Научная статья на тему 'Эволюция пространственного каркаса от экономического к туристическому опорному каркасу'

Эволюция пространственного каркаса от экономического к туристическому опорному каркасу Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
714
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ КАРКАС / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КАРКАС / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / BASIC FRAME / TOURIST FRAME / SPATIAL DEVELOPMENT / TOURIST CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кириллова Светлана Александровна

В развитии теории пространственной экономики обоснована целесообразность формирования в рамках обновленной архитектуры экономического пространства страны опорного туристического каркаса и его встраивания в структуру экологического опорного каркаса. Под опорным туристическим каркасом предлагается рассматривать совокупность узловых элементов, функционально и транспортно-коммуникационно связанных в формате туристско-рекреационных кластеров туристских центров и маршрутов, образующих пространственно организованную инфраструктуру каркаса, и обеспечивающих наряду с повышением качества жизни сохранение и эффективное использование природно-ресурсного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the regional economic system on the cluster approach base

Expediency of the basic tourist framework within the updated architecture of the country's economic space and its embedding in structure of the ecological basic framework is proved in development of the spatial economy theory. Under the tourist framework it is suggested to consider the set of functionally and transport-communicational connected central elements in tourist-recreational clusters format the tourist centers and the routes which are forming spatially organized infrastructure of the frame and providing preservation and effective use of environment-resource potential along with improvement of life quality

Текст научной работы на тему «Эволюция пространственного каркаса от экономического к туристическому опорному каркасу»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338.48

С. А. Кириллова

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО КАРКАСА:

ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО К ТУРИСТИЧЕСКОМУ ОПОРНОМУ КАРКАСУ

В развитии теории пространственной экономики обоснована целесообразность формирования в рамках обновленной архитектуры экономического пространства страны опорного туристического каркаса и его встраивания в структуру экологического опорного каркаса. Под опорным туристическим каркасом предлагается рассматривать совокупность узловых элементов, функционально и транспортно-коммуникационно связанных в формате туристско-рекреационных кластеров - туристских центров и маршрутов, образующих пространственно организованную инфраструктуру каркаса, и обеспечивающих наряду с повышением качества жизни сохранение и эффективное использование природно-ресурсного потенциала. Опорный каркас; туристический каркас; пространственное развитие; туристический кластер

ВВЕДЕНИЕ

Интегрирование российской экономики в мировую экономическую систему в последнем десятилетии прошлого века обусловило потерю конкурентоспособности территориями, не сумевшими включиться в системы глобального спроса. Интенсивное вымывание с этих территорий ресурсов - инвестиционных, трудовых, финансовых и др. сопровождалось их концентрацией в регионах, носителях конкурентных преимуществ - крупных мегаполисах, центрах сырьевых провинций и ведущих регионах страны.

Активно развивающиеся разнонаправленные процессы концентрации - деконцентрации ресурсов, недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры способствовали исключению из социально-экономического пространства значительного количества российских территорий, деформируя и «сжимая» пространство, благоприятное для жизни и предпринимательской деятельности, эффективного

функционирования социально-экономических систем. Усугубляют положение экологические ограничения экономического развития, как естественный результат несоответствия развития производительных сил ресурсно-биологическим возможностям биосферы.

Отмеченные тенденции усиливают деструктивные процессы дезинтеграции страны, снижения качества российского экономического пространства. По оценкам экспертов, ежегодные потери от неэффективной пространственной структуры российской экономики составляют до 3,0% ВВП в год [1], а с учетом мирово-

Контактная информация: [email protected]

го финансово-экономического кризиса - и того больше.

Характер протекающих процессов во многом обусловлен конструкцией советского экономического пространства, формировавшегося, преимущественно, с позиций совершенствования территориальной структуры промышленного производства и освоения ресурсов минерального и энергетического сырья, без учета необходимости сбалансированного использования территории различными видами деятельности, сохранения и развития окружающей природной среды и рекреационного использования территорий.

