Научная статья на тему 'Прогрессивные механизмы управления туристско-рекреационным развитием в Алтайском крае'

Прогрессивные механизмы управления туристско-рекреационным развитием в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / TOURISM / RECREATION / ECOLOGIC MANAGEMENT / ECOLOGIC AUDIT / ECOLOGIC POLICY / ALTAI REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пестова Любовь Владимировна

В Алтайском крае имеется достаточно широкий набор туристско-рекреационных ресурсов. Их использование приводит к возрастанию нагрузок на природные комплексы, увеличивая риск снижения качества окружающей среды. Это вызывает необходимость внедрения принципов экологически ориентированного природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогрессивные механизмы управления туристско-рекреационным развитием в Алтайском крае»

собственности муниципального образования, учитывая при этом, что сдача в аренду имущества выступает важным источником пополнения муниципальных бюджетов;

• произвести дальнейшую законодательную регламентацию и детализацию механизма делегирования полномочий между уровнями муниципальных образований с целью усиления дополнительных гарантий и поддержки поселенческого звена;

• разработать на федеральном уровне методические рекомендации по определению размеров расходных обязательств муниципальных образований для того, чтобы иметь более четкое представление о финансовых потребностях самоуправления;

• закрепить перечень вопросов местного значения поселений, которые не могут быть переданы на вышестоящий, в частности, районный уровень;

• вернуть распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления сельских поселений.

Отдельные же положения переходного периода, эффективно работавшие в течение трехлетнего периода реформы местного самоуправления в Российской Федерации, целесообразно закрепить на постоянной основе.

Библиографический список

1. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2008 г. [Электронный ресурс] Загл. с экрана. — Режим доступа: http://www.1. minfin.ru/ru/reforms/localgoverment/ monitoring/.

2. Бежаев С. Местные бюджеты в новых законодательных условиях / С. Бе-

жаев // Бюджет. — 2008. — Июнь. — С. 24-26.

3. Киричук С.М. Состояние и перспективы реформы местного самоуправления в свете Послания Президента Российской Федерации / С.М. Киричук // Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам местного в Российской Федерации. — М., 2008. — C. 7-19.

4. Пронина Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении / Л.И. Пронина // Финансы. — 2005. — № 6. — С. 15-18.

5. Евсеенкова З. Достойнейшие из достойных / З. Евсеенкова / / Бюджет. — 2008 — Июнь. — С. 20-23.

6. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2008 г. [Электронный ресурс] Загл. с экрана. — Режим доступа: http://www.1. minfin.ru/ru/reforms/localgoverment/ monitoring/.

7. Киричук С.М. Состояние и перспективы реформы местного самоуправления в свете Послания Президента Российской Федерации / С.М. Киричук // Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам местного в Российской Федерации. Аналитический вестник.

— № 21 (361).

8. Состояние и перспективы реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации. — М., 2008. — С. 7-19.

9. Карлин А.Б. Положительные результаты есть, но предстоит сделать больше / А.Б. Карлин // Местное самоуправление на Алтае. — 2007. — № 7-8. — С. 5-10.

+ + +

УДК 314:574 (571.15) Л.В. Пестова

ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Ключевые слова: туризм, рекреация, экологический менеджмент, экологический аудит, экологическая политика, Алтайский край.

Для развития туризма в Алтайском крае имеется ряд объективных предпосылок [1]. В связи с этим он может стать одним из перспективных направлений для

экономики региона. Туристско-рекреационные ресурсы Алтайского края все шире вовлекаются в использование. Об этом свидетельствует прирост числа рек-реантов и туристических фирм в крае. Кроме того, возрастает спрос на туристические услуги. Только в Алтайском районе края поток туристов ежегодно активно увеличивается. В 2003 г. он составил 350 тыс. чел., 2005 г. — 500 тыс. чел. (или 70% прироста за два года), а в 2009 г. ожидается более 900 тыс. рекреантов. Все это свидетельствует о востребованности рекреационных ресурсов региона. В 2006 г. в крае зарегистрировано 126 туристических фирм, что вдвое превышает показатель пятилетней давности, а число туристов, отправленных турфирмами Алтайского края с 2004 по 2005 гг., возросло в 2,8 раза [2, 3].

