Муромцевском (сосновые боры и уникальные по происхождению озера) районах. Именно в этих ареалах территории области имеются наиболее благоприятные условия развития экологического туризма познавательного, промыслового и спортивного характера, а также агротуризма [2, с. 46].
8. Создание успешного культурного брендинга обеспечит региону привлечение на свои территории инвестиций, туристических потоков, а также привлечение квалифицированной рабочей силы [6, с. 6].
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что муниципалитетам не следует забывать один из важных принципов их работы - принцип инициативности. Хартия констатирует (п. 2, ст. 4), что «органы местного самоуправления в пределах, установленных за коном, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти» [1]. Никакие стратегические планы федерального и регионального уровней власти в области развития туризма не будут иметь должного социально-экономического эффекта для отдельных муниципалитетов при отсутствии инициативы с их стороны и деловой активности со стороны граждан, проживающих на территории того или иного государства [12].
Список литературы
1. «Европейская хартия местного самоуправления» от 15 октября 1985 г. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/ (дата обращения: 10.30.2016).
2. Зинченко, А. Г. О проектах создания национальных парков как основе развития экологического туризма в Омской области / А. Г. Зинченко. - Киров ; Омск : ИП Загурский С. Б., 2014. - 45 с.
3. Казаченко, Г. Б. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров / Г. Б. Казаченко, Е. В. Самойленко // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - Т. 2. - № 3.
4. Королева, Н. В. Анализ современного состояния развития туризма в РФ / Н. А. Королева // Вестник Адыг. гос. ун-та. - 2012. - № 4. - С. 302-308. - (Сер. 5: Экономика).
5. Левочкина, Н. А. Авторская экскурсия как инструмент продвижения объектов историко-культурного наследия / Н. А. Левочкина // Экономика и социум. - 2015. - № 3. - С. 4-11.
6. Левочкина, Н. А. Региональные культурные бренды как тренд развития территорий / Н. А. Левочкина // Экономика и социум. - 2015. - № 3.
7. Медведева, Л. Л Туристический продукт как фактор социально-экономического развития внешнеэкономической деятельности муниципальных образований / Л. Л. Медведева // Вопросы регулирования экономики. - 2011. - Т. 2. - № 3. - С. 89-92.
8. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков (Редакционный материал) // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 2.
9. Родина, Л. А. Региональные риски и конкурентные преимущества омской области в оценке ее социально-культурной привлекательности / Л. А. Родина. - Киров; Омск: Изд-во ИП Загурский С. Б. , 2014. - 28 с.
10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 10.03.2016).
11. Омское Прииртышье : туристический портал Омской области [Электронный ресурс]. - Омск, 2016. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://omsk-turinfo.ru/organizatsionno-upravlencheskiymehanizm-razvitiya-i-prodvizheniya-turizma-v-omskoy-oblasti (дата обращения: 11.03.2016).
12. Тишко, О. Н. Развитие туризма на муниципальном уровне : автореф. дисс. ... канд. экономических наук: 08.00.05 [Электронный ресурс] / DisserCat - электронная библиотека диссертаций и авторефератов. -Москва, 2010-2017. - Электрон. дан. - Реджим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-turizma-na-munitsipalnom-urovne (дата обращения: 11.03.2016).)
13. Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Регион. обществен. орг-ция Омск. обл. «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства». - Омск, 2017. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.arp-omsk.ru/ (дата обращения: 15.03.2016).
14. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс] / AUP.ru. - Электрон. дан. - Таганрог, 1999-2017. - Режим доступа: http://www.aup.ru/ (дата обращения: 15.03.2016).
УДК 371.233.4::004.946
В. И. Мещерякова Алтайский краевой детский экологический центр,
Барнаул, Россия
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ «ТВОРЧЕСТВО И ЭКОЛОГИЯ» НА ОСНОВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
В статье анализируется опыт трансляции и включения в учебный процесс инновационных дидактических материалов, построенных на региональных материалах. Всё чаще на занятиях детям предлагаются творческие задания, стимулирующие активный поиск ответов, моделирование ситуаций
в реальных условиях. Мы вправе рассчитывать на интересные проекты: технологически новый уровень обеспечивает расширение диапазона форм, совершенствуется также и содержательная часть материалов.
