Научная статья на тему 'Управление эффективностью конгломератно-интегрированных структур в рамках теории заинтересованных сторон'

Управление эффективностью конгломератно-интегрированных структур в рамках теории заинтересованных сторон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНГЛОМЕРАТНО-ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белобородова А.Л.

Оценка эффективности конгломератно-интегрированных структур, корректность и достоверность полученных результатов при ее проведении оказывает прямое влияние на эффективность управления. В статье предложен механизм управления эффективностью конгломератно-интегрированных структур на основе теории заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление эффективностью конгломератно-интегрированных структур в рамках теории заинтересованных сторон»



УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ КОНГЛОМЕРАТНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР В РАМКАХ ТЕОРИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

А. Л. БЕЛОБОРОДОВА,

аспирант кафедры маркетинга E-mail: a-beloborodova@mail.ru Казанский государственный финансово-экономический институт

Оценка эффективности конгломератно-интегри-рованных структур, корректность и достоверность полученных результатов при ее проведении оказывают прямое влияние на эффективность управления. В статье предложен механизм управления эффективностью конгло-мератно-интегрированных структур на основе теории заинтересованных сторон.

Ключевые слова: конгломератно-интегрирован-ная структура, оценка, эффективность, управление, теория.

Следствием формирования межотраслевой интеграции стало усиление внимания к проблемам промышленных предприятий. Обусловлено это тем, что большинство системообразующих предприятий функционируют в условиях неопределенности внешней среды, большинство из них сталкиваются с ограниченностью финансовых, технологических, кадровых ресурсов, а экономика переживает фазу структурно-инвестиционного кризиса. Кризисные явления локализуются в отдельных отраслях, что приводит к фрагментарности развития экономики, слабому межотраслевому обмену продукцией и капиталом и к отсутствию системной целостности промышленности. Подобного рода негативные явления порождают интерес к межотраслевой интеграции, результатом которой является создание крупных конгломератно-интегрированных структур (КИС).

Конгломератно-интегрированная структура — это организационно и экономически обоснованное объединение предприятий с несвязанными и неродственными видами деятельности, результатом которого является возникновение межотраслевой синергии.

Существующие сегодня российские КИС, с одной стороны, чаще всего были сформированы стихийно, в период приватизации государственной собственности, что свидетельствует об отсутствии стратегической связи между ее участниками, с другой — в состав КИС входят предприятия, стратегически значимые для отдельного региона страны. Так, изучая КИС на примере Республики Татарстан, можно рассмотреть таких представителей данной формы объединения предприятий, как ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» и ОАО «ТАИФ». В состав первого объединения входят такие значимые для республики предприятия, как ОАО «Зеленодольский завод им. Горького», ОАО «Хитон», ОАО «Камгэсэнергострой» и т.д.; в состав второго — ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ООО «Камгэстеплоэнер-гострой», ЗАО «Завод ЖБИ» и др. Так, предприятиями этих объединений в 2007 и 2008 гг. было отгружено товаров собственного производства и выполнено работ собственными силами на 314568 млн руб. и на 292 413 млн руб. соответственно, что составило 15,6 % и 22 % от общего объема производства предприятий Республики Татарстан. Это свидетельствует о значительном вкладе КИС в деятельность региона [8,9].

Таким образом, КИС являются стратегически значимыми объединениями для всех регионов Российской Федерации и Республики Татарстан в частности, но стихийность их создания и многоотраслевая специфика затрудняют управление этими структурами и снижают эффективность их функционирования. Следовательно, изучение КИС, оценка эффективности их функционирования и

разработка механизма управления являются актуальной задачей, требующей детального изучения.

Анализируя работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, можно выделить ряд преимуществ и недостатков КИС.

