Научная статья на тему 'Управление экологизацией экономического развития территорий'

Управление экологизацией экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНСТИТУТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / MANAGEMENT OF TERRITORY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGISATION / ECOLOGICAL MANAGEMENT / NATURAL RESOURCES MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатов Владимир Георгиевич, Микрюкова Мария Николаевна

В статье доказывается тезис о необходимости комплексного институционально-правового обеспечения требования к экологизации управления территориями на основе сравнительного анализа лучших практик различных субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Management of Ecologization of Economic development of Territories

The article argues that the complex institutional-legal provision of ecologisation of economic management of territories demands the comparative analysis of best practices in different regions of the RF.

Текст научной работы на тему «Управление экологизацией экономического развития территорий»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.2:504

Игнатов В.Г., д.э.н., проф., МикрюковаМ.Н., к.э.н.

Управление экологизацией экономического развития территорий

В статье доказывается тезис о необходимости комплексного институционально-правового обеспечения требования к экологизации управления территориями на основе сравнительного анализа лучших практик различных субъектов РФ.

Ключевые слова: территориальное управление, устойчивость развития, экологизация, экологический менеджмент, институты природопользования.

Экологический менеджмент представляет собой систему способов и мер воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. На макроуровне воздействие властных структур приобретает характер регулирования, что предполагает снижение степени «зарегламентированной» природоохранной деятельности, отказ от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность субъектов хозяйствования и безусловного приоритета командно-распорядительных методов, административного давления [1].

Становление рыночной экономики приводит к стремлению производителей получать наибольшую прибыль за счет экономии на природоохранных издержках, обходя указания директивных органов. Развитие природопользования всегда шло от использования нужных свойств природных ресурсов, к их охране, затем - к воспроизводству и далее - к улучшению и совершенствованию [2]. Рост производства и нагрузки на природу привел к конфликтам между природопользователями и населением в целом, что породило необходимость целенаправленных мер по охране природных факторов жизни людей. Поэтому необходимо создать условия экономической невыгодности отрицательного воздействия на природу и нерационального природопользования, расширить сферу применения экономических методов экологического менеджмента [3].

Понятие экологический менеджмент вошло в употребление в конце 80-х годов. Его содержательный смысл раскрывается в конкретных формах

организации и выбранной системе воздействий. Экологический менеджмент

- это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости.

Экологический менеджмент занимает одно из важнейших мест в практике устойчивого развития, обеспечивая разрешение экологоэкономических противоречий. Эколого-экономические противоречия - это несоответствие безграничных потребностей человечества ограниченным возможностям природной среды предоставлять ресурсы и поглощать отходы (ассимилировать). Основным противоречием взаимодействия общества и природы является противоречие между развитием производства и сохранением условий жизни. При этом до сих пор экологические потребности в большинстве случаев слабо учитываются при принятии управленческих решений, поскольку на протяжении истории человечества экологические потребности удовлетворялись бесплатно, а экономические и социальные - посредством трудовой деятельности. Это привело к возникновению иллюзии относительной простоты удовлетворения экологических потребностей по сравнению с экономическими.

Формой проявления (реализации) эколого-экономических потребностей выступают эколого-экономические интересы, которые можно определить как осознанные и ставшие внутренними побуждениями экологоэкономические потребности, проявляющиеся в той или иной форме реализации последних. Поэтому, рассматривая экологический менеджмент как философию управления развитием региональной системы, отметим, что он призван, прежде всего, обеспечить согласование эколого-экономических интересов в регионе, предполагает внедрение новых совершенных технологий и природоохранных мероприятий в практику менеджмента территорий и экологизацию экономических инструментов управления.

Управление природопользованием с позиций системного подхода является эффективным методом успешного санирования среды обитания, принципами которого являются: установление порядка, при котором управление качеством окружающей среды становится одним из высших приоритетов; создание и укрепление экологической службы предприятий; формирование и поддержание связей с внутренними и внешними партнерами, заинтересованными в эффективной экологической политике; достижение согласия между руководством и работниками по экологическим проблемам с ясным пониманием взаимной экономической и другой ответственности; стремление к соответствию показателей окружающей среды требованиям нормативноправовых актов, к экологическим аспектам деятельности предприятий; первичная оценка параметров хозяйственных процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности предприятия; включение процедур планирования и учета экологических аспектов в жизненный цикл продукции или услуг; выделение материальных, финансовых и кадровых ресурсов, достаточных для обеспечения выбранного уровня экологичности; оценка процессов экологического управления посредством прове-

