Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

351
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АУТСОРСИНГ / ИНСОРСИНГ / АУТСТАФФИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Карпушко Елена Николаевна, Лопатина Екатерина Андреевна, Милеева Елена Владимировна

На каждой стадии жизненного цикла строительного объекта существуют отдельные этапы и методы управления ими. Самая продолжительная стадия жизненного цикла объекта недвижимости - это процесс эксплуатации. Основной особенностью эксплуатации объектов недвижимости является снижение с течением времени их технических и функциональных характеристик. В связи с увеличением значимости качественных параметров объектов недвижимости особо остро стоит вопрос об эффективном управлении процессом эксплуатации. Одной из управленческих задач при эксплуатации объектов недвижимости является обеспечение достойных и безопасных условий жизнедеятельности, что включает в себя обслуживание, эксплуатацию, ремонт и благоустройство здания и прилегающих территорий. Это управляемые процессы. Работа по управлению объектами недвижимости на стадии эксплуатации должна выполняться эффективно и систематически, что позволит извлечь максимальную выгоду из эксплуатируемого объекта и повысить его ликвидность. Задачи эксплуатации зданий состоят в обеспечении безотказной работы их конструкций; соблюдении санитарно-гигиенических условий и правильного использования инженерного оборудования и т.д. Для обеспечения бесперебойного функционирования здания необходимо предусмотреть систему технического обслуживания и ремонта. В статье раскрывается проблема эффективного управления эксплуатационными процессами объекта недвижимости, рассмотрен принцип технической эксплуатации зданий и сооружений, проведен детальный анализ и описание преимуществ и недостатков управления объектами недвижимостью на стадии эксплуатации с использованием трех систем управления: инсорсинга, аутсорсинга и аутстаффинга. В результате исследования разработана схема оценки эффективности системы управления эксплуатационными процессами при техническом обслуживании объектов недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Карпушко Елена Николаевна, Лопатина Екатерина Андреевна, Милеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF OPERATIONAL PROCESSES AT MAINTENANCE OF REAL ESTATE OBJECTS

At each stage of life cycle of the building object, there are separate stages and methods for managing them. The longest stage of real estate object life cycle is process of exploitation. The main feature of operation of real estate is the decrease over time of its technical and functional characteristics. In connection with the increase in the importance of quality parameters of real estate, the issue of effective management of operation process is particularly acute. One of the management tasks in operation of real estate is to provide decent and safe living conditions, which includes maintenance, operation, repair and improvement of building and surrounding areas. These are managed processes. The work on management of real estate at the stage of operation should be carried out efficiently and systematically, which will allow extracting maximum benefit from operated object and increasing its liquidity. The objectives of building’s operation are to ensure trouble-free operation of their structures; observance of sanitary and hygienic conditions and proper use of engineering equipment, etc. To ensure the uninterrupted functioning of the building, it is necessary to provide a system of maintenance and repair. In article the problem of effective management of operational processes of real estate object reveals, the principle of technical operation of buildings and structures is considered, the detailed analysis and description of advantages and disadvantages of property management at the stage of operation using three management systems: insourcing, outsourcing and outstaffing is carried out. As a result of a research, a scheme for evaluating the effectiveness of control system of operational processes for the maintenance of real estate objects was developed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ»

ЭКОНОМИКА и УПРАВЛЕНИЕ

УДК 005:338.465

Управление эксплуатационными процессами при техническом обслуживании объектов недвижимости

Карпушко Е.Н., Лопатина Е.А., Милеева Е.В.,

Институт Архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета

Ключевые слова: объект недвижимости, эксплуатационный процесс, техническое обслуживание, управление объектом недвижимости, аутсорсинг, инсорсинг, аутстаффинг, эффективность управления эксплуатационными процессами.

