удк 311213 А. с. Мартынов
Управление экологической эффективностью бизнеса
Начиная с 2001 г. эколого-энергетическое рейтинговое агентство «Интерфакс-ЭРА» собирает и анализирует сведения об энергопотреблении российских предприятий и их воздействии на окружающую среду. На основе этих данных составляется рейтинг участников реального сектора экономики по их экологической, энергетической и технологической эффективности. В 2012 г. было ранжировано порядка 4000 предприятий. Агентство разработало предложения по созданию общероссийской системы сбора и анализа информации об эколого-энергетической и технологической эффективности предприятий.
Ключевые слова: экология, энергоэффективность, статистика, рейтинги
Устойчивое развитие часто изображают в виде пересечения трех сфер — природной, социальной и экономической. При этом управление развитием ориентировано в основном на контроль экстенсивных параметров. Мониторинг экономического роста, определяемого как основная цель развития, обеспечен обширным статистическим инструментарием. Наличие объективных пределов роста, из которых наиболее существенными являются экологические, приводит к необходимости качественно улучшать производство. С этой целью управление должно опираться на показатели, отражающие не только экономическую, но и фундаментальную (эколого-энергетическую)
эффективность. Но в арсенале государственного статистического наблюдения этих показателей1 нет, и для их оценки требуется более полное раскрытие отчетности предприятий.
Крупные российские компании указывают показатели экологической эффективности бизнеса в корпоративной социальной отчетности. Высокие затраты на подготовку, специальный аудит и издание нефинансовых отчетов ограничивают их использование для широкого мониторинга экологической эффективности. Средним и малым предприятиям нужны более дешевые простые и массовые системы стимулов к экологической эффективности.
1 Статистическое наблюдение — это массовое (охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.
Раскрытие информации об экологической эффективности российских предприятий и компаний остается актом доброй воли и показателем социальной ответственности менеджмента компании, его способности отвечать на запросы общественности.
В 2000 г., когда был ликвидирован Госкомитет по охране окружающей среды, эколо-го-энергетическое рейтинговое агентство «Интерфакс-ЭРА» начало разработку инструментов оценки экологической эффективности и стимулирования конкуренции в бизнес-среде по экологическим параметрам. Условиями массового внедрения этих инструментов стали простота системы сбора данных (это небольшая, в одну страницу, анкета) и универсальность набора этих данных, куда входят шесть базовых показателей:
- использование воды,
- загрязненность стоков,
- выбросы в атмосферу загрязняющих
веществ от стационарных источников;
- выбросы в атмосферу автотранспорта,
- образование отходов,
- площадь занятой земли.
В 2000 г. была проведена оценка экологической эффективности 13 крупнейших компаний России. В 2012 г. запросы на эту тему направлены уже на 3950 предприятий, в 120 крупных холдингов. Надо сказать, что поддержку этой инициативе оказывают администрации и губернаторы большинства регионов России.
В России все запрашиваемые для оценки экологической эффективности данные предприятий и компаний подлежат статистическому наблюдению, но «де юре» по закону о госстатистике они конфиденциальны. Раскрытие этой информации пока остается актом доброй воли и показателем социальной ответственности менеджмента компании, его способности отвечать на запросы общественности.
Отказываясь предоставить данные об экологических аспектах своей деятельности, предприятия обычно ссылаются на запрет со стороны головной компании, а также на отчет перед органами госстатистики, считая, что этого достаточно (иногда — на сводный нефинансовый отчет группы предприятий, входящих в одну компанию).
Предприятия, имеющие оборонный профиль, в анкетах указывают не все показатели. Обычно «гриф секретности» распространяется на данные о численности персонала и све
дения о продукции. Экологические же данные не являются секретными, что подтверждает штамп соответствующего отдела на некоторых представленных нам анкетах. Общеэкономические сведения (выручка, персонал, продукция) для необоронных предприятий, действующих в форме ОАО, вообще не могут быть секретными.
Для стимулирования конкуренции по параметрам экологической эффективности мы ежегодно разрабатываем рейтинги предприятий. Состав критериев для составления рейтинга за 10 лет менялся, и с 2005 г. среди критериев оценки эффективности есть показатель «прозрачности» экологической отчетности.
