(CC)
DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-3-38-46 УДК 338.24(045) JEL F02, M12, О35
Перспективы инновационного развития международной кооперации в целях экономической безопасности населения
Статья посвящена анализу современных тенденций возрастания глобальных рисков, сохранения опасностей и угроз природных, техногенных и биолого-социальных катастроф, появления новых вызовов планетарного масштаба, которые могут привести к мировым кризисным ситуациям. Методологическая база исследования включает теории конструирования новой системы экономического межгосударственного гуманитарного взаимодействия. При этом применены методы анализа и синтеза, аналогий и наблюдения, экспертных оценок. Рассмотрен опыт создания институциональных совместных организаций в сфере обеспечения общественной безопасности на международном уровне; сформирован механизм и подготовлены методические рекомендации по инновационному развитию в области преодоления кризисных ситуаций и реализации рамочной программы уменьшения опасности бедствий. Проведен анализ этапов построения системы международного гуманитарного реагирования с различными странами. Предложены направления инновационного развития международной кооперации в целях экономической безопасности населения. Изучение опыта создания институциональных совместных организаций позволило предложить экономическую модель, отвечающую принципам и духу международного права. Разработанные рекомендации смогут обеспечить Российской Федерации инновационно-технологический прорыв в международной гуманитарной сфере. Результаты исследования могут быть использованы органами государственного управления при формировании и реализации национальной международной политики развития гуманитарного двухстороннего и многостороннего сотрудничества в области гуманитарных проектов, экономической безопасности населения и предотвращения катастроф и кризисов.
Ключевые слова: инновационное развитие; управление рисками; гуманитарная сфера; организационные основы; экономическая безопасность; международное взаимодействие
Для цитирования: Пучков В.А. Перспективы инновационного развития международной кооперации в целях экономической безопасности населения. Учет.Анализ. Аудит. = Accounting.Analysis.Auditing. 2020;7(3):38-46. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-3-38-46
Prospects for Innovative Development of International Trade Cooperation for the Population Economic Security
The paper reveals the analysis of modern trends of increasing global risks, the preservation of dangers and threats of natural, man-made and bio-social disasters, the emergence of new challenges on a global scale that can lead to global crisis situations. The methodological base of the study includes theories of constructing a new system of economic
© Пучков А. В., 2020
В.А. Пучков
ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Москва, Россия
https://orcid.org/0000-0003-1118-3714
АННОТАЦИЯ
V.A. Puchkov
Public Joint Stock Company "United Aircraft Corporation", Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0003-1118-3714
ABSTRACT
interstate humanitarian interaction. In this case, there have been applied analysis methods and synthesis, analogies, observations and expert assessments. The study considered the experience of creating institutional joint companies in public security at the international level. There was formed a mechanism as well as methodological recommendations have been prepared for innovative development in the field of crisis management and implementation of the framework program for disaster risk reduction. The analysis of the stages of building an international humanitarian response system with different countries is carried out. The directions of innovative development of international cooperation for the purpose of economic security of the population are proposed. The study of the experience of creating institutional joint organizations allowed to propose an economic model that meets the principles and spirit of international law. The developed recommendations will provide the Russian Federation with an innovative and technological breakthrough in the international humanitarian sphere. The results of the research can be used by public authorities in the formation and implementation of national international policiy for the development of humanitarian bilateral and multilateral cooperation in the field of humanitarian projects, economic security of the population and the prevention of disasters and crises.