На каждой стадии жизненного цикла строительного объекта существуют отдельные этапы и методы управления ими. Самая продолжительная стадия жизненного цикла объекта недвижимости - это процесс эксплуатации. Основной особенностью эксплуатации объектов недвижимости является снижение с течением времени их технических и функциональных характеристик. В связи с увеличением значимости качественных параметров объектов недвижимости особо остро стоит вопрос об эффективном управлении процессом эксплуатации. Одной из управленческих задач при эксплуатации объектов недвижимости является обеспечение достойных и безопасных условий жизнедеятельности, что включает в себя обслуживание, эксплуатацию, ремонт и благоустройство здания и прилегающих территорий. Это управляемые процессы. Работа по управлению объектами недвижимости на стадии эксплуатации должна выполняться эффективно и систематически, что позволит извлечь максимальную выгоду из эксплуатируемого объекта и повысить его ликвидность. Задачи эксплуатации зданий состоят в обеспечении безотказной работы их конструкций; соблюдении санитарно-гигиенических условий и правильного использования инженерного оборудования и т.д. Для обеспечения бесперебойного функционирования здания необходимо предусмотреть систему технического обслуживания и ремонта. В статье раскрывается проблема эффективного управления эксплуатационными процессами объекта недвижимости, рассмотрен принцип технической эксплуатации зданий и сооружений, проведен детальный анализ и описание преимуществ и недостатков управления объектами недвижимостью на стадии эксплуатации с использованием трех систем управления: инсорсинга, аутсорсинга и аутстаффинга. В результате исследования разработана схема оценки эффективности системы управления эксплуатационными процессами при техническом обслуживании объектов недвижимости.

Management of operational processes at maintenance of real estate objects

Karpushko E.N., Lopatina E.A., Mileeva E.V., Institute of Architecture and Construction, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

Keywords: real estate object, operational process, maintenance, real estate management, outsourcing, insourcing, outstaffing, efficiency of management of operational processes.

At each stage of life cycle of the building object, there are separate stages and methods for managing them. The longest stage of real estate object life cycle is process of exploitation. The main feature of operation of real estate is the decrease over time of its technical and functional characteristics. In connection with the increase in the importance of quality parameters of real estate, the issue of effective management of operation process is particularly acute. One of the management tasks in operation of real estate is to provide decent and safe living conditions, which includes maintenance, operation, repair and improvement of building and surrounding areas. These are managed processes. The work on management of real estate at the stage of operation should be carried out efficiently and systematically, which will allow extracting maximum benefit from operated object and increasing its liquidity. The objectives of building's operation are to ensure trouble-free operation of their structures; observance of sanitary and hygienic conditions and proper use of engineering equipment, etc. To ensure the uninterrupted functioning of the building, it is necessary to provide a system of maintenance and repair. In article the problem of effective management of operational processes of real estate object reveals, the principle of technical operation of buildings and structures is considered, the detailed analysis and description of advantages and disadvantages of property management at the stage of operation using three management systems: insourcing, outsourcing and outstaffing is carried out. As a result of a research, a scheme for evaluating the effectiveness of control system of operational processes for the maintenance of real estate objects was developed.

Эксплуатация объектов недвижимости неразрывно связана с их содержанием, поскольку здание, как сложная техническая система, не может без технической эксплуатации сохранять свои потребительские качества.

Слово «эксплуатация» произошло от французского «exploitation» - использование, извлечение выгоды. Эксплуатация здания - это потребление (использование) его в течение срока жизненного цикла. Статья 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определяет жизненный цикл здания или сооружения как период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Объекты недвижимости в течение всего периода жизненного цикла подвергают-

ся соответственно физическим, экономическим и правовым изменениям. Эти изменения можно представить в виде упорядоченной и последовательной взаимосвязи определенных периодов функционирования объектов недвижимости, определяющих экономическую возможность для собственника.

На каждой стадии жизненного цикла строительного объекта существуют отдельные этапы и методы управления ими.

Самая продолжительная стадия жизненного цикла объекта недвижимости - это процесс эксплуатации. Основной особенностью эксплуатации объектов недвижимости является снижение с течением времени его технических и функциональных характеристик. С каждым последующим годом наблюдается все большее старение и выбытие уже существующих объектов. В связи с увеличением значимости качественных параметров объектов недвижимости особо остро стоит вопрос об эффективном управлении процессом эксплуатации. Как показывает практика, подавляющее большинство собственников объектов недвижимости не выделяют достаточных средств на содержание и ремонт зданий и сооружений. Но затраты на ликвидацию последствий почти всегда превышают стоимость работ по обслуживанию и ремонту. Содержание объекта недвижимости требует эксплуатационных затрат, функциональных (на персонал, занятый содержанием и ремонтом), затрат на коммунальные услуги и уборку здания, на ремонт и восстановление объекта (если срок его службы вышел) в течение всего полезного срока службы объекта. Кроме этого, необходимо учитывать затраты на изменение и улучшения, которые определяются как стоимость владения объектом недвижимости.