Рейтинги «непрозрачных» компаний (раскрывших менее половины необходимых для оценки показателей) публикуются на «серых» страницах или строчках рейтинговой таблицы. В качестве примера ниже в таблице приведена часть (50 позиций) рейтинга фундаментальной эффективности 150 крупнейших компаний России за 2011 г.
Серый цвет, подчеркивающий «неопределенность» оценки (проведенной как бы в сумерках), стал индикатором эффективности и ответственности менеджмента и, соответственно, стимулом для раскрытия предприятиями своей экологической отчетности. На совещаниях по промышленной экологии регулярно стали звучать рапорты о том, что компания в рейтингах ушла с «серых» страниц на «белые». Одновременно наблюдается устойчивое повышение статуса специали-стов-экологов, работающих сегодня не только на крупных, но и на большинстве средних и даже малых предприятиях. Публикация рейтингов российских регионов по экологической прозрачности бизнеса обеспечила деятельную поддержку администраций регионов при сборе данных от предприятий.
Таблица
Рейтинг фундаментальной эффективности российских компаний
Место (из 150) Компания Эффективность (средняя по экономике = 100 %) Динамика эффективности ( + / - % в год), Прозрачность (% раскрытых показателей)
Эко- энергетическая Технологическая %
1 Гознак >1000 377,3 + 6,21 68,4
2 Уралкалий 861,6 140,2 + 3,7 90,3
3 ТАИФ 448,9 339,7 + 1,79 86,7
4 ФосАгро 256,8 430,5 + 3,17 75,2
5 Иркут 910,5 131,1 + 7,12 73,8
6 Генерирующая компания 113,8 716,0 + 5,52 89,2
7 Объединенная металлургическая компания 974,2 128,1 + 4,51 73,8
8 Промышленно- металлургический холдинг 360,5 265,6 + 2,73 78,7
9 Сетевая компания 376,3 222,9 + 4,37 71,1
10 Башкирэнерго 122,1 450,5 + 3,97 86,1
11 Нижнекамскнефтехим 248,9 341,9 + 1,45 90,0
12 МРСК Центра и Приволжья 448,3 251,5 + 2,21 70,9
13 ГК "Титан" 110,6 423,7 + 4,23 80,0
14 Объединенная авиастроительная корпорация 562,8 132,9 + 3,63 70,4
15 Вертолеты России 961,6 69,6 + 3,12 79,8
16 Газпром трансгаз Чайковский 227,6 348,7 + 4,52 56,8
17 Газпром трансгаз Томск 366,6 95,3 + 2,95 80,1
18 РусГидро 273,3 337,3 + 1,39 69,3
19 ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго 169,9 314,3 + 3,6 63,1
20 СОЛЛЕРС 590,4 127,9 + 1,18 82,3
21 ГАЗ 333,8 120,3 + 3,6 75,9
22 Алмаз-Антей 680,2 148,1 + 2,04 60,0
23 Объединенная сахарная компания 362,6 140,2 + 4,17 62,1
24 Газпром нефтехим Салават 341,9 314,2 - 0,44 90,8
25 Газпром трансгаз Санкт-Петербург 340,6 622,4 + 1,5 47,4
26 ТГК-5 206,5 283,9 + 1,66 66,7
27 Акрон 333,6 237,8 + 2,47 56,8
28 ЕвроХим 312,2 130,1 + 3,17 66,1
29 Газпром трансгаз Екатеринбург 185,9 129,1 + 6,37 68,5
30 ТГК-6 124,1 256,6 + 1,96 75,9
Продолжение таблицы
о 0) т5 с1 * і Компания Эффективность (средняя по экономике = 100 %) Динамика эффективности ( + / - % в год), Прозрачность (% раскрытых показателей)
Эко- энергетическая Технологическая %
31 ФСК ЕЭС 614,3 705,7 + 0,04 46,6
32 МРСК Центра 543,2 373,1 - 0,59 59,9
33 Синергия >1000 81,0 + 2,28 49,8
34 Группа ЛСР 299,7 410,7 + 0,81 52,5
35 МОЭК 350,5 263,9 + 2,05 40,5
36 Комплексные энергетические системы 134,1 277,7 + 1,86 65,0
37 Квадра 137,5 312,3 + 2,22 58,0
38 ЛУКОЙЛ 510,2 236,3 + 0,65 58,5
39 Уралмаш-Ижора 304,1 458,1 - 1,24 68,4
40 Северсталь 323,4 89,4 + 0,88 90,7
41 Волжская ТГК 127,6 307,7 + 1,88 59,8
42 Газпром 203,9 280,6 + 0,55 66,0
43 Объединенная двигателестроительная корпорация 602,6 146,9 + 1,36 47,6
