Научная статья на тему 'Управление экономикой предприятий на основе механизма системного подхода и анализа к формированию производственной себестоимости, единого социально-бюджетного налога, прибыли и цены товара'

Управление экономикой предприятий на основе механизма системного подхода и анализа к формированию производственной себестоимости, единого социально-бюджетного налога, прибыли и цены товара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахова Наталья Вячеславовна

Дан авторский подход к пониманию сущности системного подхода. Исследуется технология формирования себестоимости и цены товара. Показана структура действующей и предложена новая модель цены товара. Дана рекомендуемая схема распределения рыночной прибыли и единого социально-бюджетного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors present an approach by conception of principle systems approach in this article. A technology of formation of prime cost and goods price is researched here. The article presents the structure of existing and offers a new model of goods price. A scheme of distribution of markets profit and the unit social-budgets tax is recommended here.

Текст научной работы на тему «Управление экономикой предприятий на основе механизма системного подхода и анализа к формированию производственной себестоимости, единого социально-бюджетного налога, прибыли и цены товара»

УДК 338.24

Н.В. Бахова

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА И АНАЛИЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ, ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНО-БЮДЖЕТНОГО НАЛОГА, ПРИБЫЛИ И ЦЕНЫ

ТОВАРА

Дан авторский подход к пониманию сущности системного подхода. Исследуется технология формирования себестоимости и цены товара. Показана структура действующей и предложена новая модель цены товара. Дана рекомендуемая схема распределения рыночной прибыли и единого социально-бюджетного налога.

N.V. Bahova

ENTERPRISE MANAGEMENT BASED ON THE SISTEMS APPROACH

MECHANISM

AND ANALYSIS BY SHAPING PRODUCTS PRIME COST,

THE UNIT SOCIAL-BUDGETS TAX, PROFIT AND GOODS PRICE

The authors present an approach by conception of principle systems approach in this article. A technology of formation of prime cost and goods price is researched here. The article presents the structure of existing and offers a new model of goods price. A scheme of distribution of markets profit and the unit social-budgets tax is recommended here.

Вектор поиска новых подходов к развитию экономики России в настоящее время все больше смещается в сторону творческого применения современной теории и практики управления. Именно система современного цивилизованного менеджмента, как показывает мировой опыт, является фактором стабилизации и дальнейшего эффективного прогрессивного развития экономики любой страны. В этом направлении кроются огромные потенциальные возможности национального развития, способные придать ему стимулы самоорганизации и саморазвития.

Все организации имеют доступ примерно к одним и тем же ресурсам, однако продуктивность их деятельности различна. Это отличие определяется качеством управления. Как свидетельствует опыт, в современных условиях научно-технического прогресса 40% прироста производительности труда является результатом применения прогрессивных систем управления.

Актуальность этого направления постепенно находит свое отражение в изменении мышления как правительства, так и руководителей организаций, что обусловлено осознанием того, что рыночные условия усиливают элементы неопределенности в управлении экономикой не только отдельных предприятий, но и страны в целом.

Управление экономикой предприятия - сложный и непрерывный процесс, включающий сознательное целенаправленное воздействие работников на совершенствование действующих, разработку и внедрение новых технологий, направленных на снижение затрат и повышение эффективности производства [1-5].

Все это вместе взятое требует изменений и в подготовке специалистов. Перед высшей школой поставлена задача - научить будущих специалистов новым методам хозяйствования, освоить принципы и формы высоких технологий управления развитием экономики предприятий, используя для этого научно обоснованный экономический механизм. Под экономическим механизмом следует понимать совокупность системного подхода и анализа научных методов и практики, объективно влияющих на формирование высоких экономических технологий повышения эффективности производства.

Системный подход - используемая в самых разных областях человеческой деятельности, включая экономико-управленческую, целостная методология,

заключающаяся в рассмотрении объектов, как взаимосвязанной совокупности частей, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования и использования объекта. Системный подход базируется на использовании системного анализа, воплощает диалектический способ изучения, исследования естественных и общественных процессов, основан на возможно более полном, всестороннем познании и учете связей, влияний, взаимодействий, изменений.

Системный анализ - совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов: опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Системный анализ играет важную роль в процессе планирования и управления, при выработке и принятии управленческих решений.

Проблема рыночных стоимостей и рыночных цен, рассматриваемая К. Марксом в 10-й главе III тома «Капитала», является одной из тех, которые, как правило, вызывают трудности в процессе их изучения и преподавания. Сегодня мы рассмотрим те моменты этой проблемы, которые составляют предмет особых затруднений в ее теоретическом усвоении и практическом понимании. В III томе «Капитала» производство товаров рассматривается не абстрагированно от процесса обращения, а как существенным образом связанное с обращением. Вследствие этого становятся важными не только затраты труда на отдельные товары, но и массы товаров и затраты труда, производимые каждым предприятием и всей данной сферой производства в целом. К. Маркс пишет: «Требование, чтобы

индивидуальная стоимость товара соответствовала его общественной стоимости, осуществляется... теперь в том смысле, что все количество товара содержит в себе труд, общественно необходимый для его производства, и что стоимость этой массы товаров равна ее рыночной стоимости» [6, с.199-205].