рок и идентификации возможности улучшения самой системы экологического менеджмента (ее аудит); активизация и поддержка деятельности субподрядчиков по созданию и развитию их собственных систем экоменеджмента; определение экологической политики и требований в системе экоменеджмента; формирование программы реализации экологической политики; разработка механизма, обеспечивающего достижение целей и задач экологической политики; обеспечение постоянного мониторинга, аудита, характеристик окружающей среды; гибкость системы экологического менеджмента, его адаптация к постоянно изменяющимся внешним и внутренним фактором в области экобезопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования [4].

Для реализации этой концепции необходимо осуществление комплекса экономических методов управления, направленных на обеспечение экологически допустимого развития территорий (схема 1).

Схема 1. Комплекс экономических методов управления, направленных

на обеспечение экологически допустимого развития территорий

Методы Инструменты

Планирование - выявление и анализ перспективных природоохранных направлений в рекреационной деятельности; - создание целевых экологических программ - учет и оценка значимости экологических инноваций

Финансово- кредитные - выделение целевых кредитов, субсидий, займов на природоохранные мероприятия; - финансовая поддержка малого предпринимательства, осуществляющего природоохранную деятельность; - банковская политика (стимулирование инвестирования, ограничения монополизма в кредитной системе, государственные гарантии возврата вложенных средств)

Правовые - совершенствование природоохранного законодательства окружающей среды регионов; - «экологизация» налоговой системы

Информационное обеспечение - содействие распространению природоохранной информации; - создание новых информационных каналов

Политика сбыта - организация передачи природоохранных технологий; - участие в формировании спроса на продукцию природоохранного назначения; - развитие лизинга на оборудование для экологических целей

Научнотехническая деятельность - стимулирование природоохранного НТП в области рекреационных услуг; - поддержка фундаментальных и прикладных исследований в области экологии; - организация международного научно-технического экологического сотрудничества в области рекреации

Образовательная сфера - повышение уровня экологической культуры, формирование в обществе экологической этики и экологического сознания

При планировании территориального развития экологический фактор нужно не только учитывать, но и соблюдать равноправие всех факторов: экологических, экономических и социальных, что вполне соответствует концепции устойчивого развития. Для обеспечения реальной оценки экологоэкономических явлений и процессов необходимо в систему основных социально-экономических показателей развития как на федеральном, так и на региональном уровнях включить экологический фактор. Необходимо наладить учет и оценку использования природных ресурсов, как экологического фактора, с самого начала процесса планирования экономических и хозяйственных решений, а не только как дополнение к анализу разработке макроэкономических стратегий.

Важная роль среди экономических методов экологического менеджмента отводится финансово-кредитным методам.

К группе финансово-кредитных методов относятся природоохранные целевые инвестиции - долгосрочные вложения средств для улучшения состояния окружающей природной среды при строительстве и эксплуатации важных природоохранных объектов. Метод широко применяется во всем мире, поскольку позволяет финансировать крупные природоохранные объекты, имеющие важное значение, когда привлечение средств из других источников невозможно. Недостатком метода является то, что финансирование охраны природы перекладывается на плечи налогоплательщиков и нарушается принцип «загрязнитель платит», интерес природопользователей к снижению вредного воздействия падает.

Госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к окружающей среде, способствует привлечению дополнительных средств к решению экологических проблем и сбалансированному развитию территории с учетом экологического фактора. Недостатками метода являются трудность вычленения экологической составляющей и обоснование доли финансирования из государственного бюджета.

Непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы - финансовые компенсации дополнительных затрат при изготовлении и использовании в процессе производства экологически ориентированных продуктов и процессов получили весьма широкое распространение в мире. Недостатками являются увеличение бюрократического аппарата и опасность коррупции.

В этой связи полагаем более оправданным использование финансовокредитных инструментов, которые не нашли до сих пор широкого применения в российской практике финансирования природоохранных мероприятий, таких как выделение целевых кредитов, субсидий, займов на природоохранные мероприятия; финансовая поддержка малого предпринимательства, осуществляющего природоохранную деятельность стимулирование инвестирования, ограничения монополизма в кредитной системе, государственные гарантии возврата вложенных средств.

