«етуушшим-шишаи» mm / economic sciences
53
приятий, сотрудники налоговых и финансовых органов, для акционеров и кредиторов такой вид информации считается закрытым. Таким образом, целью примененияуправленческого учёта является обеспечениегармонизации функционирования предприятия.
В заключение важно отметить, что роль системы управленческого учёта на любом предприятии очень велика. Внедрение данной системы необходимо руководителю, менеджерам и всему персоналу, так как важность правильности постановки управленческого учёта даёт информацию, которая необходима дляусиления внимания и определения приоритетности выполнения задач предприятия, направленных на планирование и прогнози- рова-ние её дальнейшей деятельности. Разработка и применение эффективных решений руководителя будет служить основополагающей предпосылкой конкурентоспособности предприятия на рынке, проведению чётко сфор- мированной кадровой политики [4]. Результаты от внедрения системы
УДК 338.1
управленческого учёта превзойдут все ожидания, так как сформируют аналитическую информацию для оценки перспективы, а также создадут механизм осуществления контроля над исполнением принятых решений.
Список литературы
1.Мартыненко Е.В., Баранников А.А. Управленческий учёт: предпосылки возникновения, сущность и современная научная концепция// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №86(02). С. 45-51.
2.Рожкова Н.К., Щуплова М.А. Виды и характеристика системы директ-костинга // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4.
3.Шаповал Е.В.Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции: сборник научных статей. - № 19. - М.: ГУУ, 2012.
4.Гаррисон Р. Управленческий учёт. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 1024 с.
Тешабоева З. Т.
старший преподаватель Андижанский машиностроительный институт РР!: 10.24412/2520-6990-2022-16139-53-56
НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННУЮ ТРАЕКТОРИЮ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА
Zilola Teshaboeva
Senior Lecturer Andijan Machine-Building Institute
DIRECTIONS OF TRANSITION TO THE INNOVATIVE TRAJECTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY OF UZBEKISTAN
Аннотация.
Поставленная на перспективу задача выхода страны на инновационную траекторию развития определяет необходимость повышения её позиций в Глобальном инновационном индексе, увеличения эффективности вложений в инновации и их результатов. Для этого необходимо дальнейшее укрепление национальной инновационной системы, институтов, увеличение вложений в человеческий капитал и исследования, повышение уровня развития рынка и бизнеса, увеличение результатов в области знаний и технологий, а также творческой деятельности.
В статье рассмотрены основные позиции Узбекистана в Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года и предложены основные направления дальнейшего усиления основных показателей.
Abstract.
The long-term goal of the country to enter the innovative development path determines the need to improve its position in the Global Innovation Index, increase the efficiency of investments in innovations and their results. This requires further strengthening of the national innovation system, institutions, increasing investment in human capital and research, increasing the level of market and business development, increasing results in the field of knowledge and technology, as well as creative activity.
The article discusses the main positions of Uzbekistan in the Global Innovation Index at the end of2021 and suggests the main directions for further strengthening the main indicators.
Ключевые слова: Конкурентоспособность экономики, Глобальный инновационный индекс, инновационная инфраструктура, вложения в инновации, результаты инноваций, вложения в человеческий капитал и исследования
Keywords: Competitiveness of the economy, Global Innovation Index, innovation infrastructure, investment in innovation, innovation results, investment in human capital and research
ЕСОШМТС 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШШШШШУМ-ШУГМак» #16(139), 2022
54
Быстрое внедрение современных инновационных технологий в экономику, социальную и другие сферы с широким использованием научно-технических достижений является важным условием поступательного развития Республики Узбекистан.
Модернизация всех сфер жизни общества и государства требует проведения реформ на основе современных инновационных идей, разработок и технологий, которые обеспечат быстрое и качественное продвижение нашей страны на пути становления в ряд лидеров региональной экономики.
