Научная статья на тему '«Зеленая» экономика: вопросы теории и направления развития'

«Зеленая» экономика: вопросы теории и направления развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3399
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яшалова Н.Н.

В статье раскрывается сущность и содержание понятия «зеленая» экономика. Рассмотрены основные направления эколого-экономического развития Российской Федерации. Обобщен зарубежный опыт стратегий перехода от «коричневой» к «зеленой» экономике. Обозначены и обоснованы направления перехода к «зеленой» экономике на примере экологического туризма в Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Зеленая» экономика: вопросы теории и направления развития»

УДК 330.342:504

«зеленая» экономика:

вопросы теории и направления развития

Н. Н. ЯШАЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail:natalij2005@mail. га

Институт менеджмента и информационных технологий, филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце

В статье раскрываются сущность и содержание понятия «зеленая» экономика. Рассмотрены основные направления эколого-экономического развития Российской Федерации. Обобщен зарубежный опыт стратегий перехода от ««коричневой» к ««зеленой» экономике. Обозначены и обоснованы направления перехода к ««зеленой» экономике на примере экологического туризма в Вологодской области.

Ключевые слова: эколого-экономическое развитие, ««зеленая» экономика, охрана окружающей среды, экологизация экономики, экологический туризм, Вологодская область.

Научно-технический прогресс и влияние антропогенных факторов привели к обострению экологической обстановки и социально-экономической напряженности в странах мира. Проблемы истощения природных ресурсов, загрязнения природной среды, ухудшения здоровья нации из-за негативного воздействия экологических факторов требуют поиска решений. На конференции Организации Объединенных Наций по вопросам окружающей среды и устойчивого развития «Рио+20», состоявшейся в июне 2012 г. в г. Рио-де-Жанейро, рассматривались проблематика координации устойчивого развития и вопросы «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития. Делегация от России на саммите представила доклад о реализации устойчивого развития страны, в котором была выражена точка зрения на новую парадигму устойчивого развития. Важным итогом конферен-

ции явилось утверждение итоговом декларации под заголовком «Будущее, которого мы хотим», в тексте которого кратко отражена концепция «зеленой» экономики. Для успешного продвижения стратегии «зеленой» экономики в Российской Федерации необходим поиск путей перехода к ней в пределах конкретного региона. Формирование нового пути развития России возможно только при участии всех регионов страны.

Понятие «зеленая экономика» впервые было использовано в работе «Проект зеленой экономики» (Blueprint for a Green Economy, Pearce et al, 1989 г.), в центре внимания которой находится экономика устойчивого развития [8]. В дальнейшем в международных документах стали широко использоваться словосочетания «зеленая экономика», «зеленая промышленность», «зеленые рынки», «зеленая занятость» и другие термины с прилагательным «зеленый». В рамках широкого подхода в трактовке «зеленого» роста рассматривается необходимость экологизации фактически всей экономики и всего социально-экономического развития. При узком подходе подразумевается развитие только тех отраслей и видов деятельности, которые непосредственно связаны с экологизацией экономики, развитием «зеленых» рынков на глобальном и национальном уровнях [1].

Термин «зеленая экономика» на современном этапе не получил однозначного определения. Широкое применение определения «зеленой» экономики

- 33

сформулировано ЮНЕП (Программой ООН по окружающей среде). Согласно ЮНЕП, «зеленой» является такая экономика, которая обеспечивает долгосрочное повышение благосостояния людей и сокращение неравенства, позволяя будущим поколениям избежать существенных рисков для окружающей среды и ее обеднения [8]. В документе Генеральной Ассамблеи ООН «Будущее, которого мы хотим» указано, что «зеленая» экономика должна содействовать ликвидации нищеты, а также поступательному экономическому росту, способствуя социальной интеграции, улучшению благосостояния человека, созданию возможностей для занятости и достойной работы для всех, при этом обеспечивать нормальное функционирование экосистем планеты [3].

Концепция «зеленой» экономики не заменяет концепцию устойчивого развития. Достижение стабильного устойчивого экономического развития зависит от экологизации экономики. Приоритетными направлениями «зеленой» экономики, согласно ЮНЕП, являются [6]:

• эффективное использование природных ресурсов;

• сохранение и увеличение природного капитала;

• уменьшение загрязнения;

• низкие углеродные выбросы;

• предотвращение утраты экосистемных услуг и

биоразнообразия;

• рост доходов и занятости.