Субсидии представляют собой временную или безвозмездную государственную денежную помощь природопользователям во время введения новых экологических требований. Такие субсидии могут получать только те предприятия, продукция которых является необходимой обществу, обеспечивает его жизнедеятельность или безопасность государства. Существует несколько вариантов субсидий: гранты (стипендии), мягкие ссуды или целевые низкопроцентные кредиты, применение льгот в налогообложении предприятий. Гранты применяются в тех случаях, когда предприятие-загрязнитель намерено, но не обязано реализовывать важные природоохранные мероприятия, имеющие общегосударственное или региональное значение. Мягкие ссуды или целевые низкопроцентные кредиты предоставляются предприятиям для реализации определенных природоохранных мероприятий. Льготы в налогообложении стимулируют предприятия-загрязнители к реализации природоохранных мероприятий.

Одним из необходимых условий формирования институциональных условий устойчивого регионального развития является совершенствование региональной нормативно-правовой базы. Так, в период 1994 года по 2012 гг. в Ставропольском крае было принято 261 нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования и обеспечения экологической безопасности. Однако большинство нормативно-правовых актов регламентирует текущие вопросы охраны окружающей среды и природопользования. Поэтому представляется необходимым разработать законопроекты стратегического и концептуального характера с целью обеспечения экологической безопасности в Северо-Кавказском федеральном округе и его регионах, в том числе:

1. Закон «Об охране окружающей природной среды». При разработке закона можно использовать опыт других регионов РФ [5].

2. Закон «Об экологическом страховании». Большой интерес представляет Закон Нижегородской области от 20.08.1997 №83-з «Об экологическом страховании в Нижегородской области», а также опыт Республики Казахстан [6].

3. Закон «Об обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в регионе». Особенно актуален такой закон для аграрных регионов СКФО и ЮФО (Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики).

В целях улучшения экологической обстановки следует рекомендовать учитывать в нормотворческой деятельности экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

В качестве инструмента экономического стимулирования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего, следует использовать налоговые льготы. В частности, целесообразно установить льготную налоговую ставку по налогу на прибыль. Такая возможность предусматривается статьей 284, глава 25, часть 2 Налогового кодекса, в которой указывается, что законами Российской Федерации ставка налога на прибыль может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ (в бюджеты субъектов РФ зачисляется сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16%), но при этом ставка не может быть ниже 12% [7]. Налоговые льготы могут быть распространены на следующие категории налогоплательщиков:

- предприятия, осуществляющие производство продукции экологического назначения (очистное оборудование, мониторинговые системы, ре-культивационная техника, средства индивидуального экологического контроля);

- предприятия, осуществляющие экологически ориентированные виды деятельности (переработку отходов, благоустройство территорий);

- предприятия, выпускающие продукцию, способствующую снижению ресурсоемкости (новые стройматериалы, биогазовые установки, альтернативные источники энергии, пр.);

- предприятия, осуществляющие инвестиции экологического назначения.

Не менее важной мерой является стимулирование экологически обусловленной деятельности экономических субъектов посредством льготного кредитования. Основными формами использования кредита как формы экономического инструментария для решения экологических проблем могут применяться: льготы по срокам кредитования; по процентным ставкам; по объемам кредитования; по гарантиям за кредит.

Для осуществления льготного кредитования необходимо создать в коммерческих банках линии кредитования экологически ориентированных видов деятельности.

С целью снижения негативного воздействия автотранспортных средств на окружающую природную среду в ЮФО и СКФО следует принять нормативно-правовой акт «О мерах по снижению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду». При подготовке этого документа можно использовать опыт других регионов России.

Так, в Москве, с целью снижения негативного воздействия автотранспортных средств на окружающую природную среду, принято Постановление Правительства Москвы «О расширении применения диметилового эфира и других альтернативных видов моторного топлива» [8]. Для улучшения экологической обстановки в г. Москве была принята Концепция Целевой средне-

срочной программы города Москвы по снижению влияния выбросов с отработавшими газами от автотранспорта на окружающую среду на 2008-2010 гг., основанием для разработки которой является Постановление Правительства Москвы от 28.03.2006 № 219-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы» [9].