Влияют ли на рыночную стоимость спрос и предложение, и если влияют, то каким образом? Этот вопрос также вызывает затруднения в изучении рассматриваемой проблемы. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо коротко рассмотреть рыночную цену. В I томе «Капитала» К. Маркс рассматривает цену прежде всего с качественной стороны, как форму выражения стоимости товара. В I томе рассматривается и количественная сторона цены как денежное выражение определенной величины стоимости. Здесь К. Маркс отталкивается от количественных отклонений цены от стоимости. В III томе «Капитала» предметом анализа становятся уже отклонения цен от стоимостей и закон этих отклонений. Отклонения цен от стоимостей в первую очередь являются результатом определенных соотношений предложения и спроса.

Каково же взаимодействие предложения и спроса? Как пишет К. Маркс, «поскольку общество хочет удовлетворить свои потребности и производить с этой целью известный вид товаров, оно должно оплатить их». При этом следует иметь в виду два рода «оплаты». Первый род оплаты состоит в том, что общество «оплачивает» товары тем, что затрачивает на их производство какую-то действительную массу труда. «:... общество оплачивает эти товары тем, что употребляет на их производство часть находящегося в его распоряжении рабочего времени.» Ясно, что такая «оплата» есть действительная плата общества за удовлетворение своих потребностей независимо от того, имеем ли мы дело с товарным или натуральным хозяйством. Эта «плата», будучи

непосредственно тождественной действительной затрате труда в отрасли, в условиях товарного производства образует рыночную стоимость предложения. Заметим, что речь идёт о затратах рабочего времени на производство товара в отрасли. Второй род оплаты специфичен лишь для товарного производства и представляет собой часть общественного труда, затраченного в других отраслях, на наш взгляд, к другим непроизводственным отраслям можно отнести всю нашу внепроизводственную сферу - это исполнительная власть, которая определяет экономическую стратегию и экономическую политику, законодательные органы, принимающие экономические законы, это армия, милиция, образование, здравоохранение, культура и спорт, и наконец, общественная отрасль социального обеспечения граждан. Таким образом, внепроизводственные расходы представляют собой общественные затраты по управлению экономикой производственной сферы и воспроизводству рабочей силы, а поэтому общественные, т.е. надпроизводственные, затраты должны быть составной частью полной общественной стоимости товара.

Однако потребительные стоимости одного вида производятся многими производителями, например, зерно производится множеством крестьянских хозяйств. Каждый из производителей затрачивает на производство единицы продукта неодинаковое количество труда. Это происходит в силу того, что они пользуются различными орудиями труда, неодинаково умело выполняют работу, трудятся с различным напряжением сил и т.д. Труд, затраченный на производство товара отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным трудом. Его мерой является индивидуальное рабочее время, которое определяет индивидуальную стоимость товара.

Однако же, единица товара на рынке имеет одну, единую рыночную цену. Следовательно, меновая стоимость товара определяется не индивидуальной, а общественной стоимостью. Последняя отражает общественно необходимые затраты труда, которые измеряются общественно необходимым рабочим временем.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что общественная стоимость труда может снижаться только под воздействием роста производительности труда и однозначно равна рыночной стоимости, но не однозначна рыночной цене. Взаимосвязь предложения и спроса можно представить в виде многовариантной модели цены предприятия - Цп и рыночной цены товара - Цр:

Цп > < Цр .

Теоретические основы формирования расчётной цены товара. Классическая модель цены товара (Цт) К. Маркса имеет вид:

С + V + m = Цт ,

где С - постоянный капитал, включающий: а) средства производства в виде

амортизационных отчислений (А), б) предметы труда в виде материальных затрат (М); V-переменный капитал в виде заработной платы (3); m - прибавочная стоимость или общественные затраты в виде налогов на содержание бюджетной сферы (Нб).

Преобразованная модель цены товара (Цтп) с учётом обозначенных элементов имеет вид:

А + М + 3 + Нб = Цтп .

По этой модели бюджет формирует Нб.

Действующая модель цены товара (Цтд) имеет вид:

А + М + 3 + ЕСН + Пп = Цтд .