44 Татнефть им. В.Д.Шашина 292,3 176,5 - 0,36 87,7
45 Газпром межрегионгаз >1000 40,7 + 2,85 42,8
46 Норильский никель 167,5 59,9 + 2,58 80,1
47 МРСК Юга 517,0 345,6 - 0,46 54,2
48 Новолипецкий металлургический комбинат 335,2 163,7 + 2,23 45,2
49 Уралвагонзавод 343,2 118,7 + 2,29 53,1
50 Территориальная генерирующая компания № 1 89,0 158,0 + 2,21 77,9
Источник: Интерфакс-ЭРА (http://interfax-era.ru/reitingi-predpriyatii/2011)
Методология составления рейтинга по экологической эффективности позволяет оценивать даже те предприятия, которые не предоставляют анкету. Часть сведений берется из открытых источников (например, из системы СПАРК2, из региональных докладов об охране окружающей среды), а в остальных случаях оценка опирается на
средние значения экологической эффективности для предприятий соответствующей отрасли, вида деятельности и региона. Среднеотраслевые оценки, сделанные на основе сводной статистики, не позволяют компаниям уклониться от включения в рейтинг. А неоднократные угрозы судебных претензий за публикацию оценки, для которой ком-
2 Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) содержит данные о всех юридических лицах России, Украины и Казахстана. Содержит данные из более чем 20 различных источников, включая федеральные ведомства, суды, СМИ, сами компании. Официальный сайт СПАРК: www.spark-interfax.ru.
Реакция фондового индекса экологической и фундаментальной эффективности бизнеса на публикации экологических рейтингов компаний3
пания не предоставляла сведений, ни разу за 10 лет не были реализованы.
Наши партнеры из Всемирного банка приводили нам примеры влияния экологической информации на курсы акций компаний в разных частях мира, что способствует раскрытию экологической отчетности и повышению экологической эффективности бизнеса. Нами был разработан и уже на протяжении пяти лет (с мая 2007 г.) используется фондовый индекс, объединяющий котировки лучших по экологической эффективности российских компаний. Этот индекс неоднократно демонстрировал положительную реакцию на публикации экологических рейтингов и сведений о прозрачности экологической отчетности компаний, включенных в состав индекса. Пример такой реакции приведен выше на рисунке.
Начиная с 2008 г. рейтинговое агентство «Интерфакс-ЭРА» расширило состав показателей для оценки эффективности предприятий, включив в анкету сведения об энергопотреблении. После этого стала возможной
оценка эколого-энергетической (фундаментальной) эффективности предприятий и компаний всех отраслей и видов деятельности. В ходе отладки сбора и анализа данных по энергопотреблению обнаружилось множество проблем, обусловленных непониманием экономистами физической сути процессов преобразования разных видов энергии и ее распределения по статьям внутреннего потребления и поставок клиентам. Сказывается и разрыв между естественнонаучным и экономическим образованием.
Оценка предприятий в натуральных, а не денежных показателях формирует систему сопоставления параметров эко-энергети-ческой и технологической эффективности (бенчмаркинга4) для отдельных предприятий. В рамках такой системы предприятия могут сравнить свои удельные расходы энергии, воды, образования отходов и т. д. со средними по отрасли или с удельными расходами энергии и экологическими издержками для предприятий, производящих сходные продукты.