В целях улучшения инвестиционной привлекательности и укрепления имиджа нашей страны на международной арене, внедрения новых механизмов работы с рейтингами и индексами в государственных органах и организациях, а также реализации задач, определенных в Стратегии, был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 02.06.2020 года № УП-6003 «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в Международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях».[1]
Глобальный инновационный индекс (ГИИ) -это одна из главных публикаций, дающая оценку инновационной деятельности стран. Глобальный инновационный индекс составляет с 2007 года консорциум Корнельского университета (США), Школы бизнеса 1№ЕАБ (Франция) и Всемирная организация интеллектуальной собственности. ГИИ формируется на основе 80 показателей, объединенных в семь направлений анализа (институты, человеческий капитал и исследования, инфраструктура, уровень развития рынка, уровень развития бизнеса, результаты в области знаний и технологий, результаты творческой деятельности). Итоговый рейтинг рассчитывается как среднее двух субиндексов — ресурсов инноваций (институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, уровень развития рынка и бизнеса) и результатов инноваций (развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности). Коэффициент эффективности инноваций определяется как отношение двух субиндексов, отражая таким образом агрегированную результативность инновационной деятельности при данном инновационном потенциале. [6]
Изучение долгосрочной связи между инновациями и экономическим ростом служит объектом изучения многих исследователей. Баланова М.М. в своих работах рассматривает вопросы корелляции между уровнем развития технологий и инноваций на рост ВВП стран на примере России и Китая [2. стр. 83.]. По исследованиям Туманяна Ю. Р. «Создание цифровой, управляемой технологиями, экономики может стать тем двигателем экономического роста, в котором нуждаются большинство стран мира. Потенциальные экономические выгоды от цифровизации производственной и экономической деятельности велики - это, прежде всего, формирование новых источников дохода и расширение границ экономических возможностей страны. Такой экономический подъем приводит к повышению
глобальной конкурентоспособности и улучшению жизненных условий населения» [3. стр. 6]. В статье зарубежных исследователей под руководством Ма-радана Р.П. «Способствуют ли инновации экономическому росту?» рассмотрены долгосрочные связи между инновациями и ростом доходов на душу населения в 19 странах Европы [4]. Как мы отмечали ранее, : «Увеличение доли НИОКР в ВВП увеличивает инновационный потенциал экономики. Большая доля добавленной стоимости в объёме произведённой продукции способствует более высокой занятости и оплате труда работников. Результаты НИОКР, осуществляемых в высокотехнологичных отраслях, способствуют ускоренному развитию других секторов экономики» [5. Стр. 37].
Взаимосвязь степени инновационной активности экономики и уровня её конкурентоспособности сегодня показывают как научные исследования, так и мировой опыт. Исходя из этого, страны с развивающимися экономиками должны активно переходить на инновационную траекторию развития.
В то же время анализ показал, что в Узбекистане проводится недостаточная работа по модернизации и диверсификации производства, увеличению его объемов и расширению ассортимента конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. В числе недостатков выделяются следующие:
- низкий уровень охвата высшим образованием (9% в до 2016 года и 25% в2021 году);[14]
- высшие учебные заведения не самостоятельны в определении учебных планов и программ, размера квоты приема, распределения средств;
- взаимодействие между министерствами и ведомствами, отвечающими за развитие научной и инновационной деятельности, не является адекватным, деятельность научно-исследовательских учреждений и лабораторий не скоординирована должным образом;
- низкий уровень коммерциализации научных результатов;
- несовершенство механизма трансферта технологий и инноваций
- отсутствие высококвалифицированных специалистов в области управления инновациями, способных активно продвигать и осуществлять трансферт технологий;
- недостаточно бюджетных средств, выделяемых на исследования и разработки;
- государственное финансирование научной и инновационной деятельности малоэффективно и непрозрачно, отсутствуют механизмы привлечения внебюджетных и частных средств, недостаточно развиты внутренние источники заемного финансирования;
- недостаточная защита результатов интеллектуальной деятельности, нехватка квалифицированных специалистов в этой области, особенно в государственных органах и организациях;
- низкий уровень внедрения инновационных технологий в области возобновляемых и альтернативных источников энергии, энергетического использования вторичных ресурсов;
«шуушшшум-шугмау» #ш®9), 2022 / economic sciences
55
- корпоративные отношения и принципы корпоративного управления недостаточно развиты, особенно в государственных компаниях;
- доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны невелика.
Эти недостатки препятствуют быстрому инновационному развитию страны, привлечению инвестиций, экономическому росту и развитию других сфер государственной и общественной жизни.