Однако положительная динамика на туристско-рекреационные ресурсы Алтайского края ведет к интенсивному использованию природных комплексов региона. Территории, на которых размещаются туристско-рекреационные объекты, испытывают достаточно сильный антропогенный прессинг. Как правило, это свидетельствует о сокращении биоразнообразия, уменьшении численности видов биоты и загрязнении окружающей среды, что, в конечном итоге, снижает рекреационную привлекательность региона.

В настоящее время экологический контроль за деятельностью туристско-рекреационных объектов сведен к минимуму. Приостановлено действие таких обязательных процедур, как экологическая экспертиза, лицензирование туристической деятельности. Фактически экологический контроль стал прерогативой муниципальных органов управления. Такое упрощение, а фактически сведение мониторинга за экологической обстановкой на рекреационных территориях не может не отразиться на состоянии окружающей среды как в пределах туристических объектов, так и на прилегающих к ним территориях.

В ходе анализа сложившейся обстановки в области развития туризма как одного из перспективных направлений экономики Алтайского края были определены факторы, обусловливающие его формирование [1]. В качестве позитивного момента были выделены следующие:

— природно-ресурсный и историкокультурный потенциал территории;

— нормативная база федерального и регионального масштаба;

— инициатива субъекта федерации и инновации муниципальных образований.

Однако развитие туризма в регионе может ограничиваться целым рядом объективных и субъективных условий. Среди негативных и сдерживающих факторов можно выделить следующие:

— антропогенное воздействие на окружающую среду;

— издержки правового обеспечения при регулировании природопользования на федеральном и региональном уровнях;

— издержки регионального управления и контроля на рекреационных территориях.

Сложившаяся ситуация требует внедрения в управление бизнес-организаций новых инструментов, которые могут стать первостепенным фактором регулирования антропогенной нагрузки на территориях, сохранения природного и культурного наследия, построения современной экологической политики. В качестве таких инструментов сегодня все активнее применяются процедуры экологического аудита и менеджмента на основе стандартов ИСО 14000, широко используемые в международной практике. Система экологического аудита и менеджмента — это один из действенных экономических механизмов регулирования природопользования, позволяющий предупредить или минимизировать не только экологические, но и коммерческие риски.

Экологическое аудирование различных отраслей экономики широко развито в западных странах, в России оно находится на стадии формирования. В регионах уже создаются профильные структуры, которые активно внедряют экологический менеджмент в свою экономику. Известен прецедент Томской области, где не только осуществляются подготовка специалистов экологического аудита и широкое включение экологического менеджмента в общую систему управления предприятиями различных экономических отраслей, но принят региональный закон об экологической аудите.

За последние годы в России сложились условия для реализации экологического менеджмента, однако в силу ряда объективных и субъективных причин применение его пока не имеет правового основания. Федеральный закон об экологическом аудите давно находится на стадии проекта. В связи с этим необходимость организации альтернативных структур, которые могли бы взять на себя дополнительные функции контроля за состоянием окру-

жающей среды и природопользованием, приняв за основу процедуры экологического аудита и менеджмента, обусловлена реальными обстоятельствами.

Экологический менеджмент может стать тем протектором, который не только примет на себя барьерные функции, ограждающие среду обитания человека от негативного воздействия хозяйственной деятельности, но и, обеспечив сохранность природных комплексов, опосредованно будет способствовать формированию инвестиционной привлекательности регионов. Ведь только сохранившиеся в естественном состоянии уголки природы имеют наивысшую притягательность в эмоциональном плане и востребованность в качестве компенсаторного досуга.

Экологический менеджмент должен стать, по сути, внешней оболочкой любой хозяйственной деятельности, включая в том числе и туризм как одной из отраслей современной экономики России (схема представлена на рисунке). Это позволит обеспечить экологизацию различных экономических сфер на всех уровнях: от локального (предприятие и т.д.) до государственного. Экологический менеджмент направлен не только на осуществление контроля и регулирование деятельности конкретного хозяйствующего объекта, но и внедрение принципов рационального природопользования во внутреннюю политику и деловую стратегию последнего (прямое назначение). Опосредованно применение новых экологических процедур даст возможность не только сохра-

нить природные объекты регионов, но может способствовать формированию их имиджа в сфере туризма. К тому же экологизация деятельности предприятий туристско-рекреационной направленности позволит продолжить экологическое воспитание клиентов, что особенно немаловажно для сегодняшней ситуации, когда маргинализация социума затронула и такие базисные отношения, как связь человека с природой средой.