Основная цель обслуживания объекта недвижимости - это обеспечение его пользования по прямому назначению. Для этого необходимы: своевременное исправление мелких дефектов; осуществление крупного ремонта; разработка мероприятий по сокращению и минимизации совокупных затрат на эксплуатацию и обслуживание; рациональная работа коммунальных служб, обслуживающих объект недвижимости; постоянный контроль и анализ затрат по обслуживанию и ремонту объекта; составление графиков проведения работ, контроль их исполнения.

Профессиональное управление эксплуатационными процессами объекта недвижимости позволит поддерживать объект в ликвидном состоянии, будет способствовать оптимизации затрат и извлечению максимальной выгоды.

Эффективное сочетание работы штатных сотрудников и выездных команд может свести расходы на обслуживание и эксплуатацию объекта к возможному минимуму. Часто компании боятся перекладывать работу штатных сотрудников на мобильные службы, но переход на частичный выездной сервис дает возможность оптимизировать затраты на техническое обслуживание минимум на 10% [1].

Недвижимость не является статичным объектом. Как физический объект она создается, используется и требует ремонта (реконструкции), исчерпывает свое назначение и разрушается.

Задачи эксплуатации зданий состоят в обеспечении безотказной работы их конструкций; соблюдении санитарно-гигиенических условий и грамотного использования инженерного оборудования [2].

Эксплуатация - это пользование объектом недвижимости в течение его жизненного цикла. Пользователями объекта недвижимости являются все, кто извлекает или получает от него пользу или выгоду. Другие люди «управляющие недвижимо-

стью» следят за правильным использованием объектов недвижимости и содержат их в исправном и пригодном для повседневного использования состоянии. Решения менеджеров недвижимости выполняет обслуживающий персонал (штатный или подрядных организаций). Организация, планирование, контроль, анализ, корректировка работ, отчет по использованию и содержанию объекта недвижимости - это управление объектом недвижимости.

Техническая эксплуатация здания заключается в использовании его по функциональному назначению с проведением необходимых мероприятий по сохранению состояния конструкций здания и его оборудования, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации, и формируется из следующих видов деятельности.

1. Управление технической эксплуатацией:

а) организация и планирование эксплуатации;

б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками;

в) все виды работы с нанимателями и арендаторами.

2. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем:

а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;

б) осмотры;

в) подготовка к сезонной эксплуатации;

г) текущий ремонт;

д) капитальный ремонт.

3. Санитарное содержание:

а) уборка мест общего пользования;

б) уборка мест придомовой территории;

в) уход за зелеными насаждениями [3].

Таким образом, техническая эксплуатация - это комплекс мероприятий, которые обеспечивают безотказную работу всех элементов и систем здания в течение нормативного срока службы, функционирование здания по назначению. Она состоит из технического обслуживания, системы ремонтов и санитарного содержания, проводится на основе нормативных документов. Контроль над техническим состоянием зданий осуществляется путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Плановые осмотры подразделяются на общие и частичные. При общих осмотрах необходимо контролировать техническое состояние здания в целом, проведению частичных осмотров подвергаются лишь отдельные конструкции. Общие осмотры проводятся два раза в год: при подготовке зданий к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Система планово-предупредительного ремонта включает текущий и капитальный ремонт. Сроки их проведения определяются на основе оценки технического состояния здания. Текущий ремонт предупреждает преждевременный износ конструкций и систем инженерного оборудования здания, а также направлен на поддержание его эксплуатационных показателей. Данный ремонт проводится с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания с момента завершения его строительства до момента постановки на очередной капитальный ремонт [4].

Капитальный ремонт объектов капитального строительства - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов [5].

Система планово-предупредительного ремонта помогает сократить случайные, непредвиденные отказы элементов зданий и их инженерных систем.

Санитарное содержание зданий включает в себя уборку общественных помещений, придомовой территории, сбор мусора.