Современный тип эколого-экономического

развития экономики Российской Федерации можно определить как техногенный тип экономического развития. Это природоемкий или природоразру-шающий тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Существующую российскую модель экономики называют «коричневой». Характерной чертой данного типа развития является быстрое и истощающее использование всех видов природных ресурсов, которое сопровождается значительным экономическим ущербом, являющимся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов, и загрязнением окружающей среды в результате человеческой деятельности. Для техногенного типа экономического развития характерны значительные экстерналии, или внешние эффекты. В природопользовании их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности [4].

В ряде зарубежных стран уже разработаны стратегии или планы «озеленения» национальной экономики. Эксперты программы ООН по окружающей среде систематизировали направления экономического развития стран мира и положили их в основу «зеленого» курса. Как видно из примеров, приведенных в табл. 1, данные стратегии различаются с точки зрения приоритетов, а также интерпретации «зеленой» экономики.

Концепция «зеленого» роста подчеркивает важность интеграции экологической и экономической политик, позволяющих выявить новые потенциальные источники экономического роста, не создавая при этом «неустойчивой» нагрузки на количество и качество природных богатств [8].

В официальных документах Российской Федерации понятие «зеленая экономика» фактически не употребляется. Однако стоит заметить, что намеченные страной цели и задачи на долгосрочную перспективу во многом взаимосвязаны с направлениями перехода к «зеленой экономике». Главной задачей российской экономики на современном этапе является уход от сырьевой модели экономики. Данное направление является приоритетным и в концепции «зеленой» экономики [6]. В контексте перехода Российской Федерации на траекторию эколого-экономического развития значительно возрастает роль «озеленения» экономики российских регионов.

Процессы экологизации экономики, происходящие в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, туризме, транспорте и прочих видах деятельности, нашли отражение в экономическом развитии Вологодской области. Социальные и природоохранные цели «зеленой» экономики отражены в экологическом законодательстве и стратегических документах региона, основные среди которых:

• постановление правительства Вологодской области от 25.03.2008 № 558 «О Стратегии рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года»;

• постановление правительства Вологодской области от 07.12.2009 № 1866 «О Концепции энергосбережения на территории Вологодской области на 2010—2015 годы и на перспективу до 2020 года»;

• постановление правительства Вологодской области от 28.06.2010 № 739 «О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года»;

Таблица 1

Направления «зеленой» экономики в зарубежных странах

Страна Примеры стратегий «зеленой» экономики

США Публикации по «зеленой» экономике обосновывают вклад «зеленого» роста в общее восстановление экономики, определяют борьбу с загрязнением. Согласно закону «О восстановлении и реинвестировании американской экономики» (2009) федеральное правительство должно инвестировать 90 млрд долл. для стимулирования инноваций и роста в «зеленом» бизнесе, а также увеличения количества «зеленых» рабочих мест

Канада Вопросы экономического роста и занятости находятся в центре дискуссий, посвященных «зеленой» экономике. Отмечается значимость добывающих отраслей для национальной экономики, важное место в этих дискуссиях занимают вопросы охраны природных ресурсов

Страны Латинской Америки Вопросы «зеленой» экономики рассматриваются в контексте преодоления бедности и неравенства, а также обеспечения растущего населения базовой инфраструктурой и услугами. В настоящее время эти регионы находятся на переднем крае практического применения принципов «зеленой» экономики в некоторых отраслях

Дания Принято соглашение о «зеленом» росте, основная цель которого обеспечить охрану окружающей среды и климата, одновременно создав условия для развития современного и конкурентоспособного сельского хозяйства и пищевой промышленности. Инвестиции до 2015 г в «зеленый» рост составят 13,5 млрд датских крон, что позволит стране полностью выполнить свои экологические обязательства, ускорить экономический рост и повысить уровень занятости

Ирландия Принята стратегия восстановления (2009), целью которой является обновление экономики на основе принципов устойчивого развития. Стратегия предусматривает меры по созданию «зеленых» рабочих мест и рассматривает улучшение состояния окружающей среды и надежное энергообеспечение в качестве приоритетного направления деятельности

Турция Центральным элементом концепции «зеленой» экономики является интеграция всех аспектов энергоэффективности на этапах производства, распределения и потребления энергии. Одной из основных целей является снижение выбросов двуокиси углерода

