Научная статья на тему 'Управление чрезвычайными ситуациями и глобализация: вызовы современности'

Управление чрезвычайными ситуациями и глобализация: вызовы современности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации / менеджмент чрезвычайных ситуаций / глобализация / COVID-19 / международное сотрудничество / суверенитет / оценка рисков / международные организации / emergencies / emergency management / globalization / COVID-19 / international cooperation / sovereignty / risk assessment / international organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сунь Есинь

Глобализация оказывает значительное влияние на процесс управления чрезвычайными ситуациями. Пандемия коронавируса COVID-19 показала актуальность изучения проблемы глобализации применительно к управлению чрезвычайными ситуациями. Тем не менее данная тема слабо изучена в российской науке, получив при этом определенное освещение за рубежом. В статье рассматриваются как позитивные, так и негативные аспекты влияния глобализации на процесс управления чрезвычайными ситуациями. К вызовам глобализации можно отнести: появление новых типов кризисов; проблему сохранения национального суверенитета; неравномерность эффективности менеджмента чрезвычайными ситуациями; сложность в координации действий, информационные угрозы и пр. К позитивным аспектам относятся повышение эффективности и скорости реагирования на чрезвычайные ситуации по всему миру, увеличение ресурсной базы, а также транзит знаний и технологий. Даются определенные рекомендации по преодолению вызовов глобализации для повышения эффективности ее позитивного влияния на процесс управления чрезвычайными ситуациями, такие как создание специализированных международных организаций, разработка международных стратегий реагирования на чрезвычайные ситуации и создание оперативных каналов обмена достоверной информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergency management and globalization: Modern challenges

Globalization has a signifi cant impact on the process of emergency management. The COVID-19 pandemic has shown the relevance of studying the problem of globalization in relation to emergency management. Nevertheless, this topic has been poorly studied in Russian science, while receiving some coverage abroad. This article examines both positive and negative aspects of the impact of globalization on the process of emergency management. The challenges of globalization include the emergence of new types of crises, the problem of preserving national sovereignty, uneven eff ectiveness of emergency management, diffi culty in coordinating actions, information threats, etc. The positive aspects include an increase in the effi ciency and speed of emergency response around the world, an increase in the resource base, as well as the transit of knowledge and technology. The author gives certain recommendations in overcoming the challenges of globalization to increase the eff ectiveness of its positive aspects on the process of emergency management, such as the creation of specialized international organizations, the creation of international emergency response strategies and the creation of operational channels for the exchange of reliable information.

Текст научной работы на тему «Управление чрезвычайными ситуациями и глобализация: вызовы современности»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 474-481 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 4, pp. 474-481

https://soziopolit.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-4-474-481, EDN: FIHMQK

Научная статья УДК 327.3

Управление чрезвычайными ситуациями и глобализация: вызовы современности

Сунь Есинь

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия,119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1 Сунь Есинь, аспирант кафедры политического анализа, holmemeng@gmail.com, https://orcid.org/0009-0008-9160-3259

Аннотация. Глобализация оказывает значительное влияние на процесс управления чрезвычайными ситуациями. Пандемия корона-вируса COVID-19 показала актуальность изучения проблемы глобализации применительно к управлению чрезвычайными ситуациями. Тем не менее данная тема слабо изучена в российской науке, получив при этом определенное освещение за рубежом. В статье рассматриваются как позитивные, так и негативные аспекты влияния глобализации на процесс управления чрезвычайными ситуациями. К вызовам глобализации можно отнести: появление новых типов кризисов; проблему сохранения национального суверенитета; неравномерность эффективности менеджмента чрезвычайными ситуациями; сложность в координации действий, информационные угрозы и пр. К позитивным аспектам относятся повышение эффективности и скорости реагирования на чрезвычайные ситуации по всему миру, увеличение ресурсной базы, а также транзит знаний и технологий. Даются определенные рекомендации по преодолению вызовов глобализации для повышения эффективности ее позитивного влияния на процесс управления чрезвычайными ситуациями, такие как создание специализированных международных организаций, разработка международных стратегий реагирования на чрезвычайные ситуации и создание оперативных каналов обмена достоверной информацией.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, менеджмент чрезвычайных ситуаций, глобализация, COVID-19, международное сотрудничество, суверенитет, оценка рисков, международные организации

