3 (96) - 2009
Туристско-рекреационные зоны
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
л. В. ПЕстоВА, кандидат сельскохозяйственных наук институт водных и экологических проблем со ран
Одним из перспективных направлений для экономики Алтайского края в настоящее время является туризм. В регионе имеется достаточно широкий набор туристско-рекреационных ресурсов, которые ежегодно все больше вовлекаются в использование. Как правило, это ведет к интенсификации нагрузок на природные комплексы. В связи с этим немаловажным условием расширения туристско-рекреационной сферы в регионе должно оставаться рациональное природопользование и бережное отношение к природным ландшафтам.
Алтайский край, имея обширные ресурсы, действительно может стать туристическим активом России. Для реализации этой возможности необходим анализ сложившейся ситуации в регионе. Это позволит выделить как положительные, так и отрицательные аспекты развития событий в ту-ристско-рекреационной сфере.
Предпосылкой для становления нового экономического направления для края могут служить не только природно-ресурсный и историко-культурный потенциалы территории. Это, пожалуй, главный объективный фактор. Однако наличие ресурсов и их востребованность не всегда проявляют комп-лементарность. К необходимым условиям для развития туризма как отрасли экономики также можно отнести, с одной стороны, наличие нормативной базы, регулирующей общественные отношения в данной области, с другой — проявление инициативы на локальном и региональном уровнях.
Итак, в качестве позитивных факторов для развития туристического акцента экономики
Алтайского края были выделены следующие (рис. 1):
• природно-ресурсный и историко-культурный потенциалы территории;
• нормативная база федерального и регионального масштаба;
• инициатива субъекта Федерации и инновации муниципальных образований. Природно-ресурсный и историко-культурный потенциал территории. Алтайский край располагает уникальными ресурсами, среди которых главными, конечно, являются природные особенности территории. Разнообразие ландшафтов региона определяет огромный спектр его ресурсных возможностей. Край обладает большим комплексом природных объектов, которые на сегодняшний момент имеют статус памятников природы. Это геологические, гидрологические и ботанические объекты. Природное многообразие региона дополняется историческими памятниками (археологические и архитектурные). В целом сочетание природных ресурсов и исторических акцентов территории формирует имидж региона, определяя его неповторимый колорит.
Разнообразные возможности территории создают условия для полноценной рекреации, включающей не только различные виды отдыха, но и оздоровление людей. Это предполагает организацию широкого ассортимента как туристических маршрутов разной категории сложности (пеший, конный, альпинизм, спелеотуризм, водный), так и всех остальных доступных видов рекреации для
ПОЗИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ
Природно-ресурсный и историко-культурный потенциалы территории
Нормативная база
федерального и регионального масштаба
Инициатива субъекта Федерации и инновации муниципальных образований
Туризм как отрасль экономики
Антропогенное воздействие на окружающую среду
Издержки правового обеспечения при регулировании природопользования
на федеральном и региональном уровнях
Издержки регионального управления и контроля на рекреационных территориях
СДЕРЖИВАЮЩИЕ И НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ
Рис. 1. Факторы, обусловливающие становление туризма как отрасли экономики
различных категорий населения (климатотерапия, ландшафтотерапия, познавательные экскурсии, рыбная ловля, охота и др.). Территория потенциальна и для развития круглогодичного туризма (лыжный и горнолыжный).
Рост числа туристских фирм, динамика продажи туристских путевок жителям края, с одной стороны, и интенсивное строительство туристско-рекреационных и лечебно-оздоровительных комплексов, с другой, свидетельствуют о постоянно возрастающем спросе на туристские услуги в пределах региона. Только в Алтайском районе края поток туристов ежегодно активно увеличивается. В 2003 г. он составил 350 тыс. чел., 2005 г. — 500 тыс. чел. (или 70 % прироста за два года), а в 2009 г. ожидается более 900 тыс. рекреантов. Все это свидетельствует о востребованности рекреационных ресурсов региона. В 2006 г. в крае зарегистрировано 126 туристических фирм, что вдвое превышает показатель пятилетней давности [3], а число отправленных туристов туристскими фирмами Алтайского края с 2004 по 2005 гг. возросло в 2,8 раза [2].