Keywords: innovative development; risk management; humanitarian field; organizational bases; economic security; international cooperation
For citation: Puchkov V. A. Prospects for innovative development of international trade cooperation for the population economic security. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2020;7(3):38-46. (In Russ.). DOI: 10.26794/24089303-2020-7-3-38-46
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время нарастают глобальные опасности и угрозы, возникают новые вызовы планетарного масштаба, требующие всемерного укрепления международного взаимодействия. Международное сотрудничество в гуманитарной сфере в современных условиях способствует гармонизации отношений между странами [1], однако при этом усиливается финансовая, экономическая, технологическая, социальная и культурная конкуренция между странами на всех континентах. Яркая значимость международного взаимодействия, зависимость от совместной работы состояния государственных систем экономики, финансов, транспорта, туризма и других сфер жизни и деятельности людей проявляется ныне в условиях угрозы пандемии острых вирусных респираторных инфекций. Россия является активным участником межгосударственных процессов, поэтому необходимо разработать стратегию инновационного развития всех видов такого взаимодействия. Она неукоснительно выполняет все межгосударственные соглашения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров и иных бедствий; в короткие сроки оперативно принимает решения, быстро реагирует на бедствия в зарубежных странах и профессионально осуществляет управление в гуманитарной области; участвует в работе авторитетных организаций и проведении различных акций мирной направленности, осуществляемых на двусторонней и многосторонней основе.
За последние годы нашей страной проведено множество гуманитарных операций как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Особенно актуальной эта деятельность становится в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономической, финансовой сферах, рецессии мировой экономики. Учитывая международный масштаб возможных и уже действующих угроз, необходимо решить ключевые задачи по формированию комплексной системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования и профилактики катастроф, обеспечения экономической безопасности населения, а также сформировать основы нового экономического механизма инновационного развития такого взаимодействия.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Исследования перспектив инновационного развития международной кооперации в целях экономической безопасности населения, выполненные на базе изучение открытых материалов и многолетней практической деятельности автора статьи по линии организации внутренних и международных мероприятий чрезвычайного гуманитарного характера, позволяют сделать ряд обобщающих выводов и рекомендаций.
Во-первых, оценивая итоги работы системы чрезвычайного реагирования, можно со всей определенностью заявить, что в последние годы Российской Федерацией проведено большое число сложных международных гуманитарных операций в различных уголках земного шара. Жизненно необ-
ходимые населению товары первой необходимости в виде продуктов питания, медикаментов, одежды, стройматериалов и иные в виде бесплатной помощи после произошедших масштабных стихийных бедствий и катастроф в Эквадоре, Кении, Мозамбике, Иордании, Ираке, Филиппинах были доставлены в эти страны.
Во-вторых, наряду с этим видом оказания помощи следует отметить проведение российскими специалистами аварийно-спасательных, поисковых и специальных работ международными спасательными силами в Сербии, Никарагуа, Индонезии и других государствах. За последнее пятилетие грандиозным масштабным мероприятием стала проведенная российскими спасателями эвакуация из опасных регионов мира более 2 тыс. граждан нашей страны и соседних государств, потушены сложные природные пожары в Сербии, Индонезии, Португалии, Израиле, Чили. Организовано проведение санитарно-ави-ационной эвакуации на родину тяжелобольных и пострадавших российских граждан из зарубежных государств.
По произведенным оценкам, только за счет взносов Российской Федерации в фонды международных организаций за последние годы была оказана существенная помощь населению 30 государств, которым доставлено более 150 тыс. тонн гуманитарных грузов в пострадавшие от бедствий страны1. Помощь в виде продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости оказана миллионам людей в зонах стихийных бедствий. Данные форматы международного взаимодействия обеспечивают продвижение российских технологий и современных инновационных подходов в зарубежные страны.
Надо отметить, что Россия остается серьезным партнером на международной арене, наращивая мягкую силу продвижения своих интересов и одновременно стараясь уменьшить последствия санкционного давления со стороны ряда зарубежных государств. К сожалению, в последнее время международная гуманитарная деятельность замедлилась, причем не по вине нашей страны, поэтому сейчас особенно важно отыскать более прогрессивные, соответствующие государственной политике России форматы работы в гумани-
1 ООН. Оказание гуманитарной помощи. URL: https://www. un.org/ru/sections/what-we-do/deliver-humanitarian-aid (дата обращения: 25.09.2019).