Одной из управленческих задач при эксплуатации объектов недвижимости - это обеспечение достойных и безопасных условий жизнедеятельности, что включает в себя обслуживание, эксплуатацию, ремонт и благоустройство здания и прилегающих территорий. Это легко управляемые процессы только в том случае, когда они тщательно спланированы и, если им уделяется должное внимание. Работа по управлению объектами недвижимости на стадии эксплуатации должна выполняться эффективно и систематически, что позволит извлечь максимальную выгоду из эксплуатируемого объекта и повысить его ликвидность.

Управление недвижимостью включает управление пользованием и управление содержанием объектов недвижимости. Управление содержанием включает управление всеми видами работ и услуг по сохранению и восстановлению эксплуатационных качеств объекта недвижимости, а работы по содержанию объекта недвижимости выполняет обслуживающий персонал - это уровень производства работ, услуг, сервисов.

Деятельность по достижению целей собственника по использованию объекта недвижимости является генеральной функцией управления объектом недвижимости. Её называют «управление пользованием», «управление потреблением», «управление функциональностью». Второй важнейшей функцией управления является поддержание объекта недвижимости в безопасном и готовом к использованию по назначению состоянии. Её называют «управление содержанием».

Основными функциями управления недвижимостью являются:

• управление потреблением объекта;

• управление содержанием объекта;

• управление обеспечением ресурсами;

• управление безопасностью объекта;

• управление маркетингом объекта;

• управление доходностью объекта;

• управление требованиями собственников объекта;

• управление отношениями с третьими лицами.

Управление недвижимостью (Property Management) — это деятельность собственников и менеджеров недвижимости по исполнению правомочий владения, пользования, распоряжения и содержания объекта недвижимости для достижения целей собственников наиболее эффективным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому целью управления недвижимостью яв-

ляется ожидаемый результат от владения, распоряжения, пользования и содержания конкретным объектом недвижимости.

Рассмотрим виды услуг при управлении объектами недвижимости.

При управлении эксплуатацией объекта недвижимости:

• ежедневное обслуживание и контроль за состоянием всех инженерных систем;

• обеспечение пожаробезопасности здания;

• обеспечение внешней и внутренней охраны здания;

• обеспечение чистоты здания (клининг);

• благоустройство прилегающей территории

При осуществлении технического обслуживания:

• планирование и разработка графиков обслуживания здания;

• контроль за выполнением текущих работ;

• оценка качества выполнения технических работ, наличие специальных критериев эффективно.

Собственник может наделить профессионального управляющего недвижимости или всеми правами (property) или только правами содержания (facility) — управляющая организация становится или управляющим недвижимостью (property manager) или управляющим содержанием (facility manager) — сервисным оператором.

Ограниченный набор управленческих решений и отсутствие четких критериев их выбора, низкая технологичность, длительность и усложненность процедур при подготовке и принятии управленческих решений, нехватка квалифицированного персонала, отсутствие единых апробированных стандартов и методик управления эксплуатационными процессами ведет к дополнительным расходам, которые можно избежать, прибегая к помощи профессионалов в сфере эксплуатации. Однако, в настоящее время в России, рынок услуг по привлечению к управлению недвижимостью на стадии эксплуатации профессиональных организаций не получил должного развития. Это связано с множеством рисков, а именно возникает возможность утечки информации к конкурентам, к тому же, собственник может потерять контроль над управлением эксплуатационными процессами.

Дополнительное использование внутренних ресурсов компании, при управлении эксплуатационными процессами называется инсорсингом. Передача управления эксплуатацией недвижимым имуществом в руки сторонней профессиональной организации, предлагающей выполнение данной услуги, и подразумевает аутсорсинг [6]. Преимуществом аутсорсинга является высокое качество и надежность выполнения эксплуатационных мероприятий, снижение себестоимости технической эксплуатации зданий и сооружений, наличие высококвалифицированных кадров в данной области.