По действующей модели бюджет формируют три налога: единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль (Нп), налог на добавленную стоимость (НДС) [7]. Следует заметить, что действующая модель цены товара имеет ряд существенных недостатков:

1) из действующей модели следует, что НДС не включён в общие затраты, а поэтому имеет место нарушение логики и технологии (алгоритма) формирования цены товара. НДС имеет смысл объединить с ЕСН;

2) прибыль предприятия является основной целью любого товаропроизводителя и необходимо освободить её от обложения налогом и использовать на цели расширенного воспроизводства основных средств и рабочей силы, поэтому Нп следует также объединить с ЕСН. Таким образом, ЕСН, Нп и НДС объединить в один, единый социально-бюджетный налог (ЕСБН) и исчислять его от одной базы - ФОТ.

Предлагаемая модель расчётной цены товара (Црас) должна иметь следующий вид:

А + М + З + ЕСБН + Пп = Црас.

Предлагаемая модель аккумулирует в себе все общественные расходы на содержание бюджетной сферы и гарантирует соблюдение экономической технологии формирования цены товара.

Условия трансформации расчётной цены товара (Црас) в рыночную цену товара

(ЦРЫН):

1. Црас больше Црын - плохо. Наш товар неконкурентоспособен, предприятию грозит банкротство.

2. Црас равна Црын - это хорошо. Среди конкурентов наш товар на рынке соответствует лишь нижней цене.

3. Црас меньше Црын - это очень хорошо. Наш товар либо вышел на рынок впервые, потому нет конкурентов, либо это стратегическое сырьё.

Категории прибыли. Следует различать две категории прибыли:

1. Прибыль предприятия (Пп), которая определяется как разница между расчётной ценой (Црас) и общественной себестоимостью (Соб):

Соб = (А + М + З + ЕСБН),

тогда

Пп Црас - Соб.

2. Прибыль рыночная (Пр), которая определяется как разница между ценой рыночной (Црын) и расчётной ценой товара (Црас):

Пр Црын - Црас .

Схема распределения рыночной прибыли (Пр). На наш взгляд, рыночная прибыль должна распределяться следующим образом: в федеральный бюджет - 30%, собственнику -70%.

Схема распределения единого социально-бюджетного налога (ЕСБН) между бюджетами различных уровней целесообразно распределить следующим образом: в

районный бюджет - 16%, в городской бюджет - 24%, в областной бюджет - 29%, в федеральный бюджет - 31%.

Следует заметить, что в действующей модели ЕСН не отражает в полном объёме все общественные затраты, например, затраты на управление экономикой на макроуровне и воспроизводство рабочей силы и добираются они не экономическими методами, а путём административного изъятия налога с прибыли и НДС, нарушая при этом логику здравого смысла, экономические технологии и законы формирования общественной стоимости товара. Было бы правильно на этапе калькулирования затрат все налоги объединить в один и в полном объёме включать в общественную стоимость товара [8, с.223-226].

Необходимо знать, что все экономические законы реально содержат в себе алгоритмы или, говоря другими словами, определяют экономические технологии решения задач и расчёта показателей и делают экономику наукой точной. Любая ошибка в экономике, в отличие от ошибки, допущенной в техническом устройстве, проявляет себя мгновенно и затрагивает интересы людей целого региона или страны в целом.

Реализация новой модели формирования общественной стоимости (цены) товара позволит решить ряд важных проблем экономики предприятий и страны в целом, таких как тарифное регулирование заработной платы, налогообложения и прибыли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комаров О.К. Подходы к стратегическому управлению экономикой предприятия / О.К. Комаров // Вестник Саратовского госагроуниверситета. 2004. № 2. С. 36-38.

2. Комаров О.К. Проблемы и пути формирования финансовой системы российских предприятий / О.К. Комаров // Вестник Саратовского госагроуниверситета. 2004. № 3. С. 7376.

3. Ляшецкий А.П. Теоретические основы формирования общественной цены и варианты её трансформации в рыночную цену товара / А.П. Ляшецкий, О.К. Комаров // Экономическая наука современной России. 2005. № 2. С. 20-31.

4. Ляшецкий А.П. Унификация и стандартизация экономических и

организационных механизмов управления предприятиями: учеб. пособие /

А.П. Ляшецкий, Т. А. Ляшецкая, О.К. Комаров. Саратов: СГТУ, 1999. 52 с.

5. Экономика социально-трудовой сферы: учеб. пособие / А.П. Ляшецкий, О.К. Комаров, Т.А. Ляшецкая, З.С. Данилова. Саратов: Научная книга, 2003. 136 с.

6. Маркс К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.: в 30 т. Т. 25. Ч. 1. М.:

Политиздат, 1961. 545 с.

7. Новичков В.И. Теория экономики: курс лекций / В.И. Новичков, В.И. Новичкова, А.В. Новичков. М.: Грааль, 1998. 454 с.

8. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. 4-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2005. 440 с.

Бахова Наталья Вячеславовна -

соискатель кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 03.07.07, принята к опубликованию 05.09.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.