В этой связи особую актуальность как с научной, так и с практической точек зрения приобретает формирование опорного каркаса страны, обеспечивающего достижение целевых ориентиров развития на основе восстановления целостности ее социально-экономического пространства. При этом «реставрация» качества пространства должна осуществляться с учетом специфики развития в координатах постиндустриального пространства, ориентированного на повышение качества жизни населения, сохранение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

1. ЗНАЧЕНИЕ ОПОРНОГО КАРКАСА В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С позиций императивов пространственного развития важнейшей характеристикой территории выступает ее опорный каркас, то есть система ведущих центров, как правило, крупных городов и городских агломераций, и соединяющих их транспортных коммуникаций. Именно конструкция опорного каркаса играет определяющую роль в эффективном использовании

территориальными образованиями различного иерархического уровня - странами, регионами, муниципальными образованиями имеющихся ресурсов, совершенствовании территориальной структуры промышленного производства, сельского, лесного хозяйства и др.

Вопросами изучения использования территории и формирования ее структуры, оценки ее потенциала и обоснования функциональной специализации, определяемых пространственной дифференциацией условий и ресурсов, в разное время занимались известные российские ученые. Проблемы поиска подходов к оптимизации территориальной структуры исследовали В. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Баранский, Ф. Ратцель, А. Геттнер и др. Развитию теоретической концепции опорного каркаса положили начало работы Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, Ю. Г. Саушкина, В. П. Максаковского и др. И. М. Маергойзом заложены основы теории территориальных структур.

Территориальная структура и ее опорный каркас этими исследователями определялись как экономико-географический механизм целостности страны, позволяющий увеличить заключающийся в нем потенциал скрепления частей страны в единое целое, формирования единых пространств - экономического, социального и др. Эти свойства опорного каркаса подчеркивают его значимость с позиций сохранения целостности страны, повышения эффективности и качества ее экономического пространства. «Особая роль каркаса в территориальной структуре экономики состоит в том, что он и его элементы реализуют сопряженность социального и экономического развития, территориальных интегральных (районы) и специализированных (отраслевых) систем, стыков между подсистемами «производство - расселение», «производство - инфраструктура», «расселение - инфраструктура» [2].

2. ОБНОВЛЕННЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС: ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ

Все вышесказанное предопределяет необходимость задействования в числе принципов формирования обновленного пространственного каркаса положений системного подхода, позволяющих рассматривать территорию с позиций единой социально-эколого-экономической системы, развитие всех подсистем которой взаимосвязано, и определяющих использование

демографических, трудовых, материальных и природных ресурсов на условиях рациональности и равнозначности пространственной организации их использования.

Пространственная однородность и территориальная целостность дифференцированных по уровням социально-экономического развития, по отраслевой специализации, природноклиматическим условиям и др. территорий страны, по нашему мнению, не может быть достигнута лишь за счет опорных территорий - узловых элементов опорного каркаса. В связи с этим представляется необходимым создание каркасной структуры, которая свяжет между собой опорные и остальные территории.

Данные положения солидаризируются с предложением В. В. Глазычева в части «пере-сборки» старопромышленных и сырьевых территорий страны в новую конфигурацию на основе неоиндустриальной платформы, которая создается за счет так называемых региональных инновационных систем, имеющих в каждом регионе свою специфику [3]. Спектр инновационного разнообразия включает как передовые промышленные технологии, так и продвинутую экологическую политику, а также активное развитие человеческого капитала и сферы услуг.

Близкой представляется и позиция Л. Б. Вардомского, по мнению которого модернизация российского экономического пространства должна опираться на сочетание процессов восстановления колонизации пространства с модернизацией староосвоенных территорий и территориальной организации экономики в целом. При этом отличительной чертой второй группы процессов выступает исключение задействования в них в качестве приоритетного топливно-сырьевого сектора [4].

Стратегическое оформление формирования обновленной архитектуры экономического пространства России, более разнообразной, без жесткой привязки к сложившимся энергосырьевым зонам и финансовым центрам, с новыми центрами инновационного роста, представлено в Концепции - 2020 [5]. Реализация в рамках Концепции модели многополярного пространственного развития предусматривает формирование новых зон роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, что позволит обеспечить «снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов» и «сопос-

тавимые условия жизни на всей территории страны» [5].

3. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КАРКАС КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОПОРНОГО КАРКАСА

С учетом особой значимости для целей социально-ориентированного пространственного развития природной составляющей справедливой представляется точка зрения Г. М. Лаппо. По его мнению, особенно важным является формирование наряду с опорным экономическим каркасом опорного экологического каркаса территории в качестве своего рода антипода -агломерация должна не «подминать» окружающую природную среду, но гармонично в нее вписываться [6].

Как правило, экологический каркас территории определяется как «совокупность всех ее экосистем с индивидуальным режимом природопользования для отдельных участков, образующих пространственно организованную структуру управления, которая поддерживает экологическую стабильность территории, здоровую среду обитания человека и предотвращает потерю биотического разнообразия и деградацию ландшафтов» [7].

В отличие от опорного экономического каркаса, структуру которого образуют города (городские агломерации) и дороги, экологический каркас включает как антропогенную, так и природную составляющие. Если в качестве основных элементов («узлов», «ядер») антропогенной составляющей выступают города, промышленные узлы и связывающая их инфраструктура, то природной - охраняемые природные территории (ОПТ) - заповедники и заповедные зоны национальных парков. Коммуникативными элементами между «узлами» природной и антропогенной частей экологического каркаса служат ОПТ или их зоны с менее жестким режимом охраны, к которым можно отнести территории традиционного природопользования, буферные зоны ОПТ, рекреационные территории и др.

По своей сути экологический каркас - это не форма охраны природы, а способ управления природопользованием, обеспечивающий длительное сосуществование человека и используемых им природных ресурсов, за счет создания экологических комплексов, снижающих антропогенную нагрузку на окружающую природную среду, и реализующий таким образом императивы последнего глобального политико-

экономического концепта общественного развития - концепции устойчивого развития.

Рассматриваемые опорные каркасы - экономический и экологический - взаимодополня-ют друг друга, выступая инструментами управления, с одной стороны, экономическим и социальным развитием территорий, а с другой -природопользованием, и в совокупности могут рассматриваться как базовые элементы устойчивого развития.

Значительные по площади территории коммуникативных элементов экологического каркаса в увязке с их функциональной ориентированностью на обеспечение экологической стабильности всей территории и ее частей, пространственную сбалансированность во взаимоотношениях человека и природы, предопределяют целесообразность эффективного использования этих территорий на основе поддержания гибкой системы дифференцированного природопользования.

Одним из направлений дифференцированного природопользования, увязывающим необходимость внедрения новых предпочтений человека в социальной сфере и современных реалий в потребности сохранения и повышения качества окружающей среды с учетом и задействованием территориальной составляющей, может стать создание моделей территории, совмещающих функции природоохранной и туристической систем.

В современном мире туризм рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Отсутствие в России национальной системы статистического учета при помощи сателлитных счетов, представляющих собой систему показателей для анализа особых проблем (окружающая среда, научные исследования, туризм и др.), не позволяет дать точную оценку вклада туристической отрасли в ВВП страны. Тем не менее, по приблизительным оценкам этот вклад составляет около 1,5%, в то время как в мировом ВВП доля туризма -около 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4% [8], что свидетельствует о необходимости развития отрасли туризма и в нашей стране.

В этой связи элементом экологического каркаса с позиций обеспечения сохранения природных комплексов и поддержания баланса между охраной природы и природопользованием, по нашему мнению, может стать туристический каркас территории, формируемый в масштабе всей страны. Под туристическим каркасом

предлагается понимать совокупность туристских центров и туристских маршрутов, а также объединяющих эти центры путей сообщения (транспортных, воздушных и речных магистралей), образующих пространственно организованную инфраструктуру, пригодную для туризма и отдыха рекреантов.

