Научная статья на тему 'Эколого-экономическая оценка инвестиционной привлекательности территорий туристско-рекреационной направленности'

Эколого-экономическая оценка инвестиционной привлекательности территорий туристско-рекреационной направленности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
117
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-РЕКРЕАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ / ECO-RECREATION-ORIENTED AREA / THE TOOLS OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / EVALUATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Микрюкова Мария Юрьевна

При использовании инструментов в управлении экономикой рекреационно-ориентированного региона, в первую очередь, преследуется цель формирования положительного экологического имиджа на базе распространяемой о нем информации. Повышению привлекательности рекреационно-ориентированного региона подчинена система мероприятий, которая, выявляя все конкурентные преимущества региона, направлена на создание его положительного экологического имиджа как его доминанты - рекреационно-ориентированного комплекса, - так и самого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

When using the tools of environmental management in the management of recreation-oriented economies of the region, primarily aims to create a positive environmental image-based distributed information about it. Enhance the attractiveness of recreation-oriented activities in the region is subject to the system, which is identifying all the competitive advantages of the region, aims to create its positive environmental image as its dominants - recreation-oriented complex - and the region itself.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическая оценка инвестиционной привлекательности территорий туристско-рекреационной направленности»

Микрюкова М.Ю. Эколого-экономическая оценка инвестиционной привлекательности территорий туристско-рекреационной направленности

Дата: 16/10/2010 Номер: (23) УЭкС, 3/2010

Аннотация: При использовании инструментов в управлении экономикой

рекреационно-ориентированного региона, в первую очередь, преследуется цель формирования положительного экологического имиджа на базе распространяемой о нем информации. Повышению привлекательности рекреационно-ориентированного региона подчинена система мероприятий, которая, выявляя все конкурентные преимущества региона, направлена на создание его положительного экологического имиджа как его доминанты - рекреационно-ориентированного комплекса, - так и самого региона.

Ключевые слова: эколого-рекреационно-ориентированная территория; инструменты оценка инвестиционной привлекательности территории.

Abstract: When using the tools of environmental management in the management of recreation-oriented economies of the region, primarily aims to create a positive environmental image-based distributed information about it. Enhance the attractiveness of recreation-oriented activities in the region is subject to the system, which is identifying all the competitive advantages of the region, aims to create its positive environmental image as its dominants -recreation-oriented complex - and the region itself.

Key words: eco-recreation-oriented area, the tools of environmental management, evaluation of investment attractiveness of the territory

Микрюкова Мария Юрьевна аспирант

Северо-Кавказская академия государственной службы

г. Ростов-на-Дону mashuk0512.@mail.ru

Выходные данные статьи: Микрюкова М.Ю. Эколого-экономическая оценка

инвестиционной привлекательности территорий туристско-рекреационной направленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23). - № гос. рег. статьи 0421000034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Особо охраняемая эколого-рекреационно-ориентированная территория РФ -рекреационно-ориентированного регион КМВ - крупнейшая и одна из самых уникальных в РФ. Причина популярности КМВ - уникальные природно-климатические и бальнеологические факторы и географические свойства, разнообразие, компактность размещения и комплексность лечебно-оздоровительных факторов, к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, климат, ландшафт.

Учитывая, что курортно-рекреационная сфера, как вид экономической деятельности и важный социальный институт, имеет четкую ориентацию на использование природных ресурсов и объектов культурного наследия, доказано, что важными ее направлениями является эффективное и рациональное использование природно-ресурсного потенциала с одновременным его сбережением и восстановлением и профилактика и минимизация негативного влияния курортно-туристической деятельности на окружающую природную среду.

Все показатели хозяйственной деятельности в регионе должны быть систематизированы, при этом каждый из них должен занимать свое определенное место, согласно установленной иерархии, и, конечно, быть взаимосвязанными. В работе показано, что, в зависимости от расстановки основных приоритетов развития региональной экономической системы, в каждый период времени показатели могут менять свои позиции в системе и ранжироваться в соответствии с поставленными задачами на конкретный промежуток времени. Поэтому индикатором является показатель, который указывает на характер или изменение свойств изучаемого объекта, на основании чего можно судить о качественных изменениях в интегральном состоянии исследуемой региональной экономической системы.Индикаторы являются параметрами границ, в пределах которых любая экономическая система (государство, район, регион, макрозона и т.д.), включающая все материальные, природно-ресурсные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.

Решению этой проблемы может способствовать привлечению инвестиционных резервов, что обусловливает необходимость определения эколого-экономической оценки инвестиционной привлекательности территорий курортно-рекреационной направленности. Среди приоритетов социально-экономического развития территорий, формирующих стратегию экономического роста страны, реализацию экологоэкономических реформ, объективно и обоснованно определен уровень конкурентоспособности туристско-рекреационной сферы как высокорентабельной отрасли, которая должна обеспечить потребности внутреннего и международного спроса на туристические и санаторно-оздоровительные услуги без усиления антропогенного давления на окружающую среду.