3 Интерфакс-ЭРА / [Электронный ресурс] URL: http://interfax-era.ru/ob-agentstve/proekty/erax (дата обращения: 25.02.2013).
4 Бенчмаркинг (англ. bench mark — начало отсчета) — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы.
Бенчмаркинг формирует вполне работоспособный механизм управления эффективностью. Одновременно создается единая шкала, позволяющая на макроэкономическом уровне сравнивать «экологическую цену» отдельных товаров.
Раскрытие информации об энергопотреблении и экологических издержках, сопровождающих производство самых разных видов продукции и услуг, позволяет ликвидировать один из «провалов рынка» —нечувствительность к экологически неблагоприятным внешним эффектам (экстерналиям). Информация о различиях в экологической и энергетической цене однотипной продукции разными путями может трансформироваться в рыночные сигналы для производителей и для потребителей этих товаров и услуг. Есть основания считать, что информация о фундаментальной эффективности может оказать серьезную помощь в предотвращении и преодолении финансовых кризисов. Экономика, построенная на учете реальной энергетической и экологической стоимости продукции, определенно противостоит экономике финансовых пузырей, за которыми нет ни реального производства, ни фундаментальной эффективности. Можно лишь напомнить, что английский писатель, учёный, футуролог и изобретатель Артур Кларк предсказывал переход от денежного сопоставления ценности произведенных товаров к энергетическому (в кВт^ч), который должен произойти, по его мнению, как раз в начале XXI века.
На развитых рынках уже четко проявилась тенденция перехода от принципа добровольного раскрытия экологической (включая энергопотребление) отчетности к обязательному. Законодательство европейских стран
постепенно расширяет и круг предприятий, которые должны публиковать такую отчетность, и перечень показателей. В России пока такие требования сформулированы для компаний с государственным участием и крупных потребителей энергетических ресурсов. Однако с учетом нашей правовой традиции можно полагать, что это лишь промежуточный этап. Нужно принять кардинальное решение об обязательности раскрытия экологической отчетности, благо для этого есть фундаментальное основание в виде статьи 42 Конституции России. Такое решение может быть принято после ожидаемого присоединения Российской Федерации к Орхусской конвенции5.
Эколого-энергетическое рейтинговое агентство Интерфакс-ЭРА, а ранее Независимое экологическое рейтинговое агентство (НЭРА) внесли заметный вклад в становление российской системы раскрытия экологической отчетности. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) при определении лучших в экологических номинациях вручает награды с оглядкой на место в рейтингах «экологической прозрачности» Интерфакс-ЭРА. Агенству удалось убедить в целесообразности такого способа решения экологических проблем не только сами предприятия, крупные холдинги и деловые СМИ, но и органы власти в лице губернаторов и президента России.
Практически уже создана модель системы раскрытия экологической отчетности (аналога систем раскрытия информации эмитентами ценных бумаг). В настоящее время агентство Интерфакс-ЭРА проводит сравнения эффективности отдельных предприятий и крупнейших компаний России,
5 Орхусская конвенция — конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Подписана 38 странами в г Орхусе (Дания) 25 июня 1998 г. на 4-й Конференции министров окружающей среды европейских стран в рамках Процесса «Окружающая среда для Европы». Цель Конвенции — поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. На каждую сторону налагаются обязательства по принятию необходимых законодательных, регламентирующих мер для создания и поддержания чёеткой, открытой и согласованной структуры для реализации положений Конвенции.
экономики всех 83 российских регионов, а также 209 стран мира. Аналогичная система создана в Республике Казахстан. На сайте агенства для четырех тысяч предприятий выводятся таблицы, в которых «галочками» отмечены раскрытые по нашему запросу экологические сведения. Осталось только подготовить и принять законодательный акт, регламентирующий открытую публикацию этих сведений.
Благодаря деятельности «НЭРА - Интерфакс-ЭРА» прозрачность и публичность информации о воздействии предприятий на природную среду стала признаком «хорошего тона», способствует устойчивости компании и признаком успешности ее менеджмента. Предприятия — лидеры наших рейтингов получают конкурентные преимущества и помощь зарубежных банков.
