ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Винникова Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Сочнева Анастасия Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия
На данном периоде развития экономики стоит отметить большую роль, которая отводится инновационному развитию в каждом из сегментов производственного и непроизводственного секторов. Модернизация производственных процессов, совершенствование систем в целом приводит зачастую к уменьшению роли человеческого капитала при внедрении инноваций и новых разработок. В данной статье затрагивается вопрос о влиянии человеческого капитала на инновационное развитие экономики и наоборот, того как инновационное развитие вносит коррективы и изменяет роль человеческого капитала в целом. В статье результаты исследований различного вида, затрагивающих данный вопрос. Вместе с этим выделены специфические черты данного термина «человеческий капитал» и определения «трудовые ресурсы», обозначены источники формирования человеческого капитала. Отдельный акцент в статье поставлен на процесс инвестирования в человеческий потенциал, как ведущую составляющую развития инновационных процессов в экономике.
Ключевые слова: человеческий потенциал, инновации, экономика, инвестирование, человеческий капитал, образование.
Инновационный рост считается одним из главных приоритетов экономики на сегодняшний день, поскольку он является стимулирующим фактором деловой активности, который основывается на интеллектуальном капитале и создаёт совокупность инновационных групп факторов производства. Данная система является базисом конкурентоспособности, а также определяет условия для разностороннего развития в процессе творческой самореализации и инвестирование в человеческий потенциал. Важнейшим этапом становления на путь развития экономики и фактором качественного экономического роста является внедрение инноваций во все сегменты, что позволяет создавать конкуренцию на рынке и обеспечить развитие национальной экономики.
На практике приходится сталкиваться с неэффективным использованием человеческого капитала, обусловленным трудоустройством населения не по специальности, несоответствием квалификации требованиям рабочих мест и другими аспектами. В этой связи объективной необходимостью яв-
ляется создание условий для формирования и реализации в трудовой деятельности человеческого капитала, способствующего переходу страны к инновационному развитию.
Современные теоретические исследования позволили сделать вывод о том, что производство человеческого капитала является процессом появления определенных способностей человека, связанных с умением производить мыслительный или материальный продукт с помощью применения инвестиций, которые рассматриваются как действие, направленное на повышение квалификации и производительности труда. Так же отмечается, что есть определенная отдача от инвестиций в человеческий капитал, которая будет способствовать созданию конкурентоспособности на рынке. Существует мнение, что именно сама компания должна создавать для сотрудников условия для обогащения человеческих ресурсов, поскольку в этом есть прямая заинтересованность работодателя, которая заключается в формировании стабильного будущего фирмы [1].
Все источники, позволяющие создать определенный багаж человеческого капитала можно классифицировать следующим образом (рис.1):
Рисунок 1 - Система человеческого капитала
При изучении экономической сути понятия «человеческий капитал» необходимо выделить его связь с термином «трудовые ресурсы», который является наиболее близкой категорией к этому понятию. Они соотносятся со способностью личности к труду. Теоретический аспект человеческого капитала появляется в полемике и разных взглядов на данную категорию двух важнейших в истории экономики направлений - неоклассического и марксистского. Несмотря на противоречия концепций, ключевой особенностью человеческого капитала в данных учениях являются способности человека к труду [2].
Необходимо обозначить специфические черты данных понятий (рис.2):
Трудовые ресурсы
образуют физические и умственные способности, являющиеся воплощением
природных дарований самого человека. Именно природные свойства, которыми обладают трудовые ресурсы, обеспечивают накопление знаний, опыта, умения, превращая их в человеческий капитал. На этой основе человеческий
капитал и трудовые ресурсы взаимодействуют в процессе их функционирования, образуя целостность
Человеческий каптал
отражает более широкий
спектр возможностей человека, чем трудовые ресурсы, и отличается от них различными приращениями, усовершенствованиями, накопленными дополнительными резервами, что способствует требованиям
инновационной экономики — внедрению высоких технологий и ннф ормационно й революции
Рисунок 2 - Специфические черты понятий «трудовые ресурсы»
и «человеческий капитал»
В Стратегии развития РФ до 2020 года отмечается, что качественной заменой сырьевой модели экономического развития России будет выступать модель инновационного развития, которая подразумевает под собой совершенствование человеческого потенциала, что станет гарантом эффективного применение трудовых способностей, знаний и умений, а это, в свою очередь будет способствовать совершенствованию технологий и достижению высоких экономических результатов. В инновационной экономике существуют определенные требования, предъявляемые к человеческому капиталу. Он должен иметь высокую интеллектуальную и информационную емкость, гибкость и мобильность, а также высокую степень адаптации.
Инновационная экономика требует постоянного совершенствования форм и видов занятости, структуры, содержания и улучшение качества человеческого капитала, развития творческих и интеллектуальных качеств в сфере труда.
В нашей стране сформировались основные принципы государственной политики по вопросу формирования системы человеческого капитала:
- Повышение объёма инвестиций в человеческий потенциал в целях создания конкуренции на рынке труда;
- Совершенствование конкурентоспособности инновационной экономики и её секторов путём формирования человеческого капитала, позволяющего создавать и преумножать качественный результат трудовой деятельности в постиндустриальном обществе;
- Создание мероприятий по профориентации и способствование формированию мобильности кадров;
- Переоценка роли человеческого капитала в процессе совершенствования уровня производственных сил не только за счёт применения физического труда, но и за счет интеллектуальных и творческих способностей [3].