Нормативная база федерального и регионального масштаба. К настоящему времени в России имеются правовые основы для контролирования природопользования. Нормативные акты как природоохранного права (законы «Об охране окружа-
ющей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.), так и природоресурного (Земельный, Водный и Лесной кодексы, Закон «О животном мире» и другие законные и подзаконные акты) в целом позволяют регулировать общественные отношения, возникающие при контакте социума с природой и со средой обитания, в частности. Ряд федеральных законов и кодексов продублирован на региональном уровне в более детальном определении некоторых нормативов.
Инициатива субъекта Федерации и инновации муниципальных образований. Одним из новых начинаний в целях развития туризма как перспективной экономической отрасли в Алтайском крае стало создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Она охватывает территорию четырех административных районов, включая город-курорт федерального значения Белокуриха. Краевая администрация активно участвует в формировании и продвижении этого важного для региона в экономическом отношении бренда. Туристко-рекреационный комплекс «Бирюзовая Катунь» является первым этапом становления в крае курортно-рекреационного направления, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности [3].
Бренд «Бирюзовая Катунь» был продемонстрирован на недавно прошедшей XVIII Международной специализированной выставке туристских и оздоровительных услуг, авиакомпаний «Тур-сиб-2008», которая проходила с 10 по 12 апреля в Новосибирске. Коллективный стенд региона формировали также муниципальные образования края. По сообщению Главного управления экономики и инвестиций Администрации Алтайского края, наиболее ярко были представлены Змеиногорский, Краснощековский, Алтайский, Солонешенский и Егорьевский районы. По итогам выставки диплом за лучшую организацию по продвижению тур-продукта и «Большая Золотая медаль Сибирской ярмарки» были вручены администрации Солоне-шенского района [4].
К сожалению, в Алтайском крае перечень районов, имеющих достаточно большой ассор-
тимент интересных объектов (и природных, и исторических), а в свою очередь, потенциально привлекательных для рекреантов, гораздо шире. Администрации муниципальных образований, как правило, сдержанно подходят к внедрению инноваций, особенно в такой почти экзотической для них области экономики, как туризм. Но авангардные подвижки ряда муниципалитетов все же дают основания предполагать, что становление перспективного экономического направления для региона будет реализовано. Инициация нового формата экономических представлений о развитии территории позволяет делать позитивные прогнозы.
Однако развитию туризма в регионе может препятствовать не только консерватизм исполнительной власти муниципального уровня. Среди негативных и сдерживающих факторов можно выделить следующие (см. рис. 1):
• антропогенное воздействие на окружающую среду;
• издержки правового обеспечения при регулировании природопользования на федеральном и региональном уровнях;
• издержки регионального управления и контроля на рекреационных территориях. Антропогенное воздействие на окружающую среду.
К середине 1990-х гг. в России была создана государственная система управления охраной окружающей среды, сформирована нормативная база, и накоплен достаточно широкий опыт в решении природоохранных вопросов. Казалось бы, сложились оптимальные условия регулирования взаимоотношений человека с природой, но, тем не менее, все предпринятые меры не позволяют снизить тот негативный прессинг хозяйственной деятельности, которая все более активизируется и наращивает обороты, оказывая влияние при этом как на природные комплексы, так и на селитебные территории. Об этом свидетельствуют различные экологические правонарушения (в том числе и преступления), информация о которых достаточно часто появляется и в средствах массовой информации, и в специальной литературе.
Имеющее место воздействие человека на окружающую среду создает условия для развития негативных экологических ситуаций, в том числе и на рекреационных территориях. При сложившихся подходах жизнеобеспечения поселений отходы хозяйственной деятельности могут стать достаточно серьезным экологическим фактором. Особенно остро эта проблема затрагивает селитебные территории, в том числе и в пределах обозначенной рекреационной зоны. В свою очередь загрязнение
среды обитания делает угрозу вполне реальной как для нормальной жизнедеятельности и полноценного восстановления человека, так и для рекреационной привлекательности территорий.
Издержки правового обеспечения регулирования природопользования на федеральном и региональном уровнях. Некоторое несовершенство правовой базы иногда проявляется в том, что отдельные нормы, регулирующие общественные отношения в сфере экологического права, не достаточно полно прописаны, что делает возможным разноречивое их толкование. Это дает основания для условий нестрогого применения правовых норм. Кроме того, по мнению ведущих специалистов экологического права, экологические правонарушения в России редко классифицируются как уголовные преступления и, соответственно, нет широкой практики в данной правовой области [1].
