные учреждения должны непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивая одновременно свое положение на этом рынке.

В данной статье показано, как перечисленные проблемы решаются в Государственном университете — Высшей школе экономики в рамках организации планирования и управления финансовыми ресурсами.

1. Финансовое состояние и структура бюджета ГУ-ВШЭ

Финансирование ГУ-ВШЭ осуществляется за счет двух основных источников: бюджетных ассигнований и внебюджетных поступлений.

Многопрофильной деятельности ГУ-ВШЭ соответствует разнообразие источников получаемых университетом доходов:

1. Средства федерального бюджета, выделяемые:

♦ на подготовку бакалавров (специалистов), магистров и аспирантов по разделу «Образование»;

♦ на реконструкцию и строительство зданий ГУ-ВШЭ (раздел «Капвложения»);

♦ на проведение фундаментальных исследований НИР и НИОКР;

♦ средства, получаемые от сдачи помещений в аренду и возмещения коммунальных услуг.

2. Доходы от оказания платных образовательных услуг (высшего образования и дополнительного: довузовского и послевузовского).

3. Доходы от проведения исследований НИР и НИОКР на основе государственных контрактов и договоров.

4. Средства НФПК, международных организаций, гранты и средства доноров.

5. Прочие поступления, в том числе:

♦ средства на переподготовку и повышение квалификации специалистов, получаемые на основании договоров с заказчиками;

Основным распорядителем кредитов бюджетных средств является Минэкономразвития РФ.

К категории «внебюджетные поступления» относятся доходы от оказания платных образовательных

услуг, доходы внебюджетных подразделений, финансирование научных исследований, возмещение коммунальных услуг по договорам аренды, целевые средства НФПК, международных организаций и фондов, целевые средства на финансирование программы по подготовке управленческих кадров, спонсорская помощь и т. д.

На рис. 1 представлена динамика роста доходов университета за последние пять лет. Если в 1999 г. совокупные доходы составили 262,1 млн руб. (табл. 1), то в 2005 г. общий объем полученного ГУ-ВШЭ финансирования превысил 1,8 млрд руб., увеличившись, таким образом, за семь лет в 7 раз.

Данные по структуре полученных доходов в табл. 1 показывают рост как бюджетного финансирования, так и средств, зарабатываемых вузом самостоятельно. Доля бюджетных ассигнований по разделу «Образование» составила в 2005 г. лишь одну чет-

млн руб.

2500,0 ■

2000,0

1500.0

1000.0 500,0

0,0

1849,2

1505,4

1243,8

889,1

203,6

324,1

479,8

L22,9

246,2

402,6

I

507,5

586,5

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 год

О Доходы ГУ-ВШЭ □ в том числе за счет средств федерального бюджета

Рис. 1. Бюджет ГУ-ВШЭ в 1999-2005 гг. (Москва и филиалы)

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

Таблица 1

Доходы ГУ-ВШЭ (Москва и филиалы) в 2000-2005 гг., млн руб.

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Государственные капитальные вложения 41,6 124,4 154,1 155,9

Основное первое высшее профессиональное образование (госбюджет) 61,7 122,9 204,6 278,2 353,4 430,6

Доходы от обучения студентов, зачисленных на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе 77,1 110,5 173,0 211,6 264,0 343,0

Доходы от реализации программ довузовской и послевузовской подготовки, а также дополнительного профессионального образования 81,3 115,1 148,7 257,3 327,0 441,1

Средства от выполнения НИР и НИОКР 81,3 115,1 148,7 257,3 327,0 441,1

Целевые средства, безвозмездные поступления (в том числе гранты, спонсорские средства) 38,6 31,3 98,0 67,7 66,0 61,3

Прочие поступления (аренда, возмещение коммунальных услуг, услуг связи, доходы от общежитий, издательская деятельность и т. д.) 39,2 38,5 51,6 46,2 59,0 48,1

Всего 324,1 479,8 889,1 1243,8 1505,4 1849,2

верть доходов (23,3%), доля капитальных вложений выросла до 8,4% всего бюджета ГУ-ВШЭ. Доля финансирования по разделу «Образование» оставалась в последние годы относительно стабильной, варьируя от одной пятой до одной четверти всех доходов вуза. Значительную часть средств в настоящее время занимают средства капитальных вложений на восстановление и строительство новых учебных площадей для развивающегося университета.