Основные преимущества КИС [5]:

- наличие внутреннего рынка капиталов, который позволяет, по мнению А. Шляйфера, Р. Вишни и О. Уильямсона, максимально быстро финансировать инвестиционные проекты входящих в структуру предприятий;

- как считают В. Ли, М. Баркер и В. Левел, распределение ресурсов между различными направлениями бизнеса позволяет КИС быстро приспосабливаться к межотраслевым изменениям и изменениям внешней среды, что снижает вероятность наступления банкротства.

Основные проблемы, связанные с созданием и функционированием КИС [5]:

- по мнению Г. Сарваеса, П. Бергера и И. Офэка, отсутствие производственной общности между предприятиями, входящими в КИС, осложняет процесс управления;

- сложная структура делает КИС менее гибкой в принятии стратегических и инвестиционных решений, отмечают Н. Б. Рудык и С. А. Григорьева.

Можно выделить и такие недостатки, как случайность формирования состава КИС; различная степень адаптации элементов в интегрированную структуру, связанная с неоднородностью развития отраслей в экономике.

Устранить недостатки позволит оценка эффективности деятельности КИС и входящих в ее состав предприятий, результаты которой позволят менеджменту КИС принимать объективные стратегические решения.

Существует множество методик оценки эффективности деятельности интегрированных структур. Можно выделить общие методики оценки эффективности интеграции (перспективная и ретроспективная) и методики оценки эффективности конгломератной интеграции. Методика перспективной оценки эффективности интеграции больше подходит для принятия решения о слиянии или поглощении. Для анализа же эффективности уже функционирующей интегрированной структуры применяется ретроспективный анализ.

В рамках проведенного исследования оценивалась уже функционирующая КИС, следовательно, наиболее целесообразным было использование

ретроспективной методики. Среди методик, предложенных в рамках ретроспективного анализа, выделяют: бухгалтерский метод, метод оценки рыночной стоимости компании, комбинированный подход, метод суммирования рентабельностей предприятия, скорректированный на коэффициент синергии, метод оценки синергизма. Применение методики, основанной на оценке рыночной стоимости, осложняется в условиях неразвитости российского фондового рынка. Использование методик, основанных на оценке синергизма, является труднореализуемым, так как на сегодняшний день в экономической литературе отсутствует однозначная методика оценки эффекта синергии. Таким образом, в рамках исследования использовался бухгалтерский метод, так как он является наиболее объективным и доступным для применения в российских условиях.

Среди методик оценки конгломератной интеграции выделены методики, предложенные А. В. Герасимовым и Ш. И. Исмагиловым. А. В. Герасимов предлагает оценивать эффективность конгломерата либо с помощью построения экономико-математической модели, целевой функцией которой является получение максимума в планируемом периоде чистого дисконтированного дохода, либо на основе показателя рентабельности совокупного капитала. Использование такого узкого перечня показателей делает применение этой методики необъективным. Методика Ш.И. Исмагилова является наиболее жизнеспособной, в ее основе лежит использование системы сбалансированных показателей. Используется 14 показателей, упорядоченная группировка которых позволяет судить о динамике стоимости конгломерата. Эта методика была взята за основу при разработке авторской методики оценки эффективности деятельности КИС. Таким образом, предлагаемая методика основана на применении бухгалтерского подхода в рамках ретроспективного анализа и методики, предложенной Ш. И. Исмагиловым.

Многообразие определений понятия «эффективность», критериев и показателей предопределяют существование в экономической литературе различных подходов к измерению эффективности деятельности предприятий. Можно выделить две принципиально отличающиеся друг от друга группы: подходы внутренней и внешней эффективности. Среди подходов второй группы можно выделить теорию заинтересованных сторон (Stakeholder Theory). Как было отмечено, КИС являются стратегически значимыми образованиями для региона, следовательно, в эффективности их функционирования

заинтересованы различные контактные аудитории. Таким образом, применение теории заинтересованных сторон является наиболее целесообразным при оценке эффективности деятельности КИС.

