Научная статья на тему 'Тренды развитие туризма: локальный уровень (на примере Омской области)'

Тренды развитие туризма: локальный уровень (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
328
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / КУЛЬТУРНЫЙ БРЕНДИНГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лёвочкина Н.А.

В статье рассматриваются основные направления туристической деятельности муниципальных ор-ганов власти Омской области с позиции различных точек зрения ученых и практиков; сформулированы предложения, которые могут быть использованы муниципалитетами при разработке программ развития туризма и создания муниципальных туристических продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренды развитие туризма: локальный уровень (на примере Омской области)»

Студенты проходят практику на российских и зарубежных профильных предприятиях сервиса и туризма, используют возможность прохождения зарубежных стажировок на предприятиях туристического профиля.

Наши выпускники работают в туроператорских и турагентских фирмах, экскурсионных бюро, в туристических комплексах и гостиницах, в районных администрациях, а также на других предприятиях социально-культурной сферы.

Кафедра туризма АГИК выступает сегодня в качестве методического центра, проводя тренинги и семинары для практикующих экскурсоводов, организуя съезды экскурсоводов, в рамках которых обсуждаются современные инновационные идеи и проблемы в развитии экскурсионного дела.

Наш институт обладает колоссальным опытом в организации развлекательной и досуговой деятельности в Алтайском крае и за его пределами, необходимым ресурсным обеспечением для подготовки компетентных специалистов для индустрии туризма, но способен удовлетворить регион в высококвалифицированных специалистах ежегодно лишь на 15-20 %.

Обучая студентов по двум самым актуальным профилям подготовки, в том числе по профилю, связанному с технологиями организации развлечений в туризме, которые могут быть реализованы только в институтах культуры, мы способствуем расширению возможности турпредприятий в повышении конкурентоспособности своей организации на современном туристическом рынке, повышению уровня привлекательности Алтайского региона для российских и зарубежных туристов и реализации целей государственной культурной политики.

УДК 338.482.22(571.13)

Н. А. Лёвочкина

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского,

Омск, Россия

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА: ЛОКАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматриваются основные направления туристической деятельности муниципальных органов власти Омской области с позиции различных точек зрения ученых и практиков; сформулированы предложения, которые могут быть использованы муниципалитетами при разработке программ развития туризма и создания муниципальных туристических продуктов.

Ключевые слова: экскурсия, туристический продукт, экологический туризм, национальный парк, культурный брендинг.

O. N. Lyovochkina Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

TRENDS IN THE TOURISM DEVELOPMENT:

LOCAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE OMSK REGION)

In the article the main directions of tourist activity of municipal authorities of the Omsk region are considered from the perspective of different points of view of scientists and practitioners; proposals that can be used by municipalities when developing programs for the development of tourism and the creation of municipal tourism products are formulated.

Keywords: excursion, tourist product, ecological tourism, national park, cultural branding.

Исследования в области туризма в последние годы становятся всё более актуальными в связи с переходом экономики страны к условиям рынка и превращения данной сферы человеческой деятельности в доходную отрасль народного хозяйства [11]. Проблема управления туризмом на муниципальном уровне широко исследуется, написано большое количество статей и диссертаций, посвященных изучению отдельных аспектов развития муниципального и регионального туризма, проблем и перспектив его развития. Авторы работ широко используют материалы собственных исследований, данные социологических опросов [11].

Мировая практика показывает, что туризм в наше время становится наиболее динамичной отраслью, опережая экспорт энергоносителей, оружия и автомобилей. За период с 1987 года и по настоящее время ее ежегодный рост составлял в среднем 14,8 %, в то время как в других отраслях он был на уровне 8,8 % [12]. Становится очевидным, что для развития отечественного туризма, как средства пополнения доходной части бюджета, необходимо решить ряд задач, среди которых: возрождение объектов