Рекреационно-ориентированные ресурсы, и прежде всего, минеральная вода и лечебные грязи, находятся в федеральной собственности, в распоряжении и хозяйственном ведении Г оскомитета РФ по природным ресурсам, других федеральных управленческих структур. Отсутствие институциональной интеграции всех звеньев территориального управления приводит к размещению на территории региона объектов, не связанных с рекреационно-ориентированного функциями региона.

Государственное регулирование экономических отношений в курортно-рекреационной сфере, которое сейчас осуществляется через обеспечение совершенствования структуры управления и координации действий центральных и местных органов исполнительной власти, разработку региональных и отраслевых планов, мероприятий по приватизации объектов туристической отрасли, проведение анализа деятельности субъектов 'ведения туристической деятельности, создание условий для привлечения иностранных и отечественных инвестиционных и кредитных средств в развитие материально-технической базы требует необходимой государственной поддержки и создания условий для эффективного управления рекреационной сферойПолучить представление о состоянии устойчивости определенной подсистемы региональной экономической системы можно, оценивая качественное состояние всей соответствующей системы. Таким образом, для того чтобы управлять состоянием всей

системы, отдельных показателей мало. Нужны оценки взаимных связей между отдельными факторами состояния системы.

В связи с неупорядоченностью имущественных отношений по объектам рекреационноориентированного комплекса КМВ заметно снизились как доступность, так и качество рекреационно-ориентированных услуг; имеются случаи бесхозяйственного и неэффективного использования природных рекреационных объектов. Формально города-курорты КМВ признаны курортами федерального значения. Однако реально исполнительная власть не имеет необходимой финансовой основы и не владеет достаточной собственностью, поэтому фактически КМВ - не регион, а субрегион в составе субъекта Федерации. Финансовые потоки в сфере рекреации в этой ситуации имеют центробежную направленность, а в доходах муниципальных образований, как показано в диссертации, доля рекреационно-ориентированных учреждений зачастую является незначительной. Значительная часть полномочий администрации КМВ законодательно не подкреплена механизмами исполнения. Многочисленные трудности в организации рекреационно-ориентированного сферы КМВ создает раздробленность механизма управления и несовершенство нормативно-правового регулирования.

Переход Российской экономики с командно-административной к рыночной форме хозяйствования привел к тому, что стремление производителей стало заключаться в получении наибольшей прибыли за счет экономики на природоохранных издержках, обходя указания директивных органов.

Поэтому появилась необходимость создания таких условий, при которых стало бы экономически невыгодным отрицательное воздействие на природу и нерациональное природопользование, тем самым, расширяя сферу применения экономических методов управления. Эти методы объединяют механизмы регулирования процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики.

Основываясь на концептуальных положениях устойчивого развития, государственное регулирование должно применяться, прежде всего, к регионам, имеющим определенные трудности в решении экономических проблем, связанных с установленным эколого-природоохранным регламентом, ограничивающим ведение хозяйственной деятельности, так как они неспособны на равных конкурировать с более «благополучными и развитыми» регионами страны.

Экономические методы управления качеством окружающей среды весьма разнообразны: налоги на продукты, потребление которых неизбежно вызывает загрязнение окружающей среды (налог на бензин, содержащий свинец), целевые субсидии (направленные на реализацию специальной программы, установку природоохранного оборудования), налоговые льготы.

Рис. 1 - Модель партнерских отношений в экологической санации

територрий курортно-рекреационного статуса -авт.

В настоящее время получил широкое распространение метод ступенчатого назначения платежей. Этот метод более эффективен, чем назначение предельного значения

выбросов.

В целом рекреационно-ориентированная индустрия характеризуется отсутствием современной инфраструктуры рекреационно-ориентированного мезокомплекса. Её развитие целесообразно осуществлять, применяя инструменты обеспечения эффективности управления экономикой региона, в том числе повышая экологическую привлекательность региона, как для отдыхающих, так и для инвесторов. Решение подобных задач возможно за счёт разработки программ эколого-стратегического развития рекреационно-ориентированной индустрии. Введение природоохранных (экологических) обязательных регламентаций и ограничений хозяйственной деятельности при этом имеет фундаментальное значение.

Все активнее вводится режим использования территорий на различные виды загрязнения окружающей среды, объем и процессы производства, применение в производстве вредных сырья и материалов. Метод получил широкое распространение в мировой практике. Но следует отметить, что недостатком этого метода является нечеткость воздействия, сложность контроля над соблюдением установленных ограничений, трудность определения допустимого уровня воздействия на окружающую природную среду, субъективизм при принятии решений работниками государственных органов.

Изменение правовых условий с учетом экологического фактора широко применяется в США, Г ермании, Г олландии, поскольку имеет универсальный характер для государственного регулирования деятельности всех природопользователей. Для его эффективного применения необходимы специальные подзаконные акты. Существуют трудности в выработке единого экосистемного подхода при законотворческой деятельности.

