Научная статья на тему 'Актуальные проблемы гражданской защиты'

Актуальные проблемы гражданской защиты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
363
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / ПРИРОДНАЯ И ТЕХНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Ю. Л.

В статье рассмотрены концепция и основные проблемы гражданской защиты. Анализируются вызовы и угрозы XXI века, глобальные проблемы, связанные с природными катастрофами: землетрясениями, наводнениями, оползнями, селями, обвалами и природными пожарами. Проблема техногенной безопасности рассматривается как глобальная проблема социально-экономического характера, показана взаимозависимость природных и техногенных факторов риска. Акцентируется внимание на проблеме международного терроризма. Отмечены значимые достижения Чрезвычайной службы России за 15 лет ее деятельности, среди которых создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и единой системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Рассмотрена роль и значение государства в обеспечении безопасности, проблемы государственного регулирования безопасности и антикризисного управления. Отмечается в этой связи актуальность решения задач создания Национального центра управления в кризисных ситуациях и реформирования спасательных сил. Выделены важные проблемы пожарной безопасности и формирования культуры безопасности жизнедеятельности. В заключение рассмотрена необходимость расширения сферы международного сотрудничества, показаны приоритетные задачи, способствующие поднятию международного сотрудничества в разрешении чрезвычайных ситуаций, предотвращении гуманитарных катастроф на новый более качественный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Воробьев Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы гражданской защиты»

Актуальные проблемы гражданской защиты1

Ю.Л. Воробьев

первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Аннотация

В статье рассмотрены концепция и основные проблемы гражданской защиты. Анализируются вызовы и угрозы XXI века, глобальные проблемы, связанные с природными катастрофами: землетрясениями, наводнениями, оползнями, селями, обвалами и природными пожарами. Проблема техногенной безопасности рассматривается как глобальная проблема социально-экономического характера, показана взаимозависимость природных и техногенных факторов риска. Акцентируется внимание на проблеме международного терроризма. Отмечены значимые достижения Чрезвычайной службы России за 15 лет ее деятельности, среди которых создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и единой системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Рассмотрена роль и значение государства в обеспечении безопасности, проблемы государственного регулирования безопасности и антикризисного управления. Отмечается в этой связи актуальность решения задач создания Национального центра управления в кризисных ситуациях и реформирования спасательных сил. Выделены важные проблемы пожарной безопасности и формирования культуры безопасности жизнедеятельности. В заключение рассмотрена необходимость расширения сферы международного сотрудничества, показаны приоритетные задачи, способствующие поднятию международного сотрудничества в разрешении чрезвычайных ситуаций, предотвращении гуманитарных катастроф на новый более качественный уровень.

Ключевые слова:

чрезвычайные ситуации, гражданская защита, природная и техногенная безопасность, пожарная безопасность, глобальные проблемы безопасности, культура безопасности жизнедеятельности, международное сотрудничество

П

НР

1 Статья подготовлена по материалам доклада на XI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: «Актуальные проблемы гражданской защиты» (Москва, 18—20 апреля 2006 года).

Actual Problems of Civil Protection2

Yu.L. Vorobiev

First Deputy Minister of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia)

Abstract

The paper presents the concept and basic problems of civil protection. The author analyses the challenges and threats of the XXI century, the global problems associated with natural disasters like earthquakes, floods, landslides, mudstreams, downfalls and natural fires. The problem of technological safety is viewed as a global social and economic problem; the interdependence of natural and technological risk factors is shown. A special emphasis is placed on the problem of international terrorism. The article gives an overview of the significant achievements made by the Emergency Service of Russia during the 15 years of its existence, e.g. creation of the Unified State System for Emergency Prevention and Elimination and the Unified System for Emergency Monitoring and Forecasting. The significance of the part played by the state in safety control is considered, the problems of state regulation in the area of safety and anti-crisis management are outlined. In this context, the author points out the urgency of the need to create a national centre for crisis management and to reform the rescue forces. Highlighted are the important issues of fire safety and formation of life safety culture. And finally, the author touches upon the necessity to expand the sphere of international cooperation and outlines the top-priority tasks on the way to a new-quality level of international cooperation in disaster management, prevention of humanitarian emergencies.