Теория заинтересованных сторон предполагает, что цель функционирования любого предприятия заключается в гармонизации конфликтующих целей различных групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к данной фирме: собственники (акционеры), инвесторы (кредиторы), менеджмент, персонал, покупатели, поставщики и подрядчики.

Заинтересованная группа «акционеры» состоит из юридических или физических лиц, владеющих определенной долей уставного капитала предприятия. Взаимодействуя с предприятиями КИС, акционеры инвестируют свои средства в первоначальный капитал для обеспечения деятельности предприятия. Чистая прибыль, полученная предприятием по результатам деятельности, является собственностью акционеров (участников) и может быть распределена по их усмотрению: инвестирована в производство или выплачена в виде дивидендов. Таким образом, можно отметить, что удовлетворение интересов акционеров (участников) заключается в максимизации прибыли. Рост прибыли может быть обеспечен предприятием при эффективном использовании имеющихся ресурсов. Все ресурсы предприятия можно подразделить на производственные, финансовые и кадровые.

Для оценки финансовой эффективности введем набор показателей, которые влияют на оценку риска банкротства и оценивают различные по природе стороны деловой и финансовой жизни предприятий КИС (во избежание дублирования показателей с точки зрения их значимости для анализа). Набор показателей:

- Х1 — коэффициент автономии (отношение собственного капитала к валюте баланса);

- Х2 — коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (отношение чистого оборотного капитала к оборотным активам);

- Х3 — коэффициент быстрой ликвидности (отношение активов I и II групп к краткосрочным обязательствам);

- Х4 — коэффициент абсолютной ликвидности (отношение активов I групы к краткосрочным обязательствам);

- Х5 — оборачиваемость всех активов в годовом исчислении (отношение выручки от реализации к средней стоимости всех активов);

- Х6 — рентабельность всего капитала (отношение чистой прибыли к средней за период стоимости активов).

Производственная и кадровая эффективность могут быть охарактеризованы такими показателями, как уровень фондоотдачи и среднегодовая выработка на одного работника.

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служит показатель фондоотдачи (Х7), который рассчитывается по формуле:

х7 = в1/ с0С,

где Вх — стоимость произведенной продукции после вычета НДС и акцизов; Сос — среднегодовая стоимость основных производственных фондов [6]. Наиболее обобщенным показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим, от которой, в свою очередь, зависит эффективность всего производства. Среднегодовая выработка продукции одним работающим (Х8) рассчитывается по формуле:

х8 = в/ ссч,

где В — объем произведенной продукции в стоимостном выражении;

Ссч — среднесписочная численность работающих [6].

Положительная динамика перечисленных показателей свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятий, входящих в КИС, для акционеров.

Заинтересованная группа «потребители» представлена покупателями товаров, работ и услуг, производимых предприятиями КИС. В условиях рыночной конкуренции стабильная работа и прибыльность предприятия всегда сопряжены с его стремлением удовлетворить спрос покупателей на продукцию. Удовлетворение потребителя зависит от качества предлагаемой продукции (услуги), цены и сервисного обслуживания (послепродажное и предпродажное).

От качества взаимодействия предприятий, входящих в состав КИС, с потребителем зависит эффективность их деятельности. В рамках исследования в качестве показателя, отражающего эффективность деятельности для потребителей, взято увеличение выручки от продаж. Выручка от продаж может увеличиваться из-за повышения цен или из-за увеличения объема реализованной продукции. Чтобы исключить влияние ценового фактора, используется выручка от продаж в сопоставимых ценах (Х„):

Х=В //,

10 о ' ц'

где Во — выручка от продаж отчетного периода в действующих ценах; /ц — индекс цен [7].

Если динамика выручки от продаж в сопоставимых ценах положительная, то это свидетельствует об увеличении продаж за счет повышения интереса потребителей к товару, за счет повышения качества или сервисного обслуживания. Таким образом, положительная динамика этого показателя свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятий, входящих в состав КИС, для потребителей.