Австрия План действий в области ресурсосбережения призван сформировать основу и создать стимулы для деятельности по повышению ресурсоэффективности в отношении критических ресурсов

Германия Разработана национальная программа повышения ресурсоэффективности, основной задачей которой является минимизация воздействия на окружающую среду, связанного с получением и переработкой сырьевых ресурсов

Европейский Союз Инициатива «Ресурсоэффективная Европа» направлена на обеспечение перехода к низкоуглеродной экономике. Предусматривается улучшение экономических показателей с одновременным сокращением потребления ресурсов; выявление и создание возможностей для экономического роста, инноваций и повышения конкурентоспособности ЕС; обеспечение бесперебойных поставок ключевых ресурсов; борьба с изменением климата и ограничение воздействия на окружающую среду, связанное с использованием ресурсов

Хорватия Реализация инициативы по развитию возобновляемых источников энергии

Люксембург Национальный план действий по повышению энергоэффективности описывает современное состояние энергетики, а также существующие и предлагаемые меры по повышению уровня энергоэффективности как на уровне экономики в целом, так и в отдельных отраслях

Бывшая Югославская Республика Македония Национальная Стратегия управления отходами на 2008—2020 гг. охватывает вопросы образования, утилизации и использования всех видов опасных и неопасных отходов, включая отходы добывающей промышленности и выбросы мусоросжигательных заводов. Предусмотрены такие меры, как использование отходов в качестве возобновляемого источника энергии, обязательства и ответственность промышленности, бизнеса и индивидуальных потребителей, а также просвещение и исследования

Словакия Влияние транспорта на окружающую среду

Источник: [8].

• постановление правительства Вологодской области от 06.12.2011 № 1514 «О Концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года» и др. [7].

Важным направлением перехода к «зеленой» экономике, согласно ЮНЕП, является экологизация различных секторов экономики, к которым относятся [6]:

- сельское хозяйство;

- энергетика;

- туризм;

- транспорт;

- рыболовство;

- лесное хозяйство;

- промышленность;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- утилизация и переработка отходов;

- управление водными ресурсами.

Рассмотрим возможности и перспективы перехода Вологодской области к «зеленой» экономике на примере развития экологического туризма.

Туристический сектор может сыграть ведущую роль в переходе от «коричневой» к «зеленой» экономике, в том числе за счет поддержки развития регионов со слаборазвитой экономикой, решения региональных социально-экономических проблем, роста и использования локальных ресурсов.

В Вологодской области сфера туризма динамично развивается, что доказывают основные показатели деятельности туристических фирм, представленные автором в табл. 2.

В структуре туристического сектора перспективную роль играет экологический туризм. В мире данный вид туризма ежегодно растет на 20 %, что в 6 раз быстрее туристической отрасли в целом [6].

Понятие «экологический туризм» появилось в России в середине 1980-х гг. Под этим термином предполагались маршруты, организованные таким образом, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на окружающей природной среде и отдыхающие знакомились с экологическими проблемами территорий [15]. На современном этапе под экологическим туризмом понимают особый вид туризма, связанный с туристскими потребностями в познании природы и внесении вклада в сохранение экосистем [5].

Вологодская область обладает существенным потенциалом в сфере экологического туризма. Регион расположен на севере Европейской части России и входит в Северо-Западный федеральный округ. Площадь территории составляет 144,5 тыс. км2. По мнению автора, область обладает значительным экономическим потенциалом для успешного перехода к «зеленой» экономике. Ключевую роль в сохранении биоразнообразия и получения экономических выгод в российских регионах играют природный капитал, экосистемные услуги и продукты. Экологическим (экосистемным) услугам и продуктам стали уделять внимание только в последние годы. На введение данных понятий повлияли следующие факторы [9]:

• создание новых наук — экологической экономики (Г. Дейли, Р. Костанза) и экономики биоразнообразия (Д. МакНилли, Международный союз охраны природы);

• введение понятия полной экономической оценки природных ресурсов (Д. Пирс, Великобритания);

• работы по денежной оценке возобновимых природных ресурсов и биоразнообразия (Х. Абаза, Hussein, ЮНЕП; А. Маркандиа, Гарвардский университет; Д. Диксон, Всемирный банк; С. Бобылев, Р. Перелет, А. Тишков, А. Гусев, Г. Фоменко, А. Мартынов, Россия);

• создание в ООН системы эколого-экономичес-кого учета (ЮНЕП и Статистическое управление ООН).