Для цитирования: Сунь Есинь. Управление чрезвычайными ситуациями и глобализация: вызовы современности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023.Т. 23, вып. 4. С. 474-481. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-4-474-481, EDN: FIHMQK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Emergency management and globalization: Modern challenges Sun Yexin

Lomonosov Moscow State University, GSP-1 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russian Sun Yexin, holmemeng@gmail.com, https://orcid.org/0009-0008-9160-3259

Abstract. Globalization has a significant impact on the process of emergency management. The COVID-19 pandemic has shown the relevance of studying the problem of globalization in relation to emergency management. Nevertheless, this topic has been poorly studied in Russian science, while receiving some coverage abroad. This article examines both positive and negative aspects of the impact of globalization on the process of emergency management. The challenges of globalization include the emergence of new types of crises, the problem of preserving national sovereignty, uneven effectiveness of emergency management, difficulty in coordinating actions, information threats, etc. The positive aspects include an increase in the efficiency and speed of emergency response around the world, an increase in the resource base, as well as the transit of knowledge and technology. The author gives certain recommendations in overcoming the challenges of globalization to increase the effectiveness of its positive aspects on the process of emergency management, such as the creation of specialized international organizations, the creation of international emergency response strategies and the creation of operational channels for the exchange of reliable information. Keywords: emergencies, emergency management, globalization, COVID-19, international cooperation, sovereignty, risk assessment, international organizations

For citation: Sun Yexin. Emergency management and globalization: Modern challenges. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 4, рр. 474-481 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-4-474-481, EDN: FIHMQK

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 InternationalLicense (CC-BY 4.0)

Чрезвычайные ситуации могут возникать бальный характер. В условиях глобализации как в пределах отдельного замкнутого сообще- растет взаимная зависимость между странами ства (района, города, страны), так и иметь гло- и их регионами, и требуется формирование

Article

адекватного отклика на чрезвычайные ситуации и создание международных стратегий реагирования на них.

Актуальность изучения влияния глобализации на процесс управления чрезвычайными ситуациями обусловливается множественными факторами, связанными, с одной стороны, с природой глобализации, с другой - с текущей политической обстановкой в мире. Во-первых, глобализация, охватывающая экономику, политику, культуру и информационные потоки, создает новые вызовы и возможности для управления чрезвычайными ситуациями. Управление чрезвычайными ситуациями становится более успешным благодаря международному сотрудничеству и обмену опытом. Глобализация создает возможность для стран и организаций работать вместе для общего блага. Землетрясение в Турции и Сирии в 2023 г. показало пример глобального ответа на чрезвычайную ситуацию. В то же время глобализация создает и новые вызовы в силу глобальной интерконнекции. Глобализация делает мир более взаимозависимым. Экономические, политические и экологические события в одной части мира могут оказать воздействие на другие регионы. Ситуация с эпидемией коронавируса СОУШ-19 выявила проблемы, которые несет в себе глобализация на фоне распространения вирусных заболеваний. Глобализация ускоряет распространение угроз, таких как пандемии, террористические акты и кибератаки. Быстрый отклик и координация на мировом уровне становятся критическими для предотвращения катастрофических последствий. Пандемия ко-ронавируса стала беспрецедентным примером глобальной чрезвычайной ситуации и выявила новые проблемы, связанные с глобализацией в контексте менеджмента чрезвычайными ситуациями. Таким образом, изучение влияния глобализации на процесс управления чрезвычайными ситуациями не только актуально, но и необходимо для обеспечения безопасности и устойчивости мирового сообщества в условиях современных вызовов и угроз.

Данный вопрос слабо изучен в российской академической среде. Глобализация чаще рассматривается через призму экономических и политических кризисов. Определенное количество исследований существует в англоязычном научном пространстве. Например, можно выделить статью «Чрезвычайная политика после глобализации» коллектива авторов из Германии и Великобритании [1], «Глобализация, глобальное здравоохранение и катастрофы»

Р. Карки [2], «Глобализация стихийных бедствий: тенденции, проблемы и дилеммы» Д. Александера [3] и «Глобализация и глобальные риски: способы усовершенствования анализа рисков для повышения эффективности в противостоянии текущим угрозам» Т. Авена и Э. Зио [4]. В Китае в разное время также изучался этот вопрос. Так, в 2022 г. в Юньнань-ском университете прошла международная конференция «Глобализация и антиглобализация: проблемы и контрмеры международного сотрудничества в области управления чрезвычайными ситуациями». Таким образом, хотя данный вопрос достаточно активно изучается в международном научном пространстве, в российской академической среде данная тема имеет новизну.