Состав заинтересованной группы «работники предприятия» представлен физическими лицами, осуществляющими трудовую функцию на предприятиях (управленческий, производственный и вспомогательный персонал, а также лица, работающие по срочным трудовым договорам), входящих в состав КИС. Работники предприятия получают доход в виде заработной платы, социальных и иных выплат. Следовательно, интересы работников можно охарактеризовать таким показателем, как среднечасовой заработок каждого отдельного работника (Хп):

хп = Ф0Т'/^чч,

где Фот' — выплаченная часть фонда оплаты труда;

2 Чч — общее количество отработанных человеко-часов за период.

ф ' = ф _ х

^ОТ ^ОТ з'

где Фот — фонд оплаты труда (начисленный); Кз — кредиторская задолженность перед персоналом на конец анализируемого период. Положительная динамика данного показателя свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятий, входящих в состав КИС, для работников.

Каждое предприятие осуществляет свою деятельность внутри государства, которое контактирует с ним через свои органы (министерства и ведомства, налоговые органы, органы занятости населения и т.д.). Взаимодействуя с предприятиями КИС, государство преследует финансовые интересы (увеличение объема налоговых платежей) и нефинансовые — создание рабочих мест (среднесписочная численность).

Объем налоговых платежей и среднесписочная численность в абсолютном выражении не дают представления об эффективности удовлетворения интересов государства, в связи с этим, в рамках разработанной модели используется относительный

показатель — темп роста данных показателей (Хп и Х13). Таким образом, положительная динамика этих показателей будет свидетельствовать о повышении эффективности деятельности предприятий, входящих в состав КИС, для государства.

Представители следующей заинтересованной группы — поставщики и подрядчики — важная составляющая хозяйственной деятельности любого предприятия. Именно они обеспечивают предприятие сырьем, материалами, оказывают необходимые для производства услуги. Основным объединяющим критерием для членов этой заинтересованной группы является стабильность поставок продукции, работ, услуг и обязательность платежей. В свою очередь, объем и стабильность поставок зависят от объемов реализованной предприятиями КИС продукции (услуг), выраженных в количественном выражении, которые можно определить, рассчитав темп роста выручки от продаж в сопоставимых ценах (Х10). А обязательность платежей выражается в объеме кредиторской задолженности. Но сама динамика объема кредиторской задолженность является довольно условным показателем, так как очень часто предприятия работают по предоплате или, напротив, с отсрочкой платежа. На базе объема кредиторской задолженности можно рассчитать относительный показатель — коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Х14), который показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост коэффициента означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение — рост покупок в кредит.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:

^14 =сс/кзп,

где СС — себестоимость проданной продукции (услуг);

Кзп — среднегодовая величина кредиторской задолженности.

Чем выше коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Таким образом, рост данного показателя свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятий, входящих в КИС, для поставщиков.

В основе заинтересованной группы «кредитные организации» выделены поставщики капитала — кредитные организации и иные заимодатели, предоставляющие денежные средства в распоряжение предприятий КИС на условиях возвратности и платности. Основным интересом для данной

группы является своевременность возврата заемных средств и уплата процентов. Выполнить эти условия способны предприятия, имеющие высокие показатели платежеспособности и финансовой устойчивости и, следовательно, низкий уровень риска банкротства. В настоящее время существует множество методик оценки вероятности банкротства предприятия, которые укрупненно можно разделить на следующие группы:

- методы стохастического факторного анализа;

- методы детерминированного анализа (одно-

критериальные модели, многокритериальные

модели, методы скоррингового анализа);

- методы качественного анализа [1].

Методы стохастического факторного анализа.