В городе Воронеже суммарные объемы выбросов от автотранспорта за последние 5 лет выросли на 20% и превысили выбросы от стационарных источников в 8,5 раза. В соответствии с Постановлением Администрации города Воронежа «О снижении вредного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую среду» предприятиям и организациям, осуществляющим перевозки, провести переоборудование автобусов и маршрутных такси на работу на газовом топливе [10].

Законом Калужской области № 385-ОЗ утверждена областная целевая программа «Развитие рынка сжатого газа в Калужской области в 2008-2010 годах», согласно которой автотранспорт Калужской области поэтапно переводится на газомоторное топливо. В рамках указанной программы разработаны нормативные правовые актов по стимулированию перевода автотранспорта и сельскохозяйственной техники юридических и физических лиц на использование компримированного природного газа (метана), в том числе с учетом предоставления налоговых льгот в рамках действующего федерального и областного законодательства [11].

Интересен опыт некоторых территорий, которые решают проблемы утилизации отходов путем привлечения к этой деятельности предпринимателей.

Например, согласно Постановлению Брянской городской администрации от 09.08.2006 № 2815-п проводился конкурс по утилизации твердых бытовых отходов в целях улучшения экологической обстановки в городе Брянске, привлечения внимания предпринимателей и ученых города к проблеме утилизации твердых бытовых отходов, а также выявления наиболее интересных решений по проблеме их утилизации [12].

Конкурсный подход к решению региональных природоохранных проблем был использован в и в Мурманской области, где проводился открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области [13].

Заполнить некоторую брешь в законодательстве, регламентирующим вопросы охраны окружающей среды позволит принятие в субъектах РФ закона «Об экологической безопасности». В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Брянская, Вологодская, Курская, Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская области, ЯмалоНенецкий автономный округ) такой закон уже принят. Наиболее часто встречающиеся правовые нормы в сфере экологической безопасности основаны на положениях федерального законодательства. Одновременно они содержат и нормы, регулирующие отношения в области экологического страхования, экологического образования, чрезвычайной экологической ситуации, переч-

ней источников экологической опасности территорий, и отсутствующие в федеральном законодательстве.

Закон «Об экологической безопасности на территории Ульяновской области» содержит нормы, регулирующие вопросы экологической экспертизы, экологического контроля, экологического образования, наиболее опасных видов деятельности и источников экологической опасности, предупреждения возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, зонирования территорий.

Кроме того, целесообразность совершенствования нормативноправовой базы региональной экологической политики обусловлена следующими ключевыми моментами:

- идеология экологизации финансовых рычагов в стратегии развития курортно-рекреационных территорий;

- введение рентных отношений и определения рентной составляющей от использования курортно-рекреационных территорий для обеспечения сбалансированного развития;

- разграничение прав и полномочий субъектов хозяйствования относительно права владения и пользования природными ресурсами курортно-рекреационных территорий;

- определение финансовых доноров курортно-рекреационных территорий и приоритетных направлений внедрения экологических инвестиций.

В настоящее время уже есть попытки разработать научнометодические подходы к определению рентной составляющей в сфере природопользования, однако они не носят завершенный характер. В связи с этим предложена методика определения рентной составляющей от использования курортно-рекреационных территорий, основанная на синтезе современных научных взглядов и теоретико-методических подходов. Необходимыми предпосылками расчета рентной платы от использования курортнорекреационных территорий, по нашему мнению, должны быть достаточный информационный мониторинг последствий ухудшения качества окружающей среды, причиной которого являются сверхнормативные нагрузки на курортно-рекреационные территории; учет коэффициентов зональности курортнорекреационных территорий, которые определены на законодательной основе; простота и обоснованность определения размера рентной составляющей в качестве платы за ухудшение качества окружающей среды на курортнорекреационных территориях.

По нашему мнению, рентная плата от использования экологического потенциала территорий может определяться через систему зональных коэффициентов и с учетом показателей экологической депрессивности территорий. Эти показатели должны быть положены в основу определения рентной составляющей в качестве платы за ухудшение состояния окружающей среды на курортно-рекреационных территориях, которая идентична плате за ухудшение качества природных ресурсов в результате их владения и пользования.