Key words:

emergencies, civil protection, natural and technological safety, fire safety, global safety problems, culture of safety life activity, international cooperation

Безопасность человека и общества — необходимое условие дальнейшего и устойчивого развития цивилизации. Однако мы видим, что в XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространение инфекционных заболеваний все больше тревожит мировую общественность.

Перед человечеством все более остро встают вопросы — что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых проблем следует прежде всего приложить усилия? Ясно одно — только человеческий разум может противостоять угрозам и опасностям XXI века.

Управление безопасностью человека, общества, государства возможно только лишь через социальную сферу, через согласованное поведение людей и через четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).

Проблемы гражданской защиты не укладываются в рамки какой-то одной сферы безопасности — природной, техногенной, военной, террористической и т.д. Следует рассматривать все эти угрозы и опасности в комплексе и взаимозависимости.

Что же обозначает понятие «гражданская защита»?

Под гражданской защитой мы понимаем комплекс мероприятий по защите населения, окружающей среды, материальных, культурных ценностей в различного рода кризисных ситуациях, в том числе — чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Таким образом, сегодня под гражданской защитой можно представлять некую систему, не имеющую пока своей организационной структуры и не оформленной в нормативном порядке, которая направлена на решение проблемы защиты человека и среды его обитания в условиях мирного и военного времени.

В каком-то смысле можно рассматривать гражданскую защиту как условное объединение систем РСЧС и гражданской обороны.

Следует отметить, что у нас в стране идет постепенный процесс интеграции РСЧС и систе-

2 The paper is prepared on the basis of materials of the report at XI International scientific and practical conference on problems of protection of the population and territories from emergemcies: “Actual problems of civil protection” (Moscow, April, 18—20,

2006).

мы гражданской обороны. Форсировать этот процесс мы считаем пока нецелесообразным, так как имеется ряд серьезных обстоятельств юридического и организационного плана.

Кратко остановимся на некоторых вызовах и угрозах XXI века. Какие опасности и угрозы готовит нам XXI век? К чему мы должны быть готовы?

Вполне очевидно, что точно спрогнозировать все чрезвычайные ситуации, особенно по времени и месту их возникновения, практически невозможно. Тем не менее определить их общий характер, тенденции развития мы обязаны. Поэтому проблемы идентификации, оценки и прогноза опасностей и рисков современной цивилизации являются ключевыми при определении перспектив развития системы гражданской защиты.

В XXI веке особое значение приобретают глобальные проблемы, под которыми понимаются всеобщие, имеющие планетарный масштаб затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества (рис. 1).

Глобальные проблемы как транснациональные осознаны человечеством только во второй половине XX века. Произошла, если так можно сказать, глобализация рисков катастроф и бедствий для человечества, когда накопился потенциал знаний, сделавший эти проблемы зримыми.

Характерной чертой глобальных проблем XXI века является появление новых, совсем недавно неизвестных угроз. В качестве таких феноменов могут быть названы: явление Эль-Ниньо, «озоновые дыры», изменение климата, новые эпидемии, терроризм и т.д.

Нерешенность глобальных проблем порождает угрозу существованию цивилизации. Поэтому необходимость принятия мер по предотвращению или разрешению этих проблем является актуальной задачей для всего человечества.

История дает примеры успешной работы в данном направлении. Так, проблема 1960-1970 годов «информационного взрыва» во многом была смягчена новыми информационными технологиями. Была решена проблема многих прежних эпидемий, решена, или, по крайней мере, отложена проблема ядерной войны.

Однако следует признать, что сегодня многие глобальные проблемы не находят своего решения. Это происходит в основном из-за их колоссальной сложности и масштаба, отсутствия у отдельных стран необходимых ресурсов и политической воли, рецидива психологии «социального изоляционизма».