Эти методы объединяет одна черта: они основаны на анализе большого массива статистических данных, которые в российских условиях имеют высокую степень погрешности и являются труднодоступной информацией. Кроме того, как отмечают многие исследователи данной проблемы [1, 2], практика применения этих методов в развитых странах показывает, что веса в Z-индeкcax и пороговые значения сильно различаются не только от страны к стране, но и год от года, а также по отраслям экономики в рамках одной страны. При применении же модели Альтмана, в связи с неразвитостью российского фондового рынка, проблематичным представляется установление рыночной стоимости собственного капитала.

Детерминированные однокритериальные модели. Относительно данного метода следует заметить, что ориентация на какой-то один критерий, даже весьма привлекательный с позиции теории, на практике не всегда оправдана. Таково мнение мно-гихисследователей [1,2].

Детерминированные многокритериальные модели, методы скоррингового анализа. Практика их применения обнаружила характерный недостаток, который присущ всем представителям этой группы. Это определение весов значимости частных показателей системы, методика расчета которых в условиях ограниченности статистической информации и невозможности использования в данных целях корреляционно-регрессионного анализа строится по большей части на основе экспертных оценок, для которых типична высокая степень субъективизма.

Методы качественного анализа. Их недостатки — трудность решения многокритериальных задач и субъективность прогнозного решения.

Таким образом, проанализировав известные методики, можно прийти к выводу, что для оценки

вероятности банкротства предприятий, входящих в КИС, наиболее подходящей будет методика, разработанная российскими экономистами, так как она в большей степени будет учитывать специфику российских условий и разрабатываться на основе анализа российских предприятий; содержащая набор показателей, наиболее универсальный для анализа предприятий различных отраслей.

Максимально удовлетворяет этим условиям методика, предложенная Сбербанком России [4]. Набор показателей, используемых в ней, является наиболее универсальным для анализа предприятий различных отраслей.

Для определения рейтинга заемщика Сбербанк РФ использует пять основных коэффициентов:

- коэффициент абсолютной ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения / Краткосрочные пассивы);

- коэффициент промежуточной ликвидности (К2) (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность (за вычетом резерва по сомнительным долгам) / Краткосрочные пассивы);

- коэффициент текущей ликвидности (К3) (Оборотные активы / Краткосрочные пассивы);

- коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) (Собственный капитал / (Заемные средства — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих расходов));

- рентабельность продаж (К5) (Прибыль от продаж / Выручка от реализации) [4].

Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

В зависимости от полученных фактических значений показатели разбиваются на категории (табл. 1) [4].

Оценка результатов расчетов этих показателей основана главным образом на сравнении их значений в динамике.

Методика расчета суммы баллов по вычисленным показателям в соответствии с их весами приведена в табл. 2 [4].

Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков.

Таблица 1

Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений

Коэффициент 1-якатегория 2-я категория 3-я категория

0,2и выше 0,15-0,2 Менее 0,15

к2 0,8и выше 0,5-0,8 Менее 0,5

К, 2 и выше 1-2 Менее 1,0

КА (кроме торговли) 1 и выше 0,7-1,0 Менее 0,7

КА (для торговли) 0,6и выше 0,4-0,6 Менее 0,4

0,15 и выше Менее 0,15 Нерентабельность

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет суммы баллов

Показатель Вес показателя Расчет суммы балов

к, 0,11 5=0,11 ■ Категория К1

к2 0,05 +0,05 ■ Категория К2 +

къ 0,42 +0,42 ■ Категория КЬ +

К, 0,21 + 0,21 ■ Категория К4 +

К, 0,21 +0,21 ■ Категория К5

Сумма баллов £ влияет на рейтинг заемщика следующим образом:

- £=1 или 1,05 — заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности, кредитование которых не вызывает сомнений;

- £ больше 1, но меньше 2,42 — заемщик может быть отнесен ко второму классу кредитоспособности, кредитование которых требует взвешенного подхода;

- Нравно или больше 2,42 — соответствует третьему классу, кредитование которых связано с повышенным риском [4]. Следовательно, чем ниже класс заемщика, тем

менее эффективны отношения с ним для кредитной организации.