Г. Дейли определяет экосистемные услуги как условия и процессы, с помощью которых природные экосистемы и их составляющие поддерживают и воспроизводят человеческую жизнь. Также они обладают свойствами сохранять биологическое

Таблица 2

Основные показатели развития туристического сектора Вологодской области

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Число туристских фирм, ед. 50 51 68 94 131 159

Число реализованных населению 18 776 24 878 27 233 33 774 36 417 33 614

туристских путевок, ед.

Из них гражданам России:

по территории России 11 762 11 971 13 768 16 741 17 080 15 131

по зарубежным странам 7 014 12 907 13 463 16 994 19 315 18 411

Стоимость реализованных населению 222 856 353 196 609 732 732 729 765 325 1 099 460

туристских путевок, тыс. руб.

Из них гражданам России:

по территории России 108 748 134 084 226 613 230 975 206 727 270 781

по зарубежным странам 114 108 219 112 383 119 500 493 558 265 825 038

Источник: [13].

разнообразие и производить экосистемные блага, такие как морепродукты, топливо из биомассы, натуральные волокна, лекарственные средства [16].

Определим роль экосистем Вологодской области в поддержании устойчивого развития регионального экологического туризма. Для этого обозначим факторы, доказывающие ключевое значение экосистем территории в регуляции климата, сохранении биоразнообразия, приобретении экономических выгод для региона [2, 6, 10]:

^ основу растительного покрова Вологодской области составляют лесные ресурсы, площадь которых — 11,7 млн га, т. е. 80,8 % территории области. Из общего запаса древесины региона более 51 % занимают хвойные леса. Лесные массивы имеют особую ценность для поддержания биосферной регуляции территории, влияя на источники и стоки углекислого газа и метана, круговорот воды, радиационные характеристики, видовое разнообразие; ^ Вологодская область занимает одно из первых мест на Европейской территории России по числу и площади торфяных болот, составляющих 12,6 % (1 830 тыс. га) площади региона. Водно-болотные угодья умеренного пояса служат холодными ловушками углерода, что является необходимым условием для стабилизации климата; > в регионе насчитывается около 20 тыс. рек и ручьев, более 5 тыс. озер общей площадью 3 023 км2, поверхностными водными объектами занято 4,6 % территории. Объем речного стока в среднем равен 40 км3 в год, а ресурсы поверхностного стока даже в очень маловодные годы составляют 15 тыс. л в сутки на человека. Для мира дефицит водных ресурсов в ближайшем будущем станет глобальной проблемой. Для сохранения экосистемных услуг и биоразнообразия используется система особо охраняемых

природных территорий (ООПТ). Развитие в Вологодской области ООПТ является одним из необходимых условий для развития экологического туризма и перехода к «зеленой» экономике. Данные территории в регионе играют важную роль для поддержания экологического равновесия, сохранения эталонных и типичных природных комплексов, организации мест отдыха населения, сбора грибов, ягод, а также предоставления возможностей для туризма и рекреации. Сеть охраняемых природных территорий в настоящее время насчитывает 196 объектов общей площадью около 890,1 тыс. га, что составляет 6,1 % от площади Вологодской области (табл. 3).

Соотношение площади ООПТ и площади региона служит ключевым индикатором устойчивого развития региона и страны в целом. Данный показатель разработан Европейской экономической комиссией ООН, рекомендуемое значение должно быть не менее 10—15 %. В соответствии с официальными рекомендациями для всех регионов Российской Федерации рекомендовано значение данного индикатора на уровне не менее 10 % [2].

Развитию экологического туризма в Вологодской области также способствует культурно-исторический потенциал региона. На территории области находятся 761 недвижимый памятник истории и культуры, Музей фресок Дионисия, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 11 населенных пунктов Вологодской области, внесенных в список исторических городов и населенных мест России. Российских и иностранных туристов регион привлекает возможностью выбора между городом и сельской местностью, культурным наследием и уникальной природой.

В настоящее время отсутствует статистическая информация по экологическому туризму в Российской Федерации, но есть данные, позволяющие приближенно оценить объемы существующего бизнеса. Информационной базой для этого является

Таблица 3

Сеть особо охраняемых природных территорий Вологодской области

Категория ООПТ Количество Площадь, тыс. га Соотношение площади ООПТ и площади Вологодской области, %

Федеральные ООПТ 2 230,7 1,6

В том числе:

государственные природные заповедники 1 62,7

национальные парки 1 168,0

Региональные ООПТ 177 642,8 4,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Местные ООПТ 17 16,6 0,1

Всего... 196 890,1 6,1

Источник: [2].