Большую долю в доходах университета составили поступления от реализации программ довузовской и послевузовской подготовки, а также программ дополнительного профессионального образования (23,8% в 2005 г.). Относительное «падение» доли средств, поступивших по данной статье в 20022003 гг., объясняется появлением новых источников поступлений (государственные капитальные вложения) и увеличением доходов от научной деятельности. По абсолютной величине доходы от данных образовательных услуг продолжают расти.

Несколько отстают от них по величине доходы от обучения студентов, зачисленных на места с оплатой стоимости обучения (18,5% в 2005 г.). Следует отметить, что разрыв между доходами от дополнительных и довузовских образовательных программ и доходами от обучения студентов на основных образовательных программах сократился за последние два года. Так, если в 2000 г. соотношение между этими статьями составляло 1,55 раза, то в 2005 г. уже 1,28 раза. Возможно, это объясняется достижением некоторых пределов экстенсивного расширения программ довузовского и дополнительного образования, в то время как доля студентов основных образовательных программ, обучающихся на условиях возмещения затрат, имеет тенденцию к росту.

Существенно выросла за прошедшие шесть лет доля доходов от научной деятельности (с 8,1% в 2000 г. до 20,0% в 2005 г.), превысив в 2005 г. долю доходов от основных образовательных программ в 1,1 раза. Такая тенденция подтверждает состоявшееся становление университета как одного из ведущих исследовательских центров в области социальных наук.

Поступления от сдачи помещений в аренду сокращаются в течение последних лет в связи с окончанием договоров аренды площадей, доставшихся университету по наследству при передаче недвижимого имущества в его оперативное управление. Руководство

университета, вследствие отсутствия достаточного учебно-аудиторного фонда, ведет политику по сокращению передаваемых в аренду площадей, планомерно выселяя арендаторов по истечении сроков договоров. Соответственно доходы от данного вида услуг неуклонно сокращаются. Так, если в 2000 г. на данную статью пришлось 7,7% доходов вуза, то в 2005 г. — только 0,8%.

Структура управления университетом имеет три уровня: центральный, уровень подразделений (факультеты, институты, филиалы), уровень кафедр и научных центров, входящих в состав институтов или факультетов. Естественным следствием роста вуза в последние годы стал процесс децентрализации ответственности и полномочий при сохранении ведущей роли центральной администрации.

Децентрализация управления вузом проявляется, прежде всего, в системе финансовой ответственности руководителей подразделений, проектов и филиалов. Руководители подразделений имеют доверенность ректора, что дает им право подписывать договора гражданско-правового характера. Они же визируют счета за оплату, которые подписывает курирующий то или иное направление деятельности проректор.

Бюджетная система вуза — двухуровневая и основана на выделении центрального бюджета наряду с бюджетами (сметами) подразделений (факультетов, институтов и т. п.), проектов и филиалов. Ученые советы факультетов и филиалов имеют право утверждать собственный бюджет (смету), который составляется ими при наличии некоторых общих ограничений на уровне университета в целом (например, предельная доля расходов на заработную плату).

Структура доходов по видам бюджетов отражает децентрализованный характер управления финансовыми средствами (табл. 2).

Как видно по представленным данным, на центральный бюджет за последние шесть лет пришлось 49,3% всех поступлений, в том числе 80,8% всех бюджетных и 35,2% внебюджетных поступлений. Филиалы получили 16,1% всех доходов, подразделениями и проектами получено 34,6% всех доходов. В сумме за 2000-2005 гг. бюджетные средства составили 30,8% всех поступлений.