Только с выработкой курса на устойчивое развитие возникла надежда на интегральный подход к решению глобальных проблем.

Однако все мы должны осознавать, что сама по себе идея не работает, если к ней не приложе-

П

НР

Характерные для Имеют в разных местах

всей планеты одинаковые проявления

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Порождают опасности, угрожающие существованию цивилизации

V

Виды

Природные

Техногенные

Социальные

Требуют для своего решения совместных действий мирового сообщества

Экологические

\4 С р ►!

4 С

Рис. 1. Характерные черты глобальных проблем человечества

Экономические

Социально-политические

Социально-биологические

Духовно-нравственные

на энергичная, согласованная и целенаправленная деятельность всех государств и народов.

Одной из разновидностей глобальных проблем является возможность проявления природных катастроф. История человечества знает немало примеров таких событий. Наиболее распространенные среди них — землетрясения (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее крупные землетрясения XX века и начала XXI века

Страна Дата Число погибших, чел.

Италия 28 декабря 1908 г. 75 000

Китай 16 декабря 1920 г. 180 000

Япония 1 сентября 1923 г. 143 000

Китай 22 мая 1927 г. 200 000

СССР 5 октября 1947 г. 110 000

Китай 27 июля 1976 г. 242 000

За прошедший век на Земле произошло более 70 катастрофических землетрясений, в которых погибло около 2 млн. человек. Всем памятны последствия сильнейшего землетрясения в Индийском океане 26 декабря 2004 года, сопровождавшегося цунами и унесшего жизни около 300 тысяч человек. Характерно, что ни в одном из пострадавших районов службы оповещения не предупредили жителей, хотя цунами обрушилось на побережье лишь спустя несколько часов после возникшего землетрясения. Трагедия в Юго-Восточной Азии хорошо понятна России, где в сейсмически активных зонах проживает более 20 млн. человек.

Надо открыто сказать, что пока человечеством, а конкретнее сказать — учеными, не будут разработаны надежные методики краткосрочного прогноза землетрясений, эффективность смягчения их последствий будет низкой. Эта проблема не только социальная, связанная с жизнью людей, но и экономическая. На протяжении 15 последних лет ученые ежегодно по несколько раз в год предсказывали сильное землетрясение в Петропавловске-Камчатском. Мы

принимали экстренные меры, тратили значительные средства, но ни один прогноз так и не подтвердился. Нужно сказать — к счастью, но, с другой стороны, подрывается доверие к прогнозам.

В последние годы открыт новый феномен в динамике земной коры, получивший название «наведенной или техногенной сейсмичности» (табл. 2).

Суть этого явления заключается в том, что антропогенные воздействия могут приводить к образованию дополнительных напряжений внутри земной коры и служить «спусковым крючком» подготовленного природой сейсмического события. Все это выдвигает проблему сейсмической безопасности в число приоритетных.

Большие негативные последствия несут наводнения (рис. 2, табл. 3).

С 1900 по 2006 год произошло 2855 крупных наводнений; по данным ЮНЕСКО, за последнее столетие от наводнений погибли более 7 млн. человек. Угроза наводнений в России существует более чем для 500 городов и нескольких тысяч населенных пунктов. Общий ущерб превысил 360 млрд. долларов США.

Не менее 1 млрд. долларов составляет ежегодный ущерб от оползней, селей и обвалов. Миллиарды долларов человечество теряет из-за природных пожаров.

К числу первоочередных относятся и проблемы техногенной безопасности. Только сейчас ее начинают понимать как глобальную проблему социально-экономического характера. Многие страны во второй половине XX века пережили производственные аварии, имевшие масштабы национальных катастроф. При этом они происходили на объектах различного назначения: ядерных (СССР, США), химических (Индия, Италия, СССР), космических (США), надводных и подводных (СССР, США, Эстония).