Непринудительное побуждение природопользователей к природосовместимым действиям реализуется за счет оказания влияния на положение природопользователей на рынке за счет нефинансовой государственной поддержки в природосберегающих действиях (информированность производителей и потребителей об экологической опасности, присвоение экологических товарных знаков и многое другое). Методы широко развиты в западных странах со стабильным экономическим положением, позволяют повысить роль общественности в решении экологических проблем, и служат препятствием монополизации власти и развитию коррупции. К недостаткам этого метода следует отнести сложность организации, неполноту прав государства по принятию мер к нарушителям достигнутых соглашений, невысокий природоохранный эффект.

Обеспечение преимуществ производителям, использующим природосберегающие продукты и способы производства, направлено на повышение потребительских свойств природы, придание природоохранному аспекту хозяйственной деятельности экономической выгоды и изменение приоритетов при принятии хозяйственных решений. В результате деятельность по охране природы становится выгодной. Недостатком данного метода является возможность подкупа отдельных социальных групп и манипулирования общественным мнением в политических или конкурентных целях.

Территориальное планирование запретов предполагает планирование того, что нельзя делать в конкретных сложившихся условиях. Данный метод получил широкое распространение в мировой практике природопользования, поскольку он устанавливает пределы необходимой государственной защиты окружающей природной среды, позволяет согласовать интересы населения и предприятий, однако метод неэффективен

при работе на внешний рынок. Заметим, что метод можно использовать при стабильной и эффективной экономике. Охарактеризуем некоторые методы охраны природы, связанные с доходами государства.

Лицензирование (сертификация) природопользователей предполагает продажу лицензий на различные виды воздействия на окружающую природную среду и ресурсопользование. Преимущества метода состоят в фиксировании максимальной нагрузки на окружающую природную среду; приведении техногенных нагрузок в соответствие с экологическими возможностями территории; возможности определенного регулирования рынка; относительной простоте; наличии у природопользователя выбора в снижении эмиссии или в покупке лицензий; возможности ужесточения экологических стандартов путем покупки лицензий. Этот метод требует высоких затрат на контроль. Здесь невозможен учет трансграничного переноса. Многие критикуют метод за нравственные издержки — продажу права загрязнять природу «с молотка». Предприниматели, не участвующие в первоначальной распродаже лицензий, несут большие издержки; интересы мелких и средних предприятий не учитываются.

Налоги на загрязнение окружающей природной среды основываются на гибкой налоговой политике и стимулируют природопользователей к совместной природоохранной деятельности. Недостатком данного метода является сложность в определении последствий осуществляемой налоговой политики. Метод широко распространен в мировой практике охраны окружающей природной среды.

Далее рассмотрим методы охраны окружающей природной среды, связанные с издержками государства.

Природоохранные целевые инвестиции - долгосрочные вложения средств для улучшения состояния окружающей природной среды при строительстве и эксплуатации важных природоохранных объектов. Метод широко применяется во всем мире, поскольку позволяет финансировать крупные природоохранные объекты, имеющие важное значение, когда привлечение средств из других источников невозможно. Недостатком метода является то, что финансирование охраны природы перекладывается на плечи налогоплательщиков и нарушается принцип «загрязнитель платит», интерес природопользователей к снижению вредного воздействия падает. Госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к окружающей среде, способствует привлечению дополнительных средств к решению экологических проблем и сбалансированному развитию территории с учетом экологического фактора. Недостатками метода являются трудность вычленения экологической составляющей и обоснование доли финансирования из государственного бюджета.

Экологонаправленная государственная политика занятости населения предполагает реализацию мероприятий по увеличению объемов работ по охране природы, которые финансируются государством. Обычно это специальные программы по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест. При этом сокращается безработица, и решаются экологические проблемы. Недостаток - сложность выбора объектов работ. Требуются значительные государственные средства для осуществления этой политики.

Непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы - финансовые компенсации дополнительных затрат при изготовлении и использовании в процессе производства экологичных продуктов и процессов получили весьма широкое распространение в мире. Недостатками являются увеличение бюрократического аппарата и опасность коррупции.

Г осударственная поддержка экологических направлений НИОКР (научных исследований в области защиты и реабилитации природы, изучения территорий и другое) имеет большое значение для развития фундаментальной науки. Широко распространена практически во всех странах. Государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды - единственный источник финансирования государственных природоохранных структур. Недостаток - угроза превращения государственных природоохранных структур в отрасль хозяйства с узковедомственными интересами.

Экономические методы управления охраной окружающей природной среды позволяют предоставить предпринимателю свободу в совершении природоохранных действий в соответствии с его выгодой. Эти методы нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества. Экономические методы влияют на соотношение цен на продукцию, а эти методы принимают активное участие в рыночных отношениях. В то же время сами экономические методы основываются на своеобразных ценах. Правильное установление таких цен предопределяет успех или неудачу использования соответствующего экономического метода. Например, платежи выполняют в основном перераспределительные функции, так как их уровень относительно низок для непосредственного влияния на поведение природопользователей, а перечисляемые средства обычно используются для строительства очистных сооружений, научных исследований. Правильно установленные платежи могут существенно повлиять на затраты предприятия-производителя и на его конкурентоспособность.

Литература

1. Официальный Сервер Администрации КМВ. Режим доступа: http://www.region.kmv.ru.

№ гос. рег. статьи 0421000034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.