Издержки регионального управления и контроля на рекреационных территориях. Лоббирование экологического подхода в сфере природопользования проявилось, прежде всего, в конце 1990 гг. Это выразилось в переводе некоторых правовых позиций на более мягкие режимы применения, что не опосредованно отразилось и на региональных нормативных актах. Проявлением антиэкологизации стала также принудительная «гибридизация» двух систем исполнительной власти в 2000 г. Новая структура, с одной стороны, стала предоставлять в пользование природные ресурсы, с другой — обеспечивать рациональный доступ к ним. К счастью, русский консерватизм не позволил синтезированному «андрогену» в полной мере проявить свои качества. Однако дальнейшая реструктуризация ведомства (2006—2007 гг.), реализовавшаяся в упразднении ранее существовавших природоохранных механизмов (экологическая экспертиза, лицензирование деятельности в сфере туризма и рекреации и т. д.) и передаче ряда полномочий с федерального на региональный уровень, не только не снимет имеющихся противоречий в сфере природопользования, но, возможно, усугубит их.
Рекреационные объекты, как правило, расположены в наиболее живописных и ценных в этом отношении уголках региона. Следует отметить, что охрана и контроль за природопользованием, даже на данных территориях, осуществляется не в должной мере. Это обусловлено как недостаточным финансированием структур, осуществляющих охрану объектов, так и последними внутренними перестройками в пределах этой системы. Полномасштабное развитие рекреации без соблюдения как
правовых, так и моральных норм может не только обострить взаимоотношения человека с окружающей средой, но и привести к созданию достаточно сложных экологических ситуаций. Причина для данного рода опасений заключается в потребительском отношении людей к природе и недостаточном уровне экологического сознания различных структур современного гражданского общества.
Минимизация государственного регулирования в сфере управления природопользованием несет в себе потенциальный риск снижения качества окружающей среды, что может привести к утрате инвестиционной привлекательности регионов. Необходимо применение альтернативных подходов контроля за природопользованием. Сложившаяся ситуация требует внедрения в управление бизнес-организаций новых инструментов, которые могут стать первостепенным фактором регулирования антропогенной нагрузки на территориях, сохранения природного и культурного наследия, построения современной экологической политики.
В качестве таких инструментов сегодня все активнее применяются процедуры экологического аудита и менеджмента на основе стандартов ИСО 14000, широко используемые в международной практике. Экологический аудит — систематизированный процесс получения информации об аудируемом объекте на основе осуществления независимой вневедомственной проверки его соответствия экологическим нормативным требованиям. За рубежом он проводится для оценки экологического риска в целях установления размеров финансовых рисков при инвестировании, кредитовании, изменениях формы собственности хозяйствующих субъектов, а также для разработки и внедрения систем экологического менеджмента. Система экологического аудита и менеджмента — это один из действенных экономических механизмов регулирования природопользования, позволяющий предупредить или минимизировать не только экологические, но и коммерческие риски.
Экологическое аудирование различных отраслей экономики широко развито в западных странах, в России оно находится на стадии формирования. В регионах уже создаются профильные структуры, которые активно внедряют экологический менеджмент в свою экономику. Известен прецедент Томской области, где не только идет подготовка специалистов экологического аудита и широкое включение экологического менеджмента в общую систему управления предприятиями различных экономических отраслей, но и принят региональный закон об экологическом аудите.
За последние годы в России сложились условия для реализации экологического менеджмента, однако в силу ряда объективных и субъективных причин применение его пока не имеет правового основания. Федеральный закон об экологическом аудите давно находится на стадии проекта. Однако востребованность этого закона сегодня определяется не развитием правовых механизмов на основе экологических принципов, а многоканальным неконтролируемым природопользованием, экономический эффект которого затмевает не только рациональные пределы, установленные законодательством, но и этические, нравственные нормы.
В связи с этим необходимость организации альтернативных структур, которые могли бы взять на себя дополнительные функции контроля за состоянием окружающей среды и природопользованием, приняв за основу процедуры экологического аудита и менеджмента, обусловлена реальными обстоятельствами. Экологический менеджмент может стать тем протектором, который не только примет на себя барьерные функции, ограждающие среду обитания человека от негативного воздействия хозяйственной деятельности, но и, обеспечив сохранность природных комплексов, опосредованно будет способствовать формированию инвестиционной привлекательности регионов. Ведь только сохранившиеся в естественном состоянии уголки природы имеют наивысшую притягательность в эмоциональном плане и востребованность в качестве компенсаторного досуга.