тарной сфере с международными организациями, определить приоритетные задачи и получить практические результаты продвижения своих интересов. В этой связи для наращивания потенциала национальной безопасности и реализации стратегических приоритетов укрепления страны представляется необходимым развивать участие региональных инновационных систем экономической безопасности в рамках приграничного сотрудничества [2]. Актуальными становятся деятельность по реализации первоочередных направлений инновационного развития международной кооперации в целях экономической безопасности населения, оказание материальной помощи каждому пострадавшему человеку в зонах бедствий, выплаты компенсаций за утрату имущества первой необходимости и соответствующих компенсаций за причинение вреда здоровью. Одновременно с этим реализация неукоснительного соблюдения его личных прав, восстановление жилья, систем жизнеобеспечения, социальной и медицинской помощи становятся приоритетом гуманитарной деятельности. Защита жизненно важных интересов человека и его экономическая безопасность в любой точке земного шара становятся важной парадигмой XXI в., что еще раз доказала деятельность по преодолению угрозы пандемии.
Экономически целесообразно, чтобы финансовые средства, выделяемые в виде российских донорских взносов, возвращались в российскую экономику путем закупки в гуманитарных целях продукции нашего производства и доставки ее в пострадавшие государства российскими организациями, чтобы обеспечить большую загрузку местных предприятий2.
В связи с этим требуется реализация новых организационных основ формирования комплексной системы международного чрезвычайного гуманитарного реагирования и профилактики катастроф, а также решение других проблем. Для этой совместной деятельности необходимо привлечь федеральные структуры, регионы страны, общественные благотворительные фонды и организации.
2 Текущая ситуация с донорскими взносами Российской Федерации на оказание продовольственной помощи по ли-
нии международных организаций. URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/un/-/asset_publisher/U 1StPbE 8y3al/content/ id/189674 (дата обращения: 25.09.2019).
ПЕРСПЕКТИВЫ
В целях наращивания потенциала инновационного развития международного гуманитарного взаимодействия целесообразно решить комплекс приоритетных задач.
Во-первых, обеспечить активное участие России в работе по совершенствованию системы такого рода реагирования, укреплению потенциала стран и регионов в борьбе с бедствиями и катастрофами, расширению и повышению эффективности сфер совместной деятельности.
Представляется необходимым последовательно продвигать российскую инициативу по формированию глобальной сети кризисных центров, а также центров реагирования и учебно-практического профиля. В частности, для этого Российской Федерацией создан в Швейцарии Международный координационно-информационный центр по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что обеспечивает продвижение российских инновационных цифровых технологий в европейских странах [3].
Наша страна должна оставаться надежным стратегическим партнером многих международных организаций, укрепляя и развивая их авторитет под эгидой ООН [4]. Подписание соглашений о стратегическом партнерстве является ключевым аспектом и создает условия формирования прочной нормативной правовой основы для дальнейшего взаимодействия в области безопасности жизнедеятельности населения.
В качестве подтверждения практической линии России на продолжение действенной политики в этом направлении приведем пример создания и достаточно эффективного функционирования Российско-Сербского гуманитарного центра в г. Ниш, который был учрежден на основании межправительственного соглашения между Правительствами Российской Федерации и Республики Сербия3. С учетом накопленного опыта создан и развивается Российско-Армянский центр гуманитарного реагирования в городе Ереване. Центр осуществляет поддержку поисково-спасательных операций, разминирования, тушения пожаров, предоставления и доставки срочной гуманитарной помощи населению, а так-
3 Российско-сербский Гуманитарный центр. URL: http:// www.ambasadarusije.rs/ru/rossiisko-serbskii-gumanitarnii-centr (дата обращения: 25.09.2019).
же готовит специалистов для противопожарных и аварийно-спасательных органов4.