Тогда узловыми элементами - «ядрами» нового каркаса - могут выступать особые экономические зоны (ОЭЗ) туристско-

рекреационного типа или туристско-

рекреационные кластеры, целевой направленностью которых выступает не только значительный вклад в социально-экономическое развитие регионов, повышение их конкурентоспособности и качества экономического роста на основе предоставления востребованных услуг внутреннего туризма и отдыха, но и сохранение, и эффективное использование природно-ресурсного потенциала.

К 2009 г. в России в соответствии с законами о туристско-рекреационных зонах (ТРЗ), принятых в 2006 г. и 2007 г., было создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа различной специализации - в Калининградской и Иркутской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Республиках Алтай и Бурятия. Эти зоны в силу наличия здесь особых природных условий и дислокации на их территориях особых охраняемых природных территорий могут стать плацдармом организации туристских кластеров.

Так, в Иркутской области намечено развитие, преимущественно, делового туризма, в Бурятии - горнолыжного и экологического. В Алтайском крае целесообразно развитие водного, лыжного, рекреационного и спелеотуризма, в Республике Алтай - горнолыжного и оздоровительного. В Краснодарском крае и Калининградской области запланировано развитие пляжного туризма на морском побережье, а в Ставропольском крае - рекреационного с бальнеологическим направлением.

Возможность привлечения значительного объема инвестиций для крупномасштабного инфраструктурного развития (устройства туристской, транспортной и другой инженерной инфраструктуры) под государственные гарантии делает организацию таких зон, с одной стороны, чрезвычайно привлекательной, а, с другой,

в силу ограниченности государственных ресурсов - снижает вероятность создания таких зон в большом количестве регионов. Так, остался неподержанным проект создания ТРЗ «Урал» в Башкортостане.

Международный опыт свидетельствует об успешном функционировании туристических кластеров в Альпийском регионе, на побережьях Средиземноморских морей и Атлантического океана, стран Карибского бассейна, в Объединенных Арабских Эмиратах, Лас-Вегасе и Голливуде.

Несмотря на то, что в России кластерный подход к организации туризма только начинает развиваться, уже сейчас можно обозначить перспективные территории, обладающие необходимыми ресурсами и возможностями для создания туркластеров - это территории центральной части России, регионов Западной Сибири, рекреационные зоны на побережьях Черного и Азовского морей.

4. КЛАСТЕРЫ: АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ

Формирование кластеров предполагает наличие ряда предпосылок, в числе которых: высокая концентрация предприятий одной или смежных отраслей в рамках локализованной территории, сильные конкурентные позиции на национальном и мировом рынках, устойчивые кооперационные связи с предприятиями - участниками кластера, возможность создания предприятий инфраструктуры как недостающих звеньев в цепочке образования добавленной стоимости, развитие информационных и маркетинговых связей между элементами кластера, значительное количество научных и образовательных учреждений на территории региона, долговременная координация взаимодействия участников кластера и др.

Кроме того, условием создания кластеров является разработка схем и процедур, обеспечивающих увязку интересов и координацию действий потенциальных участников кластера. В настоящее время данный алгоритм в достаточной степени разработан и может быть применен для целей создания туристического кластера (рисунок).

Алгоритм создания кластера

Если на первом этапе осуществляется определение потенциала региона по созданию кластера, то в рамках второго, на основе выявленных преимуществ и поддержки кластерной инициативы региональными и муниципальными органами исполнительной власти, осуществляется создание кластера. На третьем - формируется механизм управления, включая принятие нормативных правовых актов по созданию и развитию кластера, а также определение и корректировку направлений его развития.

5. ПИЛОТНЫИ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан обладает ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность региона на российском и мировом туристическом рынке, и представляет собой одну из самых привлекательных российских туристских дестинаций. Природная уникальность республики, наличие организаций, занимающихся туристической деятельностью, возможностей для создания туристской и транспортной инфраструктуры, строительства объектов размещения, соответствующих международному

уровню, высокая востребованность услуг внутреннего туризма позволяют рассматривать Башкортостан в качестве территориальной площадки для создания туристско-рекреационных кластеров и их включения в состав опорного туристского каркаса России.