культурного и природного наследия территорий, обустройство рекреационных ресурсов; расширение социальной базы туризма; привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры, модернизации существующей материальной базы. Необходимо создать такие условия для работы организаций и предприятий туристской отрасли, чтобы отечественный рынок стал для них более привлекательным [7, с. 90]. С 2008 г. органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере развития туризма, реализация которых должна способствовать развитию муниципального туристического продукта на основе программно-целевого метода путем принятия и разработки комплексных муниципальных программ [10]. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туристской индустрии, стали прерогативой местных властей. Полномочия же местных туристических администраций также значительно расширены. Они осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать и рекламировать свои территории внутри страны (рекламные мероприятия, участие в выставках и т. п.) [7, с. 91]. Так, в статье Н. А. Левочкиной говориться о том, что: «Омская область богата туристскими ресурсами и обладает природным и историко-культурным потенциалом, сопоставимым по своим привлекательным, оздоровительным, культурным качествам с известными классическими направлениями туризма мирового значения, большое количество интересных мест, архитектурных, культурных и природных памятников, чья история интересна и своеобразна» [5, с. 6]. Многие турфирмы Омска предлагают омичам и гостям города посетить экскурсии по Омску и области, чтобы познакомится с самыми интересными достопримечательностями нашего региона. Круглогодично проводятся обзорные экскурсии по памятным местам города, где можно узнать историю его создания, познакомиться с наиболее интересными событиями из жизни 3-й столицы России и увидеть ряд исторических памятников [5, с. 4].

Несмотря на это, анализ деятельности учреждений культуры г. Омска и Омской области показал, что из двадцати двух учреждений, представленных на официальных сайтах Министерства культуры Омской области и Департамента культуры г. Омска в разделе «Подведомственные учреждения», только шесть учреждений ведут туристическую деятельность такого вида, как экскурсии и экспедиции. Опираясь на результаты данного анализа можно прийти к выводу, что разработка и продвижение местных турпродуктов на основе популяризации историко-культурного и природного наследия и имеющихся туристических и экскурсионных ресурсов практически не ведётся [5, с. 10].

В статье Л. А. Родниной поднимается вопрос о социально-культурной привлекательности Омской области, где отмечено, что в период с 2012-2013 гг. экспертом РА Субъект РФ - Омская область отнесена к 6 рейтинговой группе 3В1 «Пониженный потенциал - умеренный риск» из 12 возможных. Уже этот факт дает возможность оценить привлекательность Омской области с позиции «середнячка» [9, с. 28]. По мнению автора: «Омская область не в полной мере использует свой потенциал для туризма, рекреации и социально-культурного партнерства. Основная причина этого, по мнению автора, заключается в слабой информированности потенциально заинтересованных лиц. Низкая активность информационных ресурсов, неэффективное использование современных технологий продвижения и PR на уровне региона становятся теми факторами торможения, которые не позволяют системно и качественно снабжать информацией внешнюю среду для привлечения внимания к Омской области» [9, с. 29].

Хотелось бы также обратить внимание на состояние развития системы экологического туризма в Омской области. Географ А. Г. Зинченко в своей статье предлагает проект создания национальных парков с целью развития экологического туризма и отмечает: «В Омской области находится лишь один федеральный заказник, не создано ни одного национального парка или заповедника. Во многом этим определяется крайне низкий уровень развития экологического туризма в Омский области. Вместе с тем на ее территории находится целый ряд природных объектов, представляющих вполне определенный интерес как с точки зрения выполнения средозащитных функций, сохранения биологического разнообразия, так и в плане использования в туристско-рекреационных целях. Их концентрация в ограниченных ареалах создает предпосылки формирования развитых туристско-рекреационных кластеров» [2, с. 45]. Омский ученый, краевед Н. А. Левочкина приводит результаты опроса, размещенные на сайте «Омское Прииртышье», отражающие отношение населения к частоте отдыха в Омской области. Так при ответе на вопрос: «Как часто вы отдыхаете в Омской области?», были получили следующие результаты: «не отдыхаю в Омской области» - 31,6 %; «несколько раз в год» - 29,7 %; «каждые выходные» - 21,4 %; «раз в месяц» - 11,2 %; «выезжаю только на праздники» - 6,1 % [5, с. 11]. Это также может стать основой для определения трендов развития туризма на локально-муниципальном уровне.

«По итогам опроса можно сделать вывод, что большая часть населения либо вообще не отдыхает на территории Омской области, либо отдаёт предпочтение родному краю всего несколько раз в год. Возможные причины подобной ситуации лежат в отсутствии времени у омичей; недостаточного количества увлекательных туристических маршрутов по Омской области; незаинтересованности населения в изучении родного края» [5, с. 11], низкого уровня доходов омичей, но это далеко не полный перечень причин.