Следование системному подходу в работе аутсорсинговых компаний позволят обеспечить грамотную эксплуатацию объекта путем формирования эффективной системы управления [7]. При этом профессиональной организации необходимо провести всестороннее и детальное исследование аутсорсинг-проекта, дать оценку его стоимости, проанализировать рынок, выработать несколько направлений его развития, определить оптимальные способы и схемы привлечения инвестиций. Правильно спланированная организация и оптимизация услуг аутсорсинга, в совокупности с высоким профессионализмом финансово-юридической ответственностью, будут способствовать обеспечению экономической целесообразности результатов

деятельности сторонней организации и позволят достичь целей, поставленных заказчиком (собственником). Привлекать профессионалов в сфере эксплуатации целесообразно уже на стадии принятия решения об инвестировании средств в объект недвижимости [8].

Для повышения качества аутсорсинговых услуг важна система морального и материального стимулирования работников данной сферы. Для этого контрактом учитываются различные факторы риска, которые могут возникнуть при выполнении работы, а также, финансовые результаты (прибыль, убыток), которые стороны распределят между собой.

Как правило, на объекте всегда есть штат специалистов, занимающихся техническим обслуживанием здания. Обычно эффективность данного штата не превышает 60-70%. Например, есть квалифицированный инженер, получающий достойную зарплату. В свободное от его прямых обязанностей время работодатель поручает ему мелкую второстепенную работу: красить, наносить маркировку и др. Это более чем неэффективно, поскольку такую работу может выполнить работник другого уровня гораздо дешевле. Сокращение штатной структуры объекта путем перемещения профильных инженеров в центральный офис дает возможность сократить количество таких специалистов и использовать их более эффективно. Таким образом, они будут обслуживать несколько объектов одновременно, что поспособствует оптимизации затрат [9].

Существует еще одна система, позволяющая обеспечить эффективность управления эксплуатационными процессами - это аутстаффинг, т.е. предоставление персонала в аренду сторонней компанией. При этом данный персонал оформлен в штат у компании-аутстаффера, а подчиняется он правилам трудового распорядка у компании заказчика (собственника). Работник сам заключает договор и дает согласие на работу в компании заказчика.

Данная услуга позволяет собственнику объекта недвижимости воспользоваться системой упрощенного налогообложения за счет небольшого количества сотрудников, зарегистрированных в его компании; сократить расходы на ведение кадрового учета; снизить правовую и юридическую ответственность за персонал; а также возникает возможность оптимизировать штатное расписание.

Недостатками использования аутстаффинга является отсутствие возможности в полной мере контролировать мотивацию сотрудников к работе и повышать их профессионализм; нанимаемый персонал может лояльно относиться к работе в компании, которая не является их официальным работодателем.

Приведем сравнительную характеристику рассматриваемых систем управления объектами недвижимости (табл. 1).

Извлечение максимальной выгоды из эксплуатируемого объекта является основополагающим фактором при выборе системы управления. Для оценки ее экономической эффективности использована система соотношения прибыли и затрат, полученных при использовании той или иной системы управления. Расчет экономической эффективности от реализации проекта целесообразно производить по формуле:

Ээ = (П1/З1 -П2/З2 >100%,

Таблица 1

Сравнительная характеристика инсорсинга, аутсорсинга и аутстаффинга

Критерии сравнения Инсорсинг Аутсорсинг Аутстаффинг

Подбор персонала Собственник Компания-аутсорсер Компания-аутстаффер

Место работы персонала Персонал работает на территории компании собственника объекта недвижимости Персонал работает на территории компании-аутсорсера, предоставляет заказчику (собственнику) итоговый результат своей работы Персонал работает на территории компании заказчика, подчиняется его трудовому распорядку и дисциплине

Трудовые отношения Трудовой договор работника заключен с компанией собственника. Собственник является налоговым агентом, платит взносы, оплачивает отпуск и премии. Трудовой договор работника заключен с компани-ей-аутсорсером. Заказчик не является налоговым агентом, не платит взносы, не оплачивает отпуск и премии, предусмотренные для штатных сотрудников Трудовой договор работника заключен с компанией-аустаф-фером. Заказчик не является налоговым агентом, не платит взносы, не оплачивает отпуск и премии, предусмотренные для штатных сотрудников

Оплата труда Собственник платит за процесс труда и может контролировать опоздания, сверхурочную работу, трудовую дисциплину, исполнение приказов Заказчик платит за результат труда. Дисциплина, режим рабочего времени сотрудника ему не интересны Заказчик платит за процесс труда и может контролировать опоздания, сверхурочную работу, трудовую дисциплину, исполнение приказов

Качество выполняемых услуг Зависит от человеческого фактора Фиксированные стандарты качества Зависит от человеческого фактора

Характер договора Трудовой Об оказании услуг О предоставлении персонала

Где П1 - прибыль, полученная в результате управления выбранной системой; З1 - затраты, полученные в результате управления выбранной системой; П2 - прибыль, полученная в результате управления иной системой; З2 - затраты, полученные в результате управления иной системой.