Ключевые слова: творчество и экология, учебная виртуальная экологическая тропа, непрерывное экологическое и художественное образование.
V. I. Meshcheryakova Altai regional children ecocenter, Barnaul, Russia
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE COURSE «CREATIVITY AND ECOLOGY» ON THE BASIS OF VIRTUAL ECOLOGICAL TRAILS
Experience in broadcast and inclusion in educational process of innovative teaching materials, built on regional materials is very important today. Increasingly in the classroom, children are offered a creative task, stimulating the active search for answers, modeling situations in the real world. We can count on interesting projects: a technologically new level provides an expanding range of forms, improving also the informative part.
Keywords: creativity and ecology, virtual educational ecological path, continuous environmental and art education.
Комплексный взгляд, поиск взаимозависимостей, понимание леса луга, степи, всей природы как сложных, хрупких и таинственных систем - можно ли передать это человеку в коротком путешествии по тропе? Не отпугнуть, не утомить, но научить видеть в живой природе нечто, где можно учиться, -музей, может быть...
Н. Ф. Штильмарк, «Тайга глазами зверей и детей» [1]
Одной из актуальных форм экологического образования учащихся на сегодняшний день являются учебные экологические тропы (УЭТ), созданные с учётом природной и историко-культурной среды определённой местности, они сочетают активный отдых в природной обстановке с расширением кругозора, формированием экологической культуры, как части общей культуры взаимоотношений между людьми, и между человеком и природой.
Знания, добытые в процессе общения ребенка с природой, обеспечивают обучающемуся понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку, и адекватное реагирование. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно (или вместе со взрослыми), понимая ситуацию, и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
В Алтайском крае учебные тропы природы стали наращивать свою популярность с середины 80-х годов прошлого века. В помощь школе специалистами Алтайской краевой станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства (сегодня это Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Алтайский краевой детский экологический центр», далее АКДЭЦ) разработаны методические рекомендации, посвящённые проблеме создания учебных экологических троп в реальных природных условиях [2].
Наряду с этим в Экологическом центре проходит апробацию и альтернативная форма - виртуальные учебные экологические тропы. Как и тропа в природе, виртуальная экологическая тропа это путь, который предстоит пройти участникам для ознакомления с предметами и явлениями экологического характера. Но у неё есть и своя специфика. Преимуществом её перед уже сложившимися формами является высокая вариабельность тематической интеграции, а также возможность выхода к новой аудитории, не ограниченной возрастными рамками традиционного урока в школе. Здесь можно посмотреть некоторые объекты и явления, недоступные в реальных природных условиях по причине, например ограниченности времени или физической неподготовленности учащихся. Тропу можно не только «проложить» по труднопроходимым, укромным и максимально охраняемым участкам, но также «сжать» или «растянуть» время самих природных явлений.
Исследователи вопроса отмечают, что создание подобных троп особенно актуально в условиях труднодоступных и легкоранимых экосистем, а разработчики виртуальных троп предупреждают, что одним из противоречий экологического туризма сегодня является соединение показа «интересных» объектов и их деградации, и даже утраты в ходе рекреационного использования [3]. Поляна с редкими
и исчезающими видами красивоцветущих растений в сосновом бору, деревянное зодчество Барнаула, или обычаи-традиции старожилов Горного Чарыша! Рассказать всем и не допустить, чтоб уничтожили. Дилемма, ситуация, которую должен сегодня разрешить ребёнок, ни по сути, ни по масштабу не меньше глобальных экологических проблем. Важность этого отмечает, в частности, С. Н. Николаева (Программа «Юный эколог», 1993 г.) и подчёркивает: «обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования» [4].
Сегодня о необходимости интенсификации формирования экологически ответственного отношения и экологической культуры через развитие экологического образования и воспитания говорят на самом высоком уровне [5]. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. А мы бы добавили: Непрерывного Экологического Образования (НЭО). Оно реализуется в системе дополнительного образования детей в Краевом эко центре. Опыт показывает, что в работе всех звеньев НЭО применимы учебные виртуальные экологические тропы как инновация, как наиболее мягкий вариант экологического туризма и подготовки к наблюдениям в особо охраняемых природных и культурных территориях, и, конечно, как площадка для решения дидактических задач. Интересен то факт, что впервые виртуальная тропа с конкретным региональным наполнением была успешно реализована как образовательный продукт, более ста лет назад и этот опыт заслужил высокую оценку мирового сообщества. Шведская писательница С. Лагерлёф, оригинально соединив в одном произведении географию и сказку в «Чудесном путешествии Нильса с дикими гусями» (1909 г.), получила Нобелевскую премию!
