/44 Civil Security Technology, vol. 7, 2010, No. 4 (26)
УДК 355.244.2
Роль международной кооперации в области обеспечения безопасности в природно-техногенной сфере
И. В. Курличенко, Д. И. Брык
Аннотация
В статье приведен анализ угроз XXI века и существующих подходов к обеспечению безопасности стран и регионов. Рассмотрена роль государства в обеспечении природной и техногенной безопасности. Приведены основные направления развития международной кооперации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ключевые слова: угроза, техногенный и природный риск, природная и техногенная безопасность, международная кооперация.
Role of the International Cooperation in the Field of Safety in Prirodno-Technogenic Sphere
I. Kurlichenko, D. Bryk Abstract
In article the analysis of threats of the XXI-st century and existing approaches is resulted in safety of the countries and regions. The state role in maintenance of natural and technogenic safety is considered. the basic directions of development of the international cooperation in the field of protection of the population and territories against emergency situations of natural and technogenic character are resulted.
Key words: threat, technogenic and natural risk, natural and technogenic safety, the international cooperation.
Анализ мировой динамики чрезвычайных ситуаций показывает все возрастающую зависимость человечества от опасных технологий, природных явлений, политических и экономических кризисов.
Угрозы XXI века носят комплексный характер, который проявляется во взаимозависимости природно-техногенных, политических, экономических, социальных и научно-технических рисков. Увеличивается масштаб чрезвычайных ситуаций, обостряются старые и появляются новые нетрадиционные виды опасностей в информационной, биолого-социальной и технологической сферах.
Комплексный характер угроз современности, их глобальный характер требуют новых подходов к обеспечению безопасности стран и регионов. Поэтому в настоящее время наблюдается целый спектр интегра-
ционных процессов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Большинство государств мира рассматривает данную проблему как важный элемент обеспечения национальной безопасности.
Крупные технологические аварии и стихийные бедствия, другие кризисные явления по характеру последствий имеют много общего, что обусловливает создание единого фронта борьбы с ними. При этом наряду с осуществлением специальных национальных программ разрабатывается широкий спектр мероприятий в рамках международного сотрудничества.
Анализ деятельности международных организаций, занимающихся вопросами регулирования безопасности, показывает следующие устойчивые тенденции.
Во-первых, развитие сотрудничества между национальными организациями стран-участниц на стадиях
Технологии гражданской безопасности, том 7, 2010, № 4 (26)
подготовки персонала, совместного планирования и реагирования под эгидой ООН.
Во-вторых, привлечение международными организациями возможностей национальных организаций, а также ресурсов стран-участниц для выполнения конкретных операций по чрезвычайному гуманитарному реагированию.
В-третьих, стремление стран интегрировать имеющиеся у них ресурсы и возможности по предупреждению и ликвидации ЧС; объединение финансовых ресурсов стран-доноров на выполнение конкретных проектов по развитию национальных возможностей чрезвычайного реагирования.
В-четвертых, значительное укрепление позиций неправительственных структур, действующих под эгидой ООН, ЕС, ОБСЕ, МОГО и других международных организаций.
Расчеты специалистов показывают, что если не будут приниматься соответствующие превентивные меры, то уже в ближайшие десятилетия увеличение экономических потерь от стихийных бедствий и техногенных катастроф сравнится с приростом мирового ВВП. По этой причине мировая экономика может перейти опасный рубеж и вступить в стадию стагнации.
Мировая тенденция возрастания техногенного и природного риска, других опасностей и угроз характерна и для Российской Федерации. Территория России характеризуется значительным многообразием природных условий и показателей социально-экономического состояния регионов.
По данным статистики, с конца ХХ—начала XXI века в России в среднем в год происходит более 500 техногенных и около 300 природных чрезвычайных ситуаций. На территории Российской Федерации наблюдается более 30 видов опасных природных явлений; наиболее тяжкие последствия несут землетрясения, наводнения, засухи, лесные пожары и сильные морозы.
Важным элементом реализации государственной политики в области природной и техногенной безопасности является единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). Она по своей сути является национальной системой противодействия катастрофам и кризисам.
РСЧС образована в целях реализации задач национальной безопасности Российской Федерации в природно-техногенной сфере и повышения уровня защищенности потенциально опасных объектов инфраструктуры, населения и территории России от воздействия поражающих факторов природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Важной составляющей в реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются законодательные и правовые механизмы. В настоящее время по регулированию деятельности в сфере предупреждения и ликвидации ЧС в нашей стране действует более 600 нормативных правовых актов федерального уровня и более 2500 актов субъектов Российской Федерации. Развитие законодательных и правовых механизмов на межгосударственном уровне
будет являться надежным фундаментом развития и международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Говоря о значении государства в обеспечении природной и техногенной безопасности в Российской Федерации, необходимо отметить возрастающую роль гражданской обороны. Не только в России, но и в ведущих зарубежных странах стал активно формироваться новый облик гражданской обороны.