За последние 10 лет произошло явное изменение «менеджмент-сознания». Сегодня настало время активного использования рейтингов эффективности для саморегулирования рынков.
Система раскрытия экологоэнергетической отчетности бизнеса
В основе предлагаемой Системы раскрытия экологической и энергетической отчетности бизнеса лежит поручение Д. А. Медведева о включении этих показателей в стандарт раскрытия отчетности бизнеса6. Такое решение не требует значительных бюджетных ресурсов и капиталоемких программ. Оно ориентировано на процессы саморегулирования, когда бизнес, в том числе кредиторы и инвесторы, может выбирать партнеров по признаку эколого-энергетической эффективности, а гражданское общество и органы власти на местах имеют «прозрачные» основания, с одной стороны, для поддержки лидеров по показателям эко-энергетической эффективности и с другой — для побуждения к модернизации тех компаний, которые
неэкономно расходуют энергию или чья деятельность опасна для природы. Экологически осмысленный выбор потребителей, общественное одобрение и «прозрачные» мотивы для госконтроля могут сориентировать рынок на более безопасные в экологическом плане пути развития. Эффект превзойдет многие дорогостоящие программы.
Экологичность и энергоемкость хорошо отражают эффективность производства, поэтому бизнес и органы управления могут использовать их в качестве объективных индикаторов, дополняющих традиционные экономические показатели. Вполне определенный «физический» смысл уровней потребления ресурсов, энергии, образования отходов и других экологических воздействий на единицу произведенной продукции позволяет универсально сравнивать эффективность самых разных субъектов хозяйственной деятельности.
Чтобы сделать использование фундаментальных показателей эффективности массовым, необходимо создать специальные информационные средства накопления, обобщения и анализа эколого-энергетической статистики по отдельным предприятиям.
Система раскрытия экологической отчетности предприятия должна отвечать на вопросы:
- предприятия каких отраслей и видов деятельности потребляют природные ресурсы и образуют потенциально вредные выбросы (стоки, отходы и другие воздействия на компоненты окружающей среды)?
- какие ресурсы потребляет и какие загрязняющие вещества выбрасывает предприятие?
- каковы объемы потребляемых ресурсов и объемы выбросов (отходов) за конкретный период времени?
Следуя европейской практике управления в сфере охраны окружающей среды, можно вменить в обязанность крупнейшим промышленным компаниям раскрывать экологическую информацию в разных форматах. Например,
6 Экологическую информацию надо включить в стандарт публичной отчетности предприятий / Видеоблог Дмитрия Медведева. [Электронный ресурс] URL: http://blog.da-medvedev.ru/post/168/transcript (дата обращения: 28.02.2013).
в виде ежегодных докладов по охране окружающей среды; отчетов с данными о выбросах; планов по улучшению состояния окружающей среды с предоставлением широкой общественности адаптированной информации.
Сегодня для обслуживания интересов самых разных групп инвесторов, кредиторов, аналитиков, партнеров по бизнесу на российском рынке широко представлены базы финансовых и регистрационных данных по отдельным предприятиям. Это позволяет опереться на опыт этих предприятий, их организационные схемы и технические решения.
Применив к параметрам эколого-энергети-ческой эффективности те же схемы раскрытия информации, что приняты в отношении финансовой отчетности, можно решить политически актуальную проблему экологической прозрачности бизнеса. При этом энергосбережение и уровень экологической безопасности (или опасности) будут введены в сферу действия апробированных инструментов экономического анализа, что создаст основу для саморегулирования бизнеса по экологическим основаниям.
Условием запуска саморегуляции в сфере эколого-энергетической эффективности является доступность информации об энергопотреблении и воздействии на экологию субъектов хозяйственной деятельности. Для согласования целей и процедур раскрытия сведений целесообразно, на наш взгляд, сформировать межведомственную комиссию с участием представителей бизнеса и информационных агентств. Комиссия определит перечень показателей для раскрытия. За основу может быть взят используемый Интерфаксом минимально достаточный набор показателей, имеющихся в действующих формах статистической отчетности. До разработки технического проекта Системы раскрытия и ее нормативного обеспечения необходимо активизировать сбор и анализ добровольно раскрытой экологической отчетности предприятий, а также составление рейтингов фундаментальной эффективности.