Многочисленные варианты прогноза развития мировой экономики сходятся в том, что в долгосрочной перспективе (20-25 лет) темпы экономического роста в развитых странах составят около 2-2,5 % в год.[6. стр.267]. Макроэкономический анализ показывает, что во многих развитых странах информационные и телекоммуникационные технологии реально становятся важным фактором экономического роста. Так, во второй половине 1990-х гг., во многом благодаря ИКТ, существенно модернизировали свою экономику и в результате добились высоких темпов роста ВВП и производительности труда такие страны, как Финляндия, Ирландия, Швеция, Канада, Сингапур, Австралия и др.
Динамика роста объёмов услу _в валовой добавленной ст
Влияние ИКТ на экономический рост в течении 90-х годов усилилось примерно в два раза, достигая в некоторых странах двух процентных пунктов [7. стр.11]. И такая тенденция характерна для всё более и более широкого круга стран.
Уровень цифровизации и информатизации экономики является мощным активирующим фактором роста. Доля цифровой экономики в ВВП Узбекистана по итогам 2019 года составила 2,2% против 10,9% в США, 10% в Китае и 5,5% в Индии.[8, стр.14]. По итогам 2020 года валовая добавленная стоимость, созданная в сфере услуг в области «информации и связи» выросла с 2016 года в 2 раза с 4,4 до 8,8 трлн. сумов, а объем оказанных услуг по виду экономической деятельности «информация и связь» вырос в 2 раза с 6,3 до 12,9 трлн. сумов.
Развитию отрасли ИКТ способствовал рост объёма инвестиций в основной капитал по виду деятельности «информация и связь», который в период 2016—2020 годов вырос в 4 раза с 1,2 до 4,8 трлн. сумов, в их числе объёмы иностранных инвестиций и кредитов выросли в 2,5 раза с 0,8 до 2 трлн. сумов.
сферы «информации и связи»
дмости в 2016—2020 годах_
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
ВВП, в т.ч. 242,5 302,5 406,6 510,1 580,2
Валовая добавленная стоимость отраслей, в т.ч. 220,1 267,7 361,1 464,9 535,8
сферы «информация и связь» 4,4 5,7 7,0 7,4 8,8
Источник: данные Госкомстата РУзб.
С учётом опыта борьбы с пандемией в 2021 году предусматривается расширение цифровиза-ции в сфере здравоохранения, завершение внедрения в регионах систем электронная поликлиника и телемедицина. Продолжится цифровая трансформация банковской сферы, включая автоматизированные системы управления и финансовых технологий. Для цифровизации сельского хозяйства будет привлечено более 600 млн долларов для внедрения современных агротехнологий и инновационных решений.
Однако, несмотря на осуществляемые мероприятия, вследствие слабой цифровой инфраструктуры и нехватки цифровых навыков большинства населения в стране, в Узбекистане недостаточными темпами развивается цифровой товарооборот.
Значение отраслей высоких технологий для экономического роста многообразно. В фирмах этих отраслей осуществляется особо интенсивная инновационная деятельность, способствующая расширению и созданию новых рынков сбыта и более эффективному использованию ресурсов. Большая доля добавленной стоимости в объёме произведённой продукции способствует более высокой занятости и оплате труда работников. Результаты НИОКР, осуществляемых в высокотехнологичных отраслях, способствует ускоренному развитию других секторов экономики.
Для системного и комплексного решения задач усиления инновационной и цифровой составляющей национальной экономики 21 сентября 2018
года была принята «Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан».
Основной целью стратегии является развитие человеческого капитала как фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на международной арене и ее инновационное развитие.
Основными задачами Стратегии в достижении основной цели являются:
- добиться того, чтобы к 2030 году Республика Узбекистан вошла в число 50 ведущих стран мира по Глобальному инновационному индексу;
- повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров к потребностям экономики;
- создание эффективных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для укрепления научного потенциала и повышения эффективности исследований и разработок, широкого внедрения результатов исследований, разработок и технологий;
- усиление привлечения государственных и частных средств на инновации, исследования, разработки и технологии, внедрение современных и эффективных форм финансирования деятельности в этих сферах;
повышение эффективности органов государственной власти за счет внедрения современных методов и инструментов управления;
обеспечение защиты прав собственности, создание конкурентных рынков и равных условий для
ECONOMIC SCIENCES / «ШУШШШМ-ШГМак» #16(139), 2022
56
ведения бизнеса, развитие государственно-частного партнерства;
создание устойчивой социально-экономической инфраструктуры.