Расходная часть бюджета университета также делится на несколько разделов:

Таблица 2

Структура доходов ГУ-ВШЭ по видам бюджетов за 2000-2005 гг., млн руб.

Таблица 3

Расходы ГУ-ВШЭ по видам бюджетов за 2000-2005 гг.

сумма, тыс. руб.

140.0

120.0 100,0

80,0 60,0

40.0

20.0 0,0

118,6

99,3

52,3

57,2

16,9

Си-

28,1

72А 39,9

83,1

о.

49,5

58,2

66,7

2000 2001 2002 2003 2004 2005 год

□ Средства, затрачиваемые ГУ-ВШЭ на обучение 1 студента (всего)

□ Средства федерального бюджета на обучение 1 бюджетного студента

Рис. 2. Средние расходы на обучение одного студента в 2000-2005 гг. (с учетом филиалов)

Виды бюджетов Расходы

млн руб. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный бюджет 3033,6 50,1

Бюджеты подразделений и проектов 2069,8 34,2

Бюджеты филиалов 947,1 15,7

Итого 6050,5 100

• Расходы центрального бюджета ГУ-ВШЭ, которые формируются из текущих расходов и расходов по приоритетным направлениям (бюджет развития).

• Расходы подразделений (факультеты, институты дополнительного образования, институты НИР и др.).

• Расходы филиалов.

• Расходы на строительство и реконструкцию зданий и сооружений за счет средств федерального бюджета.

Расходы бюджета развития планируются с 2003 г. и включают в себя все приоритетные направления развития университета на текущий финансовый год.

При значительной доле средств, получаемой подразделениями, центральный бюджет университета несет основную нагрузку по финансированию оплаты труда сотрудников всех категорий, работающих в вузе. Все расходы по содержанию зданий, общежитий, поддержанию всего аудиторного фонда (капитальный и текущий ремонт), расходы связи, оплата доступа к Интернет также осуществляются университетом централизованно.

Больше половины всех расходов университета образуют расходы на оплату труда (53,2%). Руководство университета особое внимание уделяет оплате труда профессорско-преподавательского состава, считая, что стимулирование творческой активности сотрудников путем повышения оплаты труда позволит им полностью реализовать свой творческий потенциал в стенах университета, не отвлекаясь на поиски дополнительных доходов. Наряду с регулярным повышением нормативной оплаты труда дополнительный рост реальных доходов преподавателей в последние годы был обусловлен такими инновационными решениями, как введение системы академических надбавок и выделение грантов из научного фонда ГУ-ВШЭ на основе конкурсного отбора.

Университет тратит значительные средства на капитальный ремонт и содержание многочисленных зданий (27%). Общие административные расходы не превышают 18%. Ежегодно возрастают затраты университета на одного студента, которые заметно превышают средства, выделяемые на эти цели ГУ-ВШЭ из государственного бюджета (см. рис. 2).

По видам бюджетов университета расходы распределяются между различными видами бюджетов примерно в том же соотношении, что и доходы. Как следует из табл. 3, на центральный бюджет в 20002005 гг. пришлось более 50,1% расходов, подразделения и проекты распоряжались 34,2% расходов, а на филиалы пришлось около 15,7%.

2. Финансовое планирование, мониторинг и анализ управления ресурсами

Основным элементом управления финансовой деятельностью университета является финансовое планирование. Финансовый план представляет собой бюджет вуза, в котором суммированы все источники поступлений (как средства федерального бюджета, так и внебюджетные средства), а также направления их использования. Финансовый план составляется на календарный год, методом «снизу вверх», основываясь на сметах доходов и расходов подразделений.

Начиная с 2006 года, университетом составляется прогноз финансовых показателей на три года впе-ред1. Основные направления развития (прогноз финансовых показателей) на три года рассматриваются и утверждаются академическим сообществом на ученом совете, с возможностью внесения корректировок на более поздние периоды (2007-2008 гг.).