Таблица 2

Примеры сильных наведенных землетрясений при заполнении водохранилищ

Место и страна Высота дамбы Объем вдхр (млн. м3) Год наполнения Дата землетрясения Магнитуда

Гувер (США) 221 38,3 1936 1939 5,0

Хсинфенгиан (Китай) 105 11,5 1959 1961 6,1

Монтейнард (Франция) 130 0,3 1962 1963 4,9

Кариба(Замбия) 128 160 1958 1963 5,8

Контра (Швейцария) 230 0,1 1964 1965 5,0

Койна (Индия) 103 2,8 1962 1967 6,5

Бенморе (Новая Зеландия) 110 2,1 1965 1966 5,0

Нурек (Таджикистан) 300 10,5 1972 1972 4,5

П

НР

Рис. 2. 2005 гг.

Количество крупных наводнений 1985-

Таблица 3

Наиболее крупные наводнения

Страна Дата Число погибших, чел.

Китай июль 1931 г. 3 700 000

Китай июль 1959 г. 2 000 000

Китай июль 1939 г. 500 000

Китай 1935 г. 142 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай 1911г. 100 000

Китай июль 1949 г. 57 000

Две основные причины обуславливают неблагоприятную обстановку в техногенной безопасности. Это — динамичность техносферы как искусственной среды обитания, рост экономики и ее усложнение и как следствие увеличение факторов уязвимости. Следует добавить, что эти факторы часто становятся целью в политической борьбе за передел сфер влияния. Для Рос-

1,0

0,8

0,6

0,4

0,2-

1

I

сии имеется и третий немаловажный фактор — моральный и физический износ основных фондов.

Кроме того, крайне беспокоит то обстоятельство, что владельцы потенциально опасных предприятий часто не принимают достаточных мер, направленных на предотвращение аварий, не изучают и не страхуют такие риски.

Чтобы в достаточной мере оценить уровень угроз техногенных аварий, необходимо подчеркнуть, что в мире насчитывается до тысячи объектов ядерной техники мирного и военного назначения, более 50 тыс. ядерных боеприпасов, до 800 тыс. тонн химических боеприпасов, десятки тысяч предприятий с опасными химическими и пожароопасными технологиями.

В таком мире возрастает взаимозависимость природных и техногенных факторов риска (рис. 3). Природные явления все чаще проявляются как бедствия для людей, усиливаясь кумулятивным фактором техносферы, тем более что в последнее время их количество возросло.

В XXI веке качественно новое измерение приобретает проблема войны и мира. С одной стороны, отодвинулись прямые угрозы мировой войны и массового применения ядерного оружия. С другой — военная опасность сохраняется, современные войны отличаются высокой избирательностью, причем преимущественно удары наносятся по объектам тыла страны, системам жизнеобеспечения гражданского населения. Даже без применения ядерного оружия последствия современных войн могут достигать гигантских масштабов.

0

2002 2007 2012

Рис. 3. Прогноз рисков в природной и техногенной сферах

Опасные природные явления

Техногенные аварии и катастрофы

Загрязнение окружающей среды

Глобальное изменение климата

Истощение природных ресурсов

2022

Своеобразной разновидностью вооруженной борьбы является международный терроризм, который не делит людей на воюющих и мирное население, не признает состояние войны или мира, не разделяет страны по военно-политическим блокам, а наносит удары везде, всегда и по всем. Тем он и опасен и требует особой технологии борьбы с ним, которая лежит в политической, информационной и правовой сферах.

Общий анализ возможных угроз и опасностей XXI века позволяет выделить наиболее характерные их черты.

Во-первых, это усиливающаяся взаимосвязь и комплексный характер этих угроз.

Во-вторых, взаимозависимый характер возникающих чрезвычайных ситуаций, когда одна из них влечет целую цепочку других.

Отсюда закономерно возникает невозможность обеспечения безопасности только на основе частного подхода, который подразумевает противодействие какой-то одной конкретной угрозе.

Необходим системный, комплексный подход, который предполагает учет связей и зависимостей явлений и процессов и принятие мер по определенному перечню возникающих проблем. Безусловно, при этом необходимо выделять пер-

воочередные проблемы, требующие особого внимания.

