Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ В ИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ В ИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Убайдуллаев Г. З.

Целью данной статьи является изучение методологических, теоретических и практических основ развития человеческого потенциала в инновационной экономике Узбекистана. В новом Узбекистане, вступающем в третий Ренессанс, огромные средства тратятся на развитие человеческого капитала, науки, образования, здравоохранения и культуры, ведущих к развитию мировых цивилизаций и стран. В процессе формирования человеческого потенциала в интересах инновационного развития система профессиональной ориентации личности направлена на формирование и развитие социального запроса на обучение новым профессиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN POTENTIAL MANAGEMENT IN THE INTERESTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The purpose of this article is to study the methodological, theoretical and practical foundations of human development in the innovation economy of Uzbekistan. In the new Uzbekistan, entering the third Renaissance, huge funds are being spent on the development of human capital, science, education, health and culture, leading to the development of world civilizations and countries. In the process of forming human potential in the interests of innovative development, the system of professional orientation of the individual is aimed at the formation and development of a social demand for training in new professions.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ В ИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

Убайдуллаев Г.З., кандидат экономических наук

доцент

кафедра «Информационные технологии сервис» Ташкентский университет информационных технологий имени

Мухаммада ал-Хоразмий Каршинский филиал

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ В ИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация. Целью данной статьи является изучение методологических, теоретических и практических основ развития человеческого потенциала в инновационной экономике Узбекистана. В новом Узбекистане, вступающем в третий Ренессанс, огромные средства тратятся на развитие человеческого капитала, науки, образования, здравоохранения и культуры, ведущих к развитию мировых цивилизаций и стран. В процессе формирования человеческого потенциала в интересах инновационного развития система профессиональной ориентации личности направлена на формирование и развитие социального запроса на обучение новым профессиям.

Ключевые слова: инновационная экономика, человеческий потенциал, национальный человеческий капитал, качество образования, мировая экономика, трудовые ресурсы, валовой внутренний продукт.

Ubaidullaev G.Z., candidate of economic sciences

assistant professor department of information technology service Tashkent University of Information Technologies named after Muhammad al-

Khwarizmi Karshi branch

HUMAN POTENTIAL MANAGEMENT IN THE INTERESTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

Abstract. The purpose of this article is to study the methodological, theoretical and practical foundations of human development in the innovation economy of Uzbekistan. In the new Uzbekistan, entering the third Renaissance, huge funds are being spent on the development of human capital, science, education, health and culture, leading to the development of world civilizations and countries. In the process of forming human potential in the interests of innovative development, the system of professional orientation of the individual is aimed at the formation and development of a social demandfor training in new professions.

Key words: innovative economy, human potential, national human capital, quality of education, world economy, labor resources, gross domestic product.

Введение. Стратегия экономического развития была тщательно разработана Президентом Ш.М.Мирзаевым с целью значительного повышения потенциала и престижа нового Узбекистана на международной экономической арене верим, что усилия по закладке основ дадут ожидаемые результаты. При этом отмечалось, что развитие образования и воспитания, здорового образа жизни, развитие науки и инноваций являются основными столпами нашей национальной идеи и должны служить повышению человеческого потенциала. С этой целью привлекаются средства из различных источников для обеспечения инновационного развития нашей национальной экономики. Примеры: средства государственного бюджета, собственные средства и средства производителей, иностранные инвестиции. Также разрабатываются меры по коммерциализации результатов исследований, направленных на решение важнейших научно -технических задач государственных инновационных научно-технических программ, современного промышленного производства, энергетики, сельского хозяйства и других отраслей экономики.

Основные результаты. Любой процесс цивилизации или пробуждения должен служить человеку для реализации его счастья, развития, благополучной жизни, мечтаний и желаний. Развитие национального человеческого капитала в Узбекистане измеряется его стоимостью, т.е. различными способами - инвестированием, т.е. вложением в образование, науку, просвещение, здравоохранение, физическую и культурную деятельность и т.д. Повышение качества образовательных услуг требует, прежде всего, разработки определения этого понятия. Качество образовательных услуг в системе высшего образования в первую очередь выявляется у студентов, являющихся потребителями этих услуг. В целях подготовки высокообразованных и квалифицированных кадров, конкурентоспособных на рынке труда, количество высших учебных заведений в нашей стране увеличено до 152, открыты филиалы 30 зарубежных высших учебных заведений. В 2016 году количество вузов в стране составило 77, что за короткий промежуток времени, т.е. за 5 лет, увеличилось почти вдвое. Это в первую очередь результат реформ в сфере образования, усилий по повышению интеллектуального потенциала нашей молодежи, нашего общества в целом, обеспечению современными знаниями и приближению их к профессии. За эти пять лет квота приема студентов в высшие учебные заведения увеличена втрое, и в 2021 году в вузы было принято 185 тысяч молодых людей, доведя общий охват до 30%.