Отметим, что занимательных историй, обогащённых фотографиями и видеоматериалами сегодня очень много. Возможно, многие полагают, что «представление цифровых фото и видео материалов, сопровождаемое тематическим рассказом экскурсовода» это и есть виртуальная тропа [3]. Но мы отходим от такого узкого понимания учебной виртуальной экологической тропы, наполняем её большими возможностями и полномочиями. Поскольку степень «эко-» или «этнологизации», или даже «историзации» определяют авторы-разработчики, мы просто обязаны задавать себе вопрос - когда тропа становится действительно экологической? И когда она работает как учебная? Экологической виртуальная тропа становится только тогда, когда реализуется основной принцип экологии - показать взаимосвязь и взаимообусловленность в природе, неживой, живой, в культурной деятельности человека, а также в совокупности всех названных компонентов в пределах планеты Земля. А для нас - также в пределах Алтайского края и Сибирского региона.
То, что сведения, получаемые в ходе виртуальной экскурсии, «соединяют природные и культурные, исторические и художественные компоненты, вызывают интерес и понимание зрителя и слушателя» -это уже мировая практика [3, со ссылкой на Tilden F. Interpreting Our Heritage. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1982]. В самом деле, такие проекты представляют собой «продукт интеграции сферы искусства и экологии», отражают специфику региона. Региональный компонент всегда подчёркивает уникальность и своеобразие содержательной части тропы. Авторское видение тропы, как события, динамично и непосредственно меняется в работе с разной аудиторией - по возрасту, степени погружения в проблему, - и не ограничивается временем и пространством. Игра-тропа предоставляет возможности проверки себя в предлагаемых условиях; перенос правил игры в новые условия, создание своего мира, - своеобразный «тренажёр», который обладает большой вариативностью, возобновляемостью, максимальной живучестью. И всё в игровой занятной форме, ярко, сочно, эмоционально [6]. Но у виртуальных троп есть свои вопросы и возражения. «Известно любому учителю биологии - только «прожитый» (виденный, пережитый) образ леса сохраняется в человеческой памяти и душе... По какому виртуальному пространству, по лесу каких абстрактных понятий должна вести «экологическая тропа»?» -предостерегает педагогов Н. Ф. Штильмарк [1]. Мы считаем, что ценность эмоционального пробуждения в непосредственной живой работе на тропе, когда дети, каждый из них, получают опыт взаимодействия с природой, не может быть определена так однозначно. Чтобы увидеть, услышать, прочувствовать не обязательно идти в тайгу, ехать в дали-дальние... Изучить прежде неведомое, и понять, «как оно работает», можно и на тропе, проложенной на школьном участке. Убеждены, именно с этого ближнего опыта и надо начинать.
Через обращение к личному опыту ребёнка мы обеспечиваем такой важный момент, как эмоциональный контакт, закладываем основы доверия. Используйте уже имеющийся опыт детей, обращайтесь к сегодняшним ярким образам: Белый Бим Чёрное Ухо, Хатико - когда мы говорим, например, о брошенных или потерявшихся животных. Спросите детей, есть ли у них домашние питомцы, какие у них имена, каковы повадки, дети с удовольствием расскажут вам об этом. Редкие и исчезающие растения, -если дети не знают о них, пожалуйста, организуйте выставку детского рисунка, в ходе подготовки расскажите и покажите эти растения всеми доступными средствами: фото, картины художников, использование этих растений и отношение к ним местных жителей, мифы и легенды, посмотрите фильмы, если таковые существуют. Подготовьте ребёнка к встрече с этим растением в природе. Обеспечьте
личную значимость растительного объекта. Как? Это хороший вопрос. Представьте, что выбранное растение символ семьи, удивительной красоты цветок - подарок для мамы. И сорвать его на поляне, в лесу, нельзя, красоту нужно сохранить, чтобы жила, чтобы всегда радовала. Придумайте сказку, историю, которая объединит вас! «Здравствуй, деревце, как ты поживаешь» - так с детьми мы пишем Письмо Зелёному другу... и выходим на тропу природы.