Мы предложили новый подход к решению проблем безопасности — на основе анализа и управления стратегическими рисками в основных сферах безопасности государства. Более подробно этот подход изложен в монографии «Стратегические риски России: оценка и про-

3

гноз» .

Недавно мы отметили 15-летие создания Чрезвычайной службы России — МЧС России. За эти годы создана и успешно функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая доказала свою социальную востребованность, значимость и эффективность.

Среди других значимых достижений следует отметить создание единой системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

(рис. 4).

Успешно развивается система управления силами и средствами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе АИУС РСЧС. Идет процесс создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения.

Федеральный уровень

МЧС России

Центр

«Антистихия»

Полномочный Представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе

Глава администрации субъекта РФ

Федеральные подразделения министерств и ведомств, входящие в СМП ЧС

МВД

Минобороны Мининформсвязь

Росатом

МПР

Минздравсоцразвития Минпромэнерго

Минсельхоз Минобрнауки Росгидромет

Росстрой Минтранс Минрегион Ростехнадзор

Региональный уровень -Федеральный округ

РЦ МЧС

РЦМП

Региональные подразделения министерств и ведомств, входящие в СМП ЧС

Территориальный уровень -субъект РФ

ГУ МЧС России

тцмп

Территориальные подразделения министерств и ведомств, входящие в СМП ЧС

Рис. 4. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС)

3 Стратегические риски России: оценка и прогноз / МЧС России; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева; — М.: Деловой экспресс, 2005. — 392 с.

П

НР

С каждым годом более эффективно функционирует система государственного регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров. В целом сформировалась система спасательных сил страны.

Следует отметить еще крайне важное обстоятельство. Все осуществленные меры базировались на прочной законодательной и нормативной базе.

Параллельно с РСЧС совершенствовалась система гражданской обороны. Удалось не только в целом сохранить бывший потенциал гражданской обороны, но и по ряду позиций усилить его.

Но жизнь заставляет нас не столько оглядываться назад, сколько смотреть в будущее, угрозы и опасности XXI века обуславливают необходимость рассмотрения и решения ряда актуальных проблем. На некоторых из них остановимся отдельно.

О роли и значении государства в обеспечении безопасности. Обеспечение безопасности является одной из важнейших функций государства. Эти функции государство реализует принятием основ государственной политики как в области гражданской обороны, так и в области природно-техногенной безопасности, установлением соответствующей системы государственного управления, формированием специальных механизмов государственного регулирования (рис. 5).

Какие проблемы хотелось бы отметить в области государственного регулирования? Прежде всего — наведение порядка в разделении сфер ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Для этого следует:

• построить новую организацию взаимодействия, финансирования и администрирования между этими звеньями государственного управления;

• ввести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов;

• разработать технические регламенты в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и внедрить их;

• завершить работу по созданию паспортов безопасности территорий и добиться, чтобы развитие и жизнедеятельность регионов планировались и осуществлялись органами власти с учетом выявленных рисков ЧС.

Каждое из этих направлений заслуживает отдельного разговора, остановлюсь на одном из них — страховании рисков. Страхование стимулирует снижение риска, так же как и механизм прямого действия, например, льготное налогообложение, делающее для предприятий выгодным вложение средств в мероприятия по снижению рисков. Сегодня доля страховых премий в ВВП в России составляет 2—3%, что, конечно, весьма немного, так как в международной практике этот показатель составляет порядка 10% ВВП. В России пока отсутствует специальная законодательная база, предусматривающая обязательное страхование риска ответственности за причинение вреда, что значительно сдерживает эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не отработан механизм использования средств из страховых премий для осуществления предупредительных мер по снижению риска возникновения аварий.

Принятие специального закона о страховании, на наш взгляд, потребует только косвенных

Г1 Рис. 5. Государственное регулирование в области безопасности

п Р

затрат из государственного бюджета и не повлечет существенного удорожания продукции. В то же время значительно снизит затраты государства на выплату возмещения за вред, причиненный аварией.