Цель данного исследования - выявление основных вызовов и преимуществ глобализации для управления чрезвычайными ситуациями. Для этого будет изучен практический и теоретический опыт управления чрезвычайными ситуациями в условиях глобализации. К методологии исследования относятся анализ и синтез, контент-анализ и количественный анализ, анализ документов.

Термин «глобализация» был впервые употреблен в его современном значении Р. Роберт-соном в 1983 г. В целом выделяются несколько подходов к определению данного понятия.

Экономический подход. Глобализация -процесс, в рамках которого рыночные отношения, деньги, люди информация перемещаются с возрастающей частотой по всему миру, преодолевая все границы (религиозные, национальные, культурные и др.).

Политологический подход. Глобализация -процесс наращивания политологических институтов глобального уровня; мир становится единым и устойчивым.

Культурологический подход. Глобализация -процесс взаимопроникновения культурных символов и ценностей с доминантой западного влияния [5].

Французский профессор Б. Бади выделяет три измерения глобализации: глобализация как исторический процесс, глобализация как гомогенизация мира и культуры и глобализация как глобальная взаимозависимость, выражаемая в разрушении национального государственного суверенитета [6]. Именно в контексте последнего измерения следует изучать особенности менеджмента чрезвычайными ситуациями, который ранее традиционно относился к ведению органов внутренних дел государства. В новых

политических условиях, сочетающих в себе глобализацию и растущую напряженность в международных отношениях, правительства предпринимают попытки найти новые оптимальные механизмы управления чрезвычайными ситуациями, построенные на принципах баланса между внутренними (национальными) интересами, интересами участников и бенефициаров глобализационно-интеграционных процессов.

Следует отдельно остановиться на понятии чрезвычайной ситуации и ее положении в международной и российской правовой среде. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под чрезвычайными ситуациями (ЧС) подразумевается «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [7]. При этом под трансграничной ЧС подразумевается такая чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы территории Российской Федерации либо которые произошли за рубежом и их последствия затрагивают территорию РФ. «В числе наиболее опасных ЧС современности российская и мировая практика позволяет выделить военные и социально-политические конфликты, биолого-социальные ЧС (например, эпидемии), стихийные бедствия; техногенные катастрофы; информационные ЧС, кон-тракционные ЧС и комбинированные ЧС» [8].

Согласно Сендайской рамочной программе по уменьшению опасности бедствий на 20152030 гг. [9, р. 11], под катастрофой понимается серьезное нарушение функционирования общества в любом масштабе из-за опасных событий, приводящих к человеческим, материальным, экономическим и экологическим потерям и воздействиям. Чрезвычайная ситуация часто обозначается термином «катастрофа», как, например, в контексте биологических и техно-логических опасностей или чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, которые, однако, могут также относиться к опасным событиям, не приводящим к серьезному нарушению функционирования общества. Выделяют катастрофы (чрезвычайные ситуации) разного

масштаба (небольшого масштаба и крупномасштабные катастрофы), частоты (частые и нечастые ЧС) и скорости (медленно наступающая катастрофа и внезапная катастрофа). Под управлением чрезвычайными ситуациями в ООН подразумевается «организация и управление ресурсами и обязанностями для решения всех аспектов чрезвычайных ситуаций и эффективного реагирования на опасное событие или стихийное бедствие» [9, р. 16]. Также управление чрезвычайными ситуациями можно определить как «комплекс мероприятий, которые выполняются до, во время и после стихийного бедствия с целью предотвращения гибели людей, уменьшения воздействия стихийного бедствия на экономику и восстановления нормального или даже улучшенного положения дел» [10].