Процесс финансового планирования осуществляется на основании «Регламента подготовки, утверждения и исполнения финансового плана ГУ-ВШЭ». Ключевую роль в принятии документов по вопросам финансового планирования играет финансовый комитет университета, имеющий статус совещательного органа при ректоре. После обсуждения на финансовом комитете, с учетом принятых им рекомендаций либо корректировок, проект финансового плана выносится на обсуждение ректората (совещания проректоров с участием деканов и директоров институтов). Наряду с этим, в принятии финансового плана участвует и бюджетная комиссия ученого совета университета, рассматривающая этот документ после его обсуждения на ректорате. Формат проекта финансового плана, который выносится на обсуждение и ут-

См. http://www.hse.ru/council/LOGS/2005_11_25_n18.pdf

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

верждение ученого совета, предусматривает детальное представление статей текущих расходов центрального бюджета ГУ-ВШЭ, расходы подразделений и филиалов приводятся в целом — отдельной строкой по каждому виду подразделений. Отдельным документом в проекте ФП выделяются расходы, которые предполагается направить на приоритетные направления развития университета.

Составление бюджета происходит в несколько этапов и продолжается в течение всего календарного года. Первый этап начинается в мае подготовкой заявки на средства федерального бюджета на следующий финансовый год. В заявке учитывается предполагаемый прирост студентов на следующий учебный год, приводятся расчеты потребностей материальнотехнической базы постоянно растущего вуза, проводится анализ использования средств за прошедший трехлетний период, рассчитывается потребность в затратах на прирастающие мощности (недвижимое имущество, либо потребность в дополнительных местах общежитий и учебно-аудиторного фонда для вновь поступающего контингента). Далее бюджетная заявка направляется в вышестоящую организацию. Второй этап начинается в конце августа с запросов в подразделения об их потребностях в закупках на следующий финансовый год: как товарно-материальных ценностей, так и работ (услуг).

Ежегодно финансовая служба на основе проводимого анализа получаемых доходов по всем направлениям деятельности, а также использования этих средств по статьям расходов, статистических данных о движении контингента за ряд прошедших лет, представляемых скидках и других данных, готовит следующие документы:

• пояснительную записку, отражающую принципы формирования доходов на следующий финансовый год;

• формат смет доходов и расходов по кодам бюджетной классификации и по видам подразделений (факультеты, институты дополнительного образования, научно-исследовательские институты и центры, подразделения, финансируемые из центрального бюджета);

• формат смет расходов по мероприятиям и проектам.

Далее проводятся совещания с деканами факультетов, директорами институтов дополнительного образования, директорами научно-исследовательских институтов и центров, на которых обсуждаются вышеперечисленные документы: при необходимости в них вносятся коррективы и только после этого наступает этап подготовки подразделениями смет доходов и расходов.

Наиболее крупные подразделения — факультеты — планируют свои доходы, исходя из предполагаемого приема и фактической численности студентов на момент формирования сметы. Каждый факультет является центром доходов. Начиная с 2002 г., факультетам было предоставлено право использования 40% зарабатываемых средств (в основном от платных форм обучения, другие источники доходов незначительны) на нужды факультетов. Остальная

часть в размере 60% средств, заработанных от предоставления платных услуг по обучению на первом высшем образовании, остаются в распоряжении центрального бюджета вуза.

Предполагалось, что наличие собственных средств позволит факультетам более эффективно строить учебный процесс, учитывать потребность профессорско-преподавательского состава в повышении квалификации, участии в международных стажировках и конференциях, проводить факультетские мероприятия, которые способствуют вовлечению студентов в академическую жизнь вуза, активизировать научную деятельность сообщества факультета, быть более независимыми.