Все более актуальной в последние годы становится проблема антикризисного управления (рис. 6).

Масштабы чрезвычайных ситуаций достигают размеров, которые могут вызвать кризисные ситуации в обществе. Достаточно вспомнить чернобыльскую катастрофу. Необходимость совершенствования государственного управления в кризисных ситуациях обуславливается также комплексным характером возникающих чрезвычайных ситуаций. Нередко возникают одновременно несколько взаимосвязанных ситуаций, которые суммарно создают сложную кризисную обстановку.

В настоящее время мы приступили к созданию Национального центра управления в кризисных ситуациях (рис. 7).

Этот Центр представляет собой территориально-распределенный информационно-управ-ляющий комплекс с периферийными элементами, позволяющими управлять силами, средствами и ресурсами РСЧС и гражданской обороны в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций.

Наличие Центра позволит вести постоянный мониторинг, анализ и оценку риска возможных

Уровень Органы повседневного Специально

управления управления уполномоченные

органы по делам ГО и ЧС

чрезвычайных ситуаций, создать единую информационную систему, скоординировав работу всех уровней управления, эффективно использовать все доступные ресурсы.

Одной из самых актуальных проблем на сегодня является проблема реформирования спасательных сил. В ходе этой реформы мы должны исходить из того, чтобы обеспечить выполнение следующих основных целей:

• создать специальные формирования по решению задач гражданской обороны взамен войск гражданской обороны до 2009 года;

• сохранить мобилизационную базу для развертывания сил и средств ГО в военное время, а также в мирное время при крупномасштабных ЧС или кризисных ситуациях;

• оптимизировать состав и структуру группировки сил МЧС России с целью повышения готовности и эффективности их использования;

• сохранить на прежнем уровне федеральные расходы на содержание сил МЧС России;

• обеспечить социальные гарантии военнослужащим, пожарным и спасателям;

• модернизировать существующую материально-техническую базу.

Одновременно выполнить все эти цели крайне сложно, но необходимо. В настоящее время разработан План реформирования сил МЧС России, в соответствии с которым будет проводиться дальнейшая работа.

Взаимодействующие органы управления,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДДС ФОИВ

Рис. 6. Структура системы антикризисного управления

П

НР

П

НР

Международные организации в области обеспечения безопасности населения

Взаимное оповещение об угрозах и фактах ЧС. Совместные учения

Государства —партнеры в области обеспечения безопасности населения

Совместные действия по предупреждению и ликвидации трансграничных ситуаций

НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Предупреж - Предупреждение Предупреждение 1 > Предупреждение к 1 1 Реагирование

дение и и ликвидация ЧС и ликвидация и ликвидация на сигналы

ликвидация техногенного кризисных кризисных

ЧС в ходе характера ситуаций ситуаций населения

кризисных территориа - местного

ситуаций льного масштаба

федерального масштаба

масштаба ’ ' г 1 г

Национальные Системы Системы Муниципальные Безопасность

системы управления управления системы личности

управления безопасностью безопасностью управления

безопасностью технологий субъектов РФ безопасностью

Рис. 7. Роль и место Национального центра управления в кризисных ситуациях в системе обеспечения безопасности государства

К разряду стратегических техногенных, а более точно сказать — социотехногенных рисков, относится проблема пожарной безопасности (рис. 8).

Последствия пожаров иногда достигают масштабов общенационального бедствия. В России ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров в год, при которых погибает 18—20 тыс. человек. По числу пожаров Россия занимает в мире 4—5 место, но по числу жертв пожаров — первое, опережая все другие страны.

В 2004 году в РФ зарегистрировано 231 486 пожаров, погибли 18 377 человек, прямой материальный ущерб составил 5,839 млрд. руб. В 2004 г. в США в огне пожаров погибли

3 900 человек, прямой ущерб составил 9,8 млрд. долларов.