Оба этих центра созданы в целях обеспечения оперативного реагирования на бедствия в соседних государствах. Они являются межправительственными некоммерческими организациями, пользующимися правами юридического лица и выполняющими широкий круг задач. Ими проведен ряд операций по оказанию помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров и иных бедствий на территории Сербии, Албании, Греции, Словении и иных стран, а также другие важные общественно значимые акции.
На основе опыта деятельности названных центров представляется целесообразным активизировать международное взаимодействие с европейскими и иными странами по вопросам борьбы с чрезвычайными ситуациями, природными пожарами и иными бедствиями, совместного противодействия масштабным катастрофам. Повседневная работа центров свидетельствует о значительном потенциале международного взаимодействия в сфере предупреждения бедствий, внедрения российских разработок антикризисного управления и общего согласованного решения региональных гуманитарных вопросов.
В Латиноамериканском регионе по поручению Президента Российской Федерации открыт и функционирует Российско-Кубинский учебный центр, который осуществляет подготовку специалистов по-жарно-спасательного профиля для стран Карибского бассейна. В центре функционируют лаборатории по изучению основ электротехники, электробезопасности и исследованию материалов, автотренажер для водителей пожарных машин, мини-полигоны и полоса препятствий для тренировок, комплексы специальной физической подготовки, однако требуется наращивание его учебно-методической базы новейшими инновационными разработками, привлечением к работе высококвалифицированных педагогов.
Международной общественности широко известна проведенная более 20 лет назад широкомасштабная гуманитарная миссии «Фокус» по оказанию разноплановой помощи населению
4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о создании Российско-Армянского центра гуманитарного реагирования. URL: http://docs.cntd.ru/document/420295816 (дата обращения: 25.09.2019).
и восстановлению социальной инфраструктуры пострадавшим в 1999 г. в результате авианалетов на Балканах. Об этой трагедии неоднократно публиковались обширные материалы и исследования [5]. Участниками этой уникальной акции тогда были Австрия, Греция, Россия, Швейцария, а методическую проработку этой грандиозной операции выполняла международная группа экспертов. Впоследствии, подобно этой, группа экспертов, включающая в себя специалистов различного профиля, провела исследования состояния городов и населенных пунктов, промышленных и других объектов, а также оценила экологическую обстановку и выполнила радиационный мониторинг местности на территории Сербии, Воеводины, Косово и Метохии5. Было подготовлено и организовано выполнение более 10 гуманитарных проектов по восстановлению объектов здравоохранения и жизнеобеспечения, энергоснабжения, нефтеперерабатывающих комплексов, фармацевтической индустрии, горнообогатительного комбината, автомобильных, авиационных и других предприятий экономики, разрушенных в результате воздушных авианалетов. Заметим, что активную роль в методическом обеспечении этих актов приняли российские специалисты, значительным оказался также удельный вес ресурсной помощи со стороны Российской Федерации. Дружеский гуманитарный вклад России способствовал повышению престижа нашей страны у жителей зарубежья, поэтому и в новых условиях необходимо целенаправленно продолжить наращивание потенциала российского реагирования за рубежом путем развития гуманитарных центров [6].
Требованием времени является переоценка возможностей существующих организационных основ формирования комплексной системы быстрого международного реагирования и профилактики катастроф, а также разработка более совершенных действий, отражающих новые реалии на основе современных инновационных форм и методов работы6. Реализация разработанных методических рекомендаций позволит придать новый импульс активному международному взаимодействию по
5 Заключение Комиссии по международно-правовой оценке событий вокруг Союзной Республики Югославии. URL: http://docs.cntd.ru/document/901741244 (дата обращения: 25.09.2019).
6 Digital Globalization: The New Era of Global Flows. New
York: McKinsey Global Institute; 2016. 156 p.
инновационному развитию в области реализации рамочной программы уменьшения опасности бедствий, преодоления кризисных ситуаций и ликвидации чрезвычайных ситуаций [7].