В предлагаемой методике сумма баллов £ будет являться показателем Х15. Соответствие этого показателя указанным диапазонам будет свидетельствовать об эффективном или неэффективном сотрудничестве предприятий, входящих в состав КИС, и кредитной организации.

Для того, чтобы провести сравнительную оценку эффективности деятельности предприятий, входящих в КИС, для каждой заинтересованной группы необходимо рассчитать интегральный показатель. Основная цель расчета интегрального показателя в рамках исследования — определение степени вклада каждого из предприятий в результат деятельности всей КИС в рамках отдельной заинтересованной группы.

Была выбрана методика расчета интегрального показателя, предложенная Н. Е. Зиминым [3]. В основе методики лежит процедура расчета рейтинга каждого из анализируемых показате-

лей. Рейтинг — это метод сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий отрасли, региона, конкурентов. В рамках исследования под рейтингом понимается метод сравнительной оценки деятельности предприятий, входящих в КИС. В основу рейтинга заложена обобщающая характеристика предприятий КИС для каждой из заинтересованных групп по определенной системе показателей. Итоговый показатель рейтинговой оценки отражает результаты сравнения предприятий по каждому показателю с условным эталоном предприятия, имеющим наилучшие результаты. Преимуществом рейтингового метода является то, что в этом случае базой отсчета являются не субъективные предложения экспертов или суждения по динамике отдельных показателей, а наиболее высокие результаты, полученные одним из предприятий, входящих в КИС.

Эталоном сравнения выступает смоделированное предприятие, у которого все показатели, характеризующие эффективность его деятельности для заинтересованной группы, наилучшие.

В общем виде алгоритм рейтинговой оценки может быть представлен в виде последовательности действий.

1. Обоснование и выбор показателей, ихрасчет.

2. Представление показателей в виде матрицы т.е. таблицы, где по строкам записывают номера показателей (/ = 1, 2, 3... я), а по столбцам номерапредприятий (/=1,2, 3... т).

3. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия ).

4. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

X.. = а.. / тах а..,

У У' У

где Ху — стандартизированные показателиу-го

предприятия.

5. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

где Я. — рейтинговая оценка дляу-го предприятия;

Ху, Х2. Х^— стандартизированные показатели 7-го анализируемого предприятия. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания величины рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с наименьшим значением Я [3].

Исходя из специфики КИС, предприятия, входящие в структуру, имеют различную отраслевую принадлежность, которая не позволяет, сравнивая показатели деятельности отдельных предприятий, говорить об однозначном приоритете одного над другим. Следовательно, необходимо отметить, что нельзя сравнивать показатели эффективности без определения степени вклада, который вносит каждое из предприятий в деятельность КИС.

Обратимся к соображениям, лежащим в основе системного подхода к оценке эффективности, в рамках которого эффективность КИС складывается из вклада, внесенного каждым из входящих в нее предприятий. Этот вклад можно оценить на основе расчета создаваемой каждым предприятием добавленной стоимости. Добавленная стоимость в рамках КИС включает в себя стоимость чистой прибыли; стоимость амортизационных отчислений, относимых на себестоимость готовой продукции, выпускаемой КИС, и стоимость фонда заработной платы с отчислениями. Подобная схема определения добавленной стоимости установлена Формой № 1-ДС республиканского государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2006 № 250, атакже заложена в основе определения базы для обложения налогом на добавленную стоимость в Налоговом кодексе РФ. Экономическое содержание стоимости вклада заключается в том, что она отражает ту часть цены готовой продукции, которая была создана в рамках КИС.