Несмотря на это, органы местного самоуправления прилагают все усилия для развития туристической сферы и создания туристических продуктов [7, с. 92]. Директор общества с ограниченной ответственностью «Евразия-тур» Сергей Савостьянов подчеркнул, что впервые в регионе появилась финансово подкрепленная

программа, в которой прописаны субсидии предпринимателям и местным бюджетам, готовым способствовать развитию туризма [13]. Финансирование курортов местного значения осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов в соответствии с областной программой сохранения и развития курортов регионального и местного значения, а также за счет иных источников финансирования в соответствии с федеральным и областным законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления [14].

Необходимо отметить, что часть муниципалитетов достаточно быстро реагирует на изменения в нормативно-правовой базе. Самостоятельно пытаются строить свое развитие на основе комплексного подхода, участвуют в подготовке комплексных программных документов различного типа, понимая, что без программно-целевого метода управления невозможно развить сферу туризма не только на региональном, но и на муниципальном уровне и отраслевые проблемы не решить [7, с. 91]. Документы международных конференций по туризму указывают, что «Туризм должен планироваться государственными и муниципальными властями, а также местной администрацией и туристическими организациями на комплексной и последовательной основе» [10].

Изучив литературу по данной проблеме и проанализировав точки зрения различных авторов, хочется отметить, что работа по развитию туризма в Омской области ведется, но у местных властей и предпринимателей существуют барьеры в развитии туристической деятельности: налогообложение, отсутствие решений на согласования, арендные отношения, вопросы финансирования курортов местного значения и имущественной поддержки предпринимателей, способствующих развитию туризма, хотя, как говорилось ранее, финансирование предусмотрено законодательством [7, с. 90]. Учитывая реалии отечественной экономики и принимая во внимание опыт зарубежных стран, можно предложить следующие направления развития туристической сферы на муниципальном уровне [7, с. 90]:

1. Информирование жителей муниципальных организаций о возможности разработки бизнеспланов под конкретные виды туристических услуг, которые могут быть предоставлены с учетом имеющихся на территории ресурсов (прогулки на весельных лодках, конноспортивный туризм, спортивная рыбалка и т. д.). Доходы от этих проектов могут не только пополнять муниципальный бюджет, но и способствовать росту занятости [7, с. 90].

2. Создание муниципальных туристических продуктов и программ обслуживания, например «Туры выходного дня» по различным направлениям в зависимости от имеющихся ресурсов (отдых возле воды, лес, грибы, рыбалка, охота, сельский туризм, любые направления этнографического туризма и т. д.). В рамках данного направления разработанные проекты программ обслуживания направляются в туристические агентства близлежащих населенных пунктов и размещаются в сети Интернет на специально созданном для этих целей сайте для возможности изучения их привлекательности с точки зрения бизнес-структур и отдельных групп граждан, заинтересованных в такого рода отдыхе [7, с. 90].

3. Создание раздела туристического регионального сайта, содержащего информацию о муниципальных туристических продуктах. Проведенный анализ информации в сети Интернет показал, что в 47 субъектах Российской Федерации такие сайты отсутствуют. Потенциальные туристы, планирующие, к примеру, провести свои выходные дни за городом, должны иметь простую возможность доступа к необходимой информации [7, с. 91], как например, на сайте Администрации Ростовской области (www.donland.ru) в разделе «Донской край» / «Туризм»).

4. Создание и ведение муниципального сайта, ссылку на который можно разместить на региональном сайте. Повышению привлекательности муниципального сайта и росту его посещаемости могут способствовать фотогалерея, веб-камера (например, наблюдение за главной улицей или площадью в режиме обновления кадра), прогноз погоды, гостевая книга, система поиска по сайту и т. д. Он может служить платформой для деловых контактов, виртуально соединять всех хозяйствующих субъектов для обмена информацией и сотрудничества [7, с. 91].

5. Развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышению престижности проживания в сельской местности, как, например, в Венгрии, где более 40 % фермерских хозяйств задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы по их пребывания) [7, с. 92].

В развитии сельского туризма велика роль не только муниципалитетов, но и региональной администрации, которая должна обеспечить разработку и реализацию комплексных программ, учитывающих возможность использования ресурсов нескольких муниципалитетов для формирования туристического продукта, отражающего этнографические, экологические и иные аспекты территории.