В последние годы предпринят ряд кардинальных мер по улучшению оперативной обстановки с пожарами в стране. В результате удалось достичь некоторого улучшения основных показателей в профилактике и в борьбе с пожарами. Из года в год на 2—4% снижается количество пожаров и число погибших в них людей. Однако возрастает ущерб от пожаров. В целом, если сравнивать с международной статистикой пожаров и последствий от них, можно сделать вывод, что состояние пожарной безопасности в России не соответствует уровню наиболее развитых стран мира.

Рис. 8. Динамика числа пожаров и гибели людей в РФ за 1995—2000 гг.

Какие проблемы предстоит решить, чтобы исправить это положение?

В области пожарной профилактики и государственного пожарного надзора необходимо прежде всего эффективно использовать технические регламенты. В настоящее время подготовлен технический регламент и Общие требования по обеспечению пожарной безопасности и ведется работа по включению противопожарных требований в специализированные регламенты.

В целях повышения результативности надзорной деятельности требуется более активное применение предоставленных административных прав, причем особое внимание должно быть уделено зданиям повышенной этажности и объектам с массовым пребыванием людей. Назрела необходимость создания специальной компьютерной базы противопожарного состояния объектов.

В целях повышения эффективности тушения пожаров надо предпринять решительные меры по техническому оснащению подразделений противопожарной службы, совершенствованию их пожарно-тактической подготовки.

Рассматривая актуальные проблемы гражданской защиты, нельзя не сказать о готовности гражданской обороны. Все последние годы идет процесс ее реформирования в связи с изменением военно-политической обстановки в мире, характера возможных будущих военных конфликтов, возложением на гражданскую оборону задач мирного времени.

Современная гражданская оборона строится на основе принципа стратегической мобильности. Возрастает роль и значение мобилизационной готовности гражданской обороны. Она должна быть готовой к мобилизационному развертыванию в короткие сроки. Изменились организационные основы гражданской обороны. Теперь она строится в основном по территориальному принципу.

Мировой опыт убедительно доказывает, что основным фактором в обеспечении безопасности является человеческий фактор. Не секрет, что в современной России зачастую наблюдается несколько легковесное и даже беспечное отношение к безопасности не только отдельных граждан, но и целых групп населения. Решить эту проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Сегодня мы под культурой безопасности жизнедеятельности понимаем состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности, и главное — активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основной целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности является снижение уровней риска за счет человеческого фактора. А так как человеческий фактор во многом является основным в противодействии чрезвычайным ситуациям, отсюда следует значение и важность данной задачи.

Решается данная задача путем привития необходимых знаний и навыков, предоставления нужной информации, морально-психологической подготовки.

За последние два года в России создана и функционирует эффективная система формирования культуры безопасности, охватывающая все население страны. Система находится в постоянном развитии. Доказательством этому служит тот факт, что в настоящее время мы приступили к созданию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

Развертывание системы к 2010 г. в полном объеме на всей территории России обеспечит гарантированное оповещение и информирование об угрозе и возникновении ЧС и террористических акций более 60 млн. человек.

Возрастающий характер угроз и опасностей в XXI веке обусловливает необходимость расширения сферы международного сотрудничества.

За последние годы в этой области проделана значительная работа. Нормой стало оказание международной помощи при различного вида катастрофах. Регулярно проводятся совместные учения спасательных сил, конференции, семинары.

Одной из приоритетных задач международного сотрудничества является создание глобальной системы предупреждения и борьбы со стихийными бедствиями и инфекционными заболеваниями. Можно подумать о возможности создания единого международного органа под эгидой ООН, способного оперативно реагировать на возникновение трансграничных стихийных бедствий и глобальных эпидемий. Речь идет о создании Европейского центра борьбы с катастрофами. Этот орган должен сформировать систему глобального мониторинга и иметь возможность оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.

В заключение отметим, что в XXI веке потребуется поднять международное сотрудничество на новый более качественный уровень. По нашему мнению, назрела необходимость разработки международной конвенции о жертвах аварий и катастроф, определяющей правовые основы консолидации международных усилий в разрешении подобных чрезвычайных ситуаций, предотвращении гуманитарных катастроф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.