Экологический менеджмент должен стать, по сути, внешней оболочкой любой хозяйственной деятельности, включая в том числе и туризм как одну из отраслей современной экономики России. Это позволит обеспечить экологизацию различных экономических сфер на всех уровнях: от локального (предприятие и т.д.) до государственного. Экологический менеджмент направлен не только на осуществление контроля и регулирование деятельности конкретного хозяйствующего объекта, но и на внедрение принципов рационального природопользования во внутреннюю политику и деловую стратегию последнего (прямое назначение). Опосредованно применение новых экологических процедур даст возможность не только сохранить природные объекты регионов, но и может способствовать формированию их имиджа в сфере туризма. К тому же экологизация деятельности предприятий туристско-рекреационной направленности позволит продолжить экологическое воспитание клиентов, что особенно немаловажно для сегод-
Туризм как отрасль экономики
Экологический менеджмент как внешняя оболочка
Экологическая политика организации Экологизированный менеджмент хозяйственной деятельности организации
1 г
Внутренние нормативные природоохранные акты Природоохранные мероприятия на собственной и прилегающей территориях
Прямое действие экологического менеджмента
Экологическая культура как основной принцип при контакте с природно-рекреационными объектами (правила поведения для персонала и клиентов)
Экологический и экономический имидж природно-рекреационного объекта и региона в целом
Опосредованное действие экологического менеджмента
Рис. 2. Прямое и опосредованное действия экологического менеджмента для становления туристско-рекреационной отрасли экономики
няшней ситуации, когда маргинализация социума затронула и такие базисные отношения, как связь человека с природной средой (рис. 2).
В настоящее время в Алтайском крае экологический менеджмент не имеет применения не только в сфере туристического бизнеса, но и в целом в его экономике. Однако установка на развитие рекреационных зон в регионе предполагает переход на международно-признанные процедуры управления.
В крае предпринята попытка формирования системы экологического менеджмента с последующим широким распространением его в экономических структурах, работающих в сфере туризма. Создан проект «Устойчивое развитие туристско-рекреационных зон Алтайского края через систему экологического аудита и менеджмента», в 2008 г. поддержанный грантом Фонда им. В. И. Вернадского. Его целью является внедрение в систему управления рекреационных объектов региона экологических инструментов на основе стандартов ИСО 14000.
В качестве ожидаемых результатов реализации первого этапа проекта в Алтайском крае будет создан образовательный центр по подготовке экологических аудиторов как одна из дочерних структур Центра экологического аудита. Планируется проведение учебного курса по профильному направлению. В его программу будет входить также стажировка на рекреационных объектах Алтайского края. Обра-
зовательный центр будет постоянно действующим, он предназначен для последующей подготовки и переподготовки специалистов заявленного направления.
Экологическое аудирование и сертификация отдельных туристско-рекреационных объектов Алтайского района и г. Белокуриха заложат основу перехода на новые принципы управления с учетом экологических факторов и дадут возможность для внедрения систем экологического менеджмента на аналогичных и других хозяйственных объектах Алтайского края. Это позволит в дальнейшем развивать туристско-рек-реационную деятельность на принципах экологизации, а также обусловит распространение новых подходов в остальных отраслях экономики региона. В целом это может способствовать улучшению делового имиджа бизнес-структур на территории края.
Основной стратегической задачей Центра экологического аудита должны стать разработка региональной экологической политики Алтайского края и реализация ее в ходе принятия региональных нормативных документов, позволяющих регулирование хозяйственной деятельности предприятий, направленное на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Объективные обстоятельства и предпосылки определяют необходимость и достаточность для развития туристско-рекреационного направления экономики Алтайского края. Туризм для региона может действительно стать одной из важных составляющих экономического существования. И одним из немаловажных факторов становления новой отрасли может быть внедрение в систему управления хозяйствующих объектов экологического менеджмента. В свою очередь экологические инновации после апробации в сфере туристического бизнеса могут в дальнейшем успешно применяться в более широком масштабе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боголюбов С. А. Экологическое право. — М. , 2004.
2. Туризм и отдых в Алтайском крае в 2005 г. : Стат. бюл. — Барнаул: 2006. — 36 с.
3. http://www. bankfax. ru/page. php?pg=39503.
4. http://www. bankfax. ru/page. php?pg=51897.