Во-вторых, выполнить комплекс дополнительных мероприятий по перспективам внедрения программы современного экономического механизма инновационного развития международного взаимодействия на федеральном уровне и в регионах страны в рамках реализации национальных проектов и государственных программ [8]. Предлагается выстроить новый экономический механизм оказания гуманитарной помощи на основе пересмотра традиционных подходов организации деятельности посреднических структур. Финансовые, материальные средства и другие ресурсы должны направляться на места в целях осуществления адресной помощи пострадавшим, беженцам и вынужденным переселенцам с учетом национальных особенностей и традиций пострадавших. Принимающая сторона должна самостоятельно осуществлять учет, распределять объемы необходимой помощи и осуществлять контроль за эффективным использованием финансовых и материальных средств, продовольствия, медикаментов и различного имущества, направляемых в зоны бедствий в качестве гуманитарной поддержки, а также проводить аудит результатов работы.
Отметим, что планомерное развитие международной системы защиты населения от вызовов и угроз современного мира остается объективной необходимостью, к тому же, усиление кооперации позволяет правильнее расставить стратегические приоритеты в сфере уменьшения опасности бедствий населения, сформировать новые подходы к более качественному распределению экономических, интеллектуальных и иных ресурсов в современных социально-экономических условиях [9].
Необходимо последовательно обеспечить реализацию стратегических и программных документов международного взаимодействия по реализации рамочной программы по уменьшению опасности бедствий на 2015-2030 гг., которая была одобрена в Сендае (Япония) на третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий7.
7 Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг. UNISDR/GE/2015 - 1^иХ RU. Первое издание. 2015.
Знаковым историческим событием в международной деятельности стало представление на пленарном заседании в Нью-Йорке в рамках семьдесят первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложений России по конкретным мерам чрезвычайного гуманитарного реагирования и перспективам развития такой помощи на современном этапе8. Выступление руководителя Российской Спасательной Службы на данном заседании было единогласно поддержано участниками и подчеркнуто, что подобные фундаментальные разработки могут реально содействовать усилению координирующей роли ООН и объединению усилий всех государственных институтов, общественных объединений развитых стран, а также активному подключению к этой работе развивающихся государств [10].
Результаты исследований показывают, что в нынешней обстановке необходимо осуществить поэтапное формирование нового экономического механизма инновационного развития международного взаимодействия в гуманитарной области, продолжить наращивание потенциала новых экономических трендов этой деятельности, увеличивая значимость многостороннего российского присутствия в экономической, образовательной, культурной сферах [11].
В-третьих, продолжить реализацию предложенных практических рекомендаций по повышению значимости Российской Федерации в международной системе оказания чрезвычайной помощи. Организовать деятельность в качестве надежного донора Центрального фонда чрезвычайного реагирования ООН и других международных структур. Наша страна предоставляет экспертов для Группы ООН по оценке последствий стихийных бедствий и координации реагирования (ЮНДАК), спонсирует подготовку и участие в полевых миссиях специалистов из развивающихся стран [4].
Только за последние годы Россия направила через международные организации значительные финансовые средства на оказание срочной продовольственной, медицинской и другой необходимой помощи пострадавшим. В рамках данного направления требуется продолжить укрепление лидерских позиций нашей страны в этом антикризисном взаимодействии, развивать глобальную сеть взаимодействия разных точек мира путем
8 RIA. URL: https://ria.ru/20161208/1483086222.html?in=t (дата обращения: 26.09.2019).
повышения ее потенциала в данной сфере и активного участия в столь важных и необходимых операциях и проектах [10].
Очень важно продолжить практику проведения межстрановых мероприятий в различных форматах по обмену опытом в области уменьшения опасности бедствий всех стран мира, оценки наработанного партнерами опыта внедрения инновационных подходов построения национальных платформ защиты населения от катастроф. Она позволит современной России совершить инновационно-технологический прорыв в международной гуманитарной сфере, практически решить задачу по совершенствованию механизмов управления рисками и реализации стратегии уменьшения опасности бедствий [12].