отчетность государственных природных заповедников и национальных парков, в которой содержится статистика по посещению экологических троп, маршрутов, музеев, визит-центров. Если брать только количество посетителей экологических троп и маршрутов, включающих водные, конные и пешие, то в 2010 г. число таких туристов в федеральных заповедниках и парках РФ составило 2 млн чел. [6]. В Вологодской области количество посетителей за 2010 г. представлено в табл. 4.

С учетом посещений региональных и локальных особо охраняемых природных территорий, «дикого» туризма общее число экологических туристов в области и в стране может быть в несколько раз больше [6].

Основной целью государственных органов власти по развитию экологического туризма в российских регионах, в частности в Вологодской области, является формирование необходимых и эффективных условий для работы туристических фирм в новом направлении. В сложившихся условиях требуют решения следующие задачи.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы экологического туризма. Для решения данной задачи необходимы подготовка, принятие, а также совершенствование нормативных правовых актов, способствующих созданию социальных, экологических, экономических условий для развития «зеленого» туризма. На современном этапе законодательная база сферы туризма исследуемого региона включает следующие документы [10]:

- закон Вологодской области от 23.10.2008 № 1891-ОЗ «О туризме и туристской индустрии на территории Вологодской области» (с изменениями от 01.04.2009);

- постановление правительства Вологодской области от 11.08.2008 № 1547 «Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года»;

- долгосрочную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2009—2012 годы», утвержденную постановлением правительства Вологодской области от 02.11.2009 № 1643;

- постановление правительства Вологодской области от 14.04.2009 № 621 «О создании Координационного совета по туризму в Вологодской области».

В развитии бизнеса в сфере экологического туризма существенную роль играют целевые программы поддержки, основной целью которых являются увеличение объема туристских услуг и рост валового регионального продукта.

2. Повышение инвестиционной привлекательности экологического туризма. Для решения данного вопроса необходимо формирование благоприятных условий для инвестирования с помощью государственной поддержки и рыночных механизмов развития экологического туризма, а также за счет средств областного и местных бюджетов целевых программ развития регионального туризма, средств частных инвесторов, банковских кредитов и др.

Индустрия туризма в Вологодской области регулируется отдельной долгосрочной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2009—2012 годы». Цель данной программы — формирование на территории области эффективной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения

Таблица 4

Туристическая деятельность в Вологодской области на территории государственного природного заповедника и национального парка за 2010 г.

Показатель Дарвинский заповедник НПП «Русский Север»

Музеи, ед. 1 —

Количество посетителей, чел. 676 —

Визит-центры, ед. 1 3

Количество посетителей, чел. — 7 649

Экотропы и маршруты, всего 1 13

Из них:

водные — 3

конные — 1

пешие 1 7

прочие — 2

Количество посетителей, чел. 650 7 419

Источник: [12].

налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала. Финансирование данной программы осуществляется за счет областного бюджета (198 585 тыс. руб.) и бюджетов муниципальных районов (11 000 тыс. руб.). На реализацию программы на период 2009—2012 гг. всего было запланировано 209 585,0 тыс. руб. (2009 г. — 34 305,0 тыс. руб., 2010 г. — 39 935,0; 2011 г. — 54 145,0; 2012 г. — 81 200,0 тыс. руб.). Целевые программы как федерального, так и регионального уровней служат эффективным инструментом привлечения инвестиций в данную сферу экономики, поскольку создают основу для формирования инвестиционных площадок. Финансирование со стороны государства или региона работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима являются важными факторами для привлечения инвестиций в туризм [14].

3. Создание информационных центров для продвижения экологического туризма на рынке туристических услуг. Для реализации данной задачи в регионе с 2007 г. действует ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области», который осуществляет рекламную и маркетинговую деятельность, оказывает информационно-справочные, туристские и деловые услуги приезжающим туристам. Создан и успешно функционирует интернет-портал «Туризм Вологодской области», объединяющий всю информацию об участниках туристского рынка Вологодской области. Туристский потенциал Вологодской области ежегодно представляется на крупнейших международных туристских выставках, на страницах федеральных и региональных печатных изданий и электронных каталогах, осуществляется издание полиграфической продукции и современного выставочного оборудования. С целью формирования положительного имиджа области как территории, благоприятной для развития туризма, в ведущих профильных журналах публикуются информационные материалы о ее туристском потенциале [10].