Разнообразие подходов к понятию «чрезвычайная ситуация» является лишь одним из множества вызовов управления ЧС в условиях глобализации. К одному из наиболее важных вызовов относится быстрое распространение угроз и событий. Глобализация обусловливает быстрое распространение различных угроз, таких как пандемии, природные катастрофы и кибератаки. Особенно эта проблема возникает в случае ЧС, связанных с распространением заболеваний. Глобализация и ее свойства являются катализаторами ускорения глобальных катастроф. Например, изменение климата может играть важную роль в возникновении и передаче определенных заболеваний; тенденция к урбанизации мирового населения, наряду со значительным ростом самой численности населения, является фактором, который может ускорить превращение эпидемических вспышек в пандемические бедствия благодаря социальной глобализации. Кроме того, вследствие экономической взаимозависимости растет и экономическая уязвимость. Глобализация связывает мировую экономику, и чрезвычайные ситуации могут иметь глобальные экономические последствия. Например, пандемия СОУШ-19 привела к серьезным экономическим последствиям по всему миру. Факторы глобализации делают социально-технические и экономические системы уязвимыми перед пандемиями, такими как пандемия коронавируса СОУШ-19, и затрудняет управление ЧС и кризисами в целом. Следовательно, ответные меры и реакция органов управления должны быть не менее быстрыми и глобальными.

Другой проблемой является сложность координации и сотрудничества. Управление ЧС требует сотрудничества и координации на

международном уровне, что может оказаться сложным из-за различий в политике, культуре, языке и правовых системах разных стран. Помимо проблемы недостаточно налаженных связей между органами власти одного уровня (например, министерствами здравоохранения и чрезвычайных ситуаций) существует проблема слабых связей между различными секторами и уровнями власти разных стран. Пандемия СОУШ-19 стала примером глобальной чрезвычайной ситуации, когда сотрудничество было необходимо между множеством ведомств, и закрытые внутренние системы часто представляли для этого преграду. Также существует проблема сохранения суверенитета государств в момент оказания ему международной помощи или при осуществлении сотрудничества при ЧС. Страны часто стремятся сохранить контроль над собственными территориями и ресурсами, даже в условиях кризиса. В таких ЧС, как природные бедствия или эпидемии, страны могут опасаться потери контроля над своей территорией и ресурсами, если они допустят международное вмешательство. Решение этой проблемы требует баланса между суверенитетом государств и необходимостью сотрудничества в чрезвычайной ситуации. Важно разработать механизмы сотрудничества и соглашения, которые бы учитывали интересы и права государств, но при этом обеспечивали эффективное реагирование на кризисы.

Кроме того, существует неравенство в подходах, стратегиях и ресурсах между развитыми и развивающимися странами. Хотя на сегодняшний день 101 государство-член ООН разработало стратегии действия во время ЧС, многие бедные ресурсами развивающиеся страны с трудом реализуют их без зарубежной помощи в развитии, наращивании потенциала и передаче технологий. Согласно уже упомянутой Сен-дайской рамочной программе по уменьшению опасности бедствий, одной из задач является укрепление международного сотрудничества с развивающимися странами в их стремлении реализовать свои национальные стратегии уменьшения опасности бедствий и минимизировать потери в результате стихийных бедствий.

К другим негативным последствиям глобализации в контексте управления ЧС можно отнести информационные вызовы, связанные с перегрузкой информационной среды дезинформацией и слухами. Это может затруднять эффективное принятие решений и коммуникацию в условиях кризиса. Частичное решение этой задачи связано с использованием новых

информационных технологий, таких как таксономия и семантический поиск на основе искусственного интеллекта.

Помимо проблем, связанных с усложнением процесса менеджмента ЧС, следует также выделить проблему появления новых видов катастроф и чрезвычайных ситуаций, по своей природе связанных или усиленных глобализацией. Условия, в которых могут происходить катастрофы, за последние годы кардинально изменились из-за глобализации, вызванной технологическими инновациями и мощной индустриализацией. К новым факторам, влияющим как на возникновение ЧС, так и на их интенсивность, относятся увеличивающаяся плотность населения, урбанизация, глобализация и изменение климата, а также цифровиза-ция. Например, глобальное изменение климата как новый вызов глобализации ведет к усилению как глобальных, так и региональных катастроф, таких как лесные пожары, наводнения, ураганы и даже затопления территорий целых государств [11]. Глобализация цифрового пространства также ведет к увеличению рисков новых катастроф техногенного характера, таких как угрозы кибербезопасности. В условиях глобализации кибератаки могут направляться на глобальные системы, включая критическую инфраструктуру и государственные органы, что создает угрозу для безопасности и стабильности. Глобализация политического пространства ведет к интенсификации людских потоков, влияет на миграцию и может вызывать гуманитарные кризисы, требующие координации мер по обеспечению безопасности, здоровья и жизнеспособности мигрантов и беженцев. С таким кризисом столкнулись европейские государства в 2015 г.