Поставленные перед экономикой задачи предполагают ускоренное наращивание «интеллектуального потенциала модернизации».
Исходя из этого, необходимо определить направления «точек приложения», дающим возможность нового импульса развития экономики:
- цифровизация экономики и увеличение доли наукоёмкого сектора;
- увеличение финансирования НИОКР, которые обеспечат долгосрочный эффект;
- дальнейшая модернизация и диверсификация промышленности путем перевода его на качественно новый уровень, направленного на опережающее развитие высокотехнологичных обрабатывающих отраслей, прежде всего по производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов [9];
-сокращение энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкого внедрения в производство энергосберегающих технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, повышение производительности труда в отраслях экономики;
-создание новых и повышение эффективности действующих свободных экономических зон, технопарков, малых промышленных зон;
- разработка механизма производственной и технической кооперации в промышленности с использованием технологий «электронного рынка»;
- увеличение численности женщин, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, а также повышение их доли в государственном управлении;
- создание и совершенствование механизма венчурного финансирования стартапов, увеличение венчурных фондов;
- широкое внедрение новых информационных технологий в сферу образования, расширение возможностей дистанционного образования;
- подготовка кадров, способных работать с «умными» информационными системами;
- создание инфраструктуры рынка «интеллектуальной продукции» как одного из основных ресурсов модернизации;
- увеличение результативности творческой деятельности;
- достижение устойчивого сельского и лесного хозяйства, действия в связи с изменением климата, экологически чистый транспорт и эффективное использование ресурсов;
- стимулирование государственно-частного партнёрства, передачи знаний и улучшение условий труда исследователей.
Использованная литература:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 02.06.2020 г. № УП-6003 "Об улучшении позиций
Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях"
2. Баланова. М.М., влияние цифровизации на экономический рост стран на примере России и Китая// Экономика: теория и практика, № 2 (62), 2021 год, стр. 83-92
3. Туманян Ю. Р. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и решения социальных проблем// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2 стр. 6
4. Maradana R.P., Pradhan R.P., Dash S., (...), Jayakumar, M., Chatterjee D., Does innovation promote economic growth? Evidence from European countries /2017. Journal of Innovation and Entrepreneurship 6(1) Open AccessK
5. Тешабоева, З. (2021). Повышение доли наукоёмкого сектора - важное направление построения инновационной экономики. Экономика и образование, (2), 36-38. извлечено от http://cedr.tsue.uz/index.php/journal/article/view/77
6. Д.С.Львов, Россия в глобализирующемся мире: модернизация российской экономики. Москва,«Наука»,2007 г
7. Ho M. ICT and Economic Growth in 50 countries: Working paper. Cambridge (Mass.): Harvard Univ., 2002
8. https://www.tadviser.ru/index.php/ Эконо-микаУзбекистана
9. Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Умурза-кова Замира Солижановна. Повышение конкурентоспособности национальной экономики как приоритетное направление развития страны // Евразийский научный журнал. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-natsionalnoy-ekonomiki-kak-prioritetnoe-napravlenie-razvitiya-strany (дата обращения: 09.02.2022
10. Тешабоева, З., & Кобулова, М. (2021). Необходимость цифровизации и информатизации национальной экономики для повышения её эффективности. Экономика и образование, (6), 235-239. извлечено от http://cedr.tsue.uz/index.php/journal/article/view/312
11. Васильева Татьяна Николаевна, Васильева Ирина Витальевна, «Глобальный инновационный индекс 2017» - тенденции развития инновационной деятельности в мире, «Инновации и инвестиции» №12 , 2017, стр 73.
12. Шакирова. Ф.Б. Развитие экономики Узбекистана на основе инновационной деятельно-сти//Проблемы современной экономики, №3(55), 2015, стр.299-302
13. Исследование цифровой экономики Узбекистана: инвестиции в IT-сектор за 4 года выросли в 4 раза // https://www.gazeta.uz/ru/2021/05/05/research
14. https://www.stat.uz