Для продвижения экологического туризма целесообразно создать информационную базу туристских ресурсов Вологодской области, разработать и издать каталоги и рекламные буклеты по экологическому туризму, участвовать в тематичес-

ких выставках и научно-практических конференциях по туризму, провести маркетинговый анализ туристских услуг в сфере экологического туризма, разработать интересные туристские маршруты с учетом природных и историко-культурных особенностей территорий.

4. Развитие кадрового потенциала в сфере экологического туризма. Для этого предполагаются подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов при участии высших и средних специальных образовательных учреждений путем организации ежегодных лекций, семинаров, практических занятий и других мероприятий по экологическому туризму. В системе высшего профессионального образования подготовка кадров для сферы туризма осуществляется в Вологодском государственном техническом университете, а также двух филиалах Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета (г. Вологда, г. Череповец).

Таким образом, в настоящее время одним из перспективных направлений перехода к «зеленой» экономике является экологический туризм. Вологодская область, обладая уникальным ресурсным и рекреационным потенциалами, имеет широкие возможности для развития данной сферы индустрии туризма. К числу основных преимуществ экологического туризма можно отнести следующие:

- повышение занятости в регионе, создание новых рабочих мест;

- развитие сферы услуг, связанных с обслуживанием туристов;

- привлечение российских и зарубежных инвестиций для развития экологического туризма;

- увеличение валового внутреннего продукта в регионе;

- повышение жизненного уровня населения;

- рациональное использование природного и культурно-исторического наследия;

- развитие инфраструктуры;

- дополнительные поступления денежных средств в местные бюджеты;

- охрана и восстановление природных рекреационных ресурсов.

Для успешного перехода Вологодской области к «зеленой» экономике требуются разработка и реализация конкретных мероприятий, включая законодательные, экономические, организационные, налоговые и другие решения, благоприятствующие ускоренному процессу экологизации региона.

Список литературы

1. Бобылев С. Н. Гармонизация экономического развития и устойчивого использования природных ресурсов // Устойчивое природопользование: постановка проблемы и региональный опыт / под ред. В. М. Захарова. М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2010. С. 7—48.

2. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2011 году. Вологда: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, 2012.

3. Итоговый документ конференции «Рио+20». [Электронный ресурс]. URL: http://daccess-dds-ny. un. org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/12/PDF/ N1147612.pdf?OpenElement.

4. Каракеян В. И. Экономика природопользования: учеб. для бакалавров. М.: ИД Юрайт, 2012.

5. Косолапое А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие. М.: КноРус, 2008.

6. Навстречу «зеленой» экономике России (обзор), 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. sustainabledevelopment. ru/upload/File/Reports/ ISD_UNEP_GE_Rus. pdf.

7. Официальный портал Вологодской области. [Электронный ресурс]. URL: http://vologda-oblast. ru.

8. Оценка оценок окружающей среды Европы. Европейское агентство по окружающей среде, 2011. Обобщающий доклад. Копенгаген. [Электронный ресурс]. URL: http://www. eea. europa. eu.

9. Перелет Р. А. Глобальные экологические (экосистемные) услуги — международные обмены и торговля / Инновации в рациональное природопользование и охрану окружающей среды // Материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Г. А. Фоменко. Ярославль: НПП «Кадастр», 2003. С. 78—85.

10. Постановление правительства Вологодской области от 28.06.2010 N° 739 «О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года».

11. Ретеюм А. Ю. Перспективы «зеленой» экономики // Перспективы развития «зеленой» экономики: вызовы для России: сб. докл. / под ред. канд. геол.-минер. наук И. В. Прокофьева; Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2011. C. 14—32.

12. Состояние окружающей среды Вологодской области в 2010 году: Стат. сб. / Вологдастат. Вологда, 2011.

13. Статистический ежегодник Вологодской области. 2010: Стат. сб. / Вологдастат. Вологда, 2011.

14. Ускова Т. В. Социально-экономический ресурс туризма: монография / Т. В. Ускова, Л. В. Ду-биничева, В. С. Орлова. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011.

15. Храбовченко В. В. Экологический туризм: учеб. -метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.

16. Daily G. Nature's Services: Social Dependence on Natural Ecosystems. Washington: Island Press, 1997.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.