Таким образом, глобализация представляет целый комплекс вызовов, с которым государствам и научному сообществу еще предстоит справиться. Решение этих проблем требует согласованных усилий от государств, международных организаций, гражданского общества и частного сектора. Необходимо разрабатывать глобальные стратегии управления чрезвычайными ситуациями, улучшать международное сотрудничество и совершенствовать системы мониторинга, обмена информацией и реагирования на чрезвычайные ситуации.

С другой стороны, управление чрезвычайными ситуациями в условиях глобализации имеет и несколько преимуществ, которые могут способствовать более эффективной и координированной реакции на кризисные ситуации.

В первую очередь, это связано с большими возможностями в решении вопросов управления и предупреждения ЧС. Глобализация значительно расширяет ресурсы стран, столкнувшихся с ЧС, и возможности экспертизы. Она позволяет множеству стран и организаций объединить свои ресурсы и экспертизу для более эффективного управления ЧС. Мировое сообщество может предоставлять необходимые финансовые и технические ресурсы для борьбы с кризисами. Так, например, в 2020 г. Китай предоставил более 4,2 млрд защитных костюмов, 8,4 млрд наборов для тестирования и 372 млрд масок, а также другие необходимые поставки для борьбы с коронавирусом 150 странам и 13 международным организациям. Кроме того, 37 китайских медицинских экспертных групп были отправлены в 34 страны. В 2021 г. Китай предоставил более 2 млрд доз вакцины против СОУШ-19 более чем 120 странам и международным организациям, что сделало его ведущим поставщиком вакцин в мире [12].

В 2015 г. на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий была выдвинута Инициатива по климатическим рискам и системе раннего предупреждения. В рамках этой инициативы было привлечено 330 млн долл. для поддержки широкого спектра проектов для наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств, включая улучшенные прогнозы погоды и усовершенствованную систему предупреждения о внезапных наводнениях для стран Западной Африки. На Саммите по борьбе с изменением климата 2019 г. было запущено Партнерство по ранним действиям с учетом рисков, организованное секретариатом Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, цель которого - обезопасить 1 млрд чел. от стихийных бедствий к 2025 г. Другая организация, Партнерство Африканского Рога по раннему предупреждению и оперативным действиям, была создана в 2020 г. в Стокгольме. В состав Партнерства входят правительство Швеции, Межправительственный орган по вопросам развития, Управление ООН по уменьшению опасности бедствий и Всемирная продовольственная программа. Деятельность организации направлена на поощрение трансграничного сотрудничества и решение сохраняющихся проблем в области продовольственной безопасности и борьбе с засухами и их последствиями во всем регионе.

Глобализация способствует обмену опытом и лучшими практиками в области управ-

ления ЧС. Страны могут учиться друг у друга, изучать успешные кейсы и применять их в собственных регионах. В условиях глобализации легче обращаться за помощью к мировым экспертам и специалистам. Это особенно важно в случае научных и медицинских чрезвычайных ситуаций, таких как эпидемии или пандемии. Также страны могут обмениваться информацией в сфере НИОКР. Достижения науки в области метеорологии, прогнозирования погоды и спутниковых снимков, а также более эффективное управление рисками снижают потери во время чрезвычайных ситуаций. Однако в данный момент распределение современных технологий неравномерно, и глобализация может позволить решить проблему нехватки технологий в отдельных странах и регионах. На данный момент только половина из 193 членов Всемирной метеорологической организации имеет системы раннего предупреждения о множественных опасностях, и существуют серьезные пробелы в сетях метеорологических и гидрологических наблюдений в Африке, некоторых частях Латинской Америки и в островных государствах Тихого океана и Карибского бассейна. Китай активно участвует в обмене ресурсами с другими странами. Так, китайский Национальный научно-технический центр по уменьшению опасности бедствий, использующий в своей работе новейшие системы слежения, предоставляет мировому сообществу свои карты и спутниковые снимки, что возможно благодаря его партнерству с Платформой космической информации ООН и участию в Управление ООН по уменьшению опасности бедствий.