В настоящее время в Алтайском крае экологический менеджмент не имеет применения не только в сфере туристического бизнеса, но и в целом в его экономике. Однако установка на развитие рекреационных зон в регионе предполагает переход на международно-признанные процедуры управления в туристско-рекреационных хозяйствующих субъектах. В связи с этим внедрение экологического менеджмента приобретает для региона особую актуальность.

В крае предпринята попытка формирования системы экологического менеджмента с последующим широким распространением его в экономических структурах, работающих в сфере туризма. Создан проект «Устойчивое развитие туристско-рекреационных зон Алтайского края через систему экологического аудита и менеджмента», поддержанный в 2008 г. грантом Фонда им. В.И. Вернадского. Его целью стало внедрение в систему управления рекреационных объектов региона экологических инструментов на основе стандартов ИСО 14000.

Воздействие экологического менеджмента на деятельность организации или турфирмы (ТФ)

Прямое действие:

— экологическая политика ТФ;

— экологизированный менеджмент ТФ.

Опосредованное действие:

— экологическая культура;

— экологический и экономический имидж природно-рекреационного

бъекта

Рис. Прямое и опосредованное действие экологического менеджмента для становления туристско-рекреационной отрасли экономики

В качестве ожидаемых результатов реализации первого этапа проекта в Алтайском крае создан образовательный центр по подготовке экологических аудиторов как одно из структурных подразделений Центра экологического аудита. Проектом было запланировано проведение учебного курса по профильному направлению. В его программу входила также стажировка на рекреационных объектах Алтайского края. Первое обучение курсантов прошло в апреле 2009 г.

Реализация пионерного для региона проекта позволила получить определенный опыт в заявленном направлении, что в дальнейшем даст возможность шире применить его на практике. Предполагается, что образовательный центр будет постоянно действующим. Согласно задачам проекта он предназначен для последующей подготовки и переподготовки специалистов в области экологического менеджмента.

Экологическое аудирование и сертификация отдельных туристско-рекреационных объектов Алтайского района и г. Белокуриха заложит основу перехода на новые принципы управления с учетом экологических факторов и даст возможность для внедрения систем экологического менеджмента на аналогичных и других хозяйственных объектах Алтайского края. Это позволит в дальнейшем развивать туристско-рекреационную деятельность на принципах экологизации, а также обусловит распространение новых подходов в остальных отраслях экономики региона. В целом это может способствовать улучшению делового имиджа для бизнес-структур на территории края.

Основной стратегической задачей Центра экологического аудита должны стать разработка региональной экологической политики Алтайского края и реализация ее в ходе принятия региональных нормативных документов, позволяющих осуществлять регулирование хозяйственной деятельности предприятий, направленное на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Объективные обстоятельства и предпосылки определяют необходимость и достаточность для развития туристско-рекреационного направления экономики Алтайского края. Туризм для региона может действительно стать одной из важных составляющих экономического существования. И одним из немаловажных факторов становления новой отрасли может быть внедрение в систему управления хозяйствующих объектов экологического менеджмента. В свою очередь, экологические инновации после апробации в сфере туристического бизнеса могут в дальнейшем успешно применяться в более широком масштабе.

Библиографический список

1. Пестова Л.В. Экологический менеджмент как один из механизмов туристско-рекреационного развития Алтайского края / Л.В. Пестова // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 3.— С. 80-84.

2. Туризм и отдых в Алтайском крае в 2005 г.: стат. бюл. — Барнаул, 2006. — 36 с.

3. http://www.bankfax.ru/page.php?pg =39503.

УДК 338.431:619 Г.М. Гриценко,

Е.В. Ванина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОГЕЛЬМИНТОЗНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РАЗНЫХ СИСТЕМАХ СОДЕРЖАНИЯ ЛОШАДЕЙ

Ключевые слова: затраты на противо-гельминтозные мероприятия, экономический ущерб от недополучения товарной продукции и племенного молодняка,

затраты, связанные с передержкой ло шадей, убытки применительно к техно логии содержания и хозяйственного направления и использования лошадей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.