Вплоть до 2004 г. ограничений по направлению использования собственных средств факультетов установлено не было. Однако по итогам анализа расходов за 2002-2003 гг. было выявлено, что от 90 до 97% всех расходов факультеты направляли на доплаты ППС. С начала 2004 г. действует Положение о бюджете факультетов, регламентирующее их финансовую деятельность, включая направления расходования средств. Введено ограничение на доплаты ППС — они не могут превышать 60% от поступающих на факультет средств: остальные средства должны расходоваться для предоставление академических грантов, творческих отпусков для подготовки кандидатских и докторских диссертаций, стажировок и повышения квалификации ППС и т. д.

Нормативы использования средств факультетов устанавливаются на каждый год, они дифференцированы в зависимости от отнесения факультета к той или иной бюджетной категории. Эта практика началась с 2004 г., когда факультеты были разделены на бюджетные категории в зависимости от их финансового благополучия. В 2004-2005 гг. к первой категории относились следующие факультеты: экономики, менеджмента, права; ко второй — менее благополучные: политологии, социологии и т. п., к третьей — фактически дотационный факультет философии. Начиная с 2006 г., количество бюджетных категорий было сокращено до двух: с выделением финансово благополучных факультетов, способных значительную часть расходов покрывать за счет своего бюджета, и факультетов, дотируемых из центрального бюджета.

В порядке эксперимента, начиная с 2006 г., в ГУ-ВШЭ также введено дифференцирование ставок отчислений в центральный бюджет в зависимости от объемов учебной нагрузки, которую преподаватели конкретного факультета выполняют на других факультетах ГУ-ВШЭ. Данное нововведение было связано с тем, что согласно общей политике университета на всех факультетах в значительных объемах читаются курсы по экономической и общегуманитарной проблематике. Это приводило к тому, что на некоторых факультетах (менеджмент, мировая экономика и др.) существенная доля учебной нагрузки закрывалась преподавателями факультета экономики. В результате такие факультеты-«реципиенты» несли меньшие финансовые издержки по организации учебного процесса, но при этом получали в свой

бюджет такую же долю отчислений от платных форм обучения, как и факультеты-«доноры». Для устранения этого дисбаланса с 2006 г. на основе выверенной аудиторной нагрузки предыдущего учебного года и расчета встречных обязательств по чтению курсов между факультетами были введены пониженные ставки отчислений в центральный бюджет для фа-культетов-«доноров» и повышенные — для факультетов «реципиентов».

В целом тем не менее необходимо отметить, что, несмотря на постепенное введение во взаимоотношения с факультетами элементов хозрасчета и перекладывание на бюджеты факультетов определенных категорий расходов, основную долю затрат по содержанию факультетов несет центральный бюджет ГУ-ВШЭ. Особенностью ГУ-ВШЭ является то, что университет за счет средств центрального бюджета гарантирует всем преподавателям достаточно высокий базовый уровень оплаты труда. С 2002 г. эта «нормативная» оплата труда была установлена в размере 18 тыс. руб. в месяц для профессоров (со степенью доктора наук), 12 тыс. руб. — для доцентов (со степенью кандидата наук) и 9 тыс. руб. — для преподавателей (со степенью кандидата наук)2. Эти цифры не включают в себя предусмотренное в федеральном бюджете повышение доплат за ученые степени (на 5,5 тыс. руб. для докторов наук и 2,1 тыс. рублей для кандидатов наук).

К расходам центрального бюджета ГУ-ВШЭ также относятся:

• материально-техническое обеспечение учебного процесса;

• учебно-аудиторное и компьютерное оборудование для компьютерных классов;

• текущий и капитальный ремонт аудиторного и офисного фондов;

• индивидуальные гранты на инициативные научные разработки на конкурсной основе для преподавателей и студентов;

• расходы, связанные с централизованным обеспечением факультетов службой материально-технического снабжения, управлением информационных технологий и др.