Глобализация также позволяет быстрее реагировать на ЧС. Международные организации и государства могут координировать свои действия и предоставлять помощь в более короткие сроки. В эпоху глобализации возможно своевременно принять глобальные ответные меры после возникновения стихийного бедствия и оказать существенную помощь пострадавшим странам и сообществам в восстановлении и поддержании в рабочем состоянии служб здравоохранения. Например, такой ответ на ЧС можно было наблюдать после землетрясения в Непале в 2013 г. Первая спасательная команда прибыла в день землетрясения. В течение следующих двух недель прибыло 76 городских спасательных и поисковых команд, включая 2242 человека персонала и 135 собак-спасателей из 31 страны. Они спасли сотни людей, оказали помощь еще тысячам и распределили продовольствие и материалы для укрытия в городских районах [2].

Таким образом, глобализация способствует усилению гуманитарных усилий в ответ на чрезвычайные ситуации. Гуманитарные организации и международные организации могут быстрее и эффективнее предоставлять помощь пострадавшим, хотя роль международных организаций в управлении чрезвычайными ситуациями остается спорной [1].

Таким образом, очевидно, что глобализа-ционные процессы, несмотря на имеющиеся отрицательные эффекты, в целом могут оказывать положительное воздействие на менеджмент ЧС. Следовательно, нет необходимости отказываться от вовлечения в эти процессы, однако требуется предпринять определенные усилия по повышению эффективности глобального сотрудничества в сфере ЧС. Повышение эффективности управления чрезвычайными ситуациями в условиях глобализации требует комплексного подхода и сотрудничества государств, международных организаций, гражданского общества и частного сектора.

В качестве одного из направлений по преодолению вызовов глобализации в области управления ЧС можно обозначить разработку глобальных стратегий реагирования. Эти стратегии должны быть адаптированы к конкретным регионам и секторам. Считается, что структура механизма международного сотрудничества по управлению чрезвычайными ситуациями должна включать четыре аспекта: организационную структуру управления чрезвычайными ситуациями, процедуры действий, гарантийную систему и правовую основу [13]. Отталкиваясь от этой общей системы и учитывая местные и ситуативные особенности, государства и организации могут разрабатывать стратегии реагирования для преодоления одного из важнейших признаков кризиса - неожиданности. Кроме того, создание стратегий может дать возможность обходить узкие места в законодательстве и позволять избегать конфликтных ситуаций, связанных с такими вопросами, как суверенитет, национальный интерес и глобальная безопасность.

В борьбе с вызовами глобализации может помочь создание международных механизмов сотрудничества. Страны должны активно сотрудничать через международные организации, такие как ООН, Всемирная здравоохранительная организация и другие, для обмена информацией, ресурсами и экспертизой в чрезвычайных ситуациях. Вовлечение международных организаций, действующих в правовом поле и выступающих с нейтральных позиций, могут

позволить избежать трений относительно вмешательства в суверенные дела государства. Также необходимо разработать более совершенные механизмы обмена информацией между странами. Повышение прозрачности позволит снизить градус недоверия между странами. С другой стороны, необходимо разработать правовые механизмы, позволяющие избегать ситуаций, когда под видом помощи при ЧС одно государство насильно вмешивается во внутренние дела другого государства.

Также важным направлением, на которое необходимо обратить более пристальное внимание, является обучение и обмен технологиями. Государства и международные организации должны инвестировать в обучение и подготовку персонала для управления ЧС. Также глобальное сообщество должно инвестировать в гуманитарные и медицинские ресурсы, чтобы быстро реагировать на кризисные ситуации. Это позволит снизить разрыв между развитыми и развивающимися странами и тем самым -необходимость непосредственного вмешательства во внутренние дела государства.

Следует также развивать науку по управлению ЧС. Это касается как практических, так и теоретических аспектов. Развитие и внедрение современных технологий, таких как системы мониторинга, связи и аналитики данных, может улучшить способность реагировать на чрезвычайные ситуации. Эффективное использование цифровых инструментов может ускорить процессы управления. С развитием новых технологий, таких как искусственный интеллект и автоматизированные системы, управление чрезвычайными ситуациями требует адаптации к современным средствам и методам.