Человеческие ресурсы в условиях постиндустриального функционирования инновационной экономики в мировых условиях являются основным двигателем экономического прогресса. Согласно проведенным исследованиям в данной области, основной капитал цивилизованных стран на 2/3 сформирован благодаря человеческому потенциалу, остальную треть составляет финансовый капитал и сырьевая отрасль, в то время, как в России доля человеческого капитала составляет всего лишь 1/7 часть интегрального капитала.
В государствах с развитой экономической системой объем инвестиций в человеческий капитал оправдан высокой прибылью, которая превышает прибыль от производственного инвестирования почти в 3 раза. Данный факт свидетельствует о важности высшего образования как о части системы по созданию человеческого капитала. Следующая схема наглядно демонстрирует влияние различных инвестиций на производительность труда.
Увеличение инвестиций в человеческий капитал на 10%
Повышение
уровня
г образования на у
10% А
Повышение производительности труда на 3-4%
Рост
производительности труда на В:6%
Рисунок 3 - Процентное соотношение инвестиций и производительности труда
Высшее образование можно назвать двигателем инновационных исследований. Его роль также важна для восприятия и умения применить полученные результаты. Именно поэтому в различных теориях человеческий капитал подразумевается, как в истинной форме образования, так и в его последствиях - инновационных исследованиях [4].
Исследования в области человеческого капитала затрагивают еще одну область - концепцию управления талантами. Специалистам удалось оценить вклад тех, кого можно отнести к талантам - они приносят 80% прибыли организации, несмотря на малочисленность - всего 20% от всех сотрудников. Оптимальное количество персонала, которое можно назвать «талантами», для эффективного развития организации составляет примерно 8-15%. Отмечен тот факт, что, если число таких кадров составляет 5% и менее, то компания в скором времени может стать банкротом. Немаловажно то, что развитые страны обладают 25% трудовых ресурсов, связанных с высокими технологиями, в этой сфере и сосредоточено основное число «талантов».
Человеческий капитал принято оценивать по следующим показателям:
- Оценка эффективности образования с помощью проверки знаний путём тестов и кейс-заданий;
- Уровень образования, а также количество лет обучения для взрослого населения;
- Совокупная степень охвата общества образованием (доля населения, имеющее образование.
С позиции развития социально-экономической системы интеллектуальный потенциал и человеческий капитал в процессе своего взаимодействия в инновационном процессе становятся основой для интеллектуально-инновационной деятельности. На рисунке 4 представлена система мотивации данного взаимодействия.
Инновационнля среда
_Л_
Система мотивации интеллектуально-инновационной деятельности
Рисунок 4 - Мультипликативная модель взаимосвязи и функционирования
человеческого и интеллектуального капитала в инновационной среде
Кадровый потенциал также занимает важное место в системе инновационного развития экономики. Он создаётся на фундаменте человеческого капитала, который расширяет возможности применения трудового общественного потенциала. Кадровый потенциал определяет функции предприятий, позволяет оценить уровень конкурентоспособности и зависит от возможностей, которыми могут воспользоваться работники на данном предприятии [5].
Следует отметить, что роль человеческого капитала в системе инновационного развития экономики достаточно велика. Для его развития необходимо как государственное вмешательство, так и участие частных секторов, поскольку человеческий потенциал как в организациях, так и стране в целом является главным преимуществом на мировом экономическом рынке. Таким образом, инновационное развитие Российской Федерации обусловлено инвестициями в человеческий капитал.
Список литературы
1. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Репина Р.В., Коровина Е.А. Актуальные вопросы инновационного развития предприятий промышленного сектора России//Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016
2. Джандар С. Х. Человеческий капитал как фактор развития современной экономики // Новые технологии. 2017. №1.
3. Жуковская И.Ф. Человеческий капитал - главный фактор развития современной экономики // Экономика образования. 2015.
4. Мошуренко П. С. Актуальные вопросы развития инновационной экономики/П.С. Мошуренко//Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. -2017. -№ 2. -С. 21-33.
5. Резник Г. А., Амирова Д.Р. Инновационный трудовой потенциал российской экономики: проблемы и перспективы подготовки//Russian Journal of Management. -2016. -Т. 4. -№ 3. -С. 342-347.
6. Резник Г.А., Курдова М.А. Функции российского университета в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики //Интеграция образования. -2017. -Т. 21. -№ 3 (88). -С. 441-458.
7. Рыбкина М.В. Человеческий капитал как экономическая категория // Вестник Ул-ГТУ. 2015. №4 (72).
8. Тугускина Г. Н. Человеческий капитал: управление развитием // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2016. №1 (4).
9. Якимова Л.А., Колоскова Ю.И., Гуняков Ю.В., Подопригора В.Г. Человеческий капитал как фактор развития экономики // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. №2.
Vinnikova Irina Sergeevna, Cand.Econ.Sci., associate professor
(e-mail: [email protected])
Kuznetsova Ekaterina Andreevna, senior lecturer
(e-mail: [email protected])
Сочнева Анастасия Сергеевна, student
(e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia HUMAN CAPITAL IN THE SYSTEM OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT
Abstract. At this period of economic development, it is worth noting the large role that is given to innovative development in each of the segments of the production and non-production sectors. Modernization of production processes, improvement of systems as a whole often leads to a decrease in the role of human capital in the implementation of innovations and new developments. This article addresses the issue of the impact of human capital on the innovative development of the economy and vice versa, how innovative development makes adjustments and changes the role of human capital in general. The article presents the results of studies of various kinds affecting this issue. Along with this, specific features of the term "human capital" and the definition of "labor resources" are identified, the sources of the formation of human capital are identified. A separate emphasis in the article is placed on the process of investing in human potential, as a leading component of the development of innovative processes in the economy.
Keywords: human potential, innovation, economics, investment, human capital, education.