В качестве технологического аналога предлагается взять платформу электронных систем
размещения регистрационных и финансовых данных об эмитентах ценных бумаг. Такие системы созданы и успешно поддерживаются Интерфаксом.
В ходе реализации проекта предполагается разработать систему сбора и хранения данных от предприятий в режиме раскрытия информации (статистическая отчетность, существенные факты, универсальная справка об основных воздействиях на окружающую среду и потребляемых ресурсах). Отчетность компании могут предоставлять самостоятельно в виде файлов документов или через систему удаленного заполнения специальных форм, а также путем импорта статистических данных из основных российских федеральных источников.
В случае использования системы раскрытия как «единого окна» для подачи экологической и энергетической отчетности (сейчас в этой сфере действует более десяти ведомственных информационных потоков) электронный документооборот упростит сбор отчетов. Для этого потребуется модуль взаимодействия с внутренним документооборотом ведомств, подключенных к системе «электронного правительства».
Целесообразно также автоматизировать сбор и обработку информации о предприятиях, получаемой от региональных органов контроля, а также уполномоченных информационных агентств и других участников системы. Система может содержать модули регистрации, проверки данных, публикации сообщений, взаимодействия с ММВБ и РТС, агентством Bloomberg.
В случае присоединения к Орхусской конвенции и её Протоколу о реестре выбросов России необходимо будет создать механизм сбора стандартизированных показателей от всех предприятий. Поэтому при проектировании Системы раскрытия экологической отчетности целесообразно предусмотреть возможность ее использования и для формирования Регистра выбросов — национальной базы экологических данных и описи потенциально опасных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, воду или почву
и транспортируемых с территории предприятий для обработки и утилизации.
Помимо информации предприятий Система раскрытия экологической отчетности могла бы предоставлять доступ к справочно-информационным материалам по экологии и смежным темам энергосбережения и возобновляемой энергетики, интегрированным из множества источников.
Функционально программные средства Системы раскрытия должны обеспечивать высокий уровень интерактивных сервисов как при размещении отчетности, так и при поиске данных, а также при их первичной обработке. В Системе и связанных с ней информационных ресурсах следует иметь дополнительные сервисы (ленту раскрытия отчетности, ленту экологических новостей компаний, подписки на аналитику, средства подготовки справок по предприятиям и их отраслевым и региональным выборкам). Прямыми абонентами таких сервисов могут быть госорганы, а подписчиками — заинтересованные частные пользователи.
Создание Системы раскрытия экологической отчетности будет средством правового согласования норм Конституции (ст. 42), КоАП РФ (ст. 8.5), Гражданского кодекса, Закона о государственной тайне, касающихся понятия «экологическая информация». Нужно разработать процедуру раскрытия информации, представляющей большой общественный интерес.
Нормативная база раскрытия должна урегулировать такие вопросы:
- кто и что должен делать при работе с экологической информацией?
- как это должно быть сделано?
- каковы правовые гарантии реализации
указанных прав и процедур?
По мере проработки проекта Системы раскрытия экологической отчетности можно будет определить состав необходимых изменений в нормативной базе и способы подготовки дополнений или поправок в законы или ведомственные акты, например в Приложение 11 к Постановлению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»7.
Изменения в нормативную базу могут внесены по двум направлениям:
1. Система раскрытия может быть рассмотрена как дополнительный ресурс, где и го-сорганы, и предприятия размещают определенную информацию.
2. Система раскрытия является «единой точкой входа» для передачи экологической отчетности госорганам и, одновременно, для публикации/раскрытия информации. В таком виде Система может служить средством для обмена информацией между госорганом и предприятием (по отчетам, результатам проверок и т. п.), а также использоваться для раскрытия части этой информации.
7 Следует пользоваться более современными аналогами указанного документа, так как он утратил силу в связи с изданием Приказа ФСФР РФ от 16.03.2005 № 05-5/пз-н. — Прим. ред.