На этом основании представляется возможным в качестве показателя, характеризующего степень значимости каждого из предприятий для успешного функционирования КИС как системы в целом, использовать показатель доли добавленной стоимости, создаваемой каждым дочерним предприятием конгломерата в общем объеме добавленной стоимости, создаваемой КИС. Предложенный показатель рассчитывается по формуле:

св=да/ £ ДС, =(ЧЦ + А, + Ф0Т;.) / + 0Т;),

где СВ1 — степень вклада /-го предприятия в результат функционирования КИС;

ДС, — добавленная стоимость, создаваемая /-м предприятием КИС;

ЧП1 — чистая прибыль /-го предприятия КИС; А.1 — амортизационные отчисления /-го предприятия КИС;

Ф0Т;. — фонд оплаты труда /-го предприятия

кис;.

На основании расчетных показателей СВ{ для каждого предприятия КИС, представляющих фактическую долю добавленной стоимости предприятия в общем объеме добавленной стоимости КИС, можно рассчитать относительную степень вклада(ОСЙ) при помощи формулы:

' осв1 = св1/свтак,

где СВ — фактическая доля добавленной стоимости крупнейшего предприятия КИС. Использование показателя относительной степени вклада вместо фактической доли добавленной стоимости предприятия представляется аналитически более правильным, поскольку он лучше характеризует сравнительную значимость отдельных предприятий для всей системы.

На основе расчета рейтинговой оценки и степени вклада каждого предприятия в деятельность КИС представляется возможным рассчитать интегральный показатель эффективности деятельности каждого предприятия для каждой из заинтересованных групп. Интегральные показатели будут рассчитаны по формуле:

ИП = ОСВр где ИП1 — интегральный показатель оценки эффективности /-го предприятия в рамках заинтересованной группы.

Интегральный показатель (ИП) может изменяться в диапазоне от 0 до 1. Чем ближе значение ИП к 1, тем эффективней деятельность предприятия в рамках КИС.

Интегральные показатели рассчитываются отдельно для каждой заинтересованной группы и не рассчитывается общий интегральный показатель, учитывающий интересы всех групп, так как:

- экономически неверно утверждать, что интересы одной группы довлеют над интересами другой;

- расчет общего показателя эффективности затрудняет процедуру анализа эффективности деятельности предприятия, поэлементный же анализ позволяет увидеть слабые места в деятельности предприятия и принять соответствующие меры.

В связи с этим предлагается алгоритм управления эффективностью КИС в рамках каждой в

отдельности из заинтересованных групп (см. рисунок).

Предложенный алгоритм управления эффективностью позволяет оценить эффективность КИС с позиций заинтересованных сторон. При этом менеджмент компании способен управлять деятельностью КИС посредством:

- управления корпоративным бизнес-портфелем, маневрируя диверсифицированными направлениями деятельности;

- повышения эффективности и отдачи от корпоративного портфеля;

- управления стоимостью КИС и источниками финансирования;

- формирования отношений с внешней средой (государством, партнерами, клиентами и т.д.). Максимальное удовлетворение

каждой из заинтересованных групп позволяет КИС и входящим в нее предприятиям занять лидирующие позиции среди конкурентов в различных отраслях. Одновременное достижение максимальной эффективности в каждой из отраслей присутствия невозможно, поэтому менеджмент корпорации, как правило,

Алгоритм управления эффективностью КИС для заинтересованной группы

на основе проведенного анализа по предложенной методике и оценке динамики развития отраслей должен выделять для себя базовые, вспомогательные и перспективные направления деятельности.

Список литературы

1. Беляков A.B. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. 2-е изд. М.: БДЦ-пресс, 2004.

2. Гаврилова А. Н., Попов А. А. Финансы организаций (предприятий): учебник. 3-е изд. М.: КНОРУС, 2007.

3. Зимин Н. Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия: учеб. пособие. М.: ЭКМОС, 2004.

4. Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 08.12.1997 № 285-р.

5. Рудык Н. Б. Конгломеративные слияния и поглощения: книга о пользе и вреде непрофильных активов. М.: Дело, 2005.

6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Новое знание, 2004.

7. URL:http://www.sarki.ra.

8. URL: http://www.taif.ru.

9. URL:http://www.abh.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.