Характерной чертой этого процесса в ведущих мировых державах является расширение ее деятельности за рамки военного времени. Гражданская оборона становится все более социально значимой системой, ориентированной не только на защиту населения, материальных и культурных ценностей от военных опасностей, но и от рисков мирного времени.
Для этого гражданская оборона Российской Федерации располагает значительными материальными и информационными ресурсами, высокопрофессиональными кадрами, эффективной системой управления, наработанными технологиями, мобильными силами для ведения аварийно-спасательных работ. Можно сказать, что в современных условиях она переходит на режим постоянной готовности.
При совершенствовании системы гражданской обороны в Российской Федерации учитываются следующие принципы:
— гражданская оборона должна строиться в едином комплексе с системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— система гражданской обороны в мирное время должна быть постоянно готова к реагированию на чрезвычайные ситуации, вызванные природными и техногенными рисками или террористическими акциями;
— гражданская оборона является важным фактором стабильного социально-экономического развития страны и воспитания у граждан чувства долга и ответственности в вопросах личной безопасности и защиты государства.
За последние десятилетия Российской Федерацией накоплен богатый опыт практической реализации стратегии уменьшения опасности бедствий и катастроф.
Существенный вклад в организацию межведомственной координации и межуровневого управления при решении задач предупреждения и ликвидации ЧС внесло создание Национального центра управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (НЦУКС).
В целях оказания экстренной помощи пострадавшим людям в Российской Федерации вводится единый номер вызова экстренных оперативных служб — «112». Этот номер действует в Европейском Союзе, и поэтому люди, приезжающие в Россию, смогут получить квалифицированную помощь, не задумываясь, как это сделать. Особенно это актуально в настоящее время, когда Россия готовится к проведению крупных международных мероприятий, таких как Универсиада (г. Казань, 2012 год), саммит АТЭС (г. Владивосток, 2012 год), зимние Олимпийские игры (г. Сочи, 2014 год).
Civil Security Technology, Vol. 7, 2010, No. 4 (26)
С целью предупреждения ЧС в РФ создана система мониторинга, включающая в себя:
— Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия»), который осуществляет мониторинг объектов окружающей среды, возникших чрезвычайных ситуаций и их источников, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий, создание, развитие и анализ банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории России;
— систему наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), которая предназначена для своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.);
— три центра круглосуточного слежения за цунами, расположенных в Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске и Владивостоке;
— систему космического мониторинга чрезвычайных ситуаций. Данная система позволяет выявлять лесные пожары, разливы нефти, оползни и сели и др. природные и техногенные ЧС;
— центры по контролю за состоянием инженерных систем, несущих конструкций потенциально опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Такие системы будут установлены на всех олимпийских объектах.
Для оперативной оценки последствий сильных сейсмических событий нами разработана и используется в круглосуточном режиме ГИС «Экстремум». С 1996 года она поставлена на международное дежурство в интересах ООН, ЕС и СНГ. Полученные оперативные расчеты позволяют оптимальным образом спланировать необходимые аварийно-спасательные и другие неотложные работы и тем самым минимизировать людские потери и возможный материальный ущерб. Данная система неоднократно доказывала свою эффективность. Точность прогнозов подтверждалась во время крупных землетрясений в Иране, Турции и Китае. Использование ГИС «Экстремум» в рамках международного сотрудничества может и должно быть расширено.
С целью оценки сейсмостойкости зданий и сооружений, а также определения остаточного ресурса инженерных конструкций после сейсмических событий или других чрезвычайных ситуаций нами разработан мобильный диагностический комплекс «Струна», который был апробирован и получил одобрение в Германии, Турции, Италии, Греции, Азербайджане и др. странах. Комплекс успешно применялся при проведении международных спасательных операций в районах крупнейших землетрясений в различных регионах мира.
Российская Федерация активно участвует в развитии международных связей в области природной и техногенной безопасности. Эта работа направлена в основном на укрепление роли МЧС России в международной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание пояса добрососедства и сотрудни-
чества по периметру российских границ, поддержку внешнеполитической линии Российской Федерации гуманитарными методами.
МЧС России видит свою роль в решении проблем стабильного развития общества, сохранении благоприятной окружающей среды, защите человека и гуманитарном содействии населению в условиях катастроф и кризисов. Отсюда вытекают основные приоритеты международной деятельности по интеграции в формирующуюся мировую систему борьбы с пожарами, техногенными, природными и гуманитарными катастрофами, а также по повышению готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации на национальном уровне, укреплению потенциала всего комплекса предупредительных мероприятий.
Россия принимает все более активное участие в международной гуманитарной деятельности. Действия России в спасательных и гуманитарных международных акциях органично вошли в деятельность мирового сообщества в этой области.