Необходимо разрабатывать новые подходы к оценке рисков. В целом существует множество способов категоризации проблем риска. Многие из них связаны с серьезностью последствий и степенью их неопределенности [14]. Эти перспективы и подходы, которые в значительной степени можно рассматривать как научные школы, включают в себя такие направления, как «наука о безопасности» (включая социотехнические аспекты, теорию сложности и анализ устойчивости), «управление рисками и системные структуры рисков», «постнормальная наука», «управление качеством и наука о рисках» [4]. Повышение эффективности управления чрезвычайными ситуациями в условиях глобализации требует совместных усилий и стратегического планирования на мировом, региональном и национальном уров-

нях. Согласно современным подходам к оценке рисков «открытость, прозрачность, диалог и участие являются общими чертами систем разумного управления рисками» [4]. В условиях глобализации необходимо быть готовым к различным типам сценариев, в том числе непредсказуемым. Следует опираться на имеющиеся знания и укреплять их, именно подход к преодолению рисков, основанный на адаптации и обучении, является наиболее эффективным.

Страны и организации должны работать над согласованием и стандартизацией процедур и протоколов управления чрезвычайными ситуациями. Это позволит улучшить координацию и обмен информацией. Транснационализация политики ЧС требует переосмысления концепции и динамики, окружающей ее. Если ранее, например у Шмитта [15], управление чрезвычайными ситуациями ассоциировалось с образом единоличного и единовластного лидера государства-диктатора, берущего на себя всю полноту власти в период кризиса, то сейчас необходимо перейти к более диффузным формам власти, осуществляемой на меж-, над- или транснациональном уровне. Создание сетевых партнерств между государственными и частными секторами может способствовать более гибкому и ресурсосберегающему управлению ЧС.

Глобализация является важным фактором формирования современной политики в сфере управления ЧС. События 2020-х гг., а именно пандемия коронавируса СОУШ-19, и последствия глобального изменения климата указывают на неизбежность и необратимость процессов глобализации. Мировая общественность столкнулась с новой реальностью, где ЧС невозможно управлять исключительно на внутриполитическом уровне. Таким образом, изучение вызовов и перспектив глобализации является важным аспектом современной науки об управлении ЧС.

К основным вызовам глобализации можно отнести следующие. Во-первых, это проблема национального суверенитета государств. Хотя ЧС чаще всего относится к ведению органов внутренних дел, в некоторых случаях - когда чрезвычайная ситуация имеет глобальный характер или когда государство не в состоянии справиться с последствиями гуманитарной катастрофы самостоятельно - возникает вероятность включения в проблему иностранных государств и международных организаций. Нежелание ослаблять суверенитет может привести к росту жертв катастрофы или неадекват-

ному информированию мирового сообщества о последствиях ЧС. С другой стороны, чрезмерное присутствие иностранного государства в пространстве ЧС может привести к частичной потере суверенитета. Государствам необходимо искать баланс между глобальным менеджментом ЧС и суверенной внутренней политикой. Возможным решением может стать активное вовлечение международных организаций в создание совместных международных механизмов и стратегий реагирования на ЧС.

Во-вторых, это неравномерность технического и профессионального оснащения стран в области управления ЧС. Многие развивающиеся страны не в состоянии самостоятельно реагировать на кризисы без гуманитарной помощи со стороны развитых стран. Необходимо развивать не только каналы гуманитарной помощи, направленной на решение конкретных задач при отдельно взятых ЧС, но также и инвестировать в развитие технологий, обучение специалистов и формирование эффективной политики для создания более сбалансированной глобальной системы управления ЧС.

В-третьих, важно понимать, что глобализация мирового пространства как явление уже изменило природу многих ЧС. Растет угроза глобальных чрезвычайных ситуаций, таких как пандемии заболеваний и киберугрозы. Также большую угрозу представляет глобальное изменение климата, ведущее к интенсификации природных катастроф по всему земному шару. В связи с этим необходимо пересмотреть стратегии реагирования на ЧС и создать более эффективные механизмы по их предотвращению и регулированию.