В-четвертых, организовать практическую реализацию приоритетов предложенного модифицированного подхода на основе теоретических и практических итогов проведенных исследований [13].
В настоящее время, несмотря на введенные санкции и другие проблемы, требованием времени является дальнейшее укрепление авторитета Спасательной Службы России на международной арене, а достижения и опыт боевой работы российских пожарных и спасателей должны доводиться до коллег и специалистов развитых стран мира. Следует продолжить энергичную работу по организации взаимодействия спасательных служб разных государств на базе глобальных прогнозов [14].
Масштабные природные пожары в Австралии и других регионах мира, борьба с угрозой масштабной пандемии, которые привели к колоссальным потерям, доказывают необходимость наращивания потенциала международного гуманитарного реагирования, взаимодействия в борьбе с природными катаклизмами, создания мощной многонациональной специализированной группировки сил спасателей. Они должны быть подготовлены к борьбе со стихийными бедствиями: природными пожарами, наводнениями, засухой, землетрясениями и другими катастрофами. Не менее важной становится необходимость подготовки подразделений, внедрения инновационных технологий по противодействию бедствий биолого-социального характера на основе опыта предыдущих лет в 2010-2018 гг. борьбы с массовыми заболеваниями, которые вызвали вирусы и бактерии лихорадки Эбола, сибирской язвы, свиного гриппа, атипичной пневмонии, аденовируса, коронавируса, других
известных человечеству заболеваний и их новых мутаций.
Это обеспечит в перспективе продвижение на международные рынки российских инновационных технологий и станет важным шагом к повышению уровня современных отечественных технологий в сфере защиты жизни и здоровья людей.
Поэтому необходимо реализовать приоритеты инновационного развития международной кооперации в целях экономической безопасности населения и оказания разносторонней помощи пострадавшим людям в зонах бедствий или карантинных мероприятий, осуществления выплат соответствующих компенсаций. Первостепенной становится адресная поддержка многодетных семей и людей с хроническими заболеваниями. Восстановление жилых домов, систем жизнеобеспечения, социальной и медицинской помощи должно стать сферой ответственности органов государственного управления и международных гуманитарных организаций.
Защита жизни и здоровья людей, жизненно важных интересов человека и его экономическая безопасность становятся основной целью гуманитарной работы. При этом целесообразно задействовать базовые основы экономического развития экономики развитых стран мира [15].
Одновременно с этим необходимо создать механизм координации Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга и защиты населения от угроз из космоса, которая является актуальной инновационной задачей [16]. Для этого силами космических держав целесообразно сформировать совместную научную группу и разработать регламенты для специализированных служб сил и средств противодействия угрозам из космоса с учетом полученного опыта реальных действий по защите населения от астероидной и метеоритной опасностей и формирования инновационных сегментов в системах антикризисного управления.
Одновременно с этим необходимо доработать систему информирования населения о метеоритной и астероидной опасностях, разработать рекомендации по правилам действий в данных условиях. Человечество совместными усилиями способно решить эту сложнейшую проблему с привлечением известных авторитетнейших в мировом сообществе ученых и практиков, способных предложить и внедрить новейшие инновационные
технологии защиты земли от космических угроз9. Этот проект позволит придать импульс космическим программам взаимодействия в гуманитарной сфере, значимость которой возрастает.
Для координации вышеуказанной деятельности на постоянной основе из специалистов разных стран должна быть создана комплексная рабочая группа по разработке предложений по внедрению инновационных подходов защиты населения и территорий от метеоритных и астероидных опасностей [17]. Угрозы из космоса представляют собой реальные вызовы человечеству, а особенно городам, инфраструктуре, другим коммуникациям, и задача парирования ее может быть решена только совместными усилиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование убедительно показало, что в современных условиях необходим новый модифицированный подход к управлению проектами взаимодействия [18], отвечающий принципам и духу международного права. В свете этого автором предложены практические рекомендации, позволяющие Российской Федерации совершить инновационно-технологический прорыв в международной гуманитарной сфере.