В рамках республиканского проекта «Золотое кольцо Башкортостана», на основе количественной оценки и качественного анализа потенциала организации кластеров, емкости будущего рынка и трендов экономического развития, на территории республики выделено семь потенциальных туристских кластеров: Уфа, Ян-ган-Тау - Иремель, Ассы - Инзер, Абзаково -Якты-Куль, Ирендык - Талкас, Агидель -Шульган-Таш, Нугуш - Мурадымово.

Однако высокая концентрация объектов, значимых для рекреантов, посещающих республику с познавательными, оздоровительными и иными целями, на территориях Абзелиловско-го и Белорецкого муниципальных образований, которые справедливо можно назвать Башкирской Швейцарией, а также наличие здесь развитой туристской инфраструктуры со специализацией на зимних видах спорта и отдыха, обусловливают приоритетное создание туристического кластера на этих территориях.

В этой связи на основе представленного на рисунке алгоритма был разработан пилотный проект по созданию туристско-рекреационного кластера в Абзелиловском и Белорецком районах Республики Башкортостан. Цель организации туркластера - формирование территориально локализованных взаимосвязанных организаций и учреждений бизнеса, органов власти, науки и образования по созданию комплексного туристического продукта на территориях Абзе-лиловского и Белорецкого районов для повышения качества жизни населения, увеличения конкурентоспособности и качества экономического роста районов и региона в целом.

Для координации действий и повышения эффективности деятельности участников кластера, а также представления и защиты общих имущественных интересов на втором этапе предусмотрено создание координационного совета, в состав которого могут войти все заинтересованные в его создании и развитии лица - представители органов власти, объединений и союзов предпринимателей, хозяйствующих субъектов, а также образовательных учреждений региона. Членами координационного совета в целях решения различных вопросов создаются рабочие группы - по сооружению объектов инфраструктуры, маркетингу территории, поддержанию коммуникации, кадровому обеспечению

и др. По типу формирования туристско-рекреационный кластер позиционируется как региональный (географический), представляющий собой группу географически сконцентрированных, взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий, объединяющихся для производства конкурентоспособных туристических услуг.

В качестве «ядра»1 проектируемого кластера намечено задействование предприятий размещения и питания, а также собственников аттрактивных природных, историко-культурных объектов (муниципальные образования Абзели-ловский и Белорецкий районы, ФГУ «ЮжноУральский природный заповедник», ФГУ «Башкирский государственный заповедник», ФГУ «Белорецкий лесхоз», ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», ООО «Абзаково», горнолыжный центр «Мраткино», ООО «Горнолыжный центр «Металлург-Магнитогорск», Дом отдыха «Банное», ГУП «Санаторий «Ассы», ООО «Санаторий «Юбилейный», ГУП «Санаторий «Якты-Куль», Башкирская группа компаний «Пышка», «Башкирское бистро» и др.).

В состав структурных элементов кластера включены:

• производители специализированных, «дополняющих» услуг, обеспечивающих функционирование кластера - предприятия индустрии развлечений и отдыха, экскурсионные агентства (ООО «Капова Тур», ЗАО «Баштур», НП Тенгри, ООО «Роза Ветров», ООО «Аркаим Тур», ООО «Золотое Кольцо Башкортостана»,

ООО «Империя Игр» и др.);

• производители, обслуживающие функционирование кластера:

• поставщики товаров и услуг для турин-дустрии - поставщики продуктов питания, оборудования, технических, строительных услуг, сувенирной продукции, рекламные компании, организаторы конгрессов и выставок (ООО «Башкирские коммунальные системы», ООО «Респектстройнедвижимость», ООО «Энергия-

1 «Ядро» кластера - объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие основной вид деятельности, позиционирующие кластер, выпускающие конечную продукцию; «дополняющие» - объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов «ядра»; «обслуживающие» - объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых напрямую не связана с функционированием объектов «ядра»; «вспомогательные» - наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера.