Доходы научных подразделений формируются за счет государственного заказа (федеральные целевые программы и конкурсы НИР и НИОКР министерств и ведомств) и средств хоздоговоров с предприятиями и организациями. Финансирование по статье «Фундаментальные исследования» университет начал получать с 2006 года. Примерно 2/3 доходов, получаемых от выполнения НИОКР, остаются в распоряжении научных подразделений. По разным ти-

2 Совокупный уровень доходов преподавателей ГУ-ВШЭ существенно превышает эти цифры. Дополнительные выплаты преподавателям могут производиться из средств бюджетов факультетов, а также из средств НИИ и институтов дополнительного образования (за участие в НИР, чтение лекций на программах довузовского и послевузовского образования и т. д.). Кроме того, из средств центрального бюджета университета устанавливаются академические надбавки за научные и учебно-методические публикации и финансируются программы внутренних научных грантов.

пам договоров на нужды научных подразделений направляются от 65 до 80% доходов от объемов работ, выполненных собственными силами (т. е. без учета расходов на оплату соисполнителей, составляющих примерно 30% всех расходов, и НДС).

Программы дополнительного образования в ГУ-ВШЭ в отличие от большинства российских вузов не распределены по факультетам, а сосредоточены в институтах ДПО, напрямую подчиняющихся центральной администрации. (Только в последнее время программы дополнительного образования стали организовываться отдельными факультетами — например, программы Высшей школы бизнес-информатики факультета бизнес-информатики.) По институтам ДПО в их бюджет в зависимости от типов реализуемых ими образовательных программ поступает от 40 до 80% их общих доходов. Как правило, размер отчислений устанавливается при запуске соответствующей программы решениями финансового комитета.

В отличие от факультетов, которые получают «базовое» финансирование из центрального бюджета, как НИИ, так и институты ДПО все основные расходы покрывают из зарабатываемых ими средств. Из центрального бюджета (за счет общей суммы производимых институтами отчислений) покрываются расходы по содержанию занимаемых ими помещений, а также расходы на связь и общие административные расходы. Тем не менее, во взаимоотношениях между центральным бюджетом и хозрасчетными НИИ и институтами ДПО сохраняется ряд вопросов и в настоящее время проводится работа по упорядочению внутренней нормативной базы, регламентирующей эти взаимоотношения. Также обсуждаются возможные принципы разделения доходов прочих подразделений, не имеющих статус факультетов или институтов.

Разработкой и исполнением смет подразделений занимаются их менеджеры, выполняющие функции экономистов и снабженцев. В планово-финансовом управлении имеются кураторы по группам подразделений. В их обязанности входит отнесение затрат на ту или иную статью сметы расходов и поквартальное представление итогов менеджерам подразделений, а также данных для оперативной финансовой отчетности. При этом есть возможность и для более оперативного согласования показателей. У каждого подразделения имеется свой субсчет.

Вследствие «молодости» вуза процесс построения наиболее эффективного финансового управления внутри самих подразделений (центров доходов), а также их взаимоотношений с «центром» постоянно находится в движении. Этим объясняется отсутствие стабильной системы финансовых взаимоотношений, которые постоянно совершенствуются — как на уровне подразделений, так и на уровне центральной администрации.

В частности, за последние годы возросло значение принятого финансового плана для принятия управленческих решений, а процедуры составления финплана оптимизируются. На это, в частности, указывает факт своевременности принятия финан-

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

сового плана: если план на 2003 г. был утвержден только в феврале 2003 г., то соответствующие документы на 2004-2006 г. прошли утверждение до начала года. В апреле ученым советом вуза утверждается исполнение финансового плана за прошедший год.

Расходы центрального бюджета в финансовом плане делятся на текущие и формирующие бюджет развития. Бюджет развития отражает приоритетные направления развития вуза. В приоритетные направления включены следующие статьи расходов: развитие образовательных программ (создание новых факультетов и кафедр), международная деятельность, статистические исследования, внутренние гранты и инициативные разработки, повышение квалификации ППС и АУП, повышение заработной платы ППС, ординарных профессоров и профессиональных менеджеров, издательская деятельность (в перспективе каждый факультет должен издавать свой журнал), именные стипендии, программа «кадрового резерва», а также финансирование технического оснащения приемной комиссии.