Инновационное развитие взаимодействия в области экономической безопасности населения и осуществления гуманитарной деятельности на основе нового модифицированного подхода имеет значительный потенциал и перспективы. Особенно важна новизна этого подхода для повышения экономической, финансовой и социальной эффективности работы в условиях многонационального характера.
Предложенная модель инновационного развития международной гуманитарной помощи, практические рекомендации по инновационному развитию в области реализации рамочной программы уменьшения опасности бедствий и преодоления кризисных ситуаций позволят придать новый импульс взаимодействию между странами.
Результаты исследования могут быть использованы органами государственного управления при формировании политики в области инновационного развития международной кооперации безопасности населения и решения важнейших задач гуманитарной направленности.
9 Implementation of the International Strategy for Disaster Reduction. Report of the Secretary-General. United Nations. General Assembly. (Doc. UN A/70/282.2015.4 August). 18 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Тихомиров С. Международное противодействие глобальному росту экономического ущерба от стихийных бедствий. Мировая экономика и международные отношения. 2017;61(11)93—101. DOI: 10.20542/01312227-2017-61-11-93-101
2. Рубан Д. А. Региональные инновационные системы и экономическая безопасность страны. Мат. междунар. науч-практ. конф. «Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система обеспечения» (Москва, 28 апреля 2016 г.). М.: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»; 2016:304-309.
3. Кувшинов А. В. Деятельность специализированных организаций ООН и МОГО по вопросам борьбы с катастрофами в начале XXI в. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016;16(1):114-123.
4. Харитонова Е. М. Помощь в чрезвычайных гуманитарных ситуациях в системе ООН: вызовы и риски. Пути к миру и безопасности. 2018;54(1):239-248. DOI: 10.20542/2307-1494-2018-1-239-248
5. Булетти Д. Опыт Швейцарии в международной гуманитарной операции «Фокус». Мат. междунар. науч. конф. «Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций» (Москва, 25-26 апреля 2000 г.). М.: ВНИИ ГОЧС; 2000:270-276.
6. Госс К. Сотрудничество Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (ФЕМА) с МЧС России. Юридические аспекты двухстороннего взаимодействия. Мат. междунар. науч. конф. «Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций» (Москва, 25-26 апреля 2000 г.). М.: ВНИИ ГОЧС; 2000:239244.
7. Бражников Ю. В., Какуша В. Н. и др. Уроки цунами. М.: Департамент международной деятельности МЧС России; 2005. 45 с.
8. Иванова Н. И. и др. Отраслевые инструменты инновационной политики. М.: ИМЭМО РАН; 2016. 161 с. DOI: 10.20542/978-5-9535-0478-2
9. El-Erian M. Navigating the new normal in industrial countries. Washington: Per Jacobsson Foundation; 2010. 37 p.
10. Пучков В. А. Стратегии государственного регулирования инновационного развития системы безопасности жизнедеятельности населения. М.: Антарес; 2019. 431 с.
11. Кондратьев В. Б. Новый этап глобализации: особенности и перспективы. Мировая экономика и международные отношения. 2018;62(6)5-17. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-6-5-17
12. Stiglitz J. E. The great divide: Unequal societies and what we can do about them. New York: W. W. Norton and Company; 2015. 464 p.
13. Дынкин А. А. Мир 2035. Глобальный прогноз. Москва: Магистр; 2017. 352 с. ISBN 978-5-9776-0458-1.
14. Subramanian A., Kessler M. The hyperglobalization of trade and its future. Peterson Institute for International Economics Working Paper. 2013;(13-6). DOI: 10.2139/ssrn.2297994
15. Ковальчук Ю. А., Степнов И. М. Исследование неопределенности технологического будущего. Вестник МГИМО-Университета. 2019;12(6):214-224. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-6-69-214-224
REFERENCES
1. Tihomirov S. International response to the global increase in economic damage from natural disasters. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations. 2017;61(11)93-101. (In Russ.). DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-11-93-101
2. Ruban D. A. Regional innovation systems and economic security of the country. In: Proc. Int. sci.-prac. conf. "National Security: Strategic Priorities and Support System" (Moscow, April 28, 2016). Moscow: FSBEI HPE "Perm State National Research University"; 2016:304-309. (In Russ.).