строймонтаж», ОАО «Белорецкстрой», ООО «Торгово-строительная компания «Белпроект», ООО «Инвестиционный жилищно-строительный комплекс», АНК «Башнефть», ОАО «Урал-нефтепродукт», ОАО «Башкирдортранспроект», ОАО «Башстройтранс» и др.);

• предприятия транспортно-логистического (вокзалы, порты, транспортные компании, местные транспортные предприятия) и инфраструктурного блоков (инженерная, энергетическая, коммуникационная и др. инфраструктура) (ОАО «Российские железные дороги», ГУП «Башкиравтодор», ГУП «Башавтотранс», ООО «Баштрансавто», ООО «Энергоавтотранс», ООО «Международная туристическая телефонная связь», ЗАО «Башсел», ОАО «Спутниковые телекоммуникации Башкортостана», ОАО «Вымпелком», ОАО «Сотовая Связь Башкортостана» и др.);

• учреждения высшего профессионального и среднего специального образования, занимающиеся подготовкой кадров для туристической отрасли (Уфимская государственная академия экономики и сервиса);

• производители вспомогательных для функционирования кластера услуг (местные учреждения здравоохранения, банки, страховые компании, предприятия розничной торговли, органы обеспечения правопорядка, охранные фирмы, автозаправочные станции, станции техобслуживания, предприятия, предоставляющие маркетинговые и рекламные услуги и др.);

• региональные и муниципальные органы исполнительной власти (администрации МО Абзелиловский район и Белорецкий район Республики Башкортостан, Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан, Министерство природных ресурсов Республики Башкортостан, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан и др.);

• профессиональные объединения (бизнес-ассоциации, союзы потребителей, экологические организации).

Объединение участников кластера (дополняющих, обслуживающих и вспомогательных групп объектов), группирующихся вокруг ядра, способствует оптимальному сочетанию интересов развития территорий размещения кластера, возможных инвесторов и хозяйствующих субъектов, позволяя консолидировать имеющийся потенциал для развития существующей инфраструктуры туризма, применения современного оборудования и технологий.

Зона туристического кластера предполагает системный охват территорий Абзелиловского

и Белорецкого районов, что позволяет предложить потребителям комплексный турпродукт, и включает национальный парк «Башкортостан», Южно-Уральский и Башкирский государственные природные заповедники, природные парки «Иремель» и «Агидель», курорты «Абзаково», «Ассы-Инзер», санатории «Юбилейный», «Якты-Куль», горнолыжные курорты «Банное» и «Мраткино» и др.

Стратегические направления и формы развития туристской индустрии, определенные на основе выявленных конкурентных преимуществ территории кластера, включают: культурно-

познавательный туризм; экзотический (сельский, охотничий, рыболовный туризм), спортивный (горнолыжный спорт, пешие походы, водные виды спорта, стендовая стрельба), событийный (сабантуй, бортничество, экскурсии по историческим местам и т.д.), приключенческий туризм (сплав на плотах, рафтинг, конноверховой спорт, полеты на мото- и дельтапланах, тюбинг, сноубординг, езда на снегоходах, квадроциклах, рыбалка, пейнтбол). В качестве важного направления выступает развитие профилактического и реабилитационного лечения на базе минеральных вод, местных лечебных грязей, горного и лесного хвойного воздуха, проведения 8РЛ-процедур.

Пилотным проектом предусмотрено создание туркластера в три основных этапа. Первый этап включает реконструкцию имеющейся и создание новой инфраструктуры с проведением активного маркетинга территории и созданием ее бренда, формирование институциональной среды, в том числе создание механизма координации кластера, поиск и привлечение его потенциальных участников, заинтересованных в развитии кластера, включая инвесторов, подготовка кадров. На втором этапе планируется формирование на территории кластера центров туризма, в том числе завершение строительства объектов туристического кластера, диверсификация турпродукта с выводом на рынок новых направлений туризма и обеспечением качества и разнообразия туристических услуг на уровне международных стандартов. Запланировано также создание активной агентской сети для продвижения созданного туристского продукта и привлечения туристов.