Оценка эффективности использования аутсорсинга/инсорсинга/ аутстаффинга осуществляется по схеме, представленной на рис.1.

Данная схема основана на сравнительной оценке наиболее значимых критериев в управлении эксплуатационными процессами для инсорсинга, аутсорсинга и аут-стаффинга. Для такой оценки производится расчет экономической эффективности

соответствующей системы управления, которая позволит определить качество и стоимость данной системы управления объектом недвижимости.

Рис.1. Схема оценки эффективности выбранной системы управления

В заключение отметим, что решение о выборе той или иной системы управления эксплуатационными процессами объекта недвижимости принимает сам собственник объекта недвижимости в зависимости от поставленных им целей управления. Обоснованием данного решения служат строгие количественные показатели, демонстрирующие возможность сокращения издержек на осуществление бизнес-процесса данным методом, и качественные критерии, позволяющие дать сравнительную оценку различных альтернативных вариантов управления.

Таким образом, работа по управлению объектами недвижимости на стадии эксплуатации должна выполняться эффективно и систематически, что позволит извлечь максимальную выгоду из эксплуатируемого объекта и повысить его ликвидность, поскольку эксплуатация объектов недвижимости неразрывно связана с его содержанием и без технической эксплуатации невозможно сохранять потребительские качества объекта, обеспечивать безотказную работу конструкций, соблюдать санитарно-гигиенические условия и грамотно использовать инженерное оборудование. Деятельность по достижению целей собственника по использованию объекта недвижимости является генеральной функцией управления объектом недвижимости [10]. В последнее время сфере управления недвижимостью уделяется все больше внимания, что обуславливается ростом масштабов вовлекаемого в оборот недвижимого имущества, неоднородностью состава имущественных комплексов, а также осознанием собственниками объектов недвижимости сложности процесса управления и необходимости привлечения специалистов. Потребность в профессиональном управлении вызвана также тем, что зачастую собственник имеет прозрачное представление об эффективном использовании объекта, его доходности и не может четко сформулировать цели управления. В настоящее время управление недвижимостью как самостоятельное направление деятельности в Российской Федерации находится только на стадии развития. Практически отсутствуют системы подготовки и квалифицирован-

ные специалисты по профессиональному управлению недвижимостью, ощущается острая нехватка структурированных знаний по тематике деятельности, нет единых стандартов и методик профессиональной деятельности. Профессиональное управление эксплуатационными процессами объекта недвижимости будет способствовать оптимизации затрат и извлечению максимальной выгоды. Целью управления недвижимостью является ожидаемый результат от владения, распоряжения, пользования и содержания конкретным объектом недвижимости. Извлечение максимальной выгоды из эксплуатируемого объекта является основополагающим фактором при выборе системы управления. Для оценки ее экономической эффективности авторами разработана схема оценки эффективности системы управления эксплуатационными процессами при техническом обслуживании объектов недвижимости для инсорсин-га, аутсорсинга и аутстаффинга. Данная оценка в результате соотношения прибыли и затрат позволит определить экономическую эффективность соответствующей системы управления, которая позволит определить качество и стоимость данной системы управления объектом недвижимости.

Библиография

1. Волкова С.Н. Прогнозирование регионального развития / С.Н. Волкова, Е.Е. Сивак, М.И. Пашкова, А.В. Шлеенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - №6. - С. 9-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Рощина С.И. Особенности технической эксплуатации зданий и сооружений: учеб.пособие / С.И. Рощина, М.В. Лукин, М.С. Лисятников /Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2014. - 119 с.

3. Волков К. А., Шутова И. М. Управление эксплуатацией недвижимости: учебное пособие для студ. спец. 291500 - экспертиза и управление недвижимостью / СПбГАСУ - СПб., 2007. - 144 с.