Созданная на базе реальной учебной экологической тропы (МБОУ «Гимназия № 166 г. Новоалтай-ска», 2007 г.), виртуальная учебная экологическая тропа постепенно вышла на новый уровень: этапы тропы или остановки в пути странички-слайды, их наполнение - фотографии, видеофрагменты, текст-связка, а также интересная информация, загадки, тесты, задания-вопросы и практические задания, всё, что можно прочитать, посмотреть, послушать, всё это включено в контекст тропы. Можно поставить эксперимент, провести исследование, организовать выставку творческих работ. Учащиеся, их родители и педагоги имеют возможность не только получить конкретную информацию об объектах природы, человеческой деятельности и искусстве родного края, но и выявить их взаимозависимость, причинно-следственные связи, сделать выводы и предложить свои решения возникающих проблем. Учитель - неравнодушный человек! Насколько гармонично выстроит он вместе с детьми свою тропу, учитывая все стороны Тропы как События, выступив здесь, как знаток природы, сценарист и режиссёр, создатель-демиург, ответственный перед своим зрителем?
Три важных составляющих: что изучать, как изучать, зачем изучать, - обязательны в совокупности и взаимосвязи смыслов, что ставятся учителем на учебной тропе природы. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Особенно это понимаешь, когда вместе с детьми увлечён своей работой! Возможность удивить ребёнка, зародить в нём интерес к поиску информации, непосредственному изучению явлений и объектов природы - над такими обучающими программами, пособиями работают сегодня в регионе педагоги-экологи [2; 7].
Мультимедийное учебное пособие «Приключения на экологической тропе», разработанное педагогами на базе Алтайского краевого детского экологического центра, является современным дидактическим материалом, интерактивной игрой-презентацией, объединяющей в себе экологическое и эстетическое начало. Это настоящая учебная тропа и её цель - стимулировать познавательную деятельность пользователя, вовлечь в творческий процесс, обеспечить ситуацию успеха, дать возможность каждому сделать своё маленькое открытие. Моделируя ситуацию, учиться предвидеть последствия! Здесь активизируется личностная заинтересованность в достижении успеха, преодолении самого себя. Это очень важно для формирования мотивации к обучению. Постепенно участник (участники) начинает выполнять заложенную дидактическую задачу: развлечение + обучение + развитие + воспитание.
Многоуровневость и возможность гибкой системы дифференцированной ориентации на time-line (пространственно-временной линии) максимально приближают учебную виртуальную тропу к естественным природным условиям. Она не заменяет, но дополняет реальный маршрут. Авторы «Приключений.» стремились не только изложить реальные факты и осветить проблемы, но и подать материал последовательно, многосторонне - в рамках определённой темы (блочно-модульный принцип) с проведением своеобразного «сценария события» реализуются разнообразные интересы и возможности участников. На основе виртуальной экологической тропы был разработан и осуществлён цикл занятий «Творчество и экология» для читателей библиотек Барнаула (в частности для посетителей Детско-юношеской библиотеки им. Н. Островского, № 15 библиотечной сети г. Барнаула, 2009-2010 уч. год). В 2013-2014 учебном году игра «Приключения на экологической тропе» прошла апробацию в АКДЭЦ и ряде школ Алтайского края: показала свою востребованность на занятиях по экологии, мировой художественной культуре, уроках «Барнауловедение», при подготовке и проведении внеклассных мероприятий в общеобразовательных и специализированных (художественных) школах, в образовательных центрах. Получила положительные отзывы педагогов-экологов и педагогов-художников. Учебная игра была представлена в Международном проекте «Ночь музеев» в 2013-м г. на базе Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), стала дипломантом Международного конкурса «Палитра методических идей» (Санкт-Петербург, 2014 г.). Интересна она не только для обучения в стационарном образовательном учреждении, но и для семейного досуга. С учётом возможностей интеграции выстраиваются совместные проекты Краевого экологического центра с Алтайским государственным университетом, Алтайским государственным институтом культуры, Краевым колледжем культуры и другими образовательными учреждениями края, музеями, центрами детского и юношеского творчества. Можно утверждать, что виртуальная учебная экологическая тропа доказала свою успешность как образовательный продукт.