В рамках третьего, завершающего этапа, намечено повышение качества турпредложе-ния на основе роста качества человеческого капитала как важного туристического ресурса территории, формирование сферы дополнительных услуг, создание мотива для посещения территории. О целесообразности реализации

пилотного проекта создания в Башкортостане туристского кластера свидетельствуют показатели его экономической и финансовой эффективности:

• чистый приведенный доход (КРУ) -183,2 млн руб.;

• внутренняя норма рентабельности (ШЯ) - 21,1%;

• период окупаемости (РВ) - 50 мес.;

• дисконтированный период окупаемости (БРВ) - 57 мес.;

• модифицированная внутренняя норма рентабельности (М1КЯ) - 15,2%.

Так, положительное значение КРУ указывает на то, что участники кластера окупают инвестиционные вложения, погашают различные виды задолженностей и получают в конечном итоге прибыль, равную 183,2 млн руб. Превышение значения внутренней нормы рентабельности (21,08%) над ставкой дисконтирования (15,0%) также свидетельствует о прибыльности инвестиций и целесообразности реализации проекта. За планируемые пять лет осуществления проекта налоговые поступления в федеральный бюджет составят 504,8 млн руб., в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - 363,5 млн руб.

Организация на территориях Абзелиловско-го и Белорецкого районов кластера с конкурентоспособной туристической инфраструктурой, интегрированной в национальную систему природоохранных и туристических комплексов и маршрутов, будет способствовать повышению качества жизни населения, сохранению и эффективному использованию уникального природно-ресурсного потенциала Южного Урала и динамичному развитию региона на основе создания туристического продукта с высокой долей добавленной стоимости.

ВЫВОДЫ

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о целесообразности организации туристско-рекреационных кластеров в формате инфраструктурных проектов развития территорий и возможности капитализации на этой основе ключевых факторов территориального развития - человеческого капитала, объектов окружающей природной среды.

Создание в рамках обновленного каркаса пространственной организации страны опорного туристического каркаса со встраиванием его в структуру экологического опорного каркаса, рассматриваемое с позиций «сшивки» российского экономического пространства, восстанов-

ления его целостности и единства на основе рационализации территориального устройства, окажет существенное влияние на экономическое «сжатие» пространства. При этом «сжатие» будет осуществляться не путем «выбраковывания» территорий из социально-экономического пространства, а на основе внедрения новых типовых решений пространственного развития и соответствующей им организации экономического пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Княгинин В., Щедровицкий П. От роста к развитию // Эксперт. № 5. 2005. С. 47-49.

2. Малышев Р. Ю. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. 2007. № 2 (22).

3. Глазычев В. Л. Концепция пространственного развития в РФ. Приложение к докладу «Россия. Пространственное развитие» [Электронный ресурс] (http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/de velopment/supplement)/

4. Вардомский Л. Б. Российское экономическое пространство: вопросы единства в условиях глобализации: Науч. доклад. М.: ИЭ РАН, 2006. 13 с.

5. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лаппо Г. М. Городские агломерации СССР -России: особенности динамики в ХХ в. // Российское экспертное обозрение. 2007. № 4-5 (22).

7. Елизаров А. А. Экологический каркас - стратегия степного природопользования XXI века // Степной бюллетень. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998. № 1.

8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года / Приказ Федерального агентства по туризму Минспорттуризма Российской Федерации от 06.05.2008 г. № 51.

ОБ АВТОРЕ

Кириллова Светлана Александровна, уч. секр. учр-я Рос-сийск. акад. наук Ин-та соц.-экон. иссл. УНЦ РАН. Дипл. инж.-строитель по водоснабжению и канализации (Уфимск. нефт. ин-т, 1982). Канд. экон. наук по экон. и упр-ю народ. хоз-вом (пром.) (С.-Петербургск. гос. ун-т экон.и и фин., 2000). Иссл. в обл. рег. экон., типоло-гизации регионов, простр. развития, экон. обществ. сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.