Соответственно, объектом налогообложения будет выступать чистая прибыль предприятий, учреждений, организаций, а субъектами налогообложения (плательщиками) будут предприятия, учреждения, организации и граждане, которые ухудшают состояние окружающей среды на курортнорекреационных территориях, вследствие владения и пользования ими.

Для обеспечения полномочий субъектов Федерации в сфере охраны окружающей среды необходимо образовать межведомственные региональные координационные центры управления воспроизводством окружающей среды, функциями которых являются:

- проведение эколого-экономической оценки природно-ресурсного потенциала территории;

- определение экологически приемлемого уровня экономического развития региона;

- прогнозирование социо-эколого-экономического развития субъекта Федерации;

- выработка концепции устойчивого развития региона с учетом потенциальных возможностей использования природных ресурсов и в соответствии с прогрессивными тенденциями становления национальной экономики;

- разработка региональных экологических программ, обеспечивающих увязку экологических и социальных нормативов с системой конкретных природоохранных мероприятий программы;

- экспертиза региональной законодательной базы рационального природопользования и формирование предложений по ее совершенствованию;

- создание благоприятных финансово-инвестиционных условий природопользования.

Согласование работы межведомственных региональных координационных центров управления эколого-экономическими системами осуществляет Совет по стратегическому планированию при Администрации Полномочного представителя Президента РФ.

Важным является вопрос экологического аудита. Для государства экологический аудит является наиболее экономически выгодной формой осуществления природоохранных мероприятий, поскольку он выполняется только за счет средств заказчиков, т.е. не требует государственного финансирования. А эффект от реализации предприятиями экологической политики, которая формируется на основе результатов экологического аудирования, может не уступать по эффекту от государственных природоохранных мероприятий. Проводят экоаудит лицензированные независимые экоаудиторской фирмы, экоаудиторы и специализированные центры, подготовка специалистов для которых не финансируется государством. Экологическим аудитором может быть юридическое или физическое лицо, которое способно оценить экологическое состояние предприятия, определить отклонения от норм и стандартов (как государственных, так и международных), а также дать рекомендации по осуществлению экологической политики данного промышленного предпри-

ятия. Сегодня отечественными учеными и практиками, занимающимися проблемами экологического аудита, выделяется проблема отсутствия правовой базы экологического аудита в России. На федеральном уровне вопросы экологического аудита почти не урегулированы. Так, в ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» дается только понятие экологического аудита [14]. Федеральный закон №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к числу прав государственного инспектора по охране природы относит право в «установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности» (ст. 27) [15]. Однако ни законы, ни подзаконные акты «установленного порядка» не определяют.

Как представляется, потенциал экологического аудита может быть реализован более полно, если принять федеральный закон об экологическом аудите, в котором установить случаи его обязательного проведения, статус экоаудиторского заключения, процедуру, а также реальные гарантии качества оказания экоаудиторских услуг [16]. Принятие указанного закона будет способствовать повышению эффективности и инициированию природоохранной деятельности субъектов хозяйственной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов, развитию систем экологического управления, получению дополнительных выгод и прибыли в результате сочетания экологических и экономических интересов.

Реализация принципов экологического менеджмента требует радикального изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии экономики и цивилизации в целом.

В связи с этим возникает необходимость в разработке системы управления экологизацией территорий как более прогрессивной модели организации управления природопользованием в условиях рыночных трансформаций. Центральное место в данной системе должно принадлежать экономическим инструментам.

Литература

1. Экология, Охрана природы, Экологическая безопасность/ Под общей ред. проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А.Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

2. Новоселов А.Л., Новоселова И.Ю. Модели и методы принятия решений в природопользовании. - М.: Юнити-Дана, 2010.

3. Бродский А.К. Общая экология. М.: Издат. центр «Академия»,

2006.

4. Шимова О С., Соколовский Н.К. Экономика природопользования. М.: ИНФРА-М, 2009.

5. Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 104-З № 211-111 (ред. от 14.04.2011) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 25.12.2003 З № 212-III); Закон республики Кабардино-Балкарии «Об охране окружающей природной среды» от 18.05.1993 № 1467 - ХТТ-3 (в ред. от 08.10.2003 № 82-ФЗ); Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об охране окружающей

природной среды и экологической защиты населения автономного округа» от 1G.02.1998 № 11-оз (с изменениями от 12.11.2001); Закон «Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы» от 20.02.1998 (в ред. закона Волгоградской области от 27.02.2009 № 1854-ОД, с изм., внесенными Законом Волгоградской области от 28.02.2005 № 1013-0Д); Закон Пермского края от 03.09.2009 г. № 483-ПК «Об охране окружающей среды Пермского края» (в ред. от 27.04.2010); Закон Краснодарского края от 31.12.2003 № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края» (в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2006 N 1008-КЗ); Закон Красноярского края от 06.12.2007 № 3-804.«0б охране окружающей среды в Красноярском крае» // Правовой сайт «Консультант плюс» http://www.consultant.ru.

6. См.: Закон Республики Казахстан от 13.12.2005 № 93-3 «Об обязательном экологическом страховании» // Ассоциация экологического страхования. http://www.aekos.ru; Закон Нижегородской области от 20.08.1997 №83-з «Об экологическом страховании в Нижегородской области» // Правовая среда. 1997. № 34. С. 7; Закон Ульяновской области от 25.03.1997 № 005-30 «Об экологическом страховании в Ульяновской области» // Народная газета. 1997. № 61-62. С. 5.

7. См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.11.2011) Ст.284 // Правовой сайт «Консультант плюс». http://www.consultant.ru.

8. См.: Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 290-ПП «О расширении применения диметилового эфира и других альтернативных видов моторного топлива» // Информационно-правовой портал «Гарант». http://www.garant.ru.

9. См.: Постановление Правительства Москвы от 28.03.2006 № 219-ПП (ред. от 14.10.2008) «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы» // Правовой сайт «Консультант плюс». http://www.consultant.ru.

1G. См.: Постановление Администрации города Воронежа от

22.10.2003 № 2378 (ред. от 31.10.2003) «О снижении вредного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую среду». // Правовой сайт «Консультант плюс». - http://www.consultant.ru.

11. См.: Закон Калужской области № 385-ОЗ от 27.12.2007 «Об областной целевой программе «Развитие рынка сжатого газа в Калужской области в 2008-2010 годах» (принят Постановлением законодательного собрания Калужской области № 851 от 20.12.2007). // Интернет-портал «ЦФО инфо». -http: //www .cfo-info.com.

12. См.: Постановление Брянской городской администрации от 09.08.2006 № 2815-п «О проведении конкурса на лучший проект по организации сортировки, переработки, брикетированию и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в городе Брянске». // Интернет-портал «ЦФО инфо». - http://www.cfo-info.com.

13. См.: Постановление Правительства Мурманской области от 22.08.2011 г. № 414-1III «О заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области» // Мурманский вестник» от 31.08.2011.

14. См.: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды» // Правовой сайт «Консультант плюс». -http: //www .consultant .ru.

15. См.: Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об охране атмосферного воздуха». // Правовой сайт «Консультант плюс». - http://www.consultant.ru.

Иутин И.Г. Экологический аудит: роль, сущность и вопросы, требующие правового регулирования. - http://www.ladoga-park.ru

УДК 351.778.5

Непомнящий А.М., к. э. н. (г. Киев)

Особенности реализации жилищной политики государства на муниципальном уровне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается роль и место местных органов власти в разработке и реализации жилищной политики.

Ключевые слова: жилищная политика, аспекты жилищной политики, жилищный сектор, местная политика.

Среди конституционных прав граждан право на жилье является одним из основополагающих как в социальном, так и в политическом или экономическом аспектах. Ведь эффективная жилищная политика государства формирует не только здоровый экономический микроклимат общества, но и способствует снятию общественного напряжения, укреплению стабильности и легитимности государственной власти. В то же время это право в большинстве стран СНГ все еще является одним из наименее обеспеченных. Такое положение актуализирует научные и теоретико-прикладные исследования возможностей влияния государства и органов государственного управления на оздоровление состояния строительной отрасли и государственного стимулирования развития жилищного строительства.

С точки зрения реализации социальной функции государства одним из краеугольных камней государственной социальной политики является всестороннее стимулирование жилищного строительства. При этом, как отмечают многие исследователи (см., напр., [1, с. 14-15]), современная жилищная политика характеризуется двумя основными параллельными тенденциями: глобализацией и локализацией. На первый взгляд, это может показаться парадоксальным, но является вполне объяснимым. Глобализация достигла тех масштабов, когда она, безусловно, влияет на все сферы национальных эконо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.