В 2017 году, в Год Экологии в России и год 80-летия Алтайского края, а также 80-летия Краевого экологического центра, занятия с «Приключениями на экологической тропе» будут проведены во многих школах, детских садах города Барнаула, других городах и населённых пунктах Алтайского края. На сегодняшний день перечень занятий довольно обширен, включает интегрированные и нестандартные
формы: игры-путешествия по Алтайскому краю, серию мастер-классов, организацию выставок детского и семейного творчества экологической тематики, экскурсий, экспедиций долгосрочных, и одного дня, экологических акций, конкурсов. Творческая составляющая в разработке и реализации цикла занятий «Творчество и экология» на основе виртуальной экологической тропы имеет широкий диапазон и перспективы.
Список литературы
1. Штильмарк, Н. Ф. Тайга глазами зверей и детей : сцены из жизни обитателей кедровой тайги Зап. Сая-на с коммент. учителя экологии [Электронный ресурс]. - Москва : Р. Валент, 2005. - Режим доступа: ecosystema.ru/03programs/tro/26.htm (дата обращения: 19.03.2017).
2. Сапегина, Н. И. Учебная тропа природы: методические рекомендации в помощь школе / Н. И. Сапеги-на. - Москва ; Барнаул : Агропромиздат ; РИО Упрполиграфиздата, 1989. - 18 с.
3. Виртуальные экологические маршруты и тропы в природно-культурных экосистемах и экологическое воспитание [Электронный ресурс] // Виртуальные экологические маршруты и тропы. - Режим доступа: пагйд.ги>аап/8Р/2013/Корбут_Тульская_Цекина^£ (дата обращения: 06.02.2017).
4. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду [Электронный ресурс] // Юный эколог: программа. - Режим доступа: iknigi.net>Светлана Николаева>70895-уипуу-еко^... (дата обращения: 20.01.2017).
5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Президентом Российской Федерации от 30 апр. 2012 г. [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - Москва, 2015-2017. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/osnovy-gosudarstvennoi-politiki-v-oblasti-ekologicheskogo-razvitija/ (дата обращения: 19.03.2017).
6. Региональный компонент в контексте виртуальной экологической тропы [Электронный ресурс] // Материалы Третьей Сибирской межрегиональной конференции «Ресурсное обеспечение формирования экологической культуры в юннатском движении», 38ЯС2015, Сборник трудов. Новосибирск, 2015 г. - Режим доступа: http://conf.nsc.ru/files/conferences/3SRC2015/299112/U-2015PS_real.obiem.pdf (дата обращения: 20.01.2017).
7. Дневник юного туриста, знающего и любящего природу / сост. С. А. Бондаревская, Э. Ю. Лущаев, О. Н. Жихарева, А. Ф. Гальцев. - Изд-е 2-е, испр. и доп. - Барнаул : Алтай Медиа Групп, 2016. - 64 с.
УДК 338.482.22(571.151)
Г. М. Патрушева
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,
Омск, Россия
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТУРПРОДУКТА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Статья раскрывает уникальные возможности организации сельского туризма в Республике Алтай и особенности формирования турпродукта «зеленого» туризма в Республике Алтай на современном этапе.
Ключевые слова: сельский туризм, туристический продукт, сельские усадьбы, народные праздники, художественные промыслы, зелёный дом.
G. M. Patrushev Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF RURAL TOURISM AND THE FORMATION OF A TOURIST PRODUCT OF RURAL TOURISM IN THE ALTAI REPUBLIC
The article reveals the unique opportunities for the organization of rural tourism in the Republic of Altai and the features of the formation of a tourist product of «green» tourism in the Altai Republic at the present stage.
Keywords: rural tourism, tourist product, rural estates, folk festivals, art crafts, green house.
Сельский («зеленый») туризм определяется в законе о туризме в Республике Алтай как организация отдыха туристов в сельских населенных пунктах на основе договора найма жилого помещения, находящегося в собственности граждан, общая площадь спальных помещений которых не превышает 100 кв. м. Если общий размер спальных помещений превышает 100 кв. м, то это уже не сельский гостевой дом, а мини-гостиница, к которой предъявляются повышенные требования со стороны контролирующих организаций [1, с. 18].