3. Kuvsinov A. V. Activities of specialized organizations of the UN and IGO on disaster management at the beginning of the XXI century. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya = Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2016;16(1):114-123. (In Russ.).
www.Accou NTING.FA.RU
z
4. Kharitonova E. M. Humanitarian emergency relief in the UN system: Challenges and risks. Puti k miru i bezopasnosti = Paths to Peace and Security. 2018;54(1):239-248. (In Russ.). DOI: 10.20542/2307-1494-20181-239-248
5. Buletti D. Swiss experience in the international humanitarian operation "Focus". In: Proc. Int. sci. conf.
"Problems of legal and economic methods of preventing and minimizing damage that arose in emergency situations" (Moscow, April 25-26, 2000). Moscow: VNII GOCHS; 2000:270-276. (In Russ.).
6. Goss K. Cooperation of the Federal Agency for emergency situations (FEMA) with the EMERCOM of Russia. Legal aspects of bilateral cooperation. In: Proc. Int. sci. conf. "Problems of legal and economic methods of preventing and minimizing damage that arose in emergency situations" (Moscow, April 25-26, 2000). Moscow: VNII GOCHS; 2000:239-244. (In Russ.).
7. Brazhnikov Yu.V., Kakusha V. N. et al. The lessons of tsunami. Moscow: Department of International Activities of the EMERCOM of Russia; 2005. 45 p. (In Russ.).
8. Ivanova N. I. et al. Sectoral innovation policy instruments. Moscow: IMEMO; 2016. 161 p. (In Russ.). DOI: 10.20542/978-5-9535-0478-2
9. El-Erian M. Navigating the new normal in industrial countries. Washington: Per Jacobsson Foundation; 2010. 37 p.
10. Puchkov V. A. Strategies of state regulation of innovative development of the population's life safety system. Moscow: Antares; 2019. 431 p. (In Russ.).
11. Kondrat'ev V. B. New stage of globalization: Features and prospects. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations. 2018;62(6)5-17. (In Russ.). DOI: 10.20542/01312227-2018-62-6-5-17
12. Stiglitz J. E. The great divide: Unequal societies and what we can do about them. New York: W. W. Norton and Company; 2015. 464 p.
13. Dynkin A. A. The world of 2035. Global outlook. Moscow: Magistr; 2017. 352 p. (In Russ.). ISBN 978-5-97760458-1.
14. Subramanian A., Kessler M. The hyperglobalization of trade and its future. Peterson Institute for International Economics Working Paper. 2013;(13-6). DOI: 10.2139/ssrn.2297994
15. Koval'chuk Yu.A., Stepnov I. M. Research of the technological future's uncertainty. Vestnik MGIMO-Universiteta = MGIMO Review of International Relations. 2019;12(6):214-224. (In Russ.). DOI: 10.24833/20718160-2019-6-69-214-224
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Владимир Андреевич Пучков — кандидат технических наук, советник генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования в 2011 г., Москва, Россия vladimir.a.puchkov@gmail.com
ABOUT THE AUTHOR
Vladimir A. Puchkov — Cand. Sci. (Tech.), Advisor to the General Director of Public Joint Stock Company "United Aircraft Corporation", Laureate of the Russian Federation Government Prize in the field of education in 2011, Moscow, Russia vladimir.a.puchkov@gmail.com
Статья поступила в редакцию 02.04.2020; после рецензирования 15.04.2020; принята к публикации 27.04.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 02.04.2020; revised on 15.04.2020 and accepted for publication on 27.04.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.