6. К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в Омском регионе можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне, как серьезном факторе развития туризма и продвижения региона на туристическом рынке [5, с. 12].

7. Создание на основе уникальных природных комплексов новых национальных парков. Благоприятные возможности для этого имеются в Крутинском (Крутинские озера с прилегающей территорией),

Муромцевском (сосновые боры и уникальные по происхождению озера) районах. Именно в этих ареалах территории области имеются наиболее благоприятные условия развития экологического туризма познавательного, промыслового и спортивного характера, а также агротуризма [2, с. 46].

8. Создание успешного культурного брендинга обеспечит региону привлечение на свои территории инвестиций, туристических потоков, а также привлечение квалифицированной рабочей силы [6, с. 6].

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что муниципалитетам не следует забывать один из важных принципов их работы - принцип инициативности. Хартия констатирует (п. 2, ст. 4), что «органы местного самоуправления в пределах, установленных за коном, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти» [1]. Никакие стратегические планы федерального и регионального уровней власти в области развития туризма не будут иметь должного социальноэкономического эффекта для отдельных муниципалитетов при отсутствии инициативы с их стороны и деловой активности со стороны граждан, проживающих на территории того или иного государства [12].

Список литературы

1. «Европейская хартия местного самоуправления» от 15 октября 1985 г. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/ (дата обращения: 10.30.2016).

2. Зинченко, А. Г. О проектах создания национальных парков как основе развития экологического туризма в Омской области / А. Г. Зинченко. - Киров ; Омск : ИП Загурский С. Б., 2014. - 45 с.

3. Казаченко, Г. Б. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров / Г. Б. Казаченко, Е. В. Самойленко // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - Т. 2. - № 3.

4. Королева, Н. В. Анализ современного состояния развития туризма в РФ / Н. А. Королева // Вестник Адыг. гос. ун-та. - 2012. - № 4. - С. 302-308. - (Сер. 5: Экономика).

5. Левочкина, Н. А. Авторская экскурсия как инструмент продвижения объектов историко-культурного наследия / Н. А. Левочкина // Экономика и социум. - 2015. - № 3. - С. 4-11.

6. Левочкина, Н. А. Региональные культурные бренды как тренд развития территорий / Н. А. Левочкина // Экономика и социум. - 2015. - № 3.

7. Медведева, Л. Л Туристический продукт как фактор социально-экономического развития внешнеэкономической деятельности муниципальных образований / Л. Л. Медведева // Вопросы регулирования экономики. - 2011. - Т. 2. - № 3. - С. 89-92.

8. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков (Редакционный материал) // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 2.

9. Родина, Л. А. Региональные риски и конкурентные преимущества омской области в оценке ее социально-культурной привлекательности / Л. А. Родина. - Киров; Омск: Изд-во ИП Загурский С. Б. , 2014. - 28 с.

10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 10.03.2016).

11. Омское Прииртышье : туристический портал Омской области [Электронный ресурс]. - Омск, 2016. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://omsk-turinfo.ru/organizatsionno-upravlencheskiymehanizm-razvitiya-i-prodvizheniya-turizma-v-omskoy-oblasti (дата обращения: 11.03.2016).

12. Тишко, О. Н. Развитие туризма на муниципальном уровне : автореф. дисс. ... канд. экономических наук: 08.00.05 [Электронный ресурс] / DisserCat - электронная библиотека диссертаций и авторефератов. -Москва, 2010-2017. - Электрон. дан. - Реджим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-turizma-na-munitsipalnom-urovne (дата обращения: 11.03.2016).)

13. Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Регион. обществен. орг-ция Омск. обл. «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства». - Омск, 2017. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.arp-omsk.ru/ (дата обращения: 15.03.2016).

14. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс] / AUP.ru. - Электрон. дан. - Таганрог, 1999-2017. - Режим доступа: http://www.aup.ru/ (дата обращения: 15.03.2016).

УДК 371.233.4::004.946

В. И. Мещерякова Алтайский краевой детский экологический центр,

Барнаул, Россия

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ «ТВОРЧЕСТВО И ЭКОЛОГИЯ»

НА ОСНОВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

В статье анализируется опыт трансляции и включения в учебный процесс инновационных дидактических материалов, построенных на региональных материалах. Всё чаще на занятиях детям предлагаются творческие задания, стимулирующие активный поиск ответов, моделирование ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.