Капитальные вложения как таковые включены в текущий бюджет, поскольку источником их финансирования является федеральный бюджет, а статьи носят строго целевой характер. Программы и бюджеты развития факультетов присутствуют в общем бюджете развития, где напрямую указывается необходимость софинансирования факультетами наиболее значимых направлений расходования средств.

Для управления финансовой деятельностью вуза создана финансовая служба, возглавляемая директором по финансовой работе, в состав которой входят планово-финансовое управление, управление бухгалтерского учета и управление закупок. Следует отметить, что руководство университета понимает необходимость привлечения и удержания квалифицированных кадров в условиях острой конкуренции на рынке. Существенными факторами удержания сотрудников является возможность обучения их детей в вузе за счет университета (в случае, если они не проходят по конкурсу) и предоставление социального пакета (в частности, медицинского обслуживания).

Важность финансового планирования как одного из основных элементов стратегического управления университетом возросла. Процедура определения и распределения совокупных финансовых средств вуза строится как последовательность управленческих решений (бюджетное планирование). Однако, сам процесс планирования и бюджетирования оценивается как еще далекий от идеала. Основным направлением развития является усовершенствование финансовой функции университета, а также автоматизация рутинных операций путем внедрения корпоративной информационной системы и повышения роли аналитической работы.

Прогнозирование на трехлетний период позволяет оперативно рассматривать различные варианты потребностей университета в финансовых ресурсах для принятия управленческих решений в рамках кон-

цепции развития ГУ-ВШЭ. Основной задачей финансовой службы при этом является достижение устойчивого экономического состояния и развитие системы управления.

Устойчивое финансово-экономическое состояние университета предполагает решение следующих стратегических задач:

• Обеспечение уровня доходов ППС, дающего им возможность вести основную академическую деятельность, не отвлекаясь на приработки.

• Формирование из регулярных доходов университета достаточных резервов и фондов развития без обращения к учредителю или попечителям.

• Создание финансовых резервов и накопленных фондов (endowment), позволяющих пережить годичный или двухлетний спад платежеспособного спроса, которые могут возникать в системах высшего и дополнительного образования, а также научно-исследовательских работ.

Повышение стандартов подготовки студентов и аспирантов, расширение поддержки академических исследований, формирование адекватной материальной базы приведет также к росту требований к системе управления и увеличению финансовой нагрузки на бюджет ГУ-ВШЭ в целом, требующей концентрации финансовых и управленческих ресурсов на стратегически важных участках и создания механизмов обеспечения долгосрочной экономической устойчивости ГУ-ВШЭ.

Решение задачи увеличения объемов и повышения эффективности использования ресурсов университета включает:

• Получение дополнительных объемов финансирования из федерального бюджета под Программу развития ГУ-ВШЭ.

• Привлечения дополнительных ресурсов от бизнес-сообщества под конкретные образовательные и исследовательские проекты.

• Создание системы фандрайзинга, подразумевающей развитие Попечительских советов факультетов и подразделений, а также стимулирование деятельности сотрудников по привлечению финансовых ресурсов.

• Создание системы постоянного мониторинга и долгосрочного прогнозирования рынка образовательных услуг.

• Соблюдение баланса между увеличением набора студентов и аспирантов и повышением цен на образовательные программы по мере дальнейшего роста спроса на высококачественное образование.

• Расширение набора слушателей на программы дополнительного профессионального образования.

• Введение системы мониторинга уровня издержек по отдельным образовательным программам для своевременного принятия управленческих решений, усиление контроля за административными расходами.

• Формирование внебюджетных резервов и фондов развития в размерах, позволяющих нивелировать рыночные колебания уровня доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.