Концепция развития системы высшего образования в стране до 2030 года ставит задачу включить не менее 10 высших учебных заведений в список первых 1000 мест в рейтинге (Quacquarelli Symonds Worid University

Rankings, Times Higher Education ёки Academic Ranking of Worid Universities) международно-признанных организаций и перевести 85% образовательного процесса в система кредитной модели [1].

Разработан план по увеличению охвата выпускниками школ, лицеев, колледжей и техникумов до 50% к 2030 году. Охват наших детей дошкольным образованием также увеличен с 25% до 75% за 5 лет, а полный охват запланирован на 2025 год[7].

Формирование качественной системы профессионального образования в регионах Узбекистана в основном будет способствовать кадровому обеспечению ведущих отраслей экономики региона и социальной сферы. Увеличение и распределение человеческого капитала в инновационном секторе региональной экономики позволит регионам развивать существующие технологии и применять современные достижения науки и техники в производственной программе, сохраняя существующие технологии и создавая новые конкурентные преимущества в высокотехнологичных отраслях.

Сегодня человек является ключевым звеном в формировании новой экономики. Увеличение доли интеллектуальных инвестиций в конечной стоимости продукта или услуги является ключевой тенденцией развития инновационной экономики в современном понимании.

Исследователи человеческого капитала предлагают вкладывать в образование как средство формирования, накопления и воспроизводства человеческого капитала следующие затраты:

- затраты на содержание и воспитание детей трудоспособного возраста в семье;

- расходы на общее и профессиональное образование;

- затраты на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку на производстве;

- затраты на предоставление информации специалистам и руководителям.

Основой новой инновационной экономики, то есть главной движущей силой социально-экономического развития, является человеческий капитал. Его исследование состоит из:

- разрабатывает научно обоснованную трактовку повышения качества человеческого капитала, в обмен на инвестиции в образование, науку, знания и в процессе получения производственного опыта зарубежных стран, демонстрирует конкурентоспособность как производителя и на рынке труда;

- изучить современное состояние системы образования и оценить теоретико-методологические основы использования человеческого капитала и развития современной экономики в условиях перехода к новой системе с использованием зарубежного опыта;

- популяризация представления о системе образования как ключевом регуляторе методологических подходов к формированию рынка квалифицированного труда, подготовке, переподготовке и подготовке кадров исходя из потребностей рынка труда с учетом изменения формы методов обучения;

- Систематизация основных направлений современных зарубежных форм и методов обучения исходя из потребностей рынка труда Республики Узбекистан;

- Разработка научных выводов и практических рекомендаций по перспективным направлениям с эффективным использованием современных знаний и цифровых экономических технологий в формировании инновационной экономики на базе повышения квалификации;

- эффективное использование опыта стран с развитой информационной экономикой в материальных компонентах инновационной системы;

- разработка экономических, организационных, социальных и правовых аспектов управления системой образования при развитии высокотехнологичных направлений из материальных компонентов инновационной системы страны, обеспечение их преемственности в их взаимодействии и других рыночных механизмов;

- разработка принципов новой макроэкономической политики для обеспечения потребности экономики региона в кадрах;

- использование методов факторного анализа с использованием международных индексов и индикаторов для оценки эффективности национального человеческого капитала в стране[4].

«Человеческий потенциал как резерв - это запас здоровья, знаний, навыков, способностей человека, который способствует росту производительности труда и влияет на рост доходов». При такой оценке структура человеческого капитала характеризуется: природными способностями; общая культура; общие и специальные знания; приобретенные способности, знания, опыт; умение применять полученные знания в нужном месте в нужное время. Понимание человеческого капитала как потока доходов означает, что инвестиции в человеческий капитал становятся важным активом и обеспечивают больший поток доходов на протяжении всей жизни человека. Основным стимулом быстрого роста инвестиций в человеческий капитал является ожидание высокой отдачи[2].

В целом реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) в Узбекистане во втором полугодии 2021 года составил 4,7%. Отрадно, что в производстве промышленной продукции достигнуто 9,0%, а в оказании услуг - 17,3%. В течение следующих 5 лет страна планирует увеличить экспорт программных продуктов в 10 раз, а долю сектора информационных технологий в ВВП на 5-7 процентов[6].

Учитывая сложившиеся тенденции в области человеческого капитала в мире, управление социальным, интеллектуальным, гуманитарным развитием страны должно быть подчинено интересам человека. Такой подход позволяет создать систему развития человеческого капитала, отвечающую требованиям современной экономики, основанной на знаниях, и вызовам глобализации.

Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:

- раскрыть структуру категории «человеческий капитал» путем изучения его составляющих и свойств, а также эволюции теории человеческого капитала;

- изучить содержание наукоемкой экономики как важнейшего условия развития человеческого капитала и ее закономерности;

- выявить особенности и факторы развития человеческого капитала в наукоемкой экономике;

- определить условия развития человеческого капитала в стране в процессе формирования наукоемкой экономики;

- раскрытие социально-экономического содержания противоречий в развитии человеческого капитала в стране;

- Разработка социально-экономического механизма развития человеческого капитала в стране в условиях становления экономики, основанной на знаниях[3].Реформы по внедрению современных систем образования в Узбекистане сегодня ориентированы на развитие интеграции системы образования, науки и производства для подготовки конкурентоспособных кадров, широкое использование опыта развитых стран в этой сфере.

Исследователи считают, что инновационная экономика включает в

себя:

- тип экономического развития, основанный на инновациях;

- стадия развития общества и экономики (синоним экономики знаний);

- стратегия экономического развития;

- фактор развития общества или совокупность факторов развития;

- Инновационная экономика, инновации;

- Инновационный потенциал общества[5].

Развитие научных знаний о формировании, накоплении и использовании человеческого потенциала в контексте эволюции общества, на наш взгляд, позволяет выявить ряд ограничений классической теории человеческого капитала, основными из которых являются:

- личность рассматривается не как конечная цель, а как средство для достижения цели, а значит, затраты на человека предстают бременем обязательств для государства, а социальным бременем для предпринимательства;

- навыки, составляющие конкретный человеческий потенциал, имеют первостепенное значение, общие навыки не влияют на уровень человеческого капитала.

Для оценки человеческого капитала в инновационной экономике важно сформировать комплексную систему подходов и показателей, позволяющих анализировать влияние человеческого капитала на инновационное развитие национальной экономики. Следует отметить, что в условиях социальных и рыночных изменений систематизация подходов к оценке человеческого капитала в интересах инновационного развития должна быть структурирована более детально, что позволяет выделить и разработать конкретные и наиболее подходящие для поставленных задач методы. инновационной экономики. При этом методология управления человеческим капиталом исходя из интересов инновационного развития национальной экономики должна основываться на результатах оценки элементов человеческого капитала, отвечающих интересам инновационного развития. В состав человеческого капитала, обеспечивающего инновационное развитие, входят интеллектуальные и предпринимательские способности, без которых невозможно создание инноваций и их внедрение в различные отрасли экономики.

Управление развитием человеческого потенциала в инновационной экономике ориентировано на взаимосвязанную систему целей и задач как развития национального человеческого капитала, так и приоритетов инновационного развития, осуществляемых на региональном и корпоративном уровнях.

Таким образом, в инновационной экономике такими условиями являются глобализация и международная миграция, непрерывное обучение, предвосхищение кадровых потребностей и навыков, инновационная среда и инновационная культура, активная самостоятельность.

Заключение. В заключение, сегодня новое узбекское общество стало страной, способной на большие перемены и реформы. Благодаря масштабным реформам, проводимым в системе образования нашей страны, для подрастающего поколения созданы уникальные возможности для приобретения современных знаний и приобретения профессии. Основой общественной и духовной активности нашей молодежи является осуществление Третьего Возрождения. Новый Ренессанс послужит созданию огромного богатства в нашей стране за счет соединения науки, образования, духовно-просветительских знаний и мировоззренческих ценностей, увеличению объема национального человеческого капитала, улучшению жизни нашего народа и оставит наследие грядущим поколениям.

Методологический подход к формированию инновационной среды включает характеристику индивидуального инновационного потенциала при создании модели инновационной деятельности через формирование

инновационной среды и улучшение инновационного климата. Использование инструментов оценки эффективности и согласованности статичных процессов развития человека позволяет выявить системные проблемы его развития и разработать меры государственной политики по управлению человеческим капиталом с учетом устойчивости инновационных процессов.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан ПФ-5847 от 8 октября 2019 года об утверждении «Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».

2. Абдурахманов К.Х. Экономика труда и социология. Учеб. -Т.: «Наука и техника», 2012, 388 стр.

3. Г'.З. Убайдуллаева «Методика экономического образования». Ташкент -«Наука и техника» -2020.

4. Блоксина, Т. К., Быкова О. Н., Ермолова Т. К. Экономика и управление инновационной организацией: учебник / Т. К. Блоксина, О. Н. Быкова, Т. К. Ермолова. — М.: Проспект, 2017. — 428 с.

5. Окунькова Е.А. Роль человеческого капитала в инновационном развитии экономических систем / Е.А. Окункова // Мировой научный потенциал. -2018. - №11- С. 120-123.

6. https://stat.uz/ - Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

7. https://ziyonet.uz - Образовательный портал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.