Тем не менее глобализация сама по себе может привносить не только угрозы и вызовы, но и позитивные тенденции в области менеджмента ЧС. Процесс глобализации значительно расширил ресурсные возможности стран и снизил риски и негативные последствия ЧС, особенно для развивающихся стран. Кроме того, благодаря глобализации стал возможен транзит технологий и информации между странами и регионами. Это повысило эффективность в предсказании, предотвращении и управлении ЧС. Таким образом, несмотря на очевидные вызовы, глобализация значительно повысила скорость и эффективность управления ЧС по всему миру.

Нет необходимости в отказе от процесса глобализации в области управления ЧС, вместо этого необходимо предпринять ряд действий, направленных на повышение эффективности

международного сотрудничества: создавать новые механизмы в области сотрудничества и обмена информацией, а также использовать новые подходы к оценке рисков в условиях глобализации. Процесс международной интеграции органов, отвечающих за реагирование на ЧС, должен происходить в условиях взаимного уважения к суверенитету и строго регулироваться международным правом. Наиболее эффективными направлениями можно считать создание специализированных международных организаций, международных стратегий реагирования на ЧС, а также оперативных каналов обмена достоверной информацией.

Список литературы

1. Heupel M., Koenig-Archibugi M., Kreuder-Sonnen C., Patberg M., Séville A. Emergency politics after globalization // International Studies Review. 2021. Vol. 23, iss. 4. Р. 1959-1987. http://dx.doi.org/10.1093/ isr/viab021

2. Karkee R. Globalization, Global Health, and Disaster // Front Public Health. 2015. Art. 262. https://doi. org/10.3389/fpubh.2015.00262

3. Alexander D. Globalization of disaster: Trends, problems and dilemmas // Journal of International Af-fairs.2006. Vol. 59, iss. 2. Р. 1-22.

4. Aven T., Zio E. Globalization and global risk: How risk analysis needs to be enhanced to be effective in confronting current threats // Reliability Engineering & System Safety. 2021. Vol. 205, iss. 8. Art. 107270. http:// dx.doi.org/10.1016/j.ress.2020.107270

5. Глобализация: проблемы конкуренции и интеграции : сб. ст. / сост. М. И. Гельвановский. М. : РГГУ, 2013. 208 с.

6. David D. Badie В. Lafindesterritoires. Essai sur le désordre international et l'utilité sociale du respect // Politique Étrangère Année. 1996. Vol. 61, iss. 1. Р. 220-221.

7. О защите населения и территорий от чрезвычай-

ных ситуации природного и техногенного характера : федер. закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 14.04.2023). Доступ из справ.-правовоИ системы «КонсультантПлюс».

8. Вакарёв А. А. Гуманитарные общественные организации в системе по чрезвычайным ситуациям современной России // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 93-96

9. Proposed Updated Terminology on Disaster Risk Reduction: A Technical Review. The United Nations Office for Disaster Risk Reduction, August 2015. URL: https://www.preventionweb.net/files/45462_back-goundpaperonterminologyaugust20.pdf (дата обращения: 07.09.2023).

10. Altay N, Green W. G. OR/MS research in disaster operations management // European Journal of Operational Research. 2006. № 175. Р. 475-493. http://dx.doi. org/10.1016/j.ejor.2005.05.016

11. Лоскутов Э. Е., Марков С. А. Изменения климата и предупреждение рисков катастроф // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9, № 4 (34). С. 94-97.

12. Luo Zh. China's Foreign Aid and International Development Cooperation in a COVID-19 Pandemic World // China International Development Cooperation Agency. June 2022. URL: http://subsites.chinadaily.com.cn/ cidca/2022-06/14/c_770501.htm (дата обращения: 07.09.2023).

13. цшш, Шт.

// 2008 (Ма Хуйминь, Ян Цин. Исследование механизма международного сотрудничества для экстренного управления внезапными общественными кризисами // Журнал Уханьского технологического университета: издание по информатике и менеджменту. 2008 г. Вып. 6. C. 944-947).

14. Aven T. The Science of Risk Analysis: Foundation and Practice. New York : Routledge, 2020. 330 p.

15. Schmitt С. Political Theology. Four Chapters on the Concept of Sovereignty. Chicago : University of Chicago Press, 2005. 70 p.

Поступила в редакцию 17.09.2023; одобрена после рецензирования 27.09. 2023; принята к публикации 29.09.2023 The article was submitted 17.09.2023; approved after reviewing 27.09. 2023; accepted for publication 29.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.