4. Лебедев В. М. Техническая эксплуатация зданий: Учебное пособие. - Белгород: Издательство БГТУ им. В. Г. Шухова, 2010.- 235с.

5. Рощина С.И. Техническая эксплуатация зданий и сооружений: учеб. пособие / С.И. Рощина, М.в. Лукин, М.С. Лисятников, Н.С. Тимахова; под ред. С.И. Рощиной.-М:КН0РУС,2016. - 232 с. - (Бакалавриат).

6. Сайманова О.Г. «Аутсорсинг эксплуатации объектов недвижимости». Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки. 2015. - с. 382-384

7. Ковалева Е.С., Шлеенко А.В. «Комплексное управление недвижимостью и оптимизация эксплуатации в условиях кризиса». Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. № 7(17), 2016.- с.135-139

8. Романова А.Н., Студеникина С.А. Целесообразность аутсорсинга на предприятии // Стратегический менеджмент, 2010. - №11.

9. Бравар Ж-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. М.: Баланс Бизнес Букс, 2014.

10. Шлеенко, А.В. Развитие профессионального управления объектами коммерческой недвижимости в России [Текст] / А.В. Шлеенко, И.Г. Шаповалов, Д.А. Басова // Молодежь и XXI век - 2016: материалы VI Международной молодежной научной конференции (25-26 февраля 2016 года), в 4-х томах, Том 3, Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга», Курск, 2016. - С.344-348.

References

1. Volkova S.N., Sivak E.E., Pashkova M.I., Shleenko A.V. Prediction of regional development // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii [Bulletin of Kursk State Agricultural Academy], 2015, no. 6, pp. 9-11 (in Russ).

2. Roshchina S.I. Features of technical operation of buildings and structures. Vladimir, Publishing house of Vladimir

State University, 2014, 119 p. (in Russ.).

3. Volkov K. A., Shutova I. M. Management of exploitation of real estate. St. Petersburg, 2007, 144 p. (in Russ.).

4. Lebedev VM Technical maintenance of buildings. Belgorod, 2010, 235 p. (in Russ.).

5. Roshchina S.I. Technical operation of buildings and structures, Moscow, 2016. 232 p. (in Russ.).

6. Saimanova O.G. Outsourcing of operation of real estate objects // Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture [Traditions and innovations in construction and architecture], Samara, Samara State University of Architecture and Civil Engineering, 2015, pp. 382-384. (in Russ.).

7. Kovaleva E.S., Shleenko A.V. Integrated management of real estate and optimization of operation in a crisis // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2016, no. 7 (17), pp.135-139 (in Russ).

8. Romanova AN, Studenikina S.A. Expediency of outsourcing at the enterprise. Strategic management, 2010, no. 11 (in Russ.).

9. Bravar Zh-L., Morgan R. Effective outsourcing. Understanding, planning and using of successful outsourcing relationships. Moscow, Balance Business Books, 2014 (in Russ.).

10. Shleenko A.V., Shapovalov I.G., Basova D.A. Development of professional management of commercial real estate in Russia // Molodezh' i XXI vek - 2016: materialy VI Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii (2526 fevralja 2016) [Youth and XXI century - 2016: materials of the VI International Youth Scientific Conference (February 25-26, 2016)], South-West State University Press, University Book, Kursk, 2016, volume 3, pp.344348 (in Russ.).

Авторы

Карпушко Елена Николаевна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экспертизы и эксплуатации объектов недвижимости, ФГБОУ ВО «Волгоградский технический университет», институт Архитектуры и строительства. Адрес: ул. Академическая, 1, г. Волгоград, 400074, Россия; тел./факс +7(8442)97-46-02; e-mail: hhelenaa@mail.ru;

Лопатина Екатерина Андреевна, магистр, ФГБОУ ВО «Волгоградский технический университет», институт Архитектуры и строительства. Адрес: Академическая, 1, г. Волгоград, 400074, Россия; e-mail: lopatinakatya@yandex.ru;

Милеева Елена Владимировна, магистр, ФГБОУ ВО «Волгоградский технический университет», институт Архитектуры и строительства. Адрес: ул. Академическая, 1, г. Волгоград, 400074, Россия; e-mail: alenamileeva@man.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.