Важное место в международном сотрудничестве России в области защиты населения и территорий от ЧС занимают двухсторонние отношения с международными и межправительственными организациями, выступающими в роли координаторов национальных усилий в аварийно-спасательной и гуманитарной деятельности, в том числе со специализированными органами ООН, а также другими организациями, работающими в этой сфере.
В рамках двухстороннего сотрудничества МЧС России плодотворно взаимодействует с аналогичными структурами США, Франции, Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Греции, Турции и других государств.
В целях совершенствования международного сотрудничества по снижению тяжести последствий стихийных бедствий необходимо продолжить работу по следующим направлениям:
— верификации методик оценки последствий ЧС;
— созданию системы информационного обмена о ЧС на территориях сопредельных государств;
— созданию международных сил оперативного реагирования на ЧС и разработке нормативной правовой базы их применения;
— стандартизации аварийно-спасательных средств и технологий ликвидации ЧС;
— разработке международных стандартов в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Сведения об авторах
Курличенко Игорь Владимирович: к.т. н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед.н.с. 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.
Брык Дмитрий Иванович: к.т. н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник направления. 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
/47
В. Резников
Аэрокосмический мониторинг;
состояние,
проблеммы,
перспективы
Москва 2009
УДК 528.88 (15) ББК 63,3 Р 34
Рецензенты: главный научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС, д.т.н., профессор Одинцов Л.Г., д.т.н. Винокуров Л.В.
Резников В.М. Аэрокосмическая система мониторинга: состояние, проблемы, перспективы / В.М. Резников. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 200 с., ил. ISBN 978-5-93970-026-8
Книга может представлять интерес для разработчиков федеральной системы мониторинга территорий, объектов и ресурсов Российской Федерации.
© Резников В.М., 2009
© ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современных условиях, когда возрастают угрозы возникновения природных и техногенных катастроф, особое значение приобретают разработка и внедрение передовых технологий защиты и спасения, модернизация существующих и создание новых средств и технологий. Поэтому не случайно с момента зарождения Спасательной службы России одним из приоритетных направлений ее деятельности становится развитие научных исследований в области высоких технологий, внедрение научно-технических достижений в практическую деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществлению мероприятий гражданской обороны.
Проведенные в последние годы научные исследования позволили разработать новые методы выявления чрезвычайных ситуаций, количественной оценки их масштабов, систему прогнозирования ЧС и их возможных последствий, поставить на службу МЧС России космические технологии и многие другие достижения научно-технического прогресса. Целью данной книги являлось представить открывающиеся в последние годы, в связи с разработкой дирижаблей нового поколения, альтернативные космическим технологиям возможности резкого повышения эффективности дистанционного мониторинга территорий и объектов РФ. Автор анализирует методы и способы использования данных технологий, основные направления и пути их дальнейшего развития.
Анализ возможностей созданной в МЧС России Системы космического мониторинга выявил существующие проблемы, связанные с отсутствием космической информации высокого разрешения и требуемой оперативности, что снижает эффективность борьбы с природными ЧС и исключает ее участие в ликвидации техногенных катастроф.
Разработанная методология позволяет оценить перспективы развития системы дистанционного мониторинга, связанные с новыми достижениями в науке и перспективами использования воздухоплавательных аппаратов, в том числе для краткосрочного прогноза землетрясений.
Начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д.т.н., профессор В.А. Акимов
СОДЕРЖАНИЕ
В монографии подробно описывается система космического мониторинга чрезвычайных ситуаций МЧС России (СКМ ЧС), созданная и развивавшаяся на протяжении десяти лет коллективом ученых ВНИИ ГОЧС.
СКМ ЧС представляет собой наземную распределенную систему комплексов приема и обработки космической информации, поставляемой отечественными и зарубежными космическими аппаратами в интересах МЧС России.
Предложена методология оценки эффективности системы информации для снижения рисков чрезвычайных ситуаций не только природных, но и части техногенных ЧС.
Проведенный на основе разработанной методологии анализ эффективности мониторинга при прогнозе, обнаружении, контроле изменений и оценке последствий природных и техногенных ЧС позволяет обосновать рациональную трехуровневую структуру и состав системы дистанционного мониторинга территорий и объектов РФ.
Предлагаемая трехуровневая система мониторинга разрешает присущее космическому мониторингу противоречие между требованиями высокого пространственного и временного разрешения, что обеспечивает использование ее данных не только для управления природными и рядом техногенных рисков, но также открывает перспективу увеличения вероятности краткосрочного прогноза сильных землетрясений.
ВВЕДЕНИЕ
1. Чрезвычайные ситуации на территории Российской Федерации
2. Современные технологии дистанционного мониторинга Земли
3. Наземная система приема и обработки космических данныхДЗЗ
4. Модернизация СКМ ЧС
5. Методология оценки эффективности аэрокосмической системы мониторинга
6. Оценка эффективности сегментов перспективной АКСМ
7. Технико-экономическое обоснование использования ВПА
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Электронная версия книги в формате PDF
http